Преподавание это в педагогике кратко

Обновлено: 05.07.2024

— управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения иногда понимается узко, как управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач. Средствами управления в этом случае являются "наводящие задачи", подсказки и пр. В широком смысле управление учебным познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы учебных задач, которая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение школьников по ступеням познания - от низкого уровня проблемности заданий и познавательной самостоятельности к творческой, исследовательской. Тем самым проектируется определённый уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщённость и т.п.). Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организации учебной работы, соблюдение которых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль.

Каждый акт П. должен вносить определённые изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, к конкретному учебному предмету и каждому его разделу. При разработке стратегии обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного учебного материала. Для этого следует учитывать особенности отдельных видов деятельности обучаемых, которая обеспечит достижение поставленных учебных целей. Важное значение имеет определённая последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познавательной деятельности. Это - первая задача П. в структуре обучения.

Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности обучаемых и заключается в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "Преподавание" в других словарях:

преподавание — См … Словарь синонимов

ПРЕПОДАВАНИЕ — ПРЕПОДАВАНИЕ, преподавания, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. преподавать. Заниматься преподаванием физики. Методы преподавания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

преподавание — ПРЕПОДАВАТЬ 1, даю, даёшь; давай; несов., что. Обучая, сообщать, передавать систематические сведения по какому н. учебному предмету. П. историю. П. в университете. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПРЕПОДАВАНИЕ — ПРЕПОДАВАНИЕ. Деятельность учителя в обучении. Предусматривает показ, объяснение, побуждение, контроль, подкрепление, воспитание и образование в процессе такой деятельности. См. также учение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

преподавание — ведётся • действие, пассив на ся … Глагольной сочетаемости непредметных имён

преподавание — dėstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo turinio atskleidimo procesas per pamoką arba paskaitą naudojant įvairius mokymo metodus ir priemones. Dėstant laikomasi mokymo metodams ir formoms keliamų metodologinių, psichologinių,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Преподавание — ср. процесс действия по гл. преподавать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Преподавание — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия

преподавание — преподав ание, я … Русский орфографический словарь

​Преподавание — это действия учителя или преподавателя, целью которых является создание у учащихся мотивации к учению, помощь в осмыслении новой информации и формировании определенных умений и навыков.

Сущность процесса преподавания

Преподавание — это один из компонентов процесса обучения. В нем задействованы два вида деятельности: преподавание (деятельность педагога) и учение (деятельность ученика). Преподавание — это не просто объяснение и проверка, но и сотворчество учителя и ученика.

Преподаватель в учебном процессе играет организующую роль: создает проблемную ситуацию, помогает ее решать, осуществляет целостный анализ деятельности обучаемых. Для успешного сотрудничества с учениками, педагог должен владеть необходимыми формами и методами обучения современной школы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В педагогическом процессе учителю следует учесть такие факторы как:

  • соответствие целей обучения и целей обучаемых;
  • чередование индивидуальной и коллективной деятельности;
  • соответствие содержания преподавания умственным и возрастным особенностям учеников;
  • наличие технических средств;
  • практическая ценность выдаваемых знаний.

Основные принципы

Принципы определяют требования к содержанию и методам обучения. Среди них:

  • активность, инициативность и сознательность в получении знаний;
  • наглядность;
  • систематичность и последовательность в обучении;
  • посильность в обучении;
  • постоянное закрепление полученных знаний и умений;
  • групповой и индивидуальный подход;
  • положительный коммуникативный фон.

Этапы преподавания

Процесс преподавания предполагает определенные этапы в своей структуре. Как правило, они проходят в следующем порядке:

Обучение представляет собой способ организации учебно-воспитательного процесса.

Процесс обучения взаимосвязан с преподаванием и учением. Для формулировки “процесса обучения” применяется также термин “учебный процесс”.

Учебный процесс является совместной деятельностью педагога с учениками.

Во время такой деятельности учитель определяет цели, предоставляет информацию, занимается организацией и стимулированием работы обучаемых. Одновременно с этим педагог корректирует и проверяет знания воспитанников. В задачу ученика входит овладение содержанием, видами деятельности, а также умениями и навыками.

Обучение – двусторонний процесс, который включает в свою структуру 2 элемента (рисунок 1 ):

  1. Деятельность преподавателя – это преподавание;
  2. Деятельность учеников – это учение.

Понятия преподавания и учения

Преподавание подразумевает под собой работу учителя, в которую входит передача ученикам информации, организация учебно-познавательного процесса, стимулирование интереса к знаниям, самостоятельность, а также оценку учебных достижений.

Учение представляет собой деятельность, которая состоит из освоения, закрепления и применения освоенных знаний, умений и навыков (ЗУН).

Во время учения личность осознает смысл, социальное значение культурных ценностей и общественного опыта.

Обучение является целенаправленным, социальным и индивидуальным, педагогически организованным процессом развития личности. Обучение базируется на овладении системой научных знаний, методами деятельности, культурой общества.

Что такое преподавание

Процесс обучения проходит под четким руководством педагога. Он управляет активной и сознательной познавательной деятельностью учеников. Воспитатель определяет перед учениками цели и задачи, постепенно усложняя их и обеспечивая тем самым движение мысли воспитанников в познании. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания обучения:

  • Определяет содержание, увязывая его с намеченными целями;
  • Использует разнообразные формы организации обучения;
  • Применяет различные методы, благодаря которым содержание становится достоянием учащихся.

В структуре педагогического процесса выделяют следующие этапы управления процессом обучения:

  • Планирование;
  • Организацию;
  • Регулирование (или стимулирование);
  • Контроль;
  • Оценку;
  • Анализ результатов.

Планирование заканчивается составлением различных планов. Организация подразумевает формулировку учебных задач и создание оптимальных условий для их осуществления, при этом используют такие приемы, как инструктаж, распределение обязанностей, создание алгоритма.

Современная дидактика определяет правила формулировки задач познавательной деятельности:

  • Познавательная задача вытекает из предметного содержания с целью сохранения системы знаний и научной логики;
  • Нужно принимать во внимание актуальный уровень развития и подготовительного этапа учащихся в создании реальных условий для достижения целей;
  • Задачи должны содержать информацию, требуемую для умственного развития, воображения и творчества;
  • Для учеников нужно создать положительную мотивацию к обучению;
  • Нужно научить воспитанников решать задачи, обучить их методам решения.

Преподавание предусматривает регулирование и получение данных о ходе учения воспитанников, уровне эффективности приемов и методов обучения. Регулирование и корригирование учебного процесса с применением средств стимулирования обеспечивается с помощью подбадривания, воодушевления, использования балльной системы.

Завершающий этап обучения – это анализ достигнутых результатов в решении педагогической задачи. Анализ дает возможность выяснить причины недостатков обучения и основания успехов, планировать дальнейшее педагогическое взаимодействие процесса обучения.

Учение

Учение также обладает своей структурой, закономерностями развития и функционированием. Реализация учения обуславливается возможностями человека координировать свои действия в зависимости от поставленных целей.

Цель учения в педагогике – это познание, сбор и переработка информации об окружающей среде, что выражается в ЗУН, а также системе отношений и общем развитии.

Важный компонент учения и обучения – это мотивы.

Мотивы учения представляют собой побуждения, которыми ученик пользуется при осуществлении учебных действий или учебной деятельности в целом. Мотивы побуждают ученика овладеть определенными знаниями и умениями.

Все мотивы объединяются в 3 группы:

  1. Непосредственно побуждающие мотивы, основанные на положительных или отрицательных эмоциях;
  2. Перспективно побуждающие мотивы, базирующиеся на понимании значимости знаний в целом и в частности учебных предметов;
  3. Интеллектуально побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от выполнения познавательного процесса.

Следующим компонентом учения являются учебные действия, выполняющиеся согласно целям. Они бывают внешние и внутренние.

Внешние учебные действия:

  • Предметные действия (например, письмо, рисование, постановка опыта и т.д.);
  • Перцептивные действия (например, рассматривание, слушание, осязание, наблюдение);
  • Символические действия (связаны с речью).

Внутренние учебные действия:

  • Мнемические действия (запоминание информации, ее упорядочивание, организация);
  • Имерджентные действия (воображение);
  • Интеллектуальные действия (мышление).

Важными структурными компонентами учения является контроль, оценка и анализ достигнутых результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ в процессе обучения формируются при наблюдении педагога. При формировании этих способностей необходимо мотивировать учащихся наблюдать за деятельностью окружающих, организовывать самоконтроль, взаимную оценку и взаимный анализ результатов деятельности по определенным критериям.

это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся.

упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Деятельность учителя в обучении. Предусматривает показ, объяснение, побуждение, контроль, подкрепление, воспитание и образование в процессе такой деятельности. См. также учение.

процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, направленный на организацию учебного труда обучаемых, планомерную и систематическую помощь в овладении содержания образования и формирования необходимых качеств личности.

разновидность обучения; специальная деятельность преподавателей, направленная на передачу обучаемым суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Термин обычно употребляется применительно к предметам теоретического курса.

специальная, профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний.

составной элемент процесса обучения, следствием целенаправленного применения которого становятся определенные качественные изменения, произошедшие как в самом характере учебно- познавательной деятельности школьника, так и в процессе его личностного становления. С помощью системы А.п. осуществляется руководство осознанной познавательной деятельностью учащихся по усвоению ими учебного материала. В.Г.

специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний. Структура П. включает в себя: планирование собственной деятельности и учебной деятельности учащихся, организацию этих деятельностей, стимулирование активности и сознательности учения школьников, контроль, регулирование качества обученности, анализ результатов и педагогическое прогнозирование.

есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Общая структура этой специфической деятельности включает в себя педагогическую обработку передаваемых детям знаний, умений и навыков, искусство их воспроизведения и разъяснения, выявление детских задатков, способностей, дарований; стимулирование детской познавательной деятельности; осуществление диагностики; получение и обработку обратной информации; коррекцию усвоенного материала; организацию практической деятельности (учения) детей, решение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач.

деятельность преподавателя по выбору необходимых субъекту учения элементов объективного опыта человечества и управлению процессом их усвоения субъектами учения в обучении. Преподавание может осуществляться как при непосредственном участии преподавателя в обучении в процессе проведения учебных занятий, так и опосредованно: через отбор информации для усвоения, изменение с целью обеспечения наиболее рационального усвоения формы и последовательности изложения подлежащих усвоению научных сведений в учебниках и учебных пособиях, через рекомендации о желательной последовательности усвоения изучаемых сведений, через учебные задания и контроль их выполнения (даже если при этом используются технические средства).

(синоним – обучающая деятельность) – педагогическое управление учебной деятельностью обучающегося (обучающихся); один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею обучающимися и предъявление им в педагогической практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучающегося по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. Литература: [56].

управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения иногда понимается узко, как управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач. Средствами управления в этом случае являются "наводящие задачи", подсказки и пр. В широком смысле управление учебным познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы учебных задач, которая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение школьников по ступеням познания - от низкого уровня проблемности заданий и познавательной самостоятельности к творческой, исследовательской. Тем самым проектируется определенный уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщенность и т.п.). Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организации учебной работы, соблюдение которых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль. Каждый акт П. должен вносить определенные изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, к конкретному учебному предмету и каждому его разделу. При разработке стратегии обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного учебного материала. Для этого следует учитывать особенности отдельных видов деятельности обучаемых, которая обеспечит достижение поставленных учебных целей. Важное значение имеет определенная последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познавательной деятельности. Это - первая задача П. в структуре обучения. Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности обучаемых и заключается в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого.

Процесс обучения включает деятельность ученика и деятельность учителя.

Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Преподавание – это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысление излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

6. Функции обучения, их реализация в процессе обучения.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений.
Образовательная функция.Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитывающая функция.Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.
Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Развивающая функция.Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.
В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.



Процесс обучения включает деятельность ученика и деятельность учителя.

Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Преподавание – это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысление излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

6. Функции обучения, их реализация в процессе обучения.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений.
Образовательная функция.Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитывающая функция.Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.
Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Развивающая функция.Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.
В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Читайте также: