Природа происхождения агрессии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мы каждый день проводим гораздо больше поединков, чем готовы признать. Желание вступить в схватку – фундаментальное и инстинктивное стремление. Любой, кто возьмется отрицать инстинктивную природу агрессии, либо никогда не наблюдал детей, дерущихся за обладание игрушкой, либо просто позабыл эту архетипическую сцену. Кроме того, сражения – значимая часть нашей культуры. Они тесно вплетены в ткань общественной жизни – от безжалостных перепалок, сопровождающих борьбу за представительскую власть, до конкурентной корпоративной среды и принципа состязательности сторон в системе правосудия. Мы судимся друг с другом, разводимся друг с другом, сражаемся за право воспитывать детей, получить работу, настоять на тех или иных целях, ценностях, убеждениях и идеалах. Специалист по психодинамике Альфред Адлер много лет назад отметил, что мы активно боремся также за чувство социального превосходства [1, с. 178]. Сражаясь за личные или общественные преимущества, мы стремимся перехитрить друг друга, чтобы заполучить власть, поднять престиж или отвоевать безопасную социальную нишу. В действительности мы ведем так много поединков в столь многих аспектах своей жизни, что не будет преувеличением сказать: когда мы не заняты любовью – мы заняты войной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Спусковой крючок агрессии

Спусковой крючок агрессии Другим ярким примером обсуждаемого здесь процесса научения является формирование спускового крючка агрессии (Bandura, 1973). Результаты экспериментов над животными показали, что после некоторого количества парных опытов, когда нейтральное событие

Глава 25. ОТ ДЕПРЕССИИ К АГРЕССИИ

Глава 25. ОТ ДЕПРЕССИИ К АГРЕССИИ От депрессии к агрессии путь не близок, но и не далек. Депрессия как крайнее проявление упадка душевных сил человека, замордованного бытом, характерна тем, что проявляется во внешних реакциях. В том, как человек ведет себя и реагирует на

О происхождении агрессии

О происхождении агрессии Вряд ли кого сегодня удивит стремление уделять все больше и больше внимания проблеме агрессии. В прошлом мы пережили войны, и теперь мы их переживаем; мы боимся атомной войны, готовясь к которой все сильные державы мира вооружаются. В такой

Подражание агрессии

Подражание агрессии Как было ранее отмечено, люди учатся не только через последствия собственных поступков, но и посредством наблюдения

НЕ ДОПУСТИТЬ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ

Ложь как акт агрессии

Ложь как акт агрессии В нашем обществе одним из самых раздражающих факторов является осознание того, что нам солгали. Оно всегда сопряжено с ощущением, что нас недооценивают, оскорбляют и предают. Если ложь воспринимается как оскорбление, она вызывает ответную

Жизнь без агрессии

Жизнь без агрессии Не впадайте в гнев. Это не привлечет к вам людей и сторонников, не вызовет хороших чувств, особенно если вы нападаете на менее сильного или зависимого от вас человека. Агрессия – путь слабого человека, и она не придаст вам уверенности в себе и

БЛОКИРОВАНИЕ АГРЕССИИ

4.4.1. Определение агрессии

4.4.1. Определение агрессии Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать его. Он непосредственно и открыто

Глава 14. Эго – маска агрессии

Глава 14. Эго – маска агрессии Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде. Л. Толстой Агрессия изначально присуща человеку. Собственно, агрессия – это энергия преодоления. Сама по себе она безлична

Наследие агрессии

Наследие агрессии Однажды девятилетняя Хелен, стоя перед зеркалом, решительно обрезала свои темные локоны, оставив себя спереди практически лысой. Когда мама Хелен, изумленная и встревоженная, спросила, в чем дело, девочка нацелила на нее острие ножниц, выкрикивая

2. Чувство агрессии

2. Чувство агрессии Детство – агрессивное время. Даже дома маленькие дети часто прибегают к кулачным доводам, толкаются и кричат, потому что они еще не умеют разрешать споры более разумными путями. Но в многолюдных группах все становится еще хуже. Группы со старшими

Энергии агрессии питают смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость. Однако нужно все же различать напористость в проведении дерзкой шахматной атаки при численном превосходстве противника и сметание фигур с доски, подхлестнутое вспышкой гнева и раздражения по поводу проигранной партии. Хотя без известной доли агрессивности людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, укрепленные не в силе но в слабости ,могут принести не меньше вреда, чем маниакальное стремление к столкновениям и разрушениям.

Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив – роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить.

Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов. Немаловажное значение при формировании приличного уровня агрессивности играют многие биографические и конституциональные факторы.

Агрессия (от латинского слова aggredi – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей [ 1,9 ].

Люди часто совершают опасные агрессивные действия. Но при всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий.

Агрессия относится в первую очередь к :

  • врожденным побуждениям или задаткам;
  • потребностям, активизируемым внешними стимулами;
  • познавательным и эмоциональным процессам;
  • актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Теории, обосновывающие возникновение агрессии.

Как биологическое наследие к генетическим факторам отчасти относят и темперамент.

  • Влияние нервной системы: префролетальная кора, исполняющая функцию аварийного тормоза для участков головного мозга, ответственных за агрессивное поведение на 14-15% менее активна, чем у не жестоких убийц, а у лиц, склонных к антисоциальным,ее объем на 15 % меньше, чем у среднестатистического человека.
  • К биологическим факторам можно отнести химический состав крови, т.к. от него зависит чувствительность к возбудителям агрессии:
    • агрессивность коррелирует с содержанием в крови мужского гормона тостестерона;
    • низкий уровень содержания нейротрансмиттера серотонина.

    Положения, сформулированные Доллардом и др., лежащие в основе теории агрессии:

    • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
    • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

    При этом не предполагается, что фрустрация определяется как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения вызывает агрессию, напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

    Однако, по результатам многих эмпирических исследований, фрустрация не всегда ведет к агрессии .Все эти исследования показывают следующее : несмотря на то, что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Видимо, фрустрация вызывает агрессию прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие аверсивные стимулы агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы. После проведения множества работ по изучению влияния фрустрации на агрессию большинства психологов считают: связь между этими факторами гораздо менее жесткая, чем когда-то предполагали Доллард и его коллеги.

    Принимая во внимание эти рассуждения Миллер незамедлительно внес поправки в первое из вышеприведенных положений: фрустрация порождает различные модели поведения и агрессия является лишь одной из них. Появляться же (как зачастую и происходит) агрессия может и при полном отсутствии фрустрирующих обстоятельств. Так у жертвы наемного убийцы не было возможности его фрустрировать. Поэтому имеет смысл объяснить действия этого человека скорее вознаграждением, которое он получит за убийство.

    Фрустрированный же индивидуум, которого страх наказания удерживает от нападения на другое лицо, помешавшее ему достичь намеченной цели, может переадресовать свои атаки другим объектам. Миллер предложил особую модель, объясняющую появление такой смещенной агрессии, т.е.тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

    • силой побуждения к агрессии,
    • силой факторов, тормозящих данное поведение,
    • стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

    Согласно Берковицу, стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию (то есть потенциально могут вызвать агрессию) посредством процесса, сходного с классической выработкой условных рефлексов.

    Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитым ранее дискомфортом и болью.

    Стимулы, которые постоянно связаны с факторами, провоцирующими агрессию, или с самой агрессией, могут постепенно склонять к агрессивным действиям индивидуумов ранее спровоцированных или фрустрированных. Поскольку этим требованиям удовлетворят широкий диапазон стимулов, многие из них могут приобретать значение посылов к агрессии.

    Леонард Берковиц, убедившись, что классическая теория переоценивает связь между фрустрацией и агрессией, пересмотрел ее. По его мнению фрустрация рождает гнев- эмоциональную готовность к агрессивным действиям. Гнев возникает тогда, когда у вызвавшего нашу фрустрацию была возможность действовать иначе. Фрустрацию порождает пропасть, отделяющая достижения от ожиданий. Абсолютная фрустрация : у меня нет того, что есть у других, в относительную депривацию : я лишен того, что есть у других.

    • Агрессивное поведение как результат научения.

    В теории соц. научения Бандуры агрессия рассматривается как некое специфическое соц.поведение, которое усваивается и поддерживается в основном также, как и многие другие формы соц.поведения. Бандура также учитывает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности влияния соц. научения.

    Т е о р и я с о ц и а л ь н о г о н а у ч е н и я Б а н д у р ы:

    А Г Р Е С С И Я

    Биологических факторов (например гормоны, нервная система).

    Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание).

    Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустация). Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение).

    Внешними поощрениями и наказаниями (например материальное вознаграждение, неприятные последствия).

    Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других).

    Семья, субкультура и СМИ постоянно преподают нам уроки агрессивности:

    • семья (наказание, как стиль воспитания, неполные семьи),
    • субкультура (идеал мужчины- мачо (самец), а агрессивный стиль поведения отцов переходит к детям).
    • СМИ (модели поведения).

    Таким образом, А Г Р Е С С И Я , в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой П О В Е Д Е Н И Е, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

    Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности, истоков агрессии.

    Фрейд полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкта смерти. Теоретики эволюционисты считают, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

    Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим.

    Согласно теории фрустрации – агрессии Долларда, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.

    Миллером выдвинута систематизированная модель, объясняющая появление смещенной агрессии (когда агрессивные действия направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно).

    Согласно теориям когнитивного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. А степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

    В соответствии с теорией соц. научения Бандуры, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

    • на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;
    • на факторы, провоцирующие ее проявление;
    • на условия, способствующие данной модели поведения.

    Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, т.е.идеологи этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

    1.2.Детерминанты агрессии.

    Таким образом, привлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумам множества ситуационных факторов (таких как интенсивность фрустрации и связанные с агрессией стимуляторы) и от его эмоциональной реакции на них.

    Внешние детерминанты агрессии — это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детермінант тесно ассоциированы с состоянием физической среды. В соответствии с моделью негативного аффекта по Беллу и Бэрону умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень високими, в наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций.

    Однако, если дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство, поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может пролонгировать дискомфортные переживания.

    Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних детерминант агрессий. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует возрастанию агрессии. Некоторые данные свидетельствуют о том, что теснота (скученность) также может спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие реагенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).

    И, наконец, агрессия может усиливаться или подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о приватном самосознании.

    Любой из двух указанных типов личностного самосознания способствует снижению вероятности проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня личностного самосознания, которое может быть описано в терминах процессов дезингибиции и деиндивидуализации, способствует возникновению агрессии.

    1.3.Классификация видов (типов) агрессии у разных авторов.

    Источник – гнев, конечная цель – причинить вред.

    Причинение вреда – не самоцель, а средство достижения другой цели.

    Эрих Фромм предлагает такую классификацию типов агрессии:

    А Г Р Е С С И Я
    ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ
    Биологически адаптивная агрессия – это реакция на угрозу витальным интересам индивида, она заложена в филогенезе, свойственна животным и людям, возникает спонтанно как реакция на угрозу, ее следствие – устранение самой угрозы или ее следствие – устранение самой угрозы или ее причины; носит взрывной характер. Биологически неадаптивная (т.е. деструктивность и жестокость) не является защитой от нападения или угрозы, не заложена в филогенезе, является специфической только для человека. Приносит биологический вред и соц. разрушения. Главные проявления (убийство и жестокие наказания) не имеют иной цели, кроме получения удовольствия.
    В основе — инстинкт В основе- некий человеческий потенциал.

    • психич.условия (психич.равновесие),
    • система координат,ЦО,
    • святыни (идеалы, предки)
    • вытеснение страха и боли агрессией.

    По-видимому, без провоцирующих факторов деструктивная энергия народов дремлет. Поэтому в данном случае вряд ли можно говорить о постоянном источнике энергии, кот. наблюдается в деструктивном характере.

    Деструктивность отмщения (ответная реакция индивида на несправедливость, которая принесла страдания ему ли его группе).

    Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, появилась идея ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом.

    Т И П Ы А Г Р Е С С И И
    Ф И З И Ч Е С К А Я
    а к т и в н а я п а с с и в н а я
    п р я м а я н е п р я м а я п р я м а я н е п р я м а я
    нанесение ударов холодным оружием сговор с наемным убийцей стремление физически не позволить человеку добиться своей цели (сидячая забастовка) отказ от выполнения необходимых задач (отказ освободить территорию во время сидячей забастовки)
    В Е Р Б А Л Ь Н А Я
    а к т и в н а я п а с с и в н а я
    п р я м а я н е п р я м а я п р я м а я н е п р я м а я
    (словесное оскорбление другого человека) (распространение клеветы, сплетен о другом человеке) (отказ разговаривать) (отказ высказаться в чью-то защиту)

    Опросник А.Басса- А.Дарки включает 8 форм агрессивных реакций реакций личности во фрустрирующих ситуациях. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины ,обида.

    Вывод Общим для всех классификаций есть выделение конструктивной и деструктивной агрессии, направленных соответственно на разрешение проблемы(конфликта) или на усугубление отношений и торможение разрешения конфликта.


    С лово агрессия происходит от латинского 'aggredi', что означает 'нападать'. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

    Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

    1. Врожденным побуждениям и задаткам;

    2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

    3. Познавательным и эмоциональным процессам;

    4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением. Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

    1. Теория влечения (психоаналитический подход).

    Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос) . Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от 'Я'. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

    Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

    2. Экологический подход.

    Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

    Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание , который присутствует у людей так же , как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

    1. Количества накопленной агрессивной энергии.

    2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.


    Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

    Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий.

    Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

    3.Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

    Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше описанным.

    Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

    · Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

    · Агрессия всегда является результатом фрустрации.

    В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

    1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

    2. Сила препятствия на пути достижения цели;

    3. Количества последовательных фрустраций.

    Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

    Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит 'смещение', в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

    Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии.(оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

    4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

    В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения:

    · Агрессия, приобретается посредством:

    Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

    Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

    Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

    Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

    Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

    Инструкциями (например, приказы)

    Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

    Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

    Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

    Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).

    С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

    1. Способов усвоения подобных действий;

    2. Факторов, провоцирующих их появление;

    3. Условий, при которых они закрепляются.

    Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

    Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

    1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения, отсюда может быть ослаблена с помощью устранения условий.

    2. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

    В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

    Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

    · Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

    · Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

    · Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

    Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия. Р.Бэрон и Д.Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.

    Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

    1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

    2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

    3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

    Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

    Проявление агрессии весьма разнообразно.

    Различают два основных типа агрессивных проявлений:

    Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.

    Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

    Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

    Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий.

    Эти качества присущи лидерам.

    Природа и структура агресии

    В Калининграде сформирован сводный отряд полицейских, которых `янтарный город` командировал в Сочи на охрану строящихся и построенных строительных объектов, которые возводятся к зимней Олимпиаде 2014 года Сотрудников своего ведомства приветствовал зам начальника по охране общественного порядка Управления МВД России по Калиниградской области

    Какие методы в настоящее время наиболее действенны при лечении ожирения? Один из наиболее популярных и всем известных методов это совмещение диеты с фитнесом

    Многие авторы сходятся в определении агрессии как любой формы поведения, которая направлена на то, чтобы причинить другому физический или психологический ущерб.

    Данное определение достаточно общее, и его принимает сегодня все большее число исследователей.

    Агрессивность ­- характерологическая черта человека, выражающаяся в его относительно стабильной готовности к агрессивным действиям в самых разных ситуациях.

    Человеку, которому свойственна агрессивность, которому часто видятся угрозы и вызовы со стороны окружающих и для которого характерна готовность атаковать тех, кто ему не нравится или кажется подозрительным, присуща враждебная установка к другим людям. Однако не все люди, враждебно предрасположенные к окружающим, обязательно агрессивны. Поэтому некоторые авторы видят целесообразность в том, чтобы рассматривать агрессивность как некую предрасположенность к агрессивному поведению.

    Основные теории возникновения агрессивного поведения

    Существуют три отличные друг от друга группы теорий агрессии:

      1. теории влечения (или инстинкта),
      2. фрустрационная теория агрессии и
      3. теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).

      Теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти и на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенью от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения; она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их.

      Теории влечения

      В теориях влечения агрессия рассматривается как устойчивая диспозиция индивида, поэтому построены они довольно просто. В первоначальном варианте психоаналитической теории Фрейда агрессия трактовалась как составная часть так называемого "Я-влечения", однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны, Фрейд ввел в свою теорию в виде "влечения к смерти" самостоятельное агрессивное влечение. Аналогичного понимания агрессии придерживается основоположник этологии Лоренц. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида).

      Критиками не оспаривается, что человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни.

      К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны. Хотя современное состояние исследований роли этих гормонов пока мало что дает для психологического изучения агрессии, все же пренебрегать их значением не следует. Более понятными и на сегодняшний день гораздо лучше изученными являются половые различия агрессивного поведения, обусловленные особенностями социализации. Проведенные исследования показывают, что в целом мальчики агрессивнее девочек, а мужчины агрессивнее женщин.

      Фрустрационная теория агрессии

      В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория, как она представлена в монографии 1939 г. Долларда и его соавторов, положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремился. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

      В приведенной выше формулировке оба эти постулата не подтвердились. He всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии). И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, например, если подвергшийся фрустраций человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную). Так называемая гипотеза катарсиса (мы обсудим ее особо), согласно которой агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, также не при всех обстоятельствах соответствует действительности.

      Теория социального научения

      Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковитц и Бандура. Первоначально Берковитц стоял на позициях, тесно связанных с фрустрационной теорией агрессии. Отказавшись от невыдерживающего критики постулата о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая - к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки). Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражители, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опосредованной (например, установленной с помощью размышления) связи с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. Таким образом, основополагающей для Берковитца здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка, вписывающаяся в парадигму классического обусловливания.

      Поскольку гнев представляет собой, с точки зрения Бандуры, всего лишь состояние возбуждения, получающее обозначение лишь постфактум, всякое эмоциональное возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой стимуляции (скажем, шум, жара), может влиять на интенсивность агрессивных действий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т. д.

      Читайте также: