Большой кремлевский дворец история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1838 год
Окончание строительства: 1849 год
Архитектор: К. А. Тон
Залы дворца: Андреевский, Александровский, Владимирский, Георгиевский, Екатерининский
Координаты: 55°44'59.4"N 37°36'57.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Большой Кремлёвский дворец - здание необычайной красоты, а от вида и отделки всех его помещений буквально захватывает дух! К сожалению, это здание является государственным учреждением и режимным объектом, поэтому попасть туда на экскурсию практически невозможно.

Начинать рассказ о Большом Кремлёвском дворце следует с истории его возведения, которая насчитывает не один десяток лет и множество событий.

Большой Боровицкий холм в Москве - место расположения Большого Кремлёвского дворца. Дворец был построен по проекту группы российских архитекторов, куда входили Чичагов, Бакарев, Герасимов, Рихтер и другие. А руководил данной группой известный в то время архитектор К. Тон.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Главный фасад Большого Кремлёвского дворца

Целью постройки Большого Кремлёвского дворца было создание временной резиденции для членов царской семьи на время их приезда в Москву. Интересно, что Большой Кремлёвский дворец был построен не на пустом месте: до этого там стоял царский дворец, который построил в 18 веке знаменитый Растрелли, а ещё раньше - великокняжеский дворец царя Ивана 3.

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился - по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые - дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание - московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце - его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Большой Кремлевский дворец и новые строительные технологии

Константин Тон для постройки большого Московского дворца решил применить ряд революционных для того времени нововведений. Облегченные большепролётные своды из кирпича и стропильные конструкции кровель из металла были поистине новым словом в строительных технологиях того времени. Кроме того, при возведении большого Московского дворца впервые был использован цемент.

Об отделке и залах Кремлёвского дворца

Смешение стилей, использованное во внутренней отделке большого Кремлёвского дворца, выполнено с безупречным вкусом и включает в себя как элементы ренессанса, так и фрагменты русско-византийского стилей. Дворец включает в себя несколько залов, о каждом из которых стоит рассказать отдельно.

Зал Заседаний - самый большой зал Кремлевского Дворца

По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца - зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов - Александровского и Андреевского.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, - это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.

Размеры Георгиевского зала следующие: длина - 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета - белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Фрагмент фасада Дворца

Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще - чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.

К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле - Юрия Гагарина.

Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца

Орден святого Владимира - это награда, в честь которой и назван Владимирский зал. Выполнен зал очень интересно - в виде восьмигранника, освещение зала - естественное, сквозь стеклянный купол на потолке. Фактически, этот зал - ключевой архитектурный элемент Большого Кремлевского дворца. Из него можно попасть в Георгиевский Зал, Грановитую палату, Теремной дворец и во многие другие помещения. Для освещения в ночное время в зале имеется люстра, также изготовленная из позолоченной бронзы. Ещё обращает на себя внимание красивейший пол, паркет которого создан из нескольких благородных пород дерева. Зал выполнен в розовых тонах, в основном благодаря облицовке стен из розового мрамора.

Большой Кремлёвский дворец в Московcком кремле

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

В заключение следует отметить, что ансамбль Большого Кремлёвского дворца таким, которым можно увидеть его в наши дни, окончательно сформировался только в 1851 г. Именно в то время были возведены Апартаменты дворца и Оружейная Палата, которые были соединены со всем комплексом при помощи воздушного перехода. Кроме Георгиевского и Владимировского залов, во дворце есть ещё 3, менее внушительных - Андреевский, Екатерининский и Александровские залы. Названия всем залам даны согласно существующим орденам Российской империи. Сегодня все залы задействованы для приёмов на высшем уровне, а сам дворец является официальной резиденцией Президента РФ.

Большой Кремлевский дворец

Монолитный блок дворца, поставленный на бровке кремлевского холма над долиной Москва-реки, несмотря на желание архитектора сохранить древнерусские традиции (отраженные в декоре здания), резко выбивается из общего строя старинных построек Кремля.

Вид с реки-Москвы на Большой Кремлевский дворец

(Вид с реки-Москвы на Большой Кремлевский дворец)

Его архитектором уже при императоре Николае I стал Константин Тон. Большой Кремлёвский дворец стал полноценным императорским — с парадными покоями, тронными залами на верхнем этаже.

Главный фасад протяженностью 125 метров с тремя рядами окон (хотя здание имеет два этажа; второй этаж двухсветный). Бывшая парадная резиденция императоров; в советское время место проведения партийных съездов, различных совещаний и прочих церемоний.

Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата на старой открытке

(Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата на старой открытке)

Большой Кремлевский дворец включает 700 различных помещений, в частности парадный вестибюль, Георгиевский, Екатерининский, Владимирский, Андреевский, Александровский залы (два последних зала в 1933-1934 годах были переделаны в зал заседаний, в настоящее время они восстановлены), парадные, гостиную и опочивальню, Ореховую гардеробную.

Екатерининский зал в Большом Кремлевском дворце

(Екатерининский зал в Большом Кремлевском дворце)

Желая прославить воинскую доблесть граждан российских, Тон проектирует парадные залы в соответствии с образами главных орденов. К залам ведёт парадная же лестница, выполненная из ревельского камня, ограниченная стенами из искусственного мрамора и колоннами из мрамора природного.

В комплекс дворца входят и старинные помещения: Грановитая палата, Святые сени, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви. Из парадного вестибюля дворца можно пройти наверх в парадные залы, отделка которых посвящена российским орденам.

Парадные Залы Большого Кремлевского дворца


(Парадная лестница Большого Кремлевского дворца, ведущая к залам)

Самый большой зал — ордена Святого Георгия, длина его 61м, ширина 20,5м, высота 17,5м. На стенах и нишах написаны названия отличившихся воинских частей и георгиевских кавалеров.

По фасаду дворца расположены восстановленные Александровский и Андреевский залы, в отделке которых использованы цвета орденов: Святого Александра Невского — красный, и Святого апостола Андрея Первозванного — голубой.

В Андреевском зале восстановлено и тронное место. Екатерининский зал значительное меньше, он открывает так называемую Парадную половину в западной части дворца. Из восьмиугольного высокого зала ордена Святого Владимира можно пройти в Грановитую палату и Теремной дворец.

Георгиевский зал

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Этот белоснежный зал — самый большой и известный из всех. Он облицован мраморными досками, на которых — имена Георгиевских кавалеров, на своде и в простенках — знаки ордена, барельефы Георгия Победоносца — на торцах.

На верхах витых белых колонн — аллегорические фигуры, символизирующие царства и земли, вошедшие в состав Российской империи с XV по XIX век.

Андреевский — Тронный — зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца

Тронный зал — Андреевский, в честь ордена Андрея Первозванного — главной воинской награды государства. Зал с золотыми стрельчатыми сводами украшают 10 золочёных пилонов, а двери — цепи и кресты по орденским мотивам. В зале расположен трон с тремя местами, над ним — горностаевый полог и изображение Ока Всевидящего в золоте лучей. К трону ведут 6 ступеней в золотой парче, на плафоне — двуглавый орёл, над входом — вензеля имён Петра первого — основателя Андреевского ордена, Павла Первого и Николая Первого.

В 1932 году Андреевский зал был разрушен и преобразован в Зал заседаний и партийных съездов. В 1994 – 1998 годах зал восстановлен в полной исторической точности.

Екатерининский зал

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца

Екатерининский зал был тронным для императрицы. Его архитектор создавал по образу ордена св. Екатерины — единственного женского ордена в государстве на ту пору. Его изображениями украшен паркет, стены и двери — на двух последних символы ордена усыпаны крупными искусственными алмазами.

Интерьер зала более изящен, утончён относительно прочих. Особенно примечательны пилястры, выложенные узорами из малахита. Своды и стены декорированы жемчужно-серым муаром, золочёными украшениями, созданными вручную.

Сегодня в этом зале принимают глав иностранных государств, устраивают званые обеды, вручают верительные грамоты.

Владимирский зал

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца

Это самый маленький из пяти парадных залов и очень необычный. С помощью ниш ему придана форма восьмигранника, внутренняя форма ещё усложняется за счёт чередования пилястр, колонн, арок. Купол зала выложен из пустых черепичных горшков — так снизили нагрузку на стены и улучшили акустику. В сложную лепнину купола искусно вплетаются орденские знаки св. Владимира.

Паркет зала выложен деревом различных ценных пород. Освещает помещение огромная золочёная люстра из бронзы.

Александровский зал

Александровский зал Большого Кремлевского дворца

Зал посвящён ордену Александра Невского. Вместе с Андреевским он был разрушен для создания зала заседаний, но восстановлен в те же годы, что и Андреевский.

Это один из самых нарядных парадных интерьеров. Его стены — в розовом мраморе, парусные своды и купол потолка сплошь покрыты изображениями звёзд и гербов ордена, обрамлённых затейливым золочёным орнаментом.

В зале размещены стулья с бархатной обивкой в цвет орденской ленты и вытканными орденскими звёздами на спинках. На стенах — картины с сюжетами из жизни Александра Невского.

Кремлевский дворцовый комплекс авторства зодчего Алевиза Нового появился в конце XV – начале XVI века (в него входили, в частности, Грановитая палата, Теремной и Запасной дворцы и др.). Однако после того, как столицей в 1712 году стал Санкт-Петербург, он потерял былой статус, здесь стали располагаться различные правительственные учреждения, во время приезда монарха здесь жила свита. При Елизавете Петровне в Кремле появился Зимний дворец для свиты (авторства Б. Растрелли).

Новый проект Большого Кремлевского дворца принадлежал Василию Баженову, зодчий составлял его в 1767-1774 годах для Екатерины Великой. Новый ансамбль должен был быть объединен со старыми строениями (часть же из них была снесена). Закладка дворца произошла в 1773 году, однако через два года из-за оседания при строительстве стен Архангельского собора работы были прекращены. Вместо постройки нового комплекса в первой половине XIX века был реконструирован Зимний дворец Кремля.

После Отечественной войны 1812 года идея возведения нового дворца, должного украсить восстанавливаемую Москву, вновь получила жизнь. В 1837 году сгорел Зимний дворец, что дало свой толчок к осуществлению проекта. В том же году государь Николай I дал поручение архитектору К.А. Тону спроектировать Большой Кремлевский дворец, который был бы устойчив к пожарам. Дворец должен был встать на юго-востоке Кремля, для чего там разобрали более старые постройки. Образцом для нового комплекса стал проект Коломенского дворца, так и не воплощенный в жизнь зодчим А.И. Штакеншнейдером и как раз отвечавший кремлевскому стилю. Комплекс должен был органично объединить в себе Теремной дворец, Грановитую палату, Потешный дворец, измененный Конюшенный корпус, дворцовые церкви, новые Апартаменты великих князей и новое здание Оружейной палаты.

Работы по строительству начались в 1838 году. Они длились до 1849 года и стоили казне 12 млн. рублей. Главой всех работ был камергер Лев Боде, главным зодчим – Константин Тон, под началом которого трудилась плеяда архитекторов. Ф.Ф. Рихтер замещал его, П.А. Герасимов, Н.А. Шохин, Н.И. Чичагов и др. занимались оформлением внутреннего убранства. Главным художником был живописец Ф.Г. Солнцев.

Новый Кремлевский дворец имел металлический кровельный каркас, что было новшеством, и легкие своды из кирпича. Также новым стало использование при строительстве бетона и цемента. Прогрессивная конструкция дворца позволила устроить в его зале - Георгиевском – подвесной потолок. В куполе здания располагались часы, слуховые окна и флагшток. Там же находилась круговая смотровая площадка. Соединявшие купол и крышу металлические конструкции выполняли функции громоотводов. Еще одним нововведением стало воздушное отопление во всем дворце. В 1842 году дворец и Благовещенский собор соединились переходом. Для оформления интерьеров использовали наборный паркет, серый камень из Ревеля, белый мрамор из Коломенского. Главные дворцовые залы были названы в честь российских военных орденов (Георгиевский, Андреевский, Владимирский, Екатерининский и Александровский) и украшены соответственно. Для оформления стен использовались ткани с золотой и серебряной металлическими нитями (впоследствии износившиеся драпировки заменяли подобными им, но с простыми цветными нитями). Вся мебель и предметы интерьера выполнялись на московских и петербургских фабриках и в мастерских. На протяжении всего строительства за работами внимательно наблюдал Николай I, он даже сам занимался проектировкой помещений.

Большой Кремлевский дворец был освящен на Пасху 1849 года. Весь же дворцовый комплекс был закончен к 1851 году, когда были созданы новые здания Оружейной палаты и Апартаментов великих князей, а также проводились восстановительные работы в древних корпусах, вошедших в ансамбль. Новый дворец сделал Кремлевский комплекс более парадным, что отмечали и современники событий.

Дальнейшая история

На протяжении XIX столетия те или иные части ансамбля перестраивали или же проводили в них различные инженерные работы. В 1895 году началось проведение электрического освещения во дворце, а затем и устройство сигнализации.

В начале ХХ века его соединили с канализацией города. В период русско-японской войны в помещениях комплекса находилась пошивочная мастерская для нужд фронта. В 1913 году здесь праздновалось 300-летие царствующего дома. Во время Первой мировой во дворец перевезли многие музейные ценности столицы и др. регионов.

Кремлевский дворец немного пострадал из-за обстрела во время Октябрьской революции. Весной 1918 году при переносе столицы в Москву правительство большевиков разместилось во дворце. Его члены вместе с семьями жили здесь, нанося при этом неизбежный урон историческим интерьерам. Это продолжалось до 1930-х, когда жильцов переселили. При этом уже с 1919 года Большой Кремлевский начал принимать экскурсии.

В 1930-е годы комплекс вновь реконструировался. Для административных нужд между Грановитой палатой и Благовещенским собором была устроена столовая для делегатов, Собор Спаса на Бору стал гостевым домом. Несколько залов дворца были превращены в один Зал заседаний для сессий Верховного Совета, что едва не вызвало обрушения. Троны были заменены статуей В.И. Ленина. В Большом Кремлевском дворце часто устраивались торжественные приемы и вручение наград.

Несмотря на маскировку во время Великой Отечественной войны, дворец все же подвергся повреждениям из-за бомбежек. В 1968 году проводились работы по восстановлению исторических фасадов некоторых построек дворцового ансамбля. В 1994-1999 годах реконструировался исторический облик многих интерьеров и фасадов дворца. Еще одна реставрация прошла в 2008 году.

В наше время Большой Кремлевский дворец выполняет функции резиденции Президента РФ. В его Андреевском зале традиционно совершается инаугурация главы государства. Во дворце проводятся многие официальные мероприятия. Часть ансамбля доступна для посещения туристами.

Главный фасад Большого Кремлёвского дворца

Большо́й Кремлёвский дворе́ц — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин [1] ).

Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Содержание

История строительства и перестроек дворца

Дворец Московских царей (кон. XV—XVII вв.)

Первые каменные здания Большого Кремлевского дворца были построенны итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499—1508 годах. К концу XVII века Большой Кремлёвский дворец был обширным дворцовым комплексом, в который входили:

Императорская резиденция в древней столице 1712—1838 гг.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712 г.) кремлевские дворцы потеряли своё значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов, другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров (1715, 1722 и особенно 1737 г.).

Небольшое оживление наступило в 1730-е гг., при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.

Однако процесс разрушения зданий Большого Кремлевского дворца был связан не сколько с техническим состоянием зданий, столько с их моральным старением — планировка дворца была рассчитана на средневековый быт московских князей и не могла удовлетворять изменившимся потребностям нового времени.

Следует отметить, что несмотря на строительство нового дворца, здания Кремля воспринимались как часть национальной истории: в 1759 г. был выпущен указ о сохранении прежнего вида кремлевских стен и башен.

В царствование Екатерины II кремлевский дворец был признан мало соответствующим величию империи. В 1768 г. архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлевского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля был разрушен тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов.

Работы на существующем здании дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 г., по проекту архит. Н. А. Львова). После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Р. Бакарев и И. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено еще одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле)- некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений еще от дворца Ф.-Б.Растрелли.

Новый дворец 1838—1849 гг.

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта Храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлевскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

В 1837 г. составление проекта дворца было поручено известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди.

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.

Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.

Современное использование дворца



Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков не функционировал. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица [1] в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний.

По решению Президента России в 1994—1998 Андреевский и Александровский залы были восстановлены.

По состоянию на 2012 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.

Читайте также: