Правопреемство государств в отношении государственных долгов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Не думал - не гадал, что "скандал" с особым мнением судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

Государственный долг — любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов.

Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредитора.

1) Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству.

2) Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Правопреемство государств в отношении гражданства физических лиц.

При решении вопроса о предоставлении или лишении гражданства в случае правопреемства государствам следует руководствоваться, в частности, следующими критериями:

- наличие эффективной связи между лицом и государством

- обычное местожительство лиц

- место рождения лица.

При слиянии государств государство-преемник предоставляет свое гражданство всем лицам, обладавшим гражданством государства-предшественника.

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, государства принимают меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась.

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство.

Оптация - это выбор гражданства из двух или более возможных или имеющихся. Она может иметь место не только при переходе территории, но и в иных случаях, например при вступлении женщины в брак с иностранцем, при достижении совершеннолетия лицами, которые приобрели два гражданства при рождении.

11. Понятие и виды территорий в международном праве.

В широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела.

С точки зрения международного права территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.

В международном праве в соответствии с существующим правовым режимом различают 4 вида территорий:

территория со смешанным режимом

территория с международным режимом.

4) территория с особым международным режимом

1) Государственная территория — это территория, находящаяся под суверенитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство и недра.

Государственная территория в соответствии с международным правом — это национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ, в которых государство осуществляет свою верховную власть.

К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

2) Территории со смешанным режимом — пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство осуществляет права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов.

3) Территории с международным режимом — расположены за пределами государственных границ и находятся в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с международным правом. К таким территориям относятся открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно и его недра за внешней границей континентального шельфа, Антарктика, космос и небесные тела в нем.

4) Территории с особым международным режимом (своеобразная разновидность территорий) — это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить все виды территорий одновременно: арх. Шпицберген, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела.

В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государст­венных архивов и государственных долгов 1983 г.

Согласно Конвенции государственная собственность — это иму­щество, а также права и интересы, которые на момент правопреемст­ва принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предше­ственника, этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность доку­ментов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадле­жащих государству на момент правопреемства согласно его внутрен­нему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обя­зательство государства в отношении другого государства, междуна­родной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшест­венником и государством-преемником. При отсутствии таких согла­шений действуют следующие правила

1. При передаче части территории государства другому государ­ству к правопреемнику переходят:

все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельнос­тью государства на данной территории;

часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

государственный долг (в справедливой доле)

2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику пере­ходят:

находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и на­ходящаяся за границей К правопреемнику переходит также движи­мое имущество, находящееся на территории государства-предшест­венника;

архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных ар­хивов, необходимых для нормального управления.

Государственные долги к правопреемнику не переходят.

3. При объединении нескольких государств в одно к правопреем­нику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.

4. При отделении части территории от государства к правопреем­нику переходят:

находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движи­мого имущества (в справедливой доле);

относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;

государственный долг (в справедливой доле).

5. При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;

относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; государственный долг (в справедливой доле).

Государствен­ный долг означает любое финансовое обязательство государства-пред­шественника в отношении другого государства, международной органи­зации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обя­зательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику.

Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство го­сударств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредитора. На­пример, после распада СССР Российская Федерация как правопреемник Союза ССР приняла на себя обязательства о частичном урегулировании задолженностей бывшего СССР перед Финляндской Республикой. В Соглашении от 30 мая 1995 г. определены условия реструктуризации задолженности.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-пред­шественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг го­сударства-предшественника переходит к государству-преемнику в спра­

Глава V. Субъекты международного права. Правопреемство

ведливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, кото­рые переходят к государству-преемнику в связи с данным государствен­ным долгом.

Если государство-преемник является новым независимым государст­вом, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым об­разуют одно государство-преемник, государственный долг госу­дарств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или не­сколько государств-преемников и если государства-преемники не усло­вились иначе, государственный долг государства-предшественника пере­ходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в ча­стности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. На­пример, в 1905 г.

В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешне­го государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. бывшие союз­ные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и вести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами. Доля России составляет 61,34%, Украины — 16,37, Республики Беларусь — 4,13, Узбекистана — 3,27, Казахстана — 3,86%. Доля остальных республик составляет от 1,62 до 0,62%. Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сто­рон ответственность по выплате причитающейся ей доли долга. Государ­ства-участники взаимно гарантируют, что после полного погашения ка­кой-либо из сторон суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к этой стороне никаких претензий по оставшейся не­погашенной части долга.

Стороны договорились, что моментом правопреемства в соответст­вии с Договором является 1 декабря 1991 г.

В дальнейшем процедура погашения государственного внешнего долга СССР была уточнена двусторонними соглашениями, заключенны­ми сторонами Договора 1991 г. Например, Российская Федерация и Ук­раина 9 декабря 1994 г. подписали Соглашение, в соответствии с кото­рым Украина передала, а Российская Федерация приняла на себя обяза­тельства по выплате доли Украины во внешнем государственном долге бывшего Союза ССР. •

Читайте также: