Матрица принятия решений кратко

Обновлено: 30.06.2024

Решения, решения, решения. Хорошие решения помогают направлять коллектив по верному пути и достигать целей, но как понять, что именно данное решение является верным? Что делать, когда перед вами два вроде бы равноценных варианта, подбросить монетку, бросить жребий или, может быть, обратиться за помощью к волшебному шару?

Принятие решений — критически важный аспект хорошего бизнес-планирования, но выбрать правильный вариант порой бывает трудно. Ключ к успеху — быстрые решения без спешки и верные решения без потери темпа.

Если эта головоломка кажется неразрешимой, то это не так. С помощью матрицы принятия решений можно определять преимущества и недостатки каждого варианта, взвесить различные переменные и прийти к правильному решению быстро и легко.

Что такое матрица принятия решений?

Матрица принятия решений — это инструмент для оценки и выбора наилучшего варианта из нескольких возможных. Он особенно полезен, если у вас больше одного варианта решения проблемы и несколько факторов, которые нужно принять во внимание для принятия окончательного решения.

Возможно, матрица принятия решений вам уже знакома, но под другим названием — даже несмотря на то, что речь идёт об одном и том же. В числе других таких названий:

Теория многомерной полезности

Матрица выбора проблем

Сетка принятия решений

Когда нужна матрица принятия решений

Вам не всегда нужно пользоваться матрицей принятия решений. Это мощный — но относительно простой — процесс, который наиболее эффективен при выборе из нескольких сопоставимых вариантов. Если критерии оценки разных вариантов не одинаковы, то матрица принятия решений, скорее всего, будет не лучшим инструментом. Например, она не поможет вам решить, в каком направлении двигаться вашему коллективу в следующем году, потому что вы будете выбирать между несопоставимыми вариантами.

Используйте матрицу принятия решений, если вы:

Сравниваете несколько сопоставимых вариантов

Сводите различные варианты к одному окончательному решению

Взвешиваете совокупность важных факторов

Рассчитываете получить решение с логической точки зрения, не давая воли эмоциям или интуиции

Если матрица принятия решений не подходит в данной конкретной ситуации, далее мы расскажем о других подходах к принятию решений.

Как создать матрицу принятия решений за 7 действий

Матрица принятия решений поможет выбрать лучший из имеющихся вариантов на основании ряда ключевых факторов и их относительной важности. Вот эти семь действий по созданию матрицы:

1. Определение альтернатив

Матрицы принятия решений — это полезный инструмент, который помогает выбрать лучший вариант из нескольких возможных. Прежде чем приступать к построению матрицы, сформулируйте варианты, из которых будете выбирать.

Допустим, летом ваша команда запускает новую брендовую кампанию. Вам нужно определиться с поставщиком, который будет создавать визуальные и видеоматериалы для дизайна. Сейчас на выбор у вас есть три дизайнерских агентства, однако у каждого из них есть свои преимущества и недостатки.

2. Определение важных критериев

Второй шаг на пути к построению матрицы принятия решений — это определение важных критериев, которые будут влиять на ваше решение. Эти соображения помогут определить наилучшее решение и избежать субъективных оценок.

В продолжение нашего примера: ваша команда решила, что самые важные критерии при выборе дизайнерского агентства — это стоимость, опыт, коммуникации и отзывы других клиентов.

3. Создание матрицы решений

Матрица принятия решений — это, по сути, сетка, в которой сравниваются различные варианты с учётом заданных важных критериев.

Само собой, мы построим матрицу в Asana. Это инструмент управления работой, который помогает организовывать и выполнять работу в организации и обеспечивает сотрудникам чёткость, необходимую для ускоренного достижения целей.

4. Заполнение матрицы

Теперь расположите каждый критерий на шкале оценок. Если варианты не слишком различаются между собой, используйте шкалу от 1 до 3 баллов, где 3 — высший балл. Для большей вариативности используйте шкалу от 1 до 5, где высший балл — 5.

Именно здесь начинают проявляться все преимущества матрицы принятия решений. Допустим, вам предстоит выбрать одно агентство из трёх при наличии четырёх важных критериев, но матрицы у вас ещё нет. Вот как могут выглядеть характеристики данных трёх агентств:

Агентство 1 предлагает хорошую цену за свои услуги, однако у него не слишком много опыта. Судя по коммуникациям и отзывам клиентов, это агентство среднего уровня.

Услуги Агентства 2 стоят дороже, но это ещё не самое дорогое агентство. У его сотрудников довольно хороший опыт, и оно получает отличные отзывы от клиентов, однако коммуникации оставляют желать лучшего.

Агентство 3 самое дорогое, но при этом и самое опытное. Его система коммуникаций пока находится на среднем уровне, а отзывы клиентов в основном положительные.

Все три описания схожи по сути: на основании одного короткого абзаца трудно решить, какое из них лучше, особенно в свете того, что каждое агентство обладает своими преимуществами и недостатками. Теперь давайте посмотрим, как эти три агентства будут выглядеть в матрице принятия решений с учётом четырёх критериев с оценкой по 5-балльной шкале, где 5 — высший балл:

5. Добавление веса

Иногда одни критерии будут важнее других. В таком случае для выбора наилучшего варианта следует использовать взвешенную матрицу принятия решений.

Продолжаем наш пример. Представьте, что вам ни в коем случае нельзя выходить за рамки бюджета, поэтому стоимость — это критически важный фактор в принятии решения. Отзывы клиентов также важны, так как дают базовое представление об эффективности того или иного агентства в прошлом.

Чтобы добавить вес к матрице принятия решений, назначьте число (от 1 до 3 или от 1 до 5 в зависимости от количества вариантов) каждому критерию. Затем в процессе принятия решения вам нужно будет умножить значение каждого фактора на его вес для всех вариантов.

Вот как это будет выглядеть в нашем примере:

6. Получение взвешенных оценок путём перемножения

После того как вы применили шкалу оценок и назначили вес каждому критерию, перемножьте веса и оценки. Таким образом, самые важные критерии будут иметь наибольший вес, что поможет выбрать наиболее подходящее агентство.

Продолжаем наш пример. Вот как мы получаем взвешенные оценки по каждому критерию для каждого агентства:

7. Вычисление итоговой оценки

Получив окончательные взвешенные оценки, суммируйте их для каждого агентства. В результате вы получите чёткое, основанное на цифрах представление о том, какое решение является наилучшим.

Вот так выглядит окончательная матрица принятия решений в нашем примере:

Как видите, Агентство 2 набрало больше всего баллов, поэтому сотрудничать вам следует именно с ним. Даже несмотря на то, что услуги Агентства 1 стоят дешевле, средняя стоимость услуг Агентства 2 в сочетании с его годами опыта и отличными отзывами клиентов делают его наилучшим вариантом для вашей команды. Вам остаётся только связаться с агентством и приступать к реализации брендовой кампании.

Пример матрицы принятия решений

Матрицы принятия решений можно использовать для принятия самых разных бизнес-решений при выборе наилучшего из нескольких возможных вариантов. Эти решения необязательно должны влиять на сам бизнес. Такую модель можно использовать и для принятия более простых решений.

Создайте матрицу принятия решений, когда вам нужно будет, например, решить, какое кресло лучше купить для работы из дома. Вам понравились четыре модели, а к важным критериям вы относите удобство, цену и отзывы покупателей.

Альтернативные методы принятия решений

Если метод матрицы принятия решений вам не подходит, попробуйте один из следующих вариантов:

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра — это таблица 2х2, которая помогает определять приоритетные задачи, исходя из их срочности и важности. Эта матрица полезна, когда приходится выбирать из ряда разнородных задач, чтобы решить, над какой задачей или инициативой нужно работать в первую очередь.

В левом верхнем углу перечислите срочную и важную работу: эти задачи получают высший приоритет. Приступайте к их выполнению прямо сейчас или как можно скорее.

В правом верхнем углу перечислите менее срочную, но важную работу: чтобы не пропустить эти задачи, обязательно добавьте их в свой календарь или укажите сроки их выполнения в средстве управления проектами.

В левом нижнем углу перечислите срочную, но не слишком важную работу: эти задачи нужно выполнить, но при этом можно перепоручить кому-нибудь другому. Постарайтесь по возможности делегировать эту работу.

В правом нижнем углу перечислите наименее срочную и наименее важную работу: перепоручите эти задачи или вовсе игнорируйте их. Когда вы проясняете свои приоритеты и сообщаете коллегам о том, какие задачи не можете выполнить прямо сейчас, это помогает снизить риск выгорания.

Карта анализа заинтересованных лиц и матрица RACI

Одно из самых важных решений, которые приходится принимать в процессе планирования проекта — это решение о том, кого вовлекать в него, с кем консультироваться и кого информировать. Для принятия такого решения создайте карту анализа заинтересованных лиц, которая поможет вам разбить их по категориям в зависимости от их относительного влияния и заинтересованности.

Карта анализа предусматривает четыре типа заинтересованных лиц:

Высокое влияние и высокая заинтересованность: включите этих заинтересованных лиц в процессы планирования проекта и принятия решений по нему.

Высокое влияние и низкая заинтересованность: держите этих лиц в курсе проекта и следите за их заинтересованностью на тот случай, если они захотят повысить свою вовлечённость.

Низкое влияние и высокая заинтересованность: держите этих заинтересованных лиц в курсе хода выполнения проекта. Включите их в круг получателей обновлений статуса проекта, чтобы снабжать их актуальной информацией.

Низкое влияние и низкая заинтересованность: контактируйте с этими заинтересованными лицами на ключевых этапах, но не особо переживайте по поводу снабжения их актуальной информацией.

Определив главных заинтересованных лиц, также можно создать матрицу RACI. Это сокращение расшифровывается как ответственные, подотчётные, эксперты и информируемые лица. Матрицы RACI помогают решить, кто будет главным лицом, принимающим решения по каждой задаче или инициативе.

Сеанс коллективного обсуждения

Иногда лучший способ принять решение — это провести старое доброе коллективное обсуждение. Проведите такой сеанс с применением офисной доски или обменяйтесь идеями в средстве управления проектами.

Попрощайтесь с подбрасыванием монетки при принятии решений

Быстрое принятие решений — это важная часть хорошего планирования и управления проектами. При использовании матриц в процессе принятия как сложных, так и простых решений, эти инструменты помогут вам учесть различные факторы и выбрать наилучшее решение для своего коллектива.

Дополнительные сведения об управлении проектами приводятся в нашей статье 25 важных навыков, которые нужны для успешного управления проектами.

матрица принятия решений

Успешный бизнес целиком и полностью состоит из цепочки принятых решений. Чем они эффективнее, тем больше шансов преуспеть в своей сфере бизнеса. Легко принять решение, когда у вас есть два-три определяющих фактора, но что если их десятки? И что если у вас имеется несколько неплохих альтернативных вариантов? Как понять, какой лучше? Матрица принятия решений поможет принимать их более уверенно и рационально. Несмотря на то, что эту технику используют в бизнесе, вы можете применять ее и в своей жизни, в которой вы тоже каждый день принимаете важные решения, имеющие влияния на ваше будущее.

Как использовать этот инструмент

Матрица работает так:

  1. Создайте таблицу.
  2. В строки впишите ваши варианты.
  3. В столбцы впишите названия факторов, которые влияют на выбор.
  4. Определите важность факторов по шкале от 1 до 5.
  5. Подсчитайте количество очков для каждого варианта выбора.

Несмотря на кажущуюся сложность, это на самом деле достаточно легкий и забавный процесс.

Если вы хотите серьезно углубиться в матрицу, то перед вами пять ключевых шагов.

Шаг 1

Если вы решаете, что купить — новый ноутбук или мобильный телефон, то у вас всего две строки выбора. В столбцы запишите все факторы:

  • Ценность для работы и саморазвития;
  • Цена;
  • Мобильность;
  • Наличие конкретных программ. Для ноутбука или смартфона это будут принципиально разные программы;
  • Оцените, насколько критична для вас покупка смартфона или ноутбука.

Если вы выбрали телефон, тогда можете создать еще одну таблицу и определить, телефон какой марки вам нужен. Теперь факторы будут несколько отличаться.

Шаг 2

Устраивает ли вас цена? Если да, поставьте ей 4 или 5 баллов. Ценность для работы и саморазвития? Если вы решили, что ноутбук более подходит для вашей цели, ставьте 5.

Шаг 3

Теперь вам нужно определить относительную важность факторов. Может быть цена для вас не столь важна, сколько наличие конкретных программ, поэтому вы можете начислить ей 4 очка важности, а программам — 5. Это важный этап и здесь очень легко себя обмануть. Будьте предельно честны перед самим собой. Возможно вам нужно купить ноутбук прямо сейчас, а покупку нового телефона можно отложить.

Шаг 4

Теперь умножьте каждую сумму из шага 2 на каждую сумму из шага 3. Это будет ценность вашей комбинации выбор/фактор.

Шаг 5

Плюсуйте все результаты для каждого выбора. Выбор, набравший больше очков, победил.

Если ваша интуиция подсказывает вам, что результаты неточны, пересмотрите шаги с 1 по 3.

Пример из бизнеса

Владелец ресторана решает найти нового поставщика продуктов. У него есть четыре варианта.

Вот факторы, которые он рассматривает:

  • Цена;
  • Качество;
  • Местонахождение;
  • Надежность;
  • Варианты оплаты.

Сначала он создает первую таблицу, где выставляет оценки тому, насколько его удовлетворяет каждый фактор. Затем создает вторую таблицу, в которой определяет относительную ценность каждого фактора. После этого он подсчитывает баллы и выясняет, какой поставщик ему подходит.

Помните, что вы можете использовать матрицу в любом аспекте вашей жизни, когда вам нужно выбрать между несколькими вариантами с множеством факторов.

Разные психологические трюки и практики могут помочь нам в повседневной жизни. Это касается и матрицы для принятия решений — метода самостоятельного анализа и подбора альтернатив.



Техника принятия решений

Чтобы успешно использовать матрицу принятия решений, нужно:

  1. Начертить таблицу (можно в электронном варианте).
  2. Заполнить каждую строку вариантами возможных решений.
  3. Заполнить столбцы факторами для каждого решения и оценить их значимость.
  4. Суммировать балл.

В качестве факторов используются наиболее важные критерии. Например, для покупки недвижимости это может быть ценность источника пассивного дохода, ликвидность жилья, местоположение. Каждый из факторов необходимо оценить по пятибалльной шкале и выбрать решение, которое наберёт наибольшее количество очков.

Матрица универсальна, её можно использовать в бизнесе, повседневной жизни, образовании, даже отношениях. Это отличный способ систематизировать информацию, разложить всё по полочкам, определить плюсы и минусы.

Пример

Создадим таблицу для покупки компьютера. Вы — начинающий 3D-дизайнер. Вам нужен новый мощный компьютер для работы, позволяющий использовать основные программы, при этом не очень дорогой. Находим основные критерии:

Модель два набирает больше всего баллов — 19. Она стоит дороже остальных, но выпущена совсем недавно и отличается прекрасными техническими характеристиками. Такой компьютер прослужит дольше, позволит эффективно работать и, вероятно, быстро окупит себя.

Это упрощённый вариант оформления матрицы. Вы можете отдавать приоритет факторам, добавлять больше вариантов и категорий, чтобы конкретизировать.

Преимущества

У матричного способа есть три основных преимущества:

  1. Альтернативы. Используя эту таблицу, вы указываете несколько альтернатив. Если лучший вариант по каким-то причинам невозможен, можно быстро выбрать наиболее удачную замену.
  2. Конкретизация и наглядность. В процессе подбора факторов вы будете вспоминать новые критерии и уточнять, чтобы максимально точно оценить каждый из доступных вариантов.
  3. Объективность. Вы оцениваете только важные для себя критерии выбора, тратите время на то, чтобы обдумать каждое решение. Соответственно, оно будет взвешенным.

А ещё визуализация способствует упрощению процесса.

Похожие схемы

Помимо классической матрицы для бизнеса можно использовать матрицу Кепнера-Трего. Она немного сложнее: нужно не просто оценивать факторы, а анализировать каждый из них на каждой стадии:

  1. ситуация;
  2. проблема;
  3. решение;
  4. потенциальная проблема.

Такой подход можно использовать, например, при разработке антикризисной стратегии предприятия. Менеджер расписывает возможные сценарии, предполагает проблемы и находит решение для каждой из них. Затем оценивает возможные негативные ситуации.

Плюсы такой схемы:

  1. Комплексный подход. Можно охватить все факторы и спрогнозировать развитие событий.
  2. Объективность.

Сама матрица создаётся следующим образом:

  1. Изложение решения и задач.
  2. Обязательные требования для осуществления мер.
  3. Ожидаемая цель от использования решения.
  4. Возможные препятствия на пути к достижению цели.
  5. Классификация ценностей по шкале от 1 до 10.
  6. Поиск альтернативных решений.
  7. Оценка оптимальности каждой альтернативы и выбор лучших.
  8. Анализ возможных проблем каждой из альтернатив.

Такую схему можно использовать и для сложных жизненных решений.

Заключение

Визуализация, систематизация и анализ способны упростить выбор не только в сложных неоднозначных, но и в бытовых ситуациях. После освоения метода у вас будет уходить совсем немного времени на освоение матрицы, а результат оправдает ожидания.

Представьте себе, что ваш начальник назначил вас руководить выбором новых внештатных поставщиков продуктов IT. Вы уже нашли несколько разных поставщиков, и теперь вам нужно выбрать с кем из них заключить договор.

Можно было бы использовать критерий минимальных затрат. Но вы же не хотите основывать свое решение только на стоимости – необходимо принимать во внимание и такие факторы, как длительность контракта, применяемые технологии и качество обслуживания. И как же вы можете убедиться, что вы приняли лучшее решение, принимая во внимание все эти различные факторы?

Метод матрицы решений представляет собой полезный инструмент для принятия подобных решений. Его сила в наибольшей степени проявляется тогда, когда вам предстоит сделать выбор из набора подходящих альтернатив и при этом учесть несколько различных факторов.

Научившись применять метод матрицы решений вы можете уверенно и рационально принимать решения.

Как использовать матричный анализ


Метод матрицы решений работает так: вы составляете таблицу, где заголовками строк будет список вариантов из которых нужно сделать выбор, а заголовками столбцов будут факторы, которые нужно учесть. Далее вы оцениваете каждую комбинацию вариант/фактор, используя для этой оценки весовой коэффициент.. Затем полученные оценки суммируются для каждого варианта решения и вы получаете общую оценку.

Может звучать несколько сложно, но данный метод довольно все же прост в использовании. Рассмотрим пошаговое руководство с примером.

Шаг 1

Запишите все ваши варианты решений в первой колонке таблицы в качестве названий строк таблицы, и перечислите факторы, которые нужно рассмотреть, в качестве названий столбцов. Например, если вы покупаете новый ноутбук, факторами для рассмотрения могут быть стоимость, размеры и емкость жесткого диска, вес, размер экрана и т.п.

Шаг 2

Теперь заполняйте ячейки вашей таблицы, оценивая каждый вариант выбора решения для каждого фактора. Оценка варианта может находиться в пределах от 0 (плохо) до 5 (отлично). Заметим, что вы не обязаны проставлять разные оценки для каждого варианта – если ни один из них не подходит для конкретного фактора в вашем решении, то все они могут получить оценку 0.

Шаг 3

Следующим шагом является определение относительной важности факторов в принятии решения. Обозначьте ее числами, скажем от 0 до 5, где 0 означает, что данный фактор совершенно неважен для окончательного решения, а 5 означает, что он весьма важен. (Вполне допустимо иметь факторы с одинаковой важностью.)

Подсказка: Эти значения могут быть достаточно очевидными. Если это не так, то для их оценки и ранжира можно воспользоваться методом парного сравнения.

Шаг 4

Теперь нужно перемножить полученные на шаге 2 оценки с относительной важностью фактора, которую вы определили на шаге 3. Это даст вам взвешенные оценки для каждой комбинации вариант/фактор.

Шаг 5

Наконец, сложите все взвешенные оценки для каждого из ваших вариантов решения. Тот вариант, который получит наибольшую сумму, выигрывает!

Подсказка: Если ваша интуиция говорит вам, что вариант с наивысшей оценкой не является самым лучшим, то подумайте об оценках и весах, которые вы использовали. Это может быть признаком того, что определенные факторы более важны, чем вы первоначально предположили.

Пример матрицы решений

Производитель продуктов питания нуждается новом поставщике основных ингредиентов для своих продуктов. У него есть четыре варианта выбора поставщика.

Факторами, которые он хочет учесть при принятии решения, являются:

  • Стоимость
  • Качество
  • Местоположение
  • Надежность
  • Отсрочка

Вначале он заполняет таблицу, показанную на слайде 2 и оценивает, насколько хорошо поставщики удовлетворяют каждому фактору:


Слайд 1. Пример матрицы решений, показывающий не взвешенные оценки и то, , насколько каждый поставщик удовлетворяет каждому фактору.

Далее он решает, какие относительные веса имеет каждый фактор (первая строка таблицы). Он умножает их на уже введенные в таблицу оценки и подсчитывает итоговую сумму (в правом столбце), как показано на слайде 3.


Слайд 2. Пример матрицы решений, показывающий взвешенные оценки и то, насколько каждый поставщик удовлетворяет каждому фактору

В результате становится понятным, что наилучшим вариантом решения будут выбор поставщика 4, несмотря на отсутствие гибкости в отсрочке.

Основные моменты

Метод матрицы решений помогает вам выбрать из нескольких вариантов решения, когда требуется принимать во внимание различные факторы.

Для использования этого инструмента вы располагаете варианты решения в качестве строк таблицы. Колонки таблицы представляют собой факторы, которые необходимо учитывать. Каждый выбор варианта оценивается с использованием чисел от 0 (плохо) до 5 (очень хорошо), и затем к этим оценкам применяются веса, показывающие важность каждого из факторов в принятии решения.

Умножая каждую оценку на вес фактора, мы показываем вклад комбинации фактор/вариант в общий выбор. После этого для каждого варианта выбора подсчитывается итоговая сумма. Наибольшая сумма будет соответствовать наилучшему варианту.

Читайте также: