Государственный орган это кратко

Обновлено: 04.07.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН (орган государства, орган государственной власти), структурно-функциональная часть государственного аппарата, организация или учреждение, которым поручено частичное (специализированное) осуществление задач и функций государства.

Государственный орган обладает в том или ином объёме государственной властью, осуществляемой от имени государства. Образуется в соответствии с порядком, установленным конституцией и законом, наделён соответствующей компетенцией, действует в установленном порядке, принимает необходимые правовые акты и несёт установленную законом ответственность.

В России, как и в большинстве стран, в соответствии с принципом разделения властей принято различать три главных вида органов государства: законодательной, исполнительной и судебной власти. Ор­ган за­ко­но­дательной вла­сти - Федеральное собрание Российской Федерации (пар­ла­мент Российской Федерации) - принимает законы; орган исполнительной власти - Пра­ви­тель­ст­во Российской Федерации - осуществляет исполнение законов, текущее государственное управление; судебную власть Российской Федерации осуществляют федеральные суды. Существуют также государственные органы, выходящие за пределы названной триады. Согласно ст. 11 Конституции Российской Федерации, государственную власть осуществляет Президент Российской Федерации; в соответствии с законами органами государственной власти являются также прокуратура, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации и др.

В субъектах Российской Федерации существуют свои органы государственной власти, они реализуют властные полномочия по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам их исключительного ведения. Это законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодательные собрания, думы, хуралы и др.), главы администрации субъектов Российской Федерации (президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы) и в некоторых субъектах Российской Федерации - их правительства, суды субъектов Российской Федерации (конституционные суды в республиках в составе Российской Федерации, уставные суды в других субъектах Российской Федерации, а также мировые суды).

Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

1. Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

2. Государственный орган состоит из государственных служащих;

4. Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

5. Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

6. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

7. Государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

8. Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I. По способу возникновения:

1. Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

2. Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:

1. Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

2. Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

III. По широте компетенции:

1. Государственные органы общей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

2. Государственные органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:

1. Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

2. Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V. По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI. По принципу разделения властей:

1. Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

2. Исполнительные (Правительство РФ);

3. Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

1. Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

2. Государственный орган состоит из государственных служащих;

4. Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

5. Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.




6. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

7. Государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

8. Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I. По способу возникновения:

1. Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

2. Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:

1. Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

2. Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

III. По широте компетенции:

1. Государственные органы общей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

2. Государственные органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:

1. Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

2. Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V. По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI. По принципу разделения властей:

1. Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

2. Исполнительные (Правительство РФ);

3. Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

Государственный орган – это структурный элемент, обладающий определенной самостоятельностью в системе государственного управления, призванный осуществлять реализацию тех или иных государственных функций, подкрепленных соответствующими властными полномочиями.

Понятие, значение и признаки государственного органа

Система государственного управления реализует предписанные ей функции через совокупность государственных органов. Каждый орган в системе государственного управления характеризуется определенными полномочиями, обеспечивающими ему реализацию тех или иных функций государственной власти.

Государственный орган – это инструмент, обеспечивающий реализацию государственной власти и государственной политики на территории страны, ее отдельных регионов.

Государственные органы отвечают следующим признакам:

  • наличие внутреннего строения или структуры у каждого государственного органа. Государственные органы включают в состав структурные подразделения, объединенные одной целью функционирования;
  • формирование состава государственного органа из государственных служащих;
  • наличие у государственного органа определенной компетенции, выражающейся в совокупности юридически закрепленных полномочий, обязанностей и прав определенного государственного органа. Совокупность прав, полномочий и обязанностей определяет место государственного органа в системе государственного аппарата;
  • наличие тесного взаимодействия между различными государственными органами. Государственные органы в совокупности образуют государственный аппарат, деятельность которого призвана обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, защиту свобод и прав гражданина и человека, охрану территориальной целостности и безопасности государства;
  • наличие совокупности властных полномочий, выражающихся в возможности издания обязательных к исполнению нормативно-правовых актов и формировании условий исполнения этих актов за счет применения разнообразных методов, включая методы принуждения;
  • наличие материальной базы, финансовых ресурсов, источников бюджетного финансирования, обеспечивающих функционирование органа государственной власти;
  • образование и действие в соответствии с нормативно-правовыми актами, начиная от Конституции страны и заканчивая соответствующими законами, указами и распоряжениями, положениями и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура государственного органа

Структура государственного органа представляет собой совокупность его структурных подразделений, играющих определенную роль в исполнении закрепленных за конкретным органом государственной власти полномочий.

Минимальным элементом структуры государственного органа выступает каждый конкретный государственный служащий, осуществляющий определенные обязанности на своем рабочем месте. На структуру государственного органа прямое воздействие оказывает объем реализуемых полномочий и функциональная нагрузка данного органа.

Характеристика видов государственных органов

Государственные органы классифицируются в соответствии с определенными критериями, к числу которых относятся следующие:

Способ возникновения. В соответствии с данным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:

  • выборные или первичные государственные органы. Особенность этих органов состоит в том, что они не могут быть созданы какими-либо другими государственными органами. Их возникновение обеспечивается порядком наследования в том случае, если в государстве действует наследственная монархия, избранием в соответствии с установленной процедурой и наделением властных полномочий, делегируемых им избирателями, в случае формирования представительных органов власти в лице парламента;
  • назначаемые или производные государственные органы, создание которых осуществляется первичными государственными органами, наделяющими их определенной совокупностью властных полномочий;

Объем властных полномочий или предмет ведения. В соответствии с этим критерием всю совокупность органов государственной власти можно разделить на следующие виды:

  • федеральные государственные органы, власть которых распространяется на территорию всего государства. Примером таких органов являются Президент государства, его Правительство, Парламент и так далее;
  • региональные органы государственного управления, функционирование которых осуществляется в рамках определенной административно-территориальной единицы, являющейся регионом государства. Властные полномочия таких органов получают применение только на территории этих регионов;

Широта компетенции. В соответствии с указанным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:

  • органы общей компетенции, призванные осуществлять решение разнообразных вопросов. К числу таких органов относится российский Президент и российское Правительство;
  • органы специальной компетенции, имеющие специализацию по отношению к выполнению какой-либо определенной функции. В качестве примера можно привести Министерство финансов, Министерство иностранных дел и так далее;

Способ осуществления компетенции или принятия решений. В соответствии с данным критерием государственные органы делятся на:

  • коллегиальные, в рамках которых принятие решений осуществляется большинством голосов, например, Государственная Дума;
  • единоначальные, которые предназначены для единоличного принятия решений, к примеру, Президент государства, Уполномоченный по правам человека;

Правовые формы деятельности. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:

  • правотворческие, в ведении которых находится издание нормативно-правовых актов, к примеру, Федеральное собрание;
  • правоприменительные органы, которые осуществляют реализацию судебной власти;
  • правоохранительные органы, деятельность которых направлена на охрану порядка и защиту права, к примеру, прокуратура;

Принцип разделения властей. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:
    1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
    2. действует от имени государства и по его поручению;
    3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом");
    4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
    5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
    6. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
    7. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
    8. обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
    9. в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
    10. действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

    Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

    Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

      • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
      • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
      • конкретно-организационной деятельностью;

      Виды государственных органов

      Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

      Государственный орган - структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определённых областях и сфере государственной деятельности.

      Ряд авторов не относит орган государства ни к его аппарату, ни к его механизму, а рассматривает его либо как часть государства в целом, либо как организацию, решающую государственные задачи.

      Виды государственных органов

      в соответствии с принципом разделения государственной власти органы государства могут подразделяться на

      - законодательные органы
      - исполнительные органы
      - судебные органы

      Законодательные органы государственной власти

      Представительные (законодательные) органы публичной власти разделяются на следующие уровни:

      Парламент, местные органы и местное самоуправление

      Федеральный уровень — Парламенты, Федеральное Собрание (ГД и СФ)
      Региональный уровень — представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов федерации
      Муниципальный уровень — представительные органы муниципальных образований.

      Формируются путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ними.
      Законодательный орган занимает главенствующие положение в механизме государства, так как при разделении властей, законодательная является наиболее важной. Устанавливает общие требования , которая исполнительная власть должна реализовать в жизнь, и которая служит законодательной основой для деятельности судебной власти. Высшим законодательным органом является парламент. При парламентах образуются и действуют различные комитеты, которые обеспечивают эффективную деятельность законодательного органа (бюджетно-финансовая, международные дела, здравоохранение, борьба с преступностью)

      Исполнительные органы публичной власти

      Структуру федерального уровня системы органов исполнительной государственной власти составляют:

      1) правительство (состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров);
      2) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства).
      3) гос. органы при Правительстве РФ
      4) служба внешней разведки
      5) ФСБ
      6) МВД

      Судебные органы публичной власти

      Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел. Эта деятельность направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Независимость судов объясняется тем, что суд опирается только на закон, и только ему подчиняется.
      Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, осуществляемая различными судами, создаваемыми в соответствии с законом.

      Структура системы судебных органов публичной власти включает в себя федеральные суды и суды субъектов федерации
      Структура системы судебных органов государственной власти на федеральном уровне включает в себя
      Конституционный суд Российской Федерации,
      Верховный Суд и систему федеральных судов общей юрисдикции
      Высший Арбитражный Суд и систему федеральных арбитражных судов.

      По способу создания государственные органы делятся на:

      а) первичные (избираемые населением — парламент, президент) и
      б) производные (образуемые первичными — правительство, суды)

      В соответствии с объемом компетенции органы государства разделяются на:

      а) органы общей компетенции (правительство)
      б) органы специальной (отраслевой) компетенции (МВД, ФСБ, прокуратура. Минюст).

      По способу принятия решений органы государства могут быть:

      а) коллегиальными (парламент, правительство)
      б) единоначальными (президент, министерство, воинская часть, орган внутренних дел).

      В связи с территориальным устройством государства его органы подразделяются на

      а) центральные (федеральные) и
      б) региональные (субъекта федерации).

      Читайте также: