Правоограничения государственных служащих кратко

Обновлено: 30.06.2024

Обычный правовой режим госслужащего предусматривает некоторые запреты и ограничения, которые обусловлены спецификой госслужбы. Служба в госорганах считается по своей сути политической службой, и из-за этого среди основных ограничений прав гражданина, который является госслужащим, ограничиваются именно его права политического характера. Политические права госслужащих ограничены рамками правовой системы страны.

Ограничения, которые связаны с гражданской госслужбой

Ограничения, связанные с государственной службой гражданского характера, закрепляются в статье шестнадцатой ФЗ № 79-ФЗ. Гражданин не имеет права быть принятым на гражданскую службу, а гражданский служащий не имеет права находиться на гражданской службе в таких случаях, когда:

  1. Он признан недееспособным или же ограниченно дееспособным судебным решением, которое уже вступило в законную силу.
  2. Он осужден к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности госслужбы (или же гражданской службы), по судебному приговору, который уже вступил в законную силу, а также в случае имеющейся у него неснятой либо же не погашенной в определенном федеральным законом порядке судимости.
  3. При отказе от прохождения процедуры оформления допуска к тем сведениям, которые составляют государственную либо же какую-то другую охраняемую федеральным законом тайну, в том случае, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой он претендует, или же по замещаемой гражданским служащим должности таковой службы связано с прямым использованием подобных сведений.
  4. При имеющемся заболевании, которое препятствует поступлению на гражданскую службу либо же ее прохождению, которое подтверждено заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, список подобных заболеваний, а также форма заключения медицинского учреждения установлены Правительством страны.
  5. Если имеется близкое родство либо свойство (собственные родители, дети, супруги, сестры, братья, или родители, сестры либо братья супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы напрямую связано с прямой подчиненностью либо же подконтрольностью одного из них другому.
  6. При выходе из гражданства РФ либо приобретении гражданства иного государства.
  7. При имеющемся гражданстве иного государства (или более, чем одного), если прочее не предусматривается международным договором страны.
  8. При представлении подложной документации либо же заведомо неправдивых сведений при поступлении на гражданскую службу
  9. При непредставлении установленных соответствующим ФЗ сведений или же при представлении заведомо неправдивых сведений касательно доходов, имущества, обязательств имущественной направленности.

Этот список ограничений заведомо контрастирует с двенадцатью ограничениями, которые был закреплены в действовавшем ранее ФЗ № 119-ФЗ в статье одиннадцатой. Согласно данным ограничениям, государственный служащий не имел права:

  1. Заниматься иной оплачиваемой деятельностью, помимо педагогической, научной и другой творческой.
  2. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов страны, органов местного самоуправления.
  3. Заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через неких доверенных лиц.
  4. Быть членом органа управления коммерческой организацией, если прочее не предусмотрено на уровне федерального законодательства или если в порядке, установленном таким законодательством и законами субъектов страны, ему не поручено участвовать в управлении данной организацией.
  5. Являться поверенным либо же представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он состоит на госслужбе или который напрямую подчиняется либо прямо подконтролен ему.
  6. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, а также информационного обеспечения, прочее государственное имущество, а также служебную информацию.
  7. Получать гонорары за публикации, а также выступления в качестве госслужащего.
  8. Получать от физлиц и от юрлиц различное вознаграждение (то есть подарки, денежное вознаграждение, услуги, ссуды, оплату развлекательных мероприятий, отдыха, расходов на транспорт и прочие вознаграждения), которые связаны с исполнением должностных обязанностей, в частности, и после выхода на пенсию.
  9. Принимать без должного разрешения Президента страны награды, какие-либо почетные, а также специальные знания зарубежных государств, международных и зарубежных организаций.
  10. Осуществлять выезд в служебные командировки за границу за счет физлиц и юрлиц, кроме служебных командировок, которые происходят в строгом соответствии с международными договорами страны либо на взаимной основе по предварительной договоренности федеральных органов гос. власти, а также органов гос. власти российских субъектов с госорганами иностранных государств, международными, а также иностранными организациями.
  11. Участвовать в любого рода забастовках.
  12. Использовать собственное служебное положение в прямых интересах политических партий, общественных, в частности, религиозных, объединений с целью пропаганды собственного отношения к ним. В гос. органах не должны образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, кроме профессиональных союзов (согласно пункту первому статьи одиннадцатой ФЗ № 119-ФЗ от 1995 года).

Запреты для госслужащих

Получается, из существовавших ограничений для госслужащего убрали пункты касательно вопросов совместительства, совместимости мандата депутата (то есть законодательной власти) с государственной должностью (то есть исполнительной властью), пункты касательно предпринимательской деятельности. Они перешли в категорию запретов госслужащему. Подобными запретами можно назвать:

  1. Участие на платной основе в деятельности органа управления организацией коммерческого характера, кроме случаев, которые установлены ФЗ.
  2. Замещение должности гражданской службы в таких случаях: при избрании либо назначении на гос. должность, кроме случаев, которые установлены указами российского президента; при избрании на выборную должность в органе местного самоуправления; при избрании на оплачиваемую должность выборного характера в органе профсоюза, в частности, в органе выборного характера первичной профсоюзной организации, которая создана в госоргане.
  3. Осуществление деятельности предпринимательского характера;
  4. Приобретение в случаях, которые установлены федеральным законом, ценных бумаг, по которым существует вероятность получения дохода;
  5. Выступать поверенным либо представителем по делам третьих лиц в гос. органе, в котором он непосредственно замещает должность гражданской службы, если прочее не предусматривается данным ФЗ и прочими ФЗ.
  6. Получение в прямой зависимости от исполнения своих должностных обязанностей вознаграждения от физлиц и юрлиц (то есть денежного вознаграждения, подарков, услуг, ссуд, оплаты развлекательных мероприятий, расходов на транспорт, оплаты отдыха, а также прочих вознаграждений). Подарки, которые были получены гражданскими служащими из-за проведения протокольных мероприятий, связанные со служебными командировками, а также с прочими официальными мероприятиями, считаются строго федеральной собственностью и собственностью российского субъекта, они передаются гражданским служащим по акту в гос. орган, в котором он замещает должность, кроме случаев, которые установлены ГК РФ.
  7. Выезд в непосредственной связи с исполнением собственных должностных обязанностей за пределы страны за счет физлиц либо юрлиц, кроме служебных командировок, которые осуществляются в строгом соответствии с международными договорами РФ или же на взаимной основе по договоренности между федеральными органами гос. власти, органами гос. власти российских субъектов и госорганами прочих стран, международными, а также иностранными организациями.
  8. Использование в целях, которые напрямую не связаны с исполнением должностных обязанностей, неких средств материально-технического, а также прочего обеспечения, иного государственного имущества, передача их третьим лицам.
  9. Разглашение либо же использование в целях, которые не связаны напрямую с гражданской службой, сведений, до этого причисленных в строгом соответствии с ФЗ к сведениям конфиденциального характера, либо же служебной информации, которая стала ему известна в связи с исполнением собственных должностных обязанностей.
  10. Публичные высказывания, оценки и суждения, в частности, в СМИ, в отношении деятельности госорганов, их прямых руководителей, в том числе решения вышестоящего госоргана или госоргана, в котором данный гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его непосредственные должностные обязанности.
  11. Принятие без разрешения в письменной форме от представителя нанимателя наград, каких-либо почетных или же специальных званий (кроме научных) иностранных государств, организаций международного характера, политических партий, прочих общественных объединений, а также религиозных объединений, если в его прямые должностные обязанности входит взаимодействие с данными организациями и объединениями.
  12. Использование имеющихся преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, для агитации касательно вопросов референдума.
  13. Использование собственных должностных полномочий в непосредственных интересах политических партий, иных общественных объединений, религиозных объединений, а также прочих организаций, публичное выражение своего отношения к данным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его прямые должностные обязанности.
  14. Создание в госорганах структур политических партий, прочих общественных объединений (кроме профессиональных союзов, ветеранских и прочих органов общественной самодеятельности), а также религиозных объединений либо же способствование созданию подобных структур.
  15. Прекращение исполнения своих прямых должностных обязанностей с целью урегулирования служебного спора.
  16. Вхождение в состав управленческих органов, попечительских либо наблюдательных советов, прочих органов иностранных некоммерческих организаций и действующих на территории нашей страны их структурных подразделений, если прочее не предусматривается международным договором РФ либо законодательством РФ.
  17. Занятие без разрешения в письменной форме от представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, которая финансируется строго за счет иностранных государств, международных либо же иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без определенного гражданства, если прочее не предусматривается международным договором РФ или же актуальным законодательством страны.

Также в законодательстве появилось ограничение госслужащего в виде обязанности прямо сообщать администрации об имевшем место быть конфликте его интересов с интересами государственной должности, естественно, по личному мнению госслужащего (в соответствии с пунктом третьим статьи девятнадцатой ФЗ № 79-ФЗ). Коррупция обычно, по мнению В.А. Прокошина, является следствием конфликта интересов, который проявляется в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей.

Данные ограничения напрямую корреспондируются с подходящими нормами законодательства иностранных государств.

В Японии четко закреплены в законе такие ограничения: в статье сто второй – ограничения политической активности служащего, в статье сто третьей – ограничения частного предпринимательства. Напрямую запрещается активное участие в политических партиях, служащий не имеет права становиться одним из кандидатов на публичную должность, которая замещается с помощью публичных выборов, то есть он не обладает пассивным избирательным правом. В течение двух лет с момента оставления госслужбы он не имеет права занимать пост в извлекающих прибыль организациях, в том случае, когда их деятельность напрямую связана с предыдущим местом службы госслужащего. Нарушение запрета на извлечение прибыли способно повлечь уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до трех лет с обязательным привлечением к принудительному труду. Ограничиваются и профсоюзные права.

Выполняя имеющиеся предписания касательно ограничения предпринимательства госслужащему, посол США в Венгрии в январе 1990 года подал в отставку из-за имевшего место быть конфликта интересов: он вступил в Корпорацию канадских и американских финансистов для дальнейших вложений в Восточную Европу.

Особенность правового статуса госслужащего в странах с социалистической системой права ведет к тому, что профессиональные союзы госслужащих не под запретом. Скорее всего, в силу трудового характера отношений госслужащего с властями. Согласно статье сто семьдесят четвертой декрета Президента Демократической Республики Вьетнам от 12.03.47 г. было предусмотрено следующее: трудящиеся имеют полное право на свободу объединения, а также забастовки. Особое постановление определить сферу распространения данных свобод и процедуры примирения и арбитража. Конечно, забастовка не допустима ни со стороны госслужащих, ни со стороны рабочих: власть не может допустить ее, так как это говорило бы о неспособности данной власти управлять социалистическими, обобществленными делами.

Совместная служба людей, имеющих родственные отношения, строго ограничивается, к примеру, в статье седьмой законодательства Швейцарии. В Римской курии запрет таковой службы невозможен при имеющихся родственных связях до четвертого колена (у кровных родственников) и до второго (у некровных). Данное генетическое ограничение имеет, по сути, расовый характер либо отображает противоречие интересов государства и отдельного индивида.

Наглядно продемонстрировать сложности в правовой квалификации возможности государственного либо муниципального служащего осуществлять предпринимательскую деятельность может следующий судебный казус.

В Череповецком городском суде Вологодской области была доказана вина некоего гражданина в получении взятки. Он являлся председателем комитета по физкультуре и спорту г. Череповца, имел распорядительные и административные полномочия. От имени комитета он заключил сделку с фирмой из Болгарии, по итогам которой комитет понес большие убытки. По сути, должностное лицо, которое состоит на госслужбе или муниципальной службе, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, это запрещено и законом об антимонопольной деятельности. Но Верховный Суд страны при таких обстоятельствах осуждение данного гражданина по первой части статьи сто семидесятой УК РСФСР (которая была актуальной на тот момент) отменил. ВС посчитал, что, так как личной заинтересованности либо корысти в действиях гражданина не было, то он не подлежит ответственности за злоупотребление властью либо своим служебным положением.

Факт, когда десятки чиновников разных министерств и прочих органов власти исполнительного характера входят в советы директоров акционерных обществ, из-за чего происходит сращивание госаппарата и коммерческих организаций, толкуется П.В. Куракиным как узаконенная коррупция. Но скорее всего это не узаконенное преступное поведение, законом-то запрещено, а существующая имеющая место быть преступная практика остается без должного государственного реагирования, скорее всего, из-за все того же сращивания госаппарата и организованной преступности, то есть образований мафии.

Права госслужащего

Обязанностям госслужащего корреспондируют и его собственные права, которые, должны быть достаточными для обеспечения госслужащему выполнения его служебных обязанностей. Они закрепляются в четырнадцатой статье ФЗ № 79-ФЗ.

Гражданский служащий обладает правами на:

  1. Обеспечение должных организационно-технических условий, которые нужны для исполнения должностных обязанностей.
  2. Ознакомление с должностным регламентом и прочей документацией, которая определяет его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, по критериям оценивания эффективности исполнения должностных обязанностей, по показателям результативности профессиональной служебной деятельности, а также по условиям должностного роста.
  3. Отдых, который обеспечивается установлением допустимой продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, а также нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительных).
  4. Оплату труда и прочие выплаты в строгом соответствии с настоящим ФЗ, прочими нормативным актами РФ, со служебным контрактом.
  5. Получение в строго установленном порядке информации и материалов, которые нужны для исполнения собственных должностных обязанностей, на внесение предложений касательно совершенствования деятельности госоргана.
  6. Доступ согласно установленному порядку к сведениям, которые составляют государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием подобных сведений.
  7. Доступ строго в установленном порядке из-за исполнения должностных обязанностей в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также прочие организации.
  8. Ознакомление с имеющимися отзывами касательно его профессиональной служебной деятельности и прочих документов до внесения их в его собственное личное дело, материалами данного личного дела, а также на приобщение к его личному делу объяснений в письменной форме и прочих документов и материалов.
  9. Защиту имеющихся сведений о гражданском служащем.
  10. Должностной рост строго на конкурсной основе.
  11. Профессиональную переподготовку, повышение своей квалификации, стажировку в том порядке, который установлен данным ФЗ и прочими ФЗ,
  12. Членство в профсоюзе.
  13. Рассмотрение индивидуальных споров служебного характера в строгом соответствии с данным ФЗ и прочими ФЗ.
  14. Проведение по его собственному заявлению определенной служебной проверки.
  15. Защиту собственных прав, а также законных интересов на гражданской службе, в том числе и обжалование в суде их нарушений.
  16. Медицинское страхование в соответствии с данным ФЗ и ФЗ касательно медицинского страхования госслужащих страны.
  17. Гос. защиту собственных жизни и здоровья, а также жизни и здоровья членов своей семьи, принадлежащего непосредственно ему имущества.
  18. Государственное пенсионное обеспечение в строгом соответствии с ФЗ.

Еще одним специальным правилом для госслужащего можно считать его невозможность состоять в разноплановых объединениях, членство в которых влечет за собой такие обязанности, которые отражаются непосредственно на его госслужбе. Как правило, за рубежом данное ограничение госслужащего напрямую связано с доктриной нейтральности госслужащего, которая вызвана многопартийностью, а также сменой правящей партии после выборов. Правящие партии сменяются у власти, а госслужащий должен относиться к событиям с нейтральной позиции при выполнении собственных служебных обязанностей. В РФ бывший мэр города Санкт-Петербурга А. Собчак состоял членом Мальтийского ордена, из-за чего по общественному телевидению демонстрировались передачи касательно процедур таинства посвящения в члены данного ордена, то есть, по сути, некая реклама организации.

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять должность. К госслужащим предъявляются многочисленные требования.

Общие требования к госслужащим

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание. Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Запреты для госслужащих

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ограничения для госслужащих

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

ГАРАНТ:

Согласно ГК РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г., не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

ГАРАНТ:

О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов см. письмо Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12. внесение предложений по совершенствования государственной службы в любые инстанции.

Государственный служащий обязан:

· обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

· добросовестно исполнять должностные обязанности;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

· в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

· соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

· хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

3. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;




9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

Государственный служащий имеет право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12. внесение предложений по совершенствования государственной службы в любые инстанции.

Государственный служащий обязан:

· обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

· добросовестно исполнять должностные обязанности;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

· в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

· соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

· хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

3. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

Введите то, что Вы ищете



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Стать госслужащим непросто

Стать госслужащим непросто

Работа государственных гражданских служащих связана с целым рядом ограничений и запретов. В связи с этим поступление на государственную службу сопряжено с многочисленными проверками. Рассмотрим подробнее существующие запреты и ограничения на государственной гражданской службе.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, фильтрация кандидатов на госслужбу начинается еще на уровне отбора. Согласно существующим требованиям, претендент на замещение вакантной должности должен:

– достигнуть возраста 18 лет;

–знать русский язык;

–быть гражданином РФ;

–отвечать необходимым квалификационным требованиям.

Государственный служащий не может занимать должность в госструктурах, а кандидат не может претендовать на работу, если:

– он признан недееспособным;

–он осужден и имеет непогашенную судимость;

–отказался от прохождения процедуры допуска к сведениям, которые являются государственной тайной;

–имеет заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей;

–родственники являются начальниками или подчиненными;

–вышел из российского гражданства или приобрел иностранное гражданство;

–предоставил недостоверные документы и сведения;

–утратил доверие нанимателя;

–не прошел военную службу без законных оснований;

–предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на гражданскую службу;

–имеет близкое родство и свойство с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связанно с непосредственной подчиненностью одного из них другому.

Во время прохождения государственной службы работникам запрещено:

–разглашать информацию, полученную в ходе выполнения служебных обязанностей;

–заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц;

–работать на должностях выборного характера в органах местного самоуправления;

–приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

–получать вознаграждения от физических и юридических лиц за выполнение должностных обязанностей;

–выезжать за пределы РФ в рамках исполнения служебных обязанностей за счет физических и юридических лиц;

–использовать материально-технические средства и имущество для посторонних целей, а также передавать их третьим лицам;

–принимать награды от представителей иностранных государств и других религиозных, общественных и политических деятелей без разрешения нанимателя;

–гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Полный список запретов содержится в статье 17 Закона о госслужбе.

Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1 кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о своих доходах и расходах, а также доходах и расходах близких родственников. Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.

За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность, которая определяется в зависимости от типа правонарушения.

За дисциплинарные нарушения, согласно статье 57 Закона о госслужбе, предусмотрены следующие взыскания:

–предупреждение о неполном должностном соответствии;

–увольнение с гражданской службы.

Более серьезные правонарушения квалифицируются по следующим нормативным актам:

Данный перечень ответственности не является полным, однако общая тенденция в сфере наказаний за нарушение запретов на государственной службе заключается в том, что наказание может представлять собой дисциплинарное взыскание, штраф, возмещение убытков, а также лишение свободы в зависимости от степени тяжести проступка.

Читайте также: