Причины возникновения казачества кратко

Обновлено: 03.07.2024

Об исторических корнях казачества уже не одно столетие идут ожесточенные научные споры и переломано немало перьев! Но воз, как говориться, и ныне тут – доказательств существования славянского народа, ставшего прародителем казачества, до сего дня так и не найдено.

Тюрское или персидское происхождение казаков мало того, что не выдерживает элементарной критики, так к тому же опровергается и последними исследованиями в области генетики, доказывающими славянское происхождение казаков.

Как известно, в научной среде бытуют две взаимоисключающие друг друга теории происхождения казачества.

Представители прямо противоположной теории, опираясь на условность доказательств, приводимых оппонентами, утверждают, что Казачество – это обособленный народ, в связи с чем, он обладает самоидентичностью, своеобразными, присущими только ему культурой, традициями, образом и укладом жизни.

Но для того, чтобы ассоциировать себя с отдельным народом этого, отнюдь, не достаточно. В исторической науке нет доказательств, к примеру, территориальной обособленности казачества, что является одним из основополагающих признаков самостоятельного народа. Не найдем мы упоминаний и о формировании исторической общности людей на основе отдельной ветви вероисповедания, как, к примеру, армян и грузин делает народом помимо прочего, их автокефальность православной церкви. И, наконец, язык, который претерпев за много веков изменения, остался славянским, а точнее русским, превратившись лишь в его разновидность – гутор.

Пусть меня не судит строго мой уважаемый читатель, но я позволю себе высказать свою личную точку зрения, что происхождение казачества не имеет своих народных корней. И изначально казак не был представителем отдельного племенного сообщества, а называли так, как бы сегодня сказали, военнослужащего Армии некогда существовавшего славянского государства. Мне ближе Великая Тартария, после распада которой вдруг став не нужным служилый люд ушел за не надобностью на незанятые земли между Танаисом (Доном) и Ра (Волгой).

Одним из доказательств версии воинской природы происхождения казачества опять же можно привести упомянутые выше акты Московского княжества, указывающие на род занятий упомянутого в них христианского народа как "чина воинска".

Доказательством, хоть и косвенным, является существовавший на Дону до конца XVII века не писанный закон, запрещавший служилому пахать землю, чтобы зреющий в поле колос пшеницы не стал преградой по первому кличу Атамана, бросившего об землю шапку, уйти за зипунами татар или турок повоевать.

Не мало важным фактором, подтверждающим право на существование моей теории является право казака привозить из похода в качестве зипуна жену, что априори отторгалось верованиями и общественным устройством славянских племен, стремившихся сохранить чистоту племенной крови. Древним же челдонам подобная вольность не возбранялась, что доказывает острую нехватку женской составляющей общности, не характерную для народа, как этнической группы.

К началу XIX века, когда по границам Империи прочно укрепились Казачьи Войска, а их представители приобрели статус воинского сословия, многочисленные понятия "разношерстных государственных казаков" практически полностью исчезают, сохранив лишь определение "линейных", которых не редко в последствие приписывали к крепостному сословию.

Черкассы же несли службу добровольно, лишь начиная с царствования Ивана IV Васильевича Грозного за обеспечение безопасности проезда иностранных послов и участие в военных походах Царя получавшие от Казны порох, свинец и хлеб. Притом не регулярно.

Трудно себе представить, чтобы беглый крестьянин променял землю на воинскую удачу и перестал называть себя мужиком…

Я не претендую на истину в последней инстанции: Правда у каждого своя, а вот Истина – только у Бога! Это лишь частное мнение.

А какие у Вас есть версии появление казачества?

Учитывая то, что я признаю данный материал личным мнением, не претендующим на научность, убедительно прошу уважаемого читателя комментировать аргументами, а не матом. Заранее благодарен за понимание!

Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половине XV- XVI в.в.:

1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;

3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;

4) усиление феодального гнета;

5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).

Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.

На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и все важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Однако из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всегда были готовы защитить поселение и дать отпор врагу.

В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населе­ния, но уже тогда оно было приспособлено для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.

Польское правительство также использовало украинское казачество в своих целях. В июне 1572 года по указу польского короля Сигизмунда II Ав­густа из украинских казаков (300 человек) было сформировано наёмное вой­ско для охраны южных и восточных границ и для борьбы с украинским на­ционально-освободительным движением. Казаков, которые составляли дан­ное войско, вносили в специальный список - реестр.

Отсюда и название ка­заков - реестровые. Польское правительство признавали казаками только реестровых казаков, которые официально назывались Низовым или Запорож­ским войском. В 1578 году король Стефан Баторий реестр увеличил до 600 человек. Реестровые казаки имели собственную военную, административную и судебную юрисдикцию, освобождались от налогов и повинностей.

В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял все войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.

Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали все. Во время его работы все казаки открытым демократичным способом выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.




Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, националь­ного и религиозного гнета. Первыми крупными совме­стными выступлениями украинскою казачества и крестьянства, в которых казачество выступило как значительная социально-политическая сила, были крестьянско-казацкие восстания в Украине 1591-1596 гг.

В 1620-1630 годах в Украине произошли крупные национально-освободительные восстания под предводительством М. Жмайла, Т. Трясилы, Я.Острянина и др., ведущую роль в которых играли запорожские казаки.

Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половине XV- XVI в.в.:

1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;

3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;

4) усиление феодального гнета;

5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).

Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.

На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и все важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Однако из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всегда были готовы защитить поселение и дать отпор врагу.

В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населе­ния, но уже тогда оно было приспособлено для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.

Польское правительство также использовало украинское казачество в своих целях. В июне 1572 года по указу польского короля Сигизмунда II Ав­густа из украинских казаков (300 человек) было сформировано наёмное вой­ско для охраны южных и восточных границ и для борьбы с украинским на­ционально-освободительным движением. Казаков, которые составляли дан­ное войско, вносили в специальный список - реестр.

Отсюда и название ка­заков - реестровые. Польское правительство признавали казаками только реестровых казаков, которые официально назывались Низовым или Запорож­ским войском. В 1578 году король Стефан Баторий реестр увеличил до 600 человек. Реестровые казаки имели собственную военную, административную и судебную юрисдикцию, освобождались от налогов и повинностей.

В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял все войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.

Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали все. Во время его работы все казаки открытым демократичным способом выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.

Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, националь­ного и религиозного гнета. Первыми крупными совме­стными выступлениями украинскою казачества и крестьянства, в которых казачество выступило как значительная социально-политическая сила, были крестьянско-казацкие восстания в Украине 1591-1596 гг.

В 1620-1630 годах в Украине произошли крупные национально-освободительные восстания под предводительством М. Жмайла, Т. Трясилы, Я.Острянина и др., ведущую роль в которых играли запорожские казаки.


Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

Происхождение казачества


Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

кто такие казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

  • фуражка,
  • папаха,
  • бешмет,
  • шаровары.

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Самуил Мартынов

Первые письменные
упоминания об
украинских казаках
появляются в 1492г. Но
резкий рост численности
казачества приходится на
XVI ст.
Казачество возникло в
южноукраинских землях -
на территории от
среднего Поднепровья и
почти до Днестра (южные
окраины Киевщины,
Брацлавщины, Подолья).
Эти земли назывались
Диким Полем: после
нашествия монголо-татар,
а затем, в результате
частых нападений
Крымского ханства, земли
обезлюдели и оставались
незаселенными. Центром
казачества стало
Запорожье - степи за
порогами Днепра.

Причины
возникновения
• Наличие в украинском
обществе отдельных
прослоек свободных
людей, которые занимали
промежуточное
положение между
незаможною шляхтой и
крестьянством.
• Усиление социального и
религиозного
притеснения,
закрепощения
крестьянства. Крестьяне и
мещане убегали от
феодальных повинностей
и государственных
налогов.
• Постоянная военная
опасность со стороны
Крымского ханства и
кочевых татарских орд.
• В отдельных случаях -
организаторская роль
местных, пограничных
землевладельцев и
правительственных
чиновников.

Казачество пополнялось
выходцами из разных
слоев населения:
крестьян, мещан, шляхты.
Казаки пользовались
хозяйственными
угодьями, занимались
промыслами, принимали
участие в
самоуправлении. Для
обороны от турецко-
татарской агрессии казаки
объединялись в военные
отряды. Они и сами
наносили удары по
татарам и туркам:
спускаясь по Днепру на
своих больших лодках -
"чайках", нападали на
татарские гарнизоны,
турецкие галеры,
крепости.

Основная масса казаков
пополнялась за счет
украинцев, были среди
них и белорусы, русские,
молдаване. Случались
поляки, татары, сербы,
немцы, французы,
итальянцы, испанцы,
представители других
этносов. Однако такие
случаи имели одиночный
характер.

До сих пор среди исследователей не утихают споры о том, кем же являются казаки — бравые воины колоритной внешности, с юных лет мастерски владеющие саблей и ловко управляющие конём. Были ли они славянами, или же это обрусевшие представители восточных народов? Являются ли они самостоятельным субэтносом, или их общность основана на культурных и социальных признаках? Попробуем разобраться в этих вопросах, а также найти ранние упоминания о казаках в письменных источниках.

Теории и гипотезы

Вторая теория, популярная на рубеже XIX и XX веков, также подчёркивает обособленность украинских казаков и выводит их происхождение от бродников или берладников — этнически смешанного населения причерноморских и приазовских степей, жившего преимущественно в низовьях Днестра, Днепра и Дона.

​Запорожские казаки на цветной литографии Александра Ригельмана. epodreczniki.pl - Зарождение казачества | Warspot.ru

Запорожские казаки на цветной литографии Александра Ригельмана.
epodreczniki.pl

Однако не очень понятно, как бедный забитый крестьянин, оказавшись за Днепровскими порогами, словно по мановению волшебной палочки сразу же превращался в украинского Джона Рэмбо. Современные исследователи отмечают малоподвижность украинских крестьян, привязанных к земле вплоть до конца XVI века. Получается, что они не могли служить базой для создания казачества. Кто же тогда мог?

Социальная принадлежность

В конце XV – начале XVI века европейские страны охватил социальный кризис, ознаменовавшийся упадком рыцарства. В связи с развитием продуктивных сил и укреплением королевской власти полностью изменилось военное дело. Наёмное войско заменило феодальное ополчение. Теперь рыцарь не отправлялся в поход за славой по приказу сюзерена. Он предпочитал получать прибыль не от награбленных трофеев, а от эксплуатации подданных. В связи с этим довольно многочисленная прослойка военных слуг, сопровождавших ранее рыцаря в походе и не выполнявших никаких повинностей, стала ненужной своему господину. От них, по мнению феодала, будет намного больше пользы, если перевести их в категорию платящих налоги, а землю, с которой те кормились, включить в состав своих владений. Но работать они не приучены. Разбивать головы, убивать, жечь, грабить — это пожалуйста, а вот с работой и налогами сложнее. И эта прослойка пыталась найти новые способы существования с прежними льготами. В Европе они становились конкистадорами, ландскнехтами, рейтарами, чиновниками, а на территории Великого княжества Литовского подались в казаки.

Восточное влияние

Известен случай, когда в 1507 году ханский посол случайно встретил в Черкассах бывшего слугу хана Менгли-Гирея, сбежавшего от своего господина. Посол попытался задержать беглеца, но за того вступились казаки и отстояли его. Один из наиболее известных сподвижников Богдана Хмельницкого, Филон Джеджалий, был татарского происхождения. Иконографическим олицетворением украинского казака стал казак Мамай, а все его украинские приметы от оселедца до шаровар имеют явное восточное происхождение.

​Казак Мамай. islam.in.ua - Зарождение казачества | Warspot.ru

Казак Мамай.
islam.in.ua

Первые реляции

В 1492 году казаки захватили в низовьях Днепра татарское судно. По-видимому, этого им показалось мало, и они угнали пасшееся неподалёку стадо волов, причём татарских пастухов тоже увели с собой. Аппетит приходит во время еды: за волами последовал табун лошадей, опять же, вместе с пастухами. Крымский хан Менгли-Гирей потребовал от великого князя литовского Александра компенсацию за нанесённый ущерб. Александр признал требования Крыма закономерными, пообещал устроить обыск у казаков и, если украденные предметы будут найдены, вернуть их татарам, а виновников казнить. Однако чем закончилась эта история, нам неизвестно.

Степные путешествия превратились в кошмар для послов всех стран. В 1500 году черкасские и киевские казаки устроили засаду на московского посла, но последнему удалось её счастливо избежать. Зато зимой 1502–1503 годов казаки сполна отыгрались на крымском посольстве. Следующим летом грабёж ханского посла был удачно повторён. Кроме того, казаки поживились за счёт турецкого купеческого каравана. Весной и летом 1510 года казаки несколько раз появлялись в окрестностях новой татарской крепости Ислам, причиняя, по словам хана, огромный ущерб. Наиболее известной акцией в тот год стал угон ханского табуна в 150 коней, отправленных прямиком в Черкассы.

Первые вожди

О первых казацких вождях практически ничего неизвестно. В летописях и документах фигурируют исключительно имена литовских приграничных старост и воевод. Сложно сказать, какую роль они сыграли в становлении казачества. С уверенностью можно утверждать лишь то, что они не были исключительно казачьими руководителями, но часто использовали казаков в борьбе против крымских татар или в других прибыльных делах. Одним из первых пограничных администраторов, чьё имя оказалось связано с казаками, был киевский воевода Юрий Пац — именно его люди ограбили московских купцов. Получил ли воевода какую-либо часть добычи, неизвестно. Возможно, налёт на караван случился даже без его ведома. Сохранились некоторые имена участников этой акции: Богдан, Голубець, Васько Жила.

Совместно с чернобыльским старостой Криштофом Кмитичем в 1524 году Полозович навербовал казаков, с которыми совершил поход под Тавань и в течение недели контролировал переправу через Днепр. Татарское войско в это время возвращалось из набега на польские земли и оказалось в странной ситуации: почти вернулись домой, а в дом попасть не могут. Если бы войска, собранные королём Сигизмундом для отражения татар, отправились за ними в степь, то тем было бы не избежать погрома. Однако, не догнав в пределах коронных земель врага, шляхта повернула домой. Казаки же, продемонстрировав свою силу, ушли на украинское порубежье. По возвращении из похода Полозович предложил набранных на службу казаков разместить небольшими гарнизонами вдоль границы для обороны против татар. Однако проект пришлось свернуть из-за нехватки денег. С планами о государственной службе казаки на время простились. Идея уже витала в воздухе, но её воплощение будет связано с совершенно другими людьми.

Читайте также: