Индия пакистан китай после второй мировой войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стоит отметить, что настоящее исследование дополняет модель, разработанную Л.

Дитмером, обзор которой также представляется необходимым [294] . Кроме того, в основу ляжет структурный подход и понятие системы. В классической традиции теоретической базы неореализма международная система влияет на межгосударственные отношения. Это оказывает влияние на баланс сил, баланс угроз и контакты государств. Они склонны искать союзников, разделяющих с ними общие интересы и образовывать альянсы, которые обеспечивают их главную цель - безопасность.

последовательность. Международное взаимодействие является сложным, но не очень формализованным процессом. В рамках определенной структуры взаимоотношений участники могут даже не осознавать, что они являются ее частью, и пытаться ставить свои условия, но пока они остаются в рамках структуры, различные варианты их внешней политики будут в какой-то степени исходить из ее ограничений и возможностей.

В то же время необходимо выделить разницу между позитивными контактами (экономические отношения и культурные обмены) и негативными (конфликтные взаимодействия, войны). Такие контакты могут быть как симметричными (выгода и конфликт вызывают ответные реакции), так и ассиметричными (выгода может быть основана на односторонней основе, при этом другая сторона испытывает влияние другой).

На основании этих показателей построена схема двусторонних отношений, модернизировав таблицу, предложенную Л. Дитмером [295] (см. табл. 3).

Здесь важно отметить, что зачастую идеальные схемы не могут отразить всей специфики отношений. Симметричные обмены имеют определенную стабильность, потому что они сбалансированы и отвечают интересам обоих участников. Асимметричный положительный обмен может быть длительным только в том случае, если доминирующий актор использует заблуждение или принуждает другого соблюдать его условия. Отрицательный симметричный обмен может быть самоподдерживающимся, например, при взаимном ядерном сдерживании. Отрицательные асимметричные обмены, как правило, являются дорогостоящими и кратковременными.

По мнению Л. Дитмера, положительный или отрицательный характер двусторонних контактов определяется поведением двух акторов по отношению друг к другу, а на симметрию отношений влияет соотношение потенциалов.

Здесь в качестве факторов, влияющих на характер контактов, можно также добавить интересы каждой из сторон и результат, который они хотят получить в результате альянса. В данном контексте тип симметрии и контактов косвенно влияет на отношения с третьей стороной.

Симметрия и контакты могут зависеть от отношений каждой из двух сторон с третьей. Если государство A приглашает в существующий с государством В альянс государство ^ то создаются предпосылки для асимметрии. Если связь между A и С отрицательна, то государство А при отсутствии собственных ресурсов вынуждено искать союзника в лице государства В. Таким образом, обе стороны, находящиеся в отрицательных отношениях, заинтересованы в поддержке третьей или предотвращении сговора между двумя другими.

Теоретическая база, вытекающая из структурно-системного подхода, положений школы неореализма и подходов к формированию трехсторонних отношений, позволяет нам применить ее к взаимодействию Пакистана, Индии и Китая на современном этапе, а также выявить основные особенности данных взаимосвязей.

В-четвертых, все три государства считают себя членами развивающегося мира, хотя Китай и Индия являются самыми быстрорастущими экономиками мира, тогда как Пакистан отстает от них по ряду показателей.

Несмотря на то, что Китай никогда открыто не помогал Пакистану во время индо-пакистанских войн, КНР получила преимущества в виде экономических возможностей. Рост Индии в качестве влиятельного мирового актора, крупной военной и экономической державы подтолкнул Китай и Пакистан к дальнейшему укреплению своих связей. Но КНР одновременно стремилась улучшить отношения с Индией, что заставляло Пакистан время от времени вести серьезный диалог с Китаем и побуждать его к тому, чтобы предоставлять Исламабаду больше уступок. Индия воспринимает Китай как ближайший вызов, и КНР рассматривает Индию как потенциального конкурента в долгосрочной перспективе, но оба они теперь являются важными торговыми партнерами и имеют общие точки соприкосновения по большому количеству международных проблем, таких как мировая однополярность, окружающая среда, пиратство, международная преступность и терроризм. Отношения же Индии с Пакистаном антагонистичны. Для Пакистана Индия - враг, а Индия смотрит на Пакистан как на очередного нарушителя спокойствия.

Пограничные китайско-индийские противоречия, а также их военная и экономическая конкуренция, различная политика по отношению к Пакистану, сложные взаимоотношения Пакистана и Индии образовали определенную структуру взаимосвязей, которую можно назвать конфликтной при существовании тесного взаимодействия Китая и Пакистана.

Еще в эпоху холодной войны в Дели озвучивалась военная концепция, предусматривающая необходимость быть готовыми к ведению войн одновременно с КНР и Пакистаном [299] . Сотрудничество Китая и Пакистана не смогло не привнести дополнительный виток противоречий в отношения Индии и Китая, Индии и Пакистана на современном этапе. Несмотря на попытки внешнего выравнивания отношений, Индия рассматривает КНР как союзника Пакистана. Политические эксперты в Индии уже давно склонны

считать, что основной целью отношений Пакистана и Китая является сдерживание Индии в регионе (интересно, что США стремятся использовать Индию как важнейшее звено в сдерживании КНР). Эта позиция вполне доказательна, но существуют и не менее важные факторы, которые влияют на позицию Китая в формировании его политики.

Китай проводит активную внешнюю политику в регионе. Близкие отношения КНР и Пакистана вызывают постоянную озабоченность Индии. Структура отношений, в которой велико значение индо-пакистанской враждебности, активизировала пакистано-китайскую дружбу. Учитывая географическое положение трех государств и трудности во взаимодействии, можно сделать вывод о том, что конкурентные национальные интересы Китая, Индии и Пакистана, включающие пересекающиеся притязания и цели в Южной Азии, создали многоаспектный комплекс противоречий (см. рис. 1).


интенсивные и быстрые войны с соседним Пакистаном и Китаем на фоне терроризма и ядерных угроз [300] .

Дилемма безопасности вызвала современные изменения в подходе Китая к признанию существования серьезных угроз как вблизи, так и с расстояния (например, со стороны ядерного оружия), и понимание того, что суверенитет государства может быть затронут экзогенным вмешательством [302] . Китай хотел бы еще улучшить свой статус ведущей экономической державы, и одна из его главных задач - стать центральным экономическим звеном Азиатско-Тихоокеанского региона.

Существующая вот уже семь десятилетий неизменная озабоченность Пакистана состоит в исправлении дисбаланса сил в Южной Азии и поиске достойного противовеса Индии. Можно предположить, что сценарий

С.М. Уолта, заключающийся в следовании за более сильным соперником, описывает поведение большинства соседей Индии [304] . Пакистан же намерен противостоять Индии и одновременно балансировать. Это связано с тем, что он имеет к ней давние претензии, а также несравненно большее влияние, чем другие соседи Индии по региону. Пакистан в состоянии привлечь стратегически выгодных акторов как внутри региона, так и за его пределами. Таковым и является Китай.

Недоверие и озабоченность Пакистана не связаны с нахождением у власти в Индии определенных партий или политиков. Кроме того, эти взаимоотношения не прямо, а косвенно влияют на конкретные споры и их разрешение, поскольку положение дел выходит за рамки определенного противоречия или конфликта. Круг претензий Пакистана к Индии начинается с Кашмирского вопроса, борьбы за пресную воду, наращивания Индией военного потенциала после войны 1962 г., образования Народной Республики Бангладеш, проблемы ядерного вооружения и замыкается вновь на Кашмире. Таким образом, опасения Пакистана постоянно заставляют его прибегать к мерам сдерживания Индии [306] .

Важно отметить, что Пакистан использует комплекс вариантов балансирования, то есть как внутренние ресурсы в виде увеличения расходов на оборонную промышленность и наращивания военной мощи, так и внешние - альянсы с другими державами, в частности США и Китаем.

Из-за сопернических и конфликтных отношений в условиях существующей анархии попытка любой страны укрепить собственную безопасность будет рассматриваться как угроза интересам безопасности других государств и углубит подозрения. Это дает государствам возможность занимать принципиальные позиции. Так, ни Пакистан, ни Индия не хотят изменять в меньшую сторону свое относительное положение и влияние в рамках системы. Таким образом, теоретические аспекты неореализма частично объясняют, почему Пакистан активно использует внутренние и внешние ресурсы в качестве попытки удерживания Индии от военной конфронтации, подтверждая это своим выгодным сотрудничеством с Китаем.

Отношения между Пакистаном и Китаем в период холодной войны сильно пострадали от международной системы (здесь международная система ограничена регионом Южной Азии). Помимо Китая и Пакистана, Индия, США и СССР были государствами, которые потенциально повлияли на пакистано-китайские отношения. Теория структурного реализма важна в том отношении, что она правильно анализирует конкуренцию времен холодной войны и, как следствие, меняющиеся изменения в политике государств.

Конкуренцию в рамках региона Южная Азия лучше воспринимать как совокупность принудительных альянсов: в то время как Индия видит себя в качестве оппонента Китая в борьбе за региональное лидерство и международное влияние, КНР сопоставляет себя с единственной оставшейся сверхдержавой. При этом конфликтные взаимоотношения Пакистана и Индии ведут к сдерживанию. Пакистан использует Китай для достижения собственных целей (как внешних, так и внутренних), а Китай пытается управлять регионом со стороны.

Важным следствием влияния структуры на Индию и Пакистан является то, что решение конкретных вопросов в чью-либо пользу, в частности, конфликта вокруг Джамму и Кашмира, не приведет к мирному соглашению между Индией и Пакистаном, поскольку даже если этот конфликт будет урегулирован, Пакистан не откажется от своих намерений и далее бросать вызов Индии.

Тема: Индия, Пакистан, Китай. Страны Латинской Америки.

  1. Индия, Пакистан после 2МВ.
  2. Китай.
  3. Страны Латинской Америки.

После 2МВ в Индии наблюдался подъем национально-освободительного движения.

Страна разделилась по религиозному признаку.

Индийский национальный конгресс (ИНК) и Мусульманская лига.

ИНК выступал за равноправие граждан независимо от религии и против англ. господства. Лидер: Махатма Ганди и Джавахарлал Неру.

Началась борьба между мусульманами и индуистами.

В1947 г. британское правительство предоставило Индии права доминиона ( Доми́нион (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи (позднее — в составе Британского Содружества), признававшее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором) при условии разделения ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан.

На Индийской территории сосредоточилось 90 процентов всех полезных ископаемых, текстильная и сахарная промышленность.

На территории Пакистана большая часть р-нов по производству хлеба и технич. Культур.

Одна из спорных территорий (Кашмир) стала яблоком раздора.

1965-1971 гг. индо-пакистанская война.

В результате образовалось государство Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов).

Во главе государства - Дж. Неру, после его смерти Индира Ганди (его дочь)

Для полит. развития Пакистана хар-на нестабильность.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР) во главе с Мао Цзэдуном.

Была проведена национализация предприятий, индустриализация и проч.

В рез-те в стране начался хаос, голод, экономика пришла в упадок

Началась внутриполитическая борьба.

После смерти Мао во главе партии встал Дэн Сяопин.

В рез-те успешных реформ, современный Китай экономически развитая страна.

Страны Латинской Америки.

Латиноамериканские страны после обретения независимости попали под влияние США и стран Запада.

К концу 20 в. Бразилия, Чили, Мексика, Аргентина, Венесуэла – экономически развитые страны, в которых разумно сочетаются индустриальный и аграрный секторы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

слайдовая презентация: "СССР после второй мировой войны. 1945-1957""

Урок по истории Отечества, посвящен выбору путей развития страны в послевоенный период.


Запад после Второй Мировой Войны

Презентация для учащихся 11 классов о Второй Мировой Войне.


Тест разработан для 9, 11 классов. Для тренажора.


Италия после Второй Мировой войны


В презентации помещен иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе "Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х – начало 1960-х гг."


Страны Восточной Европы после Второй мировой войны

Презентация рассказывает об основных политических и социально-экономических процессах в странах Восточного блока после окончания Второй мировой войны. Отдельное внимание ужделено событиям 1980-х - 199.


План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история".

Британская Индия
Британская Индия — британское
колониальное владение в Южной Азии с
1858 по 1947 годы. Постепенно
расширявшаяся территория колонии со
временем охватила территории
современных Индии, Пакистана,
Бангладеш и Мьянмы.

• В 1947 году Британской Индии была предоставлена
независимость, после чего страна была разделена на
два доминиона — Индию и Пакистан. От Пакистана, в
свою очередь, в 1971 году отделилась Бангладеш.
• На Индийской территории сосредоточилось 90 процентов
всех полезных ископаемых, текстильная и сахарная
промышленность.
• На территории Пакистана большая часть р-нов по
производству хлеба и технических культур.

• В 1949 г. Индия приняла Конституцию,
провозглашавшую ее федеративной республикой
(союз штатов).
• Во главе государства - Дж. Неру, после его смерти
Индира Ганди (его дочь). Затем, ее сын Раджив
Ганди.
Одна из спорных территорий (Кашмир) стала
яблоком раздора:
1965-1971 гг. индо-пакистанская война.
В результате образовалось государство Бангладеш.

• Победу на всех выборах до конца 70-х гг.
одерживал ИНК. Его лидеры выступали за
развитие смешанной экономики при сильных
позициях в ней государства. Были проведены
аграрная реформа, различные социальные
преобразования. Экономика Индии, несмотря
на все трудности, развивалась довольно
успешно. С конца XX в. в стране начался
бурный рост передовых технологий. Было
проведено испытание ядерного оружия.

•Во внешней политике Индия взяла
курс на неучастие в блоках, на борьбу
за мир. Дружественные отношения
поддерживались с СССР.

Пакистан
Для политического развития Пакистана характерна
нестабильность. Большую роль в стране играла армия,
часто совершавшая военные перевороты.
Во внешней политике Пакистан придерживался
проамериканского курса. Экономика страны развивалась
сравнительно успешно (Пакистан также создал атомное
оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть
населения продолжает жить в нищете. В начале XXI в.
участились выступления с требованием усилить роль
ислама в жизни общества.

Развитие Китая в 50 — 70-е гг. XX в.
Китай никогда не был колонией, но являлся
полуколонией. То есть Китай в 19 веке был
экономически и политически зависим от ряда
мощных держав: России, Великобритании,
Франции, Германии, Японии.
В 1949 г. было провозглашено создание
Китайской Народной Республики (КНР). Народное
правительство КНР возглавил Мао Цзэдун.

Строительство социализма
Новое китайское руководство взяло курс на
строительство социализма. Была проведена
национализация промышленных предприятий, на
селе создавались кооперативы. В 50-е гг. Китай
тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему
огромную помощь в развитии промышленности,
сельского хозяйства, культуры. В этот период
происходила успешная индустриализация страны.

Мао Цзэдун
Китайский революционер,
государственный,
политический и
партийный деятель XX
века,
главный теоретик
маоизма,
создатель современного
китайского государства.

Дэн Сяопин
• После смерти Мао во
главе партии встал Дэн
Сяопин. Никогда не
занимал пост
руководителя страны, но
был фактическим
руководителем Китая.
• В рез-те успешных
реформ, современный
Китай экономически
развитая страна.
• Строительство
социализма с Китайской
спецификой.

ВОПРОСЫ
• Что такое Британская Индия?
• Когда в Индии начался подъем национально-освободительного
движения?
• В ходе национально-освободительного движения по какому признаку
разделилась страна?
• Каковы требования ИНК?
• Каковы требования мусульманской лиги?
• Назовите лидеров ИНК
• На какие два доминиона в 1947 году была разделена Британская Индия

Отношения между Индией и Пакистаном имеют более чем семидесяти летнюю историю. И весь этот длительный период времени наполнен перманентными конфликтами от мелких пограничных стычек до полномасштабных войн и взаимными обвинениями дипломатов и политиков. Индия, как и Пакистан, обрела свою государственность после окончания Второй мировой войны. До этого это были две части одной большой колонии Британской империи. Но время шло, империя дряхлела и более она не могла обеспечивать порядок на подконтрольной ей территории и сдерживать национально-освободительное движение индийцев. Но страна была поделена по религиозному принципу, что выразилось в появлении двух новых государств Индии и исламского Пакистана. Раздел Британской Индии проходил болезненно, вызывая бесконечные территориальные споры по поводу того или иного княжества. В Итоге камнем преткновения стала провинция Кашмир, из-за которой в 1947 году разгорелся первый индо-пакистанский конфликт, закончившийся разделом этой области между двумя враждующими сторонами. Затем последовало еще несколько крупномасштабных войн и множество приграничных столкновений. На данный момент Дели и Исламабад находятся в напряженных отношениях, статус Кашмира так и не определен. Именно проблематике индийско-пакистанских отношений будет посвящена данная рефератная работа.

С середины XIX века Индия являлась частью большой Британской империи, по праву считаясь главной ее жемчужиной. Почти столетие английского господства оставило свой отпечаток на этой части Южной Азии, но все же в корне не изменило ее традиционный уклад и менталитет местного населения. В 1937 году из Британской Индии английское правительство отделило Бирму, предоставив ей статус отдельной колонии. С окончанием Второй мировой войны, в 1946 году обострилась обстановка и в самой Индии. Еще с 1935 года индусам было предоставлено некое подобие автономии, чтобы успокоить национально-освободительное движение, развернувшееся в те года. И вот в 1946 году снова начались волнения, вылившиеся в восстания в войсках, а позже мятеж перекинулся на ВМФ в Бомбее. Народные брожения начались и в Калькутте, Мадрасе и Карачи. После очередных выборов в конгресс, Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига перешли к решительным политическим действиям и начали переговоры о разделе Индии. ИНК отверг план создания двух отдельных государств, индуистской Индии и мусульманского Пакистана. В ответ Мусульманская лига объявила всеобщую забастовку, которая привела к массовым столкновениям в Калькутте, в ходе которых погибло несколько тысяч человек. Мусульмане столетиями жили бок о бок с индусами, но чем ближе приближалось время провозглашения независимости, тем глубже были между ними противоречия. Еще с раннего средневековья ислам впервые проникает на территорию Индостана вместе с арабскими купцами. К концу X века, правители из афганской династии Газневидов осели в Пенджабе. С XIII по XVI век, в Индии существовал Делийский султанат с центром в Дели. Ему на смену пришла Империя Великих Моголов, основанная одним из представителей тимуридов Бабуром. Она просуществовала до 1858 года, когда английские экспедиционные войска захватили Дели. Таким образом, мусульманское влияние в Индии было довольно ощутимым, что неизбежно в середине XX века вело к противостоянию с индусами.

Лейбористское правительство в Лондоне, осознав, что более не может удержать Индию под властью британской короны, принимает решение вывести свои войска из этой колонии до 1948 года. Англичане предложили сторонам свой план раздела страны, который поддержали представители Конгресса, мусульман, общины неприкасаемых, и сикхов, религиозный фактор в этом стал главным стимулом. Границы прошли в соответствии с религиозными убеждениями населения. К Пакистану отошли мусульманские области, а к Индии с индускими и сикхскими жителями. Четырнадцатого августа 1947 года был образован доминион Пакистан, а на следующий день Индия провозгласила независимость. Премьер-министром был выбран Джавахарлал Неру. Однако раздел не стабилизировал ситуацию, наоборот, стычки между индусами и мусульманами продолжились с еще большей жестокостью. Начались взаимные депортации гражданских лиц, миллионы людей стали беженцами.

Так как Индия исторически была раздробленной на множество княжеств возглавляемых раджами, численность которых могла достигать нескольких сотен, то стороны предоставили возможность местным правителям самим выбирать к какому из двух новообразованных государств примкнуть. Если вероисповедание местного монарха совпадало с вероисповеданием основной части населения, то проблем не возникало, в противных случаях появлялись серьезные противоречия. Так случилось с княжеством Хайдарабад в центре Индии, где мусульманский наваб (монарх) решил стать частью Пакистана. В ответ на это Индия ввела войска в это туземное княжество, под предлогом защиты населения, большинством которого были индусы. С точностью до наоборот, ситуация повторилась уже в Кашмире, и теперь Пакистан ввел армию для предотвращения перехода этой территории населенной преимущественно мусульманами под контроль Индии. В итоге Кашмир стал тем камнем преткновения приведшим к первой открытой индо-пакистанской войне.

После получения независимости Индия и Пакистан вступили в противостояние из-за спорных территорий. С завершением войны 1947–1948 гг. наступило некое затишье. К шестидесятым годам стороны подошли в разном экономическом и политическом состоянии. Индия в 1962 году проиграла пограничную войну с Китаем. Вдобавок смерть популярного премьер-министра Джавахарлара Неру в 1964 году привела страну к внутриполитическому кризису, который усугубила не самая благоприятная для Дели внешнеполитическая обстановка. Пакистан же, наоборот, под руководством президента Мухаммеда Айюб Хана, улучшил свои экономические показатели, провел модернизацию промышленности и армии. Были видны успехи и в дипломатии, так КНР стал союзником Исламабада, а СССР проявил некую заинтересованность в сближении между странами.

Подобные достижения Пакистана способствовали росту его амбиций. Руководство Пакистана видела слабеющую Индию, которую разделяли внутренние политические распри и бесконечные мусульманские забастовки. Вооруженные силы индийцев на тот момент также уступали в мощи своему противнику. Исламабад наладил военное сотрудничество с Вашингтоном, что быстро отразилось на качестве мусульманской армии. Пакистанские войска обладали более современной и эффективной артиллерией и танками. Дели имел преимущество только в количестве войск. Все это утвердило верхушку Пакистана в убеждениях, что они имеют все шансы полностью вернуть под свой контроль Кашмир. В их кабинетах созрел план поднять восстание в индийской части Кашмира, где с 1963 года уже было неспокойно. Сначала президент Мухаммед Айюб Хан был настроен скептически, но вскоре поддержал эти намерения. Этому способствовали вооруженные столкновения весной 1965 года на индийско-пакистанской границе из-за пустынного солончака Большой Качский Ранн. Кто стал инициатором этого обострения не ясно, оно быстро затухло после вмешательства Англии. Пакистан получил сотни квадратных километров территории, что убедило его в своем военном превосходстве и подтолкнуло к большой войне.

Постепенно бои, не приносившие большого преимущества обеим сторонам, стали затихать. Снова ООН сыграло ведущую свою роль в урегулировании конфликта. Двадцать второго сентября 1965 года была принята резолюция, призывавшая Дели и Исламабад прекратить военные действия. На следующий день война закончилась. В январе 1966 в Узбекистане, при активном посредничестве Советского союза две стороны конфликта подписали соглашение, предусматривавшее отвод армий на ранее занимаемые позиции до 1965 года. Также предусматривалось восстановить экономические и дипломатические связи. Победитель так и не был выявлен, хотя каждая из стран заявляет, что именно она взяла вверх в войне 1965 года.

Прошло всего пять лет после заключения перемирия при посредничестве СССР между враждующими сторонами в Ташкенте, как обстановка снова накалилась. Причиной стал внутренний конфликт в самом мусульманском государстве. Страна была условно поделена на Западную и Восточную часть. Первая доминировала над второй, в культурном, экономическом и политическом смысле. Жители Востока Пакистана оказались на вторых ролях. Они были ущемлены в языковых правах, так как главным государственным языком был признан урду, а Восток преимущественно говорил на бенгали. Экономике Востока уделялось мало внимания, а политическая элита страны была представлена выходцами с Запада. Даже столица государства Карачи располагалась в западной части Пакистана. И при всей этой несправедливости, восточные регионы были более густо населены. Понятно, что такое неравенство не могло долго продолжаться и, чтобы ситуация взорвалась, нужен был повод.

Пережив три открытых конфликта Индия и Пакистан при содействии ООН, подписали в 1972 году соглашение о двусторонних отношениях, которые впредь будут урегулироваться согласно принципам и идеям устава ООН. Все конфликтные ситуации должны были разрешаться исключительно мирными способами. Так же запрещалось вмешательство третьей стороны. Далее устанавливалась линия контроля в Кашмире, ее границы практически совпадали с линий от 1949 года. Участие международных организаций объясняется в первую очередь тем, что индийско-пакистанский конфликт стал угрозой международному миру и безопасности. А после того как Индия провела первое испытание ядерного оружия в 1974 году, внимание к этому конфликту только возросло.

Несмотря на некоторые потепления между странами, что привело к ряду встреч между руководством стран и подписанием Лахорской декларации, направленной на сдерживание ядерного вооружения, в 1999 году начался пограничный конфликт получивший название Каргильская война. По некоторым данным его инициатором было высшее военное командование Пакистана, не желавшее сближения с Индией, которое даже не поставило в известность своего президента Наваза Шарифа. Бои продлились не полных три месяца. Пакистан официально участие в конфликте не принял, ограничившись поддержкой лояльных ему исламских боевиков. Индия сумела отбить потерянные на начальном этапе войны территории. В Пакистане же военные неудачи привели к свержению Наваза Шарифа и приходу к власти военных во главе с Первезом Мушаррафом. После Каргильской войны последовала целая цепочка мелких инцидентов, растянувшаяся на многие годы. Уже в августе 1999 года индийцы сбили пакистанский самолет, вторгшийся в воздушное пространство Индии. Кроме этого происходят неоднократные стычки из-за водопользования вдоль береговой линии индийского штата Гуджарат и пакистанской провинции Синд. В 2001 году Индийский парламент подвергся нападению террористов. В этом акте многие увидели пакистанский след. В 2008 году подобное повторилось уже в Мумбаи. Дели обвиняет Исламабад, что лагеря подготовки террористов находятся на территории Пакистана. В 2011 году стычки между правительственными войсками обеих стран произошли на линии разграничения в Кашмире. В 2013 году эти столкновения усилились, что привело к жертвам с обеих сторон.

Мы рассмотрели историю отношений между Индией и Пакистаном. Бывшая Британская колония, расположенная на обширных территориях в Южной Азии, в середине августа 1947 г. распалась на две части, из которых были созданы два суверенных государства – мусульманский Пакистан и Индия, населенная преимущественно индусами. Именно религиозные различия и территориальные споры породили нескончаемую череду кровавых конфликтов, растянувшихся более чем на семьдесят лет и тлеющих в наше время. Главным, не разрешенным вопросом, остается Кашмир, разделенный на индийскую и пакистанскую части. Четыре крупных конфликта, большое число приграничных провокаций, террористических актов и нарушений воздушного пространства, вот что составляет основу индийско-пакистанских отношений. Только вмешательство ООН, СССР и США сдерживало дальнейшую эскалацию в этом регионе. А после того, как Дели и Исламабад обзавелись собственным ядерным потенциалом, увеличился риск расползания конфликта за пределы исторических границ. Робкие шаги в дипломатическом и экономическом направлении, которые делают правительства Индии и Пакистана, часто бывают сведены к нулю очередным обострением. Даже в данный момент, после ряда воздушных инцидентов, страны находятся на грани еще одной крупномасштабной войны.

1. История Индии / Джон Кей – Издательство: АСТ, 2011 г. – 768 с.

2. История Пакистана. ХХ век / Вячеслав Белокреницкий, Владимир Москаленко – Издательство: Крафт+, 2008 г. – 576 с.

3. Сто великих войн / Соколов Б.В. – Издательство: Вече, 2001 г. – 192 с.

4. История Индии. XX век / Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. – Издательство: Институт Востоковедения РАН, 2010 г. – 425 с.

5. Индия. История, культура, философия / Стенли Уолперт – Издательство: Азбука-Аттикус, 2013 г. – 450 с.

6. Пакистан / Павел Игнатьев – Издательство: Книги - XXI, 2014 г. – 348 с.

Читайте также: