Присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий кратко

Обновлено: 07.07.2024

Круг заявителей, которым предоставляется государственная услуга

по присвоению ученых званий:

1) образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;

2) организации дополнительного профессионального образования, реализующие программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;

3) научные организации, реализующие образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования.

по лишению ученых званий:

1) физические лица;

2) юридические лица;

по замене аттестата о присвоении ученого звания:

1) физические лица;

при выдаче дубликатов аттестатов о присвоении ученых званий:

1) физические лица;

Описание результата предоставления государственной услуги

1) приказ Минобрнауки России о присвоении (восстановлении) ученого звания и выдаче аттестата о присвоении ученого звания, выдача аттестата о присвоении ученого звания;

2) приказ Минобрнауки России о лишении ученого звания и об аннулировании аттестата о присвоении ученого звания, аннулирование аттестата;

3) приказ Минобрнауки России о выдаче дубликата аттестата о присвоении ученого звания, выдача дубликата аттестата о присвоении ученого звания;

4) приказ Минобрнауки России о замене аттестата о присвоении ученого звания, выдача аттестата о присвоении ученого звания.

Сроки предоставления государственной услуги

по присвоению (восстановлению) ученого звания:

по лишению ученого звания и аннулировании аттестата о присвоении ученого звания:

по выдаче аттестата о присвоении ученого звания:

по выдаче дубликата аттестата о присвоении ученого звания:

по замене аттестата о присвоении ученого звания

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Для предоставления государственной услуги по присвоению ученого звания заявитель представляет следующие документы и сведения:

• сопроводительное письмо на бланке организации, в которой действует коллегиальный орган управления (ученый, научный, научно-технический совет или иной коллегиальный орган управления, уполномоченный на решение вопросов о представлении соискателя ученого звания к ученому званию) (далее – совет организации), с ходатайством о представлении соискателя ученого звания к присвоению ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту (в случае если документы заявителя, необходимые для предоставления государственной услуги по присвоению ученого звания по той же научной специальности, ранее были возвращены в организацию в соответствии с пунктами 71 и 72 Административного регламента, указывается, что соискатель представляется к присвоению ученого звания повторно);

• справка о представлении соискателя ученого звания к присвоению ученого звания по научной специальности, оформленная в соответствии с приложением № 2 к Административному регламенту;

• заверенная работодателем копия трудовой книжки и (или) основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже, и (или) выписка из послужного списка (для лиц, которые проходят военную или приравненную к ней службу по контракту), подтверждающая стаж научной и педагогической работы соискателя ученого звания в образовательных организациях высшего образования и (или) организациях дополнительного профессионального образования, и (или) научных организациях;

• заверенные работодателем выписки из приказов о педагогической и (или) научной работе соискателя по совместительству в образовательных организациях высшего и (или) организациях дополнительного профессионального образования, в научных организациях (представляются при наличии);

• список опубликованных учебных изданий и научных трудов соискателя ученого звания, оформленный в соответствии с приложением № 3 к Административному регламенту;

• справка о стаже педагогической работы соискателя ученого звания в образовательных организациях высшего образования и (или) организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях на условиях почасовой оплаты труда (представляется при наличии), оформленная в соответствии с приложением № 4 к Административному регламенту;

• копии документов о высшем образовании соискателя ученого звания;

• копии документов об ученых степенях и ученых званиях соискателя ученого звания (представляются при наличии);

• для соискателей ученого звания профессора – список лиц, у которых соискатель ученого звания был(а) научным руководителем или научным консультантом и которым присуждены ученые степени, оформленный в соответствии с приложением № 5 к Административному регламенту, с указанием названий их диссертаций и года присуждения ученых степеней доктора наук или кандидата наук, заверенный ученым секретарем совета организации, (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства или физической культуры и спорта, представляется при наличии);

• в случае, если в качестве заявителя выступает организация, в которой соискатель ученого звания работает по совместительству – решение совета организации по вопросу о рекомендации соискателя ученого звания на присвоение ученого звания с основного места работы соискателя ученого звания, если таковым местом является организация, в которой соискатель ученого звания ведет педагогическую деятельность;

• справка о педагогической работе соискателя ученого звания по научной специальности, указанной в аттестационном деле, оформленная в соответствии с приложением № 6 к Административному регламенту.

• для соискателей ученого звания профессора – список лиц, у которых соискатель ученого звания был(а) научным руководителем или научным консультантом и которым присуждены ученые степени, оформленный в соответствии с приложением № 5 к Административному регламенту, с указанием названий их диссертаций и года присуждения ученых степеней доктора наук или кандидата наук, заверенный ученым секретарем совета организации, (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства или физической культуры и спорта, представляется при наличии);

• в случае, если в качестве заявителя выступает организация, в которой соискатель ученого звания работает по совместительству – решение совета организации по вопросу о рекомендации соискателя ученого звания на присвоение ученого звания с основного места работы соискателя ученого звания, если таковым местом является организация, в которой соискатель ученого звания ведет педагогическую деятельность;

• справка о педагогической работе соискателя ученого звания по научной специальности, указанной в аттестационном деле, оформленная в соответствии с приложением № 6 к Административному регламенту.

Для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства, к документам, указанным в пункте 20 Административного регламента, дополнительно представляются:

• копии документов, подтверждающих достижения и заслуги соискателя ученого звания в области искусств;

• список творческих работ по направлению искусства, оформленный в соответствии с приложением № 7 к Административному регламенту;

• список подготовленных соискателем ученого звания лиц, являющихся лауреатами (дипломантами) международных и (или) всероссийских выставок, конкурсов или фестивалей по направлению искусства, оформленный в соответствии с приложением № 8 к Административному регламенту (с приложением копий дипломов).

Для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области физической культуры и спорта, к документам, указанным в пункте 20 Административного регламента, дополнительно представляются:

• копии документов, подтверждающих достижения и заслуги соискателя ученого звания по направлению физической культуры и спорта;

• список подготовленных соискателем ученого звания лиц, являющихся чемпионами, призерами Олимпийских игр, Паралимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, Российской Федерации, национальных чемпионатов по направлению физической культуры и спорта, оформленный в соответствии с приложением № 9 к Административному регламенту.

Для предоставления государственной услуги по лишению ученого звания и аннулированию аттестата о присвоении ученого звания заявитель представляет следующие документы и сведения:

• заявление о лишении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 10 к Административному регламенту.

Для предоставления государственной услуги по восстановлению ученого звания заявитель представляет следующие документы и сведения:

• заявление о восстановлении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 11 к Административному регламенту.

Для выдачи дубликата аттестата о присвоении ученого звания в Минобрнауки России лицо, которому присвоено ученое звание, представляет следующие документы:

• заявление о выдаче дубликата аттестата о присвоении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 12 к Административному регламенту, в котором объясняются обстоятельства утраты аттестата о присвоении ученого звания;

• копия утраченного аттестата об ученом звании (при наличии);

• справка из органа внутренних дел об утрате аттестата об ученом звании.

Для замены аттестата о присвоении ученого звания в связи с изменением фамилии, имени, отчества (при наличии), пола, а также в случае обнаружения в выданном аттестате о присвоении ученого звания ошибки лицом, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания, представляются следующие документы:

• заявление о замене аттестата о присвоении ученого звания, оформленное в соответствии с приложением № 13 к Административному регламенту, с указанием причины замены в связи с изменением фамилии, имени, отчества (при наличии), пола и (или) обнаружением в выданном аттестате о присвоении ученого звания ошибки;

• копия документа, удостоверяющего личность лица, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания;

• документы, подтверждающие изменение лицом, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания, фамилии, имени, отчества, пола, и (или) документы, подтверждающие наличие допущенной в выданном аттестате о присвоении ученого звания ошибки;

• подлинник аттестата о присвоении ученого звания (при наличии).

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги

  • отсутствие у образовательной организации высшего образования или научной организации, являющейся заявителем, реализуемых образовательных программ высшего образования, имеющих государственную аккредитацию;
  • несоблюдение советом организации требований к процедуре рассмотрения вопроса о представлении соискателя ученого звания к присвоению ученого звания и принятия по нему решения;
  • представление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, содержащих недостоверные сведения;
  • несоответствие документов, представленных на бумажном носителе, документам, представленным в электронной форме;
  • представление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не в полном объеме (некомплект) и (или) оформленных с нарушением требований, предусмотренных пунктами 20 – 22 и 28 Административного регламента;
  • несоответствие соискателя ученого звания требованиям и критериям, установленным Положением о присвоении ученых званий, утвержденных постановлением Правительства постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139;
  • отрицательное заключение совета организации, которой были направлены документы соискателя ученого звания на экспертизу.
  • заявление о восстановлении ученого звания заявителем подано в Минобрнауки России в сроки, превышающие 10 лет со дня принятия решения о лишении ученого звания;
  • отсутствие в заявлении о восстановлении ученого звания доводов, на основании которых лицо, подавшее это заявление, не согласно с решением о лишении ученого звания, а также отсутствие документов, подтверждающих указанные доводы;
  • наличие решения Минобрнауки России по заявлению о восстановлении ученого звания, поданному ранее по тому же вопросу;
  • отсутствие в заявлении о восстановлении ученого звания сведений, предусмотренных пунктом 24 Административного регламента;
  • невозможность прочтения текста заявления о восстановлении ученого звания;
  • содержание в заявлении о восстановлении ученого звания нецензурных либо оскорбительных выражений;
  • представление документов, содержащих недостоверные сведения;
  • отрицательное заключение совета организации, представлявшего соискателя ученого звания к присвоению ученого звания, о результатах рассмотрения заявления о восстановлении ученого звания.
  • заявление о лишении ученого звания заявителем подано в Минобрнауки России в сроки, превышающие 10 лет со дня принятия решения о присвоении ученого звания;
  • наличие решения Минобрнауки России по заявлениям о лишении ученого звания, поданным ранее по тем же основаниям;
  • отсутствие в заявлении о лишении ученого звания сведений, предусмотренных пунктом 23 Административного регламента;
  • содержание в заявлении о лишении ученого звания нецензурных либо оскорбительных выражений;
  • невозможность прочтения текста заявления о лишении ученого звания;
  • представление документов, содержащих недостоверные сведения;
  • отрицательное заключение совета организации, которой было направлено извещение о поступлении заявления о лишении ученого звания;
  • отсутствие в заявлении о лишении ученого звания доводов, на основании которых лицо, подавшее это заявление, не согласно с решением о присвоении ученого звания, а также отсутствие документов, подтверждающих указанные доводы.
  • непредставление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в пункте 25 Административного регламента;
  • отсутствие факта выдачи заявителю аттестата о присвоении ученого звания;
  • представление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, содержащих недостоверные сведения.
  • непредставление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в пункте 26 Административного регламента;
  • отсутствие факта выдачи заявителю аттестата о присвоении ученого звания;
  • представление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, содержащих недостоверные сведения.

Порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги

Со дня приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления государственной услуги посредством ФИСГНА, по телефону, по почте (по электронной почте).

    Заявитель информируется посредством ФИСГНА, по почте (по электронной почте) в порядке, установленном Административным регламентом:
  • о регистрации документов, представленных заявителем;
  • о результатах предоставления государственной услуги;
  • об отказе в предоставлении государственной услуги.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) Минобрнауки России, должностного лица Минобрнауки России либо федерального государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги

определяется в соответствии с разделом V. Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) Минобрнауки России, должностного лица Минобрнауки России либо федерального государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги (п.п. 113-118) Административного регламента по присвоению ученых званий.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Минобрнауки России, связанных с предоставлением государственной услуги, а также его должностных лиц регулируется:


Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!




Утверждено Положение о присвоении ученых званий (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139)

~292 кБ, *.pdf (Размещен 08.05.2014)

~506 кБ, *.pdf (Размещен 10.09.2020)

Ученые звания присваиваются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, которая утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Приказ Минобрнауки России № 1027 от 12.10.2017

~2 МБ, *.pdf (Размещен 26.01.2018)

Паспорта научных специальностей

~7 МБ, *.zip (Размещен 01.04.2021)

~8 МБ, *.zip (Размещен 01.04.2021)

Критерии присвоения ученых званий и требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий по научным специальностям:

Критерии присвоения ученых званий в области искусства и требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий в области искусства:

Требования, которым должны отвечать лица, претендующие на присвоение ученых званий в области физической культуры и спорта:

Решение о представлении лиц к присвоению ученых званий принимается Ученым советом университета.

Для рассмотрения вопроса о представлении к присвоению ученого звания соискатель не позднее, чем за 14 дней до заседания Ученого совета, передает ученому секретарю Ученого совета университета следующие документы:

2) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки, подтверждающую стаж научной и педагогической работы в образовательных организациях высшего и (или) организациях дополнительного профессионального образования, в научных организациях соискателя ученого звания (для сотрудников УрФУ предоставляется Управлением персонала) — 2 экз.;

3) заверенную в установленном порядке справку о работе на научно-педагогических и педагогических должностях, подтверждающую стаж научной и педагогической работы (для сотрудников УрФУ готовится и заверяется Управлением персонала) — 2 экз.;

4) заверенные в установленном порядке выписки из приказов о педагогической и научной работе в образовательных организациях высшего и (или) организациях дополнительного профессионального образования, в научных организациях соискателя по совместительству (представляются по необходимости) — 2 экз.;

5) список опубликованных учебных изданий и научных трудов соискателя ученого звания, оформленный в соответствии с Приложением № 3 к Административному регламенту — 2 экз.;

6) справку о стаже педагогической работы соискателя ученого звания в образовательных организациях высшего образования и (или) организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях на условиях почасовой оплаты труда (представляется по необходимости; форма справки приведена в Приложении № 4 к Административному регламенту) — 2 экз.;

7) копии документов о высшем образовании соискателя ученого звания — 2 экз.;

8) копии документов об ученых степенях и ученых званиях соискателя ученого звания (предоставляются при наличии) — 2 экз.

9) Соискатели ученого звания профессора по научной специальности представляют список лиц, у которых соискатель ученого звания был(а) научным руководителем или научным консультантом и которым присуждены ученые степени, с указанием названий их диссертаций и года присуждения ученых степеней доктора наук или кандидата наук, заверенный ученым секретарем совета организации (форма списка приведена в Приложении № 5 к Административному регламенту) — 2 экз.

10) справку о педагогической работе соискателя ученого звания по научной специальности, указанной в аттестационном деле, оформленной в соответствии с Приложением № 6 к Административному регламенту — 2 экз.;

11) согласие соискателя на обработку персональных данных, содержащихся в документах, представленных для присвоения ученого звания — 1 экз.;

12) служебную записку председателя Ученого совета института на имя ректора — председателя Ученого совета университета — с рекомендацией представления соискателя к присвоению ученого звания по научной специальности — 1 экз.;

13) выписку из протокола заседания Ученого совета института с рекомендацией представления соискателя к присвоению ученого звания по научной специальности — 1 экз.;

14) протокол заседания счетной комиссии Ученого совета института — 1 экз.;

15) выписку из протокола заседания кафедры с рекомендацией представления соискателя к присвоению ученого звания по научной специальности — 1 экз.

Соискатели ученых званий в области искусства представляют дополнительно к документам, указанным выше:

а) копии документов, подтверждающих достижения и заслуги соискателя ученого звания в области искусств — 2 экз.;

б) список творческих работ по направлению искусства (форма списка приведена в Приложении № 7 к Административному регламенту) — 2 экз.;

в) список подготовленных соискателем лиц, являющихся лауреатами (дипломантами) международных и (или) всероссийских выставок, конкурсов или фестивалей по направлению искусства (с приложением копий дипломов) (форма списка приведена в Приложении № 8 к Административному регламенту) — 2 экз.

Соискатели ученых званий в области физической культуры и спорта представляют дополнительно к документам, указанным выше:

а) копии документов, подтверждающих достижения соискателя ученого звания по направлению физической культуры и спорта — 2 экз.;

б) список подготовленных соискателем лиц, являющихся чемпионами, призерами Олимпийских игр, Паралимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, Российской Федерации, национальных чемпионатов по направлению физической культуры и спорта (форма списка приведена в Приложении № 9 к Административному регламенту) — 2 экз.

Первый экземпляр аттестационного дела соискателя формируется в соответствии с описью № 1 и в течение 14 дней после заседания Ученого совета университета представляется в Минобрнауки России.

Второй экземпляр аттестационного дела соискателя формируется в соответствии с описью № 2 и хранится в организации-заявителе (УрФУ) в течение 10 лет.

3. Принципы процедур присуждения ученой степени и ученого звания.

Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002. // Глава 3. Структура административного процесса. Виды производств

1. Процедуры присуждения ученой степени.

Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестационной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о соответствии представленной диссертации установленным настоящим Положением критериям.

Учёная степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Существующими критериями, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание учёной степени, определено, что диссертация на соискание учёной степени доктора наук должна быть научно-квалифицированной работой, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение её обороноспособности.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научно-квалифицированной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях. Результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном ведущем рецензируемом журнале или издании. Перечень указанных журналов и изданий определяется Высшей аттестационной комиссией.

Процедуры присуждения учёной степени можно разделить на несколько стадий: возбуждение дела; подготовка к рассмотрению дела; рассмотрение дела; принятие решения по делу; обжалование решения по делу; исполнение решения по делу.

Возбуждение дела . Эта стадия является начальной. На этой стадии соискатели учёной степени доктора или кандидата наук представляют в диссертационный совет следующий перечень документов:

Личный листок по учёту кадров.

Заверенная в установленном порядке копия документа о высшем профессиональном образовании для соискателя учёной степени кандидата наук (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств- участников СНГ, - дополнительно копия свидетельства об эквивалентности выданного Министерством образования Российской Федерации), заверенная копия диплома кандидата наук для соискателя учёной степени доктора наук ( для лиц, получивших учёную степень за рубёжом, включая граждан государств-участников СНГ, - дополнительно копия документа об эквивалентности).

Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов для соискателя учёной степени кандидата наук.

Диссертация в количестве экземпляров, необходимых для передачи в Российскую государственную библиотеку или Центральную научную медицинскую библиотеку, Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, Всероссийский научно-технический информационный центр Минпромнауки России (непереплетённый экземпляр), библиотеку организации, в которой создан диссертационный совет, оппонентам и ведущей организации, а также рукопись автореферата. Все экземпляры диссертации и рукопись автореферата подписываются соискателем на титульном листе диссертации и обложке рукописи автореферата.

Заключение организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплён соискатель.

Заключение оформляется в виде выписки из протокола заседания кафедры (лаборатории, сектора, отдела), утверждается руководителем организации и заверяется печатью организации.

Четыре маркированные почтовые карточки с указанием адреса соискателя (на двух карточках) и совета, где защищается диссертация (на двух карточках). На оборотной стороне карточки с адресом совета в верхнем углу указываются фамилия, имя, отчество соискателя и учёная степень, на которую он претендует.

Подготовка к рассмотрению дела. До защиты диссертации на стадии подготовки к рассмотрению диссертации осуществляется её предварительное рассмотрение. Диссертационный совет поручает комиссии из числа членов диссертационного совета - специалистов по профилю диссертации ознакомиться с диссертацией и представить совету заключению о её соответствии специальности и отрасли науки, по которым диссертационному совету предоставлено право проведения защиты диссертации, о полноте изложенного материала диссертации в работах, опубликованных автором, а также предложения о назначении по диссертации ведущей организации, официальных оппонентов.

При положительном решении диссертационного совета о приёме диссертации к защите названная комиссия готовит проект заключения диссертационного совета по диссертации.

Диссертационный совет после предварительного рассмотрения диссертации принимает диссертацию к защите, назначает официальных оппонентов, ведущую организацию, дату защиты, определяет дополнительный список рассылки автореферата, даёт разрешение на печатание автореферата, а в необходимых случаях принимает решение о введении в состав совета дополнительных членов.

По результатам предварительной защиты диссертации проводится голосование. Решение совета о приёме диссертации к защите считается положительным, если за него проголосовало большинство членов совета, участвовавших в голосовании.

При приёме к защите докторской диссертации диссертационный совет не позднее чем за три месяца до защиты диссертации представляет в Высшую аттестационную комиссию для опубликования в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии объявление, которое должно содержать фамилию, имя, отчество соискателя, название диссертации, отрасль науки, шифр специальности, дату защиты, название и адрес совета, где будет проводиться защита диссертации.

На стадии предварительного рассмотрения диссертации диссертационный совет может не принять диссертацию к защите в тех случаях, когда основное содержание диссертации не соответствует ни одной из специальностей и связанной с ней отрасли науки. В этом случае соискателю выдаётся выписка из протокола заседания диссертационного совета, в которой обосновывается отказ в приёме диссертации к защите, а представленные соискателем материалы возвращаются.

Рассмотрение дела. На данной стадии осуществляется рассмотрение диссертации диссертационным советом. Суть рассмотрения заключается в публичной защите диссертации соискателем, а членов диссертационного совета в её оценке. Защита диссертации проводится открыто, за исключением диссертаций, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Заседание диссертационного совета при защите диссертации проводит председатель совета или его заместитель.

В ряде случаев председатель не может выполнять свои обязанности, председательствовать на заседаниях совета, когда рассматриваются диссертации соискателя, у которого он является научным руководителем или консультантом.

Перед открытием заседания диссертационного совета членам совета раздаётся проект заключения, предварительно подготовленный созданной ранее комиссией. Непосредственно при открытии заседания совета председатель извещает членов совета о правомерности заседания. После открытия заседания совета объявляется о защите диссертации, указывается название диссертации, фамилии оппонентов, ведущая организация.

На стадии рассмотрении дела соискатель имеет право снять диссертацию с рассмотрения по письменному заявлению, поданному до начала тайного голосования (начала принятия решения по делу). При поступлении заявления соискателя о снятии диссертации с рассмотрения председатель совета даёт указание о выдаче представленных им документов, за исключением заявления, одного экземпляра диссертации и автореферата, которые остаются в совете. Если диссертационным советом будет установлено, что соискателем использован чужой материал без ссылок на автора и источник, то совет может принять решение о снятии диссертации с рассмотрения без права её повторной защиты.

Принятие решения по делу. Принятие решения по делу ( по результатам защиты диссертации) осуществляется тайным голосованием. Перед проведением тайного голосования избирается счётная комиссия ( не менее трёх человек). В тайном голосовании принимают участие только присутствующие на заседании члены диссертационного совета. Членам совета выдаются под расписку заготовленные бюллетени, в которых голосующий вычёркивает ненужное из графы " Результаты голосования" и опускает бюллетень в опечатанную урну.

Похожие страницы:

Развитие и деловая оценка персонала на примере ФГУП Институт реакторных материалов

. работников – процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента . научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания – присваиваются лицам, которые .

Совершенствование организации оценки и аттестации персонала на примере районного отдела народного образования г. Данкова Липецкой области

. работников - про­цедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента . научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут при­суждаться, а ученые звания - присваиваться лицам, которые .

Основные этапы разработки инновационного проекта

. полностью Ф.И.О., дата рождения, ученая степень, год присуждения ученой степени; ученое звание; год присуждения ученого звания; полное и сокращенное название организации . заданий. В самом общем виде процедура выполнения проекта при наличии необходимого .

Организация проведения аттестации персонала

. работников - процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента . научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания - присваиваются лицам, которые .

Менеджмент персонала (3)

. работников - процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента . научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания - присваиваться лицам, которые .

В карьере преподавателя не последнее место занимает получение ученой степени и ученого звания. Чтобы понять, к чему стремиться, сначала необходимо разграничить эти понятия и четко понимать, что скрывается за каждым из них.

В новом материале ЛаЛаЛани расскажем, какие бывают ученые степени и звания, как они присуждаются, в чем отличие между понятиями. Статья будет полезна всем, кто хочет умело ориентироваться в иерархии академических титулов.


Ученая степень и ученое звание — в чем отличие

Ученая степень — это показатель уровня квалификации, который присуждается после окончания обучения на определенных программах и успешной защиты диссертационной работы: кандидатской или докторской диссертации.

Она неразрывно связана с исследовательской деятельностью, поэтому для присуждения ученой степени необходимо написать диссертацию и опубликовать несколько научных работ.

Ученое звание , напротив, не связано с исследованиями и в большей мере коррелирует с преподавательской деятельностью. Оно присваивается как награда за заслуги, длительную и эффективную работу в вузе или любой другой образовательной организации. Ученое звание — показатель высокой должности.

  • ученая степень — успешно защищенная научная работа и соответствующая квалификация соискателя, подтвержденная решением ВАК,
  • ученое звание — показатель успешной педагогической деятельности в вузе, в том числе демонстрирующий высокое положение в иерархии преподавательского коллектива.


Ученые степени: кандидат наук и доктор наук

По результатам успешно защищенной научной работы —
диссертации — в России может быть присуждена степень кандидата наук (первая квалификационная степень) или степень доктора наук (вторая и высшая).

Что скрывается за каждой из этих ученых степеней?


Ученые звания: доцент и профессор

Основными учеными званиями в России являются звания доцента и профессора. Присуждение звания осуществляется на основе профессиональных достижений соискателя, его преподавательского стажа в образовательной организации. Дополнительно учитывается и количество опубликованных учебных и методических материалов и пособий.

Для получения звания доцента/профессора по специальности , необходимо было одобрение ВАК — Высшей аттестационной комиссии. Для получения звания доцента/профессора кафедры было необходимо положительное решение Минобрнауки России.

По новому регламенту , изменившему порядок присуждения ученых званий, теперь стать доцентом или профессором можно только по своим научным специальностям, а все решения о присуждении звания принимает Минобрнауки практически без участия ВАК.


Ученые звания и должности

Наряду с учеными званиями доцента и профессора существуют и одноименные названия должностей. Однако если ученое звание присуждается без ограничения по времени, то занимаемая должность по времени ограничена.

Кроме того, сами процедуры присуждения звания и назначения на должность отличаются: в случае с должностью соискатель проходит конкурсный отбор (примерно 1 раз в 5 лет) либо принимается без конкурса в качестве совместителя, а решение о назначении на должность принимает ученый совет вуза.

Читайте также: