Приключения диониса во время скитания кратко

Обновлено: 08.07.2024

Боги горы Олимп не всегда оставались высоко на небесах, вне досягаемости и поля зрения людей. Греки рассказывали много историй о том, что они делали и на земле. Например, Артемида любила бродить по горам и охотиться на оленей в лесах. Гефест имел свои мастерские везде, где были великие вулканы. Гермес часто казался людям посланником Зевса и другие боги также часто оказывались в форме мужчин или женщин, чтобы давать советы или обучать своих фаворитов.

Но бог Дионис сделал гораздо больше. Много лет он жил на земле среди людей. Он был сыном Зевса, хотя и был воспитан на земле лесными духами. Возможно, именно поэтому он научился любить свежие растущие растения и лазать по плодоносным лозам. Он стал богом винограда и вина. Когда вырос, то не присоединился к другим богам на горе Олимп, а отправился в долгое путешествие по всем странам мира, обучая людей, как сажать виноградную лозу, ухаживать за ней, и как давить из нее сок, превращая в вино.

В путешествиях за ним всегда шла группы странных духов, которые танцевали и создавали музыку. Везде, где с ним и его группой обращались хорошо, бог был добрым и щедрым ко всем и учил полезному. Но иногда короли не хотели, чтобы их люди изучали новые вещи, и тогда он очень сурово наказывал эгоистичных правителей.

Изображение Диониса, бога виноделия

Однажды во время своего путешествия Дионис в одиночестве бродил по морскому пляжу, когда мимо берега проплыл корабль. Люди на корабле были пиратами. Как только они увидели прекрасного юношу, то отправили на берег людей, которые схватили и понесли его на борт корабля. Разбойники рассчитывали продать в качестве раба в какой-то далекой стране, потому что в те дни любой, кто оказался в плену, мог быть продан в рабство. Но пираты вскоре обнаружили, что их заключенный не был обычным человеком. Когда его попытались связать, то веревки упали с рук и ног по собственному желанию. Затем внезапно мачты и паруса покрылись лозой, полные гроздей богатого, спелого винограда и потоки игристого вина текли по кораблю. Когда заключенный превратился из стройного молодого человека в рычащего льва и вскочил на капитана, все очень испугались. Следом среди них появился большой медведь и все прыгнули за борт, кроме того, который хотел освободить заключенного. Когда он тоже собирался прыгнуть, Дионис вернулся в свою форму.

В конце своего длинного путешествия Дионис поднялся на гору Олимп и занял свое место среди других богов. Люди земли поклонялись ему в храмах, как и другим богам. Однако, именно в его честь ежегодной проводились большие фестивали. Один из этих праздников проходил весной, когда начали расти лозы, а другой, когда виноград созревал. На этих фестивалях у людей были большие шествия. Все пели и танцевали, как духи пели и танцевали перед Дионисом во время его путешествия. Поэты тоже пели стихи под музыку лиры, и в них они рассказали о приключениях бога. Впоследствии, празднование переместилось в театр. Начали проводится спектакли. Таким образом, Дионис стал не только богом винограда и вина, но и театра.

Долго скитался Дионис в Египте, Сирии, боясь мести ревнивой Геры. Он глубоко тосковал по родине и стремился в Грецию.
Возвращаясь из Индии он попал к морским разбойникам, которые заковали его в цепи в надежде продать.
Здесь с Дионисом происходили многие превращения: на глазах у изумленных разбойников оковы сами упали с его рук, а вокруг мачты корабля обвился плющ и виноградная лоза повисла на парусах. Сам же Дионис в виде медведицы и разъяренного льва предстал перед разбойниками. Пираты бросились в воду и каждый превратился в дельфина. )

В греческой мифологии Дионис — олимпийский Бог плодородия, вина, виноделия, безумия и веселья. Он — Бог виноградарства и виноделия, связанный с ростом и сбором плодов. Поскольку вино было неотъемлемой частью древнегреческой культуры и праздников, Дионис был одним из наиболее популярных божеств и, возведенный в культ, являлся главным религиозным центром во время производства и потребления вина.

Согласно распространенной традиции, Дионис — сын Зевса (царя олимпийских богов) и смертной Семелы, дочери героя-фонетика Кадма из Фив. Орфические легенды (основанные на рассказах Орфея), однако утверждают, что он сын Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира).

Известный среди римлян как Вакх или Либер (свободный), Дионис также позже был связан с видами искусства и считался покровителем художников. Его фестиваль, проводившийся весной, фактически стал первоначальной движущей силой развития греческого и римского театра.

Атрибуты Диониса включали тирсос (посох с наконечником из сосновой шишки), чашу для питья и корону из плюща. Его часто изображали с бычьими рогами и верхом на пантере. В мифах Диониса часто изображают женоподобным длинноволосым юношей. Говорят, что он странствовал по миру, распространяя свой культ, и обычно его сопровождал отряд сатиров (получеловеческих, полукозлиных существ) и менад, диких женщин-приверженцев, залитых вином и одетых в оленью шкуру.

Древнегреческие мифы о Дионисе

Дважды рожденный

Семела была принцессой Фив, дочерью героя-фонетика Кадма и богини Гармонии. Однажды, во время жертвоприношения быка на алтаре Зевса, Семела приглянулась царю Олимпийских богов. Зевс преследовал Семелу и вскоре был вовлечен в роман с принцессой.

Со временем Семела забеременела ребенком Зевса Дионисом, и Гера (жена Зевса) узнала о романе своего мужа. Ревнивая и разъяренная Гера спланировала свою месть. Зная, что ни один смертный не может видеть его в его истинном облике, Зевс посещал Семелу в человеческом облике.

Гера переоделась и подружилась с Семелой, и когда принцесса рассказала ей о своем романе с Зевсом, Гера усомнилась в этом утверждении. Затем Богиня убедила Семелу стать свидетельницей божественной формы Зевса. С подозрением и любопытством Семела решила попросить Зевса загадать желание, заставив его поклясться на реке Стикс, что он исполнит все что угодно.

Наконец, когда Зевс согласился, Семела пожелала увидеть его во всей красе. У удрученного Зевса не было другого выбора, кроме как подчиниться. Смертная Семела в результате была поглощена пламенем и превратилась в пепел. Однако Зевсу удалось спасти нерожденного Диониса от огня и зашить ребенка внутри своего бедра, где он вынашивался до тех пор, пока не пришло время для рождения. Таким образом, Дионис родился дважды и обрел бессмертие, родившись из бедра Зевса. В некоторых мифах Семела позже была спасена своим сыном Дионисом из подземного мира и поднялась на Олимп, чтобы жить со своим сыном.

Легенда о Зевсе и Персефоне

Согласно орфическим легендам (основанным на рассказах Орфея), Дионис был ребенком Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира и дочери Зевса и Деметры). Что не было редкостью среди греческих богов, Персефона была одновременно дочерью, племянницей и невесткой Зевса.

Согласно мифу, Зевс соблазнил Персефону в пещере в виде змеи, и этот союз привел к рождению Диониса. Ребенок был любимцем своего отца, который, несмотря на свое младенчество, смог взобраться на трон Зевса и размахивать его молниями, что во многом сделало его преемником Зевса.

Это было неприемлемо для Геры, которая подстрекала титанов убить ребенка. С ее помощью Титанам наконец удалось выполнить задачу, и младенец Дионис был разорван на части и съеден. Однако Афина (богиня мудрости и войны) сумела спасти сердце ребенка и отдала его Зевсу. Разъяренный Зевс поразил титанов молнией, и они были поглощены огнем. Затем он поместил уцелевшее сердце в зелье и отдал его одной из своих смертных любовниц, Семеле. Наконец, Дионис родился от Семелы как реинкарнация сына, которого родила Персефона.

История Диониса очень отличается от истории Деметры. Из всех богов Дионис пришел на Олимп последним. Гомер не знает его. Какие-либо ранние сведения о жизни Диониса отсутствуют – за исключением кратких намеков у Гесиода, которые относятся к IX или VIII в. до н. э. Последний гомеровский гимн, написанный, быть может даже, в IV в. до н. э., содержит эпизод с пиратским кораблем, а судьба Пенфея излагается в последней пьесе Еврипида, наиболее близкого к современности из всех греческих поэтов.

Дионис, сын Зевса и царевны Семелы, родился в Фивах. Он был единственным из богов, родитель которого был простым смертным.

Только в Фивах смертные женщины могут

Бессмертных богов порождать.

Виной тому, что Семела была самой несчастной женщиной из всех тех, в кого влюблялся Зевс, как всегда, была Гера. Он был безумно влюблен в царевну и обещал ей выполнить любое желание, при этом поклявшись рекой Стикс. Эту клятву даже он не осмелился бы нарушить. Она же заявила ему, что больше всего хотела бы увидеть его во всем могуществе, при всех атрибутах царя богов и повелителя громов и молний. Это желание было вложено в ее сердце Герой. Зевс знал, что ни один смертный не в состоянии увидеть его в таком обличье и остаться в живых, но поделать он уже ничего не мог. Ведь он поклялся Стиксом. Зевс явился именно в том обличье, о котором просила Семела, но, увидев этот апофеоз всесожигающего огня, она умерла. Зевс успел выхватить из огня ребенка, который уже должен был вот-вот родиться, и тайком от Геры зашил в собственное бедро, где тот пробыл, пока ему не пришло время появиться на свет. После этого Гермес препоручил его заботам нимф Нисской долины, самой прелестной долины на земле. Правда, никто никогда ее не видел и не может сказать, где она находится. По одной из версий этими нимфами были Гиады, которых Зевс впоследствии поместил на небе в виде созвездия, которое предвещает дождь, если находится низко над горизонтом.

Таким образом, бог вина был рожден в огне и обихожен дождями – огненная жара, нужная для вызревания винограда, и влага, поддерживающая жизнь в лозе.

Достигнув зрелости, Дионис постранствовал по разным удивительным местам. В частности, ему пришлось путешествовать

По Лидии златообильной, по Фригии тоже.

По выжженной солнцем Персиде,

Вдоль стен величавых бактрийских,

По землям мидян, продуваемым всеми ветрами,

И по Аравии благословенной.

Он повсюду учил людей виноградарству, а также мистериям, которые следует устраивать в его честь, и везде, куда он приходил, его встречали как бога. Так продолжалось до тех пор, пока он не подошел к пределам родной страны.

Однажды невдалеке от берегов Греции проходил пиратский корабль. На высоком мысу пираты заметили красивого юношу. Его густые темные волосы свисали на пурпурный плащ, прикрывавший сильные плечи. Он выглядел как царевич, и его родители, вероятно, могли заплатить за него богатый выкуп. В восторге пираты попрыгали на берег и схватили юношу. На корабле они достали крепкие веревки, чтобы связать пленника, но, к большому их удивлению, не смогли этого сделать: веревки не держались и падали, едва коснувшись его рук или ног. А он сидел и с улыбкой смотрел на них, прищурив черные глаза.

Из всех пиратов только один кормщик понял, в чем дело, и тотчас же закричал, что это, должно быть, бог и его следует тотчас же освободить, иначе всех их постигнет смертельная беда. Но капитан назвал его глупцом и приказал команде немедленно поднять парус.

Ветер наполнил его, но корабль не трогался с места. А потом чудеса начали следовать одно за другим. По палубе потоками потекло ароматное вино, над парусом протянулась виноградная лоза со множеством гроздьев, а темно-зеленый плющ обвился вокруг мачты подобно гирлянде, из которой свешивались цветы и чудесные плоды. В страхе пираты приказали кормщику направляться к берегу. Но было слишком поздно – их пленник превратился в свирепо ревущего льва. При виде его пираты начали прыгать за борт и в мгновение ока превращались в дельфинов. Этого превращения избежал только благоразумный кормщик. Бог пожалел его, удержав на корабле, и приказал не бояться, поскольку он сумел понравиться богу Дионису, рожденному от союза Зевса и Семелы.

Проходя по пути в Грецию через Фракию, Дионис повстречал одного из фракийских царей, Ликурга, нанесшего ему оскорбление тем, что строжайше запрещал вводить культ нового божества. Дионису пришлось отступить и даже искать убежища в морских глубинах. Но потом он вернулся, одолел Ликурга и наказал его за злонравие, хотя и сравнительно мягко,

Заточив его в горах в пещеру мрачную

До тех пор, пока его ярость не угасла,

До тех пор, пока злодей не понял,

Что имеет дело он с бессмертным богом.

Но другие боги не отличались такой же мягкостью. Зевс поразил Ликурга слепотой, после чего тот вскоре умер. Кто поступает против воли богов, не живет долго.

В своих странствиях Дионис однажды наткнулся на критскую царевну Ариадну, пребывавшую в полном одиночестве на острове Наксос, будучи брошенной афинским царевичем Тесеем, которому она спасла жизнь . Дионис почувствовал к ней сострадание. Он влюбился в Ариадну и увез ее. Когда она умерла, он взял ее диадему и поместил среди звезд.

Он не забыл и мать, которую никогда не видел. Ему так сильно хотелось ее увидеть, что, наконец, он решил спуститься в подземный мир и поискать ее там. Найдя Семелу, он стал оспаривать право демона Смерти удерживать ее в Аиде вдали от него. И Танат уступил. Дионис вывел свою мать из Аида, но не для того, чтобы она продолжала жить на земле. Он поселил ее на Олимпе, причем боги согласились принять ее в своем кругу как равную, хотя и смертную, но породившую бога и поэтому достойную жить среди богов.

Бог вина был добрым, благодетельствовал людям. Но он мог быть жестоким и вынуждать их совершать поистине страшные поступки. Менадами или Вакханками назывались его спутницы, доводимые вином до исступления. С дикими криками они носились по лесам и горам, размахивая жезлами, украшенными на конце сосновыми шишечками. Они пребывали в состоянии неописуемого, свирепого экстаза, и ничто не могло их остановить. Они раздирали на части встреченных ими диких зверей и с радостью поедали куски окровавленного мяса. При этом они безумными голосами неустанно распевали песни о прелестях своей дикой жизни.

О, как радостно на горах

Петь, и плясать, и кружиться,

В танце безумном несясь!

О, как чудно, припав к земле,

Бросившись быстрым скачком,

За дикой козою погнаться!

Как же сладостно пить ее кровь

И мясо на части рвать!

Боги Олимпа любили красоту, торжественность и порядок при жертвоприношениях, производимых в их храмах. У полубезумных менад храмов не было. Почтить божество они убегали в глухие места, в самые дикие горы, в самые глухие чащобы, как будто возрождая обычаи древних времен, когда люди еще не додумались до постройки жилищ для своих богов. Они устремлялись из пропыленных, перенаселенных городов назад к первозданной чистоте холмов и лесных чащ с их нетоптаными тропинками.

Там Дионис предоставлял им пищу: травы, коренья, молоко дикой козы. Их постелями служили травы медовых лугов; они могли спать под густыми деревьями, под соснами, почву под кронами которых год за годом усыпали иголки. Они обретали ощущение умиротворенности, небесной свежести; купаться они ходили к чистым, прозрачным источникам. В этом служении божеству под открытым небом было столько доброго, милого и очищающего; оно вносило экстатическую радость в дикую красоту мира. И с этой радостью соседствовали ужасные кровавые пиршества!

Культ Диониса базировался именно на этих двух очень далеких друг от друга идеях – идее свободы и экстатической радости и идеи дикой брутальности. Своим почитателям Дионис мог предложить и то и другое. На протяжении всего своего земного пути он становился для человека как благословением, так и причиной его гибели. Из всех ужасных событий, лежащих на его совести, самое ужасное произошло в Фивах, родном городе его матери.

В Фивы Дионис пришел, чтобы установить там свой культ. Как обычно, его сопровождала свита женщин, одетых в шкуры молодых оленей, пляшущих, распевающих гимны в его честь и размахивающих увитыми плющом жезлами. Казалось, они были вне себя от переполняющей их радости.

Славу Дионису пой

Под громко звучащий бубен!

С радостью славь его,

Того, кто сам радость нам дарит.

Священные звуки кимвалов несутся

Вверх по холмам.

– Бог? – с усмешкой переспросил Пенфей.

– Да, – отвечал Дионис. – Он здесь, и он зрит мои страдания.

– Но мои глаза его не видят, – парировал Пенфей.

– Он там, где нахожусь я, – продолжал Дионис. – Ты его видеть не можешь, потому что ты нечист.

Разгневанный Пенфей приказал связать Диониса и снова бросить его в тюрьму, и тот ушел, бросив на прощание:

– Обиды, которые ты причиняешь мне, на самом деле ты причиняешь богам.

Тюремные стены, естественно, не могли удержать Диониса. Он ушел из тюрьмы и, придя к Пенфею, пытался убедить его уступить обстоятельствам, о божественном характере которых свидетельствовали явленные им чудеса, и принять культ нового, великого бога. Поскольку же Пенфей продолжал лишь наносить ему оскорбления и угрожать, Дионис предоставил его своей судьбе. Это было самое ужасное, что только могло произойти с Пенфеем.

Пенфей отправился схватить последовательниц Диониса среди холмов, куда они бежали, освободившись из тюрьмы. К ним присоединилось множество фиванских женщин; среди них были также и мать Пенфея, и ее сестры. И здесь Дионис явил себя с самой страшной стороны: всех, кто там ни был, он превратил в сумасшедших. Женщины приняли Пенфея за дикого зверя, горного льва, и бросились на него, чтобы убить. И первой среди них была его мать. Когда они напали на него, Пенфей наконец понял, что он пытался бороться с богом и должен заплатить за это жизнью. Женщины отрывали от его тела кусок за куском, и лишь тогда бог вернул им разум, и его мать поняла, какое преступление совершила. Глядя на то, как она страдает, вакханки, наконец отрезвев, прекратили и плясать, и петь, и дико размахивать своими жезлами, и одна из них обратилась к другой со следующими словами:

В различных обличьях приходят бессмертные к людям,

И много чудных дел богами в мире свершено,

И то, что смертный ожидал увидеть,

Свершалося порой совсем иным путем.

Бессмертный находил для нас такие тропы,

Которые увидеть мы сами б не смогли.

Точки зрения на Диониса, положенные в основу этих очень различных сказаний о его деяниях, на первый взгляд противоречивы. Согласно одной из них, он – бог, воплощающий радость.

Локоны бога повязкой златой перетянуты.

О, Вакх краснощекий,

Радости факел вздымающих.

Согласно другой точке зрения, он – бог бессердечный, дикий, брутальный. Тогда он -

Тот, кто с насмешкой во взоре

Травит добычу свою и

Гонит в ловушку, пока не загонит до смерти

С толпою вакханок.

Истина же состоит в том, что обе точки зрения очень просто и вполне резонно объясняются тем фактом, что он – бог вина, а вино, как известно, производит как позитивные, так и негативные эффекты. Оно веселит и согревает сердца людей, но оно же делает их пьяными. Древние греки были народом, который видел факты очень четко. Они не могли закрывать глаза на отвратительную сторону винопийства, приводящую к деградации человеческой личности, и видеть только его другую сторону, которой, пожалуй, можно и восторгаться. Итак, Дионис был богом Вина, то есть располагал властью, которая подчас могла вынуждать людей совершать страшные, омерзительные поступки. Никто не сможет их защитить, да никто и не будет особенно жалеть Пенфея за понесенное им наказание. Но, говорили греки друг другу, подобные вещи случаются только тогда, когда люди не знают меры в питье. Но эта истина не ослепляла их настолько, чтобы не видеть другую истину: вино – родник радости, оно облегчает людские сердца, дает ощущение беззаботной легкости, приносит удовлетворение и веселость.

Льется напиток Диониса,

И от сердца каждого смертного

Заботы его отступают.

Тогда отправляемся мы

В дальние страны,

Которых не видел никто.

Там бедный становится Крезом,

Богатый же – великодушным.

Ведь только Вакховы стрелы

Способны весь мир покорить.

Причина того, что Дионис так по-разному проявляет себя при разных обстоятельствах, коренится именно в двойной природе вина и соответственно бога вина. Он может облагодетельствовать человека, но может его и погубить.

Как благодетель человека, он не только бог, который может его развеселить. Ведь его кубок

И жизнь дает, и исцеляет каждую болезнь.

Мыслить в таком роде означало очень далеко отойти от старого представления о служении богу, как о процессе выпивания вина в количестве, достаточном для того, чтобы развеселиться или почувствовать себя свободным от забот или же просто напиться пьяным. Ведь существовали поклонники Диониса, никогда вина не пившие. Неизвестно, когда же произошел великий переворот, поднявший бога, дающего людям на какой-то момент свободу путем опьянения, до уровня бога, дающего людям свободу, внушая им вдохновение. Тем не менее один очень важный результат этого переворота на все будущие века сделал Диониса самым значительным из богов Греции.

Отсюда со всей очевидностью вытекает, что идея бога – носителя вдохновения, который мог передавать людям свой душевный настрой, лад, в результате чего они оказывались в состоянии сочинять и представлять великолепные пьесы, приобрела гораздо большую важность, чем все прежние представления о нем. В театре Диониса ставились первые трагические пьесы, которые относятся к числу лучших в мире и не превзойдены никем, за исключением Шекспира. В этом театре ставились и комедии, но они значительно уступали трагедиям, и тому есть причина.

Этот удивительный бог, веселый повеса, жестокий преследователь и вдохновитель на великие дела, был также и страдальцем. Как и Деметра, он был охвачен страданием, но не за кого-то другого, как она, а за себя самого. Ведь он – виноградная лоза, которую подрезают, как никакое другое растение, способное приносить плоды; при этом удаляется каждая ветка и остается один только голый ствол. Зимою лоза кажется омертвевшим куском дерева, старым искривленным обрубком, видимо даже не способным дать новые побеги. Как и Персефона, с наступлением холодов Дионис каждый год умирал. Но в отличие от нее его смерть была ужасной: он был разорван на части, по одной версии, титанами, по другой – по приказу Геры. Каждый раз возвращался к жизни, умирал и снова воскресал. В его театре, собственно, и праздновалось его радостное воскрешение, но память о страшных деяниях, совершенных по отношению к нему или, наоборот, под его влиянием, слишком тесно связана с его образом, чтобы быть забытой. Он был больше чем просто страдающий бог. Других таких не было.

В его культе была и еще одна сторона. Его история была гарантией того, что смерть не может длиться вечно. Последователи полагали, что, как показывают его смерть и воскрешение, покинув мертвое тело, душа живет вечно. Утверждение этой веры было частью и Элевсинских мистерий. Первоначально оно было связано с именем Персефоны, которая также каждую весну восставала из смерти. Но в качестве владычицы мрачного подземного царства она даже в светлом верхнем мире сохраняла чуждый этому миру жутковатый налет. Действительно, как это она, всегда и всюду распространявшая воспоминание о смерти уже одним своим появлением, может быть символом воскрешения, победы над смертью? Дионис же, напротив, никогда не мыслился силой из царства мертвых. О Персефоне, как владычице этого царства, известно немало сказаний; о Дионисе же известно только одно, в котором он выводит из Аида свою мать. В своем воскрешении он – воплощение жизни, которая оказывается сильнее, чем смерть. Он, а не Персефона, оказался центральной фигурой веры в бессмертие.

Древнегреческая мифология повлияла на культуру всего мира, от истоков цивилизации до наших дней. Она тесно переплетена с культами, носившими антропоморфный характер — религиозные представления греков вышли из их повседневности. Бог Дионис покровительствовал растениям, винограду, виноделию, силам природы и театру.

  • Рождение и воспитание
  • Почитание в Древней Греции
  • Распространение культа
  • Символика, соратники бога виноделия
  • Свершения Диониса, согласно мифам
  • Хвала Бахусу

Дионис — бог виноделия и плодородия в греческой мифологии

Рождение и воспитание

Отцом Диониса был Зевс, верховный бог, а матерью — смертная женщина, Семела. История появления малыша на свет необычна, как и многие греческие мифы. Жена Зевса, Гера, узнала, что супруг ей изменяет. Она решила хитростью погубить соперницу, поскольку не хотела, чтобы побочный ребенок родился на свет. Явившись под видом странницы, она внушила Семеле мысль о том, что возлюбленный должен явиться ей во всем божественном блеске — чтобы доказать свою божественность.

Зевс и Дионис

По другой версии, чтобы избежать мести Геры, ребенка отдали родной тетке и ее мужу Афаманту. Они воспитывали юного божка, как девочку, но это не помогло защитить его. Ревнивая богиня наслала безумие на Афаманта и тот убил собственного сына. Его жена вместе Дионисом и вторым своим сыном бросилась в залив. Зевс превратил Диониса в козленка и его вырастили нимфы Нисейской долины.

Там был и еще один воспитатель — Силен. Именно он открыл юноше тайны приготовления пьянящего напитка из винограда, научил понимать природу. В качестве награды за труды Зевс перенес нимф на небо — теперь они являются скоплениями звезд возле Альдебарана (Гиады). Бог виноделия в греческой мифологии известен он также под многими другими псевдонимами:

Рождение Диониса

Исследователи полагают, что миф о рождении от Зевса обеспечивал Вакху место на Олимпе. Дионис в представлении людей того времени был веселым, но своенравным. Развлечения были обычным его времяпрепровождением. Но иногда юноша становился очень неприятным и легко насылал безумие на тех, кто его не почитал.

Почитание в Древней Греции

Культ Диониса начал повсеместно распространяться к VIII—VII вв. до н. э. В то время стали появляться крупные полисы (города-государства), развивалась демократия. Местные божки постепенно вытеснялись. Как покровитель земледелия и плодородия Бахус импонировал представителям простого народа, которые почитали его в пик Аполлона, защитника родовых аристократов. Было несколько основных обрядов, посвященных Дионису. Все они подразумевали веселие и включали в себя:

Почитание Диониса в Древней Греции

  • Торжественные процессии.
  • Состязания поэтов.
  • Распитие вина.
  • Представления с переодеваниями.

Также в это время люди должны были петь веселые песни, проводились даже хоровые конкурсы. В Древней Греции праздники проходили в марте-апреле и назывались Дионисиями.

В январе-феврале проводились Ленеи, включающие исполнение комедий, Малые (Сельские) Дионисии в декабре, с повторами трагедий, ранее сыгранных на городских праздниках.

Распространение культа

У эллинов воспевание Диониса слилось с поклонением фригийскому Сабазию. В Риме же Дионису поклонялись под именем Вакха (откуда и пошло название — вакханалии) а также Бахуса. Врумалии, или оргии, которые проводились в честь бога плодородия, были сродни шабашу ведьм:

Дионис

Вакханалии в Италии и Риме проводились поначалу редко, посещали их лишь женщины. Затем праздники стали проходить 5 раз в месяц, к ним присоединились мужчины. Рание версии вакханалий проводились под покровом темноты, они включали в себя дикие пляски, ритуальные совокупления. Разыгрывалась смерть Вакха, которого символизировал бык. Жертвенное животное разрывали на части и поедали еще теплое мясо.

Дионисизм распространился по всей Греции в VIII—VII вв. до н. э. Культ должен был освобождать душу от всего тленного, объединить ее с космическим началом, доказать бессмертие. Но все чаще празднования превращались в безумные оргии с разгулами страстей (оттуда у этого слова и пошла негативная окраска).

Торжества быстро приобрели дурную славу, поскольку на них планировались тайные сговоры и преступления.

В итоге они были повсеместно запрещены, кроме ряда случаев, специально одобренных Сенатом. Кровавые жертвы заменили приношением плодов урожая. Вакханалии постепенно превратились в праздники урожая.

Символика, соратники бога виноделия

Виноградная лоза

  • Виноградная лоза — признак плодородия, символ ремесла винодела.
  • Плющ — помогает против сильного опьянения.
  • Чаша — выпивая содержимое, человек забывал о божественном происхождении своей души. Для исцеления требовалась чаша разума, которая возвращала память и стремление вернуться на небо.
  • Пантера, рысь, тигр — животные напоминают о том, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный спутник, наставник, воспитатель Диониса и большой мастер, который научил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, передал также свои знания об искусстве. Часто в свите была Мельпомена (муза трагедии).

Менады и Дионис

Менады также были спутницами Диониса, они следовали за ним толпой. Свита была одета в оленьи шкуры, под которыми виднелись полуобнаженные тела похотливых девушек. Менады украшали себя листьями винограда, в руках держали атрибут своего бога — тирсу (жезл), увитую плющом. Волосы вакханок были спутаны, вместо пояса на них висели задушенные змеи. В безумном восторге женщины выкрикивали имя своего повелителя. Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена была статуя Диониса.

В лесных долинах и на горных склонах вакханки ловили и растерзывали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносили и человеческие жертвы — утаскивали в лес младенцев, разбивали им головы о камни, рвали их мясо зубами. Таким образом они приобщались к божеству. При помощи тирс высекали из скал мед и молоко. Увлекали за собой женщин, делая их жрицами своего культа.

Дионис часто изображался в виде быка, который являлся символом земледелия, плодородия. Эллины почитали природу, плодородие было важным для сельских жителей. Богатый урожай, по их мнению, служил символом расположения богов.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того как Гера лишила его разума, бог вина пустился в путешествие по Сирии и Египту, побывал в Индии, Малой Азии и в итоге вернулся в Грецию. Повсюду он обучал людей выращиванию винной ягоды и изготовлении из нее пьянящего напитка. Деяния Диониса на этом не ограничивались. Бог веселья не всегда был милым — согласно легендам, он мог лишить разума тех, кто отказывался признавать его богом, и даже убивал, когда выходил из себя. Один миф гласит, что царь Ликург зарубил собственного сына, думая, что искореняет виноградную лозу.

Схождение в Аид — следующий подвиг, который совершил великий бог, и не ради удовольствия. Он спустился в царство мертвых для того, чтобы забрать оттуда свою мать. Торжественно вывел Семелу из Аида, чтобы она заняла место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Бог Аид

Однажды прекрасный юноша был захвачен в плен пиратами, которые случайно увидели его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели добраться до Азии и продать его в рабство. Однако бог избавился от оков, мачты корабля превратил в змей, а виноградная лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведицы. В ужасе пираты прыгнули в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он был и великим любовником, соблазнившим множество прекрасным дам. Например, состоял в связи с богиней Афродитой, в результате которой появился на свет бог полей и садов Приап. Красавица отказалась от своего сына, поскольку тот был чрезвычайно уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно пребывал в состоянии эрекции. Став взрослым, он попытался соблазнить даже собственного отца.

Были среди его любимых и довольно странные особы. Например, дочь титана Авра. Она родила от связи с покровителем виноделия близнецов. Одного из детей (девочку) она съела, но мальчика удалось спасти — богиня Артемида отнесла его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Была у покровителя веселых праздников и законная супруга. Это Ариадна, которая указала Тесею путь из лабиринта. Ее возлюбленный оставил девушку, отчего она сильно грустила. Но Дионис сумел утешить красавицу, которую взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить приглянувшуюся ему девицу за то, что она вышла за Тесея. После брака со смертным она могла принадлежать ему только пройдя через смерть. Артемида выпустила в красавицу стрелу, затем та воскресла и стала супругой покровителя плодородия. Родила в браке сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс преподнес молодым подарок — сделал Ариадну бессмертной.

Мифы приписывают Бахусу также любовную победу над Гермафродитом (сыном Гермеса и Афродиты).

Хвала Бахусу

Хвала Бахусу

Значение культа бога плодородия было велико — почитая природное начало, люди принимали жизнь вместе со всеми ее проявлениями. Впадая в экстатическое состояние, они переживали единение с мирозданием, где все объединялось в единый танец. Люди и животные, смерть и жизнь, наслаждение и боль — все сливалось. Не было правил и запретов. Рассудок отступал, сменяясь древними инстинктами.

Заповеди бога Апполона призывали укрощать дух, смирять плоть. А культ Диониса открывал в самой сущности человека нечто дикое, что обычно прячется за здравым смыслом и порядком. Почитая его, люди выражали скрытый протест официальной власти. Даже после принятия христианства они не желали расставаться с Бахусом. Продолжались праздники в его честь, хотя старые святилища разрушались, а на их месте возводились церкви. Но виноградари по сей день восхваляют своего покровителя, бога плодородия.

Читайте также: