Присоединение башкирии к россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

дарства. Процесс этот был сложным и противоречивым. Именно поэтому в исторической литературе по данному вопросу было немало споров.

Одни авторы писали о добровольном вхождении, другие — о завоевании башкир. В 50 — 60-х гг. XX в. в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении100. В последние годы, особенно среди публицистов, стали слышны голоса о необходимости пересмотра этой концепции. Однако они в пользу своего мнения не сумели привести сколько-нибудь серьезных материалов.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием особенностей социально-политического положения башкир и крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности и междоусобиц, что отрицательно сказывалось на положении башкир. В середине века взаимоотношения перечисленных стран с Русским государством серьезно осложнились. В этой обстановке царское правительство повело наступление на Казанское ханство и в 1552 г. завоевало его. Падение Казани резко ухудшило положение Ногайской Орды, Сибирского и Астраханского ханств. Дальнейшему ухудшению их положения способствовали свирепствовавшие как раз в эти годы засуха, голод, чума.

Несмотря на эти изменения, условий для объединения башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над ними. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

Выбор пал на нового соседа — на Русское государство. Возникает вопрос, почему же башкиры решаются войти в состав Русского государства?

Важное значение в этом выборе играла успешная борьба

Русского государства с Казанским ханством. Победа русских

войск в середине XVI в. над Казанью убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело и то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой — добровольно войти в состав России, обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских и башкирских летописях101.

Необходимо сказать о том, что в ранние периоды истории

башкир были случаи добровольного признания ими власти

того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внугри башкирского обш,е- ства, а также их сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир

против ногайских мурз и феодалов.

Конкретный ход вхождения происходил следующим

образом. Западные и северо-западные башкиры — енейцы,

байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г.

Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. в Казань к наместнику царя Ивана IV с просьбой о подданстве. Их примеру последовали в 1554— 1556 гг. входившие в состав Ногайской Орды жители центральных, южных и юго-восточных районов — башкиры племен Мин, Юрматы, Бурзяи, Кипчак, Усерган, Тамьян, Табын и т. д.3

В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда представители башкир ездили в Казань для переговоров о подданстве, что произошло в 1554—1556 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили

жалованную грамоту от царя.

Вхождение же зауральских башкир в состав Русского

государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов вглубь Сибирского ханства, зависимые народы и племена заявляли о своем принятии

русского подданства. К ним относятся башкиры из племен Кудей, Айлы, Катай, Сызгы, Салжиут и других, которые приняли русское подданство во второй половине 80-х гг. XVI в. Наиболее дальние племена — Кара- и Барын-Табын, Сынрян вошли в состав Русского государства в 20-х гг. XVII в.

Исключительно важным является вопрос об условиях, на

которых башкиры вошли в состав России. Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и вторжений

соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и

признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, на

сильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию.

Башкиры, в свою очередь, пошли навстречу интересам Русского государства. Прежде всего, они признали себя его подданными. Башкиры далее согласились нести ряд повинно-

стей: платить ясак — поземельную подать, выполнять воен

ную службу за своей счет. На них была возложена охрана государственной границы с казахскими ханствами. Башкиры

должны были участвовать во всех войнах России. Наконец, вхождение Башкортостана значительно расширило террито

рию Русского государства. Границы страны на юго-востоке стали простираться до pp. Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению России.

Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на

взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали

интересам и башкир, и Русского государства.

Вхождение башкир в состав России — событие большого исторического значения. Оно имело прежде всего крупные положительные последствия. После присоединения в крае

прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили

возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это,

в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало

этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные

богатства края. Различные формы колонизации, основание

городов и заводов, в частности, ускорили развитие производительных сил Башкирии.

Отрицательным было то, что царские власти иногда способствовали захвату земель башкир, увеличивали налоги и

повинности, что вызывало недовольство населения края.

В первые века после присоединения ареал расселения башкир охватывал обширную территорию от р. Тобол до Волги, от pp. Илек и Яик до среднего течения р. Камы и устья Сылвы. В конце XVI в. европейская территория края составляла Уфимский уезд. Зауральские земли вошли в состав Тобольского, северо-восточный уголок края — Верхотурского уезда. Центральное управление краем осуществлялось Казанским и Сибирским приказами. В 1708 г. после образования губерний основная территория башкир стала называться Уфимской провинцией и вошла в состав Казанской, зауральские земли — Сибирской губерний.

Дороги, в свою очередь, делились на волости, представлявшие прежние территории родов и племен. Количество волостей в них не было постоянным, ибо шел постепенный процесс дробления волостей и образования Новых. По материалам первой половины XVIII в., на территории Ногайской дороги насчитывалось около 30, Сибирской — 23- 25, Казанской — 15—17, Осинской — 4 — 5 волостей, всего около 70 — 75 волостей*.

Население края во второй половине XVI в. было мононациональным, оно состояло из башкир. С конца XVI и первой половины XVII в., со времени основания Уфы (1574г.), Мензе- линска (1645 г.) и других крепостей начинается переселение

русского и нерусского населения из Среднего Поволжья и центральных уездов страны, и территория края постепенно становится многонациональной.

Численность населения края в XVI —XVII вв. определить невозможно из-за отсутствия источников. Сохранившиеся исторические материалы по данному вопросу относятся к XVIII в. В 20-х гг. этого столетия в крае насчитывалось башкир около 320 — 380 тыс.,102 русских — около 35 тыс., нерусских переселенцев — около 22 тыс. об. п.103

Природа края создавала благоприятные условия для развития скотоводства, бортничества, земледелия, охоты, рыболовства, а также для разработки полезных ископаемых.

Во второй половине XVI — первой половине XVIII в. башкиры вели многоотраслевое хозяйство, где преобладающее значение имели традиционные занятия — полукочевое скотоводство, бортничество и охота. Земледелие существовало у башкир повсеместно, но для большинства жителей оно имело вспомогательное значение. Некоторое развитие у башкир в изучаемое время получили торговля и ремесло, хотя последнее еще не превратилось в самостоятельную отрасль.

Башкиры также занимались добычей соли, рыболовством, собирательством, рудоискательством, кустарной обработкой железа и меди.

Основным занятием переселенцев — русских, марийцев, татар, чувашей, мишарей, удмуртов и мордвы было земледелие и скотоводство. Определенную роль в их хозяйстве играли бортничество, охота, рыбная ловля.

Русские, марийцы, татары, чуваши и другие народы косвенно и прямо способствовали переходу башкир к земледелию, перенимая, в свою очередь, у последних некоторые приемы ведения скотоводства, бортничества и охоты. Подобные хозяйственные связи постепенно создавали базу для формирования добрососедских отношений между башкирами и переселенцами.

Старосты возглавляли волости, сотники — подразделения последних, имели административные, отчасти — судебные функции, отвечали за несение рядовыми общинниками государственных налогов и повинностей.

Непосредственные производители состояли из рядовых общинников — ясачных башкир. Они были лично свободными, трудились в своем хозяйстве, частично — в хозяйстве феодалов, несли повинности в пользу феодального государства: платили ясак (поземельный налог), выполняли за свой счет военную службу, давали подводы представителям местной царской администрации во время их поездок по краю. Ниже общинников стояли туснаки, которые являлись бывшими ясачными людьми. Последняя категория населения, лищйв- шись своего хозяйства, закладывала себя феодалам, находи- ласв под их властью. Они временно или постоянно работали в их хозяйстве. Кроме того, имелось незначительное количество рабов, состоявшие преимущественно из военнопленных, захваченных во время столкновений башкир со своими соседями -- казахами, калмыками. Они работали в хозяйстве состоятельных башкир, но через некоторое время их отпускали на волю.

лы и государство.

Формирование русских феодалов в крае начинается в XVII в. Для военно-служилых людей были пожалованы земельные угодья. По мере основания Мензелинска и закам- ских крепостей, Солеварного городка и других крепостей дворяне появляются и в них. Постепенно росла их численность, увеличивались земельные владения. В 1700 г. в Башкирии насчитывалось 162 дворянина, 79 из которых имели

поместной пашенной земли от 250 до 480, 83 — от 500 до

В начале XVII в. в крае появились христианские монастыри, которые также становились землевладельцами. Наряду с местными монастырями, правительство жаловало земли некоторым крупным монастырям Среднего Поволжья и центральных уездов.

Русское трудовое население состояло из дворцовых, государственных, монастырских и помещичьих крестьян. В отли

чие от служилых людей крестьяне переселялись в край самовольно. Состав переселенцев не был однородным. Одну группу составляли крестьяне черных и дворцовых волостей. Они, хотя и появлялись здесь самовольно, не были беглыми и вполне легально устраивались на новом месте в качестве дворцовых и государственных крестьян. Они в основном селились вблизи Уфы и других крепостей. Уфимские власти наделяли их земельными участками за счет башкирских вотчин. По мере надобности часть из них пополняла собой мелких служилых людей крепостей в качестве Казаков, стрельцов и солдат. Другая группа состояла из беглых помещичьих, монастырских, черных и дворцовых крестьян, которые направлялись в край, несмотря на запреты властей. Некоторые беглые крестьяне селились на башкирских землях с согласия владельцев. Но большинство из них самовольно занимало земли, что не могло не осложнять их отношений с башкирами. Несмотря на отрицательное отношение правительства к беглому населению, власти, стремясь использовать все русское население для укрепления своих позиций в крае, не всегда пре-

следовали беглых крестьян, уже осевших там, и последние постепенно превращались в дворцовых или черносошных, отчасти в помещичьих и монастырских крестьян, станови

лись тяглыми людьми.

Оказавшиеся в Башкирском крае различные группы русских крестьян превращались в жителей дворцовых или государственных сел. Дополнительные потребности в различных угодьях, в частности, в рыбных ловлях, сенных покосах,

крестьяне удовлетворяли, приобретая их в оброк у башкир.

Первые русские крестьянские поселения в крае возникли на территории Осинской и Казанской дорог. В самом конце XVI в. появились села Ново-Николаевское, вскоре превратив

шееся в крепость Осу, Николо-Березовка, Ново-Никольское и Рождественское. Несколько позже, ближе к середине XVII в. стали возникать села и деревни вблизи крепостей и монастырей. К ним относятся села Челны, Пьяный бор и Каракули- ио — нар. Каме, Богородское, Красный Яр, Государственные Дуванеи, Монастырские Дуванеи, Чесноковка, Архангельское, Ст. Енгалыш — вблизи г. Уфы.

Этот же процесс в середине и второй половине XVII в.

происходит в Зауральской Башкирии, где села и деревни появлялись около острогов и слобод. Легальные переселенцы селились в них в качестве казенных крестьян. Многие из них

становились казаками и драгунами в острогах. Беглые кресть

яне в первое время селились подальше от слобод и острогов, но через некоторое время их брали на учет, облагали казенными повинностями, что означало их легализацию.

Феодальное государство, дворец, дворяне и монастыри эксплуатировали русских крестьян в крае примерно так же, как и в центральных уездах. Следует отметить, что здесь русские дворяне в XVII — первой трети XVIII в. имели меньшее

количество крепостных крестьян по сравнению с центральными районами. Большинство уфимских дворян в среднем владело 5 дворами крепостных крестьян. Некоторые из них вообще не имели крепостных людей. Нуждаясь в рабочих руках, дворяне закабаляли местное русское и нерусское население при помощи долга, закладной кабалы, прибегали к найму работников.

Промежуточное положение между феодалами и крестьянами занимали стрельцы, уфимские казаки, пушкари, воротники, подьячие, беломестные казаки зауральских острогов и слобод, солдаты и драгуны, которые несли военную службу в Уфе и других крепостях за денежное и хлебное жалованье или с пашни. Кроме земли, полученной от казны, они брали рыбные ловли, леса и другие угодья от башкир в оброк.

Нерусское население из числа переселенцев также не было однородным по своему социальному положению. Постепенно феодальная верхушка формируется и в этой среде. Первоначально ее ядро составили переселенные правительством из Среднего Поволжья в край в середине XVII в. для несения военной службы по 100 семей мишарских и татарских феодалов. Служилые мишари были пожалованы поместным окладом от 100 до 130, татары — по 60 четвертей пашенной земли и соответствующим количеством сенокосов. Кроме этого, мишарские и татарские феодалы пользовались башкирскими землями на условиях припуска. В последующее время правительство более не практиковало организованное переселение мишарской и татарской верхушки.

Основная масса переселенцев, состоявшая из марийцев, татар, чувашей, удмуртов и мишарей, являлась выходцами из Среднего Поволжья. Царское правительство запрещало им самовольные переселения, башкирам предписывалось выдавать их властям для возвращения на места выхода. Однако башкиры, проявляя гостеприимство, принимали и укрывали беглых, поселяли их на своих землях, помогали им выжить в самую тяжелую для них пору. Тем самым оказавшиеся среди башкир многие тысячи беглых марийцев, татар, чувашей, удмуртов и мишарей были спасены от верной гибели, получили возможность жить и трудиться. Башкирский край превращается в их вторую родину.

Поселившиеся на башкирских землях перечисленные беглые люди стали называться припущенниками. Припущен- ники состояли из бобылей и тептярей. Бобыли составляли преобладающее большинство среди переселенцев. Они занимали башкирские земли в основном самовольно, тептяри же заключали с вотчинниками письменный договор, платили вотчинникам за землю небольшой денежный оброк.

Итак, переселение на Южный Урал заметно изменило положение русских, марийских, татарских, чувашских, удмуртских и мишарских крестьян. Подавляющее их большинство здесь оказывалось на положении государственных или дворцовых крестьян, отчасти мелких служилых людей. Очень немногие из них попадали под власть дворян и монастырей. Наличие достаточных земельных угодий, относительная свобода хозяйственной деятельности в соответствии с новым их статусом, богатая башкирская природа, позволяющая им заниматься разнообразной деятельностью, сочувствие и помощь со стороны башкир — все это делало их положение более предпочтительным по сравнению с жизнью на старой родине. Правда, и в Башкирии они терпели феодальный гнет и произвол. Тем не менее никто из них не хотел возвращаться на свою родину.


Башкиры платили ясак Казанскому ханству вплоть до завоевания его Иваном Грозным. Но после сражения в 1552, когда русским всё же удалось взять Казань, Иван Грозный обратился к народам, которые были под покровительством Казанского ханства.

В грамотах, разосланных с послами, было обращение ко всем народам, находящимся к востоку от поверженного Казанского ханства. Царь призывал всех, кто желает сохранить свои земли, скот и жизнь идти под его покровительство с условием выплаты ясака. Взамен было обещана защита от врагов и соблюдение условий взаимной договорённости. Для башкир такой призыв стал серьёзным поводом задуматься о своей дальнейшей судьбе. Тем более, что для исторического выбора башкирских народов к тому времени созрели все условия. Среди причин, по которым башкирские племена решили присоединиться к Российскому государству было недовольство людей опустошительными набегами, которые совершали ногайские феодалы и сибирские царьки. Также все племена стремились иметь сильного покровителя, что способствовало бы их объединению. Справедливости ради стоит отметить, что немалую роль в данном процессе играла и дипломатическая деятельность русских послов. В привезённых ими царских грамотах были обещаны покровительство, мирная жизнь и безопасность.

Йыйын (съезд) башкир племени Мин, где обсуждался вопрос о присоединении к Руси летом 1555 г. Художник А.Х. Байрамгулов

Принятие башкирами русского подданства происходило на протяжении нескольких лет. Сначала в 1554 – 1555 годах северные и западные башкиры получили русское подданство. А уже в 1556 году своих послов прислали племена юго – восточных башкир. В 1557 году башкирские послы получили жалованные грамоты Ивана Грозного. В грамотах указывалось, что земли башкир являются их владениями и вотчинами. Послам были жалованы тарханные грамоты. По царскому Указу башкиры получили русское подданство.

Обоюдно выгодный союз имел ряд преимуществ. Российское государство получало новые земли и подданных. Башкиры получили сильного покровителя. Также данный союз способствовал развитию земледелия и торговых связей. К оседлому образу жизни перешла значительная часть башкирского населения.

После завоевания Казани в 1552 г. царь Иван IV послал воззвание народам, которые до этого платили дань Казанскому ханству, В воззвании сказано: "Все народы, находящиеся к востоку от поверженного Казанского ханства и в зависимости от последнего, если пожелают сохранить свои земли, скот и жизнь, то добровольно должны придти ко мне с условием уплаты ясака и повиновения. Прощаю ваши вины и обязуюсь защищать вас от ваших врагов".

Постоянные опустошительные набеги ногайских феодалов, сибирских царевичей мешали объединению башкирских племён. В массах зрели недовольства постоянными набегами и мысль о необходимости найти более сильного покровителя. Не последнюю роль играли дипломатическая деятельность России, призывы и послания царя. Разосланные по всем землям царские грамоты призывали жителей восточных земель присоединиться к России, обещая им мир и безопасность. "Идите к нам без ужаса и боязни, - говорилось в грамотах, - . Платите мне, что вы платили казанским ханам". Белый царь обещал тишину и благоденствие на землях башкир.

Башкиры приняли подданство Русского государства не единым актом. В 1554-1555 гг. были приняты в русское подданство северные и западные башкиры. В 1556 г. послали своих послов основные племена башкир - тамьяны, юрматы, бурзяне, кипчаки. В договоре юго-восточных башкир о вхождении в подданство Российского государства говорится: "Договорились о землях наших и религии, договорились башкир - мусульман никогда в другую религию не насиловать, обычаи наши соблюдать, башкирам служить царю с рвением".

Присоединение к Русскому государству для Башкирии было прогрессивным явлением, общение башкир с русским крестьянством привело к развитию земледелия и торговых связей, к переходу значительной части населения к осёдлости. Ф. Энгельс в письме к К. Марксу писал: "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку . господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар".

Однако, войдя в состав Российского многонационального государства, башкирский народ не освободился от угнетателей и эксплуатации. Башкирия сделалась колонией России. Все ужасы режима царской России вместе с другими народами испытал и башкирский народ.

А. Смутное время – так еще современники называли жестокую и страшную гражданскую войну, полыхавшую более 10 лет в России. Почему же именно на рубеже XVI–XVII веков страну постигло это испытание?




Тяжелое наследство пришлось на долю преемников царя Ивана – его сына Федора Ивановича и Бориса Годунова. Несмотря на спокойные годы их правления, кризис все же разразился.

Для нашей родины Смута оказалась не только итогом XVI века, она не ослабила поступательного развития от Российского царства к жестко организованной империи, напугав общество хаосом и заставив всецело поддерживать твердую бюрократическую государственность.

Женский род

1. 1.

В царствование Ивана Грозного: часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в борьбе за создание сильной центральной власти, а также само правление этого времени.

2. 2.

Специальные войска этого времени.

Земщина - основная часть территории Русского государства, не включенная Иваном IV Грозным в особый государев удел - опричнину. Управлялась земской Боярской думой, имела свои обособленные полки.

К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.

Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 годабыло закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков.

С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники.

Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

А. В правление первых Романовых, Михаила/1613-1645/ и Алексея /1645-1676/ политический строй России развивался от сословно-представительной монархии к абсолютизму, т.е. к самодержавию.

Абсолютизм характеризуется прежде всего сильной королевской властью. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Возникновение в 16-17 вв. абсолютизма было общеевропейским явлением. Однако в Европе абсолютизм возникает в условиях разложения феодального строя, когда усиливается конфликт между дворянством и набирающей силу буржуазией и феодальное государство вынуждено приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам, чтобы защитить интересы господствующего класса и удержать в стране социально-политическое равновесие. В России же в 17 в. только еще создаются предпосылки для возникновения буржуазии. Следовательно, нарастание тенденции к абсолютизму было вызвано в России действием иных факторов , чем в Европе. Главными среди них были следующие:

1. огромность территории России, слабость ее границ, ее многонациональный состав. При таких обстоятельствах "централизация восполняет недостаток внутренней связи. благодетельна и необходима, ибо без нее все бы расползлось и разбрелось". /С.М.Соловьев/.

2. обостренная необходимость обороны государства от внешних врагов и связанная с этим военно-организаторская и денежно-финансовая деятельность. Крайний централизм самодержавной монархии в решении этих проблем был весьма эффективен.

3. накал социальной борьбы в Русском государстве. Имущие слои общества нуждались в действенном механизме подавления выступлений народных масс.

Первоначально Романовы правили, опираясь на широкую общественную поддержку в лице Земских соборов, которые первое десятилетие после Смуты заседали постоянно. По мере того, как страна выходила из Смуты и крепла царская власть, Соборы созывались все реже. Последний Собор полного состава был проведен в 1653 г. Земские соборы в силу своей несамостоятельной природы /см. Предыдущую лекцию/ не смогли выступить противовесом абсолютной власти монарха.

Вместе с тем, царь был еще вынужден считаться с Боярской Думой, где были сосредоточены представители аристократических фамилий. Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Однако значение Думы постепенно падало. В ее состав царь вводит так называемых "думных дьяков" и "думных дворян" , т.е. зависимых от царской власти людей. Дума становится полностью подконтрольной.

Укрепляется приказная бюрократия. Существует около 40 постоянных приказов и несколько десятков временных. Приказы делились на ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны /Стрелецкий, Разбойный, Разрядный и др./ и территориальные / Сибирский, Казанский и др./. Зачастую они дублировали в своей деятельности друг друга. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды. Приказ был для них судебным органом.

Изменяется организация местного управления: вся военная, судебная, административная власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод, Земское самоуправление сохранилось только в северных районах.

Во второй пол. 17 в. наряду со стрельцами создается еще одно постоянное войско - "полки нового строя", вооруженные и обученные по европейским образцам.

Все это свидетельствовало о том, что в России начался переход к абсолютной монархии /самодержавию/.

Формально самодержавие было установлено в 1654 г., когда царь Алексей Михайлович принял титул "Царь, Государь, Великий Князь и всея Великия и Малыя и Белая России Самодержец".

После завоевания Казани в 1552 г. царь Иван IV послал воззвание народам, которые до этого платили дань Казанскому ханству, В воззвании сказано: "Все народы, находящиеся к востоку от поверженного Казанского ханства и в зависимости от последнего, если пожелают сохранить свои земли, скот и жизнь, то добровольно должны придти ко мне с условием уплаты ясака и повиновения. Прощаю ваши вины и обязуюсь защищать вас от ваших врагов".

Постоянные опустошительные набеги ногайских феодалов, сибирских царевичей мешали объединению башкирских племён. В массах зрели недовольства постоянными набегами и мысль о необходимости найти более сильного покровителя. Не последнюю роль играли дипломатическая деятельность России, призывы и послания царя. Разосланные по всем землям царские грамоты призывали жителей восточных земель присоединиться к России, обещая им мир и безопасность. "Идите к нам без ужаса и боязни, - говорилось в грамотах, - . Платите мне, что вы платили казанским ханам". Белый царь обещал тишину и благоденствие на землях башкир.

Башкиры приняли подданство Русского государства не единым актом. В 1554-1555 гг. были приняты в русское подданство северные и западные башкиры. В 1556 г. послали своих послов основные племена башкир - тамьяны, юрматы, бурзяне, кипчаки. В договоре юго-восточных башкир о вхождении в подданство Российского государства говорится: "Договорились о землях наших и религии, договорились башкир - мусульман никогда в другую религию не насиловать, обычаи наши соблюдать, башкирам служить царю с рвением".

Присоединение к Русскому государству для Башкирии было прогрессивным явлением, общение башкир с русским крестьянством привело к развитию земледелия и торговых связей, к переходу значительной части населения к осёдлости. Ф. Энгельс в письме к К. Марксу писал: "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку . господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар".

Однако, войдя в состав Российского многонационального государства, башкирский народ не освободился от угнетателей и эксплуатации. Башкирия сделалась колонией России. Все ужасы режима царской России вместе с другими народами испытал и башкирский народ.

А. Смутное время – так еще современники называли жестокую и страшную гражданскую войну, полыхавшую более 10 лет в России. Почему же именно на рубеже XVI–XVII веков страну постигло это испытание?

Тяжелое наследство пришлось на долю преемников царя Ивана – его сына Федора Ивановича и Бориса Годунова. Несмотря на спокойные годы их правления, кризис все же разразился.

Для нашей родины Смута оказалась не только итогом XVI века, она не ослабила поступательного развития от Российского царства к жестко организованной империи, напугав общество хаосом и заставив всецело поддерживать твердую бюрократическую государственность.

Женский род

1. 1.

В царствование Ивана Грозного: часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в борьбе за создание сильной центральной власти, а также само правление этого времени.

2. 2.

Специальные войска этого времени.

Земщина - основная часть территории Русского государства, не включенная Иваном IV Грозным в особый государев удел - опричнину. Управлялась земской Боярской думой, имела свои обособленные полки.

К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.

Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 годабыло закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков.

С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники.

Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

А. В правление первых Романовых, Михаила/1613-1645/ и Алексея /1645-1676/ политический строй России развивался от сословно-представительной монархии к абсолютизму, т.е. к самодержавию.

Абсолютизм характеризуется прежде всего сильной королевской властью. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Возникновение в 16-17 вв. абсолютизма было общеевропейским явлением. Однако в Европе абсолютизм возникает в условиях разложения феодального строя, когда усиливается конфликт между дворянством и набирающей силу буржуазией и феодальное государство вынуждено приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам, чтобы защитить интересы господствующего класса и удержать в стране социально-политическое равновесие. В России же в 17 в. только еще создаются предпосылки для возникновения буржуазии. Следовательно, нарастание тенденции к абсолютизму было вызвано в России действием иных факторов , чем в Европе. Главными среди них были следующие:

1. огромность территории России, слабость ее границ, ее многонациональный состав. При таких обстоятельствах "централизация восполняет недостаток внутренней связи. благодетельна и необходима, ибо без нее все бы расползлось и разбрелось". /С.М.Соловьев/.

2. обостренная необходимость обороны государства от внешних врагов и связанная с этим военно-организаторская и денежно-финансовая деятельность. Крайний централизм самодержавной монархии в решении этих проблем был весьма эффективен.

3. накал социальной борьбы в Русском государстве. Имущие слои общества нуждались в действенном механизме подавления выступлений народных масс.

Первоначально Романовы правили, опираясь на широкую общественную поддержку в лице Земских соборов, которые первое десятилетие после Смуты заседали постоянно. По мере того, как страна выходила из Смуты и крепла царская власть, Соборы созывались все реже. Последний Собор полного состава был проведен в 1653 г. Земские соборы в силу своей несамостоятельной природы /см. Предыдущую лекцию/ не смогли выступить противовесом абсолютной власти монарха.

Вместе с тем, царь был еще вынужден считаться с Боярской Думой, где были сосредоточены представители аристократических фамилий. Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Однако значение Думы постепенно падало. В ее состав царь вводит так называемых "думных дьяков" и "думных дворян" , т.е. зависимых от царской власти людей. Дума становится полностью подконтрольной.

Укрепляется приказная бюрократия. Существует около 40 постоянных приказов и несколько десятков временных. Приказы делились на ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны /Стрелецкий, Разбойный, Разрядный и др./ и территориальные / Сибирский, Казанский и др./. Зачастую они дублировали в своей деятельности друг друга. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды. Приказ был для них судебным органом.

Изменяется организация местного управления: вся военная, судебная, административная власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод, Земское самоуправление сохранилось только в северных районах.

Во второй пол. 17 в. наряду со стрельцами создается еще одно постоянное войско - "полки нового строя", вооруженные и обученные по европейским образцам.

Все это свидетельствовало о том, что в России начался переход к абсолютной монархии /самодержавию/.

Формально самодержавие было установлено в 1654 г., когда царь Алексей Михайлович принял титул "Царь, Государь, Великий Князь и всея Великия и Малыя и Белая России Самодержец".

По нашей воле, а не под саблею

"НацАкцент" продолжает цикл публикаций о том, как формировалось многонационального российское государство. Речь пойдет о четвёртом по численности народе нашей страны - башкирах.

Коренной этнос Урала


Башкир считают одним из первых коренных этносов Урала. Исторические документы подтверждают, что уже в IX веке на склонах гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола жил народ, говоривший на своем языке, поклонявшийся силам природы и своим многочисленным богам. Они не были агрессивным захватчиками, но рьяно отстаивали собственную территорию. В IX веку началась постепенная исламизация этноса. Позже в результате монгольских набегов территория его расселения вошла в состав Золотой Орды. А после её распада потеряла самостоятельность и разделилась между несколькими государствами.

Казань брал

Принято считать, что этот тюркоязычный народ присоединился к России в 1557 году. Однако по факту вливание началось раньше и продолжалось после. Ключевым событием в этом процессе стало покорение царём Иваном Грозным Казанского ханства, под влиянием которого находилась часть башкирских племён.

Политическая и социально-экономическая ситуация, в которой существовал этнос, была крайне непростой. Потеряв своё государство в ходе татаро-монгольского нашествия, с середины XV века башкиры жили в составе Ногайской Орды, Казанского, Сибирского и частично Астраханского ханств. Временами являлись подданными сразу двух каганатов и несли повинности в пользу обоих. Помимо этого, соседи ещё и вели междоусобные войны. Положение ухудшили засуха, голод и чума, свирепствовавшие в Поволжье и Приуралье. Поэтому призыв русского царя добровольно войти в состав Русского государства после падения Казани башкиры восприняли в целом положительно.


"А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего… а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям". (Никоновская летопись).

Слово народа – слово правды

Процесс присоединения башкирских земель не был однозначным: историки до сих пор ведут по этому поводу споры. Важным аргументом выступают башкирские шежере (родословные), в которых неоднократно говорится не только о мирном характере присоединения башкир, но и о договорных отношениях с царской властью, их неизменности в одностороннем порядке.

Царь обещал защищать их от набегов, признать вотчинное право башкир на занимаемые земли, не вмешиваться во внутреннюю жизнь и "не насиловать в другую религию". Башкиры в свою очередь обязались нести за свой счёт воинскую обязанность и платить в казну ясак пушниной и мёдом.

Не будем забывать и о том, что башкиры XVI века считали Ивана Грозного наследником правителей Орды и величали его "белым царём" или "белым падишахом" - титулом монгольского хана. Иван Грозный, действительно, был связан с Чингисханом: его мать Елена Глинская была из рода обрусевших крещеных татар, осевших в Литве. А одним из родоначальников Глинских был Мамай, который в свою очередь был женат на дочери золотоордынского хана Бердебека.

Таким образом, присяга России оценивалась башкирами не как навязанная необходимость, а как воссоединение племён после 200 лет смуты и скитаний.

В единый кулак

Племена присоединялись к России не одновременно. На народных собраниях (йыйынах) башкирских родов избирали представителей и организовывали посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.


Так, в 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А.Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры (байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран), а затем центральные (мин и юрматы), юго-восточные (бурзян, кыпсак, тамьян, усерган) и восточные племена башкир (табын, кудей и другие).

Основным документом, свидетельствующим о вхождении башкирского народа в состав Русского государства, является Никоновская летопись. Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. И. Шуйского о том, что "башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили".

Впоследствии уже в Москве они получили жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения землями. В них, а позже в "Соборном уложении 1649 года", под страхом конфискации имущества и государевой опалы "боярам, окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и из городов дворянам, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместным" запрещалось покупать земли у башкир.

Зауральские башкиры примут русское подданство в конце XVI – начале XVII веков после разгрома Сибирского ханства.

Умел давать клятву, умей и сдержать

Хозяйственные связи, совместная охрана юго-восточной границы России, участие башкирских конников в походах русской армии (в Ливонской войне второй половины XVI века, в ополчении Минина и Пожарского за освобождение Москвы в начале XVII века) стали залогом дружеских отношений между русскими и башкирами. А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения.


Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы.

В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства. В челобитной башкир всех четырех "дорог" от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что "…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились" русскому царю.

Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В.Н. Татищеву от 2 августа 1736 года:

"Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею".

Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения.

Связанные судьбой

Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития. К концу XVI в. завершился многовековой процесс формирования народа. Вошедшие в него племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему этносу, признавали его самоназвание.

За прошедшие века жизни в едином российском многонациональном государстве башкиры сохранили традиции и обряды, язык, уникальный эпос.

Свидетели истории

Шежере башкир племени Юрматы.

"Был девятьсот шестьдесят первый год, когда во все земли были на­правлены послы с грамотами, (которые) известили, пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи. После того, как эти послы обошли (башкирские земли) и известили, год был девятьсот шестьдесят первый (961 год по мусульманскому летоисчислению соответст­вует 1553—1554 гг. христианского летоисчисления). И я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял (с со­бой) три человека от трех тюб народа, сначала Азна-баба, второго Илчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой несколько друзей-спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными (преклонили головы) Белого-бия падишаха. Получили ярлык, (в подарок) снедь, атласные материи. (Царь) пожаловал (земли) — в верховьях (реки Бе­лой). После этого вернулись домой, (вернувшись домой) я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники, мы к Белому-бию падишаху ходили, под­ чинились (доел, преклонили головы), стали (его) рабами. Мне, Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой, и, нижайше попро­сив падишаха, земли бежавших ногайцев мы взяли (себе). Согласились пла­тить ясак из ста куниц. А теперь и вы примете ли (все это?) — спросил я. Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен".

Шежере башкир племен Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян.

". послы четырех башкирских племен, а именно от Усергана князь Бикбау Тадкачев, от Кипчака князь Мешавли Каракузяк, от Бурзяна князь Искебий, от Тамьяна князь Шагали Шакман, ходили от указанных четырех племен, будучи приглашенными в город Казань к великому князю Ивану Ва­сильевичу, (надеясь) на справедливость царя России . Стали подданными великого князя Ивана Васильевича. От имеющихся на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куницы, а некоторые — выдры и бобры, доставили ясак. Все мы, будучи в согласии (между собой), уплатили упомянутый наш ясак в городе Казани, и царь Иван Васи­льевич обещал другими повинностями, (учрежденными) без нашего согласия, не причинять башкирскому народу страданий. Составили указную (в смысле: договорную) грамоту, в которой особо написали о наших землях и религии, дали слово и поклялись, башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию, и чтобы мы, (башкирские) роды, стали нести искреннюю службу: (согласившись) на эти оговоренные между нами условия, взяв друг у друга подписи, нашу грамоту в городе Казани записали в книгу (доел, тетрадь). Записанная в эту же книгу указная грамота все еще у нас на руках. А затем по причине того, что доставлять ясак в Казанскую крепость из-за дальности (расстояния) далеко, для того, чтобы управитель казны был близко, с нашего согласия, на наших землях великий царь пост­ роил крепость Уфу".

Челобитная башкир Уфимской провинции на имя императрицы России Анны Ивановны о своих нуждах от 1733 г.

"…Уфинского уезду 4-х дорог башкирцы и разные народы выбрали мы из оных дорог от каждой по одному человеку и послали оных к Вашему Императорскому величеству с нашим покорнейшим прошением. А в прошлом году всемилостивейший Вашего Императорского величества указ о соли нам объявлен. За что желая Вашему Императорскому величеству многолетнего здравия непоколебимого и благополучного государствования навеки и со всепокорнейшим нашим благодарением и о протчих делах наших с прошением мы вышеписанных 4-х человек отправили. Ибо как предки Вашего Императорского величества, так и Ваше Императорское величество нас нижайших рабов ваших в высочайшей императорской милости содержать изволите и всякие вины наши прощаете и пред протчими провинциями нашу Уфинскую провинцию в особливой милости содержать изволите и все прошении наши за благо приемлите. И во всех Вашего Императорского величества указах к нам высочайшую императорскою милость являть соизволите, понеже в древния лета предкам Вашего Императорского величества прадеды, деды и отцы наши в подданство пришли. И тогда в бытность их в подданстве у прежних ханов, которыми землями и водами они владели, и великие государи теми же землями и водами их пожаловать и милостиво указали и нам оными ж владеть. А по чему прежним ханам с тех земель и вод ясаку платили, о том платеже мы и великим государем подлинно доносили и быть в верном подданстве присягали".

Читайте также: