Психосоматика у подростков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подростковый возраст является противоречивым и сложным периодом, в котором происходит множество физиологических, психологических, социальных перемен. Это кризисное, но ответственное время для личности ребенка, которое может резко поменять отношения между подростком и семьей, окружающим его миром.

Подросток – как оголенный провод: он демонстрирует стрессы, противоречивость, запутанность, отверженность, разочарование (в себе, обстоятельствах или людях). Гормональная гремучая смесь влияет на поведение и эмоции ребенка, он способен многое делать вопреки себе, а затем сильно раскаиваться. На этом фоне можно по невнимательности проглядеть даже серьезные психические расстройства у подростков.

По статистике до совершеннолетия переживают депрессивные расстройства до 11%. Большую предрасположенность к депрессии имеют девочки, причем чем старше становятся подростки, тем чаще ставится диагноз. ВОЗ сообщает:

Серьезная депрессия – основная причина инвалидизации среди людей 15-44 лет, которая может привести к летальному исходу.

Это серьезная проблема, но на фоне стремительных перестроек и множества переживаний в пубертатном периоде диагностировать на ранних этапах психические расстройства у подростков порой бывает трудно даже врачам и психологам.

Какие самые распространенные психические расстройства у подростков?

Наиболее часто у подростков диагностируются:

  • Тревожность и связанные с ним расстройства;
  • Связанные со стрессом патологии;
  • Нарушения настроения;
  • Обсессивно-компульсивное расстройство;
  • Дезорганизованность – проблемы поведения, как гиперактивность, дефицит внимания (СДВГ) и другие.

У подростков чаще встречается кататония, чем шизофрения. Нередко симптоматика психических расстройств у детей и подростков имеет широкие диагностические границы, то есть они могут свидетельствовать одновременно о нескольких патологиях психики. Например, более четверти детей, имеющих СДВГ, есть патологическая тревожность, а четверть всех детей демонстрируют нарушения настроения.

Признаки психических расстройств у подростков

Проблемы с психическим здоровьем начинают развиваться с детского и подросткового возраста, кроме того, они часто проявляются именно в пубертатном периоде, когда поведение ребенка становится смелее и ярче. Во взрослой жизни они приносят массу неудобств. Молодых людей, которые имеют поведенческие расстройства, психические травмы, биполярное расстройство, психозы и другие проблемы с психическим здоровьем, часто не принимает социум, они не могут работать с людьми, детьми, имеют суженный профессиональный выбор и другие ограничения.

Раннее выявление и лечение психических расстройств у детей и подростков помогут предотвратить не только социальные проблемы, но и ряд причин заболеваемости и инвалидности.

Четыре и более из перечисленных признаков – повод насторожиться и проверить, есть ли психические расстройства у подростков. Но даже наличие одного из них – уважительная причина обратиться за помощью к психологу и поговорить с ребенком.

Перепадам настроения подвержены абсолютно все, тем более это часто встречается у детей переходного возраста. Необходимо научиться отличать признаки психических заболеваний от подростковой эмоционально лабильности.

Обратите внимание не только на резкие перемены в настроении, но и в поведении, уровне энергии. Если эти перепады буквально мешают детям жить, дезадаптируют в повседневности, то это могут быть признаки биполярного расстройства у подростков.

Признаки биполярного аффективного расстройства (БАР)

Биполярное расстройство (маниакально-депрессивный синдром) диагностируют в детском возрасте от 7 лет, но, как правило, пик проявлений зачастую припадает на подростковый возраст. Особенно тщательно нужно обследовать подростков с депрессивными нарушениями психики.

Что может указывать на БАР? Наиболее явный признак – быстрый переход от мании (веселья, возбужденности, деятельности, хорошего настроения) к фазе депрессии (общий эмоциональный фон снижается). И даже в периоды между этими эпизодами нарастает общая раздражительность. Дети становятся непредсказуемыми, хотя это родители оценивают это как норму для подростков.

Виды психических расстройств у подростков

Выделают конкретные виды психических расстройств у подростков, при которых в первую очередь следует обратиться к специалистам для оказания медицинской помощи.

Возникают в детском или переходном возрасте, и зачастую сохраняются на всю жизнь. расстройства личности у подростков бывает трех типов.

Аффективные и психосоматические подростковые расстройства

Депрессия. Хроническая утомляемость, низкий жизненный тонус, нарушение аппетита, сна. Подростки ощущают тяжелое чувство в груди, тоску, апатию, хуже учатся, становятся ранимыми, плаксивыми, замкнутыми. Они занимаются самобичеванием, занижают свою ценность. Возможно компульсивное переедание, бессонница, трудности с пробуждением.

Депрессия входит в официальные психические расстройства у подростков и требует психотерапевтической и медикаментозной коррекции. Если же ребенок не получит своевременное и адекватное лечение, это грозит ухудшением течения болезни и возрастанию вероятности суицида.

Это целая группа психических заболеваний у подростков, которые имитируют общие заболевания – кардиопатологию, расстройство ЖКТ, ВСД, повышение температуры тела, крапивница и другие. Симптомы сопровождаются сильной тревогой о состоянии здоровья, полной убежденностью в том, что есть какое-либо заболевание.

При обследовании никаких соматических нарушений не обнаруживается, но у подростка могут быть длительные локализированные боли. Пациенты не доверяют квалификации врачей, не верят результатам анализов, отказываются жить активно и считают себя серьезно больными. Это могут быть головные боли, псевдоаллергия, псориаз, метеоризм, синдром раздраженного кишечника нейрогенного характера.

Эта разновидность психических расстройств симптомы у подростков имеет самые разнообразные. Самый распространенный случай – гебоидный синдром (пубертатный патологический криз), при котором наблюдается болезненное заострение и искажение эмоционально-волевых качеств личности ребенка. Подросток становится нетерпимым, враждебным, склонным к антисоциальному и асоциальному поведению. Стираются границы дозволенного, извращаются примитивные влечения (злоупотребление алкоголем, наркотиками, сексуальная распущенность). Сильно страдает нравственность – у таких подростков нет табу.

Такое психическое расстройства в основном идет в сочетании с инициальным или манифестным периодом шизофрении, поэтому лечение у психиатра – обязательно.

Расстройства пищевого поведения проявляютсяу подростков такими симптомами, как вера в собственное уродство, сильная критика в сторону своей внешности (дисморфофобия). Подростки утрачивают способность оценивать свою внешность объективно.

Нервная анорексия – сверхценное стремление к похуданию, болезненный страх иметь ожирение, неадекватное ограничение в питании. Больные заняты только собственным весом, упуская из виду ужасные последствия анорексии – выпадение волос, нарушение менструального цикла и другие симптомы.

Нервная булимия часто встречается как часть анорексии в моменты сильного голода. Как отдельное психическое расстройство булимия – это сменяющие друг друга фазы приступов переедания с фазами различных процедур по очищению кишечника. Подростки провоцируют рвоту, принимают слабительные и мочегонные препараты, занимаются самоуничижением из-за навязчивых мыслей про набор веса, чувства вины.

Расстройства пищевого поведения лечатся семейной и индивидуальной психотерапией, введением режима питания, медикаментозной терапии.

Что делать при расстройствах?

Если с вашим ребенком происходят перемены, он стал агрессивным, раздраженным, разговаривает с собой, необходимо сразу же обсудить ситуацию со специалистами. Это не грозит штампом на всю жизнь, а помогает не допустить серьезных ошибок. Из-за неправильного поведения родителей, могут развиться подозрительные, недоверчивые, конфликтные отношения.

Не проявляйте страх, удивление и ни в коем случае не смейтесь над переживаниями ребенка. Для восстановления или коррекции психического здоровья подростков важно взаимопонимание, сотрудничество и доверие. Постарайтесь успокоить ребенка. Действуйте без насилия, последовательно. Нужно сделать так, чтобы он понял, что нуждается в помощи.

Не стоит бояться госпитализации. Позвоните нам, запишитесь на консультацию (можно анонимно), чтобы узнать, какое лечение нужно, как оно проводится, какие есть перспективы, риски. Ходить к целителям, священникам, ездить в паломничество, самостоятельно пить антидепрессанты – все это не только может не помочь, но и серьезно навредить психике подростка.

Лечение психологических нарушений у подростков

Когда имеется психическое расстройство и симптомы у подростков распознаны, обязательно необходимо проходить лечение. Оно может быть амбулаторным или стационарным. Под круглосуточным наблюдением врачей и психологов реабилитационного центра можно оказать всестороннюю комплексную помощь, контролировать прием лекарств, проведение релаксационных процедур, различных курсов терапии.

Вы можете не переживать за своих детей, доверив их нам. Лечение строго конфиденциально, структурировано и индивидуально. Также мы оказываем платные услуги по вызову врача на дом, принудительное лечение. Мы приложим все усилия, чтобы избавить детей от психических расстройств как можно быстрее и мягче.


Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста.

Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры.

Особенности подросткового возраста

Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими.

В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая.

В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств.

Пограничная психопатология

Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации.

В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех.

В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера.

Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет, является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт.

После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни.

Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни.

То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым, или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями.

Суицидальное поведение

И одним из довольно частых фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда.

Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями.

Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ.

Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам.

Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях.

Расстройства полового влечения

В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность. В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях.

Подростковые депрессии

В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются.

Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети.

В таких ситуациях о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие.

Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает.

Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров. К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте.

В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь.

Юношеская шизофрения

Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной.

Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года. Ребёнок становится за это время инвалидом.

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?

Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов. Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов, которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.

Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.

Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.

Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.

Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь

– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?

– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.

– К чему приводит игнорирование заболеваний?

Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.

– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?

– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.

– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?

– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.

– Что может провоцировать психические заболевания?

– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?

– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.

Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.

– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?


– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.


1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципыипрактическоеприменение = PsychosomaticMedicineit`sPrinciplesandApplications / пер. сангл. С. Могилевского. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

2. Киреева И.П. Педиатру-онкологу: Методические рекомендации под редакцией А.А. Северного. – М.: Ассоциация детских психиатров и психологов,1999.

3. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т.25. – № 2. – С. 75–85.

4. Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – № 6. – С. 82-94.

6. Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана) // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – Т.2, №14. – С.70-73.

7. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Талант, 1996. – 144 с.

8. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста = TheAdolescent. Development, Relationships, andCulture / подред. Е. И. Николаевой. – СПб.: Питер, 2010.

9. Рассказова Е.И. Роль нарушений когнитивной и эмоциональной регуляции в возникновении соматических симптомов // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С. 87-97.

10. Стреляу Я. Митина О., Завадский Б., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). – М.: Смысл, 2007.

11. CharmandariE., KinoT., SouvatzogouE., ChrousosG.P. Pediatricstress: hormonemediatorsandhumandevelopment // Horm. Res. 2003. V.59. P. 161-179.

12. Chrousos G.P. Stress and disorders of the stress system // Nat. Rev. Endocrinol. 2009. V.5, no. 7. P. 374-381.

13. Eysenk H.I. Relationship between intelligence and personality // Perceptual and Motor Skills. 1971. V.32. P.637-638.

Заболевания, обусловленные изменением функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы как следствие переживания стрессовых состояний, принято называть психосоматическими [1].Однако роль биологических и психологических факторов в развитии конкретного заболевания все еще остается недостаточно изученной.

Делались многократные попытки связать определенный психотип с конкретным заболеванием. Это удалось с известными оговорками только для обширной группы заболеваний сердечно-сосудистой системы, развитие которых связывается с типом А [10]. В дальнейшем Г. Айзенк[9]пытался описать тип людей, у которых с большей вероятностью возникнет то или иное раковое заболевание, но его предположения не были подтверждены.

Можно предположить, почему многие усилия, направленные на поиск особых групп людей, имеющих большую вероятность получить тот или иной диагноз, не выявили простой связи между личностными особенностями и развивающимся заболеванием. В рамках изучения стрессовой системы, активной в тех ситуациях, когда организм переживает стресс или испытывает только угрозу переживания стресса, получено много важных данных[8].

Вырабатываемые в процессе функционирования стрессовой системы гормоны отвечают как за развитие стрессовой реакции, так и за ее завершение. Оказалось, что если в раннем детстве (предположительно, до полутора лет) стрессовая система подвергается чрезмерным воздействиям, возможны ее долговременные изменения. Эти изменения обнаружатся не сразу же после воздействия стрессового стимула, но позднее, когда возникнут существенные гормональные перестройки, на фоне которых недостаточность системы реагирования на внешние условия будет особенно заметна [8]. Это обусловлено тем, что вплоть до начала пубертатного периода у детей в норме должна быть гипореспонсивность на стресс - это снижение физиологической реакции на стрессор, механизм, который защищает чувствительную развивающуюся нервную систему от агрессивного действия гормонов стресса [3].

Мощные гормональные перестройки наиболее ярко происходят в подростковом возрасте, одновременно с усилением активности и системы стресса[5]. Можно предположить, что именно ранние срывы гормональной регуляции в период стрессового воздействия приводят к развитию соматического заболевания в подростковом возрасте. Причем тип заболевания будет определяться не столько типом стрессового воздействия или психотипом человека, сколько генетически обусловленными биохимическим процессами в организме в процессе стресса или аллостаза.

В то же время силен и психоаналитический подход к развитию заболеваний, согласно которому не столько особенности реагирования стрессовой системы, сколько восприятие личностью тех или иных проблем, которые необходимо, но сложно решать, и предопределяют развитие психосоматических заболеваний [3].

Имеющиеся данныепозволяют предположить, что в подростковом возрасте в формировании заболевания в большей мере будут влиять именно ранние изменения функционирования стрессовой системы. В момент резких гормональных перестроек дополнительное воздействие стрессора может привести к неадекватной реализации ответа на интенсивное внешнее воздействие в силу недостаточности работы стрессовой системы, поврежденной в раннем детстве. В то же время в более позднем периоде онтогенеза, развитие заболевания,возникающего вне столь мощных гормональных перестроек,как это происходит в пубертатном периоде, в большей мере будет определяться личностными особенностями человека и типом стрессора. Формирование внутреннего конфликта в этом случае должно сопровождаться усилением механизмов психологической защиты. При развитии заболевания как результата слома стрессовой системы в детстве не должно быть мощных изменений личности и, прежде всего, усиления механизмов психологической защиты. Однако обусловленность формирования заболевания ранним повреждением стрессовой системы должна сопровождаться астеническими явлениями.

Если это так, и в подростковом возрасте формирование психосоматического расстройства в большей мере связано не с внутриличностным конфликтом, но слабостью.

Чтобы оценить большую вероятность того или иного пути развития заболевания, мы исследовали подростков, здоровых и больных, с помощью набора методов, направленных как на выявление механизмов психологической защиты, так и на описание астенических процессов, происходящих в организме. Актуальность такого исследования обусловлена разными подходами к лечению и профилактике психосоматических проявлений в подростковом возрасте.

Материалы и методы

Данные об уровне развития эмоционального интеллекта были получены с помощью видеотеста, направленного на оценку эмоционального интеллекта В.В. Овсянниковой - Д.В. Люсина [4].

Эмоциональный интеллект - это способность человека опознавать, вербализовать и управлять своими и чужими эмоциями, а также быть адекватным в эмоциональной ситуации. Методика представляет собой набор шкал для оценки эмоционального состояния другого человека и 7 сюжетов, которые являются материалом для оценивания состояния. Набор шкал состоит из 15 названий эмоциональных категорий (например, гнев, радость, удивление, возбуждение). В инструкции испытуемому предлагается оценить эмоциональное состояние героя сюжета по этим шкалам, согласно нескольким возможным вариантам ответа - от 0 (эмоция не характеризует состояние персонажа в данном сюжете) до 5 баллов (эмоция максимально точно описывает состояние героя данного сюжета). Необходимо указать, что тестовые баллы представляют собой обратную шкалу, т.е. чем больше тестовый балл, тем ниже способность к идентификации эмоций других людей.

Для определения выраженности астенического состояния был использован опросник для диагностики астении, приведённый в методических рекомендациях И.П. Киреевой [2]. Опросник включает 6 шкал, каждая из которых оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов. Интерпретация зависит от общей суммы баллов.

Кроме того, всех подростков просили оценить собственное здоровье по десятибалльной шкале.

Результаты и их обсуждение

После введения результатов в общую базу данных и количественного анализа был проведен регрессионный анализ, который обнаружил различия между группами только по некоторым шкалам опросников.

Читайте также: