Предпринимательство в японии кратко

Обновлено: 21.07.2024

Для российских предпринимателей, открыть собственный бизнес в Японии крайне сложно. Ведь на пути встает не только языковой барьер, но и существенные различия в культуре предпринимательства.

Правила ведения бизнеса

Японский рынок перенасыщен, поэтому, чтобы занять выгодную нишу, нужно разобраться с тем, как именно принято вести предпринимательскую деятельность в этой стране.

Чем предпринимательство в Японии отличается от создания бизнеса в других странах:

  • Крупный и средний бизнес не пытается "придушить" малый, а существует с ним в гармонии. Представители крупных предприятий стараются занять нишу так, чтобы клиенты доставались даже самому крошечному производству или магазинчику
  • Государственные институты делают все возможное для поддержки молодых, начинающих предпринимателей, не выставляют жестких, ультимативных требований, которые будут выгодны исключительно одной стороне
  • Несмотря на строгую иерархию внутри предприятий, каждый сотрудник является ценным, никто не пытается принизить его значимость ни морально, ни финансово. Нужно быть готовым к том, что даже уборщикам придется платить достойную зарплату.

Бизнес-этикет "по-японски"

На протяжении веков Япония пыталась отгородиться от остального цивилизованного мира, эта тенденция сохранилась и по сей день. Поэтому, не стоит ждать, что японцы будут соблюдать западные традиции ведения бизнеса. Без изучения особенности местного делового этикета попросту не обойтись.

Японцы любят точность и пунктуальность. Назначили встречу – будьте добры прибыть четко в оговоренное время. Никакие отговорки в этом случае не работают. Да и о самой встрече стоит договариваться заранее, а не в тот же день, как часто делают у нас.

Еще одни важный пункт – иерархия. То есть, здороваться нужно начинать с человека, который имеет в команде самый высокий чин. И не дай бог вы забудете имена, перепутаете фамилии или должности присутствующих.

Японцы не любят рукопожатия, поэтому желательно обойтись поклоном. Аналогичным образом нужно выражать свое согласие или например извинение.

Несмотря на то, что японцы прекрасно понимают, что иностранцам тяжело выучить их язык – при создании визитки, обязательно продублируйте все надписи на японском языке (например на обратной стороне). Передавать визитку нужно сразу двумя руками лицом к лицу. Просто положить визитку на стол будет выглядеть как неуважение.

Не стоит ждать мгновенного результата сразу же после переговоров – японцы всегда взвешивают решения, а попытка узнать ответ сразу может быть воспринята как наглость.

Открываем бизнес с нуля

Для старта предпринимательской деятельности на территории страны, стоит начать с оформления бизнес-визы и выбора организационно-правовой формы предприятия. Японское правительство не ставит палки в колеса иностранных предпринимателей, но все же стоит учитывать некоторые подводные камни.

Получение бизнес-визы

Бизнес-виза немного отличается от туристической, ее все так же нужно будет получать в посольстве. Для этого потребуется следующий пакет документов:

  • 2 фотографии 4,5 х 4,5 (лицо должно занимать 70% от площади изображения)
  • Копия паспорта гражданина РФ (всех заполненных страниц)
  • Загранпаспорт
  • Анкета
  • Справка с места работы (текущего либо бывшего). Она должна включать подробные сведения о занимаемой должности, размер зарплаты, длительность работы
  • Приглашение от японской стороны (в нем указывают дату и цель поездки)
  • Зачастую, на рассмотрение бизнес-визы уходит примерно 30 дней. Но, вы можете получить ее гораздо быстрее, например за 9 дней, в случае если дела имеют срочный характер

Что может привести к депортации:

  • Перемещение нелегалов (или содействие их перемещению)
  • Криминальные правонарушения
  • Срыв срока действия визы
  • Попытки ведения любой коммерческой деятельности в "Статусе пребывания"
  • Проституция

Выбор наиболее оптимальной формы предприятия и его дальнейшая регистрация

Зарубежные предприниматели, которые желают открыть бизнес в Японии, могут выбрать одну из существующих организационно-правовых форм:

Вы можете самостоятельно оформить все необходимые документы, либо доверить это дело местным специалистам, которые хорошо ориентируются в японской бухгалтерии и юриспруденции, плюс, знают язык.

В случае, если вам больше подходит первый вариант – начните с подачи заявления в регистрационный орган, сделать это нужно по месту текущего пребывания. Помимо свидетельства о регистрации нужно заверить печать. Это нужно сделать дома в России.

Без заверенной печати, вам придется каждый раз заверять новый документ, естественно эта процедура может вскоре превратиться в настоящую головную боль.

Важно! Можно избежать проблем с регистрацией, сэкономить время и нервы – достаточно обратиться к специалистам в сфере оформления бумаг для предпринимателей.

Поговорим о капитале. Если ваши финансовые возможности ограничены – открывайте ООО, поскольку в данном случае размер стартового капитала составляет всего 3 млн йен (довольно бюджетный вариант). Но, если с деньгами проблем нет, то лучше сразу открыть АО. Именно АО пользуется наибольшей популярностью среди иностранных предпринимателей поскольку имеет массу вариантов финансирования, при этом ответственность учредителей остается ограниченной.

При открытии филиала зарубежного предприятия, вносить стартовый капитал не придется.

Япония вслед за западными странами становится более открытой — это одно из важнейших изменений, произошедших с японским рынком за последние годы.

Сегодня Япония по праву считается страной частного предпринимательства. Благодаря активной поддержке малого бизнеса со стороны государства и лояльности к бизнесу, почти 99% предприятий относятся к малым. Около половины из них — семейные. При этом практически в каждой сфере малый и крупный бизнес сосуществуют, многие крупные компании делают заказы у небольших подрядчиков. Для Японии характерны длинные технологические цепочки по обслуживанию крупного бизнеса, состоящие из участников малого. В стране есть закон, не позволяющий крупным предприятиям монополизировать свою деятельность и защищающий предприятия малого бизнеса.

Постепенно меняется культура ведения бизнеса и отношение к работе. Благодаря развитию стартапов пожизненный наем становится менее распространенным, трудовая мобильность повышается, а бизнесмены вынуждены чаще идти на риск. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными и не отставать от ведущих международных компаний, японским компаниям приходится отходить от консервативного подхода к работе.

Однако есть аспекты, которые остаются неизменными на протяжении многих лет, например, характерная для консервативной японской культуры ценность длительных и честных отношений с поставщиками и партнерами. Японский рынок и корпоративная культура по-прежнему остаются одними из самых консервативных в мире.

Сегодняшний рынок по большей части характеризуется тремя аспектами: высокими ценами, серьезной конкуренцией и консерватизмом.

Реально ли иностранной компании попасть на японский рынок

Несмотря на то, что японская экономика является одной из самых развитых в мире, Япония имеет весьма низкую инвестиционную привлекательность. Иностранным компаниям надо пройти тернистый путь для выхода на японский рынок. Однако существуют отрасли, где страна более открыта для внешних инвестиций, чем США и Европа, например, телекоммуникационная отрасль.

Как арендовать офис

Что касается аренды недвижимости, то здесь трудности могут возникнуть по двум причинам. Во-первых, в Японии существует дефицит коммерческой недвижимости из-за высокой конкуренции. Во-вторых, арендодатели в большинстве случаев требуют долгосрочный договор аренды (минимум 5 лет, а иногда и 7 лет) с банковской гарантией, а также необходимо поручительство двух местных менеджеров. Открытие счета для юридического лица может занять полтора месяца.

Что еще важно знать

Для успешного процветания бизнеса в Японии понадобятся связи — необходимо заслужить доверие. Одним из самых эффективных решений станет заручиться поддержкой японского партнера с именем. Это позволит укрепить свое положение в глазах потенциальных клиентов, сотрудников и бизнес среды в целом.

Интересны малого бизнеса защищает государство. В стране действует закон, не позволяющий крупным предприятиям монополизировать свою деятельность, поэтому средний и малый бизнес в Японии сильно взаимосвязаны. Таким образом, маленькие предприятия часто работают на более крупные, которые в свою очередь также работают на более крупные компании.

На данный момент в Японии есть немало ниш, требующих внедрения инновационных технологий. Среди них можно назвать, например, логистику и дистрибуцию. Кроме того, стабильный спрос наблюдается на технологии, и многие иностранные ИТ-компании успешно процветают на японском рынке.

ИТ-бизнес считается одним из главных двигателей стремительного экономического роста страны. Его активно поддерживает государство Японии. Правительство выделяет большие бюджеты на развитие сетевых технологий, программисты и веб-разработчики — крайне востребованные профессии на рынке труда.

По данным известного экономического обозревателя Японии Такао Накадзава, роль среднего и малого бизнеса в Японии весь­ма велика и составляет по числу предприятий 99,1%, а по числен­ности работающих — 78%. Из этого он делает вывод о том, что Япония — страна среднего и малого бизнеса. Финансируют малые и средние предприятия главным образом социальные кредитные кооперативы.

Японская система управления производством высокоэффек­тивна и рациональна. Она сочетает в себе развитие предприни­мательства и нововведений, высокую прибыльность с заботой о работниках.

У японских управляющих и других работников очень высока степень идентификации со своей фирмой. В официальной обста­новке, представляясь незнакомцу, японец прежде всего называет компанию, где он служит, а потом уже свое имя. Исторически сло­жившийся в японском обществе культ труда и неформальный, сла­бо регламентированный характер отношений между начальником и подчиненным способствовали высокой степени развития в япон­ских корпорациях предпринимательства в групповой форме. Важ­ные предпринимательские решения (например, о производстве но­вого продукта), как правило, принимаются высшими управляющи­ми, но при обязательном реальном участии в подготовке этих решений нижестоящих групп.


Немногим гражданам СНГ приходила мысль открыть собственный бизнес в Японии. Но есть предприниматели, которые не оробели перед азиатской культурой и освоили собственное дело в Нихон коку (официальное название страны). При этом знание японского языка оказалось совсем не обязательным.

Япония на карте мира

Япония на карте мира

Интересный факт! Японцы — отчаянные трудоголики. Провести на работе 16 часов для них в порядке вещей. И даже после такого затяжного дня они находят в себе силы заскочить в бар на пару часов.

Особенности ведения бизнеса

Менталитет японца значительно отличается от мировосприятия европейца. Первое, что сразу отмечают приезжие, это дисциплинированность нации и предельная ответственность.

Подробнее об открытии бизнеса Вы можете узнать из видео, представленном ниже.

К малым предприятиям Японии относятся:

  • Организации в сфере услуг с количеством сотрудников не более пяти человек.
  • Средние промышленные или производственные фирмы со штатом до 20 рабочих.

Обе категории организаций тесно переплетены между собой. Государство защищает мелких предпринимателей от поглощения более крупными компаниями. Поэтому у частников есть уверенность в завтрашнем дне.

Важнейший плюс открытия малого и среднего бизнеса в Японии — это практически полное отсутствие ограничений для иностранцев. Но следует ознакомиться с оптимальными формами регистрации юридического лица.

Формы собственности

Большая часть экономики Страны восходящего солнца держится на малых и средних предприятиях. Самые крупные сегменты рынка:

  • Строительство домов.
  • Грузоперевозки.
  • Розничная торговля.
  • Услуги.


Грузоперевозки являются востребованными в любой стране

Для ведения той или иной деятельности владельцы регистрируют юридическое лицо, учитывая характер своего дела и личные возможности. Всего существует семь видов организационно-правовых форм:

  1. Закрытое общество с ограниченной ответственностью (Yugen Kaisha).
  2. Акционерная корпорация (Kabushiki Kaisha).
  3. Филиал иностранного предприятия (Branch office).
  4. Представительство иностранной компании (Representative office).
  5. Партнёрство с неограниченной ответственностью (Gomei Kaisha).
  6. Партнёрство с ограниченной ответственностью (Goshi Kaisha).
  7. Совместное предприятие (Kumiai).

Наиболее подходящей организационно-правовой формой для иммигранта представляется одна из первых трёх. Ключевым фактором при выборе также станет финансовый аспект.

  1. Закрытое общество с ограниченной ответственностью можно учредить с капиталом в три млн иен (26 800 $). Сумма должна быть внесена на депозит банка Японии перед процедурой регистрации. Максимальное количество соучредителей — до 50 человек. Участники могут быть физическими или юридическими лицами, с гражданством Японии или иммигрантами. Главное, что управлять компанией уполномочен директор в статусе резидента страны. Аудиторы и бухгалтеры — необязательные должности в штате.
  2. Акционерная корпорация потребует для открытия минимальный уставной капитал в 10 млн иен (89 500 $). Акционером может стать один человек, а предельное число вкладчиков не лимитировано. В соучредители корпорации вправе войти физические или юридические лица. Управляет организацией совет директоров из трёх персон: президента, казначея и секретаря. Среди основных требований — наличие японского гражданства у одного из членов совета директоров.
  3. Филиал иностранной компании — одна из простейших форм попадания на местный рынок. Бизнесмену надлежит оформить представительство с помощью бюро по юридическим вопросам (Legal Affairs Bureau) и зарегистрировать юридический адрес офиса. Управлять филиалом вправе работник без статуса резидента страны. Так как представительство не является самостоятельным юрлицом, всю ответственность несёт головное предприятие. Вместе с тем филиал вправе организовать самостоятельную деятельность.

Налоговая база

Подробнее о налогах в Японии узнайте из видео, представленном ниже.

Система налогообложения для японцев и приезжих предпринимателей ничем не отличается. Размеры основных налоговых ставок для наиболее популярных форм юридических лиц следующие:

  • 22–30 % — подоходный налог (в зависимости от прибыли предприятия).
  • 20,7 % — местный подоходный налог.
  • 9,6 % — налог от прибыли бизнеса.

Так как необязательно содержать в штате аудитора или бухгалтера, предпринимателям следует пользоваться услугами коммерческих компаний по аудиту. Заключив договор, англоговорящие сотрудники будут вести вашу отчётность и своевременно контактировать с налоговой инспекцией.

Как открыть малый бизнес

Для создания частного предприятия на территории страны предприниматель должен пройти несколько этапов в следующем порядке:

Оформление бизнес-визы для поездки в Японию

Рабочая виза в Японию

Рабочая виза в Японию

Для получения визы соискатель должен обратиться в посольство в Москве или в одно из генеральных консульств, расположенных в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске или Южно-Сахалинске. При себе необходимо иметь утверждённый пакет документов:

    (две шт.).
  1. Две цветные фотокарточки 4,5 х 3,5 см. с оставшимся сроком действия не менее шести месяцев.
  2. Старый загранпаспорт (если был выдан).
  3. Российский паспорт и копии его страниц с отметками.
  4. Сведения о месте трудовой занятости (для ИП выписку из ФНС и ОГРН).
  5. Приглашение от японской стороны (так как один участник компании должен быть резидентом страны).

В приглашении японская сторона (партнёр) указывает цель поездки и сроки пребывания в стране. Вместе с тем резидент информирует консульство о месте проживания иностранца в Японии. Срок действия деловой визы — три месяца.

После регистрации юридического лица иностранный предприниматель должен оформить долгосрочную рабочую визу. Она действительна один–три года, с возможностью продления до пяти лет.

Подробнее о получении визы в Японию узнайте из видео, представленном ниже.

В большинстве случаев бизнес-иммигранты не могут самостоятельно пройти весь этап регистрации предприятия. Поэтому многие пользуются услугами аудиторских компаний, которые за гонорар занимаются сопровождением документации.

В среднем за рассмотрение документов, регистрацию и выдачу свидетельства предстоит заплатить 1200–2600 $, в зависимости от формы юридического лица. Примерно такую же сумму нужно будет отдать за услуги посредников.

Один важный момент — это наличие печати и факсимиле, которые необходимо получить на родине. При отсутствии этих инструментов предстоит заверять у нотариуса любую бумагу. Пошаговая процедура регистрации займёт четыре недели:

Подробнее о требованиях для трудоустройства узнайте из видео.

Покупка действующего бизнеса

Гораздо проще приобрести действующее прибыльное дело, нежели посвятить годы на его раскрутку. Поэтому, если отыскалось интересное предложение, следует заказать полный аудит предприятия. В противном случае можно приобрести за высокую цену нерентабельный бизнес.

Информация о продаже фирм размещается в местных изданиях или на электронных площадках. Сведения публикуются на японском языке, что может стать непреодолимым фактором. В таком случае лучше обратиться в местные брокерские компании, специализирующиеся на франшизах и реализации мини-предприятий.

После того как будет выбран подходящий вариант действующего бизнеса, перед покупкой следует проверить юрлицо. Не будет лишним запросить от владельца бумагу, где он заверит в отсутствии кредиторской задолженности у компании. Если всё устраивает, то перерегистрацию предприятия стоит доверить англоговорящему юристу посреднической фирмы.

Интересные и рентабельные бизнес-идеи из Японии

ресторан

Популярностью пользуются рестораны для кошек

Для ознакомления с рынком Нихон коку может уйти немало времени. Здесь абсолютно хорошо всё развито. Например, предприимчивые японцы выдумывают новые идеи, которые приносят хорошие доходы, невзирая на причудливость:

  1. Охлаждающий гель. Суспензия стала востребована после аномально жаркого лета 2011 года. Состав наносится на кожу и моментально понижает температуру тела. Средняя стоимость одной бутылочки — 60 $. Сезонный спрос на препарат есть всегда.
  2. Отель для усопших родственников — это временное прохладное место, где труп покойного находится до погребения. Из-за недостатка земли тела умерших японцев кремируют. Однако, чтобы устроить эту процедуру, предстоит отстоять в очереди. В это время хранение тела отлично подходит.
  3. Самостоятельная жизнь незамужних девушек — это своего рода тест-драйв будущей взрослой жизнедеятельности. По традиции они до свадьбы живут с родителями. Чтобы самостоятельно окунулись в быт, для таких девиц построены специальные общежития. Здесь они могут прочувствовать свою самодостаточность. Проверять себя можно на протяжении четырех недель, не более.

Заключение

Больше полезной информации о бизнесе в Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.

Открыть бизнес в Японии в 2022 году вполне реально. Достаточно составить план, найти компаньона из числа резидентов и подготовить стартовый капитал. Разумеется, знание хотя бы английского языка обязательно. При таком же усердии, как у японцев, можно достичь неплохих результатов. Впоследствии есть шанс получить гражданство Страны восходящего солнца.

Читайте также: