Принципат в древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024


Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Укрепление римского государства

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

которые читают вместе с этой





Август Октавиан

Рис. 2. Август Октавиан.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

  • Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
  • Заседание сената.
  • Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
  • Работа магистратур.

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

Заседание сената

Рис. 3. Заседание сената.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

  • В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
  • Как цензор он занимался формированием сената.
  • В качестве консула он определял политический курс государства.
  • Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.

Что мы узнали?

Принципат — политический режим в Римской империи, сформировавшийся в период с 27 г. до н. э. по 284 г. н. э. и совмещавший монархические и республиканские черты. Формально власть принадлежала народу и сенату, однако последнее слово всегда оставалось за императорским бюрократическим аппаратом. Главным архитектором системы принципата в Древнем Риме считается Октавиан Август — один из выдающихся государственных деятелей прошлого.

Принципат в древнем риме это

Предпосылки возникновения

Череда триумфальных побед над принципиальными врагами значительно расширила территориальные владения Римской республики. Улицы крупнейших поселений стали кишеть рабами. Наблюдался небывалый экономический рост, процветали культура и искусство. Несмотря на стремительное преобразование общества, старые классы, интересы которых отражал Рим в поздний республиканский период, начали постепенно деградировать.

Принципат в древнем риме

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости пересмотра имеющихся политических порядков. Многие древнеримские правители, в том числе Цезарь и Помпей, ломали голову над разработкой спасительных для государства преобразований, однако их реформы не способствовали качественному рывку в развитии республики.

Октавиан Август, проанализировав теоретические проекты изменений своих предшественников, сумел претворить в реальность систему государственного устройства, получившую название принципат. Своей главной задачей он видел восстановление с помощью сильного центра политической и социальной стабильности без ущерба для республиканских традиций.

Начало формирования

Воспользовавшись неограниченными триумвирскими полномочиями, Август сконцентрировал в своих руках высшую гражданскую и военную власть, которая, однако, представляла собой совокупность ряда республиканских магистратур и прав, полученных только после одобрения сената и народного собрания, и не передавалась по наследству. По большому счету в стране так и осталась республиканская форма государственного устройства, но с той лишь разницей, что верховный правитель стал именоваться принцепсом, то есть первым из списка сенаторов.

Прежние властные структуры сохранились, утратив большую часть своих функций. Если раньше они были марионетками правящего сословия рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев, то теперь стали подконтрольны принцепсу и его ближайшему окружению.

Принципат

Полномочия правителя

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Принципат это

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Вопреки сложившимся римским традициям и действующему законодательству принцепс мог быть назначен одновременно на несколько важных постов. Более подробную информацию, касающуюся роли императоров, правивших на заре и закате принципата, можно узнать, заглянув в таблицы справочников по истории Древнего Рима.

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

Принципат в древнем риме это

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

Принципат это что

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.

На смену во многом изжившему себя принципату пришел так называемый доминат. В нем более отчетливо прослеживались черты абсолютизма, в небытие ушли старые республиканские институты.

Император Октавиан Август в образе Нептуна. Бронзовая скульптура из Геркуланума.

Принципат (лат. principatus , от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе, обозначавший сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 год до н. э. — 284 год н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

Система принципата стала оформляться при Августе [1] , власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках принцепса-императора и приближённых к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Возникновению принципата предшествовал, как выделяет его проф. СПбГУ А. Б. Егоров, один из больших системных кризисов в древнеримской истории — эпохи гражданских войн 133—31 годы до н. э. [2]

Профессор МГУ В. С. Сергеев отмечал, что первые десятилетия принципата для всего римского мира характеризовались оживлением во всех областях экономической и культурной жизни [3] .

Как отмечает Э. Д. Фролов, создатели принципата стремились восстановить значение традиционных языческих римских культов, авторитет которых во II—I веках до н. э. сильно пошатнулся [4] .

Принципат — политический режим в Римской империи, сформировавшийся в период с 27 г. до н. э. по 284 г. н. э. и совмещавший монархические и республиканские черты. Формально власть принадлежала народу и сенату, однако последнее слово всегда оставалось за императорским бюрократическим аппаратом. Главным архитектором системы принципата в Древнем Риме считается Октавиан Август — один из выдающихся государственных деятелей прошлого.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

Предпосылки возникновения

Череда триумфальных побед над принципиальными врагами значительно расширила территориальные владения Римской республики. Улицы крупнейших поселений стали кишеть рабами. Наблюдался небывалый экономический рост, процветали культура и искусство. Несмотря на стремительное преобразование общества, старые классы, интересы которых отражал Рим в поздний республиканский период, начали постепенно деградировать.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости пересмотра имеющихся политических порядков. Многие древнеримские правители, в том числе Цезарь и Помпей, ломали голову над разработкой спасительных для государства преобразований, однако их реформы не способствовали качественному рывку в развитии республики.

Октавиан Август, проанализировав теоретические проекты изменений своих предшественников, сумел претворить в реальность систему государственного устройства, получившую название принципат. Своей главной задачей он видел восстановление с помощью сильного центра политической и социальной стабильности без ущерба для республиканских традиций.

Начало формирования

Воспользовавшись неограниченными триумвирскими полномочиями, Август сконцентрировал в своих руках высшую гражданскую и военную власть, которая, однако, представляла собой совокупность ряда республиканских магистратур и прав, полученных только после одобрения сената и народного собрания, и не передавалась по наследству. По большому счету в стране так и осталась республиканская форма государственного устройства, но с той лишь разницей, что верховный правитель стал именоваться принцепсом, то есть первым из списка сенаторов.

Прежние властные структуры сохранились, утратив большую часть своих функций. Если раньше они были марионетками правящего сословия рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев, то теперь стали подконтрольны принцепсу и его ближайшему окружению.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

Полномочия правителя

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Вопреки сложившимся римским традициям и действующему законодательству принцепс мог быть назначен одновременно на несколько важных постов. Более подробную информацию, касающуюся роли императоров, правивших на заре и закате принципата, можно узнать, заглянув в таблицы справочников по истории Древнего Рима.

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.

На смену во многом изжившему себя принципату пришел так называемый доминат. В нем более отчетливо прослеживались черты абсолютизма, в небытие ушли старые республиканские институты.

Всемирная история Мировой экономический кризис (1929-1933) - причины возникновения, особенности и последствия

Читайте также: