Причины распространения кальвинизма во франции кратко
Обновлено: 05.07.2024
Распространение кальвинизма во Франции и образование
гугенотской и католической партий
Среди реформационных течений во Франции наибольшее распространение получил к середине XVI в. кальвинизм, главным образом в городах. Значительным был успех реформации на Юге и юго-западе страны (за исключением Тулузы). Торговая по преимуществу буржуазия Юга, самая богатая тогдашняя часть французской буржуазии, восприняла кальвинизм, как наиболее подходящую для себя религиозную идеологию.
На Севере кальвинизм получил значительно меньшее распространение – лишь в некоторых крупных городах и среди части дворянства, но, в общем Север остался по преимуществу католическим.
Феодальная знать раскололась на две большие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия именовалась во Франции гугенотской (предполагается, что название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего – “объединенные союзом”, так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму.) Возглавлялась эта партия принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих – впоследствии французский король Генрих IV, а также принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Гаспар де Колиньи и др.). Расходясь в церковных вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те, и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных или провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам “благородного” происхождения.
В это время в поредевшем лагере защитников абсолютизма наиболее устойчивой силой являлись “люди мантии” (судейские) и, отчасти, “дворянство шпаги” Северной Франции, к которым примыкала – до поры до времени – значительная часть северной буржуазии. Из “людей мантии” и буржуазии сложились в начале гражданских войн католическая партия. Все “политики” в целом ставили интересы французского государства выше интересов религии (отсюда и название этой партии); они отстаивали против обоих аристократических лагерей политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, обеспечивающие Франции значительную независимость от папского престола.
К “политикам” и к той части “дворянства шпаги”, которая являлась сторонниками королевской власти, присоединялись то те, то другие (по большей части католические) вельможи, находившие выгодные для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть.
Варфоломеевская ночь
Борьба между католиками и гугенотами началась так называемыми убийствами в Васси. Весной 1562 г. Франсуа, герцог де Гиз, проезжая вместе со своей свитой через местечко Васси, напал на гугенотов, собравшихся на богослужение. Было убито несколько десятков человек и около 200 ранено. Это событие привело к открытой войне между гугенотами и католиками.
Вплоть до 1572 года мать короля Карла IX Екатерина Медичи искусно маневрировала между католическим и протестантским дворянскими лагерями, которые ослабляли друг друга взаимной борьбой. За это время трижды вспыхивала война между гугенотами и католиками. Католическая знать поспешила сблизиться с недавним открытым врагом Франции – Испанией. За помощь, оказанную партии Гизов, Филипп II Испанский требовал Бургундию, а также Прованс или какую-нибудь другую южную провинцию, например Дофине.
Гугенотская аристократия относилась враждебно к Испании, но искала покровительства у английской королевы Елизаветы. Ей обещаны были Кале и суверенитет над Гиенью. Получалось, что важнейшие стратегические и экономические позиции во Франции предоставлялись Англии.
Этот этап завершился наиболее кровавым эпизодом гражданских войн, знаменитой Варфоломеевской ночью – массовой резней гугенотов в Париже в ночь на 24 августа 1572 года (праздник св. Варфоломея) фанатизированной толпой католиков. Резня была политическим актом, задуманным Екатериной Медичи. Королева рассчитывала воспользоваться массовым стечением гугенотского дворянства в столицы по случаю свадьбы их главы, Генриха Наваррского, с сестрой короля Маргаритой Валуа, чтобы перебить вождей и наиболее видных представителей партии гугенотов, которая в это время очень усилилась на Юге. “Этот брак изумил всех, а людей, способных видеть глубже, заставил сильно призадуматься; сближение двух таких ненавистных друг другу партий, какими были в это время протестантская и католическая партии, казалось невозможным”, писал Александр Дюма в романе “Королева Марго”. Правой рукой королевы при подготовке Варфоломеевской ночи стал Генрих де Гиз, лично руководивший истреблением своих политических противников. Прево Парижа, заранее предупрежденный Генрихом Гизом, распорядился отметить белыми крестами дома гугенотов. А чтобы во время бойни католики не спутали врагов со своими, прикрепить каждому из сторонников короля белый крест на шляпу. Избиение началось около 2 часов ночи. Адмирал Колиньи был одной из первых жертв.
“Дом отведенный адмиралу, стоял на улице Бетизи… Когда три гизовца выбежали на улицу Бетизи, служившую продолжением улицы, они увидели, что дом адмирала окружен швейцарской стражей, солдатами и вооруженными горожанами. В руках у них мелькали пики, шпаги или аркебузы, а некоторые в свободной руке держали факелы и освещали эту сцену погребальным колеблющимся светом, который, следуя движениям факелоносцев, то падал на мостовую, то полз по стенам вверх, то пробегал по этому живому морю, где каждый предмет вооружения отсвечивал своим особым блеском. Вокруг, на близлежащих улицах – Тришап, Этьен и Бертен-Пуаре, – свершалось страшное дело. Слышались пронзительные крики, громыхали выстрелы, и время от времени какой-нибудь несчастный гугенот, бледный, окровавленный, полуголый, большими прыжками, как преследуемая лань, вбегал в зловещий световой круг, где, точно демоны, метались люди”. (Александр Дюма “Королева Марго” о Варфоломеевской ночи).
К полудню было убито 2 тыс. человек. Только Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, перейдя в католичество. Подобные кровавые события разыгрались в других городах – в Орлеане, Труа, Руане, Тулузе, Бордо.
Но последствия Варфоломеевской ночи оказались иными, чем ожидала Екатерина Медичи. Вскоре вспыхнула новая война между обоими лагерями. Весь Юг, включая и его католическое меньшинство, образовал к 1576 г. так называемую гугенотскую Конфедерацию: республику городов и дворян со своим представительным органом, своими финансами и армией.
В то же время на Севере образовалась Католическая Лига северофранцузского дворянства под руководством Гизов. В состав Лиги входили дворянство и буржуазия Северной Франции, но руководящую роль играла аристократия.
После фактического отпадения Юга территория, подвластная правительству, сократилась примерно наполовину.
С середины 70-х годов усилилось антифеодальное движение народных масс. Почти одновременно вспыхнули крестьянские волнения в Оверни, Нижней Нормандии, Дофине и других провинциях.
В XVII веке в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях начинается их эмиграция в др. страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х годов кальвинизм распространяется в Северной Америке (смотрите Новая Англия), со 2-й половины XVII века в Африке (в Капской колонии). В XVIII-XX веках благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.
Вероучение кальвинизма
В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в др. течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, - греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела.
Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других - к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых др. христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в т. ч. материальный).
Церковная иерархия в кальвинизмн практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины - как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно др. протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.
В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Б. ч. кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 году в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале XXI века в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы - в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.
Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют к.-л. специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.
Презентация на тему: " Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции Слои населения, поддерживающие кальвинизм Распространение кальвинистского учения." — Транскрипт:
1 Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции Слои населения, поддерживающие кальвинизм Распространение кальвинистского учения во Франции Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви Некоторая часть крестьянства Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви Часть горожан и первые буржуа- предприниматели Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви Часть дворянства Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости Представители старинной знати
Похожие презентации
1. Что такое Реформация? А. Борьба за проведение реформ в стране Б. Борьба за переустройство церкви В. Борьба за демократические права человека Г. Борьба.
Укрепление абсолютной власти во Франции. Реформация.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Распространение Реформации в Европе Начало Реформации в Германии.
Религиозные войны во Франции. Предпосылки: 1. Распространение идей протестантизма во Франции. 2. Стремление дворян прибрать к рукам церковные богатства.
Новая история 7 класс. XIV век Графство Голландия и Нидерланды 17 провинций Самая густонаселённ ая страна Европы 16 века.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции: Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош 4 МОРФ Латыпова О.Ш.
Начало Реформации в Европе Д/З: § 11, читать, вопросы 3,6,7, пересказ, вопрос 1, письменно.
Англия накануне Столетней войны Что англичане считают началом своих свобод?
Да, путь познания не гладок, Но знаем мы со школьных лет: Загадок больше, чем разгадок И поискам предела нет! Татьяничева Л.
ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ 10 класс (гражданская война между католич. и гуситским лагерями в Чехии)
Объединение Франции Д/З: § 17, читать, пункты 1,4, пересказ, Р/Т 2-4.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
1. Назовите причины Великих географических открытий. 2. Покажите на карте основные направления путешествий. 3. Каковы особенности доколумбовых цивилизаций.
Тест 19. Как происходило объединение Франции 6 класс.
История
Кальвинизм является одним из направлений протестантской церкви, которое было создано и развито проповедником Жаном Кальвином. Сегодня это религиозное ответвление известно в форме пресвитерианства, конгрегационализма и реформатства преимущественно в Англии. Однако отдельные идеи учения можно встретить во многих деноминациях (к примеру, в баптизме, пуританстве, или у евангельских христиан).
Краткая история
Историки относят возникновение кальвинизма к первой половине XVI века, к моменту появления раскола в лютеранстве между немецкими и швейцарскими протестантами. Последних представлял Ульрих Цвингли, которого иногда называют истинным основателем этого течения. Само учение зародилось в Швейцарии. Суть разногласия заключалась в вопросе о причастии:
- Мартин Лютер считал, что христиане при священнодействии принимают истинное тело и кровь Христову.
- Приверженцы Цвингли (реформаты) утверждали, что действие имеет строго символический характер.
- Разногласия коснулись и самих служителей церкви; сторонники реформатов настаивали на отмене целибата и разрешении браков, а также о допустимости вознесения молитв иконам и священным мощам. Лютеране, несмотря на то что они также стремились к изменениям в церковном укладе, не были готовы на столь радикальные перемены.
- После смерти Цвингли (в 1531 году в результате столкновений с католиками) дело реформатства продолжил Жан Ковен (или Кальвин, от фамилии которого произошёл сам термин).
Распространение идей кальвинизма происходило с огромной быстротой; в 1536 году в Швейцарии было принято Гельветское исповедание, утвердившем религиозное направление на официальном уровне. В 1567 году учение приняли многие крупные страны Восточной Европы (среди них Речь Посполитая и Венгрия). Интересно, что, в отличие от лютеранства и других направлений протестантизма, кальвинизм привлекал к себе в первую очередь привилегированное сословие, а не простолюдинов.
В 1571 году была образована Реформатская церковь в Нидерландах; сторонники кальвинизма прочно закрепились в Голландию, откуда впоследствии учение проникло на территорию Великобритании, Франции (частично) и даже Южной Африки.
В Англии приверженцев этого направления стали называть пуританами; после принятия Вестминстерского исповедания в 1648 году стали очевидны разногласия между отдельными группами кальвинистов.
Яблоком раздора стала церковная иерархия англиканской церкви, что не понравилось реформатам; в конечном итоге кальвинисты разделились на пресвитериан и конгрегационалистов.
Основные идеи
Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:
- Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
- Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати. Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
- Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.
Сюда же следует отнести доктрину двойного предопределения, согласно которой Господь ещё до рождения человека определил его судьбу и каждый его поступок.
Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.
Догматы и положения
С точки зрения кальвинистов, природа является божественным откровением, вместе со Священным Писанием. Окружающий человека мир сам по себе представляет Божий замысел, поэтому люди должны активно изучать всех живых существ, так как это может приблизить верующего к пониманию законов Бога. К другим положениям нужно отнести следующие пункты:
Основное правило этого учения в понятной форме можно выразить так — думать, что все свои хорошие черты характера являются даром Божьим, с помощью которого осуществляется спасение. При этом вина́ за отрицательные качества ложится на человека и первородный грех.
Никакой грех невозможно победить собственными силами, так как в этом случае человек отрицает значимость жертвы Христа на Голгофском Кресте — ведь если спасение было бы осуществимо своими силами, без помощи Бога, то тогда смерть Иисуса была бессмысленной и напрасной.
Этические особенности
Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.
Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).
В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.
Другой особенностью кальвинистов является их ревнивое оберегание чистоты своей репутации и имени. Многие деловые сделки внутри сообщества происходят без контрактов и клятв (понятно, что и без них не обходится), так как никто не боится обмана со стороны своих друзей. Если кратко, то имя, данное с рождения, воспринимается людьми как Божий дар, замарать который — всё равно что оскорбить Всевышнего.
Распространение в современных странах
Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.
В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.
В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.
На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.
Читайте также: