Предпосылки петровских реформ симеон полоцкий кратко

Обновлено: 02.07.2024

- Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, что отличало Симеона Полоцкого от его современников и других выдающихся деятелей его времени?

- Симеон Полоцкий – пожалуй, самый яркий деятель белорусской и русской культур XVII в. Широта его знаний и интересов огромны и определяют масштаб личности: политика, богословие, поэзия, просвещение…Симеон Полоцкий сумел соединить в себе православие, католичество и униатство. В совершенстве владел церковнославянским, белорусским, польским, греческим и латинским языками. Сегодня трудно представить, что в одном человеке может вместиться столько дарований, порой, кажется, совсем не совместимых друг с другом. Он был универсальным человеком в части наук и знаний. Сравниться с Симеоном Полоцким может, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи эпохи Возрождения.

В первую очередь, он был интеллектуалом и огромным двигателем культурных изменений в Российском государстве и, отчасти, во всем восточноевропейском регионе. По моему мнению, именно он поменял весь цивилизационный порядок в Европе. Это произошло не в одночасье, он прожил достаточно долгую по меркам того времени жизнь – 50 лет. За этот период он успел очень многое, во многом был первым: создал системы среднего и во многом высшего образования в России, открыл первую альтернативную типографию в Кремле, был первым придворным профессиональным писателем.

Именно Симеон Полоцкий утвердил в высших слоях общества стремление к получению высшего образования, создал культ учености.

- Где был заложен образовательный фундамент будущего просветителя?

- Начальное образование Симеон Полоцкий получил в родном городе, Полоцке, который имел давние традиции образовательной и просветительской деятельности. Между 1637 и 1651 гг. он учился в Киево-Могилянской коллегии. Среди его преподавателей были известные ученые и писатели: Петр Могила, Сильвестр Косов, Лазарь Баранович. В первой половине 1650 г. Симеон Полоцкий перебрался в Вильно – столицу Великого Княжества Литовского, мощного белорусско-литовского государства, которое за сто лет до этого объединилось с Польским Королевством в конфедеративную Речь Посполитую. Здесь он начал обучение в Виленской иезуитской академии – первом высшем учебном заведении в Великом Княжестве Литовском. К тому времени ученый уже настолько досконально владел, помимо родного белорусского, латинским, церковнославянским и польским языками, что писал на всех четырех стихи, проповеди, научные труды.

- Как белорусский монах оказался в Москве?

- В чем заключались наиболее прорывные идеи просветителя? Как он их реализовывал?

- Будучи в Москве, Симеон Полоцкий создал школу нового типа для подготовки служащих Приказа тайных дел – будущих чиновников, дипломатов, переводчиков. В 1665-1668 гг. он непосредственно руководил работой этой школы.

Есть серьезные основания предполагать, что основные принципы организации процесса обучения в этой школе были заимствованы в учебных заведениях на родине Симеона Полоцкого. Выпускниками этой школы стали такие известные деятели русской культуры, как поэт и церковный деятель Сильвестр Медведев и создатель чудесного стихотворного Букваря Карион Истомин.

Образовательные замыслы полоцкого просветителя продолжали жизнь еще долгое время. За год до смерти Симеон Полоцкий работал над проектом русской высшей школы (Академии) по примеру Виленской и Киево-Могилянской академий. Имелось в виду преподавание в ней не только греческого языка и богословия, но и достижений европейской гуманитарной науки и культуры, латинского языка и натурфилософии. В результате уже после смерти Симеона, но благодаря его замыслу в Москве начала свою работу знаменитая Славяно-греко-латинская академия.

- Как Симеон Полоцкий повлиял на становление российского государства?

Букварь Симеона Полоцкого стал самым полным и наилучшим московским изданием для начального обучения своего времени.

Издание состояло из 320 страниц и насчитывало большое количество обучающих материалов. Букварь был издан большим тиражом и получил большое распространение. Этот объемный учебник вмещал в себя многочисленные поэтические тексты, углубленную грамматическую и хрестоматийную части, катехизис и орации (приветствия по случаю основных христианских праздников). Отличительной чертой Букваря 1679 г. стало то, что Симеон Полоцкий разместил в нем собственноручно написанные поэтические наставления. Петр I осуществил кардинальный поворот страны в сторону Европы и развернул масштабные реформы всего российского общества. Еще с детства он интересовался новейшими достижениями науки и техники.

Исследователи довольно уверенно утверждают, что почву для петровских преобразований подготовила деятельность Симеона Полоцкого в части просвещения, его успехи по углублению в России светского образования, в котором слились лучшие российские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры.

- Что вы можете рассказать о книгопечатной деятельности Симеона Полоцкого?

- Букварь 1679 г. стал первым изданием так называемой Верхней типографии, которая разбила монополию Московского печатного двора. До того все книги в Московском государстве издавались только в подконтрольной патриарху типографии (для сравнения, в родной Симеону Речи Посполитой, в том числе на белорусских землях, действовали 134 типографии).

Симеон Полоцкий нарушил книгопечатную монополию в России, которая окончательно была ликвидирована в XVIII в.

- В чем состояли особенности творчества просветителя? Какое влияние оно оказало на современников Симеона Полоцкого и на будущее России?

- Творчество Симеона Полоцкого стало ярким воплощением литературы эпохи Барокко. В ней нашли отражение многочисленные достижения и противоречия общества того времени: религиозные, политические, моральные, культурные.

Это явилось важным фактором в процессе становления современного русского языка и литературы, определило направление дальнейшего развития культуры России.

Современники удивлялись его трудолюбию и результативности: за шестнадцать лет жизни в Москве он написал более десяти книг. Великий просветитель, он всегда стремился делиться с людьми своими знаниями. Ради этого собрал одну из крупнейших библиотек России и завещал ее четырем монастырям Беларуси, России и Украины, однако, его воля не была исполнена. Умер просветитель в 1680 г. и был похоронен в Заиконоспасском монастыре.

- Хранят ли белорусы сегодня память о наследии своего известного земляка?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

§ 2. Предпосылки Петровских реформ (стр. 14 - 19) ИЗ: Афанасий Лаврентьевич.

Описание презентации по отдельным слайдам:

§ 2. Предпосылки Петровских реформ (стр. 14 - 19) ИЗ: Афанасий Лаврентьевич.

§ 2. Предпосылки Петровских реформ (стр. 14 - 19) ИЗ: Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, Бенедикт Спиноза

План урока: Усиление иностранного влияния на Россию; Симеон Полоцкий; Политич.

План урока: Усиление иностранного влияния на Россию; Симеон Полоцкий; Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; Реформы А.Л. Ордина-Нащокина; Реформаторские планы В.В. Голицына.

Домашнее задание § 2 стр. 14-19 - чтение, пересказ. В РТ - § 2 или вопросы п.

Домашнее задание § 2 стр. 14-19 - чтение, пересказ. В РТ - § 2 или вопросы письменно в КТ со стр. 17 ИЗ: Софья Алексеевна. Мехмед IV

Дата - Бахчисарайский мир Дата создания Св.лиги Религия Османской империи Мод.

1 вариант: 1681 – Бахчисарайский мир 1684 г. - создание Св. лиги Ислам 1. Обн.

Проверка домашнего задания Усиление османской угрозы Россия и Священная лига.

Проверка домашнего задания Усиление османской угрозы Россия и Священная лига Балтийский вопрос. Борьба Франции за господство в Европе; Россия в борьбе с Турцией и Крымом Государев родословец – родословная книга русских княжеских и боярских родов Ясак – натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. Гости – крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы. Заповедные лета - годы, в течение которых в некоторых районах Российского гос-ва запрещался крестьянский выход в Юрьев день, предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 г. Посад – торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни.

Каковы были основные предпосылки петровских реформ ? Объяснить причины социа.

Каковы были основные предпосылки петровских реформ ? Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Речь Посполитая Крымское ханство Османская империя Украина Швеция Усиление за.

Речь Посполитая Крымское ханство Османская империя Украина Швеция Усиление зарубежного влияния на внешнюю и внутреннюю политику, а также быт и традиции населения 1. Усиление иностранного влияния на Россию Наиболее значительным было влияние Украины после ее вхождения в состав России. Язык, обычаи, традиции.

Итальянцы, немцы, англичане, голландцы Купцы и ремесленники, лекари и аптекар.

2. Симеон Полоцкий Симеон Полоцкий (1629 – 1680) Духовный писатель, богослов.

Памятник Симеону Полоцкому в г.Полоцк (2004; скульптор А. Финский) Почтовая м.

Симеон Полоцкий – воспитатель царских детей Царевна Софья (1657 – 1704) - доч.

Симеон Полоцкий – воспитатель царских детей Царевна Софья (1657 – 1704) - дочь царя А.М. Романова Фёдор III Алексеевич (1661 – 1682) – родной брат Софьи Первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, ин.языков Симеон Полоцкий (1629 – 1680) Итог: Царствование А.М.Романова, Ф.А. Романова и правление царевны Софьи отмечены попытки проведения реформ по западному образцу Со́фья Алексе́евна (17 [27] сентября 1657 — 3 [14] июля 1704[3]) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. Фёдор III Алексеевич (30 мая [9 июня] 1661 — 27 апреля [7 мая] 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный).

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; А.М. Романов (1629 –.

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; А.М. Романов (1629 – 1676) Глава правительства, возглавлял приказ Большой казны, Стрелецкий и Аптекарский Б.И. Морозов (1590 – 1661) – воспитатель царя А.М. Романова Назначал на должности не из родовитости, а исходя из способностей людей Задание: прочитайте на стр. 15 каких людей на какие должности поставил Б.И.Морозов Вывод: самым важным результатом реформ Б.И. Морозова и И.Д. Милославского стало создание русской регулярной армии Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (9 (19) марта 1629[2] — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — (29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. Бори́с Ива́нович Моро́зов (1590 — 1 ноября 1661) — русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича. Старший сын Ивана Васильевича Морозова и Аграфены Елизаровны Сабуровой. Один из главных виновников Соляного бунта 1648 года, вспыхнувшего из-за вводимых им непомерных цен на соль, жизненно необходимую в то время. После бунта остался при власти, но прежней роли уже не играл. Любитель западной культуры, Морозов считается одним из предшественников Петра I в реформировании традиционного русского образа жизни.

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; Вывод: самым важным.

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; Вывод: самым важным результатом реформ Б.И. Морозова и И.Д. Милославского стало создание русской регулярной армии Реформаторы пытались изменить систему налогообложения: заменить прямые налоги косвенными. Были введены высокие налоги на соль и табак Соляной бунт 1648 г.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащекина А.Л. Ордин-Нащекин (1605 – 1680) – дипломат.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина А.Л. Ордин-Нащекин (1605 – 1680) – дипломат.

5. Реформаторские планы В.В. Голицына. Фактический правитель России во время.

Во второй половине XVII в. Российские власти осознали необходимость реформ в.

Во второй половине XVII в. Российские власти осознали необходимость реформ в России. Велась разработка проектов реформ, предпринимались конкретные действия в этом направлении. Главными реформаторами в России XVII в. были: Б.Морозов, А. Ордин-Нащекин, В.Голицын. Однако реформы велись медленно и непоследовательно, многие остались лишь на бумаге. Вывод: На С-В Руси в XIV в. начался процесс объединения русских земель. Постепенно их центром стало Московское княжество, его князья после длительной борьбы закрепили за собой великое княжение Владимирское, а с ним – право именоваться великими князьями всея Руси. Политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество превратилось в духовный центр русских земель

Расположите в хронологической последовательности правителей династии Романов.

Расположите в хронологической последовательности правителей династии Романовых 1) Петр I 2) М.Ф. Романов 3) Федор III 4) А.М. Романов 5) Царевна Софья 6) Иван V 1) М.Ф. Романов 2) А.М. Романов 3) Федор III 4) Царевна Софья 5) Иван V 6) Петр I Михаил Федорович – 1 царь, сын патриарха Филарета. Алексей Михайлович Тишайший – сын М.Ф. Романова и его 2-ой жены Евдокии Стрешневой. Федор 3 Алексеевич – сын А.М. Тишайшего и его 1-о1 супруги – Марии Милославской. Со́фья Алексе́евна (17 [27] сентября 1657 — 3 [14] июля 1704[3]) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. Иван V - Иоа́нн (Ива́н) V Алексе́евич (27 августа [6 сентября] 1666, Москва — 29 января [8 февраля] 1696, там же) — русский царь в 1682—1696 годах из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской. Старший единокровный брат и соправитель Петра I. Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.

Проверка домашнего задания Усиление османской угрозы Россия и Священная лига.

Проверка домашнего задания Усиление османской угрозы Россия и Священная лига Балтийский вопрос. Борьба Франции за господство в Европе; Россия в борьбе с Турцией и Крымом Государев родословец – родословная книга русских княжеских и боярских родов Ясак – натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. Гости – крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы. Заповедные лета - годы, в течение которых в некоторых районах Российского гос-ва запрещался крестьянский выход в Юрьев день, предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 г. Посад – торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни.

Каковы были основные предпосылки петровских реформ ? Объяснить причины социа.

Каковы были основные предпосылки петровских реформ ? Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Речь Посполитая Крымское ханство Османская империя Украина Швеция Усиление за.

Речь Посполитая Крымское ханство Османская империя Украина Швеция Усиление зарубежного влияния на внешнюю и внутреннюю политику, а также быт и традиции населения 1. Усиление иностранного влияния на Россию Наиболее значительным было влияние Украины после ее вхождения в состав России. Язык, обычаи, традиции.

Итальянцы, немцы, англичане, голландцы Купцы и ремесленники, лекари и аптекар.

2. Симеон Полоцкий Симеон Полоцкий (1629 – 1680) Духовный писатель, богослов.

Памятник Симеону Полоцкому в г.Полоцк (2004; скульптор А. Финский) Почтовая м.

Симеон Полоцкий – воспитатель царских детей Царевна Софья (1657 – 1704) - доч.

Симеон Полоцкий – воспитатель царских детей Царевна Софья (1657 – 1704) - дочь царя А.М. Романова Фёдор III Алексеевич (1661 – 1682) – родной брат Софьи Первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, ин.языков Симеон Полоцкий (1629 – 1680) Итог: Царствование А.М.Романова, Ф.А. Романова и правление царевны Софьи отмечены попытки проведения реформ по западному образцу Со́фья Алексе́евна (17 [27] сентября 1657 — 3 [14] июля 1704[3]) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. Фёдор III Алексеевич (30 мая [9 июня] 1661 — 27 апреля [7 мая] 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный).

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; А.М. Романов (1629 –.

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; А.М. Романов (1629 – 1676) - родной брат Софьи Глава правительства, возглавлял приказ Большой казны, Стрелецкий и Аптекарский Б.И. Морозов (1590 – 1661) – воспитатель царя А.М. Романова Назначал на должности не из родовитости, а исходя из способностей людей Задание: прочитайте на стр. 15 каких людей на какие должности поставил Б.И.Морозов Вывод: самым важным результатом реформ Б.И. Морозова и И.Д. Милославского стало создание русской регулярной армии Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (9 (19) марта 1629[2] — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — (29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. Бори́с Ива́нович Моро́зов (1590 — 1 ноября 1661) — русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича. Старший сын Ивана Васильевича Морозова и Аграфены Елизаровны Сабуровой. Один из главных виновников Соляного бунта 1648 года, вспыхнувшего из-за вводимых им непомерных цен на соль, жизненно необходимую в то время. После бунта остался при власти, но прежней роли уже не играл. Любитель западной культуры, Морозов считается одним из предшественников Петра I в реформировании традиционного русского образа жизни.

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; Вывод: самым важным.

3. Политический курс Б.И. Морозова и И.Д. Милославского; Вывод: самым важным результатом реформ Б.И. Морозова и И.Д. Милославского стало создание русской регулярной армии Реформаторы пытались изменить систему налогообложения: заменить прямые налоги косвенными. Были введены высокие налоги на соль и табак Соляной бунт 1648 г.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина А.Л. Ордин-Нащекин (1605 – 1680) – дипломат.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина А.Л. Ордин-Нащекин (1605 – 1680) – дипломат.

5. Реформаторские планы В.В. Голицына. Фактический правитель России во время.

Во второй половине XVII в. Российские власти осознали необходимость реформ в.

Во второй половине XVII в. Российские власти осознали необходимость реформ в России. Велась разработка проектов реформ, предпринимались конкретные действия в этом направлении. Главными реформаторами в России XVII в. были: Б.Морозов, А. Ордин-Нащекин, В.Голицын. Однако реформы велись медленно и непоследовательно, многие остались лишь на бумаге. Вывод: На С-В Руси в XIV в. начался процесс объединения русских земель. Постепенно их центром стало Московское княжество, его князья после длительной борьбы закрепили за собой великое княжение Владимирское, а с ним – право именоваться великими князьями всея Руси. Политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество превратилось в духовный центр русских земель


Реформы Петра I стали важнейшим событием истории России рубежа XVII-XVIII веков. Положительный эффект от них продолжал ощущаться весь XVIII век, а некоторые новшества продержались даже до начала XX века. Для понимания преобразований следует знать их предпосылки.

Военное дело в XVII веке

В 1613 году окончилось Смутное время. Царство Русское вышло из него ослабленным и с грузом проблем, как внешнеполитических, так и внутренних. Требовалось проведение модернизации разных сфер жизни общества.

Полки иноземного строя

Рис. 1. Полки иноземного строя.

Одним из ключевых направлений стали преобразования в военной сфере. При первом царе из династии – Михаиле Федоровиче, в государстве стали создаваться полки нового строя. Они формировались из иностранных наемников и из русских ратников – даточных людей. В войске, помимо стрельцов и поместной конницы, появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, гусарские отряды. Они хорошо себя проявили во время Тринадцатилетней войны 1654-1667 годов. Оружие и доспехи для них чаще всего закупали в европейских государствах, однако, кое-что сдали производить и самостоятельно на заводах в Туле и Кашире. В концу XVII века в армии появились звания генералов и даже первый генералиссимус – Алексей Шеин.

Среди новшеств в военной сфере стоит отметить и отмену местничества в 1682 году. Первые попытки строительства современных военных кораблей также относятся к допетровской эпохе. В 1636 году был построен парусный корабль “Фредерик”, а в 1668 году спущен на воду корабль “Орел”.

Корабль Орел

Рис. 2. Корабль Орел.

Новшества в других сферах

К предпосылкам реформ Петра I следует отнести и внешнеполитическую линию царства Русского в XVII веке. В ходе Тринадцатилетней войны 1654-1667 годов ему удалось нанести тяжелое поражение Речи Посполитой. В 1686 году был заключен “Вечный мир”, а спустя 12 лет Петр I заключил военный альянс с саксонским князем и польским королем Августом II против Швеции. Противостояние с последней в XVII веке не принесло особых успехов. Война 1656-1658 годов привела к тому, что границы остались прежними, то есть на уровне 1617 года.

Для наглядности некоторые из них можно представить в форме таблицы:

Год

Событие и значение

Принятие Соборного Уложения, то есть современного общегосударственного законодательства

Церковная реформа патриарха Никона, унификация церковных обрядов

Принятие Новоторгового устава

Экономические новшества, введение подворного сбора налогов и появление первого бюджета

Создание славяно-греко-латинской академии

Важным направлением внешней политики в XVII веке стало южное. Петр I, вступив на престол в 1689 году, унаследовал от периода регентства царевны Софье войну с Османской империей и Крымским ханством, а также военный альянс с Австрией, Речью Посполитой и Венецией.

Петр I

Рис. 3. Петр I.

Что мы узнали?

Предпосылки петровских реформ изучают кратко в школьном курсе истории 7 класса, а последующие события – в 8 классе. Они связаны с деятельностью первых трех царей из династии Романовых и царевны-регента Софьи.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§2. Предпосылки Петровских реформ

Почему к концу XVII в. в правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?

1. Усиление иностранного влияния на Россию

Торговые контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влияния не только на формирование внешней и внутренней политики, но и на быт и традиции населения страны.

При каком правителе Российского государства впервые стали широко приглашать на службу иностранных специалистов?


Немецкая слобода под Москвой. Художник А. Н. Бенуа

2. Симеон Полоцкий

Выходец из Белоруссии Самуил Петровский-Ситнианович (1629—1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище — Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещённом монахе быстро распространилась по России, и Симеон был приглашён в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них — Фёдор и Софья — стали затем царствовать. Это были первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу.

3. Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского

Боярин Борис Иванович Морозов (1590—1661) был воспитателем царевича Алексея Михайловича. Когда в 16 лет его воспитанник вступил на престол, Морозов стал главой правительства, возглавив пять приказов. Вместо прежних бояр, занимавших должности не по способностям, а по родовитости, на место руководителей приказов были назначены люди незнатного происхождения, но обладавшие нужными навыками. Дьяком Посольского приказа стал ярославский купец Назарий Чистой. Его брат, тоже купец, возглавил Монетный двор. Советниками Морозова выступали известные предприниматели Андрей Виниус и Василий Шорин. Реформаторы стремились использовать в России голландский опыт предпринимательской деятельности. Стольник Илья Данилович Милославский (1595—1668) был направлен Морозовым в Голландию для изучения опыта формирования армии и производства вооружений. Из Европы он вернулся сторонником западного опыта.

Реформаторы предложили провести по европейскому образцу налоговую реформу, главной целью которой была замена прямого налогообложения косвенным. Были введены высокие налоги на соль и табак. Однако население не имело средств купить соль по новой цене. Начались народные волнения.

Когда произошёл Соляной бунт? Какие последствия он имел?

Одним из самых важных результатов реформ Морозова и Милославского стало создание русской регулярной армии. Их дело во многом продолжил А. Л. Ордин-Нащокин.

4. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605— 1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII в. Поступив на военную службу в 17 лет, он стал не только незаурядным военным деятелем, но и крупным дипломатом. В 1656 г. он подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 г. — крайне необходимое для России перемирие со Швецией. После этого царь Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения Ординым-Нащокиным Андрусовского перемирия с Польшей (1667) — боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока. Ордин-Нащокин хотел обезопасить южные рубежи России. От соперничества с Польшей он предложил перейти к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы.

В области внутренней политики предложения Ордина-Нащокина во многом опередили реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, а также ввести в России рекрутскую повинность. Это предполагало постепенный переход к постоянно действующей армии. Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые функции суда и управления выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 г.), а также основателям ряда новых мануфактур. По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного ему так и не удалось осуществить. В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Выясните, в чём были причины опалы А. Л. Ордина-Нащокина.

5. Реформаторские планы В. В. Голицына

Во второй половине XVII в. российские власти осознали необходимость реформ в России. Началась разработка их проектов и даже конкретная деятельность по проведению некоторых из них в жизнь. Однако реформы велись крайне медленно и непоследовательно, многие планы так и остались лишь на бумаге.


Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

5. Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?

6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О А. Л. ОРДИНЕ-НАЩОКИНЕ

1. Нет ли противоречия между приведёнными высказываниями А. Л. Ордина-Нащокина? Ответ аргументируйте. 2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.

2. Используя материалы параграфа и Интернета, оцените позицию В. В. Голицына относительно преимущества наёмной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.

Запоминаем новые слова

Реформы — преобразования, изменения, переустройство в той или иной сфере жизни общества.

Предпосылки Петровских реформ

Читайте также: