Александр i трагедия реформатора и либерала кратко

Обновлено: 25.06.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Почему я выбрала эту тему? 1

Либеральный период царствования Александра I. 3

Внешняя политика России в период правления Александра I, появление консервативных взглядов. 10

Консервативный период царствования Александра I. 12

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Почему я выбрала эту тему?

Александр I царствовал с 1801 по 1825 г. Его нельзя назвать гениальным правителем или полководцем. В годы его правления было совершено много ошибок (например, введение войск в Австрию, отказ поделить Пруссию в Тильзите, малое количество реформ для облегчения крестьянского бытия и др.).

Александру I очень повезло с эпохой: в годы его правления произошла война с Наполеоном, зародилось декабристское движение, Россия обрела мощный авторитет в Европе на несколько десятилетий. Во многом из-за этого именно эпоха Александра I подарила нам А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова (не говоря уже о В.А.Жуковском, Е.А.Баратынском, И.А.Крылове…), а также О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, В.Л.Боровиковского.

Я считаю период царствования Александра I одним из самых ярких периодов в истории России, во многом из-за этого я выбрала такую тему.

Выбор пути очень часто стоял перед Россией. Он стоит и сейчас. Одни политики предлагают нам вернуться к недалекому прошлому, когда государство планировало производство, устанавливало цены, определяло зарплату; другие считают, что наилучшим вариантом для России будет возвращение к дореволюционным устоям и даже восстановление монархии; есть и такие люди, которые думают, что будущее России – рынок, свободные выборы, независимость СМИ.

Однако невозможно думать о будущем, не обращаясь к прошлому, а оно в свою очередь преподает нам важные уроки. Во-первых, пятиться назад невозможно и противоестественно. Во-вторых, навязывать новые реформы и законы людям, не понимающим и не принимающим их, бессмысленно, потому что это вызовет сопротивление, затем ответную жестокость и в итоге превратит государство в деспота.

По-моему, лучше всего, когда реформы принимаются большинством. Для этого нужно не только разъяснять, но и проводить их с таким учетом, чтобы получающий многое, жертвовал многим. Это будет справедливо. В этом я постараюсь убедить вас чуть ниже.

Либеральный период царствования Александра I.

Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, ре­спубликанец и демократ по убеждениям. Но Александр не восхищался бабушкой, а наоборот жестоко и насмешливо критиковал екатерининский двор и презирал ее придворных.

В юности он мечтал о свободных учреждениях для страны (constitution libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу он видел в том, чтобы привести государство к идеальному порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно.

К началу XIX в. была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма, в которой говорилось о свободе личности, деятель­ности, преобладании индивидуальных интересов над кол­лективными. Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закреплен­ных в законе. В экономике учение либерализма подразумевало свободу конкурен­ции и свободы договора работодателя и работника.

Однако идеи либерализма все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономиче­ским строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки их внедрения в жизнь страны порождали множество проти­воречий, но и оставить все как есть было невозможно, потому что от этого зависел престиж страны в Европе.

В 1801 г. Александром I были восстановлены отмененные при его отце Жалованные грамоты дворянству и городам, было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам, купцам, священникам и дьяконам, были помилованы все подвергшиеся наказанию без суда. Разрешено было вновь открыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда за границу. Здесь видно, что Александр не только не боялся распространения западных либеральных идей в обществе, но и приветствовал их.

С этой же целью он провел реформу народного просвещения, по которой в 1804 г. были учреждены уездные училища, губернские гимназии и университеты. В 1805 г. в России было 3 университета. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечите­лями во главе. По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства. Тем самым впервые в России появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый культурный рост российского общества. Прежде всего, это относилось к появлению ши­рокого круга европейски образованного дворянства.

В результате деятельности комитета в 1802 г. устаревшая система петровских коллегий была заменена си­стемой министерств (иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения)

Многие либеральные реформы связаны с деятельностью М.М.Сперанского. С 1810 г. предполагалось начать реализацию его программы реформ. Она развивала идеи разделения властей, заложенные Екате­риной II. Эти реформы были настолько радикальны, что осуществить их в России удалось лишь в 1905 — 1917 гг. Высшая законодательная власть оставалась в руках императора. Предусматривалось создание предста­вительных органов власти снизу доверху (волостных, уездных, губернских) и Государственной думы.

Государ­ственная дума обладала правом рассматривать и одоб­рять проекты законов и государственный бюджет, вносить предложения по поводу нужд народа и злоупотреблений местных властей. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капита­лами, включая государственных крестьян. Сенат превра­щался в высшую судебную инстанцию, избираемую Думой и утверждаемую царем. Для координации дейс­твий Думы и правительства учреждался Государствен­ный совет. Однако фактически в 1810 г. был создан лишь Государственный совет.

Также продолжались попытки создания конституционных проектов и проектов ликвидации крепостного права в России. В отличие от европейской буржуазии, чьи эко­номические и политические интересы полностью совпа­дали с либеральными ценностями и идеалами, либера­лизм Александра I и верхов дворянства был непоследова­тельным. Либеральные ценности и экономические инте­ресы дворянства совпадали лишь частично.

Российское дворянство все более европеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворян­ством. Их экономические и духовные интересы совпа­дали. На землях Новороссии появились помещичьи хо­зяйства, работавшие на европейский рынок. В связи с этим богатейшие землевладельцы выступали против утвердившейся со времен Петра I протекционистской, т. е. защитительной по отношению к внутреннему рынку, таможенной политики правительства. Они рато­вали за введение либерального принципа свободной тор­говли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разре­шило помещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важнейший южный торговый порт России — Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли.

В 1800 — 1806 гг. прави­тельство разрешило беспошлинный ввоз из Европы паро­вых и сельскохозяйственных машин. Это была попытка решить проблему развития хозяйства техническим путем, не прибегая к ломке сложившихся общественных отношений. Тем самым проблема интенсификации хо­зяйства противопоставлялась проблеме модернизации об­щественного строя.

Сословные интересы купечества и государственных крестьян стали учитываться более полно. К началу XVIII в. на предприятиях все шире распространялся воль­нонаемный труд. И уже к 1825 г. более половины рабо­чих в промышленности были вольнонаемными. В хлопча­тобумажной, шелковой и кожевенной промышленности они составляли большинство.

Крепостные мануфактуры зачастую оказывались менее доходными. Особенно мало­производительным был труд приписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобождена от завод­ских работ и переведена на положение государственных крестьян. Условия покупки рабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещиков.

Однако влияние либерализма резко ограничивалось влиянием имперского, великодержавного сознания. В конце XVIII- начале XIX в. эти ценности в общем совпадали. Однако кризис идеологии Просвещения в результате Великой французской революции и распространения идеологии консерватизма в ходе борьбы с наполеоновской Францией все больше увеличи­вал противоречие между ними. Место либеральных ценностей постепенно замещали ценности национального сплочения под лозунгом незыблемости самодержавия. Этому способствовали внешнеполитические события.

Внешняя политика России в период правления Александра I, появление консервативных взглядов.

В июне 1807 г. русская армия потерпела поражение под Фридландом. Летом 1807 г. был подписан Тилъзитский мир. Россия была вынуждена присоединиться к Континен­тальной блокаде Англии (т. е. прервать всякую торговлю с ней).

Консервативный период царствования Александра I.

Победа в Отечественной войне и успех заграничного похода русской армии, взятие Парижа не привели, как в 1613 г., к национальному согласию после войны. Напротив, каждый сделал свои выводы.

Крепостные крестьяне, воевавшие в ополчении и партизанских отрядах, считали, что справедливый царь, освободитель Европы, масть которого они защищали, должен дать им свободу от крепостной зависимости. Дворянские офицеры, мно­гие из которых и до войны были либералами, укрепились в идее необходимости ликвидации царской власти и введения в России демократических свобод. Александр I, в свою очередь, считал, что народ сплотил в войне идеал самодержавия, который сильнее либеральных идей. Общность интересов объединила его с европейскими кон­серваторами, боровшимися против революционного дви­жения, за сохранение, вопреки воле народов, феодально-абсолютистских режимов.

В 1814 г. в Вене был созван конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве. По венским соглаше­ниям в состав России перешла значительная часть Польши вместе с Варшавой. Александр I предоставил Польше конституцию и созвал сейм.

Смена направления внешней политики сопровождалась изменениями во внутренней политике. Главной их приметой стал принципиальный отказ от либеральных реформ, попытка опереться на консервативные силы и идеалы общества. Александр I стал расценивать либеральные реформы как гибельную политику, как путь к революции.

Страх перед реформами стал особенно характерен для Александра I после солдатских волнений 1820 г. в гвардейском Семеновском полку. Заранее настроенный против революционных идей, царь приписал причину выступления их влиянию.

Александр I занимался делами международной политики, решая за­дачу предотвращения распространения революционных идей.

Большое внимание царь уделял организации военных поселений, идея создания которых принадлежала А.А.Арак­чееву. Главной целью их создания было уменьшение го­сударственных расходов на содержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты с се­мьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисци­плине: на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключались по предписанию начальства.

К концу царствования Александра I в военных посе­лениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания посе­ленцев стали одними из основных форм крестьянского движения в первой трети XIX в. Особенно сильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородской губернии.

В России зародился рево­люционный либерализм. Его приверженцами стали представители дворян­ской интеллигенции, прежде всего офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода. Пребыва­ние в Европе позволило им убедиться в преимуществах общественного и политического строя европейских госу­дарств.

К Южному обществу в 1825 г. примкнуло Общество соединенных славян, ставившее задачей создание демо­кратической федерации стран со славянским и неславян­ским населением: России, Польши, Чехии, Сербии, Вен­грии, Молдавии и Валахии.

Выступление декабристов произошло 14 декабря 1825 г., сразу после смерти Александра I, во время путаницы с присягой. Революционерам не удалось добиться своих целей, пятеро декабристов (П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П. Бесстужев-Рюмин) по приговору суда были пове­шены, более 100 человек осуждены на каторгу, на за­ключение в крепостях и разжало­ваны в солдаты.

Идеи декабристов стали знаменем рос­сийского либерализма, на протяжении XIX и начала XX в. пытавшегося воплотить их в жизнь. Кровь декабристов навсегда разделила в России интеллигенцию и государство.

Вывод.

Безусловно, либеральная политика принесла больше пользы для России, нежели консервативная. Идеи либерализма поддерживали самые прогрессивные страны Европы. В либеральный период правления Александром I был усовершенствован государственный аппарат, улучшены условия торговли, сельского хозяйства, произошли существенные изменения в лучшую сторону в образовании. Консерватизм способствовал разве что сплочению русского народа (хотя не известно, как бы повел себя народ в либеральном государстве).

Большинство слоев населения не приветствовало либерализм, т.к. не понимало его плюсов и не думало о будущем.

Либеральные ценности дворянской интеллигенции и ее реальные экономические интересы, связанные с крепостным поместьем, роковым образом расходились. Поэтому поддержка декабристов среди дво­рянства была ничтожной.

Экономические интересы крес­тьянства были связаны с отменой крепостного права. Но в их системе ценностей главное место занимала царская власть, которая противилась этой отмене.

Купцы, будущая буржуазия, стратегические экономиче­ские интересы которых, казалось бы, были связаны с буржуазными реформами, предпочитали им сиюминут­ные интересы и ценности знатного положения, стремясь к переходу в дворянство и чиновничество. Таким обра­зом, социальная база либеральных реформ размывалась.

В итоге тенденции к либеральным реформам не находили достаточно мощной общественной поддержки. В то же время сторонниками традиционных ценностей, носите­лем которых провозглашало себя самодержавие, были самые широкие слои населения.

Насильственное введение консервативных реформ вызвало сопротивление со стороны населения (восстание декабристов и менее значительные волнения), а вместе с тем и разногласия в обществе.

Может быть, в невнедрении либерализма есть и кое-что положительное, потому что либеральное государство с неликвидированным крепостным правом – нонсенс, а в своей политике Александр I заботился только о государственных крестьянах и о крестьянах Прибалтики.

Интеллигенция навсегда отделилась от правительства.

Заслуга Александра I в том, что при нем Россия приобрела значительный авторитет в мире, российский народ сплотился и поверил в свою силу, а также огромное культурное значение.

Обществознание

С каждым годом жизнь становится сложнее, и пробиться молодому поколению теперь не так-то просто. А ведь вузы выпускают специалистов каждый год, и лишь маленький процент из них работает по профессии.

История

Важно отметить, что многие традиции, наблюдавшиеся у языческих народов, отличались значительной устойчивостью, вызывая незабываемые впечатления у стороннего наблюдателя.

Обществознание

1. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры." Эрик Берн
Пожалуй, две наиболее известные книги американского психолога, основателя трансакционного анализа, Эрика Берна. В основу вышеуказанного трансакционного анализа Берн вложил концепцию трех "Я" - ребенок, взрослый и родитель. Все три группы имеют объективные междуусобные отличия. К примеру, "Я-ребенок" отличается фактически неиссякаемым источником инфантильной энергии счастья, в то время как "Я-взрослый" имеет ярко выраженные наклонности к рассудительному принятию независимых объективных решений. Ну и "Я-родитель", отражающий особенности материнских и отцовских инстинктов. Люди, интересующиеся общественной психологией, определенно точно обязаны ознакомиться с трудами Берна, их пользу сложно недооценить.

Если по Европе после окончания Наполеоновских войн прокатилась волна революционных волнений и началась борьба за возврат консервативных ценностей, то в России все было тихо и спокойно. Россию революционные идеи вообще не касались.

Русская жизнь и близко была непохожа на бурную европейскую, государственные твердыни стояли непоколебимо, на революционные элементы даже намека не было. Никакая оппозиция не мешала правлению Александра. Все проблемы деятельности правительства заключались только в дремучем невежестве и угнетении народных масс и полной испорченности чиновничества. Причины плохой деятельности правительства Александр не понимал и очень сокрушался, что он ничего изменить не может.

Либеральные идеи, которых начал опасаться Александр во второй половине своего царствования возникали не из-за зловредного влияния Европы, а из-за того, что общество все таки, хоть медленно, но развивалось, многие новые понятия стали привычными в обществе. Первая половина царствования шла под либеральными лозунгами, которые Александр сам пытался продвигать.

Можно сказать, что именно он был источником тогдашних либеральных идей в России. Все, кто подхватил тогда либеральный флаг из рук Александра, не представляли никакой опасности. Многие просто играть в либерализм, но это увлечение было невинно. Либерализм начал свои робкие шаги в обществе после 1815 года, когда русские вернулись из Европы.

«Из Франции в Россию мы возвратились в 1814 году морем. Наша дивизия была высажена у Ораниенбаума и слушала благодарственный молебен. Во время молебствия полиция нещадно била народ, пытавшийся приблизиться к войску. Это произвело на нас первое неблагоприятное впечатление по возвращении в отечество.

Тайные общества стали проявлять некоторый раздражительный характер только тогда, когда реакция со стороны Александра начала усиливаться в начале 20-х годов. В это время русское правительство стало проводить реакционную политику, которой на самом деле не было никакого основания. Реакция со стороны правительства стала проявляться, когда общество заговорило об общем неустройстве государства.

Возникшие прежде надежды на лучшее будущее разбивались. Недовольство стало заметно возрастать. Действия правительства не были подвергнуты никакому контролю и общественному мнению. Со стороны чиновников процветал открытый грабеж государственного и частного имущества.

После 1815 года Александра не занимала русская жизнь, он был полностью поглощен Европой и ее проблемами. Внутренняя жизнь страны была отдана на попечение графа Аракчеева, благодаря которому общество, не богатое умственным содержанием, окончательно отуплялось.

Общественный энтузиазм стал уходить в так называемые тайные общества, в которых собирались люди одних воззрений и мыслей. Возобновились масонские ложи (старые ложи перестали действовать при Екатерине II), которые на самом деле не несли в себе никакого конспирологического налета, приписываемого им позднее. Никакой тайны они в себе не несли: кто хотел, тот вступал, правительство все о них знало. Люди собирались в кружок попить, поесть и поболтать на наболевшие темы, ни от кого не скрывались.

Александр снова ввел в войсках строжайшую дисциплину и выправку. Он стал заботиться об увеличении войск, что вызвало появление в России военных поселений, вызвавших всеобщее неодобрение и ставшие причиной многих бед и народных страданий.

К концу царствования Александра вся тяжесть реакционного давления легла на литературу, образование и науку. Цензура надолго сковала общественную мысль в литературе, а университеты вызывали у властей недоверие и подозрительность, что сковало надолго развитие научной мысли. Все новое в обществе было вольнодумством и абсолютно стало нетерпимым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема проекта по истории: Александр I-российский император XIX века.Автор: сту.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема проекта по истории: Александр I-российский император XIX века.Автор: сту.

Тема проекта по истории: Александр I-российский император XIX века.
Автор: студент II курса группы № 67 Абраменко Дмитрий Анатольевич.
Руководитель: Вахнина А.Г. 2021г.

1. Выяснить обстоятельства, повлиявшие на характер императора. 2. Изучить вн.

1. Выяснить обстоятельства, повлиявшие на характер императора.

2. Изучить внутреннюю политику Александра I.

3. Рассмотреть противоречивость его реформ.

4.Ответить на поставленный вопрос:

Реформатор или реакционер?

Либерал или консерватор?

во-первых, необходимо изучать реформаторскую деятельность политиков, чтобы пр.

во-первых, необходимо изучать реформаторскую деятельность политиков, чтобы правильно выбирать их во время выборов.

Во-вторых, Это необходимо тем, кто сам является или желает стать реформатором, то есть надо учиться на чужих ошибках.

Давыдов Д. В. Тильзит в 1807 году // 1812 год: Интернет-проект. Законодательс.

 Александр I: Реформатор или реакционер? Либерал или консерватор?

Реформатор или реакционер?
Либерал или консерватор?

Александр I (23 декабря 1777 - 1 декабря 1825) - император Всероссийский с18.

Александр I (23 декабря 1777 - 1 декабря 1825) - император Всероссийский с1801 по 1825 годы, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, любимый внук Екатерины II.

Император Александр I
Мария Фёдоровна
Павел Первый

Детство Александра Отец -Павел I передал ему своё пристрастие к военному пара.

Отец -Павел I передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем.

Екатерина
Вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель — швейцарец-якобинец Лагарп, который ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Салтыков — познакомил с традициями русской аристократии.
Екатерина II считала своего сына неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца.

Детство Александра

Детство Александра С ранних лет формировался характер Александра в непростых.

Чтобы ответить на поставленный вопрос: Реформатор или реакционер? Либерал и.

Чтобы ответить на поставленный вопрос:
Реформатор или реакционер?
Либерал или консерватор?,
рассмотрим его внутреннюю политику. По его инициативе был создан Негласный комитет для проведения реформ:

С одной стороны, делал попытки освободить крестьян от крепостной зависимости.

Красная площадь в Москве 1801 год

Красная площадь в Москве 1801 год

С другой стороны, после Отечественной войны 1812 года его внутренняя политика.

С другой стороны, после Отечественной войны 1812 года его внутренняя политика меняется на фоне противодействия большинства дворян преобразовательным намерениям царя и нарастания революционного движения в Европе. Появлялись жесткие меры в отношении угнетенных масс. Были изданы подряд (в 1822, 1823 и 1824 гг.) три указа, подтверждавшие прежнее право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, не производя никаких судебных расследований и без ограничения лет.

С одной стороны, поручил М.М. Сперанскому в 1808 году разработку плана госуда.

С одной стороны, поручил М.М. Сперанскому в 1808 году разработку плана государственного преобразования России. Задача плана — модернизировать государственное управление.
В 1810 г. был создан Государственный совет, он ограничивал власть императора.

Но, с другой стороны, после Отечественной войны все проекты реформ отложил «в.

С одной стороны, реформы в области образования и печати до Отечественной вой.

С другой стороны, после Отечественной войны началось попятное движение в обла.

С другой стороны, после Отечественной войны началось попятное движение в области просвещения и цензуры. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел. В учебных заведениях увеличилось количество часов, отводимых на религиозное обучение. Усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения. Подверглись разгрому Казанский, Харьковский и Петербургский университеты, многие профессора были уволены за вольнодумство. В армии была восстановлена палочная дисциплина. Вводится секретная гражданская полиция и сеть тайной полиции в армии.

После 1822 г. царь окончательно утратил интерес к государственным делам. Личн.

После 1822 г. царь окончательно утратил интерес к государственным делам. Личные переживания Александра I (утрата дочерей и сестры, тяжесть при воспоминании о гибели Павла I), наводнение в Петербурге, неприятие дворянством реформаторской деятельности усилили у императора склонность к религиозности .

Скончался император Александр I в 1825 году от брюшного тифа в Таганроге. Им.

Скончался император Александр I в 1825 году от брюшного тифа в Таганроге.

Император нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и "удалиться от мира", что породило легенду о старце Федоре Кузьмиче, согласно которой в Таганроге умер и был похоронен двойник Александра, в то время как царь жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 году. В конце 50-х гг. отшельника посетил Л. Толстой; результатом этой встречи стала повесть "Записки Федора Кузьмича".

Петропавловский собор. Могила Александра I

Петропавловский собор. Могила Александра I

Вернемся к вопросу: Реформатор и либерал? или Реакционер и консерватор?

Вернемся к вопросу:

Реформатор и либерал?

Реакционер и консерватор?

В дореволюционной историографии: историки старались объяснить мотивы и смысл.

В дореволюционной историографии: историки старались объяснить мотивы и смысл царской политики.

В советской осуждается агрессивность и реакционность царизма.

В советской осуждается агрессивность и реакционность царизма.

В зарубежной историографии мнения разные: Французские историки возвеличивали.

В зарубежной историографии мнения разные:
Французские историки возвеличивали политику наполеоновской Франции и принижали роль России и Александра.
Английские и американские историки восхваляли личность Александра I.

Мнение современных историков: созданные при Александре I государственные инст.

Мнение современных историков: созданные при Александре I государственные институты и структуры управления просуществовали до 1917 года, а преобразования Александра I и проекты заложили основы для постепенного движения России в сторону отмены крепостного права и других реформ.

Данные социологического опроса моей группы № 67. Реформатор или реакционер.

Данные социологического опроса моей группы № 67.

Реформатор или реакционер?

Либерал или консерватор?

Моё мнение! Я думаю, что Александр I - реформатор и либерал!

Моё мнение!
Я думаю,
что Александр I - реформатор
и
либерал!

Итоги внутренней политики Александра I Перемены во внутренней политике царя.

Итоги внутренней политики Александра I

Перемены во внутренней политике царя были связаны с его боязнью разделить участь Павла I, который в своей политике не считался с интересами большинства дворян. Помешала осуществлению реформ сложная внешнеполитическая обстановка. Россия вынуждена была вести постоянные войны.Немалую роль в отказе от реформ играли и личные качества императора: неустойчивость его настроения, двуличие.
Имела значение и противоречивость общего замысла преобразований.

1. Выяснил обстоятельства, повлиявшие на характер императора. 2. Изучил внут.

1. Выяснил обстоятельства, повлиявшие на характер императора.

2. Изучил внутреннюю политику Александра I.

3. Рассмотрел противоречивость его реформ.

4.Ответил на поставленный вопрос:

Реформатор или реакционер?

Либерал или консерватор?

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Презентация содержит материал проблемного характера Александр Первый реформатор или реакционер? Идет рассуждение по данному вопросу и в конце делаются выводы. Презентация предназначена для обучающихся старших классов общеобразовательной школы, для студентов перового и второго курсов колледжей, техникумов, а также для широкого круга читателей.

Читайте также: