Притча о безумном богаче кратко

Обновлено: 02.07.2024

Богачами мало кто из нас себя считает. Безумными тем более. И, тем не менее, нет человека, который бы не совершал ошибок, которые сделал этот описанный Христом богач.

Давайте присмотримся к притче:

«…у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое.

И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Давайте начнем с конца. Обратите внимание на последнее поучение Христа.

И ошибся. Он был всего лишь арендатор, а поступил как собственник, как хозяин. Естественно, настоящий Хозяин вмешался и поправил дело, поставил его на место.

Обратите внимание, насколько безумен был этот богач. Он считал себя собственником и хозяином не только над своим богатством, но и над собственной своей душой.

Он с таким самодовольством говорил ей, что она может теперь радоваться и веселиться, как будто действительно обладал правом собственности над ней.

Финал притчи говорит об обратном. Богач оказался ложным хозяином не только над своим богатством, но и над собственной душой.

И то и другое – не его собственность, а Божья. Богач должен был как хороший арендатор умело пользоваться тем и другим.

Прежде чем перейдем ко второй, давайте задумаемся о том, насколько мы уподобляемся этому богачу.

Даже среди верующих людей вряд ли найдется человек, который не повторял бы его ошибок.

Но это не единственная ошибка богача.

Еще один явный признак безумия богача заключается в том, что он свои права собственности распространил не только на свое материальное богатство, не только на свою нематериальную душу, но и на такую объективную нематериальную реальность как время.

Уф, что-то слишком много безумств оказалось у этого богача!

Я – хозяин времени. Поэтому – ешь, пей и веселись.

Но прежде чем ухмыляться по поводу богача, давайте-ка задумаемся о своей собственной жизни.

Мы не только ему уподобляемся, но даже еще далеко и переплевываем этого богача в собственном безумстве.

Когда строим планы не только для себя, но и для собственных детей, причем, на многие годы вперед.

Мало того, мы еще и выстраиваем поведение и многих других людей в соответствие со своими собственными планами.

Они, по нашему мнению, должны будут вести себя так-то и так-то, как будто мы действительно их повелители.

То есть мы не только хозяева времени, не только хозяева событий и обстоятельств, но еще и хозяева самих людей, когда программируем и задаем им параметры их будущего поведения.

Мало того, мы еще программируем и планируем развитие событий в целых странах и государствах.

В России, по нашему мнению, должно быть то-то и то-то. В Америке – то, а на Украине непременно это.

И просчитался, совершив две грубые ошибки.

Посчитав себя хозяином не только своей собственности и своей души, но и своего времени, которые на самом деле не являлись и не являются ни для кого ничьей собственностью, а только Божьей.

Евангелие от Луки (Глава 12, стихи 16–21):

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов

Притча, которую мы только что слышали, я думаю, по-особому близка нашему сердцу. На человека свалилась огромная житейская удача. Такая удача, которая редко, когда, кому выпадает. Нам вполне понятно, мы даже радуемся за этого грамотного, разумного хозяйственника, который решает разорить старые ветхие хранилища, построить новые, тем самым поднять уровень своего собственного существования, сделать более эффективными свои экономические процессы.

Но на самом деле эта притча является пояснением других слов Спасителя, сказанных ранее: жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Если вдуматься в эти слова, то хочется сказать – плохо, что не зависит. Нам было бы гораздо легче, если бы знали, что счастье первой категории – это 100 тысяч долларов, счастье второй категории – 20 тысяч долларов, ну, а третьей, для тех, кто попроще, и за 5 тысяч долларов вполне можно приобрести.

Но на самом деле Спаситель прав. Счастье невозможно измерять никакими материальными эквивалентами. Иногда на самом деле людям кажется, что для счастья чуть-чуть чего-то не хватает. Человеку, который одержим сребролюбием, всегда не хватает определенной суммы денег. Человеку тщеславному всегда не хватает какой-то дополнительной славы. Человеку, озадаченного своими проблемами, всегда не хватает какого-то волшебного, чудесного разрешения этих проблем.

И вот в этом вечном томлении, вечном хождении человека по кругу проносится у человека вся жизнь. Разве это не жестоко? На самом деле жестокость происходит здесь не от отношения Бога к человеку, а от того, за кого мы считаем сами себя.

Неужели наша жизнь не больше всех этих денег, связей, яхт, богатств, миллионов и миллиардов, когда Господь говорит о ценности всего лишь одной человеческой души, что она больше, чем ценность всего тварного мира. Не совершаем ли мы жуткое, по сути, преступление, как бы ставим знак тождества между собой и, какими бы они ни были великими, материальными благами.

12

Как это ни парадоксально прозвучит, но самый короткий путь к счастью – делать счастливыми других, найти того, кому сейчас гораздо хуже и гораздо сложнее, чем тебе, помочь ему в том, в чем ты реально можешь помочь.

Забыть про самого себя, забыть про мучительные поиски своего собственного счастья, и тогда удивительным, невидимым образом вдруг где-то краешком глаза ты заметишь, что счастье-то есть, счастье-то пришло, счастье не где-то там за горами, за миллионами, за миллиардами, оно здесь, в твоем сердце, ибо в сердце пришел Бог.

И измеряется человеческое счастье вовсе не килограммами золота, у него есть своя система измерения – духовными джоулями сердечной теплоты. И там, где есть эта теплота, там есть счастье. Там, где холод, отчужденность и отстраненность, не будет счастья, не зайдет оно в этот дом.

Помоги же нам, Господи, всякий раз помнить о том, что наши труды, наши добродетели, наши молитвы имеют смысл лишь только тогда, когда в нашем сердце происходит настоящий процесс аккумулирования Твоей сердечной доброты.


Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали чтение притчи о безумном богаче. Как и большинство евангельских притч, это исходящее из уст Спасителя повествование, на первый взгляд, ясно, понятно и жизненно.

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

Что же тут необычного? Таких богачей немало и в наше время.

Но если попытаться вникнуть с вниманием и благоговением в священный текст, то мы увидим много новых, на первый, поверхностный взгляд незаметных для нас смыслов и парадоксов.

Но потом у него появляется как бы еще один собеседник.

Кто это? Это его бессмертная душа. С ней безумный богач завязывает диалог, закончив разговор с самим собой:

Не желая узнать, что же на самом деле нужно его несчастной душе, богач начинает как бы навязывать ей то, что ему представляется благом. Изысканные блюда и напитки, всякого рода роскошь и покой. А бедная его душа мучается и страдает. Эта пища и упокоение не свойственны ей, не приносят ей истинной радости и ощущения полноты бытия.

Только безумный человек здесь, на земле, может предлагать агнцу кость, а волку сено. И Господь обличает безумие богатого человека:

Приговор страшен для богача, но содержит в себе предостережение и для тех из нас, кто главную цель жизни полагает в достижении богатства и покоя.

Дьявол – лжец и льстец. Он обольщает своей теорией бесконечного расширения житниц несчастный род человеческий уже тысячи лет. И сегодня люди не перестают этой лжи верить. Но ложь заключается в том, что житницы не во власти дьявола, потому что по сути своей они не что иное, как время нашей земной жизни, которым распоряжается Бог.

А что же значит – в Бога богатеть? Один из удивительных духовных писателей, описавший тончайшие грани человеческой души, преп. Петр Дамаскин, кратко сформулировал ответ на вопрос, какие же плоды, какое богатство в житницах нашей души могут принести ей истинное упокоение? Вот что он пишет:

Удивительно, что и в прочитанном сегодня Апостоле также говорится о плодах души:

Наверное, дорогие братья и сестры, вы вправе спросить произносящего проповедь священника: есть ли кто из богатых людей, может быть, наших соотечественников, явивших пример не безумного, а мудрого богача, собирающего богатства не для себя, а вБога разбогатевшего? Нам не надо идти далеко за примером.

Ныне Святая Церковь совершает память древнего русского святого, молитвенника, верховного правителя огромного по своей территории и богатству государства, бесстрашного ратника, мудреца, предопределившего на века вперед путь нашего Отечества, святого благоверного Великого князя Александра Невского. Александр Невский стоял в своем служении перед выбором: либо лишиться изобилия земных богатств, выплачивая огромную дань ордынскому хану (а поборы были столь безжалостны, что в 1262-м году привели к восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле и др. городах), либо войти в союз с Тевтонским орденом и Римско-Католической церковью, получив надежную защиту против монголо-татар. Но союз этот, суля спокойную, исполненную земными благами жизнь, требовал поступиться истинами веры. Т.е. тем, что позволяло Православной Руси богатеть в Бога, украшать плодами Духа новый дом Евфрафов, удел избранный Пресвятой Богородицы. На предложение Папы Римского, как гласит летопись:

Кто знает, жила ли бы вообще память о Святой Руси, прими князь иное решение… Кому достались бы ее духовные и земные богатства… По слову Евангелия: кому же достанется то, что ты заготовил?

Современник Александра Невского, князь Даниил Галицкий, пойдя на компромиссы веры, лавировал, хитрил при жизни, но не прошло и ста лет после его смерти, как вся его вотчина – Галицко-Волынская земля – была захвачена венграми, поляками, литовцами, поработившими ее на века.

Будем и мы, братья и сестры, зорко следить за житницами наших душ, наполнять их не пустыми миражами воображаемых богатств и бездумного упокоения, а плодами правды и любви, подражая в жертвенности служения Богу и ближнему нашему земному и небесному заступнику, столь чтимому русским народом и всем православным миром, – святому князю Александру Невскому.


Притчи Иисуса Христа

Притча о безрассудном богаче представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 12 главе Евангелия от Луки с 13 по 21 стих.

Текст притчи


Толкование

Однако это рассуждение так и осталось рассуждением человеческим. Бог определил богачу другую судьбу. Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Описанная в притче ситуация – типичная для многих людей. Причем не только для богатых людей, но и для бедных. Ведь проблема героев притчи состояла не в размере его стяжания, не в его огромном урожае. Его беда заключалась в надежде на богатство. Собранный и богатый урожай вселил в человеке уверенность в будущем. Он забыл о том, что мы можем лишь предполагать, строить планы. Окончательное решение по всем вопросам принимает только Бог. И так бывает всегда.

Однако это мы с вами постоянно предстаем в роли странного путешественника, ведь вся наша жизнь – это краткая остановка на пути в вечность. Наши действия подобным такому путешественнику, который место того, чтобы сосредоточится на главном, начинает тратить свои силы и средства, чтобы обшить гостиничную комнату.

Люди забывают о том, как скоротечна наша земная жизнь. Апостол Иаков назвал ее паром, появляющимся на короткое время и снова исчезающим.

На нашей памяти драматические события, связанные с историей нашей страны. Многие наши соотечественники в советское время копили деньги на старость. Это были средства, полученные в результате упорного труда. Люди предполагали, что закончив трудовую жизнь, смогут безбедно существовать на свои сбережения? И чем обернулись эти надежды? Они рухнули вместе с нашей экономикой. Впрочем, эта история не единична и касается не только нашей страны.

А сколько людей не надеются на милость Божью? Не надеются приобретать материальные блага путем добросовестного труда. Сколько тех, кто стремится и приобретает богатство неправедным путем? И делает это приобретенное грехом стяжание, опорой своей жизни.

Как правил, люди стараются найти оправдание своим поступкам. Нередко человек собирает средства и оправдывает это заботой о своих детях и внуках. Несомненно, такая забота должна иметь место. Как же не помочь самым близким людям? Как не поддержать их вначале жизненного пути? Нужно поддерживаться и заботиться, но не любой ценой.

Когда же человек забывает о Божьих заповедях и оправдывает свое стяжательство попечением о потомстве, страдают сами дети, ради которых человек шел на грех. Деньги, пахнущие болью и слезами, не принесут душе мир и покой.

Читайте также: