Предупреждение экологической преступности криминология кратко

Обновлено: 08.07.2024

Экологическая преступность порождается как общими так и специфическими причинами.

К общим причинам относятся:

· неблагоприятная социально – экономическая ситуация в стране;

· неэффективность или отсутствие технических средств охраны и очистки окружающей среды;

· низкая экологическая культура населения, а также эффективность экологического воспитания и просвещения граждан;

· недостаточное финансирование, техническое оснащение, кадровое и иное обеспечение природоохранных служб

· несовершенство федерального и регионального законодательства об охране окружающей среды. Региональное законодательство в отдельных случаях противоречит федеральному, в результате чего экологические преступники могут безнаказанно причинять ущерб природе.

Качественный анализ экологических преступлений позволяет выделить специфические причины данного вида преступности, которые зависят от субъекта, типа и характера экологического преступления.

Отдельные граждане, как правило, совершают следующие преступления:

· незаконная охота (ст. 258 УК РФ)

· незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ)

· незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ)

2) по неосторожности – уничтожение или повреждение лесов (ч.1 ст. 261 УК РФ)

Причинами умышленных экологических преступлений, совершаемых российскими гражданами являются:

· недостатки в планировании, обеспечении и осуществлении различных промыслов;

· отсутствие достаточного развития правомерных средств удовлетворения потребностей;

· традиции природопользования (занятие охотой, рыбной ловлей, вырубкой леса);

· недостаток материальных средств;

· неэффективное действие законодательства, которое регламентирует уголовную и административную ответственность за экологические преступления;

· низкий уровень экологического правового сознания и др.

В отношении иностранных граждан, совершающих на территории России указанные преступления, основными факторами следует признать:

· просчеты государственных должностных лиц в организации перемещения частных лиц через границу;

· недостатки охраны государственной границы;

· коррумпированность ряда российских должностных лиц, которые дают разрешение на деятельность, наносящую ущерб экологии;

Для руководителей производственных, транспортных, сельскохозяйственных и добывающих предприятий характерны следующие виды экологических преступлений:

· нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

· загрязнение вод (ст. 250 УКРФ)

· загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ)

· загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ)

· порча земли (ст. 254 УК РФ)

· нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ)

Основными (специфическими) причинами этих преступлений являются:

· низкая технологическая культура: относительная и абсолютная (относительный аспект заключается в том, что технологический уровень России значительно отстаёт от развитых промышленных стран, абсолютный – в том, что отдельные виды производства невозможно сделать экологически чистыми, от них можно либо отказаться, либо вывезти их в отсталые страны);

· недостатки материальных средств у отечественных производителей для обеспечения экологической безопасности производственной деятельности, сельского хозяйства, транспорта, добывающей промышленности;

· нежелание производителей повышать себестоимость продукции за счет установки на производстве экологического оборудования.

Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный экологический вред.

Экологические преступления как уже было упомянуто, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушение умышленно, характерны: эгоизм, пренебрежительное отношение к общественным интересам, игнорирование экологического законодательства, низкий уровень профессиональной подготовки, жестокость и др.

Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственны легкомыслие, чувство вседозволенности, бесконтрольности, некомпетентность и др.

Наряду с характеристикой причин экологических преступлений, совершаемых должностными лицами и лицами, не занимающими должностного положения, целесообразно выделить причины сугубо ситуативных экологических преступлений, совершаемых на уровне индивидуального противоправного поведения.

Имеется в виду вандализм с хулиганской мотивацией.


Например, уничтожение лесных массивов. Прежде всего это лесные пожары, возникающие вследствие разведения костров, как правило, лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Для этих и подобных правонарушений характерна высокая латентность. В то же время ущерб от этих преступлений весьма велик.

Анализ ситуативно – личностных факторов указанной категории правонарушений показывает что для данной категории лиц присущ: правовой и экологический нигилизм, вседозволенность, раскрепощенность, безнаказанность и т.д.

Для борьбы с экологической преступностью выделяют 2 группы мер её предупреждения: общие и специальные.

Осуществление общих мер предупреждения этого вида преступлений связано с результатами действий социальных процессов в сфере взаимодействия общества и природы. Именно на макроуровне формируется долгосрочное антикриминогенное воздействие, способное формировать правомерное экологическое сознание и поведение, законность и правопорядок в сфере экологии.

Субъектами предупреждения всех уровней являются государство, ведомства, предприятия, общественные организации и формирования, отдельные граждане.

К общим мерам предупреждения экологических преступлений относятся меры социально- экономического характера, в частности:

· совершенствование промышленного производства и прежде всего горнодобывающих, металлургических, энергетических и иных отраслей производства, интенсивно воздействующих на окружающую среду;

· совершенствование сельскохозяйственного производства, развитие оптимальных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, сохранению среды обитания диких животных;

· интенсивное развитие и эксплуатация современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воду.

Большую роль в предупреждении экологических преступлений должны сыграть соответствующие комитеты и комиссии, образуемые при структурах исполнительной и законодательной власти.

Важное значение в предупреждении данного вида преступности имеет и постоянное совершенствование экологоправового сознания как на общественном, так и на индивидуальном уровне.

К числу мер, направленных на совершенствование экологоправового воспитания относятся:

· формирование и развитие системы экологического воспитания граждан;

· пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления;

· информирование граждан об экологических угрозах;

· повышение социальной активности граждан, их нетерпимость и противодействия этим правонарушениям и др.

К специальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся:

· контроль за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно – правовых запретов;

· информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных факта экологических правонарушений либо обстоятельств, им способствующих;

· установление специального режима и перестройка технологии;

· нормативное запрещение определенных экологически вредных действий и др.

Объектами контроля являются отдельные природные комплексы, территории, водоемы, животный мир и т.п. Кроме того, контроль следует осуществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граждан (например, браконьеров).

· ведомственные органы контроля и др.

Методы контроля включают:

· наблюдение за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведение рейдов, проверок;

· установление пропускного режима;

· изъятие орудия совершения экологических правонарушений и т.п.

Особое место в системе предупреждения экологических правонарушений занимает прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства, надзор а исполнением законов об охране природы осуществляют м природоохранные прокуратуры.

Эффективными мерами профилактики экологических преступлений являются:

· представления, протесты и предостережения прокурора;

· представления следователей и частные определения судрв;

· решения и постановления общественных организаций, трудовых коллективов, собраний граждан.

· Важное профилактическое значение имеет дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующее охрану природы.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00


Предупреждение экологической преступности включает меры, призванные:

– предотвратить будущие преступления, посягающие на окружающую среду;

– сохранить тенденции снижения экологической преступности и позитивного изменения ее характера и структуры;

– искоренить причины преступности.

Система мер предупреждения экологической преступности, как и понятийный аппарат, является не менее разнообразной, хотя по своей природе все многообразие мер воздействия можно свести к двум методам – стимулирования и ограничения. В зависимости от оснований и целей исследования, меры предупреждения могут быть классифицированы следующим образом:

в зависимости от сферы охвата: общие, специальные, индивидуальные;

по масштабу: общегосударственные, региональные (на отдельном объекте), в отношении группы лиц;

по содержанию: политические, экономические, социальные, культурно-воспитательные, организационно-управленческие, технические, правовые и т.д.;

по механизму воздействия: меры стимулирования, меры наказания, меры восстановления и меры защиты (безопасности);

по субъекту воздействия: меры, осуществляемые государственными и общественными институтами, специально созданными для этих целей органами криминологической профилактики, формированиями граждан, своей деятельностью влияющими на предупреждение преступности.

Под общими мерами предупреждения экологической преступности следует понимать изучение условий совершения экологического преступления, а также анализ влияния семьи, среды и общества на данное преступление. Как правило, причины экологической преступности, как и преступности в целом, кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому основой общего предупреждения экологической преступности должны являться меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, повышение социально-экономического уровня жизни населения, формирование в обществе позитивного нравственного климата.

К мерам общей профилактики относятся также формирование и последовательная реализация общегосударственной экологической политики; обеспечение стабильности и оптимизация деятельности системы органов государственного экологического контроля, препятствующие возникновению и действию коррупционных схем; совершенствование действующего уголовного, административного и экологического законодательства; установление обязательности проведения криминологической экспертизы принимаемых нормативных актов в данной сфере; повышение уровня общественного эколого-правового сознания населения.

В целом общая профилактика экологической преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.

Под специальными мерами предупреждения экологической преступности следует понимать изучение мер по предупреждению экологических преступлений правоохранительных органов. Специальные меры предупреждения экологической преступности могут носить экономический, социальный, культурно-воспитательный, организационный, правовой характер и иметь свои особенности. Во-первых, все они непосредственно направлены на преодоление причин и условий преступлений, воздействие на лиц, совершивших преступление или покушавшихся на него, а также на лиц, склонных к такому деянию, с целью их исправления и перевоспитания. Во-вторых, в этих мерах, по сравнению с общесоциальными, преобладают элементы принуждения. В-третьих, масштабы применения этих мер и их результаты сравнительно ограничены.

Меры специально-криминологического характера призваны усилить эффективность общесоциальных мер предупреждения экологических преступлений. Важной составляющей специально-криминологического предупреждения экологической преступности обоснованно считаются меры правового характера, и прежде всего меры, направленные на совершенствование уголовного законодательства об ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений; усиление взаимодействия правоохранительных органов, органов государственного экологического контроля и общественных объединений и организаций в борьбе с экологическими преступлениями, совершенствование правоприменительной практики в этой сфере; распространение опыта создания специализированных правоохранительных органов по борьбе с нарушениями экологического законодательства, а также укрепление правовых и материальных основ их деятельности.

Действия, направленные на совершенствование правоприменительной практики в сфере привлечения экологических преступников к уголовной ответственности, в том числе на реализацию принципа неотвратимости наказания (например, меры по обеспечению стабильности судебной практики назначения наказания за совершение экологических преступлений, соответствующего степени общественной опасности данных преступных деяний), также имеют приоритетное значение.

К числу неотложных организационных мероприятий относятся также действия, направленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с экологической преступностью (в частности, через усиление координации и взаимодействия субъектов предупредительной деятельности и повышение уровня квалификации работников данных структур).

Для усиления противодействия экологической преступности необходима разработка программ по ее предупреждению как на региональном, так и федеральном уровнях.

В рамках реализации мер правового характера требуется, в частности, совершенствование экономико-правового механизма охраны окружающей среды (развитие так называемого экологического предпринимательства, повышение эффективности института платности негативного воздействия на окружающую среду, создание иных стимулов к снижению негативного воздействия, оказываемого хозяйствующими субъектами на окружающую среду, укрепление роли государства в регулировании оборота природных ресурсов); укрепление правовых механизмов возмещения экологического вреда, в том числе путем совершенствования методической базы расчета объема экологического ущерба.

Важным направлением в сфере предупреждения экологической преступности является работа по экологическому просвещению населения, обладающему большим антикриминогенным потенциалом, чему должны способствовать модернизация отечественного экологического образования, привлечение, в том числе с помощью средств массовой информации, внимания широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды. Необходимо укреплять правовые и организационные основы осуществления общественного экологического контроля, способного оказать существенную помощь государственным природоохранным и правоохранительным органам в деле борьбы с экологической преступностью.

Помимо этого, в деле борьбы с экологической преступностью нельзя недооценивать профилактические возможности мер технического характера, начиная с оснащения работников правоохранительных и контролирующих органов необходимой спецтехникой и заканчивая внедрением и расширением использования новейших достижений науки и техники при выявлении, пресечении и недопущении преступных деяний в сфере экологии, контроля за состоянием окружающей среды.

Читайте также: