Причины конфликтов на северном кавказе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Причины , участники , содержание , результаты вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе .

Цель занятия: показать сущность национальной политики России, определить проблемы национальной политики РФ и основные пути их разрешения, адать нализ ситуации на Северном Кавказе

Краткие теоретические сведения

1.Национальная политика России

Национальная политика в России - комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов. Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности.

Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: 1) российский север (территория расселения финно-угорских народов) 2) южно-сибирский район (зона политической активности якутов тувинцев, бурят) 3) татаро-башкирский район 4) северокавказский.

Наиболее конфликтогенной является проблема государственного строительства в республиках Северного Кавказа.

Анализ и характеристика геополитической ситуации

на Северном Кавказе

Во-вторых, Северный Кавказ представляет собой сложную систему межнациональных, кланово-родовых, властных и федеративных отношений.

Под Кавказом в географическом плане, как правило, понимается Северный Кавказ, принадлежащей России, и Южный Кавказ (Закавказье), на территории которого расположены три постсоветских государства: Грузия, Армения и Азербайджан. Однако в расширенном геополитическом и стратегическом отношении Кавказ – это и те страны и организации, чья политика и деятельность в этом регионе прямым или опосредованным образом угрожают национальным интересам и безопасности Российской Федерации. В этом случае на геополитическом пространстве Кавказа появляются такие силы как США, ЕС и НАТО. Помимо этого, свои интересы в регионе имеют Турция, Иран, Саудовская Аравия и ряд других государств исламского мира.

Кавказ остается сегодня наиболее проблемным и уязвимым направлением во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В течение последних двух десятилетий здесь произошло семь вооруженных конфликтов, последствия которых до сих пор оказывают негативное влияние на общее состояние военно-политической обстановки в этом регионе и на ряде российских территорий, влючающих российский Северный Кавказ и области, граничащие с ним. Это армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха (1989-1994 гг.); первая грузино-южноосетинская война (1991-1992 гг.); осетино-ингушский конфликт 30 октября – 2 ноября 1992 г. из-за Пригородного района Владикавказа; вооруженное вторжение Грузии в Абхазию и война в этой стране (1992-1993 гг.); две чеченские войны (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.); грузино-южноосетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты в августе 2008 г. Во всех этих конфликтах в той или иной форме (от миротворческих мисий и до применения своих войск) принимала участие Россия, что только подтверждает стратегическую важность кавказского направления для современного российского государства.

Террористическая война против России преследует цель оторвать Северный Кавказ от РФ и создать на его территории исламского государства, опирающегося на внешнюю поддержку крупных государств исламского мира, мировой исламской финансовой олигархии, структуры международного терроризма и стратегических оппонентов России из числа региональных и мировых западных держав.

Основные цели государственной политики России в этом регионе.

Проблемы Северного Кавказа настолько серьезны, что требуют мобилизации существенных ресурсов всей страны, ответственной экспертной проработки, последовательных политических и других необходимых действий со стороны государства и консолидации общественных усилий по обеспечению мира на Северном Кавказе. Четкая и недвусмысленная формализация целей и задач государственной политики на Северном Кавказе - необходимое условие взвешенности и сбалансированности такой политики. Основными целями этой политики должны быть:

- обеспечение территориальной целостности и безопасности;

- достижение социального преуспевания населения;

- обеспечение гражданского равноправия;

- сохранение и развитие культурного многообразия;

- предотвращение и разрешение этнополитических и межконфес-сиональных конфликтов.

Российское руководство понимает всю сложность сложившейся ситуации на Северном Кавказе и на Кавказе в целом и предпринимает конкретные шаги, способные предотвратить наступление политического кризиса. Одним из таких шагов, ставшем ответом на новые вызовы безопасности страны, стало принятие Президентом РФ решения о создании нового федерального округа - Северо-Кавказского (СКФО). 19 января 2010 года указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ, в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.

.ЗАДАНИЕ. Ответить на вопросы

Что стало главной задачей национальной политики России после распада СССР?

Охарактеризуйте основные события двух чеченских войн в современной истории России.

По Конституции РФ покажите основы федеративного устройства современной России.

Какие существуют в России регионы активного проявления этнополитического процесса?

В чем состоит особое положение северокавказского региона РФ?

Приведите возможные пути урегулирования конфликтов на Северном Кавказе и других регионах РФ


С чем в первую очередь ассоциируется Северный Кавказ? К сожалению, не с прекрасной природой, вкусной едой, гостеприимными жителями, а с конфликтами, радикализмом, терроризмом. Что только не объявляют причинами подобной ситуации! И отсталость проживающих там народов, и особый характер горцев, и агрессивность исламской цивилизации. Авторы данной монографии стремятся показать, что дело не в уникальности кавказских социумов, а в особенности переживаемого ими исторического этапа. Этапа слома традиционного общества, активной урбанизации, демографического перехода. А этнические и религиозные конфликты – те формы, в которых выступают свойственные данному этапу противоречия.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Северный Кавказ – факторы конфликтогенности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истоки конфликтов на Северном Кавказе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Северный Кавказ — факторы конфликтогенности

Северный Кавказ — территория, насквозь пронизанная конфликтами. Что порождает подобную ситуацию? Объяснения могут быть самые разные. Это и особый характер населяющих Кавказ горцев, и многонациональный и многоконфессиональный состав населения, и сложная и противоречивая история этой территории, буквально перетасовавшая проживающие на ней народы. Свою лепту вносит и идеология радикального ислама, подъем которой усиливает конфликты не только на Кавказе, но и во всем мусульманском мире. Если исследователи обращаются к экономическим причинам, то обычно говорят о бедности, массовой безработице, депрессивности экономики как источниках конфликтного потенциала в регионе. Не обойдены вниманием и такие негативные явления, как клановость и коррупция. В совокупности все эти факторы представляют стандартный набор, используемый в той или иной конфигурации для анализа проблемы.

Нельзя не признать, что, так или иначе, все эти моменты значимы. Однако исследование требует, с одной стороны, системного рассмотрения проблемы, выявления в максимальной степени исчерпывающего набора факторов, определяющих высокую конфликтность в регионе. С другой стороны, с учетом практической актуальности темы необходимо, чтобы анализ приводил к каким-то практическим рекомендациям, позволяющим улучшить ситуацию в рамках существующих объективных ограничений либо доказывал принципиальную невозможность снижения конфликтогенности в результате сознательных действий властей.

К сожалению, системные исследования истоков конфликтов на Северном Кавказе не получили распространения. Практически ставится вопрос о том, не в какой мере данные конфликты неизбежны, а каким образом возможно их смягчение или даже нейтрализация. Это ограничивает и подходы к практическим предложениям в данной сфере. В большинстве случаев они сводятся к трем основным моментам:

— улучшение экономической ситуации в регионе; создание рабочих мест (на это, собственно, направлена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.);

— борьба с клановостью и коррупцией;

— усиление идеологической работы с молодежью.

Однако при упрощенном понимании факторов, лежащих в основе существующих конфликтов и способных порождать новые, эти меры не обязательно будут позитивно воздействовать на нормализацию ситуации. Более того, они сами могут провоцировать обострение ситуации и углубление конфликтов.

1.1. Демографические факторы конфликтности

Демографические факторы во многом формируют тот фон, на котором разворачиваются конфликты на Северном Кавказе.

Естественное движение населения

Одним из важнейших факторов здесь выступают высокие темпы роста населения, которые объективно усиливают конкуренцию за жизненное пространство, рабочие места, ресурсы. Роль данного фактора в человеческой истории подверглась достаточно серьезному научному анализу. Так, исследователи традиционных обществ обращают внимание на то, что в условиях недостаточной гибкости социальных и политических институтов всплески рождаемости обычно приводят к социальным катаклизмам, поскольку возросшее население не находит адекватных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. В результате усиливающейся конкуренции между работниками падают заработки, увеличение крестьянского населения приводит к нерациональному дроблению земельных участков. Среди элиты усиливается соперничество за государственные должности. Новые очаги недовольства возникают в быстрорастущих городах, особенно этому способствуют демографические сдвиги, увеличивающие долю молодого населения. Однако недостаточность ресурсов сама по себе оказывается регулятором численности: в результате ухудшения жизненных условий растет смертность; возросшие масштабы насилия приводят к убыли населения как итогу войн и восстаний; падает рождаемость, и исходный баланс восстанавливается, давая толчок новому циклу [3] .

Улучшение здравоохранения, повышение гигиенических стандартов и общий рост уровня жизни с развитием общества приводят к снижению показателей смертности и прекращению автоматического регулирования численности населения за счет естественных факторов. Постепенно рождаемость также адаптируется к этим изменениям, показатели рождаемости снижаются. Однако тот период в истории любой страны, когда смертность уже снизилась, а рождаемость еще не упала, создает наиболее существенный конфликтный потенциал за счет демографических факторов. В этих условиях воспроизводится первая часть рассмотренного выше цикла — рост конкуренции вследствие увеличения населения. Однако вторая его часть — восстановление равновесия — не реализуется. И здесь негативное влияние может оказывать как отсутствие экономического роста, так и быстрый экономический рост, неизбежно сопровождаемый активными структурными сдвигами.

Так, в предреволюционном Иране численность населения, несмотря на пропаганду контроля рождаемости, с 1956 по 1976 г. выросла более чем на три четверти (с 18 955 тыс. до 33491 тыс. человек), накануне революции почти половина населения составляла молодежь в возрасте до 16 лет [4] . При этом в предреволюционные десятилетия Иран развивался чрезвычайно высокими темпами: 8 % в год — в 1962–1970 гг.; 14 % — в 1972–1973; 30 % — в 1973–1974 [5] . Однако это не только не позволило предотвратить нарастание конфликтов в стране, но и усилило конфликтный потенциал за счет активных социальных сдвигов (доля городского населения за 25 лет увеличилась с 28 до 47 %, за 20 лет доля крестьян и сельскохозяйственных рабочих в общей численности занятых уменьшилась с 60 до почти 30 % [6] ).

На Северном Кавказе на протяжении достаточно длительного времени наблюдалась несколько другая картина: снижение смертности не сопровождалось существенным падением рождаемости [7] ; отсутствовал активный экономический рост, что препятствовало появлению новых возможностей и ресурсов, которые могли бы смягчить демографическое давление; но при этом осуществлялись структурные социальные сдвиги, связанные, в частности, с продолжающейся урбанизацией. Последствия данных процессов наиболее остро стали проявляться в послесоветские десятилетия. Конкуренция во многом переместилась с предметов первой необходимости на удовлетворение потребностей более высокого порядка, однако при этом ее конфликтный потенциал сохранился [8] .

В то же время подобное промежуточное положение в рамках демографического перехода не может существовать неопределенно долго. На настоящий момент рождаемость в большинстве северокавказских республик хотя и превышает среднероссийский показатель не выходит за рамки простого воспроизводства населения. Исключение составляет Чеченская Республика, но в данном случае сохраняется вопрос об адекватности исходной информации. Еще более показательна динамика рождаемости сельского населения. Несмотря на меры государственной политики, направленные на обеспечение прироста населения, за исключением Чечни и Дагестана показатели рождаемости в селе также держатся на уровне простого воспроизводства (2 ребенка и менее). При этом их падение в постсоветский период в ряде республик носило драматический характер. Так, с 1990 по 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости в Республике Дагестан снизился более чем на 40 %, в Кабардино-Балкарии — более чем в два раза. Некоторое повышение рождаемости в последующий период принципиально не изменило картину [9] (см. табл. 1.1).

Суммарный коэффициент рождаемости по республикам Северного Кавказа за 1990–2009 гг.



Темпы роста численности населения по Республикам Северного Кавказа


* Чеченская Республика и Республика Ингушетия — данные за 1990 г.

Данные тенденции позволяют многим исследователям вполне справедливо ставить под вопрос адекватность статистического измерения роста численности населения в северокавказских республиках (см. табл. 1.2), особенно в Дагестане, Ингушетии и Чечне [10] . Однако тут необходимо учитывать и обратную закономерность. Если рождаемость регистрируется адекватно, а численность населения завышена, искусственно увеличивается знаменатель при расчете коэффициентов рождаемости и значение показателя становится меньше. Таким образом, можно предположить, что представленная статистика рождаемости несколько преуменьшает реальные величины. Тем не менее это не меняет принципиально общей тенденции — Северный Кавказ приближается к завершению демографического перехода, и при смене поколений фактор высокой рождаемости не должен играть столь важную роль в провоцировании конфликтов, какую он играет сейчас.

Однако представленные данные не позволяют сделать выводы о внутрирегиональных различиях в воспроизводстве населения. То, что подобные различия существуют, подтверждается как мнением демографов [11] , так и нашими собственными полевыми исследованиями. Причем они могут носить многоуровневый характер: различается демографическое поведение городского и сельского населения, отдельных этносов, различных территорий в рамках одного этноса, иногда — соседних сел. Так, в Дагестане рождаемость на 1000 человек населения по сельским районам дифференцируется более чем в два раза, при этом стабильно высокая рождаемость сохраняется в отдаленных аварских горных районах — Цунтинском, Цумадинском, Тляратинском, в одном из горных районов Южного Дагестана — Табасаранском, а также в трех равнинных районах — Карабудахкентском, Хасавюртовском (где много переселенцев из Цумадинского района) и Новолакском [12] . В Карачаево-Черкесии разрыв в рождаемости между районами существенно меньше, во второй половине 2000-х гг. он составлял примерно 30 %. Относительно более высокой рождаемостью отличаются такие районы, как Усть-Джегутинский, Карачаевский, Малокарачаевский, а также Прикубанский. Часть этих районов — карачаевские, часть — со смешанным населением, где карачаевцы соседствуют с этническими группами, завершившими демографический переход (русскими, абазинами и т. п.). Это значит, что рождаемость у карачаевцев в указанных районах должна быть еще выше. С этими районами по данному показателю вполне сопоставимы сельские черкесские районы — Хабезский и Адыге-Хабльский [13] .

Фактор дифференциации стадий демографического перехода также играет немаловажную роль в провоцировании конфликтов. Можно выделить два аспекта данной проблемы.

Наряду с процессами естественного прироста населения важнейшим фактором, формирующим конфликтный потенциал на Северном Кавказе, является миграция. Население Северного Кавказа достаточно мобильно, что связано и с традициями отходничества (выезда на заработки в другие регионы), развивавшимися в досоветское и в советское время; и с экономическими и социальными изменениями, происходившими в советский период; и с глубиной и продолжительностью постсоветского трансформационного кризиса. Наиболее распространенными миграционными стратегиями людей являются:

• миграция с гор на равнину;

• миграция из села в город (урбанизация);

• миграция из республик Северного Кавказа в другие регионы.

К основным направлениям выезда коренного населения из национальных республик Северного Кавказа можно отнести:

• крупные российские города (в первую очередь это Мос к ва и Санкт-Петербург);

• северные территории, где ведется нефтедобыча;

• южные сельскохозяйственные территории за пределами национальных республик.

Хотя урбанизация также является разновидностью миграции, а именно миграцией из села в город, ее особая значимость и в происходящих на Северном Кавказе трансформационных процессах, и в формировании конфликтного потенциала на данных территориях заставляет рассмотреть ее более подробно.

В постсоветский период процессы урбанизации претерпели драматические перемены. К основным характеристикам данных процессов можно отнести:

• массовое получение высшего образования в городах выходцами с сельских территорий с закреплением значительной их части в городе на постоянное место жительства;

• приток сельских мигрантов в город с целью получения работы;

• покупка в городах недвижимости обеспеченными сельскими жителями как способ сохранения сбережений и демонстративного потребления, а также как база для последующей миграции;

• активное развитие пригородов и формирование городских агломераций, особенно в регионах с ограниченной транспортной доступностью крупного города.

В первую очередь данные процессы были характерны для региональных столиц [35] .

В этих условиях массовое получение высшего образования северокавказской молодежью создает завышенные ожидания, которым во многом не суждено сбыться. Ограниченность спроса на высококвалифицированную рабочую силу консервирует возможность максимально широкого использования личных связей при устройстве на работу. В то же время качество высшего образования в северокавказских вузах далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Разрыв между ожиданиями и действительностью порождает потенциал для конфликтов. Молодым людям часто приходится либо возвращаться к себе в село, где образование вообще оказывается ненужным, либо выезжать за пределы республик, где, как уже упоминалось выше, их поджидают свои конфликты и разочарования [37] .

С другой стороны, городская среда существенно отличается от сельского социума, привычного для негородской молодежи. Рассмотрим институциональное воздействие города на выходцев из села на примере Махачкалы.

Особый класс конфликтов порождается процессом формирования агломераций. Земли вокруг крупных городов приобретают особую ценность. В условиях неурегулированности вопросов земельной собственности, пересекающихся прав на землю, активного притока мигрантов здесь возникает целый комплекс противоречий с серьезным потенциалом их насильственного разрешения. Городские власти пытаются установить свой формальный и фактический контроль над этими землями, что также не обходится без конфликтов. Проживающие в пригородах сообщества теряют легитимные формы представительства в рамках местного самоуправления и вынуждены отстаивать свои интересы насильственным путем [42] .

Таким образом, в условиях активной урбанизации в северокавказских городах можно обнаружить по меньшей мере четыре долговременных фактора, формирующих конфликтный потенциал:

2) синдром мигрантов первого поколения;

3) ограничение вертикальных лифтов в соответствии со способностями и квалификацией в условиях системы продвижения, не связанной с личными заслугами (заметим, что лозунгом большинства социальных революций было открытие карьер талантам);

4) несоответствие социальных ожиданий выпускников вузов реальному уровню знаний и квалификации.

Есть ли шанс, что проблема, как и в случае с естественным приростом населения, в обозримом периоде времени рассосется сама и конфликтный потенциал постепенно сойдет на нет? Завершение демографического перехода в сельской местности будет способствовать движению в данном направлении. В то же время на настоящий момент существуют серьезные контртенденции, которые не позволяют делать однозначные выводы в данном вопросе. К ним можно отнести:

• неисчерпанность урбанизации, продолжающийся приток сельских мигрантов в город, стимулируемый в том числе и практически всеобщим стремлением к получению высшего образования;

• отрицательный отбор, связанный с отъездом наиболее инициативных и квалифицированных горожан за пределы Северо-Кавказского региона.

1.2. Институциональная структура власти и общества: факторы конфликтности

Дисфункция государственных институтов

Между тем попытки проведения подобной политики в других странах, характеризующихся аналогичными проблемами, часто не давали ожидаемого эффекта, а иногда приводили и к существенному ухудшению ситуации. Исследователи развивающихся стран, в первую очередь подверженных аналогичным недугам, задались вопросом о причинах подобных провалов. Выяснилось, что корни проблем лежат гораздо глубже недобросовестности чиновников или продажности политиков. Можно выделить несколько актуальных для Северного Кавказа исследований данной проблематики.

Кроме того, для подобных режимов характерна регулярная ротация кадров на верхнем уровне управления, чтобы препятствовать установлению длительных и потенциально опасных для правителя связей внутри и между агентствами. Это неизбежно вносит сумятицу в проведение преобразований, дестимулирует непосредственных исполнителей центральной политики на местах и способствует их неформальным связям с местными элитами. Таким образом, фрагментация социального контроля на местах оказывается напрямую связанной с отсутствием консолидации власти в центре, а именно с наличием автономных центров власти, как в рамках государства, так и вне его (в среде крупного бизнеса).

Северный Кавказ является самой многонациональной территорией Российского государства. Подобный фактор обуславливает опасность территориальной целостности страны при возникновении межнациональных, религиозных и этнических конфликтов. Это не могло не найти отражение, когда формировалась внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы 20-го столетия.

Национальный состав Северного Кавказа

Северный Кавказ занимает одно из лидирующих мест по количеству проживающего на его территории населения. Анализируя демографическую статистику, можно прийти к выводу, что количество жителей Кавказа увеличивается в геометрической прогрессии. Так, в 2002 году здесь проживало порядка 6 миллионов человек. Проводимая в 2010 году перепись населения засвидетельствовала колоссальный скачок возрастания данного показателя до 14,8 млн человек.

Национальный состав Северного Кавказа многообразен. Это обусловлено тем, что в его состав включены 7 крупных регионов: Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия. При этом население Дагестана составляет около 3 000 000 человек, Чечни — более 1 000 000 жителей.


На столь компактной территории сосредоточено более 150 наций, этнических групп и коренных народов. Очень часто среди жителей региона возникают крупные конфронтации, которые перерастают в непримиримые конфликты. Кроме того, после распада СССР возникла тенденция противостояния мусульманского мира и православного, что обусловило отток русских жителей с территории Кавказа. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы причины имела объективные, которые требовали молниеносного разрешения.

Причины нарастания конфронтации на территории Северного Кавказа

После распада СССР Северный Кавказ имел большой спектр нерешенных вопросов. Иными словами, демократические процессы, которые затронули всю территорию России, встретились с многочисленными проблемами, тормозящими развитие региона.

Во-первых, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы не была полностью продумана. Несмотря на то что жители региона обладали всеми правами наравне с русским населением, у власти существовало непоколебимое мнение о том, что представители данных народов не могут осуществлять грамотную политику на территории субъекта. Иными словами, федеральные власти полностью не доверяли местным чиновникам, проживающим исконно на Северном Кавказе. Единственный способ разрешения сложившейся ситуации был найден в виде управления республиками чиновниками из Москвы.

Кроме того, не следует забывать о том, что непродуманная внутренняя политика на Северном Кавказе стала камнем преткновения в экономическом развитии субъекта. Развитие промышленного комплекса происходило по остаточному принципу. Кроме того, население стало обладателем полуразрушенной экологической системы, разграбленных природных ресурсов. Не выделялась и социальная инфраструктура региона. Большинство небольших поселков и сел не имели школ и больниц, что накладывало отпечаток на благополучие жизни населения. Все это стало последствием того, что внутренняя политика на Северном Кавказе была полностью не проработана федеральными властями.

Во-вторых, на территории указанного региона существовали неразрешенные проблемы, связанные с репрессированными гражданами во времена ВОВ. Ни федеральные, ни местные власти, присланные из Москвы, не старались разрешить подобный казус, что нагнетало и без того конфронтационную обстановку.

В-третьих, экономическая отсталость региона существенным образом сказалась на благополучии населения. Невыплата заработных плат, безработица стали детерминантами развития пьянства, правонарушений, наркомании и других социальных проблем.

В-четвертых, стали обостряться территориальные проблемы. Многочисленные народы начали претендовать на соседние территории, на спорные земли. Все больше притязаний стали оказывать разделенные народы, к которым относят осетин, лезгин, ногайцев и др.

В-пятых, рост безработицы, что вызвало рост преступности и терроризма. Это стало проблемой как на местном, так и на федеральном уровне. Усилилась тенденция к появлению религиозно-национальных группировок, которые стали оказывать прямое влияние на чиновников, лоббируя свои интересы.

Все эти факты требовали того, чтобы изменилась внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины не исчерпываются перечисленным списком, так как напряженность возрастала с каждым годом.

Черная страница в истории Чечни

Внутренняя политика России на Северном Кавказе не представляется полноценной без анализа событий, которые развернулись в 90-е годы в Чечне. Усложнение отношений в регионе произошло в период правления Дудаева, когда проводилась политика геноцида русского, еврейского и армянского населения, проживающего на этой территории. Так как ущемление прав народов является прямым и грубым нарушением норм международного и российского права, политика притеснения не выводилась на официальный уровень, но и не подавлялась существующими властями и правоохранительными органами.


Чистка русскоязычного населения была всеобъемлющей в столице региона — городе Грозном. Семьи подвергались грабежам, нападениям. Обыденным делом стали убийства. Это стало основой для утечки образованного населения, которое составляло костяк для экономического, научного и культурного развития субъекта. Таким образом, период правления Дудаева можно считать черной страницей в истории Северного Кавказа.

Революция в Чечне, или Первые шаги к разрешению конфликта на Северном Кавказе

Радикальная политика Дудаева не могла остаться без откликов оппозиционных сил, которые наращивали свое влияние. Весной оппозиция была готова провести референдум обо всех насущных вопросах, которые касались дальнейшей жизни Чечни. Однако Дудаев решил перейти к насильственным методам борьбы с несогласными, что вызвало многочисленные жертвы среди населения.


Мощная техника Дудаева была направлена на здание милиции, в котором хранилась документация для будущего референдума. Танки уничтожили здание. Служащие милиции были убиты. Это стало финальной точкой, которая подтверждала окончание мирного процесса на территории региона.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе перешла в более агрессивное русло. Оппозиция заручилась поддержкой Кремля. Первые единицы российской военной техники прибыли в регион, замышлялся поход на столицу Чечни. Однако он был полностью провален. Дудаев был полностью готов к отражению военной мощи оппозиции. Оппозиционные силы потерпели колоссальные технические и людские потери. Дух армии был подавлен.


Первая Чеченская война

После провала операции в Чечне была изменена внутренняя политика России на Северном Кавказе, причины, участники которой постоянно менялись. Первостепенную роль на новой ветке конфликта стали играть российские войска, которые должны были вступить на территорию Грозного как миротворческие силы. Но этого не случилось.


Многочисленные удары по Грозному, зачистки сделали возможным провозглашение военной администрации на территории Чечни, к которой перешло управление. Подобная развязка была невыгодна Кремлю, так как существовал риск усиления мощи военной хунты. Внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы, кратко говоря, повернула в другое русло. Начались наступления сил Басаева, что вызвало проигрыш российских войск и, как следствие, заключение Хасавюртовских соглашений.

Итоги первой Чеченской войны

Безусловно, Чеченская война не прошла бесследно. Трансформация оказалась очень внушительна. Во-первых, произошла перестановка политических сил в регионе. Демократические силы полностью утратили поддержку в Чечне. Все деятели оппозиции либо были убиты во время вооруженных конфликтов, либо бежали в Москву. Кроме того, пала сама идея демократических преобразований в консервативной республике, где заправляли религиозные группировки.

Во-вторых, не было единства и среди националистических исламистских группировок. Это связано с тем, что большое распространение получила радикальная направленность ислама — ваххабизм. Его представители провозгласили на территории Чечни политику джихада. Самым ярым сторонником стал Басаев, за которым потянулась радикально настроенная молодежь.

Таким образом, можно констатировать, что внутренняя политика России на Северном Кавказе 1990-2011 годов привнесла существенные изменения в жизнь региона.

В преддверии новой войны в Чечне

К началу XXI столетия обстановка в Чечне ухудшилась. Все больший авторитет стала набирать группировка Басаева. Грозный стал рассадником террористов. Угроза обрела всеобъемлющий характер. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе, кратко говоря, должна была отвечать новым вызовам и угрозам.

Последней каплей, которая сыграла решающую роль, стало вторжение в Дагестан. Активизировались консервативные силы региона, которые возглавлял Кадыров. Они смогли переосмыслить идею национального государства Чечня, навязывание ложной идеологии ваххабизма и политики джихада.

Вторая Чеченская война

Консервативные силы Чечни, несмотря на собственные взгляды, смогли переосмыслить союз с Россией. Сильная армия, разработанные военные тактики стали прекрасным подспорьем в борьбе с радикалами. Сторонники Кадырова безропотно отдавали свои территории российским военным, тем самым оказывая всестороннюю помощь в вооруженном конфликте. Со временем ЧРИ перешла под контроль российских военных. Масхадов — лидер республики - перешел на сторону ваххабитов, уйдя в подполье. В 2005 году он был ликвидирован.


Итоги Чеченской войны

В результате войны в Чечне к власти пришел Ахмад Кадыров. В 2003 году, по результатам демократических выборов, лидер был провозглашен президентом Чеченской республики. Тесное сотрудничество с Россией дало свои преимущества. Началось восстановление инфраструктуры региона. Мирное население получило возможность получать социальные услуги в полном объеме. Кроме того, произошла консолидация власти. Демократические, консервативные группировки пришли к единому знаменателю, что гарантировало политическую стабильность в Чечне.


Негативные последствия Чеченской войны

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренняя политика РФ на территории Северного Кавказа существенно трансформировалась. Однако проблемы существуют и на сегодняшний день. Только всестороннее внимание к этому субъекту позволит стабилизировать обстановку в многонациональном регионе России.

Северный Кавказ можно определить как самый взрывоопасный этнически конфликтный район в Российской Федерации. Главная причина конфликтов — недостаток пригодных земель при высокой плотности населения.

Исторически этнические границы не были постоянными. Народы перемещались по территории Кавказа, перемешивались, менялись территориально-государственные устройства: государство Мансура, имамат Шамиля, Республика горцев Северного Кавказа, Северо-Кавказское эмиратство, Горская Советская Республика. Однако единого государства на Северном Кавказе так и не получилось. При образовании СССР в Российскую Федерацию вошли Горская и Дагестанская автономные республики, Адыгейская, Кабардино-Балкарская, Чеченская автономные области. В юнце существования СССР в Россию входили Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская автономные республики, Адыгейская и Карачаево-Черкесская автономные области. Ныне в России находятся республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия—Алания, Чечня. За последние 200 лет территории национальных образований характеризовались большой неустойчивостью. Некоторые республики образовывались, преобразовывались, упразднялись и воссоздавались.

Возьмем в качестве примера территорию бывшей Чечено-Ингушетии. В 1810 г. ингуши приняли подданство России, чеченцы этому противились. Образовавшийся в 1834 г. имамат Шамиля включал в себя территорию Дагестана, а потом Чечни. В конце 50-х гг. XIX в. Чечня и Дагестан насильственно были присоединены к России, войдя затем в Терскую область.

В 1918 г. она была объявлена Терской автономной советской республикой в составе РСФСР, а в 1920 г. переименована в Горскую АССР. В 1922 г. из нее выделилась Чечено-Ингушская автономная область (с 1936 г. — автономная республика). В 1944 г. чеченцы и ингуши были изгнаны со своих земель, на которых также насильственно расселены народы горской Осетии, Грузии и разрушенных войной западных областей Белоруссии, Украины, России. В 1957 г. чеченцы и ингуши были реабилитированы, а республика восстановлена со значительными территориальными изменениями. В состав нынешней Чечни включены два района Ставропольского края.

Северная Осетия вернула Чечено-Ингушетии четыре района, жители которых вторично подверглись насильственному переселению. Пригородный район, в котором до депортации проживали ингуши и который практически слился с Владикавказом, остался в Северной Осетии. В порядке компенсации ингуши дополнительно расселились в трех районах Ставропольского края. В начале 90-х гг. Чечня отделилась от Ингушетии и объявила себя де-факто суверенной. Ингуши не желают мириться с потерей Пригородного района. Президентом России было принято решение о возвращении ингушей в четыре населенных пункта Пригородного района[593]. Осетины этому противятся. Этот вопрос не может быть решен с позиций требований одного или другого народа. Более того, исторически в этом районе проживали разные народы, а вместе с ними — русские казаки, в результате геноцида которых в 1918—1921 гг. их земли, жилища и имущество были переданы спустившимся с гор ингушам. Социальная и территориальная реабилитация казачества предполагает возвращение их в свои станицы. И требования такие есть.

И хотя закон оговаривает, что возврат территорий должен проводиться без нанесения ущерба интересам сегодняшних жителей данных земель, это мало кого сдерживает. Территориальные претензии на Северном Кавказе обнаружились не только между осетинами и ингушами, ингушами и казаками, но и между кабардинцами и балкарцами, ингушами и чеченцами, кумыками и лакцами и т.д.

Территориальные притязания множатся от сепаратистско-экстремист-ских стремлений к недосягаемой в данном регионе мононациональной государственности. Примеру одноэтнических Чечни и Ингушетии готовы были следовать национальные движения кумыков, лезгин, ногайцев, кабардинцев, балкарцев и других народов. В 1992 г. в одной только Карачаево-Черкесии было самопровозглашено пять национально-государственных образований. А каждое новое образование автоматически ведет к уточнению и фактически — к переделу территорий, т.е. к взаимонасилию.

Краткий историко-политологический очерк Северного Кавказа обусловлен криминологическими интересами. Без элементарного уяснения истории перемещения народов в этом регионе нельзя адекватно исследовать тенденции настоящей и прогнозируемой преступности на основе межнациональных конфликтов на российском Северном Кавказе. При этом следует помнить: узел его межнациональных отношений увязан с аналогичными проблемами всего Кавказа, т.е. Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении.

Из многочисленных северокавказских конфликтов остановимся на двух: между ингушами и осетинами, между чеченцами Дудаева и пророссийским населением Чечни.

В конфликте участвовали более тысячи человек, 14 из них (10 осетин и четыре ингуша) получили телесные повреждения различной тяжести. После этого конфликт углублялся периодическими взаимными нападениями. В июле 1991 г. в Пригородном районе расследовалось 27 уголовных дел об умышленных убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, грабежах, поджогах, совершенных на основе межнациональных столкновений ингушей и осетин. В связи с этим на территории Пригородного района было введено чрезвычайное положение, которое возобновляется и продлевается уже несколько лет.

Под предлогом ожидаемого нападения ингушей 1 ноября 1992 г. российские войска начали обстрел населенных пунктов их компактного проживания в Пригородном районе с целью вытеснения в Ингушетию и разведения конфликтующих сторон. За регулярными войсками, однако, шли осетинские боевики, которые совершали убийства, грабежи, разбои, поджоги и кражи. По материалам расследования, в эти дни погибли 546 человек, из них 407 ингушей и 105 осетин.

Среди погибших — 41 женщина (33 ингушки и пять осетинок), 49 стариков (42 ингуша и семеро осетин). По другим подсчетам, с той и другой стороны убиты 1 300 человек и 400 пропали без вести[594].

После этих событий к изгнанным в 1944 г. из Пригородного района ингушам прибавились тысячи беженцев 1992 г. Возвращение этих лиц в места прежнего проживания остается бескомпромиссным условием ингушской стороны. Осетины увязывают их возвращение с обустройством (за счет ингушей) осевших в Северной Осетии тысяч беженцев, изгнанных грузинами из Южной Осетии. Упоминавшийся Указ Президента РФ от 13 декабря 1993 г. подтвердил статус Пригородного района как территории Северной Осетии и предписал возвращение ингушей — беженцев и вынужденных переселенцев в места их прежнего компактного проживания, на первом этапе — в населенные пункты Чермен, Дангорн, Дачное и Куртат. Однако этот указ не выполняется осетинской стороной.

Конфликтная ситуация между ингушами и осетинами остается не до конца разрешенной. Есть достаточно оснований полагать, что беспрецедентный террористический акт в Беслане, в совершении которого кроме чеченских и арабских участвовали и ингушские бандиты, что свидетельствует об объединении террористических групп разных национальностей. Учитывая напряженные отношения между осетинами и ингушами, организаторы теракта, как уже отмечалось, рассчитывали столкнуть эти народы на путь вооруженной борьбы и тем самым взорвать хрупкое равновесие на Северном Кавказе.

В первые годы она как субъект РФ экономически поддерживалась Россией. В последнее время режим Дудаева существовал за счет противоправной деятельности и помощи некоторых кругов исламских государств, в связи с чем Чечня стала рассадником преступности и терроризма.

Наряду с ними в Чечне совершались другие преступные посягательства. Например, только в 1993 г. на ее территории подверглись нападению 559 поездов, разграблено около 4 тыс. вагонов и контейнеров на общую сумму 11,5 млрд руб. При поддержке властей Чечни на ее территории скрывался от правосудия России 1 201 преступник. В этой республике в 1991—1994 гг. были подготовлены семь террористических акций захвата заложников и угона воздушных судов. Чечня наводнила Россию фальшивыми денежными купюрами (около 3 , 7 млрд руб., в ценах тех лет). При активном участии чеченских преступных группировок были организованы хищения денежных средств в России с помощью фальшивых авизо и других способов на общую сумму около 4 трлн руб.

Дудаевцы насильственно захватили в воинских частях России около 50 танков, 80 единиц бронетехники, 2 тыс. орудий и минометов, до 50 тыс. единиц стрелкового вооружения и около 200 самолетов. Это и вновь покупаемое оружие было поставлено незаконным вооруженным формированиям, в том числе бывшим преступникам и наемникам. Экономика Чечни полностью разграблена и разрушена дудаевским окружением, социальная сфера свернута. Из-за нищеты, разбоев и грабежей из республики бежало более 350 тыс. населения, главным образом, русскоязычного. Из Грозного неоднократно звучали угрозы ядерного терроризма путем взрыва атомных станций и других стратегических объектов в России.

Федеральная власть, несколько окрепшая в 1994 г., вдруг осознала свое попустительство не признанному никем преступному режиму Дудаева, который благодаря такому потворству действительно стал представлять огромную опасность для населения Чечни, народов России, целостности страны. В середине 1994 г. чеченский народ раскололся на защитников Дудаева и защитников оппозиции, которую поддержали российские власти. Между ними начались вооруженные столкновения.

11 декабря 1994 г., как было объявлено федеральными властями, с целью смещения дудаевского режима, разоружения незаконных вооруженных формирований и восстановления правопорядка, нормальной жизни и хозяйственной деятельности в Чечню были введены войска МВД и Минобороны России. Дудаев и его окружение отказались добровольно разоружить незаконные вооруженные формирования и решить судьбу Чечни путем переговоров. Не проявляли в этом особой настойчивости и федеральные власти, так как маховик войны был запущен. Грозный был окружен, подвергнут бомбовым и ракетным ударам, от которых гибли мирные люди.

Оставляя анализ данной войны политологам, военным историкам и следственно-судебным органам, скажем лишь о людских потерях в ней. По данным Министерства обороны РФ, по состоянию на 30 августа 1996 г. в Чечне погибли 2 837 человек (459 офицеров, 87 прапорщиков, 2 291 солдат и сержант), ранены 15 270 человек (1 247 офицеров и прапорщиков, 12 023 солдата и сержанта), пропали без вести 337 человек (36 офицеров, восемь прапорщиков и 293 солдата и сержанта)[597]. И после этого убийство людей не прекратилось. Потери Минобороны России были не меньшими, чем потери во внутренних войсках МВД России, среди личного состава ФСБ России, пограничных войск и в других военных формированиях. Официальное число погибших военнослужащих силовых ведомств — более 4 тыс. человек. По некоторым данным, число погибших военнослужащих силовых ведомств за 10 лет в российско-чеченском конфликте в 2 раз больше, чем погибло наших военнослужащих в Афганистане примерно за такой же период времени, т.е. около 25—30 тыс. человек. Но точных и обобщенных данных нет. По оценкам чеченских властей, общее число жертв конфликта в Чечне превысило 200 тыс. человек[598], о чем подробно говорилось в предыдущих главах. Жертвами войны, которым был причинен моральный, материальный и физический вред, стали сотни тысяч человек. И если причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности одному человеку квалифицируется как тот или иной состав преступления, то гибель и ранения сотен тысяч людей в результате легкомысленных и безответственных решений государственных должностных лиц не могут быть безнаказанными, как не могут быть безнаказанными террористические акты чеченских боевиков, которые до сих пор находятся на свободе.

Реальность же такова: те, кто посылал тысячи людей на верную и никому не нужную смерть или на убийство мирных жителей, не несут никакой ответственности, а те, кто пытался предотвратить преступную войну или спасти подчиненных от неминуемой смерти (например, майор Зонтов из пензенского ОМОНа), наказываются.

В сложившейся ситуации дудаевский режим делал ставку на национальный и религиозный факторы, внушая чеченцам, что война ведется против чеченского народа и ислама, призывая чеченцев, мусульман других стран к газавату — священной войне с Россией. При всех этих призывах нет достаточных оснований для бесспорного вывода о том, что конфликт между дудаевским режимом и федеральными властями является межнациональным столкновением между чеченцами и русскими. Националистическая чеченская религиозная мусульманская идея служит дымовой завесой для обмана народа, укрепления преступного режима и чеченской организованной преступности, поддерживаемых криминальными кругами России. Нельзя исключить участия в этом внешних и внутренних сил, заинтересованных в разрушении России. Для такого вывода имеется множество прямых и косвенных доказательств[599]. Они противоречивы и могут быть стыкованы лишь при установлении реальных пружин чеченского конфликта.

История даст объективную оценку этим событиям. Для нас важно отметить другое: и в этой кровопролитной преступной межнациональной бойне на поверхности столкнулись те же принципы: право наций на самоопределение и целостность государства. Есть одно существенное уточнение: эти принципы в данном случае являются более очевидным прикрытием ожесточенной борьбы за власть и собственность в Чечне, где чеченский и другие народы выполняют незавидную функцию разменной монеты.

Читайте также: