Мотивы русской литературы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype – это темы, которые всегда, на протяжении всей истории человечества интересовали ведущих мыслителей и творцов, не утрачивали своей актуальности, находили свое отражение в произведениях искусства.

Как правило, к вечным темам относят темы:

  • жизни и смерти;
  • любви;
  • свободы;
  • добра и зла;
  • поисков смысла жизни и пр.

Вечные темы – это своего рода духовные скрепы, которые объединяют процесс создания текста и его восприятия читателем.

Понятие литературной традиции

По своему смыслу понятие литературной традиции тождественно понятию заимствования, влияния и подражания. Составляющими элементами литературной традиции могут служить такие компоненты поэтики: стилистика, композиция, ритмика и тематика. Эти составляющие зачастую передаются литературной традицией не порознь, а в сочетании друг с другом.

Достаточно широка и область литературной традиции: это может быть как международное творчество, так и творчество одного народа. К примеру, Гоголь создал литературную традицию в России, которая со временем распространилась далеко за ее приделы. Литературная традиция не отличается интенсивностью, так мы видим, что пушкинские традиции в разные времена то усиливаются в литературе, то исчезают фактически полностью.

На первый взгляд угасшая традиция, может не только возродится, но и занять место доминирующей в литературном процессе, благодаря влиянию подходящих исторических условий.

Вечные темы в литературе прошлого столетия

В прошлом веке, в условиях кризиса гуманистических принципов русская литература пыталась противостоять деструктивным явлениям литературного процесса, обратившись к вечным темам как напоминанию о главном.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Свидетельством обращения к вечным темам стало творчество писателей и поэтов Серебряного века, впоследствии — А. Солженицына, В. Распутина, В. Астафьева и др. Писатели обращаются к ситуациям, типам героев, сюжетным ходам, которые знакомы отечественному читателю из классически произведений Толстого, Бунина и др.

В то же время в процессе переосмысления вечных тем последние наполняются новым содержанием. В частности, в произведениях Солженицына восприятие жизни наполняется неким драматизмом, обусловленным восприятием противоречивости усложняющегося общественного бытия, формируется пафос резкого неприятия искажений нравственных категорий, утраты исторической памяти целой нации.

В Распутин проговаривает волнующие его проблемы старости, смерти, отвержения обществом пожилых людей. Равнодушие окружающих олицетворяет в его произведениях некое зло, которое подтачивает здоровые основы жизни.

Одной из традиционных тем мировой классики выступает тема семьи, которая развивается писателями в нравственно-психологическом и идейно-философском аспектах.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype 440 ₽ Реферат Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype 220 ₽ Контрольная работа Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Представители Серебряного века видели в любви первооснову всего сущего, сущность человеческого бытия, которая позволит преодолеть глубинный кризис общества, разрушения связей, прежней системы духовных ценностей. Они видели в любви, в отношениях между мужчиной и женщиной то, что может объединить два мира:

В то же время восприятие любви как первоосновы обусловливает ее конфликт с бытием, с сущим, миром повседневным, сама любовь в своем понимании и отображении сближается со смертью, становится моментом перерождения личности.

В данном аспекте понимания любви, семейный мотив в творчестве русских писателей и поэтов существенно отличался от западноевропейской традиции, в которой любовь ассоциировалась преимущественно с игрой страстей, эмоциями, чувствами, переживаниями личности.

В советской литературе более позднего периода, как правило, в процессе освещения этой темы писатели прошлого столетия рассматривали мотивы сохранения и/ или разрушения семейных отношений, шире – иерархии внутрисемейных отношений, родовых устоев.

В целом тема любви и семейных отношений раскрывается не как тема любовных переживаний, счастья или страдания, игры страстей, но преимущественно через мотив материнства. Писатели были нацелены, прежде всего, на создание образа матери, прожившей тяжелую, трудную жизнь, не мыслящей себя без труда, выполняющей свой жизненный долг и сохранившей нравственные ценности. Как правило, женские образы изображены сдержанными в проявлении эмоций, в рассказе о собственных чувствах.

Прошлое столетие в России – это период войн, катаклизмов и бедствий, обрекающих женщин на каторжный труд. Достаточно вспомнить женские образы Ф. Абрамова, в центре внимания которого — рабочие женщины, изнуренные трудом и не знающие иного способа существования, кроме тяжелого труда. Эта тяжелая изнурительная работа совершено не оставляет времени на семью, на заботу о детях, приводит к разрыву той особенной духовной взаимосвязи между матерью и ребенком, без которой существование семьи представляется невозможным.

LiveInternetLiveInternet

Жизнь не книга, сюжет которой писатель вынашивает годами. В ней нет места для набросков, изменения сюжета и деталей. Поэтому каждая секунда обретает смысл.

(Максим Горький).

Горький на протяжении десятилетий развивал концепцию метафизического бессмертия. Более того, по просьбе автора был возведен Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ), который занимался вопросами бессмертия. Сам Горький, будучи тяжело больным человеком, относился к собственной смерти равнодушно, презирая ее, и верил в принципиальную возможность достижения научными средствами человеческого бессмертия.

Мысль о бескорыстном подвиге возвышает душу человека. По мнению писателя, жизнь личности имеет смысл тогда, когда она вливается в поток жизни общей.

Экзамен по литературе призван проверить не только знание текстов, но и умение ориентироваться во всей русской классике, способность к ассоциативному мышлению . Как бы ни ругали ЕГЭ, именно эта черта в экзамене по литературе меня привлекает. Ассоциации даются далеко не всем, а уж тем более — мгновенные ассоциации, когда буквально за несколько минут предстоит найти связь между тремя (об этом чуть ниже) произведениями/героями/ситуациями. Но мой многолетний опыт репетиторства говорит о том, что такому ассоциативному мышлению можно научиться! Конечно, в рамках того списка литературы, который опубликован в кодификаторе ФИПИ, это сделать намного проще, чем в рамках всей русской (и уж тем более мировой) литературы. Но, научившись сопоставлять сон Петруши Гринёва из "Капитанской дочки" со сном Раскольникова из "Преступления и наказания" или дуэль Онегина и Ленского с дуэлью Базарова и Павла Петровича Кирсанова, вы поймете, как можно использовать эту методику и в других сферах вашей жизни (проверено).

Итак, почему выше я написала о трех произведениях. На экзамене перед вами будет отрывок из какого-либо текста (с указанием названия произведения и его автора) — задания же №9 и №16 подразумевают, что вы вспомните еще два произведения русской классики и сопоставите их с предложенным вам текстом. В ОГЭ (ГИА) ситуация пока намного проще: девятиклассникам предлагается не только исходный текст, но и произведение второго автора — остается только прочитать оба отрывка и найти сходства/отличия. Тем не менее, если вы сдаете ОГЭ по литературе, значит, вы планируете в будущем сдавать и ЕГЭ, поэтому я призываю учиться находить параллели как можно раньше: лишней эта способность не будет!

Перейдем от теории к практике. Каждый раз я буду приводить не менее трех примеров для того, чтобы у вас была возможность выбрать два понравившихся. Цифра "три" выбрана еще и потому, что одно из предложенных мною произведений может оказаться, собственно, вашим вариантом в экзамене — в этом случае вы не сможете его использовать. Запомните: лучше всего приводить в качестве примеров произведения других авторов, не того, чей текст лежит у вас перед глазами (например, вам попался отрывок из "Капитанской дочки" Пушкина — приводить в качестве аргумента "Евгения Онегина" или "Дубровского" будет не очень правильно: старайтесь вспомнить других, не менее великих, писателей).

Все произведения, которые входят в экзаменационный список, являются авторскими, то есть мы с вами говорим о литературе . Тем не менее, огромный пласт устного народного творчества, то есть фольклора, не был забыт русскими писателями — и очень активно использовался ими. Мы до сих пор помним о фольклоре, рассказывая детям сказки вроде "Колобка" или "Репки", сплевывая три раза через левое плечо, чтобы отгородиться от напасти, или открывая сонник — толкователь снов. Фольклор — это база, основа, фундамент, на котором была построена литература. Поэтому нет ничего удивительно в том, что в произведениях русских писателей и поэтов мы встречаем фольклорные мотивы. Для чего автор сознательно использует их в каждом конкретном случае — на это нам и предстоит ответить.

1. "Слово о полку Игореве"

Автор неизвестен, но он есть! То есть это произведение написал какой-то один человек, а не весь русский народ (как, например, пословицы, поговорки, былины и т.п.). Именно поэтому со "Слова" начинается список русской литературы, который дан вам в кодификаторе. Произведение было написано в год похода князя Игоря (1185) или годом-двумя позже. То есть, в любом случае, "Слово о полку Игореве" датируется XII веком. Христианство на Руси было официально принято в 988 году, то есть с тех пор прошло почти два столетия — но языческие элементы настолько прочно вошли в жизнь людей, что они смело перемежались с религиозными мотивами, а в случае со "Словом" даже полностью вытесняли их.

"Слово о полку Игореве" целиком пропитано фольклором. Это не дань моде: это закономерное развитие литературы, черпающей сюжеты и вдохновение в народном творчестве . Итак, фольклорные мотивы в "Слове":

Постоянные эпитеты ("добрый молодец", "синее море"); троекратные повторения (Ярославна обращается к трем "стихиям": Ветру, Днепру и Солнцу); Всеволод на поле брани похож на былинного богатыря; "вещий сон" Святослава наполнен традиционными верованиями (пустой колчан — признак смерти, жемчуг — к слезам, синий — цвет скорби и т.д.).

2. "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Действие поэмы Лермонтова разворачивается во времена Ивана Грозного и созданной им опричнины, то есть примерно в 1565—1572. "Песня про купца Калашникова" — яркий образец романтизма в русской литературе: "экзотическим" местом действия стала эпоха Древней Руси. Здесь фольклорные мотивы используются поэтом специально для создания правильной атмосферы того времени , далекого XVI века. Хотя критик В.Г. Белинский отметил, что Лермонтов "вошел в царство народности, как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество". То есть поэт не просто "рационально" использовал элементы устного народного творчества, но и сам "создавал" (не имитировал) их, чувствуя себя одним из "детей" всего русского народа. Итак, фольклорные элементы в "Песне":

Троекратные повторения (даже на уровне построения: в поэме три главы); постоянные эпитеты ("дума черная", "воля вольная"); повтор ("гуляют-шумят", "шутку шутить"); синтаксический параллелизм ("Пройдет стар человек — перекрестится, / Пройдет молодец — приосанится, / Пройдет девица — пригорюнится"); просторечия ("нониче", "супротив") и т.д.

3. "Сказки" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин неспроста выбрал именно этот жанр — сказку. Авторская сказка — это явление вторичное, она всегда опирается на огромный массив народных сказок. Писателю важно было показать, с одной стороны, извечное противостояние Добра и Зла, с другой — в аллегоричной форме продемонстрировать и высмеять пороки общества : сказка подходит для этих целей как нельзя лучше. Ведь мы с детских лет сравниваем героев сказок с собой — и делаем выводы.

Согласно кодификатору, обязательными к прочтению являются сказки "Как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик" и "Премудрый пискарь". Какие в них присутствуют фольклорные мотивы и элементы?

"Очеловеченные" звери (рыба в "Премудром пискаре"); сказочные зачины ("жили да были. ", "в некотором царстве, в некотором государстве. "); присказки ("по щучьему велению", "ни в сказке сказать, ни пером описать"); гротеск (мужик "стал даже в пригоршне суп варить", помещик "весь, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные") и т.д.

Таким образом, фольклор присутствует во многих (если не во всех) произведениях русской литературы и играет свою роль, согласно задумке автора: элементы устного народного творчества могут создавать атмосферу древней эпохи, являться ее прямым продолжением, демонстрировать особенности мировоззрения героев (чем больше фольклорных элементов в изображении/словах персонажа, тем ближе герой к народу), в аллегоричной (иносказательной) форме доносить сокровенную мысль автора, которую он по какой-то причине не хотел (или не мог) выразить прямо.

В следующей публикации я сравню три сна из трех разных произведений русской литературы.

Писарев Дмитрий Иванович считался одним из самых известных критиков второй половины 19 века наравне с Добролюбовым и Чернышевским.

Приводит свои тезисы и не соглашается с доводами, написанными ранее Добролюбовым в статье на эту же тему.

Писарев Дмитрий Иванович был известным молодым литературным критиком и публицистом во второй половине XIX в.

Писарев Дмитрий Иванович

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868)

Молодой человек прожил недолгую жизнь и трагически погиб, однако его жизнь была достаточно насыщена событиями.

За свои работы, где он призывает к свержению династии Романовых и защищает Герцена, Писарев был даже сослан на 4 года в ссылку. Но и там он плодотворно трудился.

Критик был нигилистом и реалистом, что отражалось в его работах. Даже сам Ленин и его жена Крупская уважали его, а у вождя на столе даже стоял портрет Писарева.

Мнения Добролюбова и реалиста Писарева о мотивах поступков и характере главной героини разделились.

Таблица, представленная ниже, наглядно показывает, как они по-разному видят образ героини:

Трактовка Писарева

Трактовка Добролюбова

Героиня слабая, все ее поступки совершаются по первому влечению.

Катерина имеет идеальный характер, любящий, созидательный.

Героиня не имеет твердого характера и развитого ума. Запутанную ситуацию она решает самым глупым поступком – самоубийством.

Девушка протестует против понятий и критериев нравственности Кабановой. Сила ее характера состоит в том, что она находит единственное освобождение, хоть и трагическое.

Катерина не сделала ничего, чтобы облегчить свои и чужие страдания.

Избавление от тяжкого бремени героини придает облегчение и читателю.

Рекомендуется читать работу Писарева самостоятельно, так как он писал живым и задорным языком, что отличало его от остальных коллег. Но если такой возможности нет, предлагаем вам небольшой конспект статьи.

Тезисы

Вся работа Писарева — это своеобразный большой развернутый отклик на статью Добролюбова, где камнем преткновения критиков в основном является образ Катерины из пьесы.

Писарев абсолютно не согласен с Добролюбовым. Он считает, что в героине нет таких черт в характере, которые делают ее образ в произведении светлым, возвышенным и идеальным.

Катерина

Наоборот, для него Катерина абсолютна неприметная, слабая и заурядная личность. Дмитрий Иванович согласен с коллегой, что героиня нежная и искренняя натура.

Но самым нелогичным и абсурдным критик считает финал пьесы, где смешались жесткость главы семейства, муки бедной измученной девушки, ее любовь к негодяю. Все намешано: ревность, любовь, жестокость, отчаяние, мечтательность.

Мотивы русской драмы

Писарев считает, что смесь таких чувств не может пробудить читателя ни к чему хорошему. Более того, она выглядит гротескной. Катерина не смогла пробудить никаких эмоций, ее самоубийство - глупый и бесполезный поступок.


Этому слову, одному из опорных в музыковедении[646], принадлежит ответственное место и в науке о литературе. Оно укоренено едва ли не во всех новоевропейских языках, восходит к латинскому глаголу moveo (двигаю) и ныне имеет весьма широкий диапазон смыслов.

Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики (см. с. 372–373).

На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться

в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Об этом, в частности, свидетельствует опыт изучения поэзии М.Ю. Лермонтова[651].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ОСЕННИЙ МОТИВ

ОСЕННИЙ МОТИВ Отзвенело лето. Улетело. Осень сарафан цветной надела. Нарядилась в бусы из рябины, Принакрылась тонкой паутиной. В речку бросила холодной сини. Ходит-бродит осень по России, То грустит она, то веселится… В край далекий улетают птицы. Дождик льется. Небо

3.3.3. Мотив альпийского путешествия: А. Белый

Читайте также: