Причины институционализации социологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Под институционализацией обычно понимают процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Социальный институт представляет собой сравнительно высокоорганизованную социальную систему, отличающуюся устойчивой структурой, тесной взаимосвязанностью и взаимозависимостью своих элементов, многообразием, гибкостью выполняемых задач.

Важнейшим элементом процесса институционализации социологии является формирование особой инфраструктуры, призванной обеспечить воспроизведение и трансляцию социологического знания посредством:

1) создания системы социологического образования и научных учреждений;

2) развития специализированной печати;

3) формирования профессиональных научных сообществ, с присущими им разделением труда, формами обмена научной информацией и нормами профессиональной этики;

4) проведения социологических исследований, с выработкой общепринятых критериев выбора проблемы исследования и оценки его результатов.

Таким образом, институционализация социологии - это такое развитие данной науки, которое предполагает вхождение в ее систему высшего образования в виде специальных кафедр и факультетов, создание системы научно-исследовательских центров; издание научных журналов, монографий и сборников; организацию различных форм общения между социологами - учреждение профессиональных ассоциаций с целью проведения конференций и семинаров для общения ученых и преподавателей, обмена передовым опытом и технологиями, обсуждения новых результатов и открытий.

По сравнению со странами Западной Европы и США, процесс институционализации социологии в России имел существенные отличия.

Главная особенность институционализации социологии в России заключалась в том, что, несмотря на то, что во второй половине XIX - начале XX вв. социология в ней получила достаточно широкое распространение, она не была признана на государственном уровне и соответственно, не была представлена в университетах в качестве учебной дисциплины.

В 1877 г. профессором Киевского университета И.В. Лучицким было организовано чтение курса лекций о О.Конте и Г.Спенсере на дому. Данный факт привлек внимание общественности к вопросам разработки системы самообразования в области социологии, а Н.И. Кареев и С.Н. Южаков выступили инициаторами составления и издания первых специализированных программ.

В 1899 г. было разрешено открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на заседаниях которых обсуждались различные проблемы социологии. В Петербургском университете под руководством профессора Л.И. Петражицкого был организован кружок философии права, а под руководством профессора А.С. Лаппо-Данилевского - исторический кружок.

С 1908 г. ММ. Ковалевский, Е.В. де Роберти и К.М. Тахтарев начали чтение лекций по социологии в негосударственных учебных заведениях.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XIX веке в России появилось много социологических книг и статей оригинального содержания. Их авторами были П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южанов, Е.В. де Роберти, Б.Н. Чичерин, Н.Я. Данилевский, А.И .Стронин, А.П. Щапов, А.Д. Градовский и другие ученые.

В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Социологическое общество им. М.М.Ковалевского , президентом которого стал А.С. Лаппо-Данилевский, секретарем - П.А. Сорокин. Это общество запланировало широкую программу социологических исследований, однако, Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили его работу.

Развитие научных школ и направлений в отечественной социологии начиналось с того, что здесь, как и в других странах, преобладали теоретические исследования. Однако потребность в рассмотрении конкретных фактов возникла в России значительно раньше.

Социологи самых разных направлений признавали необходимость развития эмпирической социологии. Так, один из теоретиков неокантианской социологии В.М. Хвостов связывал с развитием эмпирических исследований успех развития социологии в будущем. Вместе с В.М. Бехтеревым и П.А. Сорокиным этот ученый проводил исследования в области социологии труда, занимался изучением уровня благосостояния жителей Петрограда, собирал эмпирический материал по социальным перегруппировкам населения города в годы войны и революции.

Различного рода конкретные данные и статистические материалы широко использовались в трудах представителей марксистской социологии, в частности, в социально-экономических произведениях и устных выступлениях В.И.Ленина.

Рост эмпирических исследований в России заметно ускорился в начале ХХ века, когда появилось большое количество научных работ, обобщающих эмпирический материал, полученный при изучении различных сфер общественной жизни. В частности, появились работы по результатам изучения жизни молодежи, деятельности политических партий в России, выборов в Государственную Думу[3].

Следует отметить, что многие выводы, к которым пришел известный ученый, весьма актуальны для современного этапа жизни российского общества.

В известной степени данный прогноз оказался созвучен и судьбе отечественной социологии в последующие годы….

Автор – профессор Н.Г. Осипова

[1] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. М., 2003. Т. 1. С. 629.
[2] Смотри об этом: Гальперин С.И. Обзор социологической литературы за 1901 год. Екатеринославль, 1902.
[3] Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). М., 2004. С. 60 - 62.
[4] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[5] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[6] Сорокин П.А. Существует ли единая Россия? // Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000. С. 205.

Как самостоятельная наука социология оформилась во второй половине XIX в. к этому времени в ней оформились понятийно-категориальный аппарат, методология, и характерные методы исследования. Именно в это время на Западе развивалась социология как наука под общим влиянием расцвета естествознания и позитивистско-натуралистического мировоззрения.

Одним из значимых фигур в социологии того времени стал знаменитый английский философ и социолог Г. Спенсер. В каком-то смысле Г. Спенсера можно назвать продолжателем традиций, которые заложил О. Кант. Именно он глубоко разрабатывал идеи позитивизма, предложенные О. Кантом. В первую очередь, это было настойчивое предложение использовать в социологии и философии методы и методологию как в естественных науках. Также учёный продвигал идею, что общество – это единый социальный организм.

В его арсенале создание нескольких фундаментальных философских работ, а также труды в области социологии, психологии и ещё нескольким социальным и гуманитарным наукам. Общеизвестными являются "Принципы социологии", "Опыты научные, политические, философские", "Система синтетической философии", "Основные начала".

Г. Спенсер принимал активное участие в разработке органической теории общества, более того, его приписывают основную роль в этой деятельности. Согласно этой теории, общество наравне с природой имеет свои непроизвольные законы и закономерности, исходя из этого, по мнению учёного, оно также должно стать объектом исследования и наблюдений. В силу этого, Г. Спенсер Концентрировался на определении общего и объединяющего начала законов природы и истории посредством эволюционной теории.

Теория эволюции Спенсера

Г. Спенсер основывает свою теорию эволюции на нескольких принципах:

  • Единство интеграции и дифференциации общества.
  • Прогрессивное развитие общества.

Первый принцип основывается на принятии того, что в общественной жизни интеграция и дифференциация имеют место быть на равных.

Разделение труда приводит общество к дифференциации, а интеграция одновременно объединяет в государство, которое защищает их интересы.

Исходя из этого, логично сделать вывод, что целостность и общность формируются в обществе не в качестве результата деятельности людей, а посредством неведомых законов и пересечения интересов отдельных личностей. Итогом таких изменений является переход от однородности к разнородности, более того, от неопределённой однородности к определённой разнородности.

Г. Спенсер задавался вопросом: "Что такое социальная эволюция?" Видел ответ он в прогрессивном развитии общества посредством перехода на более сложный от того и более совершенный уровень деятельности социальных институтов, в первую очередь, политических. Г. Спенсер ввёл в научный оборот термин "социальный институт".

Социальный институт – орган общественной организации, который занимается организацией совместной жизни и сотрудничества людей.

Социолог говорил о шести существующих институтах:

  • Семейный.
  • Обрядовый.
  • Политический.
  • Церковный.
  • Профессиональный.
  • Промышленный.

Каждому из этих институтов принадлежит определённая роль и функции, которые они выполняют в соответствии с характером общественного устройства.

Важным моментом этой концепции заявляют то, что согласно ей биологический организм сравним с социальным организмом. Общество, как и живой организм, растёт и развивается, дифференцируется в структуре, обозначает и выполняет свои функции, делится на части, которые могут самостоятельно существовать. К тому же, он разделяет эволюцию на два уровня: микро- и макро-. Великое значение этой теории лежит на поверхности, особенно с учётом некоторых тезисов относительно теории микроэволюции, они в той или иной форме нашли своё место в современной науке – синергетике.

До 80-х гг. XIX в. главные тенденции развития социологической науки были подвержены идеям позитивизма, но назревали кардинальные перемены. В силу того, что в общественно-политической жизни они уже произошли, как на Западе, так и в России.

Касательно новых тенденций Б. А. Кистяковский писал: "Когда во второй четверти прошлого столетия под влиянием внешних успехов естествознания этот тип мышления был положен в основу целой философской системы позитивизма, то вскоре вслед за тем и обнаружилось не только все его убожество, но и громадный вред, приносимый им дальнейшему развитию науки. Всякий, кто ограничивает себя только этой формой мышления, отрезает себе путь к познанию социального мира в его целом, или, вернее, – тех его особенностей, которые отличают его от мира природы".

Формирование институциональной социологии

Последнее десятилетие XIX в. отмечено тем, что именно в этот период институциональная социология стала принимать очертания самостоятельной области. Это было ознаменовано тем, что в Европе в университетах стали открываться факультеты, на которых занимались подготовкой учёных-социологов.

Среди университетов, которые открывших подготовку таких специалистов значатся: Стокгольмская свободная школа общественных наук (1890), социологический факультет Лондонского университета (1898), Миланская свободная школа общественных наук (1897), Свободный колледж социальных наук в Париже (1898), возникшая на его базе Свободная высшая школа общественных наук в Париже (1900).

Вместе с тем возникли предпосылки к образованию политической социологии.

Некоторые философы-социологи в своих трудах выдвигали идеи к необходимости изучения социальных основ политической сферы. Среди них: В. Парето, Г. Моски, М. Острогорский, Р. Михельс, а также Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, М. Ковалевский, Ч. Мерриам, А. Бентли и др.

На всеобщий суд представили свою теорию "циркуляции элит" В. Парето и Г. Моска. Р. Михельс вывел закон олигархии, который подразумевает, что крупные бюрократические организации пытаются сосредоточить власть в своём узком кругу.

Г. Зиммель утверждал, что социология не должна идти по пути меньшего сопротивления и занимать своё место среди других социальных наук по принципу "не занятого". В её возможностях найти себя как метод науки, но не имеющих своего содержания. Основная цель социологии, по мнению Г. Заммеля, заключается в исследовании закономерных случайностей, которые не постижимы другим областям. А уже после этого приведение знаний к системе, психологическому объяснению и определению места в историческом развитии.

В этом видится Г. Зиммелю чёткое отделение социологии от иных социальных наук. Такие суждения он высказывает, основываясь на мнении, что социология изучает истинные формы "социации", при этом не исключает возможности соблюдать грани между науками об обществе.

Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм говорил о том, что социология является ведущей среди всех общественных наук.

Социология по Э. Дюркгейму – это наука о социальных фактах, которые представляют собой образ действия, вне зависимости его чёткого или нечёткого характера.

В своих работах "О разделении труда", "Самоубийство" и "Элементарные формы религиозной жизни" он рассуждал о тезисах разделения труда в современном обществе. Он говорил о необходимости данного аспекта общественной жизни в контексте того, что именно на солидарности базируется анализ разделения труда. Солидарность в таком случае выступает как высший моральный принцип, признанный всеми членами общества.

Полагаясь на идеи Э. Дюркгейма, можно говорить, что он высказывает противоположное мнение К. Марксу, утверждая, что общественное разделение труда служит связкой для общества, поскольку основывается на взаимной зависимости, в конечном итоге порождая гармоничную солидарность.

Предприниматели зависят от работников по найму, а работники по найму зависят от своего работодателя.

Таким образом, Э. Дюркгейм представляет солидарность как гармоничное, естественное и нормальное социальное состояние общества, отрицая понятие классовой борьбы, как патологического состояния.

Процесс институционализации науки социологии

М. Вебер также внёс свой непосредственный вклад в разработку теорий общественно-исторического развития, институционализацию политологии, политической философии и социологии. Он акцентировал внимание на внутренних проявлениях социального действия. Его усилиями появилась концепция поведения человека, ориентированного на других людей.

М. Вебер писал: "…предметом изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на других субъектов".

Особое внимание он уделял идеям, ценностям, представлениям, привычкам, которые оказывают влияние на поведенческие и темпераментные особенности в обществе не менее экономических условий.

Свою теорию М. Вебер назвал "понимающая социология". Смысл её заключался в чётком толковании систем и структур, которые выявляются в человеческом поведении. Понимание, в его уразумении, заключалось в понятном постижении определённого повторяющегося явления.

М. Вебер писал: "Социология. создает понятия типов и ищет общие правила событий в противоположность истории, которая стремится к каузальному анализу. индивидуальных, важных в культурном отношении действий, образований, личностей".

Конец века ознаменовала находка: склонность к росту влияния идей психологии в объяснении социальных явлений. Поспособствовало этому индивидуальная психология, которая стала прирастать коллективной, тем самым дав толчок к развитию социальной психологии. Коренным образом изменилось понимание психологии, которую считали ещё в начале XIX в. лишь своеобразным уточнением для философии. Благодаря В. Вундту появилось понимание, что "вся наша философия это современная психология".

Возрастает значение трактовок относительно социально-психологических и общественно-политических реалий. Многие учёные, поменяв своё мировоззрение, стали больше опираться на психологизм, натурализм отошёл на второй план. Социологи не остались в стороне, и стали с огромным интересом разбираться в проблемах мотивации социального поведения и психологических механизмах. Таким образом, в социологии сформировалось психологическое направление.

Г. Лебон в этом направлении занял лидирующие позиции. Французский социолог и философ стал первым, кто задался идеей найти ответ в проблеме феномена масс и объяснить теорию о наступлении эры господства масс.

Этому учёный посвятил несколько работ: "Психология толп", "Психология социализма", "Эволюция материи". Основная идея их была в том, что европейское общество на грани вступления в новый этап своего развития, называл его "эра толпы". Суть его заключалась в подавлении личности и вознесении иррационального массового сознания.

Это направление приобрело популярность благодаря другому французскому учёному Г. де Тарду. Он утверждал, что аналогия общества с живым организмом совершенно беспочвенна. Также ничего общего между обществом и механическими агрегатами тоже нет. Все его основные идеи сконцентрировались в книгах "Законы подражания", "Социальные законы", "Этюды по социальной психологии", "Мнение и толпа" и др. По его мнению, социология – это коллективная психологи, не более того.

Читайте также: