Причины гонения на христиан в римской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Христианство было гонимой религией, начиная с кончины самого Иисуса Христа . Так продолжалось в течение первых трех веков . Самые жестокие гонения случились с 301 г. по 313 г. перед легализацией христианства в Римской империи. Этот период известен как Великое гонение. Почему происходили эти гонения?

Для понимания причин гонений, нужно знать несколько особенностей языческого мира . Язычники верили в своих территориальных богов: скандинавы в Тора, славяне в Перуна, римляне в Юпитера, греки в Зевса.

Если германец приезжал в Рим, то он начинал чтить римских богов . Если римлянин приезжал в Египет, то он чтил египетских богов . Языческие боги - это локальные боги .

Римская империя использовала принцип специфичной веротерпимости в отношении чужих верований. С захватом территорий они добавляли в свой пантеон новых богов порабощенных народов. Однако проблемным народом стали евреи-иудеи .

Иудеи - монотеисты. Они отрицали вообще всех богов, кроме Яхве . Они считают его единственным богом, самым настоящим. Яхве - создатель всего мира и всех людей на свете. Принцип веротерпимости римляне не могли применить к иудеям, потому что римская веротерпимость подразумевала обязательное почитание божественной фигуры императора и традиционных богов.

Христиане вышли из иудаизма и переняли веру в единого бога. Они отрицали подлинность других богов. Но Рим относился к христианам как к иудейской секте и даже не воспринимал их в серьез вплоть до 2 века , пока не появились специальные постановления для сдерживания христиан. Начиная с 3 века христианство запретили, потому что религия стала слишком многочисленной и неконтролируемой.

Сами христиане были веротерпимыми , хоть и не признавали других богов. Для римлян это стало ключевой проблемой . Даже отрицание культа императора не был так важен, по сравнению с отрицанием языческих богов. Почему?

Граждане Рима относились с подозрением к тем, кто не почитал их богов. Римский историк Корнелий Тацит называл христиан человеконенавистниками , потому что христиане не почитали богов. А чем было чревато непочитание?

Представьте, что случился огромный пожар, или страшное наводнение. Язычник думает, что их так бог покарал. Почему покарал? Потому что христиане его отрицают , христиане своим существованием оскорбляют веру язычников. За это их нужно наказать, ибо язычник не хочет, чтобы жизнь его семьи и всей страны была в опасности .

Гонения на христиан с точки зрения язычников - это спасение себя и традиционного уклада жизни.

Для язычников было непонятно, почему христиане не могут почитать их богов, ведь язычники могут почитать чужих богов. В чем проблема? Зачем так ненавидеть "наше языческое общество и нашу языческую культуру"? Зачем гневать богов?

Генрих Семирадский "Светочи христианства. Факелы Нерона". Картина посвящена событиям, когда в середине 1 века христиане подверглись жестоким гонениям из-за ложного обвинения в поджоге Рима

Генрих Семирадский "Светочи христианства. Факелы Нерона". Картина посвящена событиям, когда в середине 1 века христиане подверглись жестоким гонениям из-за ложного обвинения в поджоге Рима

В отличие от иудеев, христианство не ограничивалось одной нацией. Христианство распространялось на все народы. С точки зрения властей, христиане развращали общество, уводили от "традиционных религий и традиционных ценностей" . Рим жил традицией и мифами, это было его фундаментом. Христиане же утверждали какое-то странное равенство перед иноземным Богом и изменяли взгляд на социальное устройство.

Римские власти видели в христианском культе опасность . Если человек не почитает государственных богов Рима, значит они подвергают сомнению легитимность властей и государственный строй . Ибо Рим создан богами, все великие семьи начинают свой род от римских богов. Христиане ставили под сомнение всю структуру Римской империи и римского общества.

Христос говорит: "кесарево кесарю, божие Богу" . Разделение религиозного и государственного для Рима было невозможным. Как можно разделять кесаря и бога, если кесарь - ставленник Бога? Почитание кесаря - это почитание богов. Христиане в дальнейшем позаимствовали этот принцип и полностью поменялись с язычниками в социальной иерархии Римской империи. Кто был последним, тот стал первым.

Необходимо понимать, что до середины третьего века гонения в основном носили локальный характер. Проводили их местные власти и общественность. Массовые гонения начались только с 250 года , апогеем стало начало 4 века . Но тогда христиане уже стали "пожаром", который нельзя было остановить.

Христиан преследовали иудеи, которые не признавали Христа как обещанного Мессию. Римские императоры считали христиан иудейской сектой, а простолюдины — членами тайного общества, которые едят младенцев, колдуют, устраивают оргии, христиан обвиняли и в природных катаклизмах. Власть видела в христианах врагов государства, которые идут против воли императора, а значит, являются потенциальными предателями и бунтовщиками. Так продолжалось 300 лет, пока к власти не пришел император Константин.

Гонение при императоре Нероне (64–68)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Усекновение главы апостола Павла

Христиан преследовали в самом Риме и его окрестностях. Открыто исповедующих христианство прибивали к крестам, бросали на съедение диким зверям, сжигали, чтобы освещать город по ночам. По Преданию, именно в этот период апостола Петра распяли вниз головой, а апостолу Павлу отрубили голову.

При императоре Домициане (96)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Гонение началось в последние месяцы пятнадцатилетнего правления императора, который был подозрительным тираном. Он проводил жесткую финансовую политику и обложил дополнительным налогом иудеев и тех, кто скрывал свое происхождение. К последним относили христиан. В этот раз гонения не ограничились Римом и дошли до провинций.

Среди пострадавших был епископ Пергама Антипа, апостола Иоанна Богослова сослали на остров Патмос.

При императоре Траяне (98–117)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Среди пострадавших был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.

При императоре Адриане (117–138)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Мученицы Вера, Надежда и Любовь

Император постановил судить христиан по закону и не обращать внимание на призывы толпы убивать непонятных для них христиан. Исключение — если только обвинитель может доказать вину христианина на суде. Казалось, что закон даже защищает христиан, но на практике казни исключительно за веру продолжались. Например, был убит Римский Папа святитель Телесфор. Также церковное Предание говорит о мученичестве Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

При императоре Антонине Пии (138–161)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Формально продолжалась политика императора Адриана, но христиан часто судили за исповедание их веры под натиском невежественного народа, который в любом катаклизме или неудачах винил христиан. Власть шла на уступки, так как христиан становилось больше и они перестали считаться маргинальной сектой. Правительство опасалось христиан как вольнодумцев и бунтовщиков, исповедующих неофициальную религию, которая угрожала традиционной культуре римлян.

В этот период пострадал священномученик Поликарп Смирнский.

При императоре Марке Аврелии (161–180)

При императоре Коммоде (180–192)

Относительно спокойные времена для христиан — император мало интересовался политикой. Даже при дворе стали появляться христиане. В провинции действовали с оглядкой на столицу, но порой крайне дико. Так в Африке пострадали 12 христиан, отказавшиеся перед проконсулом принести жертву богам.

При императоре Септимии Севере (193–211)

Под страхом наказания запретил переход в иудейство и христианство, поэтому гонения затрагивали в основном новообращенных христиан или даже тех, кто еще только собирался креститься.

При императоре Александре Севере (222–235)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

История в картинках. Рисунок Валерии Неручевой

Император лояльно относился к христианам и даже хотел построить храм в честь Христа и сделать Его одним из богов. Но Предание говорит, что в его правление пострадали святая Татиана, мученица Мартина. В результате восстания легионеров императора Александра убили, а солдаты сами назначили следующего правителя.

При императоре Максимине Фракийце (235–238)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Мучение св. Ипполита. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Выбран солдатами взамен убитого ими императора Александра Севера. Максимин ненавидел предшественника и заодно всех его придворных, многие из которых были христианами. Итог — недолгое гонение, которое затронуло в основном клириков, обвиненных в обучении христианству.

В этот период пострадали Папа Понтиан, священномученик Ипполит Римский и Папа Антер.

При императоре Деции (249–251)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Считал христиан опасными для государства, которое к тому времени переживало кризис. Чтобы сплотить нацию, император устроил по всей империи обязательные жертвоприношения, которые выявили множество христиан. Также жертвоприношение расценивалось как присяга на верность императору. Не отрекавшихся от веры жестоко мучили, убивали или долгое время держали в тюрьмах.

Самые известные мученики этого периода: Папа Фабиан, епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, мученица Агафия, мученик Парамон Вифинский с 370 мучениками. Также предание говорит о 7 спящих Эфесских отроках.

При императоре Валериане (253–260)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Франческо ди Симоне да Сантакроче. Святой Лаврентий

Император вначале нормально относился к христианам, но затем попал под влияние своего приближенного Макрина, последователя восточных культов и врага христиан. Издал два эдикта против верующих.

Первый эдикт предписывал принести жертву богам всем епископам Церкви. За отказ — ссылка. Также запрещалось собираться для молитвы или на кладбищах.

Второй эдикт предписывал казнить клириков за отказ приносить жертву, знатных христиан лишать имущества и, если упирались, — казнить. Государственных чиновников и их родственников -—лишать имущества и отправлять на принудительные работы.

В этот период пострадало огромное количество христиан. Среди них: Папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом, диаконы Ипполит, Ириней.

Период мира (260–302)

В 260 году императора Валериана взяли в плен персы, и к власти пришел его сын, который терпимо относился к Церкви и даже разрешил собираться христианам для молитвы. Но это не означало, что христианство стало разрешенной религией — в это период все равно были мученики.

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Переломный момент наступил во время жертвоприношения, когда главный жрец объявил, что невозможно узнать результаты гаданий из-за присутствия христиан. Император разгневался и приказал, чтобы всем во дворце вплоть до слуг принесли жертву богам, отказавшихся велел выпороть плетьми. Затем приказ распространился на всех солдат империи. Отказавшихся изгоняли со службы. Окружение императора (в том числе Галерий) подстрекало его к открытым гонениям, но Диоклетиан ограничился эдиктом об уничтожении христианских книг и храмов, лишении христиан званий и привилегий.

Масштабные гонения начались после пожаров в императорском дворце, в которых обвинили христиан. С этого момента они снова стали врагами государства, которых за отказ отречься от своей веры мучили и убивали. Среди них Папа Римский Маркеллин, великомученица Анастасия Узорешительница, великомученик Георгий Победоносец, мученик Андрей Стратилат. В 304 году император издал эдикт, обязующий всех христиан империи принести жертву богам, за отказ — смерть. В 305 году Диоклетиан отрекся от власти.

При императоре Галерии (293–311)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

При императоре Максимине Дазе (305–313)

Епископ Мефодий Патарский

Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа.

Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан.

При императоре Лицинии (308–324)

40 Севастийских мучеников

Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил.

При императоре Юлиане Отступнике (361–363)

Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы.

Святой император Константин I Великий (306-337)

От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?

Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

При­нято с древ­них времен счи­тать десять гоне­ния на хри­стиан, именно со сто­роны импе­ра­то­ров: Нерона, Доми­ци­ана, Траяна, М. Авре­лия, С. Севера, Мак­си­мина, Деция, Валеpи­ана, Авре­ли­ана и Дио­кле­ти­ана. Такой счет – искус­ствен­ный, осно­ван­ный на числе казней еги­пет­ских или рогов, вою­ю­щих против агнца в Апо­ка­лип­сисе ( Апок.17:12 ). Он не соот­вет­ствует фактам и плохо объ­яс­няет собы­тия. Общих, повсе­мест­ных систе­ма­ти­че­ских гоне­ния было меньше десяти, а част­ных, мест­ных и слу­чай­ных – несрав­ненно больше. Гоне­ния не имели оди­на­ко­вой сви­ре­по­сти всегда и во всех местах. Самые пре­ступ­ле­ния, взво­ди­мые на хри­стиан, напр. sacrilegium, могли быть нака­зы­ва­емы строже или мягче, по усмот­ре­нию судьи. Лучшие импе­ра­торы, как Траян, М. Авре­лий, Деций и Дио­кле­тиан, пре­сле­до­вали хри­стиан, потому что для них важно было охра­не­ние основ госу­дар­ствен­ной и обще­ствен­ной жизни.

Рим­ское пра­ви­тель­ство сна­чала не знало хри­стиан: оно счи­тало их иудей­скою сектою. В этом каче­стве хри­сти­ане поль­зо­ва­лись тер­пи­мо­стью и в то же время были так же пре­зи­ра­емы, как иудеи. Первым гоне­нием счи­та­ется пред­при­ня­тое Неро­ном (64); но оно не было соб­ственно пре­сле­до­ва­нием за веру и, кажется, не рас­про­стра­ня­лось за пре­делы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в кото­ром народ­ное мнение обви­няло его самого, нака­зать тех, кото­рые в глазах народа были спо­собны на постыд­ное дело. Вслед­ствие этого про­изо­шло извест­ное бес­че­ло­веч­ное истреб­ле­ние хри­стиан в Риме. С тех пор хри­сти­ане почув­ство­вали полное отвра­ще­ние к Рим­скому госу­дар­ству, что видно из апо­ка­лип­ти­че­ского опи­са­ния вели­кого Вави­лона, жены, опья­нен­ной кровью муче­ни­ков. Нерон в глазах хри­стиан был анти­хри­стом, кото­рый еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Рим­ская импе­рия – цар­ством демо­нов, кото­рое в скором вре­мени уни­что­жится совер­шенно с при­ше­ствием Христа и осно­ва­нием бла­го­дат­ного цар­ства Мессии. При Нероне в Риме постра­дали, по древ­не­цер­ков­ному пре­да­нию, апо­столы Павел и Петр. Второе гоне­ние отно­сят к импер. Доми­ци­ану (81–96); но оно не было систе­ма­ти­че­ским и повсе­мест­ным. Было несколько казней в Риме, по мало­из­вест­ным при­чи­нам; из Пале­стины пред­став­лены были в Рим род­ствен­ники Христа по плоти, потомки Давида, в невин­но­сти кото­рых, впро­чем, убе­дился сам импе­ра­тор и доз­во­лил им воз­вра­титься бес­пре­пят­ственно на родину.

Впер­вые Рим­ское госу­дар­ство начало дей­ство­вать против хри­стиан как против опре­де­лен­ного обще­ства, подо­зри­тель­ного в поли­ти­че­ском отно­ше­нии, при импер. Траяне (98–117), кото­рый на запрос Плиния Млад­шего, пра­ви­теля Вифи­нии, указал, как должны власти посту­пать с хри­сти­а­нами. По доне­се­нию Плиния, за хри­сти­а­нами не было заме­чено ника­ких пре­ступ­ле­ний поли­ти­че­ских, кроме разве суе­ве­рия гру­бого и упор­ства непо­бе­ди­мого (не хотели перед импе­ра­тор­скими изоб­ра­же­ни­ями делать воз­ли­я­ний и куре­ний). Ввиду этого импе­ра­тор опре­де­лил не разыс­ки­вать хри­стиан и не при­ни­мать против них ано­ним­ных доно­сов; но, если их будут обви­нять закон­ным обра­зом и по рас­сле­до­ва­нии они ока­жутся упор­ными в своем суе­ве­рии, под­вер­гать их смерт­ной казни. Этого опре­де­ле­ния отно­си­тельно хри­стиан дер­жа­лись и бли­жай­шие пре­ем­ники Траяна. Но число хри­стиан быстро умно­жа­лось, и уже в неко­то­рых местах начи­нали пустеть язы­че­ские храмы. Мно­го­чис­лен­ное и везде рас­про­стра­нен­ное тайное обще­ство Христа не могло уже более быть тер­пимо со сто­роны пра­ви­тель­ства, как иудей­ская секта: оно явля­лось, в его глазах, опас­ным не только для госу­дар­ствен­ной рели­гии, но и для граж­дан­ского порядка. Неспра­вед­ливо при­пи­сы­вают импер. Адри­ану (117–138) и Анто­нину Пию (138–160) эдикты, бла­го­склон­ные хри­сти­а­нам. При них оста­ва­лось во всей силе поста­нов­ле­ние Траяна. Но пре­сле­до­ва­ния их вре­мени могли казаться незна­чи­тель­ными срав­ни­тельно с тем, что испы­тали хри­сти­ане в послед­ние годы прав­ле­ния М. Авре­лия (161–180).

М. Авре­лий пре­зи­рал хри­стиан, как фило­соф-стоик, и нена­ви­дел их, как пра­ви­тель, забо­тя­щийся о бла­го­со­сто­я­нии госу­дар­ства. Поэтому он пред­пи­сал разыс­ки­вать хри­стиан и опре­де­лил пытать и мучить их, чтобы отвра­тить от суе­ве­рия и упор­ства; оста­вав­ши­еся твер­дыми под­вер­га­лись смерт­ной казни. Гоне­ние одно­вре­менно сви­реп­ство­вало в раз­лич­ных частях импе­рии: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обсто­я­тель­ные све­де­ния о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан в это время в галль­ских горо­дах Лионе и Вьене. При М. Авре­лии в Риме постра­дал св. Иустин фило­соф, апо­ло­гет хри­сти­ан­ства, в Лионе – Пофин, 90-летний старец, епи­скоп; твер­до­стью в пере­не­се­нии муче­ний и геро­и­че­скою смер­тью про­сла­ви­лись девица Блон­дина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела муче­ни­ков, кото­рые потом сожгли и пепел бро­сили в Рону. Пре­ем­ник М. Авре­лия, Коммод (180–192), вос­ста­но­вил более мило­сти­вое для хри­стиан зако­но­да­тель­ство Траяна. С. Север до 202 г. был срав­ни­тельно бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, но с этого года вспых­нули жесто­кие гоне­ния в раз­лич­ных частях импе­рии; с осо­бен­ною силою они сви­реп­ство­вали в Египте и в Африке; здесь осо­бен­ным геро­из­мом муче­ни­че­ства про­сла­ви­лись две моло­дые жен­щины, Пере­пе­туя и Фели­ци­тата. Рели­ги­оз­ный син­кре­тизм имп. Гелио­га­бала (218–222) и Ал. Севера (222–235) побуж­дал их бла­го­склонно отно­ситься к хри­сти­а­нам.

В корот­кое цар­ство­ва­ние Мак­си­мина (235–238) и нерас­по­ло­же­ние импе­ра­тора, и фана­тизм черни, воз­буж­ден­ной против хри­стиан раз­ными бед­стви­ями, были при­чи­ною жесто­ких пре­сле­до­ва­ний во многих про­вин­циях. При пре­ем­ни­ках Мак­си­мина и осо­бенно при Филиппе Ара­ви­тя­нине (244–249) хри­сти­ане поль­зо­ва­лись такою снис­хо­ди­тель­но­стью, что послед­него даже счи­тали самого хри­сти­а­ни­ном. Со вступ­ле­нием на пре­стол Деция (249–251) раз­ра­зи­лось над хри­сти­а­нами такое гоне­ние, кото­рое по систе­ма­тич­но­сти и жесто­ко­сти пре­вос­хо­дило все пред­ше­ство­вав­шие, даже гоне­ние М. Авре­лия. Импе­ра­тор, забо­тясь о старой рели­гии и о сохра­не­нии всех древ­них госу­дар­ствен­ных поряд­ков, сам руко­во­дил гоне­нием; про­вин­ци­аль­ным началь­ни­кам были даны обсто­я­тель­ные на этот счет инструк­ции. Было обра­щено серьез­ное вни­ма­ние на то, чтобы никто из хри­стиан не укрылся от розыс­ков; число каз­нен­ных было чрез­вы­чайно велико. Цер­ковь укра­си­лась мно­гими слав­ными муче­ни­ками; но много было и отпад­ших, осо­бенно потому, что пред­ше­ство­вав­ший долгий период спо­кой­ствия усыпил у неко­то­рых геро­изм муче­ни­че­ства.

При Вале­ри­ане (253–260), в начале прав­ле­ния снис­хо­ди­тель­ном к хри­сти­а­нам, им при­шлось вновь вытер­петь жесто­кое пре­сле­до­ва­ние. Чтобы рас­стро­ить хри­сти­ан­ское обще­ство, пра­ви­тель­ство обра­щало теперь осо­бен­ное вни­ма­ние на хри­стиан из при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сосло­вий и прежде всего на пред­сто­я­те­лей и руко­во­ди­те­лей хри­сти­ан­ского обще­ства, епи­ско­пов. В Кар­фа­гене постра­дал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лав­рен­тий, герой между муче­ни­ками. Сын Вале­ри­ана Гал­лиен (260–268) пре­кра­тил гоне­ние, и хри­сти­ане около 40 лет поль­зо­ва­лись рели­ги­оз­ною сво­бо­дой – до эдикта, издан­ного в 303 г. импе­ра­то­ром Дио­кле­ти­а­ном.

Дио­кле­тиан (284–305) сна­чала не пред­при­ни­мал ничего против хри­стиан; неко­то­рые хри­сти­ане зани­мали даже видные места в войске и в пра­ви­тель­стве. Пере­мену в настро­е­нии импе­ра­тора неко­то­рые при­пи­сы­вали сопра­ви­телю его Гале­рию (см.). При съезде их в Нико­ми­дии был издан эдикт, в кото­ром пред­пи­сы­ва­лось хри­сти­ан­ские собра­ния запре­тить, церкви раз­ру­шить, свя­щен­ные книги отобрать и сжечь, хри­стиан лишить всех долж­но­стей и прав. Гоне­ние нача­лось с того, что раз­ру­шили вели­ко­леп­ный храм нико­ми­дий­ских хри­стиан. Вскоре после этого слу­чился пожар в импе­ра­тор­ском дворце. В этом обви­нили хри­стиан; явился второй эдикт, гоне­ние запы­лало с осо­бен­ною силою в разных обла­стях импе­рии, кроме Галлии, Бри­та­нии и Испа­нии, где управ­лял бла­го­склон­ный к хри­сти­а­нам Кон­стан­ций Хлор. В 305 г., когда Дио­кле­тиан отка­зался от прав­ле­ния, сопра­ви­те­лем Гале­рия сде­лался Мак­си­мин, ярый враг хри­стиан. Стра­да­ния хри­стиан и мно­го­чис­лен­ные при­меры муче­ни­че­ства нашли крас­но­ре­чи­вого опи­са­теля в Евсе­вии, еписк. Кеса­рий­ском. В 311 г., неза­долго перед смер­тью, Гале­рий пре­кра­тил гоне­ние и тре­бо­вал от хри­стиан молитв за импе­рию и импе­ра­тора. Мак­си­мин, управ­ляв­ший ази­ат­ским Восто­ком, и после смерти Гале­рия про­дол­жал пре­сле­до­вать хри­стиан.

Мало-помалу, однако, крепло убеж­де­ние в невоз­мож­но­сти достиг­нуть уни­что­же­ния хри­сти­ан­ства. За первым эдик­том веро­тер­пи­мо­сти, издан­ным при Гале­рии, после­до­вали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, издан­ные Кон­стан­ти­ном вместе с Лици­нием. По Милан­скому эдикту 313 г. хри­сти­ане полу­чили полную сво­боду в испо­ве­да­нии своей веры; им были воз­вра­щены их храмы и все кон­фис­ко­ван­ные прежде иму­ще­ства. Со времен Кон­стан­тина хри­сти­ан­ство поль­зо­ва­лось пра­вами и при­ви­ле­ги­ями гос­под­ству­ю­щей рели­гии в Рим­ской импе­рии, за исклю­че­нием крат­ко­вре­мен­ной язы­че­ской реак­ции при импе­ра­торе Юлиане (361–363).

Гоне­ния на хри­стиан со сто­роны рим­ских импе­ра­то­ров в первые три века

Нерон (54–68 г) При нем про­изо­шло первое насто­я­щее гоне­ние на хри­стиан. Он сжег для своего удо­воль­ствия более поло­вины Рима, обви­нил в под­жоге хри­стиан и как пра­ви­тель­ство, так и народ начали их пре­сле­до­вать. Многие пре­тер­пели ужас­ные муче­ния, пока не были заму­чены до смерти.

В это гоне­ние постра­дали в Риме апо­столы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз голо­вой, а Павел усечён мечом.

Гоне­ние при Нероне, начав­ше­еся в 65 г., про­дол­жа­лось до 68 г. (Нерон покон­чил жизнь само­убий­ством), и едва ли огра­ни­чи­лось одним Римом.

Вес­па­сиан (69–79) и Тит (79–81), оста­вили хри­стиан в покое, так как тер­пимо отно­си­лись ко всем рели­ги­оз­ным и фило­соф­ским уче­ниям.

Доми­циан (81–96), враг хри­стиан, в 96 г. ап. Иоанна Бого­слова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пер­гам­ский, был сожжён в медном быке.

Нерва (96–98) воз­вра­тил из зато­че­ния всех сослан­ных Доми­ци­а­ном, в том числе и хри­стиан. Он запре­тил рабам доно­сить на господ и, вообще, боролся с доно­сами, в том числе и на хри­стиан. Но и при нем хри­сти­ан­ство оста­ва­лось ещё недоз­во­лен­ным.

Траян (98–117). В 104 году хри­стиан впер­вые пыта­лись под­ве­сти под закон о запрете тайных обществ. Это первый год госу­дар­ствен­ных (зако­но­да­тель­ных) гоне­ний.

Резуль­та­том пере­писки с Пли­нием млад­шим ста­но­вится рас­по­ря­же­ние Траяна о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан, но только в том случае, когда их обви­няют и дока­зы­вают обви­не­ние; тем же, кото­рые отка­зы­ва­ются от хри­сти­ан­ства (это должно дока­зы­ваться жерт­во­при­но­ше­нием язы­че­ским богам), даро­вать про­ще­ние.

Потер­пели, в числе многих хри­стиан, св. Кли­мент, еп. Рим­ский, св. Игна­тий Бого­но­сец, и Симеон, еп. Иеру­са­лим­ский, 120-летний старец, сын Клеопы, пре­ем­ник по кафедре ап. Иакова.

Адриан (117–138) гоне­ния про­дол­жал, но он принял меры для обуз­да­ния неистов­ства толпы против хри­стиан. Обви­ня­е­мые должны были под­вер­гаться судеб­ному раз­би­ра­тель­ству и только по при­зна­нии их вины наказываться.(См. Евсе­вий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впер­вые высту­пают защит­ники хри­стиан – апо­ло­геты. Таковы были Ари­стид и Кон­драт. Их апо­ло­гии спо­соб­ство­вали изда­нию ука­зан­ного закона.

Марк Авре­лий Фило­соф (Анто­нин Вер) (161–180) в 177 году запре­тил хри­сти­ан­ство зако­ном. До него гоне­ния на Цер­ковь были фак­ти­че­ски анти­за­кон­ными и спро­во­ци­ро­ван­ными. Хри­стиан пре­сле­до­вали, как уго­лов­ни­ков (при­пи­сы­вая, напри­мер, поджог Рима или орга­ни­за­цию тайных сооб­ществ).

При нем при­няли муче­ни­че­скую смерть в Риме св. Иустин Фило­соф и его уче­ники. Осо­бенно сильны были гоне­ния в Смирне, где был заму­чен св. Поли­карп, еп. Смирн­ский, и в галль­ских горо­дах Лионе и Вене (См. Евсе­вий. Церк. ист. V, 1–2 главы).

Коммод (180–192) был даже, скорее, бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, под вли­я­нием на него одной жен­щины, Марции, веро­ятно – тайной хри­сти­анки. Но и при нём были отдель­ные случаи пре­сле­до­ва­ния хри­стиан. Так в Риме был казнен сена­тор Апол­ло­ний, защи­щав­ший в сенате хри­стиан, обви­нён­ный своим рабом в при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсе­вий. Церк. ист. V, 21).

Сеп­ти­мий Север (193–211) При нем:

  • в числе других был обез­глав­лен Леонид, отец зна­ме­ни­того Ори­гена,
  • бро­шена в кипя­щую смолу девица Пота­ми­ена,
  • принял муче­ни­че­ский венец Васи­лид, один из испол­ни­те­лей казни над Пота­ми­е­ной, обра­тив­шийся ко Христу увидев муже­ство девицы.
  • В Лионе был заму­чен св. Ириней, тамош­ний епи­скоп.

В кар­фа­ген­ской обла­сти гоне­ния были силь­нее, чем в других местах. Здесь Фивия Пер­пе­туя, моло­дая жен­щина бла­го­род­ного про­ис­хож­де­ния, была бро­шена в цирк на рас­тер­за­ние зве­рями и добита мечом гла­ди­а­тора.

Та же участь постигла и другую хри­сти­анку, рабыню Фели­ци­тату, мучив­шу­юся родами в тем­нице, и её мужа Рево­ката.

Кара­калл (211–217) про­дол­жал част­ные и мест­ные пре­сле­до­ва­ния.

Гелио­га­бал (218–222) не пре­сле­до­вал хри­стиан, потому что сам не был при­вя­зан к рим­ской госу­дар­ствен­ной рели­гии, а увле­кался сирий­ским куль­том солнца, с кото­рым стре­мился объ­еди­нить и хри­сти­ан­ство.

К тому же к этому вре­мени народ­ные воз­му­ще­ния против хри­стиан начи­нают осла­бе­вать. При бли­жай­шем зна­ком­стве с ними, осо­бенно, в лице хри­сти­ан­ских муче­ни­ков, народ начи­нает раз­убеж­даться в своих подо­зре­ниях отно­си­тельно их жизни и учения.

Алек­сандр Север (222–235), сын почтен­ной Юлии Маммеи, почи­та­тель­ницы Ори­гена. Усвоив миро­со­зер­ца­ние нео­пла­то­ни­ков, искав­ших истины во всех рели­гиях, он позна­ко­мился и с хри­сти­ан­ством. Не при­знав его без­условно-истин­ной рели­гией, он, однако, нашёл в нем много достой­ного ува­же­ния и многое из него принял в свой культ. В его бож­нице, наряду с при­зна­ва­е­мыми им боже­ствен­ными суще­ствами, Авра­амом, Орфеем, Апол­ло­нием, стояло изоб­ра­же­ние Иисуса Христа.

Алек­сандр Север даже раз­ре­шил некий спор между хри­сти­а­нами и языч­ни­ками в пользу хри­стиан.

Мак­си­мин Фра­ки­я­нин (Фра­киец) (235–238), был врагом хри­стиан из нена­ви­сти к своему пред­ше­ствен­нику, кото­рого убил.

Издал эдикт о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан, в осо­бен­но­сти, пас­ты­рей Церкви. Но гоне­ние раз­ра­зи­лось лишь в Понте и Кап­па­до­кии.

Гор­диан (238–244) Пре­сле­до­ва­ний не было.

Филипп Ара­ви­тя­нин (244–249), был настолько бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, что впо­след­ствии воз­никло мнение, что он и сам был тайным хри­сти­а­ни­ном.

Деций Траян (249–251) Решил пол­но­стью истре­бить хри­стиан. Пре­сле­до­ва­ния, кото­рые нача­лись после эдикта 250 г., пре­вос­хо­дили все пред­ше­ству­ю­щие своей жесто­ко­стью, за исклю­че­нием, разве, гоне­ния Марка Авре­лия.

В это жесто­кое гоне­ние многие отпали от хри­сти­ан­ства.

Основ­ная тяжесть гоне­ния обру­ши­лась на пред­сто­я­те­лей церк­вей.

В Риме в начале гоне­ний постра­дал еп. Фабиан, при­няли муче­ни­че­скую кон­чину Карп, еп. Фиа­тир­ский, Вавила, еп. Антио­хий­ский, Алек­сандр, еп. Иеру­са­лим­ский и др. Зна­ме­ни­тый же учи­тель Церкви Ориген пре­тер­пел мно­же­ство истя­за­ний.

Неко­то­рые из епи­ско­пов поки­дали на время места, где они жили, и издали управ­ляли церк­вями. Так посту­пили св. Киприан Кар­фа­ген­ский и Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский.

А св. Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский вместе со своей паст­вой уда­лился на время гоне­ния в пустыню, вслед­ствие чего у него совсем не было отпав­ших.

Гоне­ние про­дол­жа­лось только около двух лет.

Галл (252–253) пово­дом для гоне­ния послу­жил отказ хри­стиан от язы­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, назна­чен­ных импе­ра­то­ром по случаю обще­ствен­ных бед­ствий. В это гоне­ние постра­дали в Риме Кор­ни­лий и Луций, сме­нив­шие друг друга епи­скопы.

Вале­риан (253–260) в начале своего прав­ле­ния был бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, но под вли­я­нием друга Мар­ки­ана, фана­тика-языч­ника, начал в. пре­сле­до­ва­ния.

Эдик­том 257 г. он при­ка­зал ссы­лать в зато­че­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, и запре­тил хри­сти­а­нам созы­вать собра­ния. Сослан­ные епи­скопы из мест зато­че­ния управ­ляли своими паствами, и хри­сти­ане по-преж­нему соби­ра­лись на собра­ния.

В 258 г. после­до­вал второй эдикт, пове­ле­вав­ший каз­нить свя­щен­но­слу­жи­те­лей, хри­стиан высших клас­сов обез­глав­ли­вать мечом, знат­ных женщин ссы­лать в зато­че­ние, при­двор­ных, лишив прав и имений, отправ­лять на работы в цар­ские поме­стья. О низших клас­сах ничего не гово­ри­лось, но с ними тогда и без этого посту­пали жестоко. Нача­лось жесто­кое изби­е­ние хри­стиан. В числе постра­дав­ших были рим­ский епи­скоп Сикст II с четырьмя диа­ко­нами, св. Киприан, еп. Кар­фа­ген­ский, при­няв­ший муче­ни­че­ский венец на глазах паствы.

Гал­лиен (260–268). Он двумя эдик­тами объ­явил хри­стиан сво­бод­ными от пре­сле­до­ва­ний, воз­вра­тил им кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство, молит­вен­ные дома, клад­бища и пр. Таким обра­зом, хри­сти­ане обрели право на иму­ще­ство.

Для хри­стиан надолго насту­пило спо­кой­ное время.

Доми­ций Авре­лиан (270–275), как грубый языч­ник, не был рас­по­ло­жен к хри­сти­а­нам, но и он при­зна­вал за ними предо­став­лен­ные им права.

Так, в 272 г., будучи в Антио­хии, он решил дело иму­ще­ствен­ных инте­ре­сов церкви (еп. Павел Само­сат­ский, низ­ло­жен­ный за ересь, не хотел отдать храм и дом епи­скопа вновь постав­лен­ному еп. Домну) и в пользу закон­ного епи­скопа.

В 275 г. Авре­лиан решил воз­об­но­вить пре­сле­до­ва­ния, но в том же году был убит во Фракии.

Почему Римская империя преследовала (до определенного момента) христиан?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3:12-13). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19).

Гонение на последователей Иисуса Христа начались с первых дней христианства. Начало положили слепые вожди иудейского народа, но позже на первенствующую Церковь обрушилась вся мощь Римского государства. Исследователи указывают главные причины преследований со стороны Рима: государственные, религиозные и нравственные.

1.Языческая идея государства предполагала всю полноту права власти распоряжаться общественной жизнью граждан, включая также и религиозную жизнь. Религия была частью государственного строя. Все римские императоры, начиная от Августа, имели титул Pontifex maximus (верховный жрец). Христианство признавало права государства во всех сферах жизни, кроме области веры. Это с афористической лаконичностью Иисус Христос сказал искушавшим Его: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). В сознании римлян высшей ценностью было государство. Христианство же провозгласило высшим благом Царствие Небесное. Римские власти считали существование христиан несовместимым с принципами универсального господства государственного начала во всех сферах жизни.

Римское государство преследовало христиан не только в силу вышеуказанных причин. Сам характер христианства с проповедью поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23) был глубоко чужд религии римлян. У христиан не было ни жертвоприношений, ни традиционных форм культа. Все это представлялось римской власти непонятным, неестественным и опасным. Это отношение нарастало по мере изумительных успехов христианства во всем Средиземноморье. Христиане были даже при императорском дворе. Св. апостол заканчивает Послание: Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома (Фил.4:22). Видные представители языческого мира в лице христианства не могли не почувствовать смертельную опасность, грозившую язычеству, потерявшему к этому времени жизненную силу.

3. Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф.5:1-3).


Как известно, ещё на заре своего существования христианская Церковь столкнулась с жесточайшим сопротивлением со стороны Римской империи. И по мнению многих исследователей данного периода, исходя из объективных исторических предпосылок, христианство было заведомо обречено на конфликт с господствовавшим в то время язычеством.

Основоположник христианства, Иисус из Назарета, был умерщвлён самой позорной казнью в Римской империи. По крайней мере, одиннадцать из двенадцати Его ближайших учеников приняли мученическую смерть, и в течение следующих трёхсот лет христианство стало жертвой жестоких гонений, которые хоть и имели спорадический характер, однако вплоть до начала IV в. объявить себя христианином означало навсегда забыть о мире и благополучии, а в отдельных случаях такое исповедание обрекало человека на верную смерть.

Наиболее жестоким из преследований стало последнее гонение, которое обрушилось на христиан в 303 г. и с разной степенью интенсивности продолжалось вплоть до легитимации христианства императором Константином І Великим. По поводу этого наиболее кровавого периода в истории древней Церкви, являющегося, по сути, агонией язычества в предчувствии своего скорого поражения, выдающийся русский церковный историк В. В. Болотов писал, что если против христиан восставал народ, то вступалось за христиан государство, и наоборот. С полной массой врагов Церковь никогда не имела дела, исключая времени Диоклетиана, когда язычество в последний раз и во всей силе выступило против христианства.

Вне всякого сомнения, деление всего периода гонений на десять этапов условно и схематично, и не вполне объективно отражает историческую картину, которая намного богаче и разнообразней. Такой счёт изначально был усвоен Церковью как своеобразная аллюзия на десять египетских казней или рогов, воюющих против Агнца в Книге Откровения (см. Апок. 17:12).

На самом же деле общих, повсеместных и систематических гонений было менее десяти, в то время как частных и локальных – гораздо больше десяти. Гонения не имели одинаковой степени интенсивности и жестокости со стороны гонителей, и в разные периоды сотрясали Римскую империю с разной мощностью. Определённый интерес представляет тот факт, что наиболее яркие вспышки гонений происходили именно при тех римских императорах, которых, с точки зрения степени добросовестности исполнения ими своих государственных обязанностей, можно было бы назвать одними из наилучших за всю историю Римской империи. И Траян, и Марк Аврелий, и Деций, и Диоклетиан преследовали христиан потому, что для них принципиальную важность играло сохранение традиционной формы римской государственности и фундаментальных основ общественной жизни в империи.

Здесь следует упомянуть о том, почему иудаизм пользовался в Римской империи юридической защитой. В. В. Болотов объясняет этот факт тремя основными причинами:

  1. Это была религия древняя и национальная.
  2. Евреи были политической опорой для Рима.
  3. Иудейские обряды казались римлянам странными и грязными (например, обрезание). Именно поэтому они думали, что иудеи едва ли в принципе могут иметь прозелитов среди других народов [2] .

Что касается тех факторов, которые привели к обострению взаимоотношений между зарождающейся христианской Церковью и римским государством, то многие церковные историки выделяют целый комплекс таких причин. Единого мнения на этот счёт в церковно-исторической науке не существует. Чаще всего историки говорят о принципиальной несовместимости христианского мировоззрения и римского государственного устройства. Однако эта теория выглядит не очень убедительно по причине того, что после эпохи Константина Великого история показала, что христианство вполне органично может быть вписано в римскую общественную действительность.

Очень интересную точку зрения приводит человек, к писаниям которого нам необходимо обратится в первую очередь. Это отец церковной истории, Евсевий Кесарийский, по мнению которого гонения являются тяжелым педагогическим уроком для Церкви за её обмирщение, теплохладность и постепенное понижение в ней нравственной дисциплины.

Несмотря на то, что Евсевий Кесарийский в этом отрывке пишет о начале именно Диоклетиановых гонений, сформулированная им причина представляется интеллектуально честной, универсальной и весьма симптоматичной. Гонения – это действие перста Божьего за компромисс с миром сим, на который пошла Церковь.

Поэтому проф. Болотов, делая промежуточный вывод в своих исследованиях, условно выделяет три основных причины, которыми можно объяснить чрезвычайную воинственность язычества по отношению к христианству:

  1. Государственный характер языческой религии.
  2. Консерватизм (христианство – новая религия) и формализм римского характера.
  3. Римская религиозная поверхностность [6] .

Именно поэтому конфликт между Церковью и Римской империей был практически предопределен, когда христиане устами апологетов стали публично озвучивать мысль о нетождественности гражданской сферы жизни, в которой они были готовы были соблюдать полное послушание римским законам, и сферы религиозной, в которой представители новой религии требовали полной свободы совести.

Безусловно, такой протест со стороны христианства против многовековых религиозных устоев римского общества не мог быть терпим и спокойно выслушиваем римскими императорами, что и является, по сути, одной из наиболее важных причин тех гонений, которые были воздвигнуты на Церковь на заре христианства.

В данной связи также важно затронуть вопрос о том, насколько искренне и глубоко язычники Римской империи исповедовали свои религиозные воззрения. Судя по всему, суть и содержание их веры, а также её глубина и искренность никого не интересовали. Для того, чтобы человек был сочтён благонадёжным гражданином империи, ему было достаточно совершить внешний ритуальный обряд перед статуей языческого божества. Даже чисто механическое и абсолютно формальное совершение этого внешнего акта убеждало окружающих в политической лояльности и гражданской благонадёжности человека.

В церковно-исторической науке IV век действительно по праву считается переломным, ибо именно в этот период произошли коренные изменения в самосознании и самоощущении христианской Церкви. Достойно претерпев гонения, которые, хоть и с перерывами, однако длились целые триста лет, Церковь Божья утвердилась, окрепла и заняла господствующее положение в римском обществе. И этот факт не смог не наложить отпечаток и на отношение Церкви к тем религиозным сообществам, которые отныне оказались в статусе гонимого меньшинства. Этот аспект не так часто находит отражение в церковно-исторических исследованиях, посвященных первым векам христианства, однако без освещения этого важного момента любое исследование о гонениях на христиан первых веков было бы неполным и интеллектуально нечестным.

Что касается язычников, то Константин не хотел действовать на язычников грубыми мерами наказаний и стеснений. Он хорошо понимал, что такие меры к желаемой цели не приведут. Своей цели, т. е. приведения язычников к христианству, он хотел достигнуть другим путем: он возвысил христианство до положения государственной религии так, чтобы оно своим блеском и величием как бы невольно влекло к себе сторонников языческих культов.

И в завершение следует привести мысль современного исследователя данного периода церковной истории, который пишет: «Отцы Церкви эпохи гонений на Церковь (Киприан, Ориген, Тертуллиан, Лактанций и др.) выступали против насильственного подавления инакомыслящих христиан. Разумеется, церковные борцы с ересью давно исключили главное требование любви в вопросах веры, стали ругать и поносить инакомыслящих и инаковерующих. Но сеющий ненавистью рано или поздно пожнет кровь. Господствующая Церковь вскоре отказалась от толерантности, о которой её молили преследуемые.

Поэтому главным выводом из рассматриваемой нами ситуации, в которой оказалась Вселенская Церковь в IV в., должна стать твердая убежденность в том, что, во-первых, любые гонения на Церковь часто бывают на первый взгляд неудобовразумительным, но, при тщательном исследовании и детальном рассмотрении, глубоко промыслительным педагогическим приёмом и вразумлением от Творца за отступление от Евангелия, и, во-вторых, даже достойное перенесение очередной волны гонений, которых в истории Церкви было бесчисленное множество, не дает самим христианам права на ответную реакцию в том же духе, ибо вооруженное принуждение и насилие никогда и нигде не могут и не должны быть орудием установления правды Божьей и способом донесения Истины.

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии,

прот. Андрей Шиманович

Читайте также: