Прикладное искусство древнего египта кратко 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок посвящён знакомству с декоративным искусством Древнего Египта.

Фараон, пирамиды, сфинкс, клафт, схенти, калазирис, анкх, змея урей, жук скарабей, ладья вечности, глаза уаджета, лотос

Познакомить учащихся с особенностями искусства Древнего Египта, с ролью и языком декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

  • Раскрыть условия формирования культуры Древнего Египта.
  • Познакомиться с памятниками архитектуры, примерами скульптуры, живописи и декоративно – прикладного искусства.
  • Сформировать представление о символике украшений и одежды Древнего Египта

Узнаем об искусстве Древнего Египта.

Научимся понимать язык декоративного искусства Древнего Египта.

Сможем объяснять значения символов в украшениях и одежде Древнего Египта.

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал

Древний Египет - цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в IV тыс. до н.э. – IV в. до н.э.

Культура Древнего Египта является одной из самых ранних.

Трехтысячелетняя история развития древнеегипетской цивилизации подарила современному миру богатое историко-культурное наследие. Третья часть известных миру памятников культуры и архитектуры расположена в Египте.

Историю Древнего Египта принято делить на три периода:

первый — Древний (2800 — 2250 лет до н. э.), второй — Среднее Царство (2050 — 1700 лет до н. э.), третий — Новое Царство (1580 — 1070 лет до н. э.).

Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): в период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих.

Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): в эти времена активно развивается ювелирное дело;

Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): появлялись произведения искусства, показывающие человеческие чувства. Для искусства Египта этого периода становится характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. В этот период возросла роскошь быта знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья. На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Древние египтяне верили в жизнь после смерти, что воплотилось в культе мёртвых. Они строили пирамиды —каменные сооружения пирамидальной формы в качестве усыпальниц для фараонов.

Египет и известен, прежде всего, как страна пирамид. Более ста пирамид сохранились на левом берегу Нила, где был древний город Мемфис.

Самые известные и большие пирамиды расположены в Гизе. Самая известна из них Пирамида Хеопса - одно из чудес света, ее высота достигает 146 метров, а на строительство потребовалось больше 2 миллионов каменных блоков. Чтобы обойти эту пирамиду вокруг, нужно прошагать целый километр.

Покой погребенных оберегает огромный загадочный сфинкс: вырубленная в скале огромная фигура льва с человеческой головой. История происхождения сфинкса неизвестна до сих пор. В древние времена он вызывал у людей чувство страха, поэтому его пытались уничтожить. Однако сфинкс и в наши дни продолжает величественно возвышаться на плато Гизы.

Огромные масштабы усыпальниц должны были свидетельствовать о величии захороненных фараонов, здесь же помещались вещи, которые правитель любил при жизни и которые пригодятся ему в загробной жизни.

В царскую гробницу помещали инкрустированную золотом мебель, богатые одежды, символы власти, роскошные сосуды, золотые украшения, оружие, напитки и еду. Для мумии фараона изготавливали из камня, ценных пород деревьев с узорной позолотой саркофаг. Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Одежда является неотъемлемой частью быта и культуры любого народа. Мужской и женский костюм Древнего Египта способен многое рассказать о социальной иерархии в обществе.

Мужчины носили простую набедренную повязку, передник - схенти.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бедра простых людей покрывал простой кусок кожи или довольно толстый холст натурального цвета. Схенти закрепляли на талии поясом. Знатные мужчины могли позволить себе украсить пояс орнаментом и золотыми нитями, поэтому по поясу часто можно было догадаться о социальном положении человека. Поверх схенти надевали прозрачную легкую накидку.

Фараон считался сыном бога солнца, поэтому был окружен невероятной роскошью. Одеяние его отличалось высоким качеством материала и тончайшей выделкой, вышивками и узорами с сакральным смыслом.

Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок клафт. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон.

Во время различных торжеств фараон надевал корону. Корон у египетских фараонов было несколько и надевалась та из них, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая.

Атрибутом царской власти было небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или диадеме.

Женский костюм отличался предельной простотой: прямая, длиной до лодыжек рубашка - калазирис на одной или на двух бретелях. Одежда знатных женщин отличалась не только качеством ткани, но и отделкой и украшениями. Самыми распространёнными головными уборами у женщин были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом.

Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов — служителей храма, которые надевали её во время богослужения, а по одежде Верховного жреца были рассыпаны серебряные звёзды.

Особые знаки отличия в одежде были и у чиновников. Они носили удлинённый передник, парик, ожерелье и короткую искусственную бороду, которая считалась знаком высокого положения. Опахало из белых страусовых перьев также было знаком отличия высокопоставленных чиновников. Им могли пользоваться только дети фараона, высшие чины и военачальники.

Одежда египетских воинов состояла из просторного набедренника со вставкой из кожаного полотнища в форме перевёрнутого бутона цветка или сердца.

Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Но, женщины делали причёски и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Часто волосы завивали кудрями.

Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.

Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте достигло не менее высокого уровня чем архитектура и скульптура. Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей и выражало идеи могущества, силы, представление египтян о вечной жизни.

Египетские мастера довели до высокого совершенства художественные ремесла: резьбу по дереву и кости, ювелирное дело и различные виды обработки металлов, изготовление стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.

Предметы быта превосходно украшены деталями, вырезанными из дерева или слоновой кости.

Особого мастерства египтяне достигли в обработке камня. Первые экземпляры каменных сосудов были лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы.

Глиняная посуда, ее формы, декор известны в Египте с V тысячелетия до н.э. Со временем глиняная посуда вытесняется металлической: появляются расписные сосуды с растительным орнаментом.

К выдающимся достижениям художественных ремесел относятся изделия из фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса самые разнообразные изделия: полихромные ожерелья, статуэтки, сосуды для благовоний, разнообразные кубки из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов.

Самое древнее производство стекла существовало также в Древнем Египте. Шедевры египетских стеклодувов: виноградная гроздь и сосуд из синего стекла в форме рыбы из Амарны.

Египтяне были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы.

Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

Для изготовления ювелирных изделий применяли золото. Египетские мастера умели придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного.

В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты, использовали камни.

Самыми распространёнными из всех видов украшений были ожерелья ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера, из золота с украшениями из эмали. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Ускх носили и мужчины, и женщины.

Носили кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов и серьги.

Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.

В декоре часто использовался цветок лотоса, который олицетворяет новое рождение, плодородие, жизненные силы, бессмертие, символизирует верховную власть. Скипетр - знак власти фараона (царя Египта) - делался в виде цветка лотоса на длинном стебле.

Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные. Некоторые драгоценности располагали в середине лба. Таким символом была змея Урей - символ власти египетских фараонов, изображение кобры в боевой стойке, крепившийся на лбу.

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом - глаза уаджета, защищающего от любой беды и символизирующего воскресение после смерти (правый глаз обозначал Солнце, а левый — Луну).

Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением.

Одним из таких символов является скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед.

Часто на украшениях встречаются изображения священной змеи (символа власти), ладьи вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании бога солнца — Ра по небесному и подземному Нилу).

В искусстве Египта цвет играл очень важную роль.

Белый цвет. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства египтян и имел особый символический смысл. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра.

Черный цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир.

Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни.

Красный цвет. Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы.

Синий цвет. Этот цвет символизирует небеса и воды, является символом жизни и возрождения.

Желтый цвет. Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего.

Искусство древнего Египта связано с правлением фараонов. Они оставили после себя множество грандиозных исторических памятников, увековечивших их имена.

В Египте создавалось множество произведений прикладного искусства. Художественные ремесла египетские мастера довели до совершенства, создавая настоящие шедевры.

Мотивы древнеегипетского искусства оказали влияние на искусство последующих эпох.

Искусство Египта явилось богатым вкладом в сокровищницу искусства древнего мира.

Искусству Древнего Египта принадлежит одна из самых значимых страниц в истории мировой культуры.

Египет имеет богатую историю и культуру. Прежде всего Египет ассоциируется с фараонами и древними пирамидами, которые поражают своим величием. Правление фараонов очень повлияло на развитие искусства в Древнем Египте. Правители Египта оставили после себя большое количество древних произведений. Фараоны являлись главной фигурой в древнем Египте, им поклонялись и почитали. На развитие искусства древнего Египта повлияла культура многих государств, в руки которых переходило правление над данной страной. Арабский халифат значительно повлиял на развитие искусства. Во время правления халифата были возведены мечети, дополняющие архитектуру Древнего Египта. Арабы возвели древнейшую столицу Египта - Каир, которая также являлась центром зарождения культуры.

Чудеса архитектуры древнего Египта

Самой главной архитектурной достопримечательностью Египта считаются пирамиды. Самые известные пирамиды расположены в городе Гиза. Построены они были в 3 тыс. до н.э. Египетские пирамиды входят в чудеса света и сохранились до наших времен. Самой высокой пирамидой считается пирамида Хеопса, ее высота составляет 150 м, а самой древней пирамидой -пирамида Джосера. Охраняет долину пирамид Большой Сфинкс, который был высечен из скалы. Сфинкс изображен с телом льва и лицом человека. Пирамиды строили из каменного известняка, который добывали в горах. Для египтян пирамиды являлись олицетворением солнца. Пирамида была гробницей фараонов, в которых хранилось большинство ценностей. Архитектура представлена также храмами и дворцами. Мечети в Египте служили в качестве оборонительных сооружений.

Живопись Египта

О живописи Древнего Египта можно говорить благодаря росписям на стенах гробниц, дворцов, храмов. На изображениях показывали жизнь людей, рисовали пейзажи и мир животных. Также на деревянных дощечках рисовали портреты фараонов. Эти дощечки использовали при захоронении, вкладывали в руки мумии фараона. Египтяни верили, что рисунки оживают в загробном мире.

Литература Древнего Египта

Литературные произведения был представлены баснями, сказками, молитвами. Автор оставался неизвестным, в основном египетский народ выступал в лице автора. Литература имела религиозный и магический смысл. С помощью таких литературных произведений как повествование прославляли фараонов. Они содержали советы о различных сферах жизни людей.

Скульптура Египта

Скульптуры создавались больших размеров из камня в виде сфинксов, древних богов и фараонов. Сфинкс у Египтян олицетворял хранителя древних знаний. Создание скульптур являлась также важной частью архитектуры Древнего Египта. Скульптура обеспечивала посмертное существование умершему в загробном мире.

Ювелирное искусство Египта

Египетские ремесленники создавали уникальные шедевры. из различных металлов, стекла, горного хрусталя, керамики. Создавали ювелирные украшения из золота и серебра, украшали самоцветами. Серебро являлось наиболее ценным, чем золото для египтян. Серебро связывали с мистерией и таинствами. Посуду из хрусталя египетские мастера украшали рисунками различных зверей. Из бронзы делали сосуды в виде птиц и животных. Тонкие невесомые ткани имели большую популярность среди египтян.

Культура Древнего Египта одна из древнейших в мире. Она отличается своей самобытностью, неповторимостью и загадочностью. Самые ценные артефакты сохранились до наших дней, которые передают все то непередаваемое богатство народа Древнего Египта.

Вариант №2

В этой статье будет представлена общая характеристика искусства, созданного в Древнем Египте.

  1. Египетские пирамиды. Это одни из самых древнейших построек Египта. На данный момент, было насчитано более 150 пирамид. Раннее, они использовались как гробницы для различных фараонов Древнего Египта.
  2. Большой сфинкс. Одна из самых древнейших скульптур, до сих пор находящихся в Египте с древних времен. Была сделана из монолитной скалы в виде огромного льва, грациозно лежащего на песке, а лицо его имело сходство с фараоном. У народа Древнего Египта была вера в то, что сфинкс влияет на уровень разлива Нила – самой величественной реки. Также, сфинкс был талисманом плодородности полей.
  3. Пирамида Хеопса. Хеопс – второй фараон четвертой династии. Всем жителям, он запомнился жестким и никого не щадящим правителем. Пирамида, построенная в его честь – главная заслуга. Это одно из семи чудес света, сохранившихся на нашей планете.

Архитектура времен Древнего Египта

В древние времена, в Египте, правителем считался сын Бога Ра. Это повлияло на основные сооружения – гробницы. Создание их превысило отметку в количестве ста единиц, над которыми старались не только рабы, но даже и крестьяне. Создание пирамид в Древнем Египте свидетельствует о том, что на высоком уровне было развито архитектурное направление и точная наука.

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные постройки Древнего Египта имели яркую и символическую раскраску. Таким образом, на гробницах, создавались особые картины, которые могли означать путешествие в мир, находящийся под нами – ад. Изображения наносились с помощью особой краски, созданной руками египтян. Сверху изделие покрывалась смолой для того, чтобы рисунок мог прослужить долгое время. Картины создавались для того, чтобы покойнику легче жилось в загробном мире. Также, разукрашивались и различные статуэтки, малых и больших размеров.

5, 8 класс кратко

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта

Чарльз Дарвин – один из величайших британцев в истории человечества и один из величайших учёных всех времён и народов. Он разработал теорию, которая фундаментальным образом повлияла на мировоззрение всех людей, и сколько бы креационисты не утверждали,

У жителей двух столиц, в минус первом поколении, сложилось впечатление, что за чертой их городов жизни нет. Да что уж говорить, жители провинции полагают, что за пределами их провинции положение дел еще хуже. Практика показывает абсолютно обратное


В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Условия его существования способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. Особенности этих сфер описаны в нашей статье.

Этапы развития искусства

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

  • Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
  • Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
  • Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.

Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.

В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Египетские пирамиды

Рис. 1. Египетские пирамиды.

Особенности культуры

Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).

На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

которые читают вместе с этой





Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).

Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Египетский символ Анх

Рис. 2. Египетский символ Анх.

Изобразительное искусство

Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:

  • Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;
  • Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
  • Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

Выразительное искусство

В древнеегипетском искусстве также активно развивались:

  • Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
  • Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
  • Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
  • Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ.

Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями.

В городах Древнего Египта процветали ремесла.

Предметы из гробницы Тутанхамона

Ваза с изображением стеблей лотоса и папируса. Алебастр

Ювелирные украшения
Если бы вы оказались в Древнем Египте, то у вас бы сложилось впечатление, будто бы каждый египтянин носил ювелирные украшения.

Декоративная символика
У египтян сложилась своя четкая система декоративной символики.
1. Лотос – красота, бессмертие
2. Ладья вечности – путь солнца по небесному и подземному Нилу
3. Скарабей – символ утреннего солнца
4. Урей (священная белая кобра) – символ нижнего Египта
5. Уаджат – защита от любой беды, символ воскрешения (правый глаз – солнце, левый глаз – луна)
6. Анкх – знак жизни
7. Знак силы

Джед - Символ бога Осириса
Тит – символ богини Исиды
Анкх

Пектораль – крупное ювелирное украшение одевавшееся на шею

Ожерелья и оплечья

Браслеты, серьги, кольца

Цвет тоже имел символическое значение:

золотисто-желтый обозначал солнце, белый-луну, зеленый символизировал воскресение природы и ее плодородие, синий-небо и воду
Если в украшении преобладали красные и желтые тона, то это украшение принадлежало фараону, а синие и зеленные цвета говорили о принадлежности его жрецу

Задание:
Выполни эскиз украшения в стиле древнеегипетского искусства. Продумай форму предмета и укрась его. Используй в декоративной композиции знаки-символы, встраивая их в причудливый узор.

Читайте также: