6 шаговый рефрейминг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Техника "Шестишаговый рефрейминг" — одна из самых известных и интересных техник НЛП.

Это универсальная техника для создания вариантов более эффективного поведения.

Автором этой техники является Джон Гриндер. Этот паттерн Джон нашёл, как и всё гениальное, совершенно случайно. Сильно заболев во время работы в психиатрическом госпитале Сент Поул в Ванкувере, Джон поручил своём подсознательному сделать всё наилучшим способом, и обещав после работы честно лечь в кровать и "доболеть". По легенде, всё прошло на высшем уровне, правда, Д.Гриндер не помнил, как и с кем он работал в тот день. Но вот что он написал на доске:

Рефрейминг

  1. Указать, какие формы поведения должны быть изменены.
  2. Установить надёжную непроизвольную систему сигнализации с подсознанием.
  3. Проверить, что за поведением, подлежащим изменению, стоит некоторое позитивное намерение.
  4. Создать набор альтернатив, удовлетворяющих это позитивное намерение столь же хорошо, или лучше первоначального поведения.
  5. Возложить ответственность за выполнение на подсознание.
  6. Выполнить экологическую проверку.


В настоящее время эта техника используется с большими вариациями, адаптируется к разным контекстам, людям, ситуациям. И 6-шаговый рефрейминг, как показывает практика, бывает уже и 9-шаговым, и 12-шаговым, и даже 1-шаговым.

Рассмотрим наиболее классический вариант.

"6-шаговый рефрейминг"

Определите поведение "Х", которое вы хотите изменить. Поведение может быть внешним (например, кусание губ, бессознательное раскачивание ногой) или внутренним (например, соматическая язва желудка, постоянное увеличение веса).

Назовите его любой буквой, цифрой, цветом (Игрек, тройка, синий) — только чтобы это было безоценочно.

  • Контакт с подсознанием, с частью личности:

Установите контакт с частью личности, ответственной за это поведение: Обратитесь вовнутрь себя и задайте следующий вопрос: "Хочет ли часть меня, которой принадлежит поведение X, общаться со мной в сознании?" Задав этот вопрос, оставайтесь некоторое время в состоянии внутреннего ожидания, чтобы отметить и зафиксировать любые изменения в ощущениях, визуальных образах или звуках, которые появятся в ответ на ваш вопрос. Будьте внимательны к любым проявлениям реакций всех репрезентативных систем. Поблагодарите часть за сотрудничество с вами:

Определите намерение части А. Спросите её, хотела бы она дать вам знать о том, что полезного она делает для вас, используя поведение X. После этого вопроса снова оставайтесь в состоянии внутреннего ожидания, чтобы заметить ответ "да" или "нет".

  1. Если получаете ответ "Да", попросите эту часть обнаружить в сознании позитивное намерение её поведения, затем переходите к шагу 4.
  2. Если ответ "Нет", сразу приступайте к следующему этапу.
  • Альтернативные способы поведения:

Создайте новые варианты поведения, которые бы удовлетворяли/реализовали данное намерение. Погрузитесь в себя и обратитесь к своей творческой части.

Согласна ли Творческая Часть помочь части А найти новые варианты поведения? Попросите её создать 10, 20, а может быть, 100 вариантов альтернативного поведения, которые, по её мнению, были бы так же или ещё более хороши для удовлетворения позитивного намерения части А, ответственной за поведение X. Попросите ту часть, в сфере влияния которой находится поведение X, сигнализировать вам, когда она получит эти новые альтернативные возможности от творческой части. Поблагодарите часть X за её помощь.

На уровне подсознания часть А сообщает о своём намерении Творческой Части и выбирает 3 новых варианта поведения, столь же или даже более подходящих и более эффективных для удовлетворения намерения А, чем прежние. Каждый раз, когда происходит выбор, то подаётся сигнал "Да".

А теперь мне бы хотелось, чтобы часть А сообщила о своём намерении творческой Части. А та начала бы создавать новые варианты поведения, из которых часть А выбирала бы те, которые более эффективны, чем Х.

  • Экологическая Проверка принятия новых вариантов:

Попросите часть, с которой вы работали, в этот раз вести себя тихо и хранить молчание. Затем обратитесь к себе и спросите, есть ли какие-либо части, которые хотят принять участие в этих переговорах. Будьте в состоянии внутреннего ожидания любой реакции.

Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против 3 новых выбранных вариантов поведения?

Если "Да": Пусть все части, имеющие что-либо против трёх новых вариантов поведения, сообщат о своих намереньях Творческой Части, а она начнёт придумывать новые варианты поведения вместо Х, удовлетворяющие намереньям как части А, так и всех этих частей. Часть А же выберет те три, которые будут более эффективны, чем Х. После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать "Да".

Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против этих трёх новых выбранных вариантов поведения?

И так, пока не будет достигнуто соглашение.

Если ответ "нет", то есть сигналов не поступило, то рефрейминг завершён. Если вы получили какую-либо реакцию, то спросите, является ли она приветствием и радостью по поводу новых вариантов поведения, принятых частью, ответственной за поведение X. Если "да", то есть реакция повторилась, то рефрейминг завершён.

Затем попросите часть А принять на себя ответственность за использование новых выбранных для неё вариантов поведения в соответствующих контекстах.

Согласна ли часть А взять ответственность использовать 3 новых варианта поведения вместо Х, учитывая, что они более эффективны?

Если нет, то можно предложить ей "взять ответственность попробовать в течении месяца (недели, трёх месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо "Х".

Поблагодарите её за сделанный выбор.

Сделав окончательную Экологическую проверку, проведите подстройку к будущему.

Шестишаговый рефрейминг, используемый психологами, помогает изменить свое поведение в какой-то конкретной ситуации и отношение к нему. С виду сложная техника на самом деле не займет много времени. Главное — внимательно прочитать инструкцию и действовать в согласии с ней. Только в таком случае вы сможете открыть подсознание для работы с ним.

Схема 6-шагового рефрейминга

Схема 6-шагового рефрейминга

Рефреймингом в психологии называют технику изменения восприятия окружающих объектов, событий или даже качеств. Главная цель — изменить поведение, избавиться от неудачных шаблонов, хранящихся в подсознании. Применяется техника в нейролингвистическом программировании.

Шестишаговый рефрейминг пользуется наибольшей популярностью среди психологов. Как видно из названия, он состоит из 6 частей. Схема выглядит так:

  • определение проблемы;
  • создание контакта;
  • формирование позитивного намерения;
  • выбор 3 вариантов поведения;
  • экологическая проверка;
  • взятие ответственности.

Каждый шаг имеет свои особенности.

Подробное пошаговое описание

пошаговое описание шестишагового рефрейминга

Итак, техника проведения шестишагового рефрейминга предполагает работу с подсознанием, вернее, с его отдельными частями.

Нежелательное поведение

Нежелательное поведение

Для начала нужно выявить проблему или поведение, которое вам не нравится. Можете не обозначать его словами. Просто представьте или прочувствуйте. Дайте название, используя буквы, цифры или цвета. Пусть это будет поведение X.

Постарайтесь относиться к иксу нейтрально, беспристрастно. Конечно, делать это будет сложно. В особенности потому, что оно вам неприятно. Но помните, что все эпитеты, которыми вы хотите его наградить, — это оценочное суждение. Оно может помешать рефреймингу.

Есть еще один нюанс. Не все проблемы можно решить, сменив свое отношение к ним. Бывают случаи, когда так и нужно поступить. Но иногда все же требуется изменить само поведение.

Контакт с частью личности

Контакт с частью личности

Теперь нужно наладить контакт с той частью личности, которая отвечает за поведение X. Ее также следует назвать. Пусть это будет А. Убедите ее в том, что вы цените ее, не собираетесь отказываться, несмотря на то, что она ответственна за неприятные для вас действия.

Задайте себе вопрос: готова ли часть A говорить со мной в моем сознании? Обратите внимание на свою реакцию в этот момент. Запомните звуки, ощущения, эмоции. Выберите из них какой-то сигнал для общения.

Намерение части А

Поведение — это способ достижения какой-либо цели, но не сама цель. По сути, это инструмент. Принимая этот факт во внимание, нужно задать части А несколько вопросов. Для начала спросите, расскажет ли она вам, какую цель преследует, используя поведение X? Далее действуйте в зависимости от ответа:

Следующий вопрос касается правильности этого намерения. Принимает ли его сознание? Могла бы в нем появиться часть, которая будет за него отвечать?

И, наконец, третий вопрос. Если бы существовали не менее надежные способы достижения той же самой цели, воспользовалась бы часть А ими? Если бы способы оказались более эффективными и приятными для сознания, согласилась бы она заменить ими поведение X?

Попытайтесь лучше познакомиться с частью А. Задайте ей вопросы:

  1. Зачем тебе нужно поведение X ?
  2. Что ты от него получаешь?
  3. К чему ты будешь стремиться после достижения этой цели?
  4. Если ты достигла цели и получила желаемое, что еще более важное тебе нужно?

Получив ответы на вопросы, мысленно поблагодарите часть А за откровенный разговор.

Новое поведение

Новое поведение

На этом этапе шестишаговой техники рефрейминга к работе подключается творческая часть сознания. Так и назовем ее — ТЧ. Она вступает в игру, когда есть необходимость придумать что-то новое, креативное, необычное.

Ваша задача — договориться с ТЧ о том, чтобы она придумала 3 модели поведения взамен X. Важно, чтобы они понравились вам и служили достижению цели части А.

Часть А должна сама сообщить ТЧ о своем намерении. Ей нужно внимательно проанализировать предложенные варианты. Если какой-то из них понравится, часть А должна подавать установленный сигнал.

Может случиться так, что придуманные ТЧ варианты будут отвергнуты. Это говорит о том, что в сознании есть другие части, которые используют поведение X в своих целях. Вам придется договориться и с ними. Скажите, что уважаете их мнение, и поэтому будете с ними советоваться.

Творческая часть может придумать больше, чем 3 варианта. Но А нужно выбрать именно такое количество.

Экологическая проверка

Экологическая проверка

Правильное выполнение этого этапа шестишагового рефрейминга крайне важно. Здесь нужно определить, не навредят ли вам варианты, предложенные ТЧ. В случае, когда техника применяется во время сеанса психологом, нужно понять, не навредят ли новые модели поведения клиенту.

Итак, вопрос, который нужно задать, — все ли части сознания согласны вариантами замены поведения X? Если все нормально, можно переходить к следующему шагу. А что делать, если вдруг кто-то против?

Нужно собрать все протестующие части и вернуться к ТЧ. Они должны рассказать, что их не устраивает. ТЧ придется придумать другие варианты. Часть А снова выберет 3 наиболее подходящие. О выборе каждого из них нужно сообщать заранее оговоренным сигналом.

Теперь главный вопрос нужно повторить снова. Если все согласны с планом действий, нужно идти на 6 шаг. Если нет, снова повторить 4.

Ответственность

Ответственность

На последнем этапе в разговор вступает часть А. Нужно выяснить, готова ли она взять на себя ответственность за использование 3 выбранных вариантов замены поведения X. При этом важно напомнить ей, что они более эффективны. Обычно ответ утвердительный.

Заключение

Шестишаговый рефрейминг — возможность не только изменить и мышление, и поведение. Но помните — ничто не вечно. Измениться навсегда невозможно. Может быть, обстоятельства изменятся настолько, что выбранные модели поведения станут неэффективными. В таком случае все 6 шагов придется повторить еще раз.

Автором техники является Джон Гриндер. Вот как он описывает создание техники в книге "Шепот на ветру":

Пошаговое описание

Схема техники

1. Поведение Х

Определите поведение "Х", которое вы хотите изменить.

Назовите его любой буквой, цифрой, цветом – только чтобы это было безоценочно.

2. Контакт с частью личности

Установите контакт с частью личности, ответственной за это поведение:

а) Установите сигналы "Да" и "Нет".

б) Дайте имя этой части:

- Согласна ли часть, отвечающая за поведение "Х", чтобы ее называли "А"?

3. намерение части А

Определите намерение части А.

а) – Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите для меня сделать с помощью поведения "Х"?

б) Если получаете ответ "Да", то попросите сообщить об этом на уровне сознания.

Если "Нет", то можно попытаться сделать это сознательно.

в) Приемлемо ли это намерение для сознания?

Если нет - ищете намерение более высокого уровня.

4. Новое поведение

Создайте новые варианты поведения, которые бы реализовали данное намерение. На уровне подсознания часть "А" сообщает о своем намерении "Творческой" части и выбирает три новых варианта поведения, более эффективных чем "Х", из тех вариантов, которые придумывает "Творческая" часть. Каждый раз, когда происходит выбор, то подается сигнал “Да”.

Согласна ли Творческая Часть помочь части "А" найти новые варианты поведения?

А теперь мне бы хотелось, чтобы часть "А" сообщила о своем намерении "Творческой" части. А та начала бы создавать новые варианты поведения, из которых часть "А" выбирала бы те, которые более эффективны чем "Х". После нахождения каждого нового варианта поведения, более эффективного чем "Х", пусть часть "А" даёт сигнал "Да". Нужно найти не менее трёх таких вариантов.

5. Экологическая Проверка

Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех новых выбранных вариантов поведения?

Пусть все части, имеющие что-либо против трех новых вариантов поведения, сообщат о своих намерениях "Творческой" части, а она начнет придумывать новые варианты поведения вместо "Х", удовлетворяющие намерениям как части "А", так и всех этих частей. Часть "А" же выберет те три, которые будут более эффективны, чем "Х". После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать “Да”.

Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения?

6. Ответственность

Согласна ли часть "А" взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо "Х", учитывая, что они более эффективны?

Если нет, то можно предложить ей "взять ответственность попробовать в течение месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо "Х".

Вопросы на выяснение намерения

1. Зачем тебе [это] нужно?

2. Что тебе [это] даст?

3. Если ты получишь [это] целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

4. Что для тебя более важно чем [это]?

5. Если ты владеешь [этим] совершенно и полностью, что ты хочешь, имея [это], еще более важное?"

Комментарии

1. Нежелательное Поведение

Определить поведение, которое вас не устраивает. Не обязательно называть его словами – достаточно только представить или почувствовать. После этого назовите его любой буквой, цифрой, цветом – только чтобы это было безоценочно: Икс, Эн, Белое, Семь.

- Зачем это нужно?

Когда вы это называете оценочно: отчуждение, наглость, ярость, – это может помешать. Если вы заранее называете часть себя "глупец" – какое отношение будет у вас к этой части, и, самое главное, какое у неё будет отношение к вам?

2. Контакт с частью личности

На следующем этапе нам необходимо установить контакт с частью личности, ответственной за это поведение. Но прежде несколько слов по поводу модели частей.

Сразу хочу заявить, что

В большинстве случаев удобнее думать, что никаких частей личности НЕТ! Человек был и остается единым целым.

Это просто удобная модель.

Человек постоянно пытается понять мир. Для этого он и строит модели. Модель должна не только хоть как-то описывать, как что-то работает, но и быть понятной. Это обычно две крайние точки: потому что обычно чем более точна модель, тем менее она понятна. Модель частей – это попытка описания чрезвычайно сложных мыслительных процессов человека по аналогии с обычными отношениями между людьми. Очень большой плюс – это достаточно хорошо понятный вариант для нормального человека и не надо тратиться на многочасовые объяснения "о чем, собственно, идет речь". Минус в недостаточной точности, даже некой фантастичности описания. Модель частей хорошо подходит для решения некоторых проблем, но не как базовый пример описания структуры психики человека.

Вернемся к контакту с частью личности. Нам необходимы сигналы "Да" и "Нет". Например, вы можете сказать:

Я хотел бы пообщаться с частью личности, ответственной за поведение "Икс". Для этого нам необходимо определить сигналы "Да" и "Нет". Это может быть изменение дыхания, подрагивание век, движение пальцев, головы или ноги. Итак, как будет "Да". А как будет "Нет".

Мне бы хотелось, чтобы сигналы были достаточно заметными для меня. Еще раз, как будет "Да".

И это вы можете повторять до тех пор, пока не получите желаемый результат.

Так же вы можете сделать следующее: сначала установить канал связи с бессознательным в целом, а потом попросить передать его "части, ответственной за поведение "Икс".

Можно общаться с частью через сознание Клиента. Тогда он сам ищет внутри себя признаки сигнала, а потом сообщает вам.

Но при этом желательно, чтобы Оператор мог откалибровать их до того, как об этом ему сообщит Клиент.

Дальше. Задайте вопрос:

Согласна ли часть, отвечающая за поведение "Икс", чтобы ее называли "А"?

Помните, что поведение – это "Икс", а имя части, за него отвечающей – "А".

Тут есть небольшая манипуляция. Вне зависимости от того, что вам эта часть ответит, она с вами общается! Если она не хочет, чтобы ее называли "А", предложите ей любое другое имя: "Б", "Игрек", "Семнадцать".

3. Намерение части "А"

Определите намерение части "А".

Уважаемая часть "А". Я понимаю, что то, что вы делаете для Клиента, очень важно и необходимо. Я вас благодарю за то, что вы согласились пообщаться с нами. Но нам бы хотелось узнать, в чем состоит ваша функция, ваше намерение. Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите сделать для Клиента с помощью поведения "Икс"?

Вместо "Клиента" подставляете имя того, с кем вы работаете в данный момент.

Если получаете ответ “Да”, то попросите сообщить об этом на уровне сознания.

Если “Нет”, то можно попытаться сделать это сознательно. Но про это дальше.

Тут есть небольшая проблема. Положительное намерение можно представить и в виде образа, и в виде ощущения. Можно также произнести, но у нас пока нет вербального контакта с частью. Поэтому сообщить о намерении часть "А" может как раз в виде образа или ощущения. И здесь обычно проблематична именно интерпретация, подходящая сознанию. Если мы пропустим этот шаг и пойдем дальше – мы проигнорируем сознание. Но у нас нет задачи еще больше усугублять внутренние противоречия человека. Надо как-то про это намерение узнать и выразить, желательно вербально.

Если информация о намерении части будет понятна сознанию Клиента, вы идете дальше. Если нет, то Оператор может действовать простым перебором, называя различные варианты намерения и получая в ответ "Да" или "Нет". Для этого желательно хотя бы приблизительно знать, в чем состоит нежелательное поведение Клиента. Иначе гадать можно очень долго.

- А ваше (части) намерение – это защита Клиента от какого-то переживания?

- А может, вы пытаетесь дать ему уверенность в себе?

Вы можете все это сделать через сознание Клиента. То есть вы последовательно задаете вопрос: "А зачем тебе это нужно?" - до тех пор, пока его ответ и невербальная реакция вас не устроят. Но после того, как это произошло, желательно всё-таки проверить правильность вашего вывода у части "А":

- Правильно ли я понял, что ваше намерение – достижение спокойствия?

После того, как вы выяснили намерение части, вы задаете следующий очень важный вопрос:

Приемлемо ли это намерение для сознания?

- А если не приемлемо?

Тогда ищите дальше. Вы всегда можете подняться еще на уровень выше.

4. Новое поведение

Следующий очень важный шаг – создание новых вариантов поведения. Общая идея такая.

У каждого человека есть Творческая Часть, это именно та часть, которая способна придумать что-то новое, будь это новый вариант наклейки марки на конверт или оригинальный способ чистить зубы. Вот именно эта часть и способна придумывать новые варианты поведения. А задача части "А" – просто сидеть и выбирать из них те, которые более эффективны, чем "Икс".

Уважаемая Творческая Часть. Я прошу вас ответить и сообщить о том, готовы ли вы прямо сейчас помочь нам и придумать новые, более эффективные, варианты поведения вместо "Икс"?

После того, как эти вопросы урегулированы, задание:

Я предлагаю части "А" отправится к "Творческой" части и сообщить ей свое намерение. Творческая часть начинает придумывать самые различные варианты поведения, при помощи которого можно реализовать намерение части "А". Часть "А" же может выбрать из них те, которые более эффективны, чем "Икс". После каждого подходящего варианта поведения просьба к части "А" выдавать сигнал "Да". Всего необходимо найти как минимум три новых варианта поведения, более эффективных чем "Икс".

Иногда бывает забавная вещь – если какие-то варианты не подходят, то идет сигнал "Нет". Но вам нужно только "Да".

5. Экологическая Проверка

Самый важный момент – определить, не могут ли повредить каким-то образом эти новые варианты поведения Клиенту:

Есть ли какие-то части личности, которые возражают против трех новых вариантов поведения?

Если таких частей нет (то есть никаких сигналов нет, или часть "А" выдает сигнал "Нет"), то вы идете на следующий шаг. Если же такие части (часть) есть, то вы возвращаетесь на предыдущий шаг и отправляете их всем скопом к "Творческой" части искать более приемлемые варианты поведения:

Пусть все части, имеющие что-либо против этих трех новых вариантов поведения, сообщат свои намерения Творческой Части, а она начнет создавать новые варианты поведения вместо "Икс", удовлетворяющие как намерению части "А", так и всех этих частей. Часть "А" выберет те три, которые будут более эффективны, чем "Икс". После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать “Да”.

Потом вы опять делаете экологическую проверку:

Есть ли какие-то части личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения?

Если таких частей нет, то вы идете дальше, а если такие части есть – то опять возвращаетесь на предыдущий шаг и повторяете поиск новых вариантов поведения, но уже с участием этих новых частей.

6. Ответственность

Ну, и последний шаг: взятие ответственности. То, что новые варианты поведения более эффективны чем "Икс", еще не означает, что часть "А" будет их вместо него использовать. То, что зарядку по утрам делать весьма полезно, знают многие. А кто делает?

Согласна ли часть "А" взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо "Икс", учитывая, что они более эффективны?

Ответ "Нет" обычно может означать следующее:

Вы чего-то не заметили, и еще есть части, которые имеют что-то против этих новых вариантов поведения.

Часть "А" опасается, что она может не справится. Тогда можно предложить ей “взять ответственность попробовать в течение месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо "Икс".

- А что потом?

Если все нормально, то ничего делать не надо будет. Если же возникнут проблемы, вы можете еще раз сделать шестишаговый рефрейминг или любую другую технику.

Учтите, что невозможно сделать изменения "навечно" – меняется мир, меняются люди. Через месяц все может измениться настолько, что эти новые варианты поведения уже не смогут удовлетворять вас. И тогда надо будет придумывать что-то новое.

Моя задача – не дать вам набор надежных и эффективных способов поведения, что само по себе неплохо, а научить вас самих находить в случае надобности эти новые варианты, менять собственное поведение. Мы же сейчас занимаемся той способностью гениальных людей, которая называется "гибкость", а она как раз подразумевает умение находить новые, более эффективные варианты поведения.

Рефрейминг - это инструмент НЛП, позволяющий менять границы восприятия с минуса на плюс, даже там, где, на первый взгляд, плюсов быть не может.

Этот метод помогает перестроить или переосмыслить свое восприятие, поведение, мышление и избавиться от деструктивного поведения (тревоги, страхи, сомнения и т.п.).

Виды рефрейминга

Этот инструмент работает благодаря использованию речевых стратегий, влияния слов, работы с ценностями личности, меняя ее представление о какой-либо ситуации.

Есть 2 вида рефрейминга:

Контекста - помогает рассмотреть поведение, ситуацию, придав им новый смысл, изменяя контекст, меняется и отношение к содержанию.

Т.е. в любом случае, цель рефрейминга сегодня, - перевернуть восприятие сложившейся карантинной ситуации с минуса на позитив.

Для этого есть техника

6-шаговый рефрейминг. Что делаем?

1. Сформулируйте и озвучьте проблему, какая она на ваш взгляд?.

2. Установите контакт со своей частью личности в подсознании, которая готова взять ответственность за нахождение в проблеме и выходе из нее. Спросите себя: "Я хочу пообщаться с той своей частью, которой для чего-то нужна эта проблема и которая отвечает за нахождение в этой ситуации."

Попробуйте при этом понять свои ощущения в теле - что внутри откликается.

Важно - доверяем своим чувствам, телу, мыслям, которые первые приходят в голову - принимаем все это.

3. Определяем позитивные намерения.

Спрашиваем свою часть: "Дорогая моя часть личности (можно Души😊), что важного и ценного ты получаешь в этой ситуации? Для чего это тебе? Есть ли у тебя позитивное намерение в этой ситуации?" - Почувствуйте свои отклики внутри себя - да, нет, - доверьтесь своему телу, чувствам.

Что они говорят?

Спросите себя: "Верю ли я, что мое бессознательное имеет позитивное намерение в данной ситуации?"

4. Внутри вас есть часть личности, которая создала себя в этой ситуации, и проживает ее для получения своего опыта, а есть другая часть личности, творческая. Мысленно попросите первую часть рассказать творческой вашей части свое позитивное намерение.

Теперь обратитесь к творческой своей внутренней части с просьбой создать 3 и более новых, полезных форм поведения в данной ситуации и выхода из нее. И пуст творческая как бы сообщит об этом первой части, которая может находиться в негативе - в панике, страхе, сомнениях.

5. Спросите у той своей первой части личности, которая создала себе неприятности и управляет негативным поведением, готова ли она воспользоваться новыми позитивными вариантами?

(здесь вы можете применить технику "горячего стула", как в гештальте - поставьте перед собой 3 стула (кресла, диван и стул, кровать и кресло - 3 места, на которых вы пересаживаетесь и отвечаете за каждую из частей, если так удобно. Можно весь диалог провести в своем воображении)).

Если бессознательное говорит - "да, ок" - супер, ваша часть личности принимает изменения. Если "нет" - скажите ей, что она может пользоваться своими старыми способами в этой ситуации, как обычно, но пусть попробует сначала новые. (схитрим))))

6. Спросите свое подсознание: "Дорогое мое подсознание, есть ли еще части личности, которые хоят присоединиться к позитивным формам поведения?"

Читайте также: