Признаки общества по шилзу кратко

Обновлено: 05.07.2024

Признаки общества (по Э. Шилзу) и их особенности. Критерии общества: универсальность, автономность, интегративность. Конфликтологический подход к пониманию общества, его системные характеристики. Синтетическая модель типологии общества по Д. Белл.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.02.2016
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Теории общества

2. Типологии общества

1. Теории общества

Человек - существо социальное, т.е. его нормальная жизнедеятельность протекает в обществе себе подобных. Что же такое общество? В социологии общество рассматривается в двух смыслах: Во-первых - как исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование, как целостная система, локализованная в пространственных и временных границах.(второе ниже)

Признаки общества (по Э.Шилзу).

Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

Браки осуществляются между представителями данного объединения.

Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

У него есть собственное название и история.

Оно обладает собственной системой управления.

Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Критерии общества:

· Наличие единой территории, являющейся материальной основы возникающих в ее пределах социальных связей.

· Универсальность (всеобъемлющий характер).

· Автономность, способность существовать независимо от других обществ.

· Интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры.

Дюркгейм рассматривает общество как стоящую над индивидом могучую реальность, обладающую силой принуждения по отношению к индивиду. В основе общества лежит не разложимый элемент - социальный факт. Общество - это не просто совокупность индивидов. Оно творит ценности, господствующие в сознании индивида. Главная социальная ценность - сплоченность, обеспечивает сохранение и выживание общества. Общество властвует над индивидом, формируя его сознание, требуя жертвовать индивидуальными ценностями ради коллективных. Данное направление - функционализм - рассматривает общество как самоорганизующуюся систему, все части которой выполняют функции, направленные на сохранение и жизнеспособность целого. Эти идеи получили развитие в рамках структурного функционализма Парсонса, рассматривавшего общество как систему, состоящую из подсистем. Функционирование - это поддержание равновесия в отношениях с окружающей средой. Важнейшей чертой жизнеспособной функциональной системы является стабильность, устойчивость к колебаниям внешней среды. Гарантия выживания - способность системы к самовоспроизводству.

В основе конфликтологического подхода к пониманию общества лежит представление о динамическом характере социальной реальности. Если функционалисты представляют общество как замкнутую систему, стремящуюся к равновесию, то для конфликтологов суть социального - это борьба. Общество всегда пронизано конфликтами - от индивидуального до классового. Не бывает статичного гармоничного общества. Социальное неравенство неизбежно, поэтому борьба интересов всегда была и будет. Современный конфликтолог Р.Дарендорф считает, что основной конфликт любого общества фокусируется вокруг власти. Устранить социальный конфликт невозможно. Благополучное общество - это не отсутствие конфликтов, а правильное к ним отношение, т.е. стремление урегулировать конфликты рациональными методами. К этому направлению относится и теория классовой борьбы К.Маркса. Но имеет утопическую направленность. Классовый конфликт неизбежен там, где существуют классы. В результате пролетарской революции классовые различия уничтожаются и исчезают конфликты. Однако классическая конфликтология считает, что цель - уничтожить конфликт - утопична. Общество должно научиться жить с ними и нивелировать их. шилз общество автономность синтетический

Конфликтологический и функциональный подходы дополняют друг друга при кажущейся противоречивости. Это изображения одной и той же социальной реальности, но в разных плоскостях: в равновесии и в изменчивости.

В целом в социологии можно выделить 2 парадигмы понимания общества: индивидуализм и холизм. Индивидуализм основан на идее внешнего соединения независимых индивидов, опирающееся на индивидуальные интересы. А холизм опирается на идею общества как органического целого, первичного по отношению к индивиду, основанное на всеобщих ценностях первичных по отношению к индивидуальным.

В изучении общества современная социология использует в основном 2 подхода - системный и культурологический.

С позиции системного подхода общество следует определить как упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов - индивидов, групп, организаций, институтов. Эти элементы объединены между собой связями, образующими социальную структуру.

Системные характеристики общества

1. Общество - многоуровневая система. Первый уровень - социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - социальные институты, в рамках которых реализуются социальные роли. Каждый социальный институт может быть представлен как системная организация, способствующая поддержанию единого нормативного порядка, воспроизводству культурных образцов поведения, политической системы и т.д. Третий уровень - совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.

2. Общество - динамическая система, т.е. находится в постоянном движении и развитии. Смена состояний может быть вызвана как влияниями внешней среды, так и потребностями самой системы.

3. Общество - нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем процессы определяются разными причинами и законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему. Поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости

4. Общество - открытая система. Оно реагирует на малейшие изменения извне. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций - непредсказуемых отклонений от стационарного состояния, и бифуркаций - разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, т.к. сами по себе есть нарушение логики развития. Это кризисные моменты излома, когда нарушаются привычные причинно-следственные связи и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации и происходят революционные изменения.

Таким образом, в социологии имеют место различные парадигмы общества, различные подходы к его изучению и, соответственно различные дефиниции данного феномена.

2. Типологии общества

Типологий обществ в истории социальной мысли существовало очень много. Почти каждый видный социолог предлагает свою типологию. Все зависит от принципа, который кладется в основу той или иной типологии. О.Конт выделил 3 стадии развития общества: 1) стадия военного господства (теологическая); 2) стадия феодального господства (метафизическая); 3) стадия промышленной цивилизации (позитивная).

Г. Спенсер использует принцип эволюционного развития (движение от простого к сложному). Все общества он располагает на двух полюсах. Низший полюс - военные общества с высокой степенью однородности, подчиненностью индивида и господством принуждения. Высший полюс - индустриальное общество (доминирует демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюраллизм).

Дюркгейм строит типологию обществ по принципу усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах присутствует механическая солидарность (индивиды как частицы механического целого). В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции. Сами индивиды далеко отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является функциональной, а не механической.

У К.Маркса типология обществ основана на двух критериях - способ производства и форма собственности. Все общества проходят одни и те же стадии развития, которые и составляют элементы типологии. Он выделил 5 общественно-экономических формаций: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое.

Для постклассической социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. Дж. и Г. Ленски приводят типологию обществ, основанную на способе получения средств к существованию. Они выделяют следующие типы обществ.

Простейшие общества - общества охотников и собирателей. Основное разделение труда по половому признаку. Главная ячейка организации и единственный социальный институт - семья. Она выполняла функции, которые сегодня распределены между различными институтами (раздавала пищу, учила детей, ухаживала за больными). Поскольку ничего не производили, были невелики (25-40) и вели кочевой образ жизни. Высокая смертность. То, что добывается. быстро портится, невозможно делать запасы, никто не может стать богаче. Решения принимают сообща.

10-12 т.лет назад начинается первая социальная революция - одомашнивание растений и животных (фундаментальный разрыв с прошлым). Общество начинает развиваться в 2 направлениях: животноводческие и огороднические. Животноводческие остаются кочевыми (идут за животными на новые пастбища). Огороднические оседают. Появляется возможность более надежного обеспечения продовольствием - группы становятся многочисленными, появляются излишки, как следствие, разделение труда, накопление ценностей, что в конечном итоге порождает социальное неравенство (хотя и ограниченное). Появляются вожди.

Промышленная революция начинается в Британии с изобретения парового двигателя в 1765г. Новый источник энергии дал толчок к возникновению индустриального общества, в котором вместо силы человека и животного используется машина. Новый способ производства порождает новые, все более значительные излишки, а, следовательно, и рост социального неравенства.

Американский социолог Д. Белл разработал синтетическую модель типологии общества. Она включает 3 стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением способа производства, формы собственности, социальных институтов, политических режимов, культуры, образа жизни, численности населения. Доиндустриальное общество характеризуется слабо развитой (или отсутствующей) промышленностью, слабой социальной дифференциацией и преобладанием сельского населения. Трансформация традиционного общества в индустриальное определяется как модернизация. Общество и производство основано на использовании машинной техники, концентрацией производства и населения, использованием науки как фактора производства, формированием национальных рынков. Идет активный процесс урбанизации, трансформации всех социальных структур, формирование гражданского общества.

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении совершенно нового типа общества - постиндустриального (Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен и др.). Происходит смещение акцента из сферы производства в сферу обслуживания. Это общество, основанное на информации, услугах и высоких технологиях, а не на сырье и производстве. Основой постиндустриального общества является информация, поэтому возрастает ценность человека как ее носителя, производителя и пользователя. Основой развития становится способность производить, добывать и использовать информацию. Решающую роль начинает играть знания, образование и контроль над информационными потоками.

Список литературы

Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007-572 с.

Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009.-316 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.

Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с.

Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.

Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007.- 479с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.

Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.

Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602с.

Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317с.

Подобные документы

Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.

контрольная работа [97,2 K], добавлен 12.03.2012

Основные признаки общества как системы. Опыт применения системного подхода к анализу развития общества, его переходных и кризисных состояний. "Конец света" как иллюстрация кризиса общества. Определение роли информации в апокалиптических настроениях.

курсовая работа [98,0 K], добавлен 12.03.2015

Варианты определения и сущность понятия "знание", исследование данного феномена социологами различных времен. Признаки современного общества и значение в нем владения информацией. Сетевой анализ как основной методологический подход к изучению общества.

курсовая работа [35,1 K], добавлен 21.02.2010

Современные подходы к пониманию общества. Социологический анализ общества. Социально-исторический детерминизм. Типология обществ. Поиск научных подходов и методов построения теории общества. Социальные связи. Теория "социальных групп".

реферат [16,9 K], добавлен 22.11.2006

Анализ концепций постиндустриального общества. Теория постиндустриального общества американского социолога Даниела Белла. Общество "третьей волны" Элвина Тоффлера. Особенности перехода к постиндустриальному обществу в странах Запада: общая характеристика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общество как система. Типология обществ. Признаки общества по Эдварду Шилзу

Типологии обществ делятся на:

- закрытые и открытые

- дописьменные и письменные

- стабильные и нестабильные

- переходные и устойчивые

- стагнирующие и динамично развивающиеся

Общества делятся на два класса:

- простые - нет лидеров, подчиненных, богатых бедняков

- сложные-несколько уровней управления, несколько уровней населения, расположенных сверху вниз в убывающем доходе.

Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре образования – примитивное, добровольное, феодальное и капиталистическое.

Даниель Белл делит общество на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Развитие человеческого общества последовательно проходит три этапа, соответствующие трем основным типам общества: доиндустриальному, индустриальному, постиндустриальному. Переход от примитивной фазы к доиндустриальному или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от нее к индустриально – промышленной революции.

Общество (в узком смысле) – определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

Общество (в широком смысле) – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Признаки общества по Эдварду Шилзу:

Американский социолог выделил категории общества: оно не является частью более крупной системы, браки заключались между представителями этого союза. Пополняется он в основном за счет детей тех людей, которые являются его признанными представителями.

У общества своя территория. У общества есть свое название и своя история, у него своя система управления. Ассоциация существует дольше, чем средняя продолжительность жизни.

Предметом изучения социологии является наше общество. Таково самое простое и одновременно самое расплывчатое определение сферы ее компетенции. За многие века, а размышлять над природой общества люди начали в глубокой древности, накопились десятки и сотни определений. В одном случае социологи понимают общество как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом - как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем - как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, в четвертом - как продукт межличностных отношений людей, символический аспект социальной коммуникации.



Признаки общества Э. Шилза

1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
2. Браки заключаются между представителями дан­ного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. У него есть собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продол­жительности жизни отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обыча­ев, традиций, норм, законов, правил, нравов), ко­торую называют культурой.

Строительство здания общества тянется очень долго и медленно. Потом что-то достраивается, ремонтируется. В работе участвуют все социальные группы – от пенсионеров до милиционеров. Все они – социальные строители.



Глава 3. Статика и динамика общества

Статика общества

Предметом изучения социологии является наше общество. Таково самое простое и одновременно самое расплывчатое определение сферы ее компетенции. За многие века, а размышлять над природой общества люди начали в глубокой древности, накопились десятки и сотни определений. В одном случае социологи понимают общество как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом - как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем - как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, в четвертом - как продукт межличностных отношений людей, символический аспект социальной коммуникации.

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. [1] .

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

  1. насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
  2. каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
  3. как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие — стремление к гармонии интересов);
  4. как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

  • оно не является частью более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у общества есть собственное название и собственная история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

  • Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
  • Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации [7] [8] . Современное общество организовано исключительно на капитале, что даёт ему право называться капиталистическим.

Общество в литературе и кино

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
оно не является частью более крупной системы;
браки заключаются между представителями данного объединения;
оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
у общества есть собственное название и собственная история;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) , которую называют культурой.

Признаки общества ( вообще-то их семь, но можно выбрать основные 4,как Вам нужно) :
1) Своя территория
2) Существует дольше продолжительности жизни одного человека
3) Пополняется за счет детей представителей объединения
4) Браки заключаются между представителями объединения
5) Свое название и история
6) Своя система управления
7) Своя культура, общие обычаи, традиции, юридические нормы, нравы

Признаки общества Эдварда Шилза

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
оно не является частью более крупной системы;
браки заключаются между представителями данного объединения;
оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
у общества есть собственное название и собственная история;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) , которую называют куль

4 признака общества:
1. Нет официального наименования (у государства есть).
2. Нет имени собственного (у государства есть).
3. Нет юридического адреса (у государства есть).
4. Нет человека, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (у государства такой есть - Путин).
До кучи:
5. Нет членства, порядка вступления и выхода из общества. Как следствие, нет численности общества.

Читайте также: