Примитивизм в искусстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Примитивизм — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием.

История примитивизма

Примитивизм (от лат. primitivus — первый, самый ранний) как отдельное направление в живописи появился лишь в конце XIX века. Но его истоки хорошо видны в древних культурах. Ясно различимые аналогии с творчеством примитивистов можно найти в наскальных рисунках первобытных людей, артефактах экзотических цивилизаций Африки и Океании. К примитивному искусству также можно отнести многие образцы детских рисунков, средневекового и народного изобразительного искусства.

Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения:

В картинах Поля Гогена четко прослеживается восхищение первобытной чистотой культуры Океании. Пабло Пикассо в определенный период времени после посещения этнографической выставки начал использовать в своих произведениях методы древних мастеров.

Искусствоведы того времени отказывались воспринимать примитивизм в качестве полноценного стиля изобразительного искусства. Картины выдающихся примитивистов рубежа XIX-XX веков Анри Руссо и Нико Пиросмани заслужили всемирное признание спустя многие десятилетия.

Интерес к примитивному искусству периодически возрастал и угасал на протяжении всего ХХ века. Но и сегодня художники часто обращаются к выразительным средствам примитивизма в своих работах.

Отличительные черты примитивизма

Для опытного искусствоведа не составит труда определить принадлежность конкретной картины к примитивизму. К наиболее характерным чертам стиля можно отнести:

  • отказ автора от использования линейной перспективы (предметы на переднем и заднем плане имеют равные размеры);
  • тщательная проработка как главных образов произведения, так и незначительных деталей фона;
  • отсутствие объемности изображения, господство плоских очертаний объектов;
  • равномерность освещения всего полотна, отсутствие теней и световых бликов;
  • сознательное нарушение пропорций тел при изображении людей и животных;
  • одновременное сосуществование в обыденном сюжете реальных и фантастических существ.

Несмотря на все перечисленные выше признаки, в работах профессиональных примитивистов четко прослеживается стройность и тщательная продуманность композиции. Этим картины мастеров в корне отличаются от работ дилетантов.

Знаменитые художники-примитивисты

В нашей статье невозможно рассказать о всех достойных представителях примитивизма. Но наиболее знаковые художники-примитивисты заслуживают отдельного упоминания. Кстати, все они не имели классического художественного образования:

    (Николай Пиросманишвили) — (1862-1918) — грузинский примитивист. Таинственная личность, непризнанный гений своей эпохи. Нарисовал огромное количество вывесок в Тифлисе, любил изображать на картинах сцены грузинских застолий и животных. Всю жизнь бедствовал, умер в нищете.

Примитивизм занимает достойное место в мировом изобразительном искусстве. Работы художников этого стиля потрясают своей первозданностью и чистотой. А на портале Very Important Lot знатоки искусства всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры мастеров разных эпох. Посетители сайта также имеют возможность купить напрямую картины у современных художников.

Известные художники и картины в стиле примитивизм

Часто примитивизм в искусстве сравнивают с детскими рисунками из-за упрощенной формы объектов. Для художников теперь главной задачей стала передача эмоций, яркость красок. Большой вклад в развитие нового направления оказали самоучки, у которых не было академического образования. Но его черты можно увидеть у знаменитых мастеров живописи.

Подробное описание стиля

Примитивизм — это направление в живописи, в котором художники упрощают формы и художественные средства для создания картины. Его последователи противопоставили классическим канонам эмоциональность и лаконичность. Примитивисты вдохновлялись произведениям первобытных культур.

Кажется, что рисунки созданы ребенком, но за упрощенными образами лежит художественный замысел. В этом направлении большее значение придают цвет и эмоции, чем натурализм передачи.

Изображения наносят на холст отдельными крупными мазками. Визуальные эффекты и техника рисования не играют большой роли. Художник стремится передать свои впечатления в максимально простой форме.

Черты

К характерным особенностям этого стиля относят:

  • отсутствие линейной перспективы — у объектов на переднем и заднем плане одинаковые размеры;
  • проработка главных и второстепенных образов композиции;
  • преобладание плоских форм;
  • отсутствие визуальных эффектов;
  • осознанное пренебрежение пропорциями при изображении людей и животных;
  • в будничном сюжете могут быть мифологические создания.

Главное отличие примитивизма от импрессионизма — детализация объектов, равномерный фон. Но чаще всего этот стиль путают с народным творчеством.

Отличие от лубка в том, что художники вкладывали глубокий смысл в свои рисунки. Также черты примитивизма можно увидеть в творчестве живописцев, получивших классическое образование.

История развития

Примитивизм в живописи возник в конце XIX века. Но истоки нового стиля можно найти в наскальных рисунках, религиозных и бытовых предметах древних цивилизаций. Примитивизм стал реакцией творческих людей на буржуазное искусство. В то время были модными кубизм, фовизм и другие авангардные направления.

Общество раскритиковало новаторский подход смелых художников. Выставки вызывали ожесточенные споры, и лишь благодаря авторитету Матисса и Писсаро, оценивших новый взгляд на живопись.

10 знаменитых художников

Картины, написанные в стиле примитивизма, можно увидеть в творчестве живописцев, получивших академическое образование. Но художники, оказавшие наибольшее влияние на его развитие, были самоучками.

Анри Руссо

Творчеством этого живописца восторгался Пабло Пикассо и импрессионисты. Благодаря работам Анри Руссо примитивизм получил признание как самостоятельное направление.

Он был художником-самоучкой, начавший свою карьеру с копирования картин известных мастеров. Рисунки Анри Руссо наполнены цветом, увлекают зрителя в мир пленительных фантазий.

Нико Пиросмани

Грузинский примитивист, выдающийся художник своего времени. Его картины отличаются чистотой восприятия, пронзительностью и естественными сюжетами. Излюбленная тема его картин — грузинские застолья и анималистика.

О жизни Нико Пиросмани почти ничего неизвестно. Многие факты из его биографии не подтверждены документально, либо рассказаны им самим.

Бабушка Мозес

Американская художница, одна из выдающихся представителей современного примитивизма. Ее настоящее имя — Анна Мария, но свой псевдоним получила, потому что известность приобрела в 78 лет.

Бабушка Мозес рисовала с детства, но посвятила себя семье. Анне Марии нравилось изображать пейзажи и сценки на бытовые сюжеты.

Мария Примаченко

Творчество Марии Примаченко называют феноменом. Всего за год ей удалось создать свой уникальный, узнаваемый стиль.

Камиль Бомбуа

Французский художник-самоучка, писавший в разных жанрах — пейзажи, портреты, натюрморт. Но наибольшую известность ему принесли картинки на тему цирка. В своих работах Бомбуа старался передать накопленный опыт.

Его стиль сравнивают с творчеством Анри Руссо. Но картины Камиля Бомбуа отличает четкое разделение форм и внимательное отношение к деталям. Французский художник предпочитает изображать повседневные сюжеты.

Екатерина Билокур

Екатерина Васильевна любила рисовать цветы, потому что для нее они были олицетворением счастья и красоты. Иногда художница писала портреты и пейзажи. Но, по ее признанию, они получались хуже. Картины Билокур наполнены искренностью, теплом и уютом.

Михаил Ларионов

Один из самых неординарных и спорных художников того времени, работы которого называют инфантильным примитивизмом. Начинал свой путь живописца как импрессионист. Потом его увлекло народное творчество, а затем он создал новое направление — лучизм.

Наталья Гончарова

Ее работы легко спутать с рисунками народных мастеров. Наталью Гончарову называют первой русской женщиной-авангардисткой. Она находила вдохновение во всем — импрессионизме, лубочном искусстве, футуризме.

Первым художественный гений Гончаровой разглядел Ларионов. Яркие, смелые, новаторские работы этой смелой женщины привлекали внимание многих выдающихся деятелей искусства XX века.

Иван Генералич

Главные особенности стиля Генералича — неприхотливость в изображении любого сюжета, что сделало работы хорватского художника узнаваемыми во всем мире.

Никифор Крыницкий

Написал множество рисунков — искусствоведы насчитывают их до 40 000, что позволяет назвать Крыницкого одним из крупнейших художников-примитивистов.

12 известных картин

Анри Руссо - Сновидение

Сновидение
Анри Руссо

Художник написал эту работу в 1910 году и дополнил пояснением, чтобы публике был понятен сюжет. На картине изображена обнаженная женщина — Ядвига, которой приснился чудесный сон. В джунглях незнакомец играет на флейте, и все замерли, слушая чудесные звуки. Даже хищники наслаждаются волшебной мелодией.

Нико Пиросмани - Актриса Маргарита

Актриса Маргарита
Нико Пиросмани

На картине изображена в полный рост молодая женщина в простом белом платье с кружевными оборками. В одной руке она держит скромный букет цветов. На заднем фоне — голубое небо и золотые птицы. Ничто не отвлекает внимания зрителя от красоты французской актрисы Маргариты де Севр.

Американская художница нарисовала жизнь на ферме зимой. Жители занимаются повседневными делами: убирают снег, заготавливают дрова. Но акцент сделан на ловле индюков.

Бабушка Мозес - Ловля индейки

Ловля индейки
Бабушка Мозес

Крупные птицы разбегаются в стороны от ярко людей, старающихся собрать их в одном месте. Атмосфера картины погружает зрителя в уютную и спокойную атмосферу зимы.

Камиль Бомбуа - Атлет

Атлет
Камиль Бомбуа

Мировую известность французскому художнику принесли рисунки на тему цирка. В центре картины — атлет, поднимающий тяжелую штангу одной рукой, второй удерживающий гирю. Вокруг него собрались зрители, которым кажется, что это не стоит ему никаких усилий. Атлет тоже выглядит довольным, что смог порадовать публику.

Мария Примаченко - Два сокола

Два сокола
Мария Примаченко

В этой работе можно увидеть особенный стиль украинской художницы и влияние русского народного творчества. Для создания рисунка она выбрала яркие, сочные краски. Соколы, расправив крылья, смотрят друг на друга. Птицы разделяет цветок, дополняющий композицию.

Художник решил адаптировать известный античный сюжет к современным реалиям. Обнаженная женщина полулежит на подушках, и прикрывается она большим листком. Ее черные волосы убраны в пучок, а из украшений — только маленькие серьги.

Михаил Ларионов - Еврейская Венера

Еврейская Венера
Михаил Ларионов

Контрастирует с героиней насыщенные зеленые стены с фотокарточками. Михаил Ларионов показал, как выглядела бы Венера в современной приземленной обстановке.

Главные героини картины — две обнаженные молодые женщины, которые решили искупаться в водоеме. Их заметил мужчина, которого Бомбуа изобразил вдалеке. Зритель может увидеть его удивление.

Камиль Бомбуа - Удивленные купальщицы

Удивленные купальщицы
Камиль Бомбуа

Женщины стесняются своей наготы: на щеках одной из них румянец, взгляд устремлен вниз, а руками она старается прикрыть себя. Вторая изображена со спины, но по опущенной голове зритель понимает, что она испытывает такое же чувство как ее подруга.

Иван Генералич - Единорог

Единорог
Иван Генералич

Пожилые крестьяне, муж и жена, зимой стали свидетелем чуда. Ночью они увидели единорога. В зимнем лесу он пытался найти себе пищу. За этим занятием его и заметил крестьянин. Спрятавшись за деревом, он показывает единорога своей жене.

Анри Руссо - Заклинательница змей

Заклинательница змей
Анри Руссо

Художник нарисовал свои любимые джунгли. В тени деревьев стоит девушка. В ее внешности Руссо выделил глаза, которые гипнотизируют зрителя, и добавляют таинственности картине. Она играет на флейте, а вокруг извиваются змеи, очарованные мелодией.

Нико Пиросмани - Кутеж трех князей на лужайке

Кутеж трех князей на лужайке
Нико Пиросмани

Грузинский художник часто рисовал традиционные застолья. Герои его картины — мужчины, одетые в национальную одежду, отдыхающие на природе. На белой скатерти лежит скромная трапеза, а в руках каждого — рог с вином. При взгляде на картину Пиросмани возникает ощущение спокойствия и гармонии.

Бабушка Мозес - Застолье

Застолье
Бабушка Мозес

Анна Мария рисовала не только людей за фермерскими занятиями. Сюжет этой работы — сельский праздник, на который собралось много гостей. Кто-то готовит на кухне, другие сидят за столом и беседуют, дети бегают по комнате. Бабушка Мозес передала атмосферу праздника, веселой суеты, характерной для застолий.

Анри Руссо - Нападение в джунглях

Нападение в джунглях
Анри Руссо

Тигр, затаившийся в густых зарослях, готовится к прыжку. По его хищному оскалу, широко раскрытым глазам понятно, что он увидел добычу. И природа тоже находится в предвкушении схватки. Идет тропический ливень, ветер гнет ветки деревьев, сверкает молния. Все детали композиции передают напряжение, скрытую ярость и готовность тигра к борьбе.

Спящая цыганка – Анри Руссо (1897, Нью-Йоркский музей современного искусства)

В конце XIX — начале XX в. в изобразительном искусстве начало развиваться новое направление — примитивизм, или наивное искусство. В нем были прямо и открыто, выражены первобытные представления отсталых народов о художественном мастерстве. Художники из народа распространяли культ наивного, не испорченного благами цивилизации творчества.

В простых работах югославских наивистов преобладают традиции народного творчества, свежесть и новизна восприятия. Зачастую идеи наивизма перенимаются и профессиональными художниками, отказавшимися от устоявшихся норм художественной культуры.

В Америке судьба примитивизма сложилась несколько иначе. Все дело в том, что уже в XIX в. к этому направлению там относились вполне серьезно, и коллекционеры ценили такие картины ничуть не меньше, чем классические. В те времена в Америке действовало очень мало художественных школ, где можно было получить достойное образование. Поэтому примитивистами здесь люди одаренные становились поневоле.

Развитие примитивизма в России

Московский пейзаж. Радуга - Николай Петрович Крымов (1908)

Московский пейзаж. Радуга — Николай Петрович Крымов (1908)

Чёрный квадрат - Казимир Северинович Малевич (1915, Государственная Третьяковская галерея)

Чёрный квадрат — Казимир Северинович Малевич (1915, Государственная Третьяковская галерея)


Краткая история направления

Примитивизм выделился в особый стиль живописи только к концу XIX в. Корни же его следует искать в древнейших культурах. Черты примитивизма ясно просматриваются в наскальных изображениях, оставленных первобытными людьми, а также артефактах, найденных на территории Африки и Океании.

К примитивной живописи можно причислить и рисунки детей, а также многие работы средневековых художников и современных самоучек из народа.

Толчком к развитию примитивизма послужило отрицание многими профессиональными художниками конца девятнадцатого столетия буржуазной культуры. Одно за другим начали появляться революционные направления, такие как фовизм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, пуантилизм.

Примитивизм был принят искусствоведами далеко не сразу. Многие картины талантливых художников-примитивистов получили широкое признание лишь по прошествии десятилетий.

В течение всего прошлого века наблюдалось то возрастание, то снижение интереса к этому направлению в изобразительном искусстве. Современные художники также иногда используют выразительные приемы примитивизма при создании своих полотен.

Характерные черты примитивизма

То, что картина написана в стиле примитивизма, легко угадывается по ряду отличительных признаков:

Несмотря на все перечисленное, профессиональные примитивисты всегда тщательно прорабатывают композицию, поэтому их полотна сразу можно отличить от дилетантских работ.

Знаменитые живописцы-примитивисты

Интересно, что все примитивисты, оставившие заметный след в искусстве, не получили классического художественного образования. Наиболее выдающиеся представители данного направления:

  1. Анри Руссо (1844-1910). Француз, о картинах которого с восторгом отзывался сам Пикассо. Параллельно с изобразительной деятельностью служил на таможне, поэтому коллеги-живописцы прозвали его таможенником. Картины Руссо отличаются сочностью красок, особенно художник любил рисовать джунгли.
  2. Николай Пиросманишвили (Нико Пиросмани) –1862- 1918. Грузинский мастер примитивизма, о личности которого искусствоведы ведут споры до сих пор. Не был признан при жизни, но его кисти принадлежит громадное число вывесок в Тифлисе конца XIX в., а также картин, сюжетом которых стали грузинские застолья. Любил Пиросмани рисовать и животных. Нико всегда был беден и скончался в нищете.
  3. Анна Мария Мозес(1860-1961). Американка с очень неординарной судьбой. Живописью занималась с детских лет, но известной стала лишь на исходе восьмого десятка. Особое внимание Мозес уделяла написанию бытовых сцен и пейзажей. Прожила художница более ста лет.

Большое влияние на зарождение и развитие примитивизма оказали такие гениальные живописцы как Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пауль Клее, Марк Шагал, Амедео Модильяни.

Интересное видео про психически больного художника ( по теме: примитивизм в живописи).

Читайте также: