Правосознание и правоисполнительное поведение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правовые представления, оценки и установки образуют правосо­знание личности. Правосознание — сфера сознания человека, связан­ная с правозначимыми явлениями.

Правосознание — сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и правосоотнесенной регуляцией поведения. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией, общей направленностью личности в отно­шении социальных ценностей, охраняемых правом.

Оно подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.

В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: 1)познавательная; 2)оценочная и 3)регулятивная. Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Оценочная сторона индивидуального правосознания проявляется в личностном отношении человека к правовым явлениям, в определении их смысла. Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения (когда речь идет об общественном правосознании), так и отдельной личности (когда речь идет об индивидуальном правосознании).

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозна­чимых поведенческих актов, в особом структурно-личностном обра­зовании — солидарности личности с правом на основе ее убеждения в необходимости соблюдения правовых норм или в правовом негати­визме — в отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правоисполнительное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодавлеющим интере­сом личности.

Сознание регулирует поведение человека, но и само оно формиру­ется теми условиями, в которых осуществляется жизнедеятельность ин­дивида.

Правоисполнительное поведение можно подразделить на три уровня:

— правопослушное поведение — потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;

— правоисполнительное поведение — цели и средства их достиже-ия совпадают с общественными требованиями не в силу внутренне­го убеждения личности, а в силу ее конформности;

— вынужденное законопослушное поведение — потребности, жела­ния, интересы личности не совпадают с общественными требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

32. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.

Личность преступника — совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние опреде­ленного вида.

Преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что индивид не хочет или не понимает, что надо жить добропорядочно, а в резуль­тате того, что у данного человека упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает его извращенное отношение к опреде­ленной стороне социальной действительности.

Оценивая личность человека, совершившего преступление, необхо­димо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его поведения, стратегию жизнедеятельности. Человеческое поведе­ние организуется исходными ценностными позициями личности.

Ведущим системообразующим фактором типа личности является механизм ее смыслообразования.

В ценностном смыслообразовании поведения преступников имеет­ся общий дефект, состоящий в неадекватной оценке ими личной по­лезности преступного деяния. Более или менее осознавая свою ан­тисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов и нейтрализуют те социальные ценно­сти, которые препятствуют достижению преступных целей. Снятие с себя ответственности на основе самооправдания своих действий — одна из характерных особенностей большинства преступников.

В связи с отчуждением от социальных ценностей преступник прибе­гает к психическим декомпенсациям, к системе псевдозамещений, созда­ющих внутреннее душевное равновесие. Причины своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей. Совершение пре­ступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой пре­ступника. Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в сфере самооценки и самоконтроля личности. Формируется система психической самозащиты личности преступника.

Самооправдание преднамеренного преступления совершается раз­личными способами: утрированием виновности жертвы; обесцениванием общественных и правовых норм путем противо­поставления их нормам референтных антисоциальных групп (бан­ды, воровские шайки); перенесением ответственности на других лиц, оправданием сло­жившимися обстоятельствами и т.п.

Потребности каждого человека выступают для него как система ин­дивидуальных необходимостей. Различаются потребности, объектив­но необходимые, и различные потребности-наслоения — квазипотреб­ности.

Для многих преступников характерны стихийно возникающие по­буждения, их зависимость от случайных ситуаций. Дезинтегрированность ценностно-регуляционной системы личности — основная от­личительная особенность большинства преступников. Отдельные эгоистические устремления преступников, вырываясь из общих соци­ально-позиционных связей, становятся антисоциальными, регулиру­ют поведенческую систему личности на подсознательном, импульсив­ном уровне.

Поведение человека не детер­минируется однозначными фак­торами, оно имеет вероятностную детерминацию. Быстрое принятие решений в напряженных и конф­ликтных ситуациях часто бывает не обоснованным выбором, а ста­тистически-вероятностным ак­том.

Субъективными причинами преступления являются социальные позиции личности, система ее ценностей, ее интересы, иерархия мо­тивов, уровень социализации и правосознания, установки и поведен­ческие стереотипы. Субъективные условия — это демографические, этнографические и психодинамические особенности личности, временные психичес­кие состояния.

Объективными причинами правонарушений являются противоречия в социально-экономических отношениях.

Объективные условия правонарушений — это недостатки органи­зационного, административно-управленческого характера.

Правонарушения чаще всего характеризуются сочетанием субъектив­ных причин с объективными условиями.

Преступное поведение — это поведение конфликтное, оно всегда ос­новано на противоречиях, существующих в обществе. Детерминированность человеческого поведе­ния нельзя понимать по аналогии с причинностью в природных явлениях. Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредствен­но воздействующих факторов — социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т. п.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних условий. В преступлении проявляется единство объективных и субъективных фак­торов.

Социально приобретенные качества по-разному проявляются, накладываясь на определенную природную основу, и это иногда создает иллюзию преступной природы.Биологические факторы нельзя обособлять, отрывать их от социаль­ной сущности личности, но их нельзя и игнорировать, не учитывать. Различные свойства психики человека формируются прижизнен­но, но на определенной индивидуально-биологической основе.

Генетически детерминированы сила и чувствительность нервной системы, подвижность нервных процессов, общефизиологические состояния мозга, являющиеся базой его аналитико-синтетической деятельности, преимущественная активность различных нейрофи­зиологических образований.

Поведение человека детерминируется единым биосоциальным фактором.

При определенных жизненных обстоятельствах иерархически низ­шие свойства человека могут получить самостоятельное проявление. Чем ограниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни мотивации.

Биологически унаследованные качества человека являются условием развития его психических качеств в определенных социальных обстоя­тельствах. Юрист должен ориентироваться во всех проявлениях непатологичес­кого психического расстройства, с тем чтобы в необходимых случаях на­значить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, а в от­дельных случаях психолого-невропатологическую экспертизу.

Для выявления перехода психики человека за грань нормы не­обходимо в общих чертах определить пределы психической нормы. К существенным характеристикам психической нормы можно отнес­ти следующие поведенческие особенности:

1. Адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям. Соответствие субъективного отношения объективной значимости явлений.

2. Детерминированность поведения, его упорядоченность в соот­ветствии с определенной оптимальной схемой жизнедеятельности.

3. Соответствие уровня притязаний реальным возможностям ин­дивида.

4. Оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

5.Критический подход к значимым обстоятельствам жизни с по­зиций социальных ценностей; способность изменять образ жизнеде­ятельности в критических ситуациях.

Пограничными аномальными психическими состояниями являют­ся: 1) состояния, граничащие с легкой степенью умственной отстало­сти; 2) неврозы; 3) легкие степени психопатии.

Правосознание — сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и регуляцией правозначимого поведения; совокупность взглядов, знаний, выражающих отношение людей, социальные групп, общества к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

Правосознание — психологическая основа реализации права. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом.

Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок — вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.

Общественное правосознание — сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией — системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции.

В отличие от общественного правосознания групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.

Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.

На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением личности о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни индивидуального

правосознания проявляются при осознании личностью сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе.

Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью компетентных взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.

В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.

В повседневном поведении людей существенное значение приобретают модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.

Оценочная сторона индивидуального правосознания выражается в личностном отношении человека к правовым явлениям, определении их смысла и значения.

Регулятивная функция правосознания связана с контролированием правозначимого действия и оценкой его результатов. Регулятивная сторона правосознания — проявление правосознания в действии, правомерном поведении.

Правомерное поведение — поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат основным устоям общества, выраженным в правовых нормах.

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании — солидарности личности с правом или в правовом негативизме — отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью и осуществляется на установочном уровне.

Правосознание и связанные с ним правовая идеология и правовое мировоззрение — одна из основных сфер духовной жизни общества и личности, определяющих престиж права, его ценность и эффективность в данном обществе.

Правосознание — явление субъективное, социопсихическое. Оно в большей мере коррелирует с сущностью права, чем с отдельными правовыми нормами, с субъективным пониманием правомерности, правовой целесообразности; механизм общей оценки правозначимых явлений, нередко выражающийся не в обоснованных умозаключениях, а в правовой интуиции, чувстве правомерности и законности.

В качестве же правовой идеологии и правового мировоззрения правосознание образует ядро правовой культуры общества, определяет уровень развития права в данном обществе, способность членов общества к правовому мышлению, научной организации законодательства, реализации правоприменительных, процедур.

Реализация правовых норм в реальном поведении человека — сложный социально-психологический и индивидуально-психологический процесс. Однако не психологические процессы детерминируют человеческое поведение. Сознание регулирует поведение человека, но и само формируется условиями жизнедеятельности людей.

Правосознание нельзя рассматривать как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, его способностью к соционормативной саморегуляции.

Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три уровня:

1) правопослушное — потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями;

2) правоисполнительное — цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности, подверженности социально-групповому давлению;

3) законоисполнительное — потребности, желания, интересы личности не совпадают с правовыми требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

Определить уровень общей и правовой социализации личности можно лишь на основе выявления подлинных мотивов ее поведения.

В ряде случаев индивидуальное поведение личности может быть правомерным, законоисполнительным, но мотивы такого поведения могут иметь конъюнктурный характер. (Не лишенный прозорливости Остап Бендер в определенной мере проявлял социальную адаптированность, не желая вступать в конфликт с уголовным кодексом, но его поведение было близким к поведению асоциальному.)

Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и неадаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений — проявления социально неадаптированного поведения.

Правосознание как отражательно-регулятивный психический механизм связано с различными объектами отражения.

В зависимости от специфики правозначимого объекта отражения можно выделить различные сферы правосознания. Они соответствуют различным отраслям права и видам правоотношений.

Как и сознание в целом, правосознание может быть теоретическим и эмпирическим (обыденным).

В зависимости от конкретных носителей правосознание может быть массовым и локальным, стихийным и специализированным и, как уже отмечалось, общественным, групповым и индивидуальным.

Различные социальные общности обладают и своим уровнем общего психического развития, и определенным уровнем развития их правосознания. Вектор правосознания возвышается от асоциальных групп до глубоко социализированных слоев общества.

Праворегулирующие органы должны постоянно располагать объективной научной информацией о состоянии правосознания общества в целом и отдельных социальных общностей, осуществлять конкретное адресное воздействие на общности с критически низким уровнем правосознания.

Эффективность же правоприменения зависит от правосознания правоисполнителей, их социально-правовой компетентности. Многие правовые решения зависят от понимания юристом психологической сущности исследуемого им социального явления. Принимая решение по внутреннему убеждению, юрист должен быть уверен не только в том, что он правильно использовал категории формального права, но и в том, что учел законы человеческого бытия, социально-психологические механизмы взаимодействия людей.

Правосознание юриста должно быть правозащитным. Право - сознание же населения зависит от состояния правопорядка в данном обществе. Оно особенно чувствительно к состоянию государственного управления обществом.

Коррумпированность значительной части российских государственных чиновников наносит непоправимый урон общественному сознанию, ведет к резкому отчуждению части, населения от власти и тех законов, которые эта власть принимает.

Наше общество бесповоротно вступило на путь цивилизованного развития. Однако экономические, идеологические и психологические травмы, нанесенные тоталитаризмом, остаются пока трудноисправимыми. Не только власть, но и само общественное сознание еще не вполне готовы к принятию и осуществлению кардинальной социальной реформации на основе личностной автономии, частной собственности и частной предпринимательской инициативы. Утрачен сам навык свободного частного бытия человека. Хорошие законы во многих случаях отторгаются плохими привычками, раболепием перед власть имущими чиновниками.

Дестабилизационные процессы, возникшие в нашем обществе, вызвали резкое ослабление соционормативной саморегуляции. Возникло описанное еще Э. Дюркгеймом явление аномии, при котором люди сознательно уходят от обязывающих социальных норм из-за невозможности удовлетворения их насущных потребностей правомерными способами.

Ослабление связи личности с обществом неизбежно ведет к ее соционормативному саморазрушению. Личность уходит в малые замкнутые группы, игнорируя общенормативные требования больших социальных групп и общества в целом. И уже только в жестко организованных корпоративных группах личность может найти необходимые условия для своего существования. Такова социально-экономическая и социально-психологическая цена некомпетентных социальных перестроек. И было бы, по крайней мере, наивно объяснять возникшую в этих условиях массовую девиантность дефектами правосознания. Не правосознание само по себе, а реальные социально-экономические условия определяют особенности человеческого поведения.

Правосознание, конечно, регулирует правозначимое поведение членов общества, но само правосознание определяется условиями их повседневной жизни.

Правосознание

Правосознание – совокупность правовых взглядов людей, выражающих оценку действующего права, существующего общественного и государственного строя, правомерность или неправомерность поведения граждан.Давайте сами, без специалистов, которые, безусловно, знают все и обо

1. Поведение

ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ Поведение – наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, являющаяся исполнительным звеном взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Это целенаправленная система последовательно выполняемых

4.5. Сознание, ответственность, мораль, правосознание

4.5. Сознание, ответственность, мораль, правосознание Сознание определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия, обладает способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире, осуществляет управление

13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение

4. Правосознание и юридическая психология

4. Правосознание и юридическая психология Юридическая психология основывается на глубоком знании психологических процессов, происходящих в организме индивида, и процессов, происходящих в социуме, в котором действует и мыслит каждый индивид. Юридическая психология

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ На первый взгляд шизоид с его сильной нервной системой, равнодушием к реальности должен быть необычайно устойчивым к стрессам и потерям.Однако давление окружающей жизни деформирует его личность, приводит к его невротизации и к еще большему

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ РОЛЬ СУПРУГА В семейной жизни шизоиду присущи эмоциональная сдержанность в отношениях с другими членами семьи, война за частную жизнь, бытовая неприспособленность, равнодушие к маленьким детям.Основной проблемой совместного проживания с шизоидом

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ Идея служения пронизывает семейную жизнь астеника. В силу выраженного чувства долга, жертвенности, самоумаления он является верным, заботливым супругом и родителем. В семье он может занимать самое приниженное, даже жалкое положение, когда на него

Глава 10 Правосознание и правоисполнительное поведение личности

Глава 10 Правосознание и правоисполнительное поведение личности § 1. Правовая социализация личности Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему

Поведение

Поведение Поведение клиентов с ПАРЛ отражает их когнитивные паттерны. Пассивно-оппозиционное поведение, такое как промедление и плохая работа, связано с когнитивными структурами, которые возникают на основе возмущения необходимостью выполнять обязательства («Мне

Ролевое поведение

Ролевое поведение Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть. Пифагор Оглянитесь вокруг, внимательно присмотритесь к людям, которые вас окружают на работе, дома и на улице. Несмотря на анатомическое сходство,

Поведение инвертированных

Поведение инвертированных Данные люди ведут себя в различных направлениях совершенно по-разному.а) Они абсолютно инвертированы, то есть их сексуальный объект может быть только одного с ними пола, тогда как противоположный пол никогда не бывает для них предметом

Поведение

Поведение В Библии сказано, что поведение людей далеко от совершенства. Просто поразительно, насколько часто в Писании встречаются слова о том, что мы будем грешить: такое поведение просто ожидается (Рим 3:23). Такова природа человеческая, и непонятно, почему сплошь и рядом

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну]

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме

Правосознание — сфера сознания, связанная с отра­жением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

Основой правосознания является интернализация (присвоение) личностью тех социальных ценностей,ко­торые охраняются правом данного общества. Правосоз­нание личности формируется в процессе ее социализа­ции — посредством систематического формирования у личности положительных правовых ориентации, фор­мирования престижа права в системе ее социальных ценностей.

Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опы­том и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наибо­лее устойчивые нормативно-ценностные позиции личнос­ти образуют сферу ее правозначимых установок— вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

Правосознание подразделяется на общественное, груп­повое и индивидуальное.

Общественное правосознание— сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления обществен­ного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией — системой господствующих право­вых идей, взглядов и установок, определяет направлен­ность правотворчества и механизмы праворегуляции.

В отличие от общественного правосознания группо­вое правосознаниестихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциаль­ным.

Индивидуальное правосознаниееще более разнооб­разно. Оно в значительной мере определяется правосоз­нанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индиви­дуальное правосознание отличается различными уровня­ми развития.

На элементарном уровнеиндивидуальное правосоз­нание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных пра­вовых ситуаций, правовых институтов, правового стату­са человека в обществе.

Высший уровеньиндивидуального правосознания ха­рактеризуется совокупностью взглядов на правовую сис­тему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это кон­цептуальный уровень правосознания.

В повседневном поведении людей существенное зна­чение приобретают модели поведения, которые люди со­здают на основе общих представлений о должном поведе­нии.

Индивидуальное правосознание проявляется в моти­вахправозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании — солидарности личности в правом или в правовом негативизме —отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означа­ет, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интере­сом личности.

Правосознание нельзя рассматривать как некое обо­собленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, ее способностью к соционормативной саморегуляции.

Дефекты правосознания — не столько "правовые пробелы", сколько негативное отношение к праву, противпоставление ему узкоэгоистических, своекорыстных

интересов и устремлений индивида. Первопричина противоправного поведения — не "дефекты" правосознания, а реальные жизненные условия, которые эти "дефекты" порождают.

Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно разделить на три вида:

1) правоисполнительное— потребности личности, ни и средства их достижения совпадают с правовыми

2) правопослушное— цели и средства их достиже­нии совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности;

3) законопослушное— потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.




Правосознание личности в правовом обществе обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, пониманием сущности права как основного социального блага, обеспечивающего свободу и благополучие людей.

Юрист в уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и гражданско-правовой сферах встречается с широким кругом психолого-юридических проблем. Перейдем к их рассмотрению.

Остановимся вначале -на объекте уголовно-правовой регуляции — психологии криминального поведения.

Правосознание — сфера сознания, связанная с отра­жением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

Основой правосознания является интернализация (присвоение) личностью тех социальных ценностей,ко­торые охраняются правом данного общества. Правосоз­нание личности формируется в процессе ее социализа­ции — посредством систематического формирования у личности положительных правовых ориентации, фор­мирования престижа права в системе ее социальных ценностей.

Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опы­том и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наибо­лее устойчивые нормативно-ценностные позиции личнос­ти образуют сферу ее правозначимых установок— вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

Правосознание подразделяется на общественное, груп­повое и индивидуальное.

Общественное правосознание— сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления обществен­ного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией — системой господствующих право­вых идей, взглядов и установок, определяет направлен­ность правотворчества и механизмы праворегуляции.

В отличие от общественного правосознания группо­вое правосознаниестихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциаль­ным.

Индивидуальное правосознаниееще более разнооб­разно. Оно в значительной мере определяется правосоз­нанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индиви­дуальное правосознание отличается различными уровня­ми развития.

На элементарном уровнеиндивидуальное правосоз­нание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных пра­вовых ситуаций, правовых институтов, правового стату­са человека в обществе.

Высший уровеньиндивидуального правосознания ха­рактеризуется совокупностью взглядов на правовую сис­тему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это кон­цептуальный уровень правосознания.

В повседневном поведении людей существенное зна­чение приобретают модели поведения, которые люди со­здают на основе общих представлений о должном поведе­нии.

Индивидуальное правосознание проявляется в моти­вахправозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании — солидарности личности в правом или в правовом негативизме —отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означа­ет, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интере­сом личности.

Правосознание нельзя рассматривать как некое обо­собленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, ее способностью к соционормативной саморегуляции.

Дефекты правосознания — не столько "правовые пробелы", сколько негативное отношение к праву, противпоставление ему узкоэгоистических, своекорыстных

интересов и устремлений индивида. Первопричина противоправного поведения — не "дефекты" правосознания, а реальные жизненные условия, которые эти "дефекты" порождают.

Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно разделить на три вида:

1) правоисполнительное— потребности личности, ни и средства их достижения совпадают с правовыми

2) правопослушное— цели и средства их достиже­нии совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности;

3) законопослушное— потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

Правосознание личности в правовом обществе обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, пониманием сущности права как основного социального блага, обеспечивающего свободу и благополучие людей.

Юрист в уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и гражданско-правовой сферах встречается с широким кругом психолого-юридических проблем. Перейдем к их рассмотрению.

Остановимся вначале -на объекте уголовно-правовой регуляции — психологии криминального поведения.

Одной из форм общесоциальной регуляции поведения людей является правовая регуляция. Правовая регуляция - это система государственно санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе. Правовые нормы вырабатываются и утверждаются специальными государственными органами, законодательным путем, их соблюдение обеспечивается государственной властью. Нормы права кодифицируются в словесных конструкциях и объективируются в нормативных актах. После утверждения законодательными органами эти нормы становятся законом, обязательным для всех членов общества, официальных органов и организаций. Система правовых норм - самая действенная система социальных норм, так как все члены общества обязаны их знать и соблюдать.

Овладение способами поведения, соответствующими нормами права является правовой социализацией личности.

Правовая социализация личности - это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом. Эта ценностно-нормативная система составляет основу правосознания индивида.

Правосознание - система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, это субъективное моделирование объективно существующего правопорядка. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Правосознание определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений.

Основой правосознания является не столько знание многочисленных правовых норм (это является прерогативой юристов), а осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве.

Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Групповое и индивидуальное правосознания обусловлены общественным правосознанием, но они имеют и ряд особенностей.

Индивидуальное правосознание отличается качественно различными уровнями своего развития.

На элементарном уровне индивидуальное правосознание проявляется

в согласовании конкретной право-значимой деятельности с эмпирически представляемыми нормами правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании отдельных конкретных правовых ситуаций, правовых институтов и правового статуса человека в данном обществе.

Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его классовой сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.

В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: 1) познавательная; 2) оценочная и 3) регулятивная.

Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.

Стереотипы поведения, которыми пользуются участники правоотношений меньше всего основываются на конкретных нормах права, отмечает Имре Сабо1.

В повседневном поведении людей более существенное значение приобретают оптимальные модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.

Оценочная сторона индивидуального правосознания проявляется в личностном отношении человека к правовым явлениям, в определении их смысла. Эта сторона правосознания мотивирует поведение, обеспечивает избирательность поведенческих актов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Социализация личности связана с постоянным усовершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов. Отдельные ситуационные мотивы у формирующейся личности перерастают в устойчивые, доминирующие мотивы.

Мотив поведенческого акта, имеющего правовое значение, - осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личностных интересах. Мотив поведения - это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями. При этом оценке подвергаются не только возможные непосредственные результаты действия, поведенческого акта, но и их отдаленные последствия.

Формирующаяся личность корректирует свое поведение на основе требований определенного социального окружения, встречает одобрение одних своих действий и порицание других, у нее формируется определенная ценностно-нормативная модель поведения. При этом происходит интериоризация, превращение во внутреннее достояние того, что первоначально было для индивида внешним.

Первоначально определяясь внешними воздействиями, ценностно-нормативная

модель жизнедеятельности человека постепенно приобретает самостоятельность, независимость от ситуативных воздействий и становится основным фактором регуляции его поведения. Его поведение становится внешним проявлением, экстериоризацией системы внутренних позиций. Эта система внутренних позиций у разных индивидов имеет разную степень устойчивости.

Правовая социализация личности - это не только формирование правовых представлений, но и формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости.

Регулятивная функция правосознания связана с контролированием процесса конкретного правозначимого действия и оценкой его результатов.

Правомерное поведение - поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат существенным интересам общества, выраженным в правовых нормах.

Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения (когда речь идет об общественном правосознании), так и отдельной личности (когда речь идет об индивидуальном правосознании).

Правосознание людей является субъективной базой реализации права.

Регулятивная сторона правосознания - это проявление правосознания в действии, в правомерном поведении. При этом особую роль играют социальные установки участников правоотношений, стереотипы поведения, сфера подсознания. "Правосознание, сопутствующее индивидуальному поведению, не есть просто результат позитивного права. В его основе лежит нечто большее, во многом даже предшествующее праву. Мы имеем в виду такие выходящие за рамки юридических традиций и опыта факторы, как моральные и нравственные установки"2.

Итак, правосознание - сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и соответствующей регуляцией поведения.

Правосознание нельзя рассматривать как нечто обособленное, как особое психическое образование. Правосознание человека определяется его нормативно-ценностной ориентацией. Правосознание - проявление общей направленности личности в отношении правозначимых явлений.

Следует также иметь в виду, что не правосознание и не сознание вообще определяют жизнедеятельность людей, а реальные жизненные условия. Правопослушное или противоправное поведение определяется не "дефектами" правосознания, а теми реальными жизненными условиями, которые эти "дефекты" порождают или устраняют.

Как общественное, так и индивидуальное правосознания обусловлены политическими, социально-экономическими и моральными факторами. Исторически и онтогенетически моральное сознание предшествует правовому сознанию. Сами правовые нормы подлежат моральной оценке. Сфера права уже, чем сфера морали.

Правосознание регулирует поведение людей категориями правомерности; мораль - категориями добра и зла.

Мораль и право нельзя трактовать как факторы внутреннего и внешнего (принудительного) побуждения. Правовая социализация означает формирование у личности внутреннего согласия, солидарности с нормами права. Но главной взаимосвязью морали, нравственности и права является то, что нравственное поведение является базой правопослушного поведения.

Для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен усвоить основные нормы поведения в данном обществе. В дальнейшем правовые представления, знания и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.

Законоисполнительное поведение - поведение социально адаптированное, т.е. приспособленное к условиям жизнедеятельности данной социальной общности.

Наивысшей формой социальной адаптации является интернализация социальных норм, требований, образцов поведения.

Однако могут быть и другие формы социальной адаптации, иногда граничащие с социальной неадаптированностью - адаптация на основе принуждения, эгоистического расчета, приспособленчества.

В своем развитии индивидуальное правосознание характеризуется противоречивостью, неравномерностью, гармоничностью или дисгармоничностью. Для него могут быть характерны отдельные дефекты в познании и оценке отдельных правовых явлений.

В ряде случаев индивидуальное правосознание вступает в противоречие с общественным правосознанием. Это противоречие не всегда проявляется в правонарушении. Оно может оставаться скрытым, латентным. При этом поведение личности может быть законопослушным, но мотивы такого поведения могут заключаться не в принятии норм права, а иметь конъюктурный характер. Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и не адаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений - это разновидности социально не адекватного, не адаптированного поведения (схема 11).

В профилактике преступлений нет и не может быть каких-либо отдельных универсальных мер. Только система психологически обоснованных мер, содействующих социальной адаптации личности - надежная основа криминально-профилактической деятельности.

Поведение часто объясняют социальной установкой личности. Установку не следует рассматривать как систему осознанных отношений. Установка - это подсознательная готовность к стереотипным реакциям. Следовательно, для преодоления преступности необходимо исследовать не только сферу правосознания, но и сферу подсознания, механизм формирования поведенческих штампов, шаблонов, стереотипов. В социальной адаптации индивида эта сфера поведенческой регуляции имеет не менее существенное значение, чем сознательное

Социализированное - осознание и принятие культурных и моральных ценностей, развитое чувство долга, устойчивый контроль над поведением, адекватность поведения реальным условиям

Асоциальность - пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля.
Антисоциальность - преступное поведение


Схема 11. Социально адаптированное и социально не адаптированное поведение

поведение. Для устойчивого законоисполнительного поведения необходима стереотипная готовность действовать в определенных обстоятельствах определенным, правомерным образом.

Фундаментальными факторами социально положительного поведения человека является положительное эмоционально-оценочное отношение личности к общесоциальным нормам.

Вор стыдится нарушить нормы только воровской шайки и не стыдится нарушить нормы честных людей. Чем слабее узы, связывающие человека с социальной общностью, тем меньше у него оснований стыдиться при нарушении норм этой общности. И наоборот, чем более разносторонни и глубоки эти связи, тем более эффективен самоконтроль поведения.

К социальной среде должны адаптироваться не только личность, но и само право. Регуляционная эффективность права тем выше, чем меньше элемент произвольности в правотворчестве, чем больше правотворчество "адаптировано" к социальной среде.

Человеческое поведение формируется не правом, а социальными устоями данного общества. Как говорили римляне, люди чтят те законы, которые охраняют народные святыни.

Если среда не создает достаточных предпосылок для реализации тех или иных норм права, то эти нормы остаются малоэффективными.

Правовые нормы эффективны лишь в том случае, если между ними и поведением людей существует причинная связь.

Поведение людей может быть даже более "нормальным", чем отдельные нормы права.

Венгерский социолог права Кальман Кульчар провел опрос по следующей анкете: "Будет ли наказан Б., который знает, что его сосед готовится убить женщину, состоявшую с ним ранее в связи, и с этой целью приобрел раствор никотина, но не сообщает об этом в полицию?"3.

Около 90% опрашиваемых ответили утвердительно. Между тем по венгерскому законодательству недонесение о готовящемся убийстве не влечет ответственности.

В большинстве случаев люди руководствуются не действующей правовой нормой, а своими представлениями о ней. Но у социализированной личности расхождение между действительной нормой и представлением о ней, как правило, незначительно.

Правосознание подразделяется наобщественное, групповое и индивидуальное. Общественное правосознание – сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией – системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции.

В отличие от общественного правосознаниягрупповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.

Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых -социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.

На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе.

Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.

В повседневном поведении людей существенное значение приобретаютмодели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.

Индивидуальное правосознание проявляетсяв мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании –солидарности личности с правом или в правовом негативизме – отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интересом личности.

Реализация правовых норм в реальном поведении человека – сложный социально-психологический и индивидуально-психологический процесс. Однако не психологические процессы детерминируют человеческое поведение. Сознание регулирует поведение человека, но и само формируется условиями жизнедеятельности индивида.

Правосознание нельзя рассматривать как некое обособленное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, ее способностью к соционормативной саморегуляции.

Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три группы:

· правоисполнительное– потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями;

· правопослушное– цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности;

· законопослушное– потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и неадаптированным поведением определяется законом.Все разновидности преступлений – проявления социально неадаптированного поведения.

Правосознание личности в правовом обществе обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, пониманием сущности права как основного социального блага, обеспечивающего свободу и благополучие людей.

Права человека не требуют какого-либо предварительного разрешения со стороны государственных должностных лиц.Законодательные акты, утверждающие разрешительный порядок реализации тех или иных гражданских прав, антиконституционны. Все гражданские права реализуются лишь в уведомительном и регистрационном порядке. Нормативные акты, ограничивающие права человека, не могут быть засекреченными.

Реализация гражданских прав зависит от всеобщей доступности процедуры их защиты. Личность противостоит авторитарному, внешнему принуждению. Сущность личностной автономии заключается не в изолированности индивида от общества, а в его праве на личную жизнь. Личность формируется в процессе социализации, но навстречу этому процессу идет внутренний процесс обособления личности, процесс формирования ее индивидуальности, самосознания. Каждый человек взаимодействует с миром в соответствии со своей совестью, внутренним самоконтролем. Человек становится подлинно свободным лишь тогда, когда общественная стимуляция трансформируется в его личную мотивацию, становится личной необходимостью.

Правосознание членов общества определяется их правовой культурой, знанием их прав и обязанностей, правовой просвещенностью. Эффективность же судопроизводства зависит от правосознания правоисполнителей, их юридической компетентности и ориентации в человеческом факторе.

Многие правовые решения зависят от понимания юристом психологической сущности исследуемого им социального явления. Принимая решение по внутреннему убеждению, юрист должен быть уверен не только в том, что он правильно использовал категории формального права, но и в том, что учел законы человеческого бытия, социально-психологические механизмы взаимодействия людей.

С широким кругом психолого-юридических проблем встречается юрист в уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и гражданско-правовой сферах. Перейдем к рассмотрению этих проблем.

Остановимся вначале на объекте уголовно-правовой регуляции – психологии криминального поведения.

Читайте также: