Причины киевской руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историки выделяют три основных периода развития Киевской Руси:

• начальный период – вторая половина IX – конец Х в.;

• период расцвета – конец Х – середина XI в.;

• период упадка и начало феодальной раздробленности – середина XI – начало XII в.

Главным содержанием первого периода является объединение славянских земель вокруг Киева и дальнейшее развитие феодальных политических и экономических отношений.

Первые правители Киевской Руси – Олег (882–912), Игорь (913–945), Ольга (945–964), Святослав (964–972) – настойчиво расширяли свои владения, подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей, кривичей, вятичей. Сначала зависимость этих племен проявляется лишь в выплате ежегодной дани. Потом постепенно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместников.

Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям (например, в 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря). Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наемников – варягов, неизменно добивались успеха.

Помимо укрепления государства у первых киевских Рюриковичей были еще две взаимосвязанные большие заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками – хазарами, печенегами, а с середины XI в. – с половцами.

Сын Игоря и Ольги – Святослав прославился походами на Дунайскую Болгарию и Византию. Его активная внешняя политика привела к резкому обострению отношений с могущественным Хазарским каганатом. Разгром каганата (964) привел к образованию на Таманском полуострове русских поселений, объединенных в Тмутараканское княжество, а также освобождению из-под власти хазар волжскокамских булгар, которые создали свое государство. Внутренняя политика Святослава была направлена на дальнейшее усиление централизованной княжеской власти и завершение объединения восточнославянских земель вокруг Киева. В 970 г. Святослав впервые ввел в обычай дачу сыновьям особых уделов. Он посадил Ярополка в Киеве, Олега – в древлянской земле, а Владимира – в Новгороде.

Второй период истории Древнерусского государства – период расцвета. После смерти Святослава в течение восьми лет шла борьба между его сыновьями за великокняжеский престол. Победителем в этой борьбе при помощи наемной варяжской дружины становится Владимир (980–1015), убивший своего брата Ярополка.

Время его княжения становится периодом наивысшего расцвета, былинным временем Киевской Руси.

Владимир перешел к оседлой жизни в столице своего государства. Это явилось важным шагом в направлении его феодализации. Экономика этого периода определялась дальнейшим развитием феодальных отношений за счет активного распространения поместного землевладения и совершенствования земледелия. С целью защиты от кочевников южных рубежей Владимир вел строительство крепостей по рекам (Змиевы валы).

Жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. То солнце сожжет посевы, то затяжной дождь сгноит неубранный хлеб, то ветер опустошит колосья. Древние славяне не могли объяснить такие явления, как дождь, град, снег, ветер, гром, молния. Считая силы природы могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов: Сварог – бог неба и огня, Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Велес – покровитель скота.

В 988 году Владимир крестился сам и повелел всем своим подданным принять христианство. Многие славяне не хотели расставаться со своими богами. Но их силой заставляли принять новую веру. Постепенно славяне привыкли к христианской религии.

Заслугой Владимира было и то, что он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Внезапности нападения степных кочевников он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи.

После смерти Владимира 12 его сыновей начинают многолетнюю борьбу за великий киевский престол, уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя на Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В результате этой борьбы киевским князем стал Ярослав Мудрый (1036–1054).

Ярослав Мудрый сделал Русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома патриарха Константинопольского он сам назначил в 1051 г. митрополита в Киеве и епископа в Новгороде из среды русских священников. В Киеве был построен Киево-Печерский монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства. При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые (1015) по приказу их сводного брата – киевского князя Святополка. Причислив Бориса и Глеба к святым, церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц – страшного бедствия Древней Руси.

Третий период истории Киевской Руси – период упадка и начала феодальной раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси начались междоусобные войны князей за лучшие земли, города, за киевский престол.

Старшие сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод – не сумели сохранить единство русских земель. Они часто враждовали друг с другом. Кроме того, на юге появился новый сильный враг – кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на реке Альте. Социальная напряженность в Киеве нарастала, начались народные восстания.

Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения горожан заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого – властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125).

Владимир Мономах запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Он прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевской Руси, дал решительный отпор половцам, отбросив их далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125–1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси.

Однако мудрая политика последних киевских князей уже не могла приостановить процесс дробления Руси, вызванный социально-экономическими причинами: рост новых городов, укрепление местной землевладельческой знати. Киев требовал дани и войск, задерживая хозяйственное развитие других земель, и поэтому отдельные княжества стремились покончить со своим подчинением столице.

Дробление государственного суверенитета при преемниках Ярослава было подготовлено длительным развитием производительных сил и свидетельствовало не о кризисе державы, а о возвышении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Уже с 1132 г. в истории Руси начинается новая эпоха – эпоха феодальной раздробленности. Отчасти она была подготовлена и съездом князей в 1097 г. в Любече, который принял решение о династическом разделении русских земель между различными княжескими родами.

Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединенные в единое, сильное государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности, из которой затем сформировались русский, украинский и белорусский народы. Укрепление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне.

Великие киевские князья выделяли своим сыновьям уделы с городами и селами в наследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло много удельных княжеств. К середине XII в. Древнерусское государство окончательно распалось. От него отделились Новгородская земля, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское, Черниговское и другие княжества. Их князья не подчинялись Киеву, сами управляли своими землями, имели дружины, издавали законы, устанавливали отношения с другими государствами.

Со второй четверти XII в. на Руси начался период феодальной раздробленности, длившийся до конца XV в.

Современная историческая наука рассматривает эпоху феодальной раздробленности как закономерный и прогрессивный по своему содержанию этап в развитии феодального общества, который создал новые, более благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель (рис. 4, 5).


Рис. 4. Причины и последстивия распада Древней Руси на отдельные княжества и земли на рубеже XI–XII вв.


История возникновения государства, объединяющего племена восточных славян, до сих пор вызывает много споров. Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская. О них, а также о причинах возникновения и развития государства на Руси сегодня и пойдет речь.


Две теории


Рис. 1. Взимание дани со славянских племен

Причины образования древнерусского государства

Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Существовали предпосылки и для образования государства у славян:

Два центра

Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине IX века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:

  • на севере – Новгородский союз племён;
  • на юге – объединение с центром в Киеве.

1. Экономические причины – большое влияние на возникновение единого государства Киевская Русь оказали экономические факторы. К этому времени увеличилась производительность труда, т.к. в земледелие использовались система перелога, усовершенствовались сельскохозяйственные орудия труда, появляется семена, дающие больше урожая – все это привело к тому, что у крестьян появляются излишки, т.е. прибавочный продукт. Совершенствование орудий труда привело к тому, что в славянских племенах наступает разделение труда. Теперь занятие ремеслом требовали больше времени. Появляется слой населения, занимающийся исключительно ремеслом. Излишки сельскохозяйственных продуктов, появление слоя ремесленников привели к развитию меновой торговли, что постепенно привело к денежной торговле. У славян начинает налаживаться внутренний рынок. Все это сказывалось на становлении государственного образования.

2. Военные причины. К 9 веку продолжалось постепенное укрепление княжеской власти, огосударствление. Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов. На севере постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славян и тюркских племен, власть хазарского кагана ослабла, и подчинение ей стало не выгодным. Племена южных славян начинают оказывать сопротивление хазарскому влиянию, кроме того, славянам пришлось отражать набеги хазарских орд, не подвластных кагану - все это приводило к объединению славян.

3.Культурные причины. Важной причиной объединения славянских племен является культура и быт славян. Все славяне независимо от места обитания говорили на одном языке, поклонялись одним богам и силам природы. Они одинаково обустраивали свой быт: жилье, одежда, посуда, стиль жизни и поведения. На всей территории славянского мира действовали одни законы - не дошедший до нас Закон Русский, основанный на нормах обычного / родо - племенного / права.

Косяком древнерусского государства являлись восточнославянские племена. Изначально все славяне были единым народом и проживали в междуречье рек Висла – Одер – Днепр. Анты, венеды, склавины, ас-сакалиба – именно так именовали славян в древности соседние с ними народы, в частности греки, римляне и арабы. Но в V в н.э., в результате Великого переселения народов, славяне начали разделяться и в итоге образовались три их ветви:

  • Западные,
  • Южные
  • Восточные славяне.

Именно восточные славяне составили основу Древнерусского государства, возникшего в середине IX века н.э. Но восточные славяне также не были едины и подразделялись на множество племен: тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, поляне, волыняне, древляне, дряговичи, словене ильменские, кривичи и др. Наиболее крупными и значимыми были два племени:

  • Словене ильменские с центром в Новгороде
  • Поляне с центром в Киеве.

Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода:

На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию.

На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, происходит расслоение общества на классы.

Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Древние славяне верили во многих духов и богов, таких как: Перун, Макошь, Мокошь, Ярило, Даждьбог, Велес, Хорос, Сварог и мн. др. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.

Возникновение государства у восточных славян

Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения.

Следующим правителем уже именно киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912-945). Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье . В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их городе Искоростень.

Первые внутриполитические реформы

После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга – жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач:

  • Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева,
  • Реформировать налоговую систему Руси,
  • Повысить авторитет Руси на международной арене.

Для того, чтобы подобное больше не повторялось Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты . Урок – это строго установленный размер дани. Погост – место сбора дани. Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована.

Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны Ольга в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами.

Так, время правление княгини Ольги – это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк . Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович , он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов .

* * *

Так, к конце X века в целом сформировалось древнерусское государство с центром в Киеве. Во главе этого государства стоял князь, опиравшийся в своей власти на дружину. Княжеская дружина делилась на две большие части:

  • Старшая – они же бояре
  • Младшая – отроки.

Власть передавалась по лествичному праву – к старшему в княжеском роду. Но это правило часто не соблюдалось, из-за чего впоследствии стали обостряться междоусобицы.

Читайте также: