Причины возникновения коррупции кратко

Обновлено: 04.07.2024

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] — более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке — обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1. Понятие коррупции

Первый критерий — вид деятельности коррупционера (схема 1 — кто).

Схема 1. Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера


Второй критерий — формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий — насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 — как часто)

Схема 2. Типология коррупционных отношений по степени распространенности


Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия коррупции

Рациональный подход (экономика преступности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально реша­ет идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента — плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция — контрактное взаимодей­ствие между экономическими агентами с целью злоупотребления пози­цией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и вы­соким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический либерализм

Источник: Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне.

Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45

Итак, мы убедились, что коррупция — это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения — чему и посвящен следующий раздел.

2.Причины возникновения коррупции

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону — лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество — и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П — О,

где К — коррупция, М — власть монополий, П — произвольность решений, О — ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:


где I — страна, t — год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Фундаментальные

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3.

Таблица 3. Последствия коррупции

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Невозможность осуществления демократических принципов

Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов

Рост социального неравенства, бедность

Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок

Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост финансовых и коммерческих рисков

Нарушение принципа верховенства закона

Поиск ренты в ущерб материальному производству

Усиление организованной преступности

Неэффективность политических и судебных институтов

Искажение (повышение) цен

Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества

Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию

Становление мафиозных группировок

Падение престижа страны

Рост теневой экономики, налоговые потери

Дискредитация права в глазах общественности

Исчезновение реальной политической конкуренции

Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций

Морально-нравственные нормы теряют значение

Снижение эффективности экономики страны в целом

Рост социальной напряженности

Источники: см. список литературы

Проиллюстрируем эти утверждения примерами[13]. Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос — как же в таком случае бороться с этим явлением?

4. Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,
мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
  • Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
    i. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
    ii. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
    iii. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Список использованной литературы

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures”, Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”,Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption: Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

Приложение 1. Измерение коррупции

Измерение коррупции — важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

До недавнего времени доминировало представление о неизмеримости коррупции. Действительно, исследователи сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

Однако в 1995 году был впервые опубликован CPI — индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International — проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто — предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций

Статья носит исследовательский характер, материал находится в стадии формирования. В конце статьи будет небольшое видео по теме.

Считать коррупцию критичным фактором отсутствия экономического развития, значить не понимать суть проблемы. Коррупция, это социальная болезнь общества и лечить болезнь нужно с учетом этого факта. Это социальная болезнь влияющая на экономическое развитие. Торможение экономического роста больше связано с отсутствием высоких критериев профессионализма в обществе

Кратко, для тех кто вечно торопится :)

Причины коррупции не в слабых законах, не в сложной иерархической структуре власти, и не в правовом нигилизме.( глупые наивные объяснения о коррупции на рисунке ниже). Причина коррупции, по сути, в потере морально-нравственных критериев/ценностей народом, и/или группой людей(обладающих властью).

*мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле

*нравственность - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе

А что касается последствий. Самая педалируемая тема, в данном контексте, мол коррупция является тормозом развития экономики. Это не совсем правда, т.е. это так и не так. Коррупция на развитие экономики влияет, но намного слабее, чем отсутствие Цели у политической элиты. Просто, наличием коррупции в стране, легче объяснить более сложные проблемы, так легче "списать" проблемы, на понятном для обывателя уровне. И дело не в том, что политики и представители СМИ это делают специально, скорее даже наоборот. Сущность человека такова, что в любой непонятной ситуации или при столкновении с сложной проблемой, пытается найти логическое , а главное, правдоподобное объяснение происходящего. Соответственно хватают, что на поверхности. В результате, на вопрос - "почему нет развития ?" подыскивается что-то правдоподобное, т.к. вопрос явно не простой.

И еще. Определение коррупции, это не совсем то, что нам рассказывает википедия. Ниже будет дано более точное определение этому понятию.

глупые объяснения о причинах коррупции на рисунке

А если у вас, уважаемый читатель, найдется 3-5 минут свободного времени, то стоит прочесть статью, ибо про это вам никогда не расскажут не "ура политики" вроде Навального и им подобных, ни тем более, действующая власть, ибо они этого просто НЕ ПОНИМАЮТ, увы. А вам стоит это знать :) И найдите на этом сайте, через поиск притчу "Искать не там где светло, а там где потерял".

Материал ниже, это мое субъективное мнение, которое сложилось из личного опыта и наблюдений.Возможно уважаемый читатель, что-то совпадет из этого, с вашими наблюдениями, а что-то нет. Буду признателен за комментарии.

Темы статьи:

Причины возникновения коррупции - последствия и методы борьбы с ним

И так, уточним понятие "коррупции":

Определение коррупции взято из википедии, НО оно мне не совсем нравится, так как основной акцент(я выделил жирным) как-то затушевывается.

Попробуем дать простое и понятное определение коррупции:

-Это использование должностным лицом своих возможностей, которая дает ему/ей данная должность, в ЛИЧНЫХ целях или в интересах УЗКОЙ ГРУППЫ ЛИЦ, а НЕ в интересах ОБЩЕСТВА,в том числе попытка подкупа должностных лиц, с целью получения личной или в интересах УЗКОЙ группы лиц выгоды, в УЩЕРБ интересам других лиц или общества, в целом.

Как мы видим, тут выстраивается определенная схема - ". извлечение прибыли/выгод путем использования своей должности, в своих корыстных интересах, или в интересах групп лиц, в ущерб интересам общества. " Как вы видите отличие от определения, которая дает википедия, это "в интересах групп лиц". Почему, я на этом делаю акцент. Дело в том, что только примитивное европейское общество может оперировать понятиями "личная выгода", в более совершенных обществах(читай в более сложных обществах) кроме личных интересов еще возникает интересы узкой группы лиц, интерес может носить даже БЕЗкорыстный характер.

* корысть - жадность к деньгам, материальному богатству; страсть к наживе, личной выгоде.

Последствия коррупции

Должен разочаровать Уважаемого Обывателя, и сообщит, что коррупция это не болезнь власти, а болезнь общества. Что это значит. в чем разница ?

Если в обществе, где коррупция стала нормой, снять одного чиновника и на место него поставить другого, сильных изменений не будет, более того если даже группу чиновников сменить, тоже мало что измениться. Проблема в том, что общество заряжено этим вирусом. Это значит, уважаемый читатель, что коррупцию порождает не власть, а народ. Читатель может возмутится. как это НАРОД. "я мол ни у кого взяток не беру, я мол честный труженик". Вынужден еще раз разочаровать вас. Если вас поставить на должность, которая "явно располагает к коррупции", то честность обывателя 9 из 10 случаев улетучится. И дело не в том, что народ такой НЕчестный. Как ни странно, народ в своей массе, всегда срастется жить честно. Проблема в другом. ниже узнаете :)

Тема, мягко говоря, крайне важная для управленцев. Читая в интернете сайты по теме "Причины возникновения коррупции" просмотрел ТОП10 сайтов выдающихся поисковыми системами по данному запросу. Создалось впечатление, что материал друг у друга скопировали, хотя формально тексты сильно расходятся, с точки зрения плагиата, но по сути суть одна и та же "вода".

Второе впечатление, которое создалось при знакомстве с этими материалами, что они написаны явно не с целью выявления причин возникновения коррупции, а с какой-то другой целью(возможно получить аттестацию или что-то еще).

Третье впечатление от прочитанного, и это самое главное, что они , мягко говоря чушь несут. То ли авторы этих статей вообще не понимают, с чем имеют дело или, что еще хуже, запутывают читателя уводя в сторону от реальных причин.

- коррупции имеет 2 формы: 1 - когда взяткодатель просит сделать что-то в обход правил/закона, 2 - когда взяткополучатель требует деньги или что-то иное в обмен на решение вопроса. По сути. это две разных ситуаций. Первый случай менее опасный для общества и государства, второй случай, фактически может стать фактором разрушения государства/общества.

- коррупционная составляющая существует на земле с момента появления первых сообществ(племя, группа, коллективы), когда появилась необходимость наделять кого-то какими-то полномочиями/ресурсами

- борьба с коррупцией имеет два направления развития: 1- силовой методы борьбы, 2 - профилактические методы. О втором методе практически никогда ничего нигде не говорят, кроме случаев когда обсуждают законодательство. В этом случае речь идет о экспертной оценке закона на коррупционную составляющую, но это не является профилактическим способом борьбы, хотя логически так выглядит. Этот способ правильней назвать законотворческим. Профилактические методы носят совершенно другой характер, но об этом позже.

Методы борьбы с коррупцией

Методы борьбы с коррупцией использованные в прошлом:

Статья - " Движение общин сестёр милосердия и успешная борьба с коррупцией по Н.И. Пирогову" интересный метод доказавший свою жизнеспособность.

Вкратце суть метода борьба с коррупцией по Н.И. Пирогову заключается в ведение ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ структуры в уже работающую государственную систему/иерархию с такими же полномочиями и обязанностями, НО не подчиняющийся ЭТОЙ структуре , а имеющий отдельного руководителя.

Особенность данной системы заключается в том, что это не надзор в классическом понимании, над чиновниками, а ЗАПАРАЛЛЕЛИВАНИЕ работы этих чиновников, везде где это можно, а там где невозможно запараллелить максимальный контроль/мониторинг действий. Плюс такого подхода доказано жизнью(прочтете статью поймете), но есть проблемы..

Проблемы следующего порядка.

На этом пока остановим обсуждение данного метода, и продолжим тему о причинах возникновения коррупции.

Методы борьбы с коррупцией должны учитывать этапы/масштабы проблемы. Если это происходит начальном этапе развития коррупции, то есть возможность бороться профилактическими способами, а если произошла полная деформация моральных ценностей, то одной профилактикой уже не обойтись, потребуется хирургическое вмешательство.

Борьба с коррупцией достаточно обширная тема, но если говорить вкратце, то самые эффективными стратегиями являются:

- стратегия профилактики. Решение лежит в исправлении деформированных ценностей общества, которое генерирует коррупционеров

- карательная стратегия. Принцип заложен в названии. Есть тактические разновидности - чистка верхних эшелонах власти, чистка карательных органах, и чистка по всем фронтам

Когда в обществе наступает момент, что коррупция приобретает масштаб катастрофы ?

Как ни странно, это не тогда, когда в верхних эшелонах власти коррупционеры появляются, а когда коррупция "спускается" в массы. С этого момента уже требуется хирургическое вмешательство, НО борьба должна идти "сверху", а не "снизу", так как тренд создается "сверху".

Причины возникновения коррупции

Основание для коррупции в обществе существует с момента появления функции у кого-нибудь из членов или группы лиц о возможности распределять какие-либо ресурсы, т.е. как первобытное общество шагнуло в сторону раздачи должностей и полномочий, с этого момента ФОРМАЛЬНО существует почва для коррупционера. Это не значит, что всегда и все пользуется такими возможностями. Получается интересная "вилка". Когда у людей(отдельных членов общества) появляется возможность распределять ресурсы(ресурсами могут быть материальные блага, права, даже обязанности. любые материальные и нематериальные ценности, которые считаются таковыми). Получается занятная "штука" - одни люди пользуются такими возможностями, а другие нет. Вот тут и кроется основная загадка причин возникновения коррупции, а не те сказки, о которых пишут в интернете, что это связно с неправильными законами и распределением полномочий в государственной системе. Решение проблем коррупции путем создания правильных законов. это придумывание костылей, а не решение проблемы.

Почему же одни люди обладая возможностью коррумпироваться этим пользуются, а другие нет ? В этом, по сути, и скрывается причины возникновения коррупции. Если мы внимательно отследим время процветания коррупции, то заметим, что коррупция в мелких масштабах присутствует всегда, но только в определенные промежутки/периоды развития общества принимают катастрофический размах.

Для наводки на ответ, еще уточню. В большинстве случаев государство/общество, которое какое-то время особо не замечало коррупцию, с определенного момента начинает страдать от этого недуга. важное примечание - общество то же самое, люди те же самые . до недавнего времени коррупция не имела масштабов катастрофы, только редкие случаи, а в какой-то момент начал набирать обороты, превратившись почти в национальное бедствие.

Что же произошло в обществе, что так резко начал набирать обороты этот вирус ?

Чтобы не утомить читателя, сразу даю ответ - причины возникновения коррупции в обществе/государстве, это размытие этических норм . Это на первоначальном этапе, и если не остановить процесс деморализации общества, произойдет деформация морально-нравственных норм. В этом случае уже потребуется крайние меры борьбы с этой болезнью. Коррупция является проявлением упадка морально-нравственных ценностей в обществе. Более точнее, размытие понятия справедливости, и появление двойных стандартов на бытовом уровне, если говорить по простому лицемерие становится нормой поведения.

Подводя предварительный итог причины возникновения коррупции мы можем сказать, что это КАЖУЩЕЕСЯ отсутствие справедливости в обществе. Слово "кажущееся" подчеркнуто специально так как реальная справедливость в обществе существует ВСЕГДА, как бы странно это не выглядело. Вторая причина, это отсутствие наказания, точнее возможность избежать наказания. Эти причины по разному влияют на возникновение проблемы, но вторая причина имеет ярко выраженный "измеряемый" характер, т.е. достаточно устранить эту причину, как сразу многое изменится.

Интересные эксперимент описан в книге Роберт Чалдини "Психология влияния"

Роберт Чалдини утверждает, что это влияние авторитет позволяет такое творить нормальным людям, но мне кажется сюда стоит добавить эффект "социальной роли" учителя, который играет один из участников. В нашем случае это не так важно, важно что нормальные люди "играя в социальной роли" переступают черту нормального поведения. Это и есть проблема коррупции. Коррупцию считают нормой все кто "играет в эту игру" и недовольны только те кто стали жертвами, т.е. явно наличествует двойные стандарты.

Одна из причин слабой эффективности борьбы с коррупцей является устаревшие управленческие парадигмы(подробней в статье "Управленческие парадигмы")

что такое коррупция

На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?

Что такое коррупция

Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Основные коррупционные методы

что такое коррупция

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

4.Мошенничество.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Основные меры противодействие коррупции

что такое коррупция

На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:

Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.

Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.

Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.

К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

В заключение….

В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.

Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.


На сегодняшний день каждый четвертый россиянин лично сталкивается с коррупционными рисками, оказываясь в двусмысленном положении, когда какой-нибудь чиновник нагло и спокойно вымогает у него неофициальное вознаграждение (взятку) за исполнение своих служебных обязанностей.

Коррупция в самом широком понимании — это использование служащим органа власти и управления своих властных полномочий в личных интересах, а также в интересах третьих лиц или групп.

Сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Следствие этого — чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала.

В юридической литературе, в том числе криминологической, те явления, которые порождают коррупцию (коррупционные правонарушения) или создают условия для ее проявления, называют причинами и условиями коррупции (коррупционных правонарушений).

Причины коррупции (коррупционных правонарушений) — это те социальные явления, которые порождают коррупционное поведение людей.

Условия (предпосылки) коррупции (коррупционных правонарушений) — это те явления, которые сами по себе не порождают коррупционные правонарушения, а способствуют действию причины. Без наличия определенных условий причина не может взаимодействовать со следствием.

Детерминанты (причины и условия, факторы) коррупции классифицируют по различным основаниям. Так, в зависимости от того, в какой сфере управления делами общества они проявляются, можно выделить детерминанты коррупции:

1) в государственном секторе управления;

2) в муниципальном секторе управлении;

3) в частном секторе управления, в котором государство и муниципальные органы власти не присутствуют.

По уровню действия различают:

1) причины правонарушений в целом;

2) причины коррупционных правонарушений;

3) причины конкретных коррупционных правонарушений;

4) условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений.

По своей природе детерминанты коррупции могут быть объективными и субъективными.

Н. Ф. Кузнецова писала, что непосредственные причины в социальной детерминации всегда субъективные, относятся к сфере сознания и социальной психологии. Объективные факторы являются причинами непосредственной причины [6, с. 29]. Причинами являются социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как своё закономерное следствие (корыстолюбие, стяжательство, антигуманная агрессивность, национализм, пренебрежение к правилам безопасности и публичного спокойствия, легкомыслие и безответственность, правовой нигилизм) [4, с. 168–169].

Н. В. Селихов видит первопричину коррупции в эгоистической мотивации поведения чиновников, их стремлении к наживе путем использования властных полномочии и служебного положения [12, с. 14].

Концепции субъективной непосредственной причины преступности и преступлений придерживаются и другие ученые [9, с. 11].

Их точка зрения выглядит убедительно для объяснения причин и условий коррупции, в частности тех, кто занимает высокое положение в обществе и государстве (министров, губернаторов, мэров, прокуроров, судей). В социальной среде взаимодействие причины и следствия происходит через сознание людей. Поэтому при объяснении причин коррупционного поведения необходимо учитывать нравственные, психологические и социально-психологические свойства личности, которые и являются непосредственными его детерминантами.

Объективные явления социальной действительности выступают в роли причин непосредственной субъективной причины. Если проследить всю причинно-следственную цепь коррупционного поведения лица, то можно выявить детерминирующую роль в этом поведении политических, экономических, правовых и прочих явлений. В связи с этим ученые делят детерминанты коррупции (коррупционных преступлений) по содержанию и сферам действия на политические, экономические, правовые, нравственно-психологические, организационно-управленческие и иные [2, с. 64–67; 5, с. 390–392; 8, с. 17].

Политические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) отсутствие политической воли руководства страны в борьбе с коррупцией на протяжении первых 15 лет существования Российской Федерации, а также подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией;

б) отчуждение населения страны от власти и зависимость от чиновников граждан, которые вынуждены давать взятки, чтобы удовлетворить свои потребности;

в) отсутствие эффективного контроля за деятельностью высших должностных лиц государства, руководителей государственных органов субъектов РФ и муниципальных чиновников, в результате чего некоторые из них длительное время получали взятки и использовали свое служебное положение для незаконного обогащения. Например, с 2009 г. по 2015 г. члены организованной группы под руководством бывшего губернатора Сахалина А. Хорошавина получили от 8 предпринимателей взятки на общую сумму более 522 млн руб. [1, с. 5];

г) высокая численность государственных и муниципальных служащих, которая снижает возможность контролировать их работу, выделять достаточные средства на их содержание и повышает вероятность коррупционного поведения.

Экономические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) недостаточная для обеспечения нормального уровня жизни оплата труда служащих, провоцирующая в первую очередь низовую коррупцию;

б) экономическая нестабильность, высокая инфляция, при которой обесцениваются денежные средства, что стимулирует служащих искать иные (коррупционные) источники дохода. Например, по словам С. В. Максимова, в результате крупнейшего финансового кризиса в 1998 г. средний размер месячного денежного содержания сотрудников правоохранительных органов в течение двух месяцев уменьшился с суммы, эквивалентной 200 долл. США, до 50 [7, с. 105];

в) высокие налоги и страховые взносы, детерминирующие уход от их уплаты посредством подкупа работников налоговых органов;

г) существование слоя достаточно богатых людей и организаций, которые могут позволить себе часть имеющихся денег потратить на подкуп;

д) извлечение прибыли путем использования коррупционных механизмов, например посредством устранения конкурентов или получения нерыночных преференций;

е) недостаточное финансирование предупреждения коррупции по сравнению с затратами на преследование за коррупционные правонарушения.

Правовые и правоприменительные детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) несовершенство антикоррупционного законодательства (например, законодательное понятие коррупции не охватывает посредничество в подкупе);

б) наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов (например, по правилам статей 75, 76, 76.2 УК РФ лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по усмотрению должностного лица правоохранительного органа или суда);

в) низкая раскрываемость коррупционных преступлений и высокая латентность коррупции;

г) излишний либерализм судов при назначении наказаний коррупционерам, когда большинство взяточников отделывается штрафом или условным осуждением;

д) сложная процедура привлечения к уголовной ответственности совершивших коррупционные преступления должностных лиц, в отношении которых действует особый порядок производства (глава 52 УПК РФ).

Нравственные и психологические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) деформация морального сознания части людей в сторону наживы, приобретения выгод, преимуществ любыми способами, как законными, так и незаконными;

б) признание коррупции нормальным явлением (подобно чаевым официантам и швейцарам), без использования которой невозможно достижение различных целей;

в) нравственная и психологическая готовность части населения дать взятку за освобождение от ответственности за совершённое правонарушение, освобождение от наказания за преступление или его смягчение, освобождение от службы в армии, поступление в престижный государственный вуз более внимательное и снисходительное отношение учителя к ученику, получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, получение лучшего ухода в медицинском учреждении, получение вне очереди или в короткие сроки каких-либо благ, благосклонное отношение по работе со стороны руководителя и т. д. [7, с. 108–109];

г) низкий уровень правовых знаний и правосознания населения, обусловливающий его зависимость от чиновников, правоприменителей, пользующихся правовой неосведомленностью граждан;

д) осознание вседозволенности и незначительности риска быть привлеченным к ответственности за дачу — получение взятки;

е) традиции коррупционного поведения и конформизм, выражающийся в пассивном принятии существующего порядка, господствующих мнений, некритическом следовании общим мнениям и тенденциям;

ж) осознание частью граждан, что государственная или муниципальная служба является источником личного обогащения.

Организационно-управленческие детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) низкая эффективность профилактической деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов в сфере противодействия коррупции;

б) недостаточная эффективность работы кадровых аппаратов по отбору на службу честных, морально устойчивых и преданных службе работников;

в) слабая контролирующая и надзорная деятельность вышестоящих органов власти, прокуратуры, других правоохранительных и контролирующих органов;

г) отсутствие достаточно полной и объективной информации о распространенности, динамике и географии коррупционных правонарушений, пораженности коррупцией отдельных сфер государственного управления и хозяйствования.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная преступность, коррупция, детерминант коррупции, правонарушение, коррупционное поведение, преступление, причина, условие коррупции, различный уровень, служебное положение.

Похожие статьи

Понятие коррупционного правонарушения по законодательству.

Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

Аглямова Г. М. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного

коррупционная преступность, Россия, коррупция, служащий, Российская Федерация

коррупционная преступность, преступление, служебное положение, получение взятки.

Детерминанты преступности коррупционной направленности

Множество причин и условий затрагивают самые различные сферы жизнедеятельности, от идеологии и воспитания, до психологии и экономики. Итак, приступим к рассмотрению некоторых причин и условий, определяющих преступность коррупционной направленности.

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Под коррупцией (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. [1,с.369].

Криминологическая характеристика коррупции | Статья в журнале.

Важной особенностью коррупции является своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица.

Коррупционное преступление | Статья в журнале.

Таким образом коррупционное преступление — это корыстное ненасильственное преступление, связанное с незаконным использованием должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на.

Коррупционные преступления: понятие, выявление основных.

В данной статье представлено определение коррупционной преступности, определен уровень ее общественной опасности, показаны основные факторы возникновения коррупции, а также предложены методы, направленные на профилактику и пресечение коррупции и.

должностное лицо, коррупция, преступление, коррупционный.

Субъекты коррупционных преступлений различаются и по должностному, служебному

Более высокий образовательный уровень субъектов коррупционных преступлений, по

Ключевые слова: должностная преступность, коррупция, основные детерминанты.

Уголовно-правовое определение коррупции | Статья в журнале.

Коррупционные преступления — это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, содержащие признаки коррупции и связанные с незаконным использованием лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в соответствующих.

Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской.

Прежде чем выделить причины коррупции в России, необходимо определить, что же такое коррупция. В научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления. Так, в статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной.

Читайте также: