Принятие ордой ислама кратко

Обновлено: 17.05.2024

Принятие ислама в Золотой Орде. К приближающемуся 700-летию

Таким образом, принятие ислама при хане Узбеке имело глобальные последствия в отличие от прихода ислама в Дербент, Булгар или Хазарию. Если в доордынскую эпоху ислам на территории нынешней Российской Федерации являлся региональной, локальной религией, то после 1312–1313 годов он превратился в мощнейшую религиозно-идеологическую систему, господствующую на огромных пространствах Золотой Орды: от Добруджи (ныне часть Румынии) на западе до Алтая на востоке и от Казани на севере до Бухары на юге.

Во-вторых, при определении этнических корней современных татар нынешняя наука исходит из так называемой тюрко-татарской теории, согласно которой Волжская Булгария являлась одним из основных источников татарского этногенеза, в то время как сам процесс сложения новой нации однозначно происходил в рамках Золотой Орды. Действительно, наивно пытаться вписать волжских булгар в число предков сибирских или астраханских или крымских татар. В то же время очевидно, что Золотая Орда в качестве материнского этнокультурного организма объединяет и роднит между собой не только все группы татар, но и целый ряд близкородственных наций из числа вышеперечисленных.

В-третьих, советская наука не случайно пыталась вытравить из сознания татар золотоордынскую эпоху, путем известных постановлений президиума ЦК КПСС пытаясь возвести историю татарского народа исключительно к Волжской Булгарии. Сюда же следует отнести масштабное очернение истории и богатейшей (как свидетельствуют археологи) культуры Золотой Орды. Тем самым достигалась цель превратить татар в своеобразных манкуртов, несправедливо лишить их историю этапа могущества, во время которого и были установлены отношения вассалитета между князьями Рюриковичами и всеми правителями-Чингизидами, включая даже позднейших касимовских ханов, полностью подконтрольных Москве, но получавших при этом свою долю дани.

В Золотой Орде в качестве официальной религии была установлена та же форма ханафитского мазхаба, которая господствовала в Волжской Булгарии и государствах Средней Азии. Таким образом, ислам не изменил в Сарае своего концептуального и идеологического наполнения. Однако эта религия коренным образом и навсегда изменила свою географию, расширив ее до невообразимых (для булгар или хорезмийцев) пределов. Это и есть основная заслуга хана Узбека: он превратил булгарско-хорезмийский ислам в глобальную религию северной части Евразии.

В связи с вышеизложенным российская мусульманская общественность должна взять на себя активную подготовку к масштабным мероприятиям в 2012–2013 годах, связанным с 700-летием принятия ислама как государственной религии в Золотой Орде. В числе предполагаемых шагов должны быть проведение ряда крупных научных конференций, семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих научных центров стран СНГ и др.; массовые религиозные, культурные и общественные мероприятия; активное информационное сопровождение юбилея; привлечение к мероприятиям должностных лиц, политиков и чиновников.

Это тем более важно, что в эти годы будут отмечаться и другие масштабные мероприятия, посвященные разным крупным юбилеям: 200-летию победы России над Наполеоном в Отечественной войне, одержанной в том числе и благодаря отважным воинам Башкирских, Мишарских и Тептярских полков; 400-летию народного ополчения князя Пожарского и Минина, в котором активное участие принимали служилые татары; 400-летию прихода к власти династии Романовых, которое стало возможным благодаря компромиссу боярской элиты с татарскими мурзами. Мусульманской умме России важно выступить и активным соучастником вышеназванных мероприятий, чтобы в очередной раз громогласно заявить о многонациональном и многорелигиозном характере российской истории и учредить свой собственный юбилей. 700-летие ислама как официальной религии на огромных пространствах, составивших территориальную основу нынешней России, должны стать не менее значимым событием государственной значимости.

кандидат исторических наук, этнолог

Ну сейчас-то само собой праздник, но вот в начале XIV века простое городское население ЗО явно не было в восторге от ислама)))

Да и статейко в целом идеологическое - опять-с "подлые коммуняки" зажимали "истинно-великолепную" историю татар

По сути, Золотая Орда стала своеобразной ареной борьбы за умы и сердца людей между представителями ислама и православия. Что касается католиков, то у них изначально не было особых перспектив из-за географической удаленности Ватикана .

Веротерпимые язычники

Изначально будучи язычниками, правители государства Джучидов и их подданные лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах строились храмы и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран. Христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Впрочем, большинство монголо-татар, населявших степные просторы, в XIII-XIV веках еще сохраняли верность язычеству.

Православие в Золотой Орде

Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ), подтверждающий его полномочия. Имущество и права православного духовенства были защищены законами завоевателей.

По ее мнению, христианизация Золотой Орды была вполне реальна, и такая цель стояла перед священнослужителями. Например, епископ Сарайский и Придонский Феогност в 1276 году получил у Патриаршего синода в Константинополе разрешение крестить пожелавших принять православную веру татар… песком. А всë из-за отсутствия достаточного количества воды в степных условиях.

То есть, церковные иерархи были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.

И такая политика принесла свои плоды. Православие приняли многие язычники, в том числе и представители аристократии.

Петр Ростовский – царевич Ордынский

Монахиня Таисия называет два имени этого святого: Петр Ростовский и Даир Кайдагул сын Орда-Ичинов Чингизов. Он приходился племянником ханам Батыю и Берке. Большое влияние на молодого человека оказал епископ Ростовский Кирилл, который исцелил его двоюродного брата – сына хана Берке. Даир Кайдагул настолько проникся проповедями представителя православной церкви, что отправился вместе с ним в Ростов . Там царевич принял крещение под именем Петра .

Потомок Чингисхана на собственные средства основал Петровский монастырь (современная Ярославская епархия), расположенный на озере Неро. Петр Ордынский всю жизнь прожил в Ростове , он женился на местной татарке, которая родила ему много детей. Царевич умер в 1290 году, приняв перед кончиной монашеский постриг. Канонизирован в лике преподобного.

Многие знатные жители Золотой Орды и простые кочевники крестились. Например, сын хана Батыя, которого звали Сартак, воспитанный сирийцами, был приверженцем несторианства (учения, основанного на христианской религии).

Она отметила, что христианская община Золотой Орды в XIII веке была более многочисленной, чем мусульманская.

Распространение ислама

К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно, с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.

Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.

Разумеется, продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели. Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того времени. Поэтому проповедники, восхваляющие учение пророка Мухаммеда, всë приезжали и приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.

Помимо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.

Буквально за несколько десятилетий XIV века представители ханафитского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татарской знати и жителей городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма .

Мотивы хана Узбека

  • доминирование булгарских земель в составе нового государства;
  • необходимость союза с халифом Египта для борьбы с иранскими Хулагидами в Закавказье;
  • законы кочевников, запрещающие чинить какие-либо препятствия представителям любой конфессии.

Арабские и среднеазиатские миссионеры активно пользовались лояльным отношением властей Золотой Орды ко всем религиозным деятелям.

Кроме того, хан Узбек всю свою жизнь последовательно боролся с наиболее реакционными, по его мнению, представителями ордынской элиты, которые все еще оставались приверженцами языческой веры предков. Да, и другие потомки Чингисхана, правившие в Средней Азии, к тому времени уже были мусульманами.


Как монголы принимали Ислам? Как это всё началось? С чего началось распространение Ислама во всех четырёх улусах (областях) Монгольской империи? Как так получилось, что долгое время боровшиеся с мусульманами люди сами стали мусульманами и борцами за веру?

Государство Чингисхана, после того, как он поникнул этот мир, разделилось на четыре части – улусы. Ислам начал бурно распространятся во всех четырёх улусах империи. Монголы с радостью принимали религию мусульман, и каганы прилагали все усилия для этого.

Таким образом, в течение ста лет практически все племена монголо-татар приняли истинную религию Всевышнего Аллаха. Эту статью мы начнём рассказом о распространении Ислама в Джучиевом улусе, основанном старшим сыном Чингисхана Джучиханом.

Джучиды

Берке-хан (годы правления 1256–1267) был первым из монгольских правителей, принявшим Ислам. С 1256 по 1267 годы Берке был ханом Золотой Орды, в которую входили и территории древней Руси.

Передаётся, что причиной принятия Ислама Берке-ханом стала его встреча с караваном купцов, который шёл из Бухары. Когда он остался наедине с двумя купцами, то расспросил их про убеждения мусульман. Они как можно подробнее рассказали ему об Исламе, да так, что их диалог закончился искренним принятием Ислама Берке-ханом.

Информацией о том, что он поменял веру и принял Ислам, он первым делом поделился со своими младшими братьями, и выразил желание, чтобы и они последовали его примеру. Затем он перед всеми объявил о принятии Ислама.

Союз с Бейбарсом

В дальнейшем Берке-хан заключил союз с Аз-Захиром Бейбарсом, который с 1260 по 1277 годы был мамлюкским султаном в Египте. Начало этим хорошим отношениям дал Бейбарс, который радушно в торжественной обстановке принял небольшой отряд из Золотой Орды численностью двести человек.

Этот отряд, входивший в состав войска Хулагу, который уничтожил Багдад, узнав, что между Хулагу и их улусом возникла вражда, убежал в Египет.

Джучидский отряд, прибывший в Египет, нашёл там самый тёплый приём. Ордынцы были размещены в домах, специально построенных для них в Каире, одарены одеждами, лошадьми и деньгами. Военачальников султан сделал эмирами своих войск, прочих включил в число мамлюков-бахритов. Таким образом, султан Бейбарс смог убедить воинов Джучи принять Ислам.

Султан, который находился в состоянии войны с Хулагу, был чрезвычайно заинтересован в сильном союзнике, потенциально способном сковать его войска и не допустить очередное вторжение ильхана Ирана в Шам. Естественно, султан поспешил завязать дипломатические отношения с Берке, чья слава на то время была достаточно велика.

Далее Бейбарс отправил двух человек из числа того джучидского отряда вместе с послами и письмом к Берке-хану. В ноябре 1262 года послы султана Бейбарса добрались до Константинополя и отправили гонца к правителю мамлюков с вестью о том, что посольство благополучно двинулось дальше.

В столице Золотой Орды они встретили тёплый приём. Ставка золотоордынского правителя стояла на берегу реки Итиль. Сам Берке-хан сидел в большом белом шатре из войлока, покрытом шёлковыми тканями. Шатёр вмещал около сотни человек. Вдоль войлочных стен стояли скамьи, на которых сидели 50 или 60 золотоордынских эмиров.

Письмо Бейбарса было переведено и зачитано Беркехану, который был весьма доволен его содержанием. На этом этапе переговоров султан Бейбарс и Берке-хан нашли общий язык.

Он богато одарил послов, вручил им ответные грамоты и отправил с ними в обратный путь своих посланников. Послы Бейбарса, побывавшие в Золотой Орде, после возвращения в Египет рассказывали о том, что каждый амир в государстве Берке-хана имеет имама и муэдзина, а дети в медресе заучивают наизусть Коран.

Вследствие этих дружественных отношений между Бейбарсом и Берке-ханом намного увеличилось число людей, принявших Ислам, и монголов, прибывавших в Египет из Золотой Орды.

Ответное посольство Берке-хана миновало Александрийский порт в 1263 году и оттуда направилось в Мамлюкский султанат.

Первое посольство Золотой Орды состояло из тысячи человек. Такую представительную делегацию в Каире встречал весь город. За два столетия, последовавшие после этого, Каир и Сарай обменялись примерно 50 посольствами.

Войско Берке состояло из 30 000 мусульман. Поэтому для них был установлен порядок совершения пятничной молитвы. Говорят, что во всём войске был такой порядок: каждый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик, чтобы при наступлении времени намаза заняться его совершением.

Во всём войске никто не пил вина, и при Берке постоянно находились учёные, факихи, толкователи Корана и хадисов. У него была огромная библиотека с множеством богословских книг.

Большая часть его собраний и бесед происходила с учёными. В его дворце постоянно шли дискуссии относительно науки Шариата. В делах религии он был чрезвычайно твёрд и усерден.

Берке-хан распространил Ислам среди своего народа, стал строить мечети и медресе во всех своих владениях, приблизил к себе учёных и факихов и сдружился с ними.

Действительно, Берке-хан был первым из золотоордынских правителей, привлекавшим представителей кочевой знати в Ислам. Он заметно расширил связи Золотой Орды с богатыми рынками мусульманского Востока, откуда приезжали ремесленники, купцы, литераторы, учёные и другие представители мусульманской интеллигенции.

История принятия Ислама монголами

Кочевые воины, изощренное вооружение и жестокость – это то, чем запомнилась в истории Монгольская империя. Их репутация безжалостных истребителей, опустошавших мусульманские земли, ровняя с землей целые города и не оставляя после себя ничего, кроме разрушения и смерти, пожалуй, делает их последующее обращение в Ислам несколько неожиданным.

Чингиз-хан, сын монгольского полководца, уже в юном возрасте был неудержимым. Он заложил основы самой большой империи в истории, победив влиятельных монгольских лидеров и объединив кочевые племена северо-восточной Азии. Он не только завоевал огромную территорию, но и оказался одним из величайших лидеров, когда-либо известных миру.

Хотя о них ходит слава необузданных варваров, монгольские воины были настоящими гениями, когда речь шла о военной стратегии. Это было ключевым фактором их успеха в завоевании обширных земель, включая мусульманские империи того времени.

Монголы прошли по мусульманскому миру, оставляя за собой руины многочисленных городов и всего за 40 лет уничтожив четыре выдающихся мусульманских династии: Хорезмшахов, Сельджуков, Айюбидов и Аббасидов. Набеги монголов на мусульманскую территорию начались с первых кампаний Чингис-хана и его сыновей на северо-востоке Ирана между 1219 и 1222 годами, когда они разрушили множество самых процветающих городов региона.

Хотя некоторым городам, таким как Бухара и Самарканд, позволили продолжить городскую жизнь, другим, включая Мерв (древнейший известный город Центральной Азии, на юго-востоке Туркменистана) и иранский Нишапур, не повезло. В Балхе на севере Афганистана, как и всюду, Чингис-хан приказал казнить всё население, как мужчин, так и женщин.

Подобные истории распространялись повсюду. Рассказы о безжалостности монголов вызывали страх и ужас, гарантируя, что слава о них опережала их самих. Это сыграло свою роль в успехе их армий, и сам Чингис-хан поощрял это.

К моменту смерти Чингисхана в 1227 году он уже завоевал северный Китай и Иран. Уже после его смерти в 1236 году кампания возобновилась, и внимание монголов было обращено к южному Китаю на востоке и Восточной Европе на западе.

В 1255 году новый монгольский правитель поручил Хулаг-хану, внуку Чингис-хана, уничтожить все оставшиеся мусульманские державы между Ираном и Средиземным морем, что привело к походам монголов в Сирию и Ирак и к падению Багдада в 1258 году.

Разрушение Багдада остается поворотным моментом в истории, катастрофой во всех отношениях. Число жертв в городе, хотя и несколько сомнительное, по некоторым источникам, составляет от 200 000 до 800 000 человек. Среди погибших был и сам халиф Аль-Муста.

Столица Айюбидов Дамаск была захвачена вскоре после Багдада. Экспансия Монгольской империи окончательно завершилась только в 1260 году. Армия Хулагу потерпела поражение в битве с мамлюками династии Бахри во главе с султаном Кутузом при Айн-Джалуте 3 сентября 1260 года.

Монголы осаждают Багдад, 1258 год

Монголы осаждают Багдад, 1258 год

К тому времени Монгольская империя уже начала распадаться, что привело к созданию различных монгольских государств (ханств) с усилением экономических и религиозных различий между ними. Джучи, сын Чингис-хана, и его последующие сыновья, уже правили территорией, известной как Золотая Орда, западной частью империи. Великий Хан Хубилай сосредоточил свое внимание на консолидации Китая. Хулагу-хан и его преемники в Иране и России создали государство Ильханидов.

По воле судьбы, из пепла халифата, в конце концов, возродится новая мусульманская империя, начавшаяся с ханов Золотой Орды, а затем благодаря обращению монголов Персии в Ислам, Иль-ханов.

После поражения монголов при Айн-Джалуте Берке заключил союз сначала с мамлюкским султаном Кутузом, а затем с султаном Байбарсом. В 1262 году армии Берке и Хулагу впервые столкнулись друг с другом в битве, что в итоге привело к раздроблению Монгольской империи и смерти обоих военачальников в 1265 и 1266 годах соответственно.

Некоторые историки полагают, что вмешательство Берке, вовлекшее Хулагу в межмонгольские разногласия, помешало последнему обрушить на священные земли Ислама, Мекку, Медину и Иерусалим ту же участь, что постигла Багдад.

Преемники Берке Тёде-Мёнке (1282–1287) и Озбег (1312–1341), в честь которого назван Узбекистан, также обратились в Ислам. Это обеспечило связь этой религии с самой основой Золотой Орды. Есть мнение, что эти публичные и коллективные обращения в Ислам были не просто политическим оппортунизмом, но выражали новую социальную идентичность и источник коллективной солидарности, которые выходили за рамки идеологических рамок Чингизидов.

В течение десятилетий после обращения Берке в Ислам три из четырех ханств в тот или иной момент обратились в Ислам при своих мусульманских правителях.

Прямой потомок Хулагу, Махмуд Газан (правил в 1295–1304 году) из Иль-ханов, стал первым, кто официально объявил Ислам религией своего ханства, убедив других известных лидеров последовать его примеру. К тому моменту связь с монгольскими вождями в Китае была потеряна. Официальное принятие этой религии Газаном состоялось 17 июня 1295 года под руководством шейха Шадра ад-Дина Ибрахима Шамувейи.

Хотя Газан постоянно враждовал с другими мусульманскими династиями, хорошо известно его покровительство в отношении религиозной науки. Историк Рашид ад-Дин - лишь один из многих ученых, добившихся успеха во времена его правления. Газан также заслужил уважение религиозных меньшинств в своем королевстве, позволив им свободно исповедовать свою религию.

Чагатайское ханство стало третьим, принявшим Ислам, хотя какое-то время оно боролось со своей идентичностью. Тармаширин-хан (годы правления 1331 - 1334) стал мусульманином, к большому огорчению монгольской знати, остававшейся буддистами и тенгрианцами. Он был убит после обвинений в том, что он отказался от монгольского кодекса поведения. Только при Туглуге Тимур-хане (годы правления 1347–1360) Ислам имел более долговременное присутствие в ханстве после обращения самого Туглига (и, как утверждается, около 120 000 чагадаидских монголов вместе с ним).

В отличие от трех западных ханств, четвертое, Юань, в современном Китае, не обратилось в Ислам, оставаясь в основном буддийским.

Позже, в 15 веке, другой потомок Чингиз-хана и правнук чагатайского мусульманского правителя Тимура (Тамерлана) продолжил монгольское наследие. Захир ад-Дин Бабур основал империю Великих Моголов в Индии, став первым императором последней из крупнейших тюрко-монгольских династий в мире.

Бабур, первый император Великих Моголов

Бабур, первый император Великих Моголов

Как бы то ни было, после падения Багдада мало кто мог предсказать, что менее чем через 100 лет все монгольские лидеры в западной части империи примут ислам, что позволит религии распространиться еще дальше на восток и навсегда изменить облик региона.

Читайте также: