Предметный мир древней греции кратко

Обновлено: 07.07.2024

Античная эпоха датируется IX в. до н.э. – V в. н.э. Географическими пределами эпохи были территории древнегреческого (IX – I вв. до н.э.) и древнеримского государств (VIII в. до н.э. – середина V в. н.э.), а также стран и народов, находившихся под их влиянием. Понятие античность происходит от латинского слова antiquus, что означает древний. Оно было предложено в эпоху Возрождения.

В эпоху античности процесс получения новых знаний постепенно стал самостоятельной деятельностью определенной категории людей. Это была еще синкретичная наука, которая характеризовалась глубокой теоретичностью, самоценностью, стремлением к знанию ради знания и одновременно обладала системностью, рациональностью и практичностью.

Историческое развитие техники и технологий эпохи оценивается как новый уровень в организации труда, в применении новых материалов для изготовления более сложных орудий труда, в совершенствовании различных операций в ремесленном производстве и строительстве, в распространении технических механизмов и приспособлений, в развитии оружия и т.д.

Отличительные черты античной науки от предшествующего периода:

· наука как род деятельности по получению новых знаний, для чего были необходимы специальная категория людей, средства для ее реализации и достаточно развитые способы фиксации получаемых знаний;

· самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания;

· рациональный характер науки, что выражалось в доказательности ее положений и наличии специальных методов получения и проверки знаний;

· систематичность научных знаний как по предметному полю, так и по фазам: от гипотезы до обоснования теории.

Античная наука имела несколько периодов в своем развитии.

Второй период – период эллинистической науки. В V в. до н.э. начался процесс дифференциации наук, когда наряду с оформлением метода дедукции произошло обособление математики. В работах древнегреческого математика и астронома Евдокса Книдского было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников появились основы логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, гуманитарные дисциплины, такие как этика, поэтика. Несколько позже выделились новые дисциплины: геометрическая оптика, механика и гидростатика. В III – II вв. до н.э. античная наука по своему духу ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период – период постепенного упадка античной науки. Наблюдалось усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма и распространением оккультных дисциплин. Происходила подмена науки натурфилософией. К этому времени относятся работы древнегреческого ученого Клавдия Птолемея, древнегреческого математика Диофанта Александрийского, древнеримского врача Галена и др.

Фактором, предопределяющим развитие науки, была мифология – мощная, сложная, логически внутренне связанная, поэтически совершенная. В ее рамках строилась модель мира, описывались его история, будущее, смысл и направление деятельности.

До VII в. до н.э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый древнегреческий философ, математик, религиозный и политический деятель Пифагор Самосский долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их тайны. Он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел. Подражая жрецам, он основал тайное общество философов. Его последователи верили в переселение душ и утверждали, что Земля – это шар.

Следует отметить влияние древнеегипетской и шумеро-вавилонской цивилизаций на античную культуру. В то же время это не было слепое копирование. Античность создала новую, научную культуру. Она ввела в практику новый тип мышления – научный. Реализовала новый принцип трансляции знаний, создала светскую школу. Первой научной школой была школа Пифагора.




Важной областью античной науки была астрономия, где присутствуют небо и звезды как высшая ценность. Это был яркий пример перехода от мифопоэтической картины к концептуальной. Космос древнегреческого философа Платона – это созданный по определенному проекту механизм, в котором число сфер соответствует числу планет, а Земля является центром мира. По Платону душа является воплощением принципа движения. По-другому решал проблему Аристотель, разделяя движение планет на круговые и прямолинейные, что приводит к существованию двух миров – надлунного и подлунного. Первый мир – вечного кругового движения небесных тел, состоящих из эфира, второй – изменчивый мир четырех элементов, в центре которого находится неподвижная Земля.

У Аристотеля был разработан ряд принципов, лежащих в основе астрономии на протяжении всего развития науки до Нового времени:

· общая концепция статического геоцентризма;

· концепция естественного движения и естественного места;

· допущение возможности движения только через взаимодействие и др.

Наряду с геоцентрической, существовала и геокинематическая картина мира древнегреческого астронома и математика Аристарха Самосского. Согласно ей Земля не только вращалась вокруг своей оси, но и вокруг неподвижного Солнца, которое находится в центре сферы неподвижных звезд. Но эта теория не получила своего признания.

Особое значение имела система Птолемея. Использование системы эпициклов и эксцентров и доведение ее до совершенства позволили разрешить все трудности теоретической астрономии той эпохи, объяснив и описав наблюдаемые неправильности движения планет через комбинацию равномерных круговых движений. Теоретическая модель Птолемея обладала при этом очевидными прикладными качествами, ради которых она и создавалась, – возможностями достаточно точных предсказаний важнейших астрономических явлений и процессов на основе вычислений. В то же время отсутствие эксперимента в античности объясняется негативным отношением к труду.

Учеником Сократа был знаменитый философ Платон. Платон верил в существование души и в переселение душ после смерти. Для истории науки важно то, что Платон заложил основы учения о государстве, теории идей, этики и гносеологии. Он предложил проект идеального государства, которым управляет каста философов наподобие египетских жрецов. Опорой философов являются воины, похожие на спартанцев, они живут одной общиной и имеют все общее.

Аристотель был учителем Александра Македонского, знаменитого завоевателя полумира. Македонские завоевания были вызваны новым изобретением в военной сфере – македонской фаланги. Воины Александра имели копья 6-метровой длины, и стоявшие сзади клали свои копья на плечи передних. Действия в составе фаланги требовали большой слаженности. Македонская фаланга была фундаментальным открытием, которое вызвало волну завоеваний и появление нового культурного круга, названного историками эллинистическим миром. Александр проявлял интерес к наукам и помог Аристотелю создать первое высшее учебное заведение – Ликей. Он взял с собой в поход племянника Аристотеля Каллисфена. Каллисфен и его помощники описывали природу завоеванных стран, измеряли широту местности, посылали Аристотелю чучела диковинных животных и собранные ими гербарии.

Александрийский Мусейон функционировал до конца IV в. В это время в Мусейоне работали такие знаменитые ученые, как древнегреческие математики Папп и Диофант. В 391 г. Мусейон был разрушен во время языческого погрома – христиане обвиняли ученых в поклонении языческим богам.

Античная цивилизация возникла как полисная. Полис (город) – это не только пространственно-географический, социально-политический или экономическо-правовой феномен. В нем присутствовало очень многое и прежде всего религиозные и духовные черты, выраженные в общественно значимых представлениях о свободе и автономии. Гражданин – это прежде всего собственник. Ограниченность земельных ресурсов полиса влекла за собой ограничение числа его членов. Свои политические права гражданин осуществлял через связь с землей.

Новые археологические данные и научные реконструкции свидетельствуют, что оценка античной техники и технологии как предтечи современной техники должна быть изменена. Такие сооружения, как Колосс Родосский, Александрийский маяк, водовод на острове Самос и др., не могут быть результатом метода проб и ошибок. Это результат глубоких знаний, которые до нас не дошли. Высочайшим достижением строительного искусства является храм Геры на о.Самос, воздвигнутый в период правления тирана Поликрата (VI в. до н.э.). Он был построен с учетом строгих математических пропорций.

Греция была малоплодородной страной, ее население не могло прокормиться земледелием. Одни занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии на берегах Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой страной, стала триера – боевой корабль нового типа. Первая триера была построена в VII в. до н.э. коринфским мастером Аминоклом (Аменокк). Это был корабль с тремя рядами весел и экипажем в 170 гребцов и 20 – 30 воинов. Длина триеры составляла 40 – 50 метров при ширине 5 – 7 метров, водоизмещение – около 230 тонн. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника.

О технических достижениях свидетельствует упоминание о легендарном 40-рядном судне, построенном в Египте Птолемеем IV. Длина корабля составляла 130 м, ширина – 24 м. Четыре рулевых весла имели в длину по 14 м. Длина гребного – 17 м. Численность команды судна составляла более 7 тыс. чел., из них 4 тыс. – гребцы.

Триера была фундаментальным открытием. Она позволила грекам завоевать господство на Средиземном море и овладеть всей морской торговлей. Финикийцы, которые до этого были первыми торговцами Средиземноморья, не смогли противостоять грекам, могущество которых благодаря триерам возросло после разгрома персидского флота в Саламинском проливе в 480 г. до н.э. Все морские пути теперь проходили через Пирей и Коринф. Огромные прибыли от посреднической торговли обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговли вкладывались в ремесло, прежде всего в производство керамики. Керамические сосуды были универсальной тарой того времени – зерно, вино, масло – все хранилось в амфорах.

Афины стали главным ремесленным центром Средиземноморья, однако у греческих предпринимателей не хватало рабочей силы. Тогда они стали покупать рабов у варваров, живших по берегам Черного моря, везли в Афины и обучали ремеслу. Рабы работали в больших ремесленных мастерских – эргастериях.

Создание Мусейона совпало по времени с новым переворотом в военном деле, изобретением военных машин – баллисты и катапульты. Появление баллисты изменило тактику морских сражений. Если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь стали строить огромные корабли с башнями, на которые устанавливали баллисты. Эти корабли назывались пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и более гребцов, а общее число гребцов достигало тысячи человек. Именно баллиста позволила царю Птолемею завоевать господство на морях.

На протяжении нескольких веков, последовавших за крушением греко-римской цивилизации, центр научной жизни переместился на восток от Евфрата. В период V – VII вв. наблюдался значительный культурный прогресс не только в Персии и Сирии, но и в Индии (особенно в математике и астрономии).

Во время существования античных государств с развитыми институтами власти, рабовладения, частной собственности, торговли и ремесла на Урале был родовой строй, с присущими ему общинной собственностью и коллективной хозяйственной деятельностью.

С середины 1-го тыс. до н.э. на Урале цветная металлургия начала уступать первенство металлургии железа. Это способствовало разложению родо-племенных отношений в форме военной демократии. В регионе стали появляться новые типы поселений: городище и селище. Хозяйственной единицей вместо общины постепенно становится большая, а затем и малая семья, чаще связанная с соседями не по родству, а территориально и экономически. Утвердились новые формы хозяйства: подсечно-огневое земледелие, ремесло, кочевое скотоводство.

С III в. н.э. через Урал стали проходить массовые миграции кочевых народов, что способствовало прежде всего этническим процессам, а также и проникновению новых знаний и умений. Мифологические представления эпохи были выражены в трехмерной картине мира: верхний мир – небо, мир творца; средний мир – земля, мир людей; нижний мир – мир предков в облике животных. Изменение погребального обряда – от кремации к захоронению трупов – свидетельствовало о повышении статуса человека.

Список рекомендуемой литературы

1. Афанасьев Ю.Н. История науки и техники [Текст]: конспект лекций / Ю.Н. Афанасьев, Ю.С. Воронков, С.В. Кувшинов. М., 1998.

2. Бакс К. Богатства земных недр [Текст] / К. Бакс. М., 1986.

3. Беккерт М. Железо. Факты и легенды [Текст] / М. Беккерт. 2-е изд. М., 1988.

4. Боголюбов А.Н. Творения рук человеческих. Естественная история машин [Текст] / А.Н. Боголюбов. М., 1988.

5. Богомолов А.С. Античная философия [Текст] / А.С. Богомолов. М., 1985.

6. Боннар А. Греческая цивилизация /А. Боннар. М., 1992.

7. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века [Текст]: книга для учителя / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. М., 1993.

8. Джеймс П. Древние изобретения [Текст]: пер. с англ. / П. Джеймс, Н. Торп. М, 1997.

9. Дильс Г. Античная техника [Текст] / Г. Дильс. М.; Л., 1934.

10. Древние цивилизации [Текст] / под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

11. Запарий В.В. История науки и техники [Текст]: курс лекций / В.В. Запарий, С.А. Нефедов. Екатеринбург, 2004.

12. Иванов Н.И. Философия техники [Текст] / Н.И. Иванов. Тверь, 1997.

13. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

14. История науки и техники [Текст]: курс лекций / А.В. Бармин, В.А. Дорошенко, В.В. Запарий, А.И. Кузнецов, С.А. Нефедов; под ред. проф., д-ра ист. наук В.В. Запария. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

15. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности [Текст] / Ю.Д. Колпинский. М., 1988.

16. Лурье С.Я. Архимед [Текст] / С.Я. Лурье. М.;Л., 1945.

17. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки [Текст] / С.Я. Лурье. Л., 1947.

18. Рожанский И.Д. Античная наука [Текст] / И.Д. Рожанский. М., 1980.

19. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности [Текст] / И.Д. Рожанский. М., 1979.

20. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи [Текст] / И.Д. Рожанский. М., 1988.

21. Рыжов К.В. Сто великих изобретений [Текст] / К.В. Рыжов. М, 2000.

22. Соломатин В.А. История науки [Текст]: учебное пособие / В.А. Соломатин. М., 2003.

1. 5 декабря 1941г.- 7 января 1942 г. – разгром фашистов под Москвой.

2. 17 июля 1942г. – 3 февраля 1943г. – Сталинградская битва.

3. 1942г. – 1943г. – сражения на Кавказе.

4. Январь 1943 г. - прорыв блокады Ленинграда

5. 5 июля – август 1943г. – Курская дуга.

6. Осень 1943г. – битва за Днепр

7. 1944г. – 9 мая 1945г. – освобождение от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

8.Апрель – начало мая 1945г. – битва за Берлин

9.8 мая 1945г. – подписание акта о капитуляции Германии.

10.август 1945 – разгром японских войск в Маньчжурии

11.2сентября 1945 – подписание акта о капитуляции Японии

1. Самоотверженная работа в тылу, подъем производства; быстрый пуск эвакуированных предприятий.

2. Борьба на оккупированных территориях; подполье (засекреченные организации, помогавшие партизанам и РККА), партизанское движение.

1. Государственный комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным

2. Ставка Верховного Главнокомандования: Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов, Шапошников, Жуков и др.

3. Совет по эвакуации (Шверник)

4. Центральный штаб партизанского движения. (Пономаренко)

1. Конец фашистских режимов: укрепление сил, боровшихся за мир и демократию в разных странах.

2. Рост престижа СССР, Советской Армии на мировой арене.

3. Начало разрушения колониальной системы.

4. Человеческие жертвы: в СССР27 миллионов человек (10 млн. военнослужащих, 2 млн. детей в возрасте до 3-х лет).

5. Сокращение трудоспособного населения (кроме погибших 2,6 млн. инвалидов войны);

6. разрушение населённых пунктов (1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. деревень);

7. разруха в экономике (около 32 тыс. заводов, 1135 шахт, потеряно 30% национального богатства)

9. Укрепление командно – административной системы (ужесточался контроль и требования к предприятиям)

Главный итог: конец кровопролитнейшей и разрушительнейшей из воин.

ГУЛАГ – Главное управление лагерями, в ведении которого находились исправительные лагеря, в которых использовался труд заключенных.

Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала какие-то более примитивные, позже с совершенствованием человеческого сознания эти предметы совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симметрии, стал предавать симметричность формам своего орудия труда. И таким образом постепенно выходил на более совершенный окружающий предметный мир.

дизайн предметный искусство художник

Предметный мир Др. Египта известен тем, что там появились многие объекты предметного мира, котор. используются и по сей день. Были созданы мебельные объекты, такие как столы, стулья, кровати. Предметный мир был достаточно совершенный, египтяне часто стремились его украшать разл-ми декорат-ми элементами. Также под декорат-ми элементами часто маскировали саму конструкцию предметов интерьера, под которые делались изделия. Поэтому мастера Др. Египта, что характерно, не стремились, как современные дизайнеры, выявлять конструкцию и особенности материала, а наоборот маскировали их за какими-то декорат-ми украшениями.

В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреческий ордер был построен на любовании несущих и несомых элементов. Тоже самое наблюдается и в предметном мире: в мебели, где конструкции явно выявляются и конкретизируются. Также для предметного мира Др. Греции характерна связь предметного мира с чел.. Формы наиболее гармонично сочетаются с человеческим телом, а иногда мебель повторяет форму сидящего человека.




Особенности формообразования предметного мира Древнего Египта

Зарождение в каменном веке деят-ти человека по созданию объектов предметного мира

Итоги и цена победы

Органы управления фронтом и тылом

Основные сражения ВОВ

1. 5 декабря 1941г.- 7 января 1942 г. – разгром фашистов под Москвой.

2. 17 июля 1942г. – 3 февраля 1943г. – Сталинградская битва.

3. 1942г. – 1943г. – сражения на Кавказе.

4. Январь 1943 г. - прорыв блокады Ленинграда

5. 5 июля – август 1943г. – Курская дуга.

6. Осень 1943г. – битва за Днепр

7. 1944г. – 9 мая 1945г. – освобождение от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

8.Апрель – начало мая 1945г. – битва за Берлин

9.8 мая 1945г. – подписание акта о капитуляции Германии.

10.август 1945 – разгром японских войск в Маньчжурии

11.2сентября 1945 – подписание акта о капитуляции Японии

1. Самоотверженная работа в тылу, подъем производства; быстрый пуск эвакуированных предприятий.

2. Борьба на оккупированных территориях; подполье (засекреченные организации, помогавшие партизанам и РККА), партизанское движение.

1. Государственный комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным

2. Ставка Верховного Главнокомандования: Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов, Шапошников, Жуков и др.

3. Совет по эвакуации (Шверник)

4. Центральный штаб партизанского движения. (Пономаренко)

1. Конец фашистских режимов: укрепление сил, боровшихся за мир и демократию в разных странах.

2. Рост престижа СССР, Советской Армии на мировой арене.

3. Начало разрушения колониальной системы.

4. Человеческие жертвы: в СССР27 миллионов человек (10 млн. военнослужащих, 2 млн. детей в возрасте до 3-х лет).

5. Сокращение трудоспособного населения (кроме погибших 2,6 млн. инвалидов войны);

6. разрушение населённых пунктов (1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. деревень);

7. разруха в экономике (около 32 тыс. заводов, 1135 шахт, потеряно 30% национального богатства)

9. Укрепление командно – административной системы (ужесточался контроль и требования к предприятиям)

Главный итог: конец кровопролитнейшей и разрушительнейшей из воин.

ГУЛАГ – Главное управление лагерями, в ведении которого находились исправительные лагеря, в которых использовался труд заключенных.

Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала какие-то более примитивные, позже с совершенствованием человеческого сознания эти предметы совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симметрии, стал предавать симметричность формам своего орудия труда. И таким образом постепенно выходил на более совершенный окружающий предметный мир.

дизайн предметный искусство художник

Предметный мир Др. Египта известен тем, что там появились многие объекты предметного мира, котор. используются и по сей день. Были созданы мебельные объекты, такие как столы, стулья, кровати. Предметный мир был достаточно совершенный, египтяне часто стремились его украшать разл-ми декорат-ми элементами. Также под декорат-ми элементами часто маскировали саму конструкцию предметов интерьера, под которые делались изделия. Поэтому мастера Др. Египта, что характерно, не стремились, как современные дизайнеры, выявлять конструкцию и особенности материала, а наоборот маскировали их за какими-то декорат-ми украшениями.

В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреческий ордер был построен на любовании несущих и несомых элементов. Тоже самое наблюдается и в предметном мире: в мебели, где конструкции явно выявляются и конкретизируются. Также для предметного мира Др. Греции характерна связь предметного мира с чел.. Формы наиболее гармонично сочетаются с человеческим телом, а иногда мебель повторяет форму сидящего человека.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Предметный мир древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Предметный мир древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Предметный мир древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

Греки любили не только повоевать, но и создавать механизмы для войны. Первая огнемётная машина использовалась во время Пелопонесской войны (431 — 404 год д.н.э.) и обрушивала на врага горящие угли пополам с серой.

Другой огнемёт изобрёл Аполлодор из Дамаска, инженер II века н.э. Это устройство предназначалось для разрушения крепостных стен с помощью сочетания пламени и мощной кислоты.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

3) Паровая пушка

Одно из военных изобретений Архимеда, когда тот помогал оборонять родные Сиракузы от римлян во время второй Пунической войны.

Фактически это была металлическая труба, запаянная с одного конца, которая раскалялась и заполнялась небольшим количеством воды. Образовавшийся пар резко выталкивал из своеобразной пушки снаряд на расстояние до километра.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

Так же известны названия "Коготь" Архимеда, "Крюк" Архимеда, "Клык" Архимеда, и др.
Ещё одна боевая машина, использующаяся против римского флота при осаде Сиракуз.

Она представляла из себя кран, закреплённый на городской стене, снабжённый цепью с крюком на одном конце. Полиспастами и противовесом на другой. Крюк цеплялся за вражеский корабль и переворачивал его, либо затаскивал на прибрежные скалы.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

5) Вагинальные расширители

Эти медицинские гинекологические инструменты из II века до н.э. были найдены при раскопках Диона у основания Олимпа.

Данная находка лишь подтверждает, насколько продвинутой была медицина в древней Греции — они также использовали скальпели, щипцы, свёрла и катетеры.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

6) Служанка-автоматон

Изобретение Филона Византийского, механика III века до н.э. Это чудо древнегреческой робототехники предназначалось для вполне логичной цели — она наполняла чашу вином, смешивая затем его с водой.

Подача жидкостей происходила из двух контейнеров с трубками, помещённых внутрь механизма.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

7) Поршневой насос

Детище гениального инженера Ктезибия Александрийского, жившего в III веке до н.э. Насос использовался для подъёма воды из колодцев с помощью базовых принципов пневматики и гидравлики.

К сожалению, все труды Ктезибия сгорели во время пожара в Александрийской библиотеке, и мы знаем о них только по упоминаниям других изобретателей.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

8) Гидравлический орган

Он же гидравлос — ещё одно изобретение Ктезибия, который обожал музыку.

Гидравлос работал с помощью двух поршневых насосов и издавал невероятно чистый звук для своего времени. Позже он стал прототипом современных органов.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

9) Эолипил

Паровая реактивная турбина, созданная Героном Александрийским — одним из крупнейших изобретателей начала н.э.

Она представляла из себя шар с загнутыми трубками, подвешенный над котлом с водой, вращающийся под действием реактивной паровой тяги. Герон использовал этот принцип для других изобретений — своих знаменитых танцующих фигурок и автоматического миниатюрного театра.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

Посмотреть

10) Акведук Эвпалина

Масштабные подземные тоннели для хранения воды, выкопанные на острове Самос в шестом веке до н.э. по приказу тирана Поликрата.

Акведук создавался, основываясь на потрясающе точных геометрических вычислениях, разгаданных лишь Евклидом через триста лет. Геродот в своих трудах называл тоннели одним из чудес света.

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

ТОП-10 древнегреческих изобретений

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире


Выбрали самые непонятные и мутные. А элементарный винт Архимеда и множество математических открытий как его, так и других греков - проигнорировали.
Например смотрел передачу про эти подземные туннели для воды (акведуками нафига называть?) Дак никаких выдающихся вычислений там нет. Погрешности впечатляющие и так как рыли их с двух сторон, то что бы совместить их в определённый момент начали расширять что бы точно сошлось. Про паровую пушку первый раз слышу и сомневаюсь что она была. Так же как зеркала которыми поджигали корабли (тут скорей всего зеркалами слепили лучников на кораблях и под шумок сами горящими стрелами обстреливали). Клешня Архимеда - тоже думаю выдумка - крайне не эффективное средство.

Про Архимеда отдельный пост писать надо, в один абзац в маленькой статье не поместится инфа.
Займись на досуге, с удовольствием почитаем. Это наверняка полезней, чем посты про сяськи-масяськи Бузовой.
;)

Насчет продвинутой медецины Греции, все свои познания они получили от Египтян, вот там медицина достигала таких высот, что превзойти их смогли только в современном мире

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Читайте также: