Прием дерево предсказаний кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель – оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

“+” – это для меня новое,

“-” – это противоречит моим знаниям,

“?” – об этом хочу узнать больше.

Я думал(а) иначе, это противоречит моим представлениям

Непонятно или захотелось узнать подробнее

Мне это известно

В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

Использую при работе со статьями в учебнике.

2) таблица ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал).

Её цель – развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

3) сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Учил парнишек на выучку малахитовому делу

Барин велел приказчику

(сиротка круглый, годов 12)

Пас коров, играл на рожке песенки

На выгоне около Ельничной (волчье место)

Бабушка Вихориха (заместо лекаря)

Поставила на ноги

Знала силу о травах

4) таблица “Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

Тонкие?

Толстые?

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

- Кто главный герой произведения?

- Что произошло с Васюткой? Что взял в тайгу с собой Васютка?

- Когда Васютка понял, что заблудился, что он делал?

- Почему вы думаете никто не ругал Васютку ни мама, ни папа, а дедушка даже пообещал даже пообещал купить ружьё?

4. На уроках литературы возможно использование различных форм прогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения. Например, можно прогнозировать тему произведения через связь с живописью.

1. Что будет дальше?

2. Чем закончится рассказ?

3. Что может произойти в рассказе с таким названием?

Ответы (подарки, елка, снег, зима. )

-Что может произойти в рассказе с таким названием?

-Как будут развиваться события дальше?

-Чем все закончится?

На эти вопросы дети озвучивают свои предсказания, а я их записываю на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания. После прочтения, вместе с классом выясняем, что из предсказаний подтвердилось, а что нет.

Применение данной технологии на практике позволяет детям учиться умению выражать свои мысли, сотрудничать и работать в группе, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, решать проблемы, работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы..

Ответы: дедушка, бабушка, игры, дерево, древо, отдых (лес, река), старость

- А теперь давайте прочитаем и сравним как раньше выглядела жизнь в деревне. (Чтение стихотворения)

Стадия Вызов: Во время первого прослушивания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус".

- Учащимся предлагаю перечислить возникшие ассоциации.

Ответы учащихся: море, солнце, парусник, корабль, буря и др.

- А теперь давайте прочитаем и сравним правильное ли было наше представление. (Чтение стихотворения).

Ребята выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

· Чтение со стопами.

· Чтение с остановками

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

· Мозговой штурм

Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).

· Перепутанные цепочки

- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки

- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

· Верные и неверные утверждения

В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения

На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

- Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.

- Получил образование в Царскосельском Лицее.

- Служил секретарём в суде.

-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием слушать лекцию.

Во время изучения басен И.А.Крылова учащимся предлагаю поиграть в игру "Верите ли вы, что…".

… басня – это короткий рассказ, в котором действуют растения, животные, вещи, а подразумеваются люди, их поступки.

… в баснях высмеиваются достоинства людей.

… мораль в басне может быть пословицей.

… первые басни возникли 2500 лет назад.

… И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.

… баснописец – писатель, который сочиняет басни.

… басня может быть в прозаической и стихотворной форме.

Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят напротив его "+", если нет – "-".

Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Этот прием помогает развивать умение прогнозировать. На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие утверждения были верными.

- несколько раз Лермонтов был на Кавказе (В)

- Лермонтов писал не только литературные произведения, но ещё увлекался живописью (В)

Черты и свойства

2. Поведение в плену

1. Место действия

2. Образ рассказчика

4. Волшебная сила

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развитие монологической речи

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Ставлю перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о сказке

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

- Какое слово может быть лишним? Почему?

Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.


На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

При изучении биографии писателя использую тоже этот прием.


известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

прочитанным заданием, текстом.

требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

2. слабый, трусливый

3. боится, страдает, стонет

4. Костылин – личность слабохарактерная

2. выносливый, мужественный

3. не сдается, мастерит, борется

4. Жилин – настоящий русский человек

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Таким образом, на любых уроках необходимо использовать приемы технологии критического мышления. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Такой подход к преподаванию русского языка и литературы помогает им приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В ходе работы над данной темой столкнулась с проблемой методического инструментария, который бы позволял чётко проследить степень овладения познавательных УУД. Считаю, что решение этой проблемы – следующая ступенька моего профессионального развития.

Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. выявлять, наблюдать, различать ,классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения.

Содержимое публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего - это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. На I ступени общего среднего образования не ставится непосредственно цель формирования фундаментальных научных знаний. Задача состоит в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем. Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться, приобретению навыков учебной работы.

Именно поэтому нас заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМ).

Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. выявлять, наблюдать, различать ,классифицировать, оценивать, критически

анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

Так что же такое критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый фор­мулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для са­мих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь доста­точно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно ре­шать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои соб­ственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.

Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у взрослых, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже они способны ду­мать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной дея­тельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мыш­лению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и ста­новится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассни­ков. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стрем­лением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Таким образом, критическое мышление — это:

Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных пред­убеждений.

Отправная точка для развитая творческого мышления.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

Базовая модель технологии развития критического мышления предлагает 3 стадии. Каждая стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Задачи данной фазы:

Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.

Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.

Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.

Побуждение ученика к активной деятельности.

Функции стадии “Вызова”:

мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);

информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.

Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.

“Верные и неверные утверждения”.

Рассказ-предположение по “ключевым” словам.

Стадия осмысления включает:

Получение новой информации.

Корректировку учеником поставленных целей.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

Стадия рефлексии включает:

Размышление, рождение нового знания.

Постановку новых целей обучения.

Возможные методы и приемы:

а) заполнение кластеров, таблиц;

б) установление причинно-следственных связей между блоками ин­формации;

в) возврат к ключевым словам, верным (неверным) утверждениям;

г) ответы на поставленные вопросы

В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает возможность получить за неправильный ответ негативную отметку.

Стратегии и приёмы, используемые для развития критического мышления

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

мало воды много песка верблюды

нет растений жарко нет зимы

По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.

Задачи данной фазы:

  1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
  2. Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
  3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
  4. Побуждение ученика к активной деятельности.

Функции стадии “Вызова”:

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
  • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

  1. “Кластер”.
  2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
  3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
  4. “Дерево предсказаний”.
  5. “Ромашка Блума”.
  6. “Верные и неверные утверждения”.
  7. “Верите ли вы?”.
  8. “Корзина идей”.
  9. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
  10. “Синквейн”.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. Пример 1, 2)

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Приложение № 1.Таблица 1)

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1. Пример 3)

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. Пример 4)


Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.


"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (Приложение № 1. Пример 5)

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение № 1. Пример 6,7)

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. (Приложение № 1. Пример 8)

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Написание синквейна”.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение №1. Пример 9).

В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Описание приёма:

Правила составления дерева предсказаний:

1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).


2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:

ствол дерева – тема,

листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.

Читайте также: