Представительные органы это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Из-за невозможности во многих муниципальных образованиях осуществления процесса принятия решений на местном уровне напрямую всеми жителями образовалась потребность в формировании института представительства.

Под представительным органом муниципального образования понимается выборный орган местного управления, состоящий из депутатов и имеющий право представлять интересы жителей и принимать от их имени решения в пределах территорий муниципального образования.

Представительный орган в структуре органов муниципального образования присутствует обязательно, кроме поселений с числом жителей, обладающих избирательным правом, не больше 100 человек (в подобной ситуации функции представительного органа выполняются на сходе граждан). Современные названия органов местного управления достаточно разнообразны.

Таким образом, зависимо от исторических, национальных и прочих местных традиций к представительному органу местного самоуправления относится: городской совет, совет депутатов, городская дума, муниципальный совет, муниципальное собрание, курултай, собрание представителей, рада, хурал, джирге, круге и т.д.

У представительного органа городского поселения, муниципального района, городского округа имеются права юридического лица. У представительного органа сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального назначения могут быть права юридического лица, согласно уставу муниципального образования.

Способы формирования представительного органа в муниципальном образовании

Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. предусматривает 2 главных способа образования муниципального представительного органа.

Первый (традиционный) способ состоит в формировании представительного органа через проведение муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа устанавливается по уставу муниципального образования (но не менее количества, установленного законодательством). В Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. установлена минимальная численность депутатов представительного органа населенного пункта либо городского округа:

  • семь человек – если численность населения менее 1 тыс. человек;
  • десять человек – если численность населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
  • пятнадцать человек – если численность населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
  • двадцать человек – если численность населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
  • двадцать пять человек – если численность населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
  • тридцать пять человек – если численность населения свыше 500 тыс. человек.

Число депутатов в представительном органе муниципального района определяется по уставу муниципального района и не может быть меньше 15 человек. Помимо этого, для представительных органов муниципальных районов, которые формируются на муниципальных выборах, имеется ограничение представительства: количество депутатов, которые избираются от 1-го поселения, не может быть выше ⅖ от численности, установленной для представительного органа муниципального района.

Количество депутатов для представительного органа внутригородской территории города федерального назначения устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования и не может быть меньше 10 человек.

Муниципальный представительный орган может выполнять собственные полномочия при избрании не менее ⅔ от установленного числа депутатов.

Другой способ предусмотрен исключительно лишь для образования представительных органов муниципальных районов. Они формируются из глав поселений, находящихся в границах муниципального района, а также из депутатов представительных органов данных поселений. Такой способ усиливает связи муниципальных образований между различными уровнями, но может усложнить реализацию представительной функции, ослабить контакты с избирателями.

По этой причине Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. позитивно направлен в сторону первого из названных способов, ограничивая использование других условий. А именно, решение об его применении в течение 1-го года с даты выдвижения соответствующей инициативы должны поддержать представительные органы не меньше ⅔ поселений, находящихся в составе муниципального района. Инициативу об образовании представительного органа муниципального района оформляют в соответствии с решением представительного органа, находящегося в пределах муниципального районного поселения. Решение содержит предлагаемую норму представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района и дату, с которой начинается работа сформировавшегося согласно указанному порядку муниципального районного представительного органа. Дата начала деятельности этого органа не может быть ранее даты истечения срока функций муниципального районного представительного органа, сформированного проведением муниципальных выборов.

Установленный порядок образования представительного органа муниципального района закреплен уставом муниципального района в течение 3-х месяцев с даты начала деятельности соответствующего представительного органа из муниципального района.

Инициативу о формировании муниципального районного представительного органа в порядке, закрепленном в пункте 1 части 4 статьи 35 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., можно выдвинуть не позже, чем за 1 год до наступления дня, начиная с которого муниципальный районный представительный орган имел бы право принять решение о назначении выборов депутатов муниципального районного представительного органа нового созыва согласно Закону об избирательных правах. При принятии указанного решения выборы в муниципальный районный представительный орган не назначаются.

Компетенция муниципального районного представительного органа предельно широка: он вправе принять на собственное рассмотрение любой вопрос местного назначения этого муниципального образования. Помимо этого, в Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. закреплена исключительная компетенция муниципального представительного органа. Он вправе:

  • принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения и дополнения;
  • утверждать местный бюджет и отчет об его исполнении;
  • устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы согласно законодательству России о налогах и сборах;
  • принимать планы и программы развития муниципального образования, утверждать отчеты об их исполнении;
  • определять порядок управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
  • определять порядок принятия решений по вопросам создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и установления тарифов на услуги муниципальных предприятий, учреждений;
  • определять порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определять порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного управления;
  • контролировать исполнение органами местного управления и должностными лицами местного управления полномочий по решению вопросов местного назначения;
  • принимать решения по поводу удаления главы муниципального образования в отставку.

Прочие полномочия представительных органов определяют федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними уставы, законы субъектов России, уставы муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 24 Устава города Саратова, прочие полномочия, которые выполняет Городская Дума:

  • контролировать финансовую систему;
  • избирать главу муниципального образования, а также его заместителя;
  • учреждать органы местного самоуправления города, отраслевых/функциональных и территориальных органов администрации города с правами юр. лица и утверждать положения о них по представлению главы администрации города (в соответствии с порядком статьи 22 Устава города Саратова);
  • принимать решения о выборах в органы местного управления города согласно федеральному законодательству и законодательству Саратовской области;
  • организовывать избирательную комиссию города согласно действующему законодательству;
  • принимать концепцию развития, утверждать генеральный план города, правила землепользования и застройки на городской территории;
  • определять порядок формирования, обеспечения размещения, выполнения и контроля за выполнением муниципального заказа;
  • принимать решения о привлечении жителей города к работам, имеющим социальную значимость;
  • принимать решения о реализации муниципальных заимствований в действующем законодательном порядке;
  • согласовывать назначения заместителей главы городской администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Помимо этого, муниципальный представительный орган занимается прослушиванием ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации, в которых содержатся результаты их деятельности, деятельности местной администрации и прочих подведомственных главе муниципального образования органов местного управления, включая решение задач, поставленных муниципальным представительным органом.

Заседания как главная форма деятельности представительного органа

Главная форма деятельности представительного органа – это заседания.

Правомочность заседания муниципального представительного органа определяет устав муниципального образования. Заседание муниципального представительного органа не считается правомочным в случае, если на нем присутствует менее половины от общей численности избранных депутатов. Заседания муниципального представительного органа осуществляются не реже 1-го раза в 3 месяца.

Новый муниципальный представительный собирается на 1-е заседание в установленный согласно уставу муниципального образования срок (он не может превышать 1-го месяца с даты избрания муниципального представительного органа в правомочном составе).

Заседания представительного органа зависимо от сроков проведения подразделяются на очередные и внеочередные, а зависимо от порядка проведения – открытые и закрытые.

В каком порядке будут проводиться заседания представительного органа и приниматься решения, прописывается в принимаемом им регламенте.

По главным направлениям собственной деятельности представительные органы, как правило, образуют на временной либо постоянной основе комиссии, которые осуществляют работу по выработке решений, подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Муниципальный представительный орган принимает нормативные акты по вопросам местного назначения в виде решений. Нормативно-правовые акты муниципального представительного органа, которые предусматривают установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, реализацию расходов из средств местного бюджета, может внести на рассмотрение муниципального представительного органа только лишь глава местной администрации (либо при наличии заключения главы местной администрации).

Нормативно-правовой акт, который принял муниципальный представительный орган, направляют главе муниципального образования на подпись и обнародование в течение десяти дней. Глава муниципального образования, который исполняет полномочия главы местной администрации, вправе отклонить нормативно-правовой акт муниципального представительного органа. В такой ситуации указанный нормативно-правовой акт в течение десяти дней возвращают в муниципальный представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения или предложениями по поводу внесения в него изменений и дополнений. В случае если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, то его снова рассматривает представительный орган муниципального образования.

В случае повторного рассмотрения указанного нормативного правового акта, если его одобрит в ранее принятой редакции не менее ⅔ от установленного числа депутатов муниципального представительного органа, то он направляется на подпись главы муниципального образования в течение 7 дней и на обнародование.

Организация деятельности, управление, полномочия муниципального представительного органа

Организация деятельности муниципального представительного органа согласно уставу муниципального образования является прерогативой главы муниципального образования, а если данное должностное лицо выполняет функции главы местной администрации, – председателя муниципального представительного органа, которого избирает этото орган из собственного состава.

Расходы на деятельность муниципального представительного органа предусмотрены в местном бюджете отдельной строкой согласно классификации расходов бюджетов России.

Управление и (либо) распоряжение муниципальным представительным органом муниципального образования либо отдельными депутатами (их группами) в каком бы то ни было виде средствами местного бюджета в ходе его исполнения не допускаются, кроме средств местного бюджета, которые направляются на обеспечение деятельности муниципального представительного органа и депутатов.

Функции муниципального представительного органа вне зависимости от порядка формирования могут прекратиться досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г. Случаи прекращения полномочий муниципального представительного органа следующие:

  • принятие указанным органом решения о самороспуске. Причем решение о самороспуске принимают в порядке, закрепленном в уставе муниципального образования;
  • вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа о неправомочности действующего состава депутатов муниципального представительного органа, включая ситуации, возникающие в связи со сложением депутатами собственных полномочий;
  • преобразование муниципального образования, которое осуществляется согласно части 3, 4-7 статьи 13 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., а также при упразднении муниципального образования;
  • утрата поселением статуса муниципального образования вследствие его объединения с городским округом;
  • увеличение числа избирателей муниципального образования более чем на ¼, произошедшего из-за изменения границ муниципального образования либо объединения поселения с городским округом.

Устав муниципального образования может предусматривать досрочное прекращение полномочий муниципального представительного органа при нарушении срока издания муниципального правового акта, необходимого для выполнения решения, принятого прямым волеизъявлением граждан.

После досрочного прекращения полномочий муниципального представительного органа происходит досрочное прекращение полномочий его депутатов. При досрочном прекращении полномочий муниципального представительного органа, в который входят депутаты, избранные населением непосредственно, досрочные выборы в соответствующий представительный орган проводятся в сроки, установленные согласно Закону о местном самоуправлении от 2003-го г.

обобщенное и издавна принятое наименование коллегиальных органов государственной власти или местного самоуправления, состоящих из депутатов (представителей), избираемых населением. Назначение коллегиального органа - выражать (представлять) интересы населения, принимать, исходя из этого, соответственно законы государства или субъекта федерации, решения органов местного самоуправления, бюджет территории; формировать или участвовать в формировании иных органов государства, местного самоуправления; выполнять функции контроля за выполнением законов и других актов, за состоянием дел на данной территории и за определенными сторонами деятельности других органов. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое "ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН" в других словарях:

Представительный орган местного самоуправления — по законодательству РФ выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. См. также: Органы местного самоуправления… … Финансовый словарь

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы граждан и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Является юридическим лицом в соответствии с уставом муниципального… … Юридический словарь

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;. Источник: Федеральный закон от 28.08.1995 N 154 ФЗ (ред. от 21.07 … Официальная терминология

Представительный орган местного самоуправления — (англ. representative organ of local self regulation) в РФ выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Согласно… … Энциклопедия права

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. П.о.м.с. являются юридическими лицами в соответствии с уставом… … Юридическая энциклопедия

Представительный орган местного самоуправления — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Представительный орган местного самоуправления выборный орган местного самоуправления,… … Википедия

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов … Словарь юридических понятий

представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы граждан и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Является юридическим лицом в соответствии с уставом муниципального… … Большой юридический словарь

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — (representative body of local selfgoverning) В Российской Федерации это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения действующие на территории муниципального… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ФЗ РФ Об общих принципах организации местного самоуправления в… … Энциклопедический словарь экономики и права


Сегодня практически все известные нам страны являются качественно сформированными правовыми структурами, действующими на основе демократических принципов. Изначально положение дел в мире было куда более плачевным. Это было обусловлено фактическим отсутствием государственной формы организации общества. Вместо неё существовали примитивные родовые общины, регулирование в которых осуществлялось путем личного контроля.

городская дума

С течением времени общественные отношения приобрели более сложный характер. Люди начали объединяться в более обширные группы, что не позволяло родовым общинам их контролировать. Поэтому на смену данной формы организации общества приходит государственная. За время своего существования она показала исключительную эффективность деятельности. Следует отметить, что в её работе наибольшую роль играют специальные органы, которые уполномочены осуществлять принуждение. Не менее эффективными являются ведомства представительного характера. Они в большинстве своем отыгрывают ключевую роль в процессе координирования общественных отношений той или иной страны. Но мы попытаемся рассмотреть представительные органы государственной власти на примере Российской Федерации.

представительный орган власти это

Что собой представляют властные ведомства?

Из истории мы знаем, что органы государственного управления существовали во все времена. Даже в период распространенности единоличной власти монархов существовали специальные ведомства, которым августейшие особы делегировали свои полномочия. Позднее данный принцип организации государственного управления стал полностью неэффективным.

Ему на смену пришло такое понятие, как разделение власти. Оно подразумевало собой делегирование властных полномочий разным по своей целевой направленности органам. Именно благодаря такому принципу появились ведомства законодательной, исполнительной и судебной сферы. Однако развитие государственного управления на этом не остановилось. Более того, с появлением коллегиальности в деятельности соответствующих ведомств существенно модернизировалась система местного самоуправления. Таким образом, в современной России действует большое количество различных управленческих структур, одними из которых являются представительные.

Представительные органы: понятие

В теории государства и права существует множество терминов, основа которых до конца непонятна. Примером является представительный орган власти. Это многогранное понятие на сегодняшний день является темой работ многих ученых. В данном случае вся загвоздка в том, что разобраться в его сути сразу не удается. Тем не менее, в соответствии с наиболее распространенным мнением, представительный орган власти – это структура, на которую возлагаются определенные полномочия, отличающиеся своей спецификой.

представительные органы государственной власти

Но представительный характер данных ведомств обусловлен не их правами и функциями. Данная особенность объясняется тем, что население определенной территории делегирует подобным органам свою власть и вверяет им возможность осуществлять контроль.

Разграничение терминов

администрация поселка

Высший представительный орган власти в стране

Любая система ведомств координируется единым центром, который имеет наибольшее количество полномочий. Представительный орган власти – это, как мы выяснили, специальное ведомство, выбранное населением определенной территории. Если обратить в данном контексте внимание на Парламент Российской Федерации (Федеральное собрание), то он является классической выборной структурой. В целом, подобный юридический статус законодательного органа является одинаковым во всех государствах. В России Федеральное собрание есть ключевым ведомством, которое имеет право издавать официальные акты высшей юридической силы.

местная власть

Полномочия и избрание парламента

Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:

  • утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
  • фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
  • решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
  • издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
  • назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.

Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.

Выборные органы местного самоуправления

Власть на местах всегда имела большое значение для государств. Суть в том, что органы самоуправления в отдельных районах, областях и других территориальных формированиях являются гарантом законности и благополучия граждан. При этом права выборных ведомств такого типа являются довольно обширными. Это обусловлено несколькими фактами:

  • во-первых, подобные ведомства находятся в непосредственной близости к населению определенной территории;
  • во-вторых, местное самоуправление занимается решением наиболее мелких, поточных вопросов деятельности общины.

Таким образом, существование подобных ведомств есть необходимым, даже если мы говорим о больших территориальных формированиях, коими являются города.

выборные органы местного самоуправления

Какие выборные органы самоуправления существуют?

Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:

  • парламент субъекта РФ;
  • администрация поселка.

В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.

высший представительный орган власти

Вывод

Итак, мы рассмотрели представительные органы федерального значения, а также ведомства, относящиеся к местному самоуправлению. Их работа является довольно значимой на сегодняшний день, особенно учитывая масштабы нашей державы.

1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования.

1) 7 депутатов – при численности населения менее 1 тыс. человек;

2) 10 депутатов – при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;

3) 15 депутатов – при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;

4) 20 депутатов – при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;

5) 25 депутатов – при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;

6) 35 депутатов – при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниципального района. Вне зависимости от его параметров она должна составлять не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В отдельную группу выделяются представительные органы муниципальных районов. Они формируются двумя способами: в результате избрания на муниципальных выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы поселений, расположенных в границах муниципального района.

В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом случае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образования независимо от количества проживающих. Понятно, что такие муниципальные образования должны быть небольшими и преимущественно сельскими. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительного органа или схода граждан.

Последнее влечет досрочное завершение полномочий депутатов соответствующего органа. Региональный закон о роспуске должен предусматривать дату проведения новых выборов депутатов представительного органа местного самоуправления (не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий представительного органа).

В исключительном ведении представительного органа находится:

1) принятие устава муниципального образования, внесение изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.

Устав муниципального образования может дополнять этот перечень иными вопросами, решение которых зависит только от представительного органа власти. Вопросы, находящиеся в исключительном ведении, не могут передаваться другим органам местного самоуправления.

Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), территориальные органы, аппарат.

В зависимости от того, кто возглавляет думу (совет), устанавливаются содержание и объем полномочий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленности: представительские и по руководству думой.

Находясь во главе представительного органа, председатель представляет его в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований. Но более всего деятельность председателя связана с организацией работы представительного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения. Председатель назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата думы, обладает правом их приема и увольнения. В его ведении – распоряжение денежными средствами представительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расходов думы.

Кандидаты на должность председателя выдвигаются депутатами, их группами, постоянными комиссиями (в том случае если председатель избирается из состава депутатов). Возможно самовыдвижение. Основаниями досрочного прекращения полномочий председателя являются отзыв избирателями (как депутата), отзыв депутатами, добровольное сложение своих обязанностей (на основании личного заявления), иные случаи, присущие выборным должностным лицам местного самоуправления.

Если же работой думы руководит председатель, являющийся одновременно главой муниципального образования, его полномочия завершаются досрочно в связи с отзывом избирателями с должности руководителя муниципального образования. Конечно, во внимание следует принимать и другие основания, предусмотренные законодательством о местном самоуправлении.

С уверенностью можно прогнозировать увеличение объема полномочий главы муниципального образования – председателя думы в сравнении с обычным руководителем представительного органа. Они не могут быть ограничены только представительскими полномочиями и обязанностями по руководству думой. Как высшее должностное лицо муниципального образования его глава, являющийся при этом председателем думы, осуществляет контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления. В этом качестве он ответствен за определение приоритетов развития территории, реализацию региональных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.

В составе представительных органов имеются функционально-структурные звенья. Это постоянные и временные депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом. Комиссии несут перед думой ответственность, они ей подотчетны.

В ведении комиссии находится, как правило, решение следующих вопросов: разработка проектов решений представительного органа, подготовка заключений по правовым актам думы, проведение депутатских слушаний, контроль за исполнением решений представительных органов. Комиссии выполняют преимущественно организационно-подготовительные и контрольные функции.

Формой работы постоянных и временных комиссий являются их заседания, периодичность проведения которых определяется регламентами представительных органов.

Территориальные органы думы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах. Подобные образования были широко распространены наряду с производственными депутатскими группами в советское время.

Организационно-правовыми формами деятельности местных представительных органов являются их заседания. Потребность в них диктуется коллективным стилем работы представительной власти. На заседаниях происходит формирование ее руководящих органов, решаются важнейшие вопросы местного значения, находящиеся в исключительном ведении представительных органов, реализуются их контрольные функции. Наконец, на заседаниях осуществляется правотворческая функция представительной власти. Все это в совокупности объясняет ведущее положение заседаний в общем числе организационно-правовых форм ее деятельности.

Заседания могут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми.

Очередные заседания проводятся в установленные регламентами сроки. Они созываются руководителем думы. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости, в силу возникших обстоятельств. Регламенты дум предусматривают для внеочередных заседаний особый порядок инициирования. Они проводятся по предложению председателя думы, одной из ее постоянных комиссий или группы депутатов определенной численности. Возможность настаивать на проведении внеочередного заседания обычно предоставляют также главе муниципального образования.

Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Именно в таком режиме проходит большинство заседаний. Закрытые заседания организуются в особых случаях (например, при обсуждении вопроса об отзыве руководителя думы, досрочного прекращения полномочий кого-либо из депутатов). Вопрос о характере заседания решается самим представительным органом.

Читайте также: