Признание суверенного казахстана мировым сообществом принятие в оон кратко

Обновлено: 04.07.2024

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Важнейшим шагом, который сделал Казахстан, вступая в международное сообщество на правах нового суверенного государства, стала новая антиядерная политика. Вслед за закрытием Семипалатинского испытательного полигона в марте 1992 года в Москве был подписан Меморандум между Россией, Казахстаном, Украиной и Беларусью. Согласно этому документу Казахстан отказывался от атомного оружия. Чуть позже, в мае 1992 года, заключен Лиссабонский протокол, юридически подтвердивший положения меморандума. Казахстан встал на безъядерный путь. Как позже признался Нурсултан Назарбаев, отказ от ядерного оружия обеспечил стране гораздо более эффективную безопасность и значительно расширил возможности привлечения иностранных инвестиций.

Лиссабонский протокол стал основанием для продвижения идей безъядерного мира на международной арене. Уже в декабре 1993 года Парламент РК ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Думаю, политика мира Нурсултана Назарбаева во многом и предопределила успех Казахстана, а к его мнению стали прислушиваться с первых дней выхода на международную арену. Достаточно сказать, что Казахстан был принят в ООН в марте 1992 года, и уже в октябре, выступая на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, Нурсултан Назарбаев выдвинул идею о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

- Движение к такой континентальной структуре может быть многошаговым и поэтапным, - заявил Нурсултан Назарбаев. - Оно может протекать, например, по такой схеме: от двусторонних отношений, через региональные и континентальные структуры и коалиции по отдельным видам сотрудничества, таким как выработка мер доверия и коллективной безопасности, гуманитарные, экономические, культурные взаимодействия, к общим континентальным органам сотрудничества по широкому спектру проблем.

Практически сразу идея СВМДА нашла поддержку со стороны целого ряда государств, а впоследствии вылилась в создание мощной структуры - восточного аналога ОБСЕ. Кстати, в этом же году Казахстан стал участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Не менее важный вопрос, который встал перед молодой республикой, касался урегулирования пограничных вопросов и, прежде всего, с Китаем, поскольку руководство бывшего Советского Союза в течение многих десятилетий так и не сумело решить эту проблему. Но зато у Казахстана все получилось. Причем во многом благодаря Нурсултану Назарбаеву процесс делимитации приобрел многосторонний характер.

8 сентября 1992 года в Минске был подписан Протокол о создании объединенной комиссии постсоветских республик в составе России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана по урегулированию пограничных вопросов с КНР. Этот день в дипломатических кругах считается отправной точкой переговоров, позволивших создать в будущем Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), одним из учредителей которой и стал наш Президент.

Не менее важным для страны была и смена государственных символов. 4 июня Глава государства принял участие в пленарном заседании VIII сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва, на котором состоялось рассмотрение и утверждение Государственного флага и Государственного герба.

- Акт принятия Верховным Советом новых государственных символов Казахстана обозначает для казахского народа и представителей других национальностей, населяющих республику, не просто замену старых, обветшалых атрибутов классового, тоталитарного общества. Это свидетельство окончательного поворота республики к построению демократического и правового государства, к созданию нового общества, основанного на принципах суверенитета личности, единства его этнически многообразного народа, - заявил Президент.

Казахстан и ООН. Основная цель ООН заключается в продвижении мирного и устойчивого развития в глобальном масштабе. Казахстан после обретения независимости также определил мирное развитие и расширение добрососедских отношений в качестве ключевого принципа собственной внешней политики. Схожесть целей и задач Казахстана как молодого государства начинающего делать первые шаги на международной арене, 2 марта 1992 г. позволила Республике Казахстан стать полноправным членом ООН. Данное знаменательное событие в истории дипломатии и внешней политики страны произошло на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В результате принятия резолюции 46/224 Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. Осенью 1992 г. , на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, казахстанская делегация впервые приняла участие в форуме ООН в качестве полноправного члена. На этой сессии Президент Казахстана Н. Назарбаев выступил с речью, в которой были обозначены ключевые принципы и направления внешней политики РК, а также планы республики по вступлению на международную арену в качестве независимого и суверенного игрока. Данное выступление можно по праву назвать историческим событием казахстанской внешней политики. В нем Глава государства подчеркнул готовность Казахстана разделять с другими членами международного сообщества ответственность за достижение целей развития, укрепление режима нераспространения оружия массового поражения, соблюдения прав человека, выработку эффективных мер противодействия современным вызовам и угрозам стабильности и безопасности. Следует отметить, что в ходе данного выступления международному сообществу была представлена одна из первых казахстанских инициатив, которая касалась создания специального форума – Совещания по мерам доверия и взаимодействию в Азии. Таким образом, Казахстан начал активную деятельность на мировой арене – в качестве актора, способного влиять на формирование на азиатском континенте принципиально новой системы коллективной безопасности, основанной на диалоге и взаимопонимании в решении актуальных международных проблем. Позиция Казахстана, а также конкретные шаги правительства, направленные на ядерное разоружение, вызывали уважение международного сообщества. В частности, на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главы государств в своих выступлениях приветствовали присоединение Казахстана к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) и Договору о нераспространении ядерного оружия.

Продолжением инициатив Казахстана по ядерному разоружению явилось подписание в октябре 1996 г. Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Все это повысило авторитет Казахстана как молодого государства, придерживающегося принципов стабильности и мирного развития. В рамках деятельности в ООН большое внимание Казахстан уделяет сотрудничеству в сфере обеспечения региональной безопасности и организации миротворческих операций. Так, в декабре 1995 г., наряду с Кыргызстаном и Узбекистаном, Казахстан подписал Соглашение о создании в Центральной Азии совместного миротворческого батальона под эгидой ООН. В 1996 г. Казахстан присоединился к системе резервных соглашений ООН для возможного участия в операциях по поддержанию мира.

Немаловажное значение во взаимодействии с ООН Казахстан уделяет сотрудничеству в сфере противодействия нетрадиционным угрозам, имеющим транснациональный характер. Принимая во внимание международный опыт, следует отметить, что на современном этапе нет ни одного государства (вне зависимости от его политической, экономической и военной мощи), способного в одиночку противостоять таким серьезным вызовам современности, как терроризм, религиозный экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, нелегальная торговля оружием, наркотрафик и пр.

Знаменательным событием в истории сотрудничества Казахстана и ООН явилось избрание РК 2 ноября 2006 г. в один из важнейших органов организации – Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), что явилось признанием конструктивной роли страны в деятельности ООН. В ходе пленарного заседания Генеральной Ассамблеи кандидатура Казахстана получила поддержку 187 из 192 государств – членов ООН, и он стал первым государством региона Центральной Азии, избранным в число 54 государств – членов ЭКОСОС.

Таким образом, начиная с 2007 г. Казахстан представляет в данной структуре интересы Азиатского региона. В мае 2006 г. в Алматы прошла 63-я сессия Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). В работе сессии приняли участие свыше 500 делегатов, включая глав правительств и министров из стран – членов ЭСКАТО, представителей специализированных агентств и фондов системы ООН, межправительственных и неправительственных организаций. Они обсудили вопросы реформы ЭСКАТО, регулирования процессов глобализации и ликвидации бедности, а также поделились мнениями о дальнейшем развитии сотрудничества в области транспорта, торговли, энергетики, информационно-коммуникационных технологий, окружающей среды. По итогам встречи участники специальной комиссии приняли Алматинскую декларацию, посвященную 60-летию Комиссии, а также девять резолюций, направленных на углубление сотрудничества в регионе.

Оценивая результаты данной встречи, министр иностранных дел РК М. Тажин отметил, что активное участие делегатов в обсуждении проекта Алматинской декларации свидетельствует о наличии коллективной политической воли и решимости государств развивать региональное сотрудничество ради улучшения жизни миллионов граждан региона, живущих в бедности. Позиция Казахстана в ООН формируется на основе учета интересов Казахстана по всему комплексу вопросов, рассматриваемых Организацией Объединенных Наций. Особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с ООН в сферах экономики, экологии, социального развития, прогрессивного развития международного права, соблюдения прав человека, борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом.

Таким образом, за годы активного взаимодействия с Организацией Объединенных Наций Казахстан наработал огромный потенциал в сотрудничестве с такими ведущими структурными подразделениями организации, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН ( ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев ( УВКБ), Женский фонд ООН (ЮНИФЕМ), Международная организация труда ( МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и другими учреждениями в рамках привлечения в Казахстан экспертного, технического и финансового содействия ООН. Внешнеполитическая позиция Казахстана заключается в выступлении за многополярный мир в качестве оптимальной формы обеспечения международной стабильности и баланса сил. Данная позиция отражается в стратегическом курсе Казахстана на проведение многовекторной внешней политики. В этой связи в настоящее время Астана выступает за исполнение Организацией Объединенных Наций функций ключевого инструмента коллективного регулирования международных отношений и формирования многополярного мироустройства на основе устава ООН, а также норм международного права. В вопросах реформирования ООН Казахстан выступает за необходимость адаптации институтов системы организации к современным геополитическим и экономическим реалиям, рациональных преобразований для учета мнений всех государств в решении основных международных проблем.

Участие Казахстана в работе международных организаций является одним из важнейших приоритетов внешней политики страны. В этой связи интегрирование Казахстана в систему ООН явилось важным шагом на пути реализации внешнеполитических задач молодого государства. В частности, членство Казахстана в ООН способствовало укреплению суверенитета и независимости страны, предоставило благоприятные международные условия для реализации дальнейших преобразований и осуществления модернизации в социально-политической, экономической, гуманитарной и других сферах общественной жизни.

История на бумаге и фотопленке, ее впервые достали из архива, чтобы напомнить, как в марте 1992-го молодое государство принимали в международное сообщество. Еще и года не было, как страна обрела независимость.

47-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Первое выступление Нурсултана Назарбаева. Многие тогда впервые узнали о Казахстане, как о государстве, отказавшемся от ядерного оружия.

До этого 40 лет на Семипалатинском полигоне были взрывы. ООН направила в регион помощь для восстановления здоровья жертв ядерных испытаний и поддержки экономики региона. Тогда же Назарбаев предложил собрать общеазиатский диалоговый форум.


Это была серьезная заявка молодого государства для участия в мировой политике. Сначала Казахстан только принимал помощь. А сейчас активно помогает другим.

Казахстан содействовал прекращению войны в Сирии, отправил миротворцев в Ливан, организовал дипломатическую миссию в Афганистан.

Первым шагом к признанию Казахстана мировым сообществом был отказ страны от ядерного вооружения в 1991 году. Первой страной, признавшей Казахстан независимым государством, стала Турция.
Более чем в 40 странах мира Казахстан открыл свои дипломатические представительства, стал полноправным членом ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участником важнейших международных конвенций, договоров.

Приоритетами нашей дипломатии остаются углубление и расширение дружественных и взаимовыгодных отношений с ближайшими соседями - государствами Центральной Азии.
Казахстан установил дипломатические отношения со 138 государствами мирового сообщества и располагает разветвленной сетью дипломатических представительств среди стран СНГ. За годы независимости Казахстан открыл 75 загранпредставительств в 56 странах, в том числе 45 посольств, 6 дипломатических миссий, 8 генеральных консульств и 6 консульств. По совместительству Казахстан представлен в 27 странах.
Нашей стране за короткий по историческим меркам срок удалось создать надежный пояс безопасности, юридически оформив процесс делимитации и демаркации государственных границ. На протяжении долгих лет была проделана огромная и кропотливая работа казахстанских дипломатов и юристов, картографов, геодезистов и пограничников.
Казахстан сегодня

В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат.

Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии.
В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.
В обществе сохранены политическая стабильность и межнациональное согласие. Для решения вопросов национальной политики создан уникальный на постсоветском пространстве орган - Ассамблея народа Казахстана, где представлены интересы всех этносов, проживающих в стране.
За это время в государстве радикально реформирована экономика, что обеспечило становление и развитие рыночных отношений, последовательную интеграцию в систему мирохозяйственных связей. Казахстан стал одним из лидеров в СНГ и Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций.

Все сегодняшние достижения нашей республики в области укрепления политической стабильности, эффективных экономических реформ, признания на международной арене и роста благосостояния граждан – это свидетельство сплоченного и созидательного труда всего общества, а значит, и воплощения в жизнь стратегических приоритетов нации.
Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики первого Президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны.
Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа.
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.

Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают нашу страну одной из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала.
Марал АМАНЖОЛОВА

Обретя независимость, Казахстан определил для себя основные приоритеты в процессе выстраивания внешнеполитического курса. В первую очередь это касалось вопроса установления добрососедских, взаимовыгодных и миролюбивых отношений со всеми государствами не только в регионе, но и в мире. Именно поэтому одним из первых шагов Казахстана на международной арене стало вступление в состав Организации Объединенных Наций. Уже почти 30 лет главными задачами для республики остаются проведение работы по обеспечению стратегических интересов государства на международной арене в области глобальной и региональной безопасности, становление справедливого мирового порядка в политике и экономике, создание рамок для устойчивого развития и гармонизации отношений между членами мирового сообщества. О том, какова роль Казахстана в составе ООН и каким образом он смог получить мировое признание, читайте в материале Zakon.kz.

Казахстан стал полноправным членом ООН 2 марта 1992 года, о чем говорит соответствующая резолюция организации за номером 46/224. Наряду с этим Казахстан получил возможность полноценного интегрирования в мировое сообщество, что открывало перед ним новые возможности, которые он умело использовал в период своего становления.

В своих воспоминаниях Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже отмечал:

Полноправное членство в ООН позволило нашему государству более плотно общаться с ведущими фондами, агентствами и программами этой многосторонней организации, успешно отстаивать национальные интересы в области ядерного нераспространения, экономики, здравоохранения, образования, экологии, социальной защиты, привнося накопленный положительный опыт страны в данных сферах международного взаимодействия.

Путь становления

2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Казахстан был единогласно принят в члены ООН. Вместе с ним были приняты Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. После принятия решения руководитель протокольного отдела ООН проводил казахстанскую делегацию в зал заседаний Генеральной Ассамблеи.

В 1992 году в Казахстане были открыты представительства ряда специальных учреждений, фондов и программ системы ООН. Их деятельность направлена на оказание широкой технической, консультативной и финансовой помощи Казахстану.

Первым форумом, в котором казахстанская делегация приняла участие в качестве полноправного члена ООН, стала 47-я сессия Генеральной Ассамблеи, проходившая осенью 1992 года. На этой сессии с развернутой речью о международной политике Казахстана выступил Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В ходе выступления Елбасы изложил свое видение основных принципов участия независимого Казахстана в деятельности Организации Объединенных Наций, а также его роли в современном мире.

Сегодня мир вплотную подошел к той черте, за которой смутные вызовы будущего заставляют нас перейти к новому качеству координации и организации наших совместных усилий. На проходящей сессии Генеральной Ассамблеи уже обозначилось понимание новых реалий, требующих определения новой повестки дня для целостного мира. Концепцию Бутроса Гали по превентивной дипломатии мы считаем крайне своевременной, политически рациональной инициативой, к реализации которой должны подключиться все члены мирового сообщества. При этом мы рассматриваем превентивную дипломатию и как систему политических, социально-экономических мер, направленных на предотвращение возгорания очагов потенциальной напряженности. Важное место в ней занимают как условия поддержания общественно-политической стабильности, лежащие на поверхности, так и проблемы, само существование которых требует глубокого прогностического анализа, – подчеркнул Первый Президент Казахстан.

Кроме того, тогда прозвучали и другие важные инициативы, которые по достоинству оценило все международное сообщество. В этом ключе стоит отметить предложение о необходимости создать отдельную организацию – Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Важный аспект, на котором я хотел бы остановиться, – это проблема мира и безопасности на нашем континенте – Азии, или еще шире – Евразии. Речь идет об инициативе Республики Казахстан по проведению Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Идея создания на нашем континенте структур безопасности и сотрудничества в Азии (СБСА) по типу СБСЕ в Европе давно витает в воздухе, но пока не находит широкой поддержки, – заявил тогда в своей речи Нурсултан Назарбаев.

Именно после этого выступления Первого Президента многие эксперты заявляли, что Казахстан, вопреки всем ожиданиям, смог показать себя достойным и равным членом международного сообщества. А также отмечали, что Казахстану предназначено стать своеобразным мостом между Европой и Азией.

Пользуясь основными принципами избранной внешнеполитической стратегии, о которой по сути и говорил Первый Президент Нурсултан Назарбаев на 47-й Генеральной Ассамблеи ООН, Казахстан за годы своей независимости смог внести огромный вклад в поддержание международного мира и безопасности.

Отказ от ядерного оружия, создание мер доверия в Азии, укрепление интеграционных процессов на пространстве Евразии, поощрение диалога цивилизаций и религий – те шаги, которые предприняло наше государство в соответствии с целями и принципами Устава ООН. На этом фоне Казахстан заслужил широкое признание в ООН как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход к решению мировых проблем.

Основная роль и важные инициативы

С момента вступления в состав организации Казахстан неоднократно выдвигал актуальные инициативы по урегулированию многих конфликтов, региональных споров и общемировых кризисов.

Казахстан приложил немало усилий, чтоб организовать и провести очередной раунд переговоров по ядерной программе Ирана в Алматы, который в дальнейшем стал основополагающим в процессе прихода всех сторон к консенсусу. Стоит напомнить, что тогда в южной столице Казахстана собрались представители пяти государств – постоянных членов ООН – Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, а также Ирана и Германии.

Казахстан также успешно организовал 3-ю министерскую конференцию стран-участниц Стамбульского процесса, где министры иностранных дел нашли точки соприкосновения по решению имевшихся в то время внутриафганских проблем, и внес ощутимый вклад в процесс урегулирования сирийского кризиса.

В последнем вопросе Казахстан и вовсе вошел в историю, так как именно казахстанская переговорная площадка стала уникальной. Именно в Нур-Султане тогда за стол переговоров удалось пригласить не только представителей мирового сообщества, но и обе стороны сирийского внутреннего конфликта – оппозицию и членов правительства Башар аль-Асада. Также в ходе переговоров в Нур-Султане, участникам удалось создать предпосылки для формирования четырех так называемых "зон деэскалации".

Вдобавок ко всему, Казахстан стал первым из пяти государств Центральной Азии, избранным в непостоянные члены и на пост Председателя Совета Безопасности ООН.

Как отмечали тогда многие международные эксперты, избрание Казахстана в СБ ООН является успехом всей Центральной Азии, так как появилось государство, способное отстаивать интересы всего региона перед основными представителями мирового сообщества.

Деятельность Казахстана в качестве непостоянного члена СБ ООН была направлена, в частности, на предотвращение распространения оружия массового уничтожения, урегулирование международных конфликтов, укрепление безопасности в Центральной Азии и Афганистане, борьбу с международным терроризмом, достижение мира и безопасности на Африканском континенте, достижение целей устойчивого развития.

Афганское урегулирование

В августе этого года боевики движения "Талибан" (деятельность организации запрещена на территории РК), воспользовавшись поспешным выводом войск сил международной коалиции во главе с США, смогли фактически бескровно захватить власть в Афганистане.

Данная новость потрясла все мировое сообщество, потому как над миром повисла очередная угроза. Стоит отметить, что движение "Талибан" в ООН было признано террористическим и снимать это лекало руководство не спешит и тем самым пока отказывается признавать их временное правительство.

Казахстан поддерживает позицию ООН, в том числе в плане вопросов касательно признания талибов официальной властью в Афганистане. Однако уже неоднократно настаивал на необходимости активизации мирного переговорного процесса по урегулированию ситуации, дабы не допускать гуманитарной блокады и возможного социально-экономического взрыва, который всколыхнет не только окружающие Афганистан регионы.

Казахстан предложил организовать на территории Алматы гуманитарный хаб для хранения и распределения международной помощи Афганистану. Кроме того, после взятия Кабула боевиками "Талибана" Казахстан оказал непосредственную помощь в процессе экстренной эвакуации части сотрудников МООНСА и согласился на размещение в Алматы временного удаленного офиса МООНСА.

Как отметил Касым-Жомарт Токаев, Казахстан видит будущий Афганистан как подлинно независимое и суверенное государство, живущее в мире с собой и со своими соседями. При этом Афганистан должен продолжать выполнять свои международные обязательства и обеспечить все меры, чтобы его территория не превратилась в плацдарм для террористов, наркотрафика и торговцев людьми.

Невзирая на наши политические или личные убеждения, мы не должны сейчас бросать народ Афганистана на произвол судьбы. Острая гуманитарная ситуация должна быть нашим главным приоритетом. Учреждения ООН и другие гуманитарные организации должны иметь немедленный, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ. Казахстан обеспечил временную передислокацию МООНСА и других отделений ООН в Афганистане. Мы готовы предоставить логистическую платформу для доставки гуманитарной помощи в Афганистан и внести собственный посильный вклад, – подчеркнул президент Казахстана.

Читайте также: