Приемная комиссия это кратко

Обновлено: 02.07.2024

При каждом университете существует центральная приёмная комиссия, которая начинает свою работу задолго до начала приёма документов, а заканчивает лишь через месяц после окончания вступительных испытаний. Но обо всём по порядку.

Формирование приёмной комиссии

Председателем приёмной комиссии, как правило, является ректор ВУЗа. Именно его приказом и назначается состав приёмной комиссии, куда входят:

  • заместители председателя (обычно это проректоры);
  • ответственный секретарь и его заместители;
  • деканы факультетов;
  • сотрудники от преподавательского состава университета.

По решению ректора в приёмную комиссию могут быть также включены люди, не являющиеся сотрудниками университета: например, члены городской или районной администрации или сотрудники других высших учебных заведений.

Приёмная комиссия университета формируется ежегодно. Всю её деятельность регулирует ответственный секретарь, чьи функции не может исполнять один и тот же человек более трёх лет подряд.

Права и обязанности приёмной комиссии

Работа приёмной комиссии должна быть основана на федеральном и местном законодательстве, а также уставе университета. Учитывая данные нормативные документы, формируется протокол приемной комиссии, где описываются правила приёма абитуриентов на текущий год. Помимо этого в обязанности комиссии входят:

  • сбор и опубликование сведений о том, на какие специальности проводится набор, сколько выделено бюджетных мест, общее количество набираемых на первый курс студентов, перечень и программа вступительных испытаний;
  • распространение этой информации среди потенциальных абитуриентов (в школах, информационных порталах);
  • подготовка необходимых документов и справочных материалов для поступающих;
  • приём документов, регистрация, вынесение решения о допуске абитуриентов к вступительным экзаменам;
  • формирование экзаменационных комиссий;
  • зачисление абитуриентов по результатам вступительных испытаний;
  • ведение всех сопутствующих документов, формирование отчёта, статистики.

Режим работы приёмной комиссии

Режим и сроки работы приёмной комиссии оговариваются в положении о работе этой комиссии. Каждый университет устанавливает свои сроки и порядок работы комиссии. Как правило, для абитуриентов работа комиссии становится доступной с даты официального начала приёма документов. В этот период в университетах открываются центры по приёму и регистрации абитуриентов, где вчерашние школьники могут задать интересующие их вопросы, получить информацию о вступительных экзаменах или подать документы.

Часы работы приемной комиссии — стандартные для всех официальных учреждений, с перерывом на обед. После даты окончания приёма документов комиссия продолжает свою работу, но для абитуриентов она уже недоступна. В этот период проводится сбор и сортировка документов, формирование отчёта, вынесение приказа о зачислении студентов, распределение их по группам и другая организационная работа.

Приём документов

В каждом университете существует собственный перечень необходимых для поступления документов. Члены приёмной комиссии обязаны предоставить абитуриенту список этих документов, анкету для заполнения, а также помочь в правильном их оформлении. Все полученные документы комиссия формирует в личное дело абитуриента, которое обязательно регистрируется и в случае поступления, хранится в университете в течение всего периода обучения.

Результат работы приёмной комиссии

В ходе своей работы комиссия не только регистрирует поступающих, но и формирует списки для прохождения вступительных экзаменов, экзаменационные ведомости, списки рекомендованных к зачислению. Основным итогом работы становится приказ о зачислении студентов на первый курс обучения, принятый на заседании приёмной комиссии и заверенный ректором.

Приемная комиссия создается с целью разработки и принятия решений, а также координации деятельности подразделений ВУЗа, связанных с набором наиболее способных и подготовленных к освоению основных образовательных программ соответствующего уровня студентов и слушателей.
На период организации набора студентов и слушателей, приема документов поступающих в вуз, проведения вступительных испытаний и зачисления создается Приемная комиссия.

В своей деятельности Приемная комиссия руководствуется принципами соблюдения прав граждан на образование, гласности и открытости проведения всех процедур приема.

Прием документов производится в сроки, определенные Правилами приема в вуз на очередной учебный год. Заявления о приеме и другие необходимые документы регистрируются в специальных журналах.

На каждого абитуриента заводится личное дело.
Журналы регистрации и личные дела абитуриентов хранятся в Приемной комиссии как документы строгой отчетности.

Каждому абитуриенту выдается расписка о приеме документов.

Что должно быть в папке абитуриента:

Паспорт либо в случае утери справка из паспортного стола. Сразу же сделайте 2 - 3 ксерокопии основных страниц.

Аттестат, его заверенная копия (заверить можно у нотариуса либо в приемной комиссии) . Внимание: в МГУ принимают только подлинник, зато в остальных вузах можно обойтись копией. Если же вы поступаете на творческую специальность, то аттестат приносить до творческого конкурса необязательно, достаточно предъявить в приемную комиссию паспорт.

Свидетельство о сдаче ЕГЭ. Лучше также сделать 2 - 3 копии на всякий случай (копии также могут заверить в приемной комиссии) .

4 - 6 фотографий 3х4 (особенности фото - ч/б или цвет - узнавайте в комиссии) .

Грамоты, благодарности, свидетельства об окончании курсов. Конечно, если они у вас есть. Подойдут даже письменные похвалы - за участие в школьных КВН, викторинах, играх. В общем, все то, что характеризует вас с лучшей стороны.

- анализ итогов приема граждан на обучение в Университет по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования Министерства здравоохранения Российской Федерации и подготовка отчетов для Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Состав приемной комиссии

Состав ПК университета утверждается приказом ректора, который является председателем ЦПК.

В состав ПК ОГУ входят: заместитель председателя ПК — проректор по учебной работе; члены ПК — ректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) университета, директора филиалов и колледжей университета, деканы факультетов и директор Аэрокосмического института (далее — АКИ); ответственный секретарь ПК и его заместители; ответственные за: организацию приема по результатам ЕГЭ; разработку и модификацию программной системы "Приемная комиссия", ее техническую поддержку в филиалах; организацию информирования абитуриентов на официальном сайте университета; оформление личных дел и документов; председатели и члены предметных, аттестационных и апелляционных комиссий; председатели и члены отборочных комиссий институтов, филиалов, факультетов и колледжей университета; технический секретариат ПК.

Члены ПК имеют право выносить на рассмотрение и принимать участие в обсуждении предложений и решений ПК, запрашивать необходимую информацию во всех структурных подразделениях университета при подготовке вопросов для обсуждения в ПК а так же принимать участие в голосовании.

Члены приемной комиссии обязаны посещать заседания ПК и вносить предложения по обсуждаемым вопросам. Во время проведения вступительных испытаний и зачисления в университет лица, включенные в состав ПК, не могут находиться в отпусках или служебных командировках.

ПК университета вносит в федеральную информационную систему обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее — ФИС) сведения, необходимые для информационного обеспечения приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

ПК университета осуществляет контроль за достоверностью сведений, представляемых поступающими. С целью подтверждения достоверности указанных сведений ПК университета вправе обращаться в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.

При приеме в университет председатель ПК обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством РФ, гласность и открытость работы ПК, объективность оценки способностей и склонностей поступающих, доступность руководства ПК на всех этапах проведения приема.

Работу ПК и делопроизводство, а также личный приём поступающих и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь, который назначается приказом ректора университета. В составе ПК предусматривается должность заместителя (заместителей) ответственного секретаря.

Для приема вступительных испытаний, своевременной подготовки необходимых материалов, объективности оценки способностей и склонностей поступающих создаются предметные, апелляционные и аттестационные комиссии университета. Приказом ректора назначаются их председатели и определяется состав, формируемый из числа наиболее опытных и квалифицированных научно-педагогических работников университета.

Для обеспечения работы по приему документов поступающих и формированию личных дел студентов, зачисленных в университет, приказом ректора утверждается технический секретариат ПК, формируемый из числа научно-педагогического состава, аспирантов, инженерно-технических работников и учебно-вспомогательного персонала университета.

Поступление в выбранное учебное заведение у абитуриентов начинается с подачи документов в приемную комиссию. Это является первым этапом знакомства с ВУЗом, возможно, первой с ним встречей, поэтому у многих может вызывать волнение и создавать множество вопросов. Например, что это такое – приемная комиссия?

Приемная комиссия: что это такое

Приемная комиссия – это подразделение высшего или среднего учебного заведения, осуществляющее приемную кампанию на будущий учебный год. Она организовывает набор студентов, знакомит абитуриентов с правилами и распорядком учебного учреждения, документацией по аккредитации направлений и специальностей, критериями поступления.

Приемная комиссия и абитуриент

Также проводит консультации по вопросам ведения обучения и, самое главное, выносит решение о поступлении или не поступлении абитуриента в данное учебное заведение.

Абитуриент напрямую контактирует с приемной комиссией при обращении с документами: когда их сдает, когда получает экзаменационный лист, если подает апелляции, а также при процедурах зачисления или возврата документов. На данный момент во многих ВУЗах существует возможность подачи заявлений и документов онлайн, но это является спецификой.

Приемная комиссия в каждом учебном заведении имеет положение о деятельности, следующее законодательству Российской Федерации, с которым можно ознакомиться чаще всего на сайте колледжа, института или университета, или же лично в месте нахождения самой комиссии.

Данное внутреннее образование имеет временные полномочия, которые даются ей ректором учебного заведения, и существует в течение одного года, после чего идет новый набор.

При ее посещении можно почувствовать атмосферу ВУЗа, узнать о нем что-то новое, получить ответы на интересующие вопросы, познакомиться с другими абитуриентами и, быть может, преподавателями, что впоследствии даст возможность чувствовать себя менее потерянно.

Кто входит в данное подразделение вуза

Комиссия является структурированной и состоит из определенных единиц, выполняющих установленные обязанности. Они могут варьироваться при учете особенностей учебного заведения – охвате его географии, количестве кафедр, размера, возможностей.

Состав приемной комиссии

В большинстве случаев список тех, кто входит в данное подразделение ВУЗа, выглядит следующим образом:

  • председатель приемной комиссии, который несет ответственность за ее деятельность, правомерность, соблюдение сроков и контрольных цифр, а также распределяет обязанности. Чаще всего является ректором ВУЗа;
  • заместитель председателя комиссии – проректор, способный совершать управление приемной комиссией, но в меньшей мере, чем председатель;
  • заведующие кафедрами;
  • секретариат, который готовит приказы и ведет протоколы заседаний, контролирует рейтинг поступающих, публикует и размещает всю информацию;
  • председатели предметных экзаменационных комиссий – составители вступительных работ, разрабатывающие методическую литературу для подготовки и критерии оценки к экзаменам;
  • представители преподавательского состава.

Также в состав могут входить:

  • отдел организации приема российских граждан;
  • отдел организации приема иностранных граждан;
  • отдел профориентации;
  • отдел доВУЗовой подготовки;
  • специалисты по организационным вопросам;
  • апелляционная комиссия.

Председатель приемной комиссии может быть назначен директором или ректором образовательного учреждения, и несет полную ответственность за весь ход работы комиссии. Он руководит комиссиями приема и апелляций, заведует переводом и восстановлением обучающихся, утверждает формы всех вступительных испытаний, контролирует информацию и заверяет ее своей подписью.

Дополнительный состав приемной комиссии во многом зависит от размера высшего учебного заведения, его особенностей, количества абитуриентов, которое планируется к поступлению на учебный год.

Наличие у учебного заведения возможности обучения иностранных граждан создает потребность введения в приемную комиссию дополнительных специалистов. Требуется расширение штата секретариата и желательно наличие переводчика, даже при условии, что процесс обучения ведется на русском языке.

Приемная комиссия подотчетна относящему ее к себе высшему учебному заведению и Министерству Образования. По окончании своей деятельности она предоставляет документацию, по которой можно анализировать и статистически обрабатывать результаты ее работы.

Такими документами являются правила и план приема в ВУЗ, приказы о составе комиссии и ее внутренних образований, протоколы заседаний приемной комиссии, экзаменационные ведомости, личные дела и список абитуриентов, приказ о зачислении.

Членами приемной комиссии должны соблюдаться законодательство Российской Федерации, гласность, Положение, закрепленное данным высшим учебным заведением, а также закрепленное в Конституции РФ право на образование.

Поэтому к составу приемной комиссии ВУЗа относятся требовательно и очень тщательно выбирают. При нарушении комиссией указанных выше документов следует обращаться к председателю с апелляцией или жалобой.

Обязанности приемной комиссии

Приемная комиссия выполняет разнообразную работу, специалисты в ней должны быть образованными и многосторонними, общительными и готовыми помочь. В обязанности комиссии входит:

  1. Создание информационной поддержки для поступления: буклеты, справочные материалы, списки и информационные стенды для абитуриентов.
  2. Ответы на вопросы поступающих в форме звонков, электронных писем, вопросов в устной форме абитуриентов, пришедших за консультацией по вопросам, связанным с организацией учебной деятельности, зачисления.
  3. Разработка правил и положений для приема абитуриентов на следующий учебный год.
  4. Прием документов, консультации по составу пакета, необходимого при поступлении.
  5. Организация и обработка результатов проведения вступительных экзаменов или испытаний.
  6. Знакомство абитуриентов с уставом, наличием аккредитации, лицензией о праве на ведение образовательной деятельности, условиями приема данного учебного заведения.
  7. Проведение профориентационной работы.
  8. Решение о зачислении или не зачислении в ВУЗ.

До наступления вступительных экзаменов приемная комиссия осведомляет абитуриентов об их расписании, правилах проведения вступительных испытаний, правилах зачисления в данный ВУЗ, перечни направлений и специальностей в соответствии с аккредитацией, системой и критериями оценки результатов экзаменов, условиями подачи и рассмотрения апелляций.

Функции приемной комиссии

Именно в приемную комиссию абитуриент подает все документы

Также приемная комиссия производит шифровку и дешифровку письменных экзаменов поступающих, составляет протоколы собственных заседаний и следит за корректностью ведения личных дел.

В обязанности комиссии также входит организация подготовительных курсов к поступлению или вступительным экзаменам, обработка результатов олимпиад и конкурсов, относящихся к данному образовательному учреждению и способные повлиять на итоговое решение о зачислении поступающего.

Еще одной обязанностью приемной комиссии является установление сроков начала и прекращения приема документов и экзаменационных испытаний.
Решение о зачислении или не зачислении абитуриента в образовательное учреждение принимается приемной комиссией простым большинством равных голосов.

Важным аспектом является объективность и конструктивность, соответствие рейтингу, последовательности при зачислении и соответствие правовым документам.

Приемная комиссия — связующее звено между вузом и абитуриентом

Приемная комиссия является связующим звеном, так как во многом знакомит поступающего с новыми порядками, людьми и информацией об учреждении, в котором он собирается получать образование. В приемной комиссии абитуриент получает информацию о количестве бюджетных мест по интересующей специальности, стоимости обучения по контрактной форме, условиях перехода с контрактной на бюджетную форму обучения.

При помощи участников комиссии абитуриент имеет возможность познакомиться с работниками кафедр и подразделений, преподавательским составом интересующих его специальностей, также узнать об их квалификации, заслугах и особенностях.

Общение с приемной комиссией – начало коммуникации с представителями высшего учебного заведения, с которым, возможно, абитуриенту придется быть связанным на протяжении не одного года. Поэтому абитуриенту стоит быть внимательным, осторожным и спокойным.

Выбрав подходящую форму предоставления документов, абитуриенту следует сначала ознакомиться с информацией, предоставленной о приемной комиссии предпочитаемого ВУЗа на его же сайте или по предлагаемому телефону.

Наиболее выигрышным способом является получение информации о наборе документов заранее на сайте или лично, чтобы, придя впоследствии, задумываться не о предоставляемых документах и возможных ошибках, а о том, чтобы получить рекомендации относительно дальнейших действий.

Ежедневно обновляя информацию о количестве поданных заявлений соответственно каждой специальности, приемная комиссия предоставляет абитуриенту возможность следить за динамикой конкуренции, рассчитывая свои шансы на поступление относительно набранных им баллов.

В этом видео вы узнаете больше о поступлении на примере конкретного вуза:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Наш канал Наш канал Telegram

ithub - college. Международный колледж информационных технологий

Обзор:

Приемная комиссия и ее функции

При поступлении в университет или среднее профессиональное учебное заведение абитуриент сталкивается с приемной комиссией. У этой комиссии есть несколько функций, главная из которых — набор абитуриентов. Комиссия организует приемную кампанию и осуществляет отбор поступающих.

Члены комиссии

В приемную комиссию входят:

— председатель;
— заместитель председателя;
— ответственный секретарь;
— другие члены.

У каждого из представителей своя работа.

Функции органа

Приемная комиссия в рамках главной функции (набора абитуриентов) работает в нескольких направлениях:

  • в период, когда приемная кампания еще не началась, члены комиссии отвечают на устные и письменные вопросы будущих абитуриентов и их родителей, они печатают брошюры и листовки с информацией о вузе, посещают школы, организуют курсы по подготовке к учебному году;
  • комиссия разрабатывает правила приема и зачисления абитуриентов на основе действующего законодательства, эта информация потом появляется на сайте вуза;
  • орган создает подробное расписание экзаменационных испытаний и предварительных консультаций;
  • члены приемной комиссии формируют состав предметных комиссий;
  • представители органа принимают от абитуриентов документы;
  • комиссия решает вопросы о допуске к экзаменам;
  • определяет, на каких условиях те или иные поступающие могут участвовать в экзаменационных испытаниях;
  • проводит все вступительные экзамены, по итогам которых создает списки на зачисление (эти списки потом вывешиваются на видном месте);
  • оформляет с контрактниками договора на обучение (на платной основе).

Как работает комиссия

Приемная комиссия имеет свое расписание, его можно найти на сайтах учебных заведений. В период приемной кампании, приемная комиссия принимает документы от абитуриентов, проводит вступительные экзамены, проверку материалов и формирование списков на зачисление.

Абитуриенту важно быть в курсе графика работы комиссии и следить за сроками подачи документов, экзаменации и формирования списков к зачислению. Иначе можно потерять год. Вне графика комиссия оформляет договора на обучение только на контрактной основе. Однако сдавать экзамены обязаны все абитуриенты, и на платное обучение без экзаменации абитуриент не попадет все равно.

У представителей комиссии можно заранее уточнить требования к поступающим. Обязательно надо как можно раньше узнать о том, какие экзамены придется сдавать.

Читайте также: