Причины возникновения футуризма в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Футуризм в литературе — это итальянское авангардное движение, начатое в 1909 году, которое придавало особое значение динамизму современного мира, оригинальности и новаторству.

Футуризм отрицал традиции, призывал к конфликтам и насилию, а также к разрушению культурных учреждений (музеев, библиотек). Футуристы отказались от искусства прошлого, чтобы открыть новую эпоху, они воспевали перемены, отрицая традиции.

Основателем футуризма считается итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944).

Футуризм — это авангардистское движение XX века в литературе и искусстве, которые было распространено в России и Италии.

Футуристический — то, что было создано на основе футуристических идей, с использованием футуристических приёмов.

Особенности футуризма:

  • стремление сформировать "заумный язык" (слова не имели определённого значения);
  • в словах чувствуется бунт и анархическое мировоззрение;
  • отказ от правил и обычаев, культурных традиций для создания искусства будущего;
  • попытки с новыми рифмами и ритмами, они отрицали установленные правила стихотворной речи.

Представители (поэты-футуристы):

  • Филиппо Томмазо Маринетти (основатель);
  • Луиджи Руссоло;
  • Владимир Владимирович Маяковский (течение русский футуризм, разновидность кубофутуризм);
  • Велимир Хлебников;
  • Василий Васильевич Каменский;
  • Давид Давидович Бурлюк;
  • Алексей Елисеевич Кручёных;
  • Бенедикт Константинович Лившиц.

Футуризм в русской литературе

Русский футуризм зародился в России как восстание против символизма (подобно итальянскому). Русские футуристы разделились на два направления: кубофутуризм и эгофутуризм.

Кубофутуризм призывал расширять язык произвольными и производными словами. Основными представителями кубофутуризма были поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.

Одной из самых известных футуристических литературных групп была "Центрифуга". Она существовала в Москве на протяжении нескольких лет (1914–1922 гг.), её членов считали больше кубофутуристами (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров и др.).

Эгофутуризм уделял внимание городским образам, экспериментам в рифмах, эксцентричным и новым словам. Эгофутуристов больше интересовало интенсивное исследование своего "я". Эти поэты использовали менее строгий метод экспериментирования (типографически).

Среди поэтов эгофутуристов есть такие имена, как: Василиск Гнедов, Игорь Северянин, Константин Олимпов.

Футуристы — поэты Серебряного века

Владимир Маяковский (1893–1930);

Велимир Хлебников (1885–1922);

Игорь Северянин (1887–1941);

Давид Давидович Бурлюк (1882–1967);

Сергей Михайлович Третьяков (1892–1937);

Бенедикт Константинович Лившиц (1887–1938);

Константин Аристархович Большаков (1895–1938); и др.

Футуристические стихи

"Жарбог! Жарбог!
Я в тебя грезитвой мечу,
Дола славный стаедей,
О, взметни ты мне навстречу
Стаю вольных жарирей.
Жарбог! Жарбог!
Волю видеть огнезарную
Стаю легких жарирей,
Дабы радугой стожарною
Вспыхнул морок наших дней".
"Жарбог! Жарбог!", Велимир Хлебников

"Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот."
"Нате!", Владимир Маяковский

Особенности возникновения футуризма и его проникновение в русскую литературу. Основные литературные группы футуристов и их участники.

Нестерова И.А. Футуризм в литературе // Энциклопедия Нестеровых

Понятие и истоки футуризма

улица входит в дом Умберто Боччони

Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 год

Футуризм возник в начале XX века как одно из течений модернизма. Предпосылками возникновения футуризма стали серьезные социально-экономические перемены в обществе в Европе, в том числе Италии, являющейся родиной данного направления. Основателем и идеологом школы футуризма стал Ф.Т. Маринетти.

Футуризм – это течение в искусстве, возникшее на базе модернизма в начала ХХ века. Оно отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуризм основан на идеи создания нового индустриального мира с отторжением всего старого и прославлении прогресса.

Ф.Т. Маринетти – личность спорная и неоднозначная. Он был известным в Италии писателем, поэтом, основатель футуризма. Помимо этого он является одним из первых идеологов фашизма и сотрудничал с Муссолини. Ф.Т. Маринетти основал такие футуристические журналы как "Lacerba", "Poesia" и издательство "Poesia". Он же является автором первого манифеста футуризма. Ф.Т. Маринетти посетил Россию по приглашению русских футуристов в 1914 году.

В России футуризм получил широкое распространение благодаря тому, что в нашу страну он проник в эпоху перемен. Поэты и писатели подхватили футуризм и в большинстве своем поддержали Октябрьскую революцию. Футуризм привлекал тем, что в нем человек перестал быть мерой всех вещей. В произведениях воспевался прогресс, энергия электричества, волн и даже энергия войны.

Футуризм в России отличался от европейского. Он получил название русский футуризм.

Русский футуризм – одно из направлений авангарда. В литературе русский футуризм превратился в смелое и грубое повествование, смелую жесткую поэзию, в которой не было места человеку. Там было место лишь энергии и революции.

  • К числу основных черт футуризма в литературе относится следующее:
  • Протест против сложившихся норм стихосложения;
  • Эксперименты с языком прозы и стихосложением;
  • Бунтарская направленность произведений;
  • Создание "заумного языка".

Школы футуризма в русской литературе

В России футуризм был представлен несколькими школами, каждая из которых считала себя главенствующей. В каждую школу входили знаменитые литераторы своего времени.

школы футуризм

Школы русского футуризма

Эгофутуризм сложился вокруг известного в начале XX века писателя Игоря Северянина. Особенностью произведений эгофутуристов являлось культивирование широкого использования иностранных слов и возведение себялюбия до непостижимых высот. К числу самых известных эгофутуристов относят: Иван Игнатьев, Игорь Северянин, Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин.

Эгофутуризм – это школа русского футуризма, которая основана на том, что эго человека сильно превозносится.

Эгофутуристы позиционируют себя как новое прогрессивное течение с большими перспективами. Активно печатаются листовки и издаются манифесты. В 1912 году Игорь Северянин отдаляется от школы эгофутуристов в свете его растущей популярности в среде символистов.Пропагандой в литературных кругах начинает заниматься молодой и перспективный поэт Иван Игнатьев. Однако в 1914 году поэт покончил собой. Игнатьев перерезал себе горло бритвой вечером 21 января. Школа эгофутуризма исчерпала себя уже к 1920 году. Многие представители перешли к имаджинистам.

Кубофутуризм появился в 1910 году в литературной группе "Гилея". Участники называли себя также "кубофутуристы" или "будетляне". Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник "Садок судей", фактически определивший создание группы "Гилея".

Кубофутуризм – симбиоз кубизма и футуризма содержащий в себе необходимость разложить предметы и явления на составляющие в рамках особенностей футуризма.

Кубофутуризм отличается провокационными высказываниями, спорными рифмами и смелой для того времени риторикой. В круг кубофутуристов входили братья Бурлюковы, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых и Б. Лившиц.

Несомненно, самым известным представителем кубофутуризма является Владимир Маяковский. Его стихи знает каждый. Они взрывные резкие и жизненные.

маяковский

Владимир Маяковский 1920год

Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
Я –
гражданин
Советского Союза.

Талантливый поэт творил с революцией в сердце. Поэт искренне верил в советского человека, в его силу. Его стихи хорошо были восприняты не только читателями, но и властью.

Мезонин поэзии – это еще одна популярная в начале XX века школа футуризма. Мезонин поэзии относился к умеренной группе футуристов. Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным ее участником являлся Вадим Шершеневич. Мезонин поэзии просуществовал до 1913 года и потом распался. Причиной распада данной группы стало отсутствие четкой идейной платформы. Расплывчатость тезисов, на которые опиралась данная школа футуризма, привела к осознанию бессмысленности её существования участниками.

"Центрифуга" – это школа футуризма, идейной вдохновителем которой был Борис Пастернак. Эта литературная группа, возникшая в 1913 году в Москве "Центрифуга" была самым длительным по времени футуристическом объединением. В ней нашли приют футуристы из распавшегося "Мезонина поэзии" и оставшиеся члены школы эгофутуристов, которые пришли в Центрифугу после смерти Ивана Игнатьева. Особенностью данной школы являлся глубокий слог и ритм поэзии. Теоретическую базу "Центрифуги" составляло то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры.

Особенности футуризма в изобразительном искусстве и литературе

История возникновения

Филиппо Маринетти

Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами.

Расцвет футуризма был коротким, но ярким. Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.

Отличительные черты

Отличительные черты футуризма

Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

Понятие футуризм

В России футуризм представлялся по большей части поэтами. Частью их философии был отказ от славы и личного признания, концентрация на своей группе. Потому деятели издавали не отдельные произведения, а сборники.

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

В поэзии и литературе

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Футуристы стремились сделать зрителя не просто участником, а центральной фигурой своих картин. Для этого использовалось множество психологических и визуальных приёмов.

Видные деятели и группы

Течение футуризма просуществовало относительно недолго, потому не может похвастаться большим количеством ярких представителей. Поэты, художники и писатели, объединённые этим течением, по традиции собирались в группы, объединяющие людей с похожими взглядами. В России направление представляли кубофутуристы и эгофутуристы.

Давид Бурлюк

Футуризм в изобразительном искусстве

Задачей Бурлюка был поиск новых путей в развитии искусства. По его мнению, новые течения в творчестве должны были отражать изменения в бурно развивающемся обществе XX века. Художник очень любил экспериментировать — именно он первым в мире стал использовать для декорации своих работ кусочки фанеры, металлические шестерёнки и детали механизмов, пластины. Отражение этой идеи до сих пор можно найти в дизайне.

Игорь Северянин

Игорь Северянин

Представители кубофутуризма противопоставляли себя классической литературе и хотели сбросить её с пьедестала. Футуристы считали, что настоящую красоту поэзии можно выразить только свободным, раскрепощённым языком. Они бросали вызов всем установленным правилам грамматики, пунктуации и составления стихов. Самоценное слово противопоставлялось содержанию, литературному языку, поэтическому ритму, синтаксису, этимологии.

  • душа как единственная правда;
  • самоутверждение человека;
  • осмысленное использование новообразованных слов и словосочетаний (неологизмов);
  • поиски нового без отказа от старого;
  • смелость, раскованность в образах, эпитетах, метафорах, ассоциациях и других художественных приёмах;
  • противостояние стереотипам;
  • разнообразие структурных единиц и размеров стиха.

Новая поэзия, возникшая в эпоху модернизма, предрекла появление разнообразных стилей и направлений. Они были очень разнородны, но имели единую цель.

1. Что сближает разные течения модернизма?

Практически каждый последователь модернизма, вне зависимости от выбранного течения (акмеизм, символизм, футуризм), стремился преобразить существующую реальность. Поэты и писатели страстно желали постичь новый, неведомый им уровень чувствования, мироощущения.

Все модернисты искали пути решения существующих проблем (политики, общества, личности) в преобразовании культуры, в ее перерождении. Именно искусство преображает сознание человека, считали они.


2. Что отличает модернизм от реализма?

Отличия модернизма и реализма:

3. Каковы взгляды на символизм Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова?

Мережковский

Создать эту культуру Мережковский хотел с помощью символов. Он выделил три элемента, которые должны присутствовать в новейшей поэзии:

  • мистическое содержание;
  • расширение духовной впечатлительности;
  • символы.

Бальмонт

Хотел, чтобы поэзия выражала чувства и мысли более утонченно. Художественное творчество, по его мнению, должно угадать новые сочетания красок, мыслей и звуков. Поэтому поэтический мир Бальмонта был таким подвижным и утонченным.

Брюсов

Искусство он называл откровением, которое позволяет постигать мир нерассудочными путями. Научным открытиям он противопоставлял интуитивное прозрение. Согласно взгляду Брюсова на символизм, он является литературной школой.

Новая поэзия модернизма стала откровением для современников.

4. Что представляла собой акмеистическая группа?

Акмеистическая группа – это объединение поэтов, просуществовавшее почти 2 года. В нее вошли:

  • Гумилев и Городецкий (организаторы);
  • Ахматова;
  • Мандельштам;
  • Зенкевич;
  • Нарбут.

5. Каковы взгляды Н. Гумилева на это новое течение?

Новое течение она назвал акмеизмом (с греч. – высшая степень чего-либо, период цветения).

*6. Как проявились традиции русской литературной классики в творчестве символистов, акмеистов

Символисты

Символистам отечественная классика дала понимание человека и своей родины с ее культурой:

  • Наследие Пушкина позволило им увидеть горькие раздумья о человеческой душе и русской истории. Вместе с тем в творчестве этого классика символистами было усмотрено слияние с божественной сущностью.
  • Поэзия Лермонтова навела символистов на мысли о влечении к небесным и земным тайнам (демоническая тема).
  • Символистов привлекала гоголевская тема неостановимого движения России к грядущему.

Символисты нашли для себя путеводную звезду в религиозно-философских откровениях классиков.

Акмеисты

Баратынский привлекал внимание верой в искусство, способной сохранить индивидуально пережитое для потомков.

Анненский был предтечей акмеистов. Он мог искусно преобразовывать пережитые им впечатления от несовершенной жизни в художественные образы новой поэзии.


7. Каковы причины возникновения футуризма?

*8. Как толковал позиции футуристов В. Маяковский?

Позиции футуристов, с точки зрения Маяковского:

  • Ритмы жизни современного городского человека не передать словами классической литературы.
  • Необходимость стать делателем собственной жизни и жизни других.
  • Отрицание грамматики и синтаксиса имеющегося языка.
  • Смешение жанров и стилей.
  • Стремление к будущему, призыв забыть о прошлом.

Маяковский (футуризм) был ярым реформатором.

  • Задания для самостоятельного анализа текста

1. Выпишите и прокомментируйте по статье Д. Мережковского «О причинах…, Н. Гумилева «Наследие…

манифест русского футуризма

Говоря о поэзии Серебряного века, нельзя обойти вниманием футуризм. Это направление в русской литературе начала XX века было ярким, и творчество его представителей сказалось на дальнейшем развитии русской словесности. Сегодня я решила напомнить своим читателям историю футуризма и его отличительные черты, имена поэтов-футуристов.

История и определение футуризма, его идейно-художественная концепция

Начало 20 века вошло в историю литературы как Серебряный век в русской поэзии. В этот период зародились, достигли апогея и угасли несколько литературных направлений, которым был характерен поиск нового. Одним из них и был футуризм.


Название интересующего нас направления в искусстве произошло от латинского слова futurum, то есть будущее. Другими словами, футуризм позиционировался как искусство будущего. Развитие он получил в Италии и России.


Филиппо Маринетти


Филиппо Маринетти

Основными принципами футуризма были провозглашены:

  • отрицание преемственности и традиций в искусстве;
  • пренебрежение к старым нормам и морали;
  • бунтарство, революционный настрой, милитаризм;
  • новаторство и экспериментаторство в искусстве, создание неологизмов, поиск новых форм;
  • отрицание прекрасного, нарочитая вульгарность, антиэстетизм;
  • культ скорости и технического прогресса, урбанизм;
  • поэтика алогизма, эпатаж.

В Россию футуризм пришел в 1910—1911 гг., когда сформировались группы поэтов-будетлян и эгофутуристов.

Давид Бурлюк - Коллаж

Давид Бурлюк. Коллаж


Сочинение это не длинное, поэтому не хочу рвать его на цитаты, а приведу целиком.


Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

Основными признаками футуризма в русской литературе стали:


Заумь – это, можно сказать, альтернативный язык, в котором знаки естественного языка (слова, сочетания) заменены звуковыми комплексами.


Только если знать, какие цветовые и эмоциональные значения ассоциируются с теми или иными звуками, можно понять, что это стихотворение передает предгрозовое настроение. Иначе содержание этого произведения понять невозможно, оно кажется бессмысленным.

Основоположником зауми считается Велимир Хлебников.


В некоторых произведениях футуристов можно встретить телеграфность (краткость, отрывочность, пропуск знаков препинаний и предлогов), искажение языка.


Весеннее шумящее убранство –

Единый миг… затерянный цветах!

Напрасно зришь живое постоянство

Струящихся, скоротекущих снах.

Изменно всё! И вероломны своды

Тебя сокрывшие от хлада бурь!

Везде, во всём – красивость шаткомоды!

Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского


Давид Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского

Особенности футуризма в русской литературе, основные течения

Футуристическое направление в русской литературе не было однородным.

Кубофутуристы

Давид Бурлюк

Кубофутуристы отрицали свою связь с итальянским футуризмом, намеренно называя себя будетлянами.

Давид Бурлюк. Женщина в платке

Давид Бурлюк. Женщина в платке

Эгофутуристы

Игорь Северянин

Игорь Северянин

И. Северянин писал:


«Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден.

Год отсверкал, и вот – я есть!

Среди друзей я зрел Иуду,

Но не его отверг, а – месть.

Нас стало четверо, но сила

Она поддержки не просила


В эту группу футуристов, организованную Вадимом Шершеневичем, входили Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и некоторые другие молодые поэты. Их называют умеренными футуристами. Их поэтику отличает космополитизм.

Наиболее известные участники данной группы футуристов – Борис Пастернак, Николай Асеев и Сергей Бобров. Они не отказывались от литературных традиций, а пытались синтезировать их с экспериментаторством. Причем занимало их больше не словотворчество, а поиск выразительных синтаксических и интонационно-ритмических построений.


В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.

Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе:

Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив.

Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт.

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Кроме того, итальянские футуристы воспевали войну (а позже Маринетти поддержал фашизм), в то время как русские футуристы были не столько милитаристами, сколько революционерами по духу (да и фактически многие из них поддержали революционные преобразования в нашем государстве). В творчестве русских футуристов можно даже найти пацифистские стихотворения.

Давид Бурлюк. Любовь и мир

Давид Бурлюк. Любовь и мир

Значение футуризма в русской литературе

Эксперименты футуристов в сфере словотворчества, поэтического синтаксиса и ритмики стиха раздвинули границы поэтического языка и предвосхитили искания поэтов-авангардистов будущего. Благодаря футуристам расширилась и тематика художественных произведений. Например, в сферу внимания поэтов попали темы технического прогресса и урбанизации.

Читайте также: