Преимущества речного транспорта кратко

Обновлено: 18.05.2024

Как вы заметили, у меня на канале довольно много материала, связанного с водным транспортом. Работа на судне это не только романтика, связанная с закатами и рассветами в морях реке (в моём случае), это не только шум волн и крики чаек. Река - это естественная магистраль. Здесь не нужно каждый год перекладывать асфальт, который постоянно по весне уходит вместе с снегом, тут не нужно менять шпалы.

Как транспортная артерия, реки используются с незапамятных времён. Поэтому прогресс пришёл и в эту индустрию.

Современная Единая Глубоководная Система Европейской части РФ позволяет использовать суда грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Это означает, что такое судно может беспрепятственно пройти от Питера до Астрахани или Ростова - на - Дону, с заходом в Москву или на Каму. И сегодня эксплуатируются большинство таких судов. Это как сухогрузы, так и танкеры

Я не смог найти информацию об общей грузоподъёмности железнодорожного состава, если кто знает - напишите в комментариях

В чём же заключается эффективность? Да, здесь нет асфальта и нет шпал, но есть гидросооружения и обстановка, которая также требует обслуживания.

Обстановка - это буи на реке, створные и береговые знаки.

К примеру в 2014 году я работал на буксире-толкаче с наливной баржой, грузоподъёмность которой была 4,5 тысячи тонн. За тот год мы выполнили не соврать 13 рейсов Кстово (Нижегородская область) - Рыбинск. Возьмём калькулятор: 13 умножить на 4,500 = 58,500 тысяч тонн перевезло судно. Это при условии, что обратно мы шли порожними (то есть пустые). Экипаж современного речного судна составляет 11-13 человек

А теперь возьмём эти 58,5 тысяч тонн и разделим на 20 (такая средняя грузоподъемность у грузовика). Получится 2 925. Нужно грузовиков, чтобы перевезти этот груз. На каждый грузовик нужен водитель, топливо. Или это может один грузовик перевозить, но сколько ему тогда потребуется времени?

Наиболее близкий конкурент флоту - железная дорога. Но там тоже свои заморочки, плюсы и минусы.

Это ладно, танкер из-за особенностей груза может двигаться обратно пустым. Однако сухогрузы пустыми почти ни когда не ходят. К примеру в 2010м году мы загружались щебнем в Питкяранте, Карелия и шли с этим грузом в Москву, Северный порт

Внутренний водный транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речное судоходство). По грузо- и пассажирообороту речной транспорт уступает автомобильному и железнодорожному транспорту.

Крупные реки мира, пригодные для судоходства, имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железные дороги, но использование возможностей речного транспорта зависит от общего уровня экономического развития - наибольший грузооборот речного транспорта имеют США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Китай.

Характеристика внутреннего водного транспортакак отрасли хозяйствования.

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным путям осуществляются перевозки на всей территории РФ. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речной транспорт располагает большой и хорошо разветвленной сетью путей и озер. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 100 тыс. км. Но в последнее время доля речного траспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

Строительство Беломоро-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала имени Москвы, каскада гидроэлектростанций на Волге и Каме, ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала позволили создать единую глубоководную магистраль, соединившую Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское и Каспийское моря, получить выход в Средиземное море. На трассе Санкт-Петербург - Москва - Пермь - Астрахань - Ростов в полноводной период обеспечивается глубина до 4 метров, в меженный летний период - 330 -350 см. Этот водный путь соответствует международным стандартам, заложенным в Резолюции №30 основной рабочей группы ЕЭК ООН по внутреннему водному транспорту от 12 ноября 1992 года, касающейся классификации внутренних водных путей, и отнесен по этой классификации по шестому классу.1

Уверенно постигают законы рынка Московское (г. Москва), Северное (г.Архангельск), Иртышское (г. Омск) пароходства, Ленское объединение.

Преимущества и недостатки водного транспорта

Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.

1) меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемогo двигателя в 6-7 раз ниже.

2) нет габаритных ограничений

3) неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов)

4) незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию

5) более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном

6) производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.

Недостатки водного транспорта:

1) сравнительно невысокая скорость доставки

2) дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают

4) извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями

Внутренний водный транспорт. Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании промышленных центров приречных районов.

Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 1998г. составил всего 2,1%.

Роль речного транспорта в экономике России определяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых им функций.

Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе 21 акционерная судоходная компания (речное пароходство). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краёв, областей и национальных округов. Протяжённость внутренних водных судоходных путей составляет 101 тыс. км, при этом на 70% их длины гарантируется определённая глубина в течение навигации. Так, в Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Вятского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщённость внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Протяжённость единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей её протяжённости составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.

Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности.

1 эксплуатационные расходы на содержание теплохода (по калькуляционным статьям),

2 структуру расходов (нарисовать диаграмму),

3 количество рейсов,

4 совершаемых за навигационный период,

5 объем перевозок,

7 валовую произво дигепьность флота,

8 удельную себестоимость перевозок на 1000 ткм на рубль доходов,

9 доходы от перевозок,

14 производительность труда в ткм и рублях.

Показатели 6
Фонд заработной платы, тыс. руб. 1468,8
Рацион бесплатного питания, руб. на человека в сут. 45
Численность экипажа, чел. 12
Грузоподъёмность, Т 2100
Эксплуатационный период, сут. 150
Балансовая стоимость судна, тыс. руб. 6700
Годовой норматив амортизационных отчислений, % 3,3
Средние навигационные расходы на топливо, тыс. руб. 5289
Средние навигационные расходы на материалы, тыс.
руб. 98
Средние навигационные расходы на ремонт, тыс. руб. 308
Среднее растояние перевозки, км 2288
Средняя продолжительность кругового рейса, сут. 21
Средняя эксплуатационная загрузка, т 2050
Средняя доходная ставка, руб. за тыс. ткм 460

Прочие прямые расходы 10%, определяемые расходы 30%, коэффициент использованная эксплуатационного времени 0,980.

1. Эксплуатационные расходы:

Фонд заработной платы ………………………… = 1176000 руб.

Страховая плата ……1468800*26%/100 = 381888 руб.

Рацион бесплатного питания…………. 45*12*150 = 81000 руб.

Амортизационные отчисления……..6700000*2,8 = 170800 руб.

Расходы на топливо………………= 5289000 руб.

Расходы на ремонт……………………………………= 308000 руб.

Расходы на материалы……………………… =98000 руб.

Прочие прямые……………… 7847788*10%/100 =784778 руб.

Итого прямые расходы……………………….… = 8632566 руб.

Распределяемые расходы…8632566*30%/100 = 2589770 руб.

Всего расходов……………………..2589770+8632566 = 11222336руб.

2. Структура расходов:


3. Количество рейсов. 143*0,980/20 = 7 сут.

4. Всего перевозок. 7*2050 =14350 т.

5. Переводим в т.км. 14350*2288 = 32832800 т. км.

6. Доход. 32832800*460 = 15103088000 руб.

7. Прибыль. 15003088000-11222336 = 3880752 руб.

8. Рентабельность. 3880752/11222336 = 34,5%.

9. Валовая производительность.32832800/(150*2100) = 104,2 т.км/(т.т/сут).

10. Фондоотдача. 15103088/670000 = 2.25 руб/руб.

11. Фондоемкость. 6700000/15103088 = 0,44 руб/руб.

12. Производительность труда:

на рублях. 32832800/12 = 2736066 руб/чел

на тонна км. 15103088/12 = 1258590 руб/xtk

S = 11222336/32832800 = 0,34 руб/т.км

S = 11222336/15103088 = 0,74 руб/руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой статье рассмотрено современное состояние водного транспорта в Российской Федерации, его плюсы и минусы, а также перспективы и проблемы, связанные с его развитием и требованиями международной конвенции по безопасности SOLAS-74.
Выделен такой факт, что водный транспорт, хоть и не занимает лидирующего положения в российских водных коммуникациях, но играет очень большую роль в экономике нашей страны, которая имеет множество выходов к морям и обладает разветвленной сетью речных путей и озер.

Список литературы:

В.В. Винников. Экономика предприятия морского транспорта (экономика морских перевозок): Учебник для вузов водного транспорта. - 2-е изд., перераб. и доп. - Одесса: Латстар, 2001. -416 с.

В.Г. Никифоров. Судоремонтные предприятия: Экономика и управление. Учебник для вузов водного транспорта.– М.: Транспорт, 1986. -336 с.

2.Характеристика внутреннего водного транспорта как отрасли хозяйствования…………………………………………………….2

Особенности речного транспорта: Преимущества:
высокая провозная способность по рекам;
низкая себестоимость перевозок;
возможность перевозить значительные партии грузов;
возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.
Недостатки:

необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;
сезонность работы на большинстве рек мира;
необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлениями пассажиропотоков и грузопотоков.


Водный транспорт – один из способов перемещения грузов и пассажиров. Он применяется в местах, где работа автомобилей и поездов затруднена: между континентами и островами либо в странах с труднопроходимой неосвоенной сушей. Если сравнивать с воздушным транспортом скорость морских судов меньше, поэтому его предпочитают туристы и отдыхающие, предпочитающие активное времяпрепровождение.

Транспорт бывает морской и речной. Это зависит от используемых для транспортировки водоемов.

В категорию морского транспорта входят все плавсредства, передвигающиеся по морю или океану, на прилегающих акваториях. Основные выполняемые функции:

  • транспортировка грузов;
  • перевозка пассажиров;
  • перевалка и хранение грузов;
  • обслуживание.

Для грузов на берегах сооружаются порты, для удобства людей – вокзалы.

Особенности речных перевозок

Речной транспорт перемещается по рекам, озерам, каналам, водохранилищам. В отличие от морских речные перевозки более доступны. Именно поэтому такой транспорт не теряет актуальности, хотя его эксплуатация зависит от сезона. Однако такие пассажирские перевозки занимают небольшую долю в общем объеме.

Преимущества речных и морских перевозок – виды водного транспорта

Важным элементом речных перевозок на территории нашей страны является паром. Он позволяет ускорять перемещение грузов и людей между берегами. Другим популярным судном считаются баржи, которые используются для перемещения небольших по размеру грузов. Чтобы точно рассчитать допустимую нагрузку, а также не допустить ошибок при строительстве необходимо заранее заказать проект баржи в проектно-конструкторском бюро.

История речного транспорта

Внутренним морским перевозкам более 4 тысяч лет. Предположительно они возникли в Древнем Египте. Древние суда приводились в движение греблей либо дуновениями ветра в паруса. Позднее стала применяться людская и лошадиная сила. Люди или лошади перемещали суда при помощи веревок, идя по берегу. В 19 веке изобрели пароходы, а в начале 20-го появились первые теплоходы.

Пассажирские перевозки

Преимущества речных и морских перевозок – виды водного транспорта

Суда на воздушных крыльях способны увеличивать скорость до 80 км/час, при этом увеличивается расход топлива.

Морские грузоперевозки

Морским транспортом перемещается основная доля грузов по всей планете. Самым удобным он считается для наливных грузов и контейнеров. Наиболее популярные судна для перевозки грузов:

  • автомобилевозы;
  • рефрижераторные;
  • тяжеловозы;
  • балкеры;
  • скотовозы;
  • лихтеровозы;
  • буксиры.

За счет применения специализированного транспорта обработка грузов выполняется в несколько раз быстрее.

Читайте также: