Признаки государства тгп кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Понятие государства. Его признаки и функции.

Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.

При этом государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества, осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Признаки государства:

1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;

2) населения, на ней проживающего;

3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти (аппарат государства для управления и подавления). Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.). Орган государственной власти представляет собой звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении конкретных государственных функций и наделенного соответствующими полномочиями;

4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д. с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.

Функции государства (основные направления его деятельности) классифицируют на:

1) внутренние (по решению определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства). Их подразделяют на:

А) охранительные (поддержание правопорядка в государстве);

Б) регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, и т. д.).

2) внешние (для решения внешнеполитических задач – оборона страны, сотрудничество между государствами в сфере экономики, культуры, политики и т. д.). Она обеспечивается с помощью вооруженных сил, участия в деятельности международных организаций (например, ООН). Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

При изучении теории государства и права, предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

Государство – это единая организация суверенной, политической, публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливая и взыскивая налоги.

1. В этом определении закреплены основные признаки государства. Рассмотрим их подробнее.

1. Государство – властвующая организация (см. об этом гл.1). Это не организация для решения культурных воспитательных, экономических и т.п. задач (хотя, безусловно, государство занимается и их решением), а организация для осуществления власти.

2. Единство. Государство, государственная власть едина в пределах определенного общества.

3. Суверенитет. Это политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Независимость государственной власти означает ее независимость от какой-либо иной власти.

Суверенитет может быть внутренний и внешний. Внутренний – предполагает независимость государства от каких-либо властвующих субъектов внутри страны. Внешний суверенитет означает независимость государства в отношениях с другими государствами и международными организациями. Однако эта независимость не может быть абсолютной. Являясь членом мирового сообщества, любое государство в международных делах должно уважать права человека, требования международных договоров и конвенций.

4. Политический характер. Государственная власть – власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. – то есть для политических отношений.

5. Публичный характер. Государственная власть – власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества. Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).

г) осуществляется специальным отрядом людей. Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности. Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер. Государственная власть – не аморфное образование. Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения. Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти. Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных ( например, национальность, язык) не может быть.




10. Наличие налогов. Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них - классовый подход. Основываясь на марксистской теории государства, сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых, здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых, в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства – государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой – общесоциальные, гуманистические начала.

При изучении теории государства и права, предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

Государство – это единая организация суверенной, политической, публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливая и взыскивая налоги.

1. В этом определении закреплены основные признаки государства. Рассмотрим их подробнее.

1. Государство – властвующая организация (см. об этом гл.1). Это не организация для решения культурных воспитательных, экономических и т.п. задач (хотя, безусловно, государство занимается и их решением), а организация для осуществления власти.

2. Единство. Государство, государственная власть едина в пределах определенного общества.

3. Суверенитет. Это политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Независимость государственной власти означает ее независимость от какой-либо иной власти.

Суверенитет может быть внутренний и внешний. Внутренний – предполагает независимость государства от каких-либо властвующих субъектов внутри страны. Внешний суверенитет означает независимость государства в отношениях с другими государствами и международными организациями. Однако эта независимость не может быть абсолютной. Являясь членом мирового сообщества, любое государство в международных делах должно уважать права человека, требования международных договоров и конвенций.

4. Политический характер. Государственная власть – власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. – то есть для политических отношений.

5. Публичный характер. Государственная власть – власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества. Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).

г) осуществляется специальным отрядом людей. Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности. Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер. Государственная власть – не аморфное образование. Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения. Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти. Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных ( например, национальность, язык) не может быть.

10. Наличие налогов. Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них - классовый подход. Основываясь на марксистской теории государства, сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых, здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых, в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства – государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой – общесоциальные, гуманистические начала.


О чем эта статья:

Понятие государства

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Работа сайта временно приостановлена

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки . Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Читайте также: