Предупреждение преступности несовершеннолетних кратко шпаргалка

Обновлено: 02.07.2024

Предупреждения преступности несовершеннолетних: понятие, цели и задачи

Предупреждение преступности несовершеннолетних — предмет ювенальной криминологии. Изучение состояния и тенденций развития преступности, ее прогноз, исследование причин и условий преступности, личности преступника в определенной мере следует считать подготовительным этапом работы криминологов-ювеналистов. Конечной целью является выработка исторически обусловленных, научно обоснованных мер противостояния преступности.

Следует добавить, что борьба с преступностью включает не только уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные меры, но и все формы деятельности государственных и общественных институтов, обеспечивающие противостояние преступности.

В борьбе с преступностью несовершеннолетних участвуют правоохранительные органы, медицинские, образовательные, культурные, спортивные учреждения, законодательные и исполнительные структуры власти, средства массовой информации и др. Трудно выделить субъектов, деятельность которых была бы каким-то образом не связана с противостоянием преступности. К примеру, строители жилищно-коммунальной службы, организуя освещение дворов, подъездов, улучшая состояние дорог, осуществляя строительство дворцов спорта, игровых площадок, тем самым создают предпосылки для сокращения преступлений.

Выделяются три вида предупредительной деятельности: профилактика, предотвращение и пресечение преступлений.

Сравнительно недавно появились работы, отражающие не только проблемы криминологической профилактики. О себе заявила криминалистическая профилактика преступлений, оперативно-розыскная профилактика, административно-правовая профилактика.

Рассмотренные термины в полном объеме применимы в ювенальной криминологии.

Государственные и общественные институты, организуя деятельность по предупреждению преступности (преступлений) среди несовершеннолетних, преследуют следующие цели:

  • снижение степени криминализации подростковой среды;
  • сокращение общего числа совершаемых несовершеннолетними преступлений, прежде всего особо тяжких и тяжких;
  • защита несовершеннолетних от преступных посягательств взрослых лиц.

Для достижения обозначенных целей государством и обществом необходимо решать комплекс задач в двух аспектах:

  • воздействие на причины преступности;
  • воздействие на возможных правонарушителей в целях недопущения или минимизации преступных проявлений.

Первый аспект включает:

  • изучение состояния, тенденций и особенностей развития ювенальной преступности в стране, субъектах Российской Федерации, городах и районах;
  • определение и анализ криминогенных факторов, детерминирующих ювенальную преступность;
  • оценка соответствия уголовной политики криминогенной обстановке;
  • осуществление мер по повышению жизненного уровня населения, ликвидации огромного разрыва между сверхбогатыми и бедными слоями населения;
  • укрепление института семьи;
  • повышение роли учебных заведений в проведении предупредительно-профилактической работы;
  • улучшение материальной базы для работы с детьми и подростками по месту жительства и в спортивно-оздоровительных лагерях;
  • организацию нравственно-правового воспитания несовершеннолетних, антинаркоманийной, антиалкогольной пропаганды.

В каждом регионе ювенальная преступность имеет свою специфику.

С учетом этих особенностей, а также причин и условий, ее порождающих, разрабатываются и осуществляются комплексные и целевые программы по их устранению или минимизации.

Второй аспект объединяет следующий комплекс задач индивидуальной профилактики:

  • выявление и постановка на профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей;
  • комиссионное (в составе представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования, здравоохранения, внутренних дел) медико-психолого-педагогическое обследование семей, находящихся в социально опасном положении, и выработка необходимых мер;
  • оказание помощи несовершеннолетним, выбывшим из учебных заведений, в трудоустройстве или возвращении на учебу;
  • медицинское обследование учащихся на предмет выявления алкогольной или наркотической зависимости:
  • создание на базе военных учебных заведений и системы МВД спортивно-оздоровительных и военно-патриотических лагерей для несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, оставшихся без попечения родителей;
  • выделение льготных путевок в обычные спортивно-оздоровительные лагеря для несовершеннолетних из проблемных семей;
  • вовлечение в кружки и спортивные секции (на бесплатной основе) несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете.

Решение обозначенных и других задач предполагает недопущение или прекращение противоправной деятельности несовершеннолетних.

Во всем мире ужесточение борьбы с преступностью несовершеннолетних часто приводило к обратному результату: усиление жестокости мер воздействия приводило к увеличению числа преступлений и ростом их общественной опасности.

Предупреждение девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних, т. е. поведения, нарушающего общепринятые в обществе нормы и правила (правонарушения, алкоголизм, наркомания и др. ) является серьезной задачей . Понятно, что беспризорность как разновидность социального отклонения от принятых норм также подпадает под определение такого поведения.

Предупреждение преступности несовершеннолетних необходимо рассматривать с позиций двух наук: педагогики – науки о воспитании и криминологии – науки о преступлении.

К числу мер воздействия на преступность несовершеннолетних, на наш взгляд, можно отнести:

1. Внесение поправок в социальную политику государства с целью усиления в ней семейной составляющей, т. е. политика по защите интересов семьи, материнства и детства.

2. Развитие органов, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[69]. Основное направление такого развития – подбор и подготовка кадров для указанной системы (особенно социальных педагогов, превентивных психологов), достойное финансирование, совершенствование методического обеспечения деятельности.

3. Содействие государства общественным организациям и частным лицам, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Координация их усилий с деятельностью государственной системы профилактики.

4. Развитие досуговых учреждений: домов культуры, всевозможных кружков, спортивных секций. Последнее особенно важно с учетом нынешнего состояния здоровья подрастающего поколения.

5. Улучшение подготовки в вузах как работников образовательных учреждений (школ, ПТУ и т. п. ), так и работников служб, входящих в систему профилактики. Особое внимание при этом необходимо уделять подготовке в области криминологии, криминологической педагогики, социологии, психологии, педагогике, медицине. Обучать их навыкам воспитательной работы как с подростками, так и с их родителями, исправлению недостатков негативного семейного воспитания, профилактики правонарушающего поведения.

6. Организация правового воспитания несовершеннолетних.

7. Возобновление в учебных учреждениях и по месту жительства подростков военно‑патриотического воспитания.

8. Создание, в рамках проведения судебной реформы, ювенальной юстиции, рассматривающей дела по защите прав детей, преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Использовать при этом работников, обладающих специальными познаниями.

9. При назначении наказания несовершеннолетним, совершившим преступления, по возможности использовать наказания, не связанные с лишением свободы. Мировой опыт привел к выводу, что цели наказания зачастую не достигаются в местах лишения свободы. Вместе с тем, необходимо принимать меры, способные удержать подростка от повторного совершения преступлений.

10. Улучшение медицинского обслуживания беременных женщин и детей. Особое внимание необходимо уделять профилактике заболеваний (физических и психических).




Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия.

Решающее влияние на формирование личности преступника оказывает его непосредственное социальное окружение, т. е. микросреда. Основными элементами которой являются: семья, учебный и (или) трудовой коллективы, неформальные малые группы.

Период несовершеннолетия исключительно важен для развития личности. Человек формируется физически и духовно, происходит становление его характера, закладывается фундамент мировоззрения, устанавливаются взгляды, убеждения, привычки и наклонности. В этот период он находится под большим, чем во взрослом возрасте, воздействием микросреды. К тому же в детстве и юности социальная среда чаще всего ограничивается пределами непосредственного бытового окружения, т. е. микросреды.

Из всех элементов микросреды семейное неблагополучие является наиболее криминогенным для подростков.

Объектами профилактического воздействия в семье должны быть :

• недостаток материальных средств для надлежащего воспитания детей в семье;

• ненадлежащие духовная, нравственная атмосфера в семье и соответствующие ей отношения лиц, ее составляющих; эмоциональное, скрытое или явное, отвергание родителями ребенка;

• совершение родителями преступлений, мелких правонарушений и аморальных поступков;

• конфликты в семье, прежде всего те, которые принимают форму насилия.

Неблагополучной (криминогенной) семьей можно назвать такую, в которой не обеспечивается надлежащее нравственное формирование личности детей и подростков, в силу чего она усваивают отрицательные образцы поведения, негативные ценностные ориентации, в дальнейшем реализуя их в собственном преступном поведении.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье , по существующему мнению, должна осуществляться в следующей последовательности:

• выявление неблагополучных семей;

• диагностика семейного неблагополучия;

• осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

• принятие административных и уголовно‑правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Государство должно проявлять заботу о семье, оказывая ей всемерную поддержку. Из вышесказанного следует, что поддержка семье может оказываться в следующих формах:

1. Меры по сохранению семьи, воспрепятствование ее развалу. Это может выражаться в: а) материальной поддержке молодых семей, обеспечение жильем; б) воспитание нравственности молодежи, формирование высоких моральных норм.

2. Педагогическая помощь родителям.

3. Контроль за неблагополучными семьями. Принятие мер воздействия на родителей, вплоть до лишения родительских прав.

4. Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания – школа, спортивные секции, общественные и государственные воспитатели, приемные семьи, детские дома семейного типа и т. п.

Во всем мире ужесточение борьбы с преступностью несовершеннолетних часто приводило к обратному результату: усиление жестокости мер воздействия приводило к увеличению числа преступлений и ростом их общественной опасности.

Предупреждение девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних, т. е. поведения, нарушающего общепринятые в обществе нормы и правила (правонарушения, алкоголизм, наркомания и др. ) является серьезной задачей . Понятно, что беспризорность как разновидность социального отклонения от принятых норм также подпадает под определение такого поведения.

Предупреждение преступности несовершеннолетних необходимо рассматривать с позиций двух наук: педагогики – науки о воспитании и криминологии – науки о преступлении.

К числу мер воздействия на преступность несовершеннолетних, на наш взгляд, можно отнести:

1. Внесение поправок в социальную политику государства с целью усиления в ней семейной составляющей, т. е. политика по защите интересов семьи, материнства и детства.

2. Развитие органов, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[69]. Основное направление такого развития – подбор и подготовка кадров для указанной системы (особенно социальных педагогов, превентивных психологов), достойное финансирование, совершенствование методического обеспечения деятельности.

3. Содействие государства общественным организациям и частным лицам, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Координация их усилий с деятельностью государственной системы профилактики.

4. Развитие досуговых учреждений: домов культуры, всевозможных кружков, спортивных секций. Последнее особенно важно с учетом нынешнего состояния здоровья подрастающего поколения.

5. Улучшение подготовки в вузах как работников образовательных учреждений (школ, ПТУ и т. п. ), так и работников служб, входящих в систему профилактики. Особое внимание при этом необходимо уделять подготовке в области криминологии, криминологической педагогики, социологии, психологии, педагогике, медицине. Обучать их навыкам воспитательной работы как с подростками, так и с их родителями, исправлению недостатков негативного семейного воспитания, профилактики правонарушающего поведения.

6. Организация правового воспитания несовершеннолетних.

7. Возобновление в учебных учреждениях и по месту жительства подростков военно‑патриотического воспитания.

8. Создание, в рамках проведения судебной реформы, ювенальной юстиции, рассматривающей дела по защите прав детей, преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Использовать при этом работников, обладающих специальными познаниями.

9. При назначении наказания несовершеннолетним, совершившим преступления, по возможности использовать наказания, не связанные с лишением свободы. Мировой опыт привел к выводу, что цели наказания зачастую не достигаются в местах лишения свободы. Вместе с тем, необходимо принимать меры, способные удержать подростка от повторного совершения преступлений.

10. Улучшение медицинского обслуживания беременных женщин и детей. Особое внимание необходимо уделять профилактике заболеваний (физических и психических).

Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия.

Решающее влияние на формирование личности преступника оказывает его непосредственное социальное окружение, т. е. микросреда. Основными элементами которой являются: семья, учебный и (или) трудовой коллективы, неформальные малые группы.

Период несовершеннолетия исключительно важен для развития личности. Человек формируется физически и духовно, происходит становление его характера, закладывается фундамент мировоззрения, устанавливаются взгляды, убеждения, привычки и наклонности. В этот период он находится под большим, чем во взрослом возрасте, воздействием микросреды. К тому же в детстве и юности социальная среда чаще всего ограничивается пределами непосредственного бытового окружения, т. е. микросреды.

Из всех элементов микросреды семейное неблагополучие является наиболее криминогенным для подростков.

Объектами профилактического воздействия в семье должны быть :

• недостаток материальных средств для надлежащего воспитания детей в семье;

• ненадлежащие духовная, нравственная атмосфера в семье и соответствующие ей отношения лиц, ее составляющих; эмоциональное, скрытое или явное, отвергание родителями ребенка;

• совершение родителями преступлений, мелких правонарушений и аморальных поступков;

• конфликты в семье, прежде всего те, которые принимают форму насилия.

Неблагополучной (криминогенной) семьей можно назвать такую, в которой не обеспечивается надлежащее нравственное формирование личности детей и подростков, в силу чего она усваивают отрицательные образцы поведения, негативные ценностные ориентации, в дальнейшем реализуя их в собственном преступном поведении.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье , по существующему мнению, должна осуществляться в следующей последовательности:

• выявление неблагополучных семей;

• диагностика семейного неблагополучия;

• осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

• принятие административных и уголовно‑правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Государство должно проявлять заботу о семье, оказывая ей всемерную поддержку. Из вышесказанного следует, что поддержка семье может оказываться в следующих формах:

1. Меры по сохранению семьи, воспрепятствование ее развалу. Это может выражаться в: а) материальной поддержке молодых семей, обеспечение жильем; б) воспитание нравственности молодежи, формирование высоких моральных норм.

2. Педагогическая помощь родителям.

3. Контроль за неблагополучными семьями. Принятие мер воздействия на родителей, вплоть до лишения родительских прав.

4. Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания – школа, спортивные секции, общественные и государственные воспитатели, приемные семьи, детские дома семейного типа и т. п.

35. Неосторожная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

Неосторожное преступное поведение проявляется во многих сферах человеческой деятельности: эксплуатация машин, механизмов; эксплуатация транспортных средств, являющихся источниками повышенной опасности; строительные, взрывные, горные работы; транспортировка и хранение энергоносителей; изготовление медикаментов; лечение людей; ветеринарная помощь и т. д.

Показатель неосторожной преступности – уровень виктимности, то есть количество случаев, когда в механизм преступного поведения включаются правонарушающие или иные неправильные действия потерпевших, создающие ситуацию для преступной неосторожности виновных или способствующие ее возникновению. Показатель виктимности для неосторожной преступности составляет около 20%.

Мероприятия по профилактике неосторожных преступлений на общесоциальном уровне: мероприятия по улучшению условий и охране труда, развитию техники безопасности, внедрению механизации, автоматизации, кибернетизации в производстве и быту, мероприятия по укреплению социальной, производственной, технологической дисциплины, воспитанию у населения чувства гражданской ответственности и долга.

Меры, направленные на профилактику преступной ошибки вследствие легкомыслия и небрежности: разработка мер по контролю за конструкцией машин и механизмов, за качеством их изготовления, за условиями эксплуатации и т. д.

Специальные меры по профилактике неосторожных преступлений — меры, уменьшающие риск наступления тяжелых последствий при ошибке оператора, управленческой ошибке должностного лица, иной профессиональной ошибке исполнителя. Например, установка устройств, сообщающих о возникновении опасной ситуации путем звуковых или световых сигналов; устройств, блокирующих неправильные действия оператора.

Важное значение для профилактики неосторожных преступлений имеет обязательный инструктаж по технике безопасности исполнителей работ, требующих особой предусмотрительности; руководителей и других должностных лиц.

Профилактика неосторожных преступлений: обучение населения правилам транспортной и пожарной безопасности, правилам эксплуатации бытовой техники, охотничьего оружия

36. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. При изучении используются общекриминологические характеристики, категории, так как преступность несовершеннолетних развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом.

Типы несовершеннолетних, совершивших пре-

ступления в результате:

- случайного стечения обстоятельств, неподготовленности к сопротивлению ситуации при общей положительной направленности личности;

- попадания в криминогенную ситуацию из-за неустойчивости общей направленности личности;

- преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей уровня устойчивого предпочтения преступного поведения другим вариантам;

- устойчивой доминирующей активной антиобщественной направленности личности, обусловливающей все поведение подростка.

Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения нравственного и правового сознания: толкование долга, совести, дозволенности, равнодушие к переживаниям и страданиям других людей; стремление самоутвердиться за счет более слабых; социальная роль закона игнорируется, он противопоставляется целесообразности, а групповые нормы – нормам закона; искажено понимание дозволенного и недозволенного поведения; формируется враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам; распространена убежденность в возможности избежать наказание

Культурно-образовательный уровень большинства несовершеннолетних преступников существенно ниже по сравнению со сверстниками.

В общей массе подростковой преступности велик удельный вес групповых преступлений.

В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.

Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим фактором в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних

По мнению ведущих представителей мировой криминологической мысли, в центре любой программы предупреждения преступного поведения несовершеннолетних должно быть обеспечение прежде всего благосостояния молодежи с раннего детства.

Речь идет о реализации основных положений Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. и касающейся ранней профилактики преступности, общей профилактики и предупреждения рецидива среди несовершеннолетних.

Ранняя профилактика включает в себя деятельность органов народного образования, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, направленную на устранение неблагоприятных условий в воспитании подростков и корректировку их допреступного поведения.

Вся профилактическая работа должна сводиться к одной цели - прививать учащимся и другим несовершеннолетним необходимые нравственные понятия, развивать навыки для решения сложных жизненных ситуаций, учить правильно реагировать на отрицательное давление со стороны других лиц, вовлекающих подростков в различные правонарушения, прививать уважение к закону.

37. Криминально-криминогенные феномены (пьянство, наркотизм, токсикомания)

Связь бытовой преступности с пьянством обусловлена, прежде всего, непосредственным отрицательным воздействием алкоголя на человеческий организм, особенно на нервную систему и течением психических процессов. Под влиянием алкоголя нарушается деятельность нервных клеток, в том числе и клеток головного мозга, дезорганизуются важнейшие для поведения человека процессы возбуждения и торможения, расстраиваются сознание и воля. Пьяный утрачивает способность адекватно реагировать на различные внешние раздражители в быту, у него усиливается возбудимость и, наконец, снижаются социально выработанные навыки сдерживания и торможения. В состоянии опьянения человек становится невыдержанным, развязным, грубым. У него вы-свобождаются и дают о себе знать подавляемые или хотя бы сдерживаемые в трезвом состоянии аморальные наклонности и антиобщественное поведение.

Пьянство ослабляет или вовсе ликвидирует социально полезные связи лица с производством и коллективом, осложняет или разрывает семейные отношения, создает конфликтные ситуации. Алкоголь сближает подверженных ему лиц на социально вредной порочной основе. Совместное пьянство порождает круговую поруку, беспринципность, что также нередко способствует совершению различных преступлений.

На почве пьянства совершается значительная часть опасных преступлений в сфере быта: убийств, изнасилований, тяжких телесных повреждений. Причем, совершаются эти преступления по ничтожно мелким, пустячным поводам и зачастую носят особо жестокий, бессмысленный характер.

Пьяный человек легко может стать и жертвой преступления. У него легче украсть, его легче ограбить, обмануть, обмерить, обвесить, обсчитать. Учитывая это, преступники нередко преднамеренно спаивают жертву, а затем совершают преступление. Есть преступники, специализирующиеся в нападении на пьяных из корыстных и сексуальных побуждений. В органы внутренних дел поступает немало заявлений от граждан, которые жалуются, что их обокрали, раздели и т.п., но сами они не в состоянии даже описать преступника, так как были сильно пьяны.

Повышенная нервозность, возбудимость, развязность, вызванные алкоголем, нередко приводят к тому, что пьяный оказывается участником, а то и инициатором скандалов, конфликтов, драк, заканчивающихся для него весьма печально. Немало пьяных и среди потерпевших от изнасилования. По выборочным данным, до 40 % потерпевших от преступлений против личности были в состоянии опьянения.

В состоянии наркотического голода (абстиненции) семейные скандалисты и различные дебоширы проявляют агрессивность. В структуре их личности происходят неблагоприятные изменения, особенно в эмоциональной сфере, выражающиеся в раздражительности, повышенной возбудимости, аффективности, склонности к насильственным действиям.

Пьянство – это неумеренное употребление спиртных напитков. Алкоголизм – болезненное влечение к пьянству, характеризующееся специфически медицинскими показателями.

Наркомания - постоянная потребность организма в приеме наркотических средств, так как психическое и физическое состояние наркомана полностью зависит от того, принял он или нет необходимый ему наркотик.

38. Криминально-криминогенные феномены (проституция, экстремизм, маргинальность)

Под экстремизмом следует понимать деятельность общественных, политических и религиозных объединений, либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию, либо иному содействию ее осуществления, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально - технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально - технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; на подрыв безопасности РФ, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий.

Под преступлениями, связанными с экстремистской деятельностью следует понимать виновные общественно опасные деяния, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и общественный порядок, общественную нравственность, основы конституционного строя и безопасность государства, совершенные по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, обязательным признаком которых является наличие действий экстремистского характера.

Взаимосвязь проституции и преступности:

-определенные проявления проституции являются криминальными (вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, организация или содержание притонов для занятия проституцией

-проституция сопряжена с целым рядом половых преступлений (развратные действия в отношении малолетних, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией

-проституция оказывает аморальное воздействие на определенные группы населения, способствует формированию негативных установок и ценностных ориентаций личности;

Основными принципами предотвращения, предупреждения и профилактики распространения проституции являются:

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина при реализации мер по предотвращению, предупреждению и профилактике распространения проституции

2) профилактическая направленность деятельности органов правопорядка

3) добровольное участие общественных объединений и граждан в предотвращении, предупреждении и профилактике распространения проституции

4) ответственность граждан за сохранение своего здоровья, здоровья членов своей семьи и окружающих

Маргинальность - промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование. Маргинальная группа находится на границе двух культур или субкультур и имеет частичную идентификацию с каждой из них. Она отвергает определенные ценности и традиции той культуры, в которой возникает, и утверждает собственную систему норм и ценностей.

Причиной возникновения маргинальных групп служит переход общества от одной социально-экономической системы к другой, неуправляемые перемещения больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, снижение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей.

Однако к маргиналам могут принадлежать не только социальные аутсайдеры, но люди достаточно благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.

Кардинальные изменения, происходящие в социальной структуре в результате кризиса и экономических реформ, послужили причиной появления так называемых новых маргинальных групп. В отличие от традиционныхновые маргиналы - жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости.

Критериями маргинальности в этом случае могут быть: глубокие изменения в социальном положении социально-профессиональных групп, происходящие в основном вынужденно, под влиянием внешних обстоятельств - полной или частичной потери работы, смены профессии, должности, условий и оплаты труда в результате ликвидации предприятия, сокращения производства, общего падения уровня жизни

Источником рядов новых маргиналов, для которых характерны высокая образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность, выступают нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни

У маргинальности могут быть как конструктивные, так и деструктивные последствия, например, повышение творческой активности и суицид.

Преступность несовершеннолетних является актуальной проблемой для всего человечества, поэтому необходимо воздействовать на правонарушителей и принимать меры по профилактике данной преступности.

В российском обществе происходит рост социального расслоения, появление новых привилегированных слоев, безработица, инфляция – все это играет существенную криминогенную роль и имеет огромное влияние на развитие преступности среди несовершеннолетних.

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов развития личности, когда происходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.

Преступность несовершеннолетних представляет собой часть преступности в обществе и развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В связи с этим при изучении данной преступности используются общекриминологические характеристики.

По данным Всемирной организации здравоохранения (было исследовано 160 стран), датская беспризорность, бездомность способствуют распространению болезней и совершению преступлений несовершеннолетними, в том числе тяжких, и совершению преступлений в отношении их самих.

Как правило, большинство преступлений совершаются несовершеннолетними из неблагополучных семей. Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградации, происходящие в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Жестокое обращение с детьми приводит к тому, что многие дети и подростки из семьи попадают на улицу. Таким образом происходит увеличение противоправного поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера.

В целях предупреждения преступности среди несовершеннолетних государство должно проводить ряд мер по социальной защищенности детей, которые должны реализовываться.

Молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте, рассматриваются как отдельная социальная категория. Это особенный возраст, когда на формирование идеалов и ценностей оказывают влияние самые различные факторы. Причем взгляды подростка нередко расходятся теми нормами, которые приняты в обществе. В связи с этим в поведении молодых людей возникают так называемые девиации и отклонения, выражающиеся в совершении ими противоправных действий.

Именно поэтому особой значимостью обладает профилактика преступности несовершеннолетних. Подобная деятельность позволяет самым неустойчивым членам нашего общества не свернуть с правильного пути.

Нарушение закона молодыми людьми обладает рядом специфических особенностей. По сравнению со взрослой, подростковая преступность характеризуется высокой динамичностью и имеет большую степень активности. Тот, кто стал на кривую дорожку в столь раннем возрасте, исправлению поддается весьма трудно. Очень сложно перевоспитать подобных подростков. Так и появляется резерв для взрослой преступности.

Молодые люди могут иметь либо корыстную, либо насильственно-эгоистическую мотивацию. Рассмотрим каждую из них подробнее:

2. Насильственно-эгоистические мотивы. К данной причине стоит присмотреться повнимательнее при проведении профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних. Ведь у молодых людей существует острая потребность к самоутверждению. Она и является главным фактором, способствующим возникновению насильственно-эгоистической мотивации. Порой подобная мотивация идет параллельно с жестоким поведением.

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй – социального характера. Первые из них характеризуются:

• деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;

• ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;

• отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

• различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;

• физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он возможно вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.

Каковы объекты профилактики преступности несовершеннолетних? Если рассматривать выраженность и направленность волевых качеств, то подростки-правонарушители могут быть условно разделены на три типа. Знание подобной классификации позволит проводить максимально эффективные мероприятия по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних. Это:

• молодые люди с высокими волевыми качествами, которые имеют отрицательную направленность и используемые при подготовке к совершению преступлений;

Психологи отмечают тот факт, что социальный статус подростка практически не имеет отличий от детского. У молодых людей лишь возникает чувство взрослости, выражающееся в уровне притязаний, возвышающих положение, которое ими еще не достигнуто.

Подростки постоянно стремятся к самоутверждению. Они приравнивают свою личность к взрослой личности и начинают требовать, чтобы с ними считались и уважали их мнение. Подростками также начинает усваиваться внешняя взрослая атрибутика поведения. Она выражается в манере говорить и одеваться. Молодые люди начинают употреблять спиртное, курить и т.п.

Подростковый возраст считается переходным. Психологи называют его еще и критическим. Что же означает этот переходный период? В биологии под ним понимают определенную фазу в развитии организма, когда он становится особенно чувствителен к некоторым внутренним и внешним факторам.

При проведении мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних следует иметь в виду тот факт, что подобные правонарушители, как правило, это лица, обладающие устойчивыми стереотипами, склонностями и привычками антиобщественного поведения. Случайно преступления совершают лишь единицы.

1. Постоянной демонстрацией пренебрежения к тем нормам поведения, которые приняты в обществе. Такие подростки сквернословят, пристают к гражданам, появляются на улице в нетрезвом виде, портят государственное имущество и т.д.

5. Виновны в создании конфликтных ситуаций. Из-за этих подростков в семье постоянно возникают ссоры. Причем молодые люди терроризируют родителей, а также других близких им людей.

6. Имеют привычку присваивать все то, что плохо лежит, а также то, что можно отнять у слабого, не понеся за это никакого наказания.

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться с теми молодыми людьми, которые обладают эмоциональной неуравновешенностью, тщеславием, упрямством и агрессивностью. Все эти черты являются наиболее характерными для малолетних преступников.

В отличие от личностей, имеющих позитивные интересы, которые одобряются обществом, развитие потребностей правонарушителей идет чаще всего в обратном направлении. Такие молодые люди проводят свое время в основном бесцельно. Это и формирует у них негативный интерес. В дальнейшем он закрепляется в привычках, которые приводят к формированию социально чуждых для общества потребностей. На этом фоне и вырабатываются общественно опасные, противоправные способы их удовлетворения.

Принимая меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что подобные противоправные поступки совершаются по причине низкого самоуважения молодого человека. Подрастающая личность стремится найти способ самоутверждения. И он, как правило, не одобряется так называемой позитивной средой.

Когда проводится представителями ОВД (ОДН) профилактика преступности несовершеннолетних, то отмечается болезненно-агрессивное отношение молодых людей к сверстникам, имеющим заслуженную позитивную самооценку. Это также приводит молодых людей в криминогенную среду.

Какие мероприятия необходимо проводить по недопущению преступности среди несовершеннолетних? Для этого производятся действия, называемые профилактикой. Данный термин означает предупреждение любых нежелательных явлений. Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних считается особым видом социальной практики. Ее осуществление позволяет обеспечить такие преобразования общественных отношений, которые устраняют или нейтрализуют факторы (причины, условия), приводящие к отклоняющемуся поведению.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится конкретными учреждениями и органами, составляющими целостную систему. В нее входят, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних. Также роль субъектов профилактики преступности несовершеннолетних выполняют учреждения и органы попечительства и опеки, подразделения ОВД, организации здравоохранения, социальной защиты граждан, службы занятости и другие.

2. Органы социальной защиты. Эти субъекты профилактики преступности несовершеннолетних представляют собой территориальные центры, в которых оказывается экстренная психологическая, психолого-педагогическая и социальная помощь. Основной особенностью данных органов является то, что в большей степени их деятельность направлена на проведение индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в непростой жизненной ситуации. Это выражается в оказании бесплатных социальных услуг, а также в тесном сотрудничестве с семьей, в организации занятости и досуга несовершеннолетних.

3. Спецучреждения для нуждающихся в проведении социальной реабилитации. Подобные организации призваны оказывать экстренную помощь подросткам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. В списке таких учреждений находятся социальные приюты, центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, и т.д.

4. Органы управления и учреждения образования. Подобные институты вводят и реализуют различные методики, направленные на формирование у молодых людей законопослушного поведения, а также проводят комплексные психолого-медико-педагогические обследования, что позволяет выявить необходимую форму воспитания и обучения детей, отстающих в учебе, пропускающих занятия и т.д. К таким учреждениям образования относят школы-интернаты, а также детские дома, в которых проживают дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей.

5. Органы по делам молодежи, учреждения туризма, спорта и культуры, различные молодежные объединения, а также прочие общественные движения и организации. Все они принимают участие в организации занятости, досуга и воспитания молодежи.

6. Органы здравоохранения. Проведение лечебно-восстановительного процесса становится особенно актуальным в наше время, когда имеет место постоянный рост процента наркотизации и алкоголизации, а также психических отклонений у молодых людей. Помимо этого, органами здравоохранения организуются мероприятия по распространению санитарно-гигиенических знаний, по пропаганде ЗОЖ и оказанию медицинской помощи подросткам.

7. Подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. Какова компетенция данных органов? Они осуществляют профилактику преступности и безнадзорности несовершеннолетних, представляющих особую опасность для общества. Помимо этого ОППН проводят работу с теми законными представителями подростков, которые не в полной мере исполняют свои обязанности по из воспитанию. Проводится органами ОВД и профилактика повторной преступности несовершеннолетних. Важной задачей ОППН является также и выявление тех лиц, которые вовлекают молодежь в антиобщественные действия и в совершение противозаконных деяний.

8. Органы попечительства и опеки, а также службы занятости. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних этими элементами системы носят вспомогательный характер. Дело в том, что вся их деятельность предполагает проведение распорядительно-контрольных мероприятий, не связанных с непосредственной работой с подростками и их семьями.

9. Возглавляет систему профилактики преступности несовершеннолетних Межведомственная комиссия, созданная при Правительстве России. Помимо этого, в перечне субъектов, выполняющих работу по предупреждению противоправных действий подростков, находится и прокуратура РФ. В ее задачи входит надзор за соблюдением свобод и прав молодых людей, а также координация работы правоохранительных органов, направленная на борьбу с преступностью.

Те меры, которые принимаются перечисленными выше субъектами для недопущения нарушений подростками законодательных актов, осуществляются в определенной последовательности. При этом каждый из этапов профилактики преступности несовершеннолетних является уникальным и представляет собой принятие определенного комплекса мер, применяемых к трудным детям. Среди них:

1. Ранняя профилактика. На этом этапе перед субъектами предотвращения подростковой преступности ставится задача в оказании помощи тем, кто находится в сложных условиях воспитания и жизни. Принимаются эти меры еще до того момента как на молодом человеке скажутся возникшие негативные факторы.

2. Непосредственная профилактика. Задачей данного этапа является недопущение перехода подростка на путь преступлений, а также работа по исправлению тех лиц, которые совершают непреступные правонарушения и имеют значительную степень дезадаптации.

3. Профилактика поведения предпреступного характера. Основная цель данного этапа состоит в недопущении перехода подростка на противоправную стезю. При этом принимаются все необходимые меры, создающие условия для исправления тех лиц, которые систематически совершают противоправные действия, что указывает на большую вероятность совершения ими преступления в самом ближайшем будущем.

4. Предупреждение рецидива. Профилактика повторной преступности несовершеннолетних ставит своей целью не только оградить подростков от антиобщественных действий, но и защитить от них законопослушную молодежь.

Данный этап является самым ответственным для предотвращения совершения подростками противоправных действий. Он подразумевает собой предупреждение и устранение имеющих место существенных нарушений в воспитании детей, а также в негативных изменениях условий их жизни. При этом устраняются источники неблагоприятного воздействия на личность и нормализуются условия, как конкретных подростков, так и их групп.

• принимаются административные и уголовно-правовые меры воздействия на тех родителей, которые злостно нарушают обязанности, касающиеся воспитания детей.

Семьи с признаками неблагополучия выявляются учебным заведением с помощью опросов подростков, а также родителей или же близких родственников. Это мероприятие проводится силами педагогов или воспитателей.

Проведение следующего этапа становится необходимой мерой только в том случае, когда склонность у подростка к правонарушениям не была ликвидирована при принятии ранних мероприятий, и он начал их совершать. На этой стадии нормализуются условия жизни и воспитания детей, а также производится оздоровление среды их обитания.

При этом усиливается непосредственное воздействие на несовершеннолетнего и, при необходимости, подключаются меры правового характера. Они состоят в контроле над поведением молодежи со стороны подразделений ОВД, а также в принятии принудительных мер, применяемых к родителям.

На данном этапе реализуются меры в отношении подростков, которые уже находятся на грани преступления. При этом производится интенсивный и демонстративный контроль над поведением и связями молодого человека, а также над его времяпровождением. Основная задача подобных мер заключается в удержании перехода подростка на путь преступлений.

1. Карательная. Эта модель является самой распространенной в мире. Подростков наказывают, лишая их свободы, при этом мало уделяя внимание вопросам реабилитации. Например, для профилактики преступности несовершеннолетних в ХМАО открыта спецшкола. Также по стране существует целая сеть детских воспитательных колоний.

2. Терапевтическая. Данная модель не признает наказание и предполагает вмешательство компетентных органов для исправления нарушений, имеющих место в процессе социализации.

3. Восстановительного правосудия. При использовании этой модели борьба с преступностью осуществляется благодаря привлечению внимания к тому ущербу, который возникает при совершении противоправных действий.

Читайте также: