Престол в храме это кратко

Обновлено: 04.07.2024

В православной традиции престолом принято называть стол, расположенной в самой середине алтаря. На нем совершается Евхаристия, для проведения Таинства требуется, чтобы престол был освящен архиереем.

Эволюция престола

В раннем христианстве престолы были портативными, при этом для их изготовления использовали дерево или камень. Их местоположение в церкви было утверждено в IV веке. С тех пор их преимущественно начали изготавливать из камней. Внешне они выглядят как невысокие столики с четырьмя ножками, которые размещали внутри алтаря, куда запрещен вход обычным верующим.

Со временем на замену стандартным четырем ножкам престол начали делать на одной, еще один альтернативный вариант – изготовление цельного каменного основания. С начала X столетия появилась устоявшаяся со временем традиция размещать престол непосредственно в самом центре алтаря.

С XV века престолы начали делать деревянными или изготавливали их в форме внушительных монолитов из камня. В верхней части у них появилась крышка, ее следовало покрывать специальной тканью.

Символизм

Престол в православии играет большую роль. Считается, что это место таинственного и незримого нахождения Спасителя. По этой причине вставать перед ним и тем более прикасаться разрешено только священникам.

Следует отметить несколько символов, связанных с ними в православной традиции:

  1. У престола делаются четыре стороны, которые олицетворяют собой стороны света. Помимо этого четыре стороны престола символизируют части суток, времена года и тетраморф (это существа, известные по описанным видениям Иоанна Богослова).
  2. 4-угольная форма престола олицетворяет собой четыре Евангелия.
  3. Наконец, это символ Гроба Господня.

Если непосредственно сверху над ним размещают киворий (сень), олицетворяющую небо, то сам престол становится символом земли, куда спустился Спаситель, чтобы искупить грехи человечества. Обычно на кивории размещают изображение голубя, олицетворяющего собой Святого Духа.

Облачение

Облачение престола в православной церкви – это чехол, сшитый из парчи, который надевается сверху. В большинстве случаев его цвет совпадает с символическим цветом церковного праздника, но это совсем необязательно.

В некоторых случаях облачение делают из золота или металла. В этом случае оно представляет собой футляр, покрытый драгоценными камнями и золотыми украшениями.

Один из самых известных престолов находится в соборе св. Софии. Это футляр из чистого золота, украшенный драгоценными камнями.

В большинстве современных соборов и церквей непосредственно под престолами размещают мощи святых. Такая традиция появилась много веков назад, оно было официально обозначено на Вселенском Соборе, состоявшемся в VII в. С тех пор помещение мощей в престол считается одной из обязательных традиций, которая должна соблюдаться при освящении храма.

Мощи принято размещать в основании престола или помещать в специально предназначенное для этого отверстие.

Как устроен престол?

Престол, предназначенный для православной церкви, изготавливается из камня или дерева. Он имеет высоту около одного метра. По традиции его как бы заключают в две одежды. Нижняя изготавливается изо льна, она символизирует собой плащаницу Христа, то есть погребальное покрывало Спасителя. Эту одежду обвивают веревкой.

Верхняя одежда называется индитией. В большинстве случаев ее шьют из парчи в качестве напоминания о торжественных одеяниях Всевышнего как Царя славы.

В престоле обязательно должна находиться частица мощей святого в специальном предназначенном для этого ковчежце. В раннем христианстве нередко Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников, пострадавших за веру в Спасителя. Это была демонстрация того, что христианская церковь имеет в своей основе Кровь Спасителя, утверждается на Крови его последователей, мучеников веры.

Престо́л (греч. Αγία Τράπεζα — Святой Стол) – чет­ве­ро­уголь­ный стол, нахо­дя­щийся в центре алтаря, освя­щен­ный и обла­чен­ный в свя­щен­ные одежды.

Пре­стол явля­ется самым свя­щен­ным местом в храме, т.к. зна­ме­нует собой неве­ще­ствен­ный Пре­стол Пре­свя­той Троицы и явля­ется местом осо­бен­ного при­сут­ствия Боже­ствен­ной Славы. На Пре­столе нахо­дится несколько свя­щен­ных пред­ме­тов: анти­минс, Еван­ге­лие, один или несколько напре­столь­ных кре­стов, даро­хра­ни­тель­ница.

Нижний покров Пре­стола назы­ва­ется катас­ар­кой, слав. срачи́цей (сороч­кой), верх­ний – инди­тией (греч. – одеваю). Покров, кото­рым накры­вают пре­стол со всеми нахо­дя­щи­мися на нем свя­щен­ными пред­ме­тами по окон­ча­нии бого­слу­же­ния, назы­ва­ется пеле­ной.

При­ка­саться к пре­столу в тра­ди­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и про­хо­дить между пре­сто­лом и Цар­скими вра­тами имеют право только свя­щен­но­слу­жи­тели.


Престо́л в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

Содержание

История

В древности престолы изготовлялись из дерева или камня и были портативны. С IV века, когда их место в храме окончательно определилось, престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырёх ножках перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырёх, престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании. C X века престолы устраиваются в глубине алтарной апсиды.



Начиная с XV—XVI веков престолы делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи облачением из ткани. Облачение представляет собой чехол из дорогой парчевой ткани надеваемый на престол. Весьма часто, но необязательно цвет облачения престола соответствует богослужебному цвету церковного праздника. Облачения могут быть не только из ткани, например парчи, но и представлять собой богато украшенный золотом и камнями металлический, даже золотой, футляр для престола. Престол храма Святой Софии в Константинополе был сделан из золота и драгоценных камней.

Уже в ранней Церкви явилась традиция положения мощей под престолами. С VIII века (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора) вложение мощей стало обязательной частью чина освящения храма. Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под престолом.

Символическое значение

Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

Престол имеет следующее символическое значение:

  • четыре стороны: стороны света, времена года, периоды суток, тетраморф (существа из видения Иоанна Богослова);
  • четырехугольная форма: Четвероевангелие; .

Если над престолом устанавливается сень (киворий), то она символизирует небо, а сам престол землю на которой пострадал Иисус Христос. Часто в центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, символизирующего сошествие Святого Духа.

Устройство

Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы.

В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр.6:9).

На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).

Литература

  1. Braun J. Der christliche Altar. München, 1924.
  2. Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 1 v. NY - Oxford, 1991. Р. 70.
  3. Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
  4. Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980.
  5. Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб., 2000.

Ссылки

  • Христианское богослужение
  • Церковная утварь

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Престол" в других словарях:

ПРЕСТОЛ — муж. (пре и стол) вообще, священное место, как представительство высшего, на небесах и на земли. В церкви, столик в алтаре, перед царскими вратами, на коем совершается таинство Евхаристии. В случае упразднения и снесения церкви, престол не может… … Толковый словарь Даля

престол — См … Словарь синонимов

ПРЕСТОЛ — ПРЕСТОЛ, 1) главная принадлежность православного храма, четырехугольный стол с мощами, закрытый покрывалом, стоящий посредине алтаря. На престоле помещают антиминс, престольное Евангелие, один или несколько напрестольных крестов,… … Современная энциклопедия

Престол — ПРЕСТОЛ, 1) главная принадлежность православного храма, четырехугольный стол с мощами, закрытый покрывалом, стоящий посредине алтаря. На престоле помещают антиминс, престольное Евангелие, один или несколько напрестольных крестов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРЕСТОЛ — ПРЕСТОЛ, а, муж. 1. То же, что трон. Свергнуть с престола (лишить власти монарха). Вступить, взойти на п. (начать царствовать). 2. Высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря. 3. То же, что престольный праздник (устар. и прост.). В нашей… … Толковый словарь Ожегова

Престол — главная принадлежность алтаря христианского храма. В церквиправославной это четырехсторонний стол, стоящий посредине алтаря ислужащий местом совершения евхаристии. Правилами церковными требуется,чтобы он был на четырех столпах, вышиною аршин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Престол — четырехугольный стол, который располагается в середине алтаря. В соборах и больших храмах над престолом устанавливается сень (киворий). Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя… … Официальная терминология

Престол — четырехугольный стол, располагаемый в середине алтаря, на котором во время Литургии совершается пресуществление Святых Даров. В соборах и больших храмах над престолом устанавливается сень (киворий). Источник: МДС 31 9.2003 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

престол — А. Земной престол 1. Примеры престолов фараона: Быт 41:40 Давида: 2Цар 3:10 Соломона: 3Цар 2:12 Илы: 3Цар 16:11 Ахава и Иосафата: 3Цар 22:10 Артаксеркса: Есф 1:2 Навуходоносора: Дан 4:36 Ирода … Библия: Тематический словарь

Престол – самое священное место в православном храме. Он находится в центре алтаря, напротив Царских врат, и символизирует Престол Божий. Также престол напоминает нам о Самом Христе, Тело Которого в виде Святых даров пребывает на престоле.



Престол представляет собой квадратный стол на 4-х ножках. Высота его по традиции составляет 1 метр. Под столешницей престола находится ковчег для частицы святых мученических мощей. Эту частицу в обязательном порядке помещают в престол при его великом освящении, которое совершает епископ. Данная традиция коренится в глубокой древности: первые христиане совершали Литургию над мощами пострадавших за веру собратьев. Также она напоминает о свидетельстве Апокалипсиса, где упоминается, что под Жертвенником Божиим в Царствии Небесном пребывают души убиенных за Христа. Символом этого Жертвенника Божия в первую очередь является престол как главное место христианского священнодействия.

Из истории

Престол православного храма

В глубокой древности престол именовался трапезой - в знак того, что на нем пресуществляются Святые Дары, Небесная снедь, дарованная Богом верным.

Древность знала каменные церковные престолы. В частности, их обустраивали в катакомбных (подземных) первохристианских храмах. Престолы с твердым облачением пришли в Россию с Запада в XVIII столетии. Некоторое время их считали не соответствующими православной традиции, тем более, что декор их был достаточно вольным, в стилистике западного барокко. Но с течением лет эта форма церковной утвари, если можно так выразиться, была ассимилирована: приобрела облик, органичный для русского православного храма.

Полезный совет

Декор твердого облачения на престол обычно выбирают таким образом, чтобы он гармонировал с иконостасом - ведь при отверстых Царских вратах он становится зрительной доминантой для молящихся. Орнаменты на резном престоле могут стать продолжением резьбы алтарной преграды.

Особенности использования

Касаться престола имеют права только священнослужители (архиереи, священники и диаконы). Даже церковнослужителям – алтарникам (пономарям, чтецам, иподиаконам), то есть людям, прислуживающим в алтаре, но не прошедшим Таинства посвящения в сан, прикосновение к престолу запрещено.

Освящение престола, совершаемое при Великом освящении храма - сложное, торжественное и глубоко символическое действо. Архиерей кропит его святой водой, поливает горячим воскомастихом - этот состав символизирует благовонный состав, которым помазали тело Спасителя при погребении. Освящаемый престол также омывают водой, а затем - розовой водой, смешанной с красным вином. Наконец, престол помазывают святым миром. Затем престол торжественно, с чтением соответствующих молитв и окроплением святой водой покрывают облачением, которое полностью скрывает его.

Читайте также: