Приведите периодизацию античности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Античность — термин, обозначающий греко-римскую древнюю цивилизацию во всех ее многообразных исторических формах. Этот термин впервые начал употребляться во французском языке в начале XVIII века для обозначения особого вида искусства. Множество последующих исследований в области истории искусств привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности.

Общая периодизация

В античности обычно выделяют следующие периоды:

В геополитическом контексте временные периоды могут варьироваться. Например, расцвет древнегреческой цивилизации отмечается раньше, чем Римская империя. Кроме того, на территории Восточной Римской империи античная цивилизация раньше зародилась и позже угасла, чем в западной части, где на разрушение её уклада повлияли вторгшиеся германцы. Тем не менее, культурное наследие античности в своем позднем виде довольно хорошо сохранилось в быту, языке и традициях большинства современных народов романской группы, а от них передалось другим средиземноморским народам (южные славяне, турки, арабы, евреи, берберы).

Можно отметить и тот факт, что во многом элементы классической античности (законы, традиции, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Византийской империи вплоть до XI века, когда началось вторжение племен турок-сельджуков.

География античности

В древности Балканская Греция занимала территорию около 88 тысяч км кв. На северо-востоке граничила с Македонией, на северо-западе с Иллирией, на юго-востоке омывалась Миртойским, на востоке Эгейским и Фракийским, на западе Ионическим морями. Она включала в себя три региона: Северную Грецию, Центральную Грецию и Южную Грецию (Пелопоннес). Северную Грецию горный хребет Пинд делит на восточную (Фессалия) и западную (Эпир) части. Центральная Греция огорожена от Северной горами Эта и Велухи и состоит из десяти областей: Акарнания, Локрида Озольская, Этолия, Мегарида, Дорида, Локрида Эпикнемидская, Фокида, Локрида Опунтская, Беотия и Аттика. Пелопоннес с остальной Грецией соединялся узким (до 6 километров) Коринфским перешейком.

Готовые работы на аналогичную тему

Центральной областью на Пелопоннесе была Аркадия, граничившая на юге с Лаконией и Мессенией, на западе с Элидой, на севере с Ахайей, на востоке с Флиасией, Арголидой и Сикионией; в северо-восточной части полуострова располагалась Коринфия.

В островной Греции насчитывалось несколько сотен островов, которые образовывали четыре крупных архипелага — Северные Спорады на севере Эгейского моря, Киклады на юго-западе Эгейского моря, Ионические острова у западного побережья Греции, Додеканес на юго-востоке Эгейского моря. Самые крупные греческие острова: Крит, расположенный к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, которую от Центральной Греции отделял узкий пролив Эврип. У западного побережья Греции самыми значительными островами были Лефкас, Керкира, Закинф и Кефалиния.

Балканская Греция была в основном гористой страной (её с севера на юг пронизывают два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной многочисленными заливами и бухтами береговой линией.

Наследие античности

В современности ощущается огромный след античности.

Анализ предпочтений читателей различных средств массовой информации показывает, что общество на рубеже XX—XXI веков находится на волне интереса к наследию античности. Во всем мире ведутся интенсивные археологические работы, результаты которых немедленно привлекают внимание средств массовой информации и становятся предметом общественного обсуждения.

В преддверии Великой французской революции многие философы-материалисты обращались к Лукрецию. Его учение об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о возникновении мира из атомов, о естественном договоре, который объединяет людей для общей пользы, о законе, который установлен людьми для своей же пользы и может быть отменен ими, когда он перестает удовлетворять этой пользе, было созвучно самым передовым теориям той эпохи. Такими же созвучными были идеи равенства, народовластия, свободы, справедливости, хотя они стали пониматься гораздо шире, чем в античности, после того, как стали революционными лозунгами.

Развитие книжного дела стимулировало знакомство с античными авторами и изучение их. Геометрия Евклида, теорема Пифагора, закон Архимеда стали изучаться в школе. Труды географов античности, предполагавших шарообразность Земли и вычисливших её объём, имели большое значение для великих географических открытий. Философские системы мыслителей античности вдохновляли философов Нового времени.

Европейские литература и театр постоянно обращались к античному наследию, и их связи становились всё более многообразными. Античные романы переводились, а новые писались в подражание им.

Множество античных сюжетов и образов — героев, богов, богинь, битв и празднеств — служили художникам и скульпторам темами. Художник Давид, активный участник Великой французской революции писал античных героев, преисполненных гражданских и патриотических чувств.

Античный полис

Античный полис

Развитие античной философии – важнейший этап исторической динамики предмета философского познания. В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).


Далее кратко рассмотрим каждый период.

Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.

2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Более чем десять веков античной философии распределяются примерно так.

Первые двести лет ‑ формирование познавательного интереса к миру, познание мира как единого целого, имеющего свои начала – это формирование первых философских учений о мире, о космосе, о природе; формирование языка научного объяснения мира, подходов к объяснению мира, осознание самой философии как устойчивой системы знаний целого. Этот период получил разные определения: по времени – начальный период (конец VII- первая половина V вв. до н.э.); по месту возникновения (основной географический район) – Ионийская философия (Иония – территория средиземноморского побережья Малой Азии, греческие города-колонии) и Италийская философия(греческие города-колонии в Южной Италии тоже были родиной первых философских учений); по предмету, теме первых философских школ, основной проблематике – космологический или натурфилософский период античной философии.

Первые философские школы и первый философы ‑ авторы первых философских учений о мире:

Милетская натурфилософская школа:основатель – Фалес, последователи – Анаксимандр и Анаксимен.

Пифагорейская школа(Пифагор – основатель).

Учение Гераклита Эфесского.

Элейская школа:основатель – Ксенофан; представители – Парменид, Зенон.

Учение Эмпедокла.

Учение Анаксагора.

Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Второй период – классический период античной философии – вторая половина V-IV вв. до н.э;период создания философских систем; по проблематике – соединение космологической и антропологической проблематики.

Классический период представлен Сократом, который формировался как философ в кругу софистической школы и затем в оппозиции ей; Платоном – непосредственным учеником Сократа; Аристотелем – непосредственным учеником Платона.

По результатам это ‑ самый значительный период античной философии, определивший последующий период развития философии как развитие уже возникших идей, сформулированных положений о мире, человеке, познании.

Третий период – эллинистический, который по времени ‑ самый большой период – IV в. до н.э.-V-начало VI вв. н.э. В этот период окончательно оформились и получили дальнейшее развитие четыре философские школы – платоновская (платонизм как направление философского объяснения мира) или Академия; аристотелевская школа – Ликея или Перипат (перипатетическая) школа и направление философской и научной мысли; Портик – школа Стои или стоицизм, ставший ведущей философией Рима; Сад или школа Сада – учение Эпикура и эпикурейство. Кроме этого продолжали существовать сложившиеся еще в Греции школа скептицизма и школа киников, а также конспирирующая себя школа пифагорейцев.

Третий период, длившийся в общей сложности пятьсот лет, отмечен стремлением философии – как и античной культуры в целом – вернуться к своим истокам, максимально осознать специфику каждой школы, освоить и интерпретировать тексты ее основателей.

Очерк 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Античная философия, несмотря на более чем тысячелетний период существования, обладает единством – единством тем, вопросов, которые эта философия ставит и решает, единством философского языка.

Дадим, прежде чем рассмотрим отдельные философские школы и учения начального периода, общую характеристику античной философии как единого духовного в рамках античной и мировой культуры явления.

1. Античная философия выражает определенный взгляд на мир, который характерен для представителя античной культуры в целом. Этот взгляд предполагает представление о мире, который находится вне нас, вне человека, но которому мы, люди, каждый отдельный человек принадлежим. Говоря философским языком, в основе представления о мире, характерного для античной культуры в целом и который выражен философией, лежит принцип объективизма.Сомнения в том, что мир существует вне нас и независимо от нас, у античного человека нет, нет его пока и в философии. Мир объективен, он существует; человек находится в мире, который вне его и вокруг него.

2. В античной культуре пока нет Духовного Абсолюта, Бога. Но в тоже время здесь есть свой абсолют (но не духовного свойства), на который устремлен взгляд грека, к которому обращены все его устремления и с которым сопоставляется его собственное существование. Это тот абсолют, который мы видим глазами, слышим, осязаем. Этот абсолют для грека – Космос, чувственный космос.




Космос – именно для грека абсолют, т.е. высшее, ценное, самое совершенное. Земля, на которой живет человек, ‑ часть этого космического целого, но она представляет менее совершенное бытие в рамках Космоса. Земля соединяет более тяжелые, непроницаемые и темные начала. Над Землей возвышаются невесомые сферы небесных светил – область светлого, вечно жизненного эфира.

Человек во всех своих проявлениях всегда имеет перед собой совершенный образец. Платон утверждал, что самое главное для человеческой души – подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа.

Современный человек видит мир иначе: для него мир фрагментарен, а мир человеческой культуры, в которой он живет и действует, оказывается отделенным от картины той лишенной ценностных измерений бесконечной вселенной, которую рисует, например, современное естествознание.

Итак, чувственно-материальный космологизм – вот основа античной культуры и философии.

Античность построена не просто на чувственно-материальном космологизме, а наодушевленно-разумном космологизме.

6. Космос существует вечно, сам по себе, то он сам для себя свой абсолют. Можно говорить, характеризуя античный взгляд на мир, об абсолютном космологизме. Космос выступает как божество, так как космос выше всего, от космоса все зависит, Космос вбирает все то, что существует, следовательно, Космос создает все. Космос – это и есть для античного человека абсолютное божество.

Античные боги – часть Космоса: им буквально в некоторых учениях определено место в Космосе; они могут пониматься как идеи, которые воплощаются в Космосе, как олицетворение законов природы, которые им управляют; и т.д. Но, самое главное, боги – часть самой природы, обожествленного Космоса.

Представление о тождестве природного и божественного называется пантеизмом.Потому античную культуру в целом можно определить как пантеистичную.

7. Если нет ничего, кроме космоса и космос совершенно свободен, то, следовательно, все его законы, закономерности представляют собой результат абсолютной необходимости.

Но если все зависит от судьбы, то, что должен делать человек? Знать свою судьбу и принять то, что все определено ею, а потому принять (выстоять) под ее ударами? Или же не знать своей судьбы (она все равно действует) и поступать свободно и решительно? И первый, и второй вариант в своих предельных проявлениях предполагают героизм. Быть героем – это означает существовать в рамках судьбы.

Для сознания античного человека из фатализма естественно проистекает героизм. Ахиллу предсказана гибель у стен Трои. Но он не обращает внимания на предсказания судьбы: гибель – неизбежное дело судьбы, а как погибнуть – его собственное дело. Поэтому он смело идет навстречу опасности, ведет себя в бою у стен Трои как герой, потому что именно в таком геройском поведении он обретает реальную возможность достижения цели, к которой стремился. Судьба выполнит свое решение, но при этом быть героем или трусом, решает уже Ахилл.

Античный фаталистически-героический космологизм получил в античной философии рациональное, логическое обоснование в природе Космоса.

Космос есть абсолютное тело: оно само для себя определяет свои законы. Скульптура как доминирующий в античной культуре вид искусства показывает человеческое тело, прекрасное само по себе и выражающее только себя. Этот вид искусства – подобен космосу. А можно сказать и наоборот, учитывая подобие космоса живому одушевленному и разумному телу, т.е. человеческому телу, что Космос скульптурен, пластически совершенен[1].

IV. Периодизация античной философии

Более чем десять веков античной философии распределяются примерно так.

Первые двести лет ‑ формирование познавательного интереса к миру, познание мира как единого целого, имеющего свои начала – это формирование первых философских учений о мире, о космосе, о природе; формирование языка научного объяснения мира, подходов к объяснению мира, осознание самой философии как устойчивой системы знаний целого. Этот период получил разные определения: по времени – начальный период (конец VII- первая половина V вв. до н.э.); по месту возникновения (основной географический район) – Ионийская философия (Иония – территория средиземноморского побережья Малой Азии, греческие города-колонии) и Италийская философия(греческие города-колонии в Южной Италии тоже были родиной первых философских учений); по предмету, теме первых философских школ, основной проблематике – космологический или натурфилософский период античной философии.

Первые философские школы и первый философы ‑ авторы первых философских учений о мире:

Милетская натурфилософская школа:основатель – Фалес, последователи – Анаксимандр и Анаксимен.

Пифагорейская школа(Пифагор – основатель).

Учение Гераклита Эфесского.

Элейская школа:основатель – Ксенофан; представители – Парменид, Зенон.

Учение Эмпедокла.

Учение Анаксагора.

Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Второй период – классический период античной философии – вторая половина V-IV вв. до н.э;период создания философских систем; по проблематике – соединение космологической и антропологической проблематики.

Классический период представлен Сократом, который формировался как философ в кругу софистической школы и затем в оппозиции ей; Платоном – непосредственным учеником Сократа; Аристотелем – непосредственным учеником Платона.

По результатам это ‑ самый значительный период античной философии, определивший последующий период развития философии как развитие уже возникших идей, сформулированных положений о мире, человеке, познании.

Третий период – эллинистический, который по времени ‑ самый большой период – IV в. до н.э.-V-начало VI вв. н.э. В этот период окончательно оформились и получили дальнейшее развитие четыре философские школы – платоновская (платонизм как направление философского объяснения мира) или Академия; аристотелевская школа – Ликея или Перипат (перипатетическая) школа и направление философской и научной мысли; Портик – школа Стои или стоицизм, ставший ведущей философией Рима; Сад или школа Сада – учение Эпикура и эпикурейство. Кроме этого продолжали существовать сложившиеся еще в Греции школа скептицизма и школа киников, а также конспирирующая себя школа пифагорейцев.

Третий период, длившийся в общей сложности пятьсот лет, отмечен стремлением философии – как и античной культуры в целом – вернуться к своим истокам, максимально осознать специфику каждой школы, освоить и интерпретировать тексты ее основателей.

Очерк 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Античная философия, несмотря на более чем тысячелетний период существования, обладает единством – единством тем, вопросов, которые эта философия ставит и решает, единством философского языка.

Дадим, прежде чем рассмотрим отдельные философские школы и учения начального периода, общую характеристику античной философии как единого духовного в рамках античной и мировой культуры явления.

1. Античная философия выражает определенный взгляд на мир, который характерен для представителя античной культуры в целом. Этот взгляд предполагает представление о мире, который находится вне нас, вне человека, но которому мы, люди, каждый отдельный человек принадлежим. Говоря философским языком, в основе представления о мире, характерного для античной культуры в целом и который выражен философией, лежит принцип объективизма.Сомнения в том, что мир существует вне нас и независимо от нас, у античного человека нет, нет его пока и в философии. Мир объективен, он существует; человек находится в мире, который вне его и вокруг него.

2. В античной культуре пока нет Духовного Абсолюта, Бога. Но в тоже время здесь есть свой абсолют (но не духовного свойства), на который устремлен взгляд грека, к которому обращены все его устремления и с которым сопоставляется его собственное существование. Это тот абсолют, который мы видим глазами, слышим, осязаем. Этот абсолют для грека – Космос, чувственный космос.

Космос – именно для грека абсолют, т.е. высшее, ценное, самое совершенное. Земля, на которой живет человек, ‑ часть этого космического целого, но она представляет менее совершенное бытие в рамках Космоса. Земля соединяет более тяжелые, непроницаемые и темные начала. Над Землей возвышаются невесомые сферы небесных светил – область светлого, вечно жизненного эфира.

Человек во всех своих проявлениях всегда имеет перед собой совершенный образец. Платон утверждал, что самое главное для человеческой души – подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа.

Современный человек видит мир иначе: для него мир фрагментарен, а мир человеческой культуры, в которой он живет и действует, оказывается отделенным от картины той лишенной ценностных измерений бесконечной вселенной, которую рисует, например, современное естествознание.

Итак, чувственно-материальный космологизм – вот основа античной культуры и философии.

Античность построена не просто на чувственно-материальном космологизме, а наодушевленно-разумном космологизме.

6. Космос существует вечно, сам по себе, то он сам для себя свой абсолют. Можно говорить, характеризуя античный взгляд на мир, об абсолютном космологизме. Космос выступает как божество, так как космос выше всего, от космоса все зависит, Космос вбирает все то, что существует, следовательно, Космос создает все. Космос – это и есть для античного человека абсолютное божество.

Античные боги – часть Космоса: им буквально в некоторых учениях определено место в Космосе; они могут пониматься как идеи, которые воплощаются в Космосе, как олицетворение законов природы, которые им управляют; и т.д. Но, самое главное, боги – часть самой природы, обожествленного Космоса.

Представление о тождестве природного и божественного называется пантеизмом.Потому античную культуру в целом можно определить как пантеистичную.

7. Если нет ничего, кроме космоса и космос совершенно свободен, то, следовательно, все его законы, закономерности представляют собой результат абсолютной необходимости.

Но если все зависит от судьбы, то, что должен делать человек? Знать свою судьбу и принять то, что все определено ею, а потому принять (выстоять) под ее ударами? Или же не знать своей судьбы (она все равно действует) и поступать свободно и решительно? И первый, и второй вариант в своих предельных проявлениях предполагают героизм. Быть героем – это означает существовать в рамках судьбы.

Для сознания античного человека из фатализма естественно проистекает героизм. Ахиллу предсказана гибель у стен Трои. Но он не обращает внимания на предсказания судьбы: гибель – неизбежное дело судьбы, а как погибнуть – его собственное дело. Поэтому он смело идет навстречу опасности, ведет себя в бою у стен Трои как герой, потому что именно в таком геройском поведении он обретает реальную возможность достижения цели, к которой стремился. Судьба выполнит свое решение, но при этом быть героем или трусом, решает уже Ахилл.

Античный фаталистически-героический космологизм получил в античной философии рациональное, логическое обоснование в природе Космоса.

Космос есть абсолютное тело: оно само для себя определяет свои законы. Скульптура как доминирующий в античной культуре вид искусства показывает человеческое тело, прекрасное само по себе и выражающее только себя. Этот вид искусства – подобен космосу. А можно сказать и наоборот, учитывая подобие космоса живому одушевленному и разумному телу, т.е. человеческому телу, что Космос скульптурен, пластически совершенен[1].


Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Античная диалектика и её особенности?

=Проблемные вопросы:

1. Каковы сущность и отличительные черты материализма Древней Греции и Рима ? 2. Как отразилась античность в современном мире ? 3. Общие результаты наследия античной культуры ?

Учебные вопросы:

1. Когда возникла античная философия ?

2. Какова суть философии античности ?

3. Когда установилась античная диалектика ?

4.В чем суть спора Платона и Аристотеля ?

План проведения проекта

1. Постановка вопросов.

3. Предоставление учащимся дидактического материала.

4. Сбор учащимися материала к проекту.

5. Оформление результатов исследования.

6. Оценка результатов.

7. Подведение итогов.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ АНТИЧНОСТИ"

Общая периодизация:

Поскольку на античность приходится несколько тысячелетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом.

• Ранняя античность (VIII в. до н.э. — II в. до н.э.)

• Классическая античность (I в. до н.э. — I в. н.э.), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

• Поздняя античность (II—V н.э.). Распад Римской империи.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так золотой век античности в Древней Греции был отмечен раньше чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже чем в Западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы.

Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).


Признаки поздней античности


Характеристика ранней средневековой культуры

В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи. Западная Римская империя пала; другой ее части – Византии – предстояло просуществовать еще некоторое время. Наступило Средневековье – историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению.

Истоки средневековой культуры во многом берут начало в эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье восприняло от античности некоторые художественные формы, а также ремесленные навыки.

1) в Болонье (Италия, 1088);

2) Кордове (Испания, IX);

3) Оксфорде (1209 г.);

4) Сорбонна в Париже (1215 г.);

5) Вене (1348 г.) и т. д.

1) Августин Блаженный;

3) Философ Боэций;

4) Историки Иордан и Беда Достопочтенный.

В XII–XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Основой ее становится схоластика – учение, при котором действительность постигалась с помощью логики разума. При этом схоласты часто увлекались словесной формой, за которой плохо угадывалось содержание, т. е. писали и говорили тяжелым малопонятным языком.


Наследие античности

Средневековье сложно и противоречиво относилось к культурному наследию античности. С одной стороны, средневековая культура (больше на Западе, в меньшей мере в Византии) сложилась в условиях разрыва культурно-исторических традиций с античностью, непримиримой и нередко кровавой борьбы с идеями, идолами и идеалами античного мира. Наиболее радикальные сторонники такой борьбы видели свою цель в том, чтобы превратить отношения этих культурных миров в "вечный покой взаимного небытия".

В "Апостольских постановлениях" эта позиция была высказана с редкой прямотой и непосредственностью: "Удаляйся от всех языческих книг. Что тебе до чуждых для тебя речей, или законов, или ложных пророков, чтение которых отвращает от правой веры легкомысленных людей? Полностью отвращайся от всего чуждого и измышленного дьяволом".

С другой стороны, осмысление античного культурного наследия, диалог с античным прошлым по сути не прекращались в течение всего средневековья, хотя и были различными в разных регионах и в разное время. Самым значительным античное влияние было на Юге Европы, особенно в Италии. Здесь античная традиция никогда не умирала. Она передавалась через латынь, которая в народном разговорном обиходе превратилась в итальянский язык.

На юге Италии, в Калабрии и на Сицилии, благодаря продолжительному византийскому господству никогда не умирал даже греческий язык. Именно здесь были первые центры переводов произведений древнегреческих мыслителей на латынь. Никогда не разрывала с античным прошлым и Испания - она опосредовала свои связи с античностью арабской культурой, впитавшей и тонко осмыслившей богатство древнегреческих и римских культурных форм.

Большую роль в трансляции античной культуры в христианское сознание сыграли традиции образования и воспитания, заимствованные средневековьем из античности. В монастырских школах под руководством ученых грамматиков изучение латыни осуществлялось в том числе и по дошедшим памятникам римской литературы; особенно популярным был Вергилий. В правовой сфере продолжают использоваться традиции римского права. Даже архитектурные формы итальянского средневековья выдают преемственную связь с античным зодчеством.

Знатоки и ценители античности никогда не переводились и в Византии, культура которой самым непосредственным образом была связана с античным миром. Эта связь была непосредственной и буквально зримой. На улицах и площадях византийских городов оставались античные статуи и храмы. Античные мифы и мифологические образы продолжали жить в произведениях византийской литературы, драматургии, изобразительного искусства. На античных образцах основывалась система образования. Вся византийская литература, философия, наука наполнены примерами античного культурного наследия, так или иначе воспринятого, использованного и переработанного.

Читайте также: