Причины преступности несовершеннолетних криминология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Преступность несовершеннолетних называют одной из наиболее важных проблем современного общества. Задача любого государства – воспитать подрастающее поколение таким образом, чтобы получить достойных членов общества, квалифицированных молодых специалистов. Если же молодежь становится на путь криминала, то с этой проблемой нужно бороться, находя причины подобного поведения. Ниже мы поговорим о преступности несовершеннолетних в России.

Общие положения

Если же закон нарушает лицо, не достигшее 14 лет, то привлечь его к уголовной ответственности не удастся. Таких преступников ставят на учет в детской комнате полиции. Вместо наказаний, с ними проводятся воспитательные беседы сотрудниками правоохранительных органов.

Значительный рост преступности среди несовершеннолетних наблюдается в течение последних 3-5 лет. Сегодня лица в возрасте 16-18 лет являются субъектами практически всех видов преступлений, ответственность за которые предусматривается Уголовным кодексом РФ.

Особенности преступности несовершеннолетних

Рассмотрим ключевые особенности преступности несовершеннолетних:

Преступность несовершеннолетних: статистика, особенности, причины

Многие преступления совершаются подростками, преследующими корыстные цели. Например, желание получить дорогую, престижную вещь или денег для развлечения, покупки алкоголя или наркотиков. Порядка 70% преступлений, совершенных несовершеннолетними, носят групповой характер. Причем преступные группы, как правило, малочисленны и состоят из 2-3, реже 5-6 участников. Такие формирования являются нестойкими и распадаются спустя 1-3 месяца.

Причины преступности несовершеннолетних

Подрастающее поколение связывает свою жизнь с криминалом по целому ряду причин. По статистике большинство малолетних преступников являются выходцами из следующих семей:

  1. Неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Ухудшает ситуацию алкоголизм, наркомания родителей. Дети в таких семьях нередко терпят истязания, избиения. Действия ребенка никто не контролирует, родители не объясняют ему, что хорошо, а что плохо, своим примером подталкивая к принятию неверных решений. Кроме того, в ряде неблагополучных семей детей заставляют заниматься кражами, проституцией, просить милостыню и т. д.
  2. Семьи с гиперопекой. Такие родители пытаются всячески оградить ребенка не только от проблем, но и от внешнего мира. В результате несовершеннолетний не имеет возможности самостоятельно принимать решения и начинает совершать преступления назло своим родителям.
  3. Попустительские. Ребенку всячески потакают, приветствуют любые его идеи и исполняют любые желания. Дети в таких семьях нередко оказываются избалованными. Им никто не объясняет, какие действия являются недопустимыми, родители никак их не контролируют. Соответственно, ребенок может попросту не понимать, что совершает преступление, привыкнув к вседозволенности.

Среди социально-экономических факторов следует выделить такие:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  1. Отсутствие нормальных условий существования, необходимость самостоятельно добывать средства на обеспечение базовых потребностей. Преступниками нередко становятся беспризорники, дети, занимающиеся бродяжничеством.
  2. Корыстные мотивы. Зависть и желание иметь дорогие вещи нередко толкают подростков на совершение грабежей.

К психологическим факторам, побуждающим детей к преступной деятельности, относится:

  1. Клептомания. Речь идет о болезненном, навязчивом влечении к воровству. Сегодня клептомания признается расстройством психики. Многие несовершеннолетние не осознают, что они больны, будучи не в состоянии контролировать свои действия.
  2. Отчуждение от общества, что приводит к тому, что у несовершеннолетнего формируется враждебное отношение к окружающим. Подобное выливается в агрессию по отношению к окружающим, противопоставление себя взрослым.
  3. Отсутствие волевых качеств при сильном влиянии посторонних. Часто несовершеннолетние становятся на путь преступности под воздействием взрослых. Также склонить подростка к совершению преступлений могут более волевые сверстники.
  4. Психологическое унижение. В данном случае несовершеннолетний может подвергаться насмешкам со стороны сверстников. Преступником может также стать ребенок, не имеющий тех материальных возможностей, которые доступны другим детям.
  5. Психологическая склонность к совершению преступлений. Наблюдается у некоторых подростков, демонстрирующих агрессию к окружающим и непринятие установленных в обществе законов.

Одной из причин начала криминальной деятельности среди несовершеннолетних может стать отсутствие организованного досуга. Например, бесцельное времяпровождение, когда подросток не имеет хобби, не посещает кружки и секции, а большую часть времени проводит на улице в компании сверстников. Такие дети проявляют склонность к совершению преступлений.

Преступность несовершеннолетних: статистика, особенности, причины

Недостаток внимания со стороны родителей также может стать причиной ведения преступной деятельности. Когда родственники или опекуны не занимаются ребенком, не контролируют его, он может начать совершать мелкие кражи, что впоследствии перерастает в серьезные проблемы с законом.

Статистика преступлений, совершенных подростками

По статистике преступления совершают не только сироты и дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Среди малолетних злоумышленников немало и тех лиц, чьи родители зажиточны и даже богаты. И именно отсутствие контроля со стороны родственников чаще всего приводит к совершению преступлений. Есть и обратная сторона медали, когда ребенок начинает вести асоциальный образ жизни, испытывая чрезмерное давление со стороны родителей.

Среди всех причин детской преступности на первом месте находится семья. Именно неправильное воспитание или же его отсутствие нередко приводит к тому, что ребенок становится жестоким, циничным, демонстрируя асоциальный тип поведения.

Ежегодно в РФ более 100 тысяч детей остаются без родительского попечения. Большая часть из них являются социальными сиротами. То есть, они были брошены родителями или отобраны у матерей и отцов, не справляющихся со своими обязанностями. Такие дети попадают в детские дома. Наиболее благоприятным исходом для них является усыновление, но так везет лишь единицам.

Приблизительно 20% детдомовцев по достижении совершеннолетия становятся преступниками, порядка 30% – бомжами.

Ежегодно более 90 тысяч детей сбегают из дома по причине плохого обращения со стороны родителей. Находясь вне закона, им приходится выживать за счет краж и разбоя. Причем порядка 10% таких беглецов заканчивают жизнь самоубийством.

Лишенные возможности удовлетворять свои базовые потребности, дети из асоциальных семей нередко вовлекаются в криминальные сферы деятельности. Среди такого нелегального заработка лидируют следующие направления:

  • проституция;
  • работа на улице в неудовлетворительных условиях;
  • съемки в порнографических роликах;
  • попрошайничество;
  • торговля алкогольной и табачной продукцией;
  • распространение наркотиков и т. д.

Нередко главарем банды подростков является взрослый человек с криминальным прошлым. Ему подростки должны отдавать львиную долю дневной выручки.

С каждым годом количество подростков, нуждающихся в деньгах для удовлетворения базовых потребностей, увеличивается. В бедных семьях родители не способны давать своим детям достаточно средств на карманные расходы. В результате подросткам приходится искать возможности заработка самостоятельно, что в итоге оборачивается криминальными связями. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые семьи начали жить в долг, и лишних денег попросту нет.

Отличительная особенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними – это проявление насилия и жестокости. Подростки редко проявляют сострадание к жертве, у них снижен порог ощущения смертельной опасности, а потому они не способны трезво оценивать тяжесть своих поступков.

Нередко при совершении разбойных нападений малолетние злоумышленники применяют холодное и огнестрельное оружие (около 20% от всех совершенных преступлений). На втором месте находятся снотворные препараты. Их чаще всего используют при совершении преступлений против половой свободы личности.

В последние годы также возросла доля групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними. Причем их показатель втрое выше в сравнении с преступными деяниями, совершенными взрослыми. Среди всех групповых преступлений порядка 65% приходится на несовершеннолетних.

По данным уголовной статистики, около 50% тяжких преступлений совершается несовершеннолетними. Среди них:

  • 22,7% составляет нанесение тяжких телесных повреждений;
  • 27,3% – убийства.

В последние годы количество преступлений, совершенных девочками-подростками, возросло с 11 до 16%. Причем правоохранители отмечают усиление агрессивности, цинизма, дерзости, а также многоэпизодности подобной преступной деятельности. Подростки нередко сопровождают преступления пытками и жестокостью.

Причем с каждым годом увеличивается число малолетних преступников-рецидивистов. В среднем такой прирост составляет по 10% в год. А данный момент рецидив среди злоумышленников-подростков наблюдается в 40% случаев.

По статистике более трети всех преступлений совершается подростками под влиянием взрослых. Нередко к преступной деятельности несовершеннолетних подталкивают ранее судимые матерые воры.

Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом, о чем говорилось выше. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее не защищенной части населения – детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так, по выборочным данным, лишь 15 % несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, в конечном итоге, приводит многих к противоправному поведению.

Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений. Поэтому многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство. Все это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех несовершеннолетних, а, в первую очередь, необеспеченные слои общества. Но и обеспеченные группы не могут считать себя застрахованными от вероятности, что дети и подростки их круга совершат правонарушение.

Отсутствие у государства возможности обеспечить должное воспитание и развитие детей и подростков не компенсируется семьей, которая, с одной стороны, сама не получает должной помощи, а с другой – за годы абсолютного советского государственного патронажа просто перестала проявлять себя как самостоятельная и действенная сила, способная решать собственные проблемы. Таким образом, несовершеннолетние из неблагополучных слоев общества оказались в положении, когда ни государство, ни семья не способны обеспечить их должное развитие и воспитание.

Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоев населения. Нельзя утверждать, что все население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоев населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другой фактор – это негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нем, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребенка все: контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т. д., не обеспечивает главного – любви, эмоционального тепла в отношениях между ребенком (подростком) и родителями. Происходит скрытое отвергание, выталкивание ребенка из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей. Бывает и открытое неприятие ребенка семьей, когда его подвергают жестокому обращению, бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.

Еще один криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах – среди сверстников на улице.

Можно ли считать неполную семью неблагополучной только потому, что она неполная? Да, если исходить из мысли, что сама природа распорядилась так, чтобы ребенка (подростка) воспитывали и мать, и отец. Каждый из них имеет определенные обязанности, неисполнение которых может привести к нежелательным последствиям. Но если один из родителей, а тем более оба ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные поступки и преступления, лучше изолировать от них подростка. Итак, неблагополучной является семья, в которой:

– ребенка не любят, не проявляют заботы о нем, отвергают в явной или скрытой форме, иногда не осознавая этого, а, напротив, проявляя гиперопеку;

– родители и другие старшие члены семьи ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные и противоправные действия.

Они, естественно, втягивают в антиобщественный образ жизни подростка, особенно, если в семье существуют тесные эмоциональные отношения. При отсутствии таковых не исключено, что самые правильные наставления и назидания, праведный образ жизни старших не будут восприняты адресатом – подростком. Он будет глух к ним, потому что они чужие.

Итак, я не думаю, что неполная семья является катастрофой. Лучше неполная семья, чем пьющий отец или мать, которые не выполняют никаких обязанностей по отношению к своим детям.

Подростки, отвергнутые семьей, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы – это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовый оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребенку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.

Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности. Я бы даже взял на себя смелость утверждать, что неформальные группы сверстников – это в общем-то группы отторгнутых семьей и школой подростков. Не подумайте, что я перекладываю на семью и школу всю вину. Я думаю, что сами подростки должны отвечать за то, что они делают. И на них самих тоже лежит вина, это естественно. Но тем не менее это подростки, выброшенные из семьи и школы.

У несовершеннолетних преступников обязательно надо формировать чувство вины, поскольку без него нет нравственности. Однако эта очевидная и давно известная истина далеко не всегда принимается во внимание правоохранительными органами и средствами массовой информации. Так, образ подростка-убийцы или разбойника на экране телевизора или на страницах печати почти всегда сопровождается сентиментальными рассказами о его бедственной судьбе, но без какого-либо упрека в его адрес. Убитые и ограбленные остаются за кадром, как будто их не существует. Естественно, герои подобных репортажей вполне могут чувствовать себя незаслуженно гонимыми. Например, некий 17-летний осужденный за убийство матери в целях ограбления сказал, что его пребывание в воспитательной колонии совершенно бессмысленно, поскольку этим его мать не оживить. Сострадание к преступнику, тем более к подростку, необходимо, но оно не должно вытеснять его вину, оно должно способствовать покаянию.

Недостатки школьного воспитания и обучения также являются криминогенным фактором. Семью и школу неоднократно упрекали и, по-видимому, всегда будут упрекать в том, что они не обеспечивают надлежащего нравственного формирования личности подростка. Группы сверстников, формирующиеся из числа школьников, состоят, как правило, из тех, кто плохо учится и часто нарушает дисциплину. К ним нередко примыкает молодежь, которая и не учится, и не работает. Подобные группы постепенно переходят от мелких правонарушений к более серьезным.

Недостатки школьного образования отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом. Их можно сгруппировать следующим образом.

– Снижение значимости образования. В России фактически происходит переход от обязательного всеобщего среднего образования к неполному среднему образованию. Это весьма печально для страны, которая по праву гордилась уровнем и качеством своего образования. Однако справедливости ради полезно вспомнить, что во времена обязательного всеобщего среднего образования далеко не все выпускники школ фактически обладали соответствующим уровнем знаний, поскольку такое образование требовалось властью и его достижение являлось основным критерием оценки работы конкретной школы. Многим неучам просто ставились удовлетворительные оценки только ради того, чтобы перевести их в следующий класс или выпустить из школы.

– Коммерциализация образования, в свете которой возникает все больше платных школ и высших учебных заведений. Это свидетельствует о наличии сословного образования и служит индикатором поляризации общества. Впрочем, сословное расслоение в школе существовало всегда: богатые родители могли нанять своим детям репетиторов и преподносить учителям подарки. Система подарков и поныне остается явным недостатком школы, который тем не менее хоть как-то компенсирует нищенские заработки школьных учителей.

– Сужение объема преподавания гуманитарных дисциплин, особенно литературы и истории. Между тем их преподавание всегда имело огромное нравственное значение. Попытки введения в некоторых школах религиозных дисциплин вряд ли смогут компенсировать этот недостаток, кроме того, это противоречит Конституции России.

– Как и в прошлом, сельская школа по качеству образования отстает от городской. Если иметь в виду криминологический аспект, то поведение сельских жителей всегда определялось не столько качеством образования, сколько иными факторами: всеобщей социально-психологической зависимостью, высокой эффективностью контроля со стороны семьи и т. д. Однако сельские жители, желающие продолжить образование в городских вузах, нередко сталкиваются с серьезными трудностями. Они нередко пополняют ряды городских правонарушителей, не выдержав конкурсного отбора в желаемый университет или институт.

Резерв преступности несовершеннолетних, его постоянный источник составляют:

– лица, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности: каждый год немалое число таких лиц ставится на учет в милиции; ежегодно они совершают примерно 100 тыс. проступков;

– лица, сбежавшие из интернатных учреждений или из семьи: в 2002 г. было задержано около 700 тыс. таких подростков;

– подростки, состоящие на учете в милиции и достигшие возраста уголовной ответственности: по некоторым данным (И.А. Кобзарь, 2001 г.) число таких несовершеннолетних составляет около 400 тыс. в год.

В то же время нельзя не отметить, что заметно повысился уровень жестокости многих насильственных и корыстно-насильственных преступлений подростков, производя временами впечатление самоцели. Надо признать, что и раньше несовершеннолетние совершали весьма жестокие преступления, достаточно вспомнить грубейшие вспышки молодежного группового насилия в 1970–80-е годы в городах Поволжья. Рост жестокости в преступлениях подростков свидетельствует о том, что жестокость и агрессия становятся самостоятельным мотивом их поведения, с их помощью они самоутверждаются, компенсируют ощущение ущемленности и смутно ощущаемые обиды.

102. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

102. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В задачи органов прокуратуры входит надзор за безусловным соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, являющихся объектами

§ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних

§ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложении

4. Причины преступности в современной России

4. Причины преступности в современной России Здесь речь пойдет не о причинах индивидуального преступного поведения или отдельных видов преступлений, а о причинах общей преступности в современной России, переживающей сложный этап своей истории, России с ее бедами и

1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних

1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних Прежде всего надо пояснить, что представляет собой особенная часть криминологии. В отличие от общей части, содержащей методологические основы науки криминологии и посвященной общим проблемам преступности,

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних Среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних первоочередная – это улучшение социально-экономической обстановки в стране, которое скажется на положении семьи и семейном воспитании, открывая возможности

2. Причины рецидивной преступности

2. Причины рецидивной преступности Причины рецидивной преступности нужно исследовать в контексте прежде всего общих причин преступности. Иными словами, факторы, которые порождают преступность в целом, детерминируют и рецидивную преступность. Собственно говоря, в

2. Причины насильственной преступности

2. Причины насильственной преступности Причины насильственной преступности составляют часть проблем причин преступности в целом. Но вместе с тем необходимо отметить, что именно они достаточно специфичны.Прежде всего, причины насильственной преступности связаны с

2. Причины корыстной преступности

2. Причины корыстной преступности Социально-экономическое развитие страны в последние годы происходит под влиянием объективных внутрисистемных и внешнеполитических воздействий, сформировавшихся в посткризисный (после 1998 г.) период и связанных с ликвидацией

2. Причины коррупционной преступности

2. Причины коррупционной преступности Причины коррупционной преступности имеют сложный характер не только потому, что представляют собой комплекс явлений разной природы, но и потому, что многие из них существуют очень давно и превратились в традиции и образ жизни.

2. Причины сексуальной преступности

2. Причины сексуальной преступности Проблема причин сексуальной преступности, несомненно, относится к числу самых сложных, поскольку затрагивает самые глубинные, интимные переживания людей. Эти переживания обычно связаны с имеющими бытийное значение представлениями

2. Причины организованной преступности

2. Причины организованной преступности Давно замечено, что организованная преступность существует в демократических, а не тоталитарных странах. Это и понятно, поскольку тоталитарное государство не потерпит никакой другой организации, кроме своей собственной или той,

2. Причины женской преступности

2. Причины женской преступности Анализ современных социально-экономических и психологических процессов и условий жизни женщин позволяет считать, что причины преступности среди них в настоящее время связаны с такими явлениями: значительно более активным участием в

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы Причины преступности осужденных в местах лишения свободы связаны прежде всего с природой такого уголовного наказания, как лишение свободы, принудительным помещением в однополые коллективы самых

2. Причины преступности военнослужащих

2. Причины преступности военнослужащих Причины преступности военнослужащих следует рассматривать в двух плоскостях: общественной и армейской. Однако главные причины кроются в самих Вооруженных Силах. Связано это с тем, что: Вооруженные Силы – хотя и неизолированный

9.1. Причины, характер и особенности преступности

9.1. Причины, характер и особенности преступности Преступность – весьма сложное общественное явление, самым непосредственным образом связанное с обществом, но вместе с тем достаточно самостоятельное, способное оказывать на него серьезное влияние, особенно в периоды

Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России особо остро встает вопрос о проблемах совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними. В статье рассматриваются причины преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, ПРЕСТУПНОСТЬ, ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Текст научной работы

Преступность несовершеннолетних имеет свои специфические особенности. Они связанны с особенностями психического и нравственного развития, а также социальной незрелостью несовершеннолетних. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного. У современной молодежи с девиантным поведением существуют особенности мотивации совершения преступлений, обусловленные спецификой их жизни и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками; многие криминогенные факторы, оказывающие решающее отрицательное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в подростковом возрасте; значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии с взрослыми преступниками; криминально-активные подростки склонны к совершению противоправных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности.

Причины преступности несовершеннолетних тесно связаны с социальными, экономическими и психологическими процессами, происходящими в обществе.Все причины условно можно разделить на объективные и субъективные.

Субъективные причины преступности несовершеннолетних — это элементы социальной психологии подростков, противоречащие установленным запретам и нормам права, нравственности и общепризнанной морали. Объективные причины — это конкретные противоречия в общественном бытие, экономических и социальных отношениях людей [4, с.109].

На преступность несовершеннолетних влияние оказывают условия существования, обстановка в семье, обстановка в стране в целом. Поведение несовершеннолетнего зависит от общественной среды, непосредственного окружения личности, а также внутреннего мира. Так, существенное значение имеет общая ситуация в государстве, поскольку она оказывает влияние на общество, а оно в свою очередь на конкретную личность. При отсутствии доступной для несовершеннолетних досуговой деятельности, наличие свободного времени может приобретать криминальный характер.

Процессы и явления современной действительности, которые создают отрицательные условия для жизни и воспитания, обуславливают возникновение следующих объективных причин преступности несовершеннолетних:

  • значительная социальная дифференциация по уровню материального обеспечения;
  • различия в содержании, характере обучения и воспитании детей и подростков;
  • процессы разрушения родительской семьи, которые влияют на воспитание несовершеннолетних;
  • отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, заболеваниями отдельных групп населения, в том числе родителей и других лиц, которые ответственны за воспитание детей и подростков;
  • низкий уровень правовой культуры;
  • деформация правосознания отдельных групп несовершеннолетних;
  • недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков и многое другое [3, с.42].

Существенное влияние на криминализацию несовершеннолетних оказывает микросреда: семейные, школьные и досуговые отношения, субъективные факторы. Особенно следует выделить психологические особенности несовершеннолетних в силу их возраста. Подросткам, как правило, свойственен поиск острых ощущений, приключений, нестандартных ситуаций. Они более эмоциональны и обладают высокой восприимчивостью. Особую опасность в настоящее время представляют компьютерные игры и интернет.

Таким образом, нами были рассмотрены основные причины, которые способствуют росту преступности среди молодежи. Причины преступности несовершеннолетних могут быть как объективными, так и субъективными. Значительное влияние на преступность оказывает политика государства, однако к наиболее важным факторам, влияющим на поведение несовершеннолетних следует отнести отношения в семье, школе, досуг.

Список литературы

  1. Гареева Ф.Г. Современные представления о профилактике преступности несовершеннолетних // Наука в современном мире: теория и практика. 2015. № 1 (3). С. 134-139.
  2. Жадан В.Н. О подходах по анализу причин и условий преступности несовершеннолетних //Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 18. С. 161-166.
  3. Загорьян С.Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2016. № 19. С. 40 — 43.
  4. Каримова Г.Ю. Причины и условия преступности несовершеннолетних //Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2015. № 7-4. С. 109-115.

Цитировать

Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Преступность несовершеннолетних:
причины и проблемы

Алексеева Елена Александровна,
учитель МОУ Приморская СОШ

Преступность несовершеннолетних – одна из важных проблем современного общества. Подростки все чаще совершают преступления ради корысти, развлечений, экономических трудностей. Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому необходимо переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Сегодня одной из значимых проблем нашего государства стала проблема преступности молодежи, что во многом связано с реформированием самой политической и экономической жизни общества, рыночным характером отношений. Все это заставляет задуматься о перспективах развития государства на всех сферах жизни: педагогики, социологии, права и т.д.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми [2, c. 21].

Предупреждение преступности зависит и от региона. У каждого региона свое экономическое, социальное развитие. Условия жизни в регионе напрямую отражают динамику преступности. Поэтому для изучения предупреждения преступности несовершеннолетних важно проанализировать и региональные особенности.

Понятие преступности несовершеннолетних неоднозначно. Исследователи не пришли к единому мнению данного понятия, поэтому
в криминологии существуют разные точки зрения. Множество значений возникает вследствие того, что преступность несовершеннолетних стоит особняков и в законодательстве. В УК РФ выделен отдельно раздел V, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних охватывает определенный возраст (14 – 18 лет), конкретную территорию и промежуток времени. Именно эти критерии и отличают преступность несовершеннолетних от взрослых преступлений.

Многие ученые-юристы посвящают свои труды изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений. Среди исследователей нет единого мнения о причинах и условиях преступности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.

Проанализировав работы исследователей (Ю.Н. Антоняна, А.А. Бакина, Ж.Ю. Вологина, Д.В. Замышляева, С.А. Корягиной и др.), были обобщены причины преступности несовершеннолетних. Данные представлены
в таблице 1.

Таблица 1 – Причины преступности несовершеннолетних

1.Отсутсвие нормальных условий существования
у подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования.

2. Корысть. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей.

1. Неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В таких семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п.

3. Попустительские семьи, в которых несовершеннолет-ний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний соверша-ет преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних.

4. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и совершают их.

1. Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь.

2. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней.

3. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений.

5. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане.

Отсутствие организованного
досуга

1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолет-ние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений.

2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений.

Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть разными, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.

Подростки из благополучных семей совершают преступления ради развлечения, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, чувство безнаказанности, нередки случаи, когда так подростки привлекают к себе внимание родителей.

Таким образом, социальный статус не всегда играет главенствующую роль. Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества.

Как видно из таблицы, на первом месте причина преступлений – семья. Семья неотъемлемо влияет на несовершеннолетних: отсутствие контроля, асоциальный тип поведения и др.

Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка [4, c. 38].

Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200–220 детей ежедневно. Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов говорит, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д.

На Пятом съезде детских омбудсменов прозвучала статистика – начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец [5, c. 21].

После выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% – преступниками. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10% заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно [11, c. 3].

Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития [14, c.19 – 20].

На втором месте причины социально-экономические. Возможно, это объясняется тем, во-первых, что подростков, нуждающихся в деньгах, пропитании, с каждым годом увеличивается. Во-вторых, экономическая ситуация в России не стабильна, многие не могут найти работу. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые только на него и работают, а на потребности не хватает ресурсов.

В.В. Кухарук отмечает, что одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело
к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях [12, c. 97].

Наименьшее количество преступлений совершенно по причинам неорганизованного досуга. Это связано с тем, что сегодня в школах подростки проводят достаточно долгое время, занимаясь дополнительно, посещая различные пришкольные секции и кружки. Также подросткам компьютерные игры замещают друзей, прогулки и т.п.

Исходя из вышесказанного, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на четыре группы. Эти причины взаимосвязаны между собой и имеют неравные границы. На преступность несовершеннолетних влияют как внешние факторы, так и внутренние.

Для организации предупреждения преступности важно знать условия, которые провоцируют несовершеннолетних на совершение преступлений.

А.В. Селянин указывает, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести: безнадзорность, безнаказанность, недостатки и упущения в работе правоохранительных органов по организации предупреждения и пресечения правонарушений среди подростков, серьезные проблемы в правовом воспитании несовершеннолетних, высокую латентность преступлений, совершаемых этими лицами [13, c. 125].

Выше указано, к чему приводит безнадзорность. Родители, стремясь обеспечить достойной существование, игнорируют процесс воспитания детей, считая несовершеннолетних вполне взрослыми, которые уже могут отдавать отчет своим поступкам. Однако не все подростки и юноши могут реально оценить свои действия. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, также не заботит времяпрепровождения детей, поэтому, когда несовершеннолетний уже втянут в преступления, поздно понимают, что упущено время и воспитание.

Следовательно, безнадзорность провоцирует несовершеннолетних на преступления, считая, что им многое дозволено, их не найдут или в силу возраста не привлекут к ответственности. Такое поведение обусловлено тем, что подростки не знают своих обязанностей. Поэтому вторым условием преступности несовершеннолетних является безнаказанность. Большинство подростков, зная, что уголовная ответственность несовершеннолетних начинается с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет (ст. 20 УК РФ), безнаказанно совершают преступления.

Обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Государственной Думе Российской Федерации работали над законопроектом, идея которого появилась у комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Депутатами Государственной Думы Российской Федерации предлагалось снизить возраст для привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений до 12 лет. По словам члена комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.А. Поневежского, эта мера вызвана тем, что поражает жестокость несовершеннолетних, которых привлечь сегодня к ответственности по закону нельзя. Парламентарий уверен, что страх перед наказанием будет останавливать малолетних преступников [1, c. 28].

Кроме того, предлагалось поднять и верхнюю возрастную планку для преступников, которым не исполнилось еще 18 лет. Сейчас максимальный срок лишения свободы для них составляет 10 лет. Новый документ будет предусматривать для несовершеннолетних пожизненное заключение по некоторым составам преступлений.

Несмотря на то что у современных подростков психологами отмечается акселерация, не все несовершеннолетние способны реально и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, не попасть под влияние старших. Поэтому, на наш взгляд, стоит не ужесточать меры, а искоренять причины преступности, организовывать бесплатный досуг подросткам, больше внимания контролировать детские дома, из которых несовершеннолетние бегут и т.п.

В истории России уголовная ответственность несовершеннолетних наступала с 7, 10, 12 лет, и подростки содержались вместе со взрослыми, к ним применяли те же меры. Однако это не помогало бороться с преступностью. Следовательно, жестокость – это не выход [6, c. 52].

А.А. Беженцев к основным проблемам преступности несовершеннолетних относит российское законодательство, отличающееся несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивающее в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в большей конкретизации также административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании [3, c. 12].

Российское законодательство, как и другое, неидеально и несовершенно, в нем есть пробелы, коллизии, не учтены некоторые особенности. Однако уголовное право должно быть безупречным, так как оно касается судьбы человека. Судимость – это не украшение, поэтому необходимо избегать судебных ошибок, особенно в отношении подростков. В юридической практике нередко встречаются случаи, когда за аналогичные преступления подсудимые получают существенно отличающиеся сроки. Мало кто может объяснить, почему это происходит. Поэтому закон должен быть единым для всех.

Читайте также: