Правообразование и правотворчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Право – явление динамичное, развивающееся, обновляющееся. Процесс обновления правовых норм идет постоянно. В существующий массив норм вносятся изменения, дополнения, какие-то нормы утрачивают силу, какие-то правила вводятся впервые.

Правообразование – это социальный процесс формирования права, который на своем заключительном этапе смыкается с юридически оформленным процессом правотворчества.

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей интересов общества.

Понятием правообразования охватывается не только процедура оформления нормы в НПА, но и процесс формирования (вызревания права в обществе).

Правообразование, формирование права – более широкое и многоаспектное понятие, по отношению к которому правотворчество является лишь заключительным этапом.

Таким образом, в правообразовании мы можем выделить два этапа – социальный процесс формирования права, и юридический процесс оформления нормы в официальных источниках права.

1. Формирование права. Формирование нормы в обществе.

Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя или иного субъекта правотворчества. Оно формируется в обществе и обнаруживает себя

а) в виде обыкновений, т.е. установившихся в обществе правил поведения, требующих для придания им юридической обязательности признания со стороны государства (например, время оплаты услуги до, во время оказания или после оказания услуги. В одних случаях достаточно обычая, в других законодательная норма. Бытовые услуги, Железнодорожный транспорт, троллейбус, маршрутное такси и т.д.)

б) в виде социальной потребности в урегулировании со стороны государства путем формулирования нормы в НПА. (например норма о возрасте получения паспорта не с 16, а с 14 лет).

2. Юридическое (официальное) правотворчество - процесс официального закрепления государственной воли в нормах права.

Правотворчество начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (осознание необходимости нормативного регулирования должно вызреть в обществе (например, ПИВО, ТАБАК)), общего представления о юридическом предписании, которое следует издать (требуется ли ЗАПРЕТ, ОГРАНИЧЕНИЕ или РАЗРЕШЕНИЕ и т.д.), а заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

Правотворческий процесс: субъекты правотворчества, виды и формы.

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей интересов общества.

К числу субъектов правотворческой деятельности относятся:

- Федеральное Собрание РФ. – принимает законы и иные акты по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Правотворчество осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентом Государственной Думы и Советом Федерации.

- представительные органы субъектов Федерации. – в соответствии со своей компетенцией, предусмотренной Конституцией и Федеративным договором.

- Президент (указы как нормативного, так и индивидуального и оперативного характера),

- Правительство (правомочно решать вопросы государственного управления.Акты нормативного характера издаются обычно в форме постановлений).

- министерства, государственные комитеты и ведомства РФ (в пределах порученных им сфер управления.Нормативный характер имеют обычно инструкции и постановлений)

- Президенты, Правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав РФ

- главы администраций соответствующих административно-территориальных образований

- администрации объединений, предприятий, учреждений - в пределах своей компетенции.

Виды

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такиевиды, как:

  • непосредственное правотворчествонарода в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
  • правотворчествогосударственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
  • правотворчествоотдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
  • правотворчество органов местного самоуправления;
  • локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
  • правотворчествообщественных организации (например, профсоюзов).

В различных государствах в правотворческой деятельности есть какобщее, так иособенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:

  • законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
  • правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
  • правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

Формы правотворчества.

1. непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования - референдум. Имеется такое понятие как плебисцит- это опрос населения (чаще всего по вопросам о территориях).

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Вопрос о референдуме как правотворческом акте является довольно спорным. По технологии своего проведения он практически не отличается от плебисцита, т.е. всенародного опроса общественного мнения по вопросам особой важности. Разница лишь в юридическом значении результатов референдума как обязательного решения.

Такая процедура не содержит гарантии прав меньшинства, что существенно отличает ее от процедуры выборов. Выборные технологии предусматривают обеспечения представительства в выборном органе не только большинства и именно поэтому законодатель может выражать общую волю, а не только волю какой-то части общества, пусть и большинства.

Поэтому в законодательстве ряда стран существуют ограничения на проведение референдумов в ситуациях, когда заранее ясно, что корпоративные интересы будут доминировать над общими (например, групповой интерес того или иного этноса в вопросе о границах национально-территориальных образований, интересы различных слоев населения в вопросах о налогах и т.д.)

2. государственное правотворчество - непосредственная правоустановительная деятельность полномочных особых государственных органов.

Правотворческая деятельность государства осуществляется в разных видах и формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности.

В Вееликобритании, например, допускается судебная правотворческая деятельность.

В результате правотворчества государственных органов формируется система законодательства. Является наиболее распространенным в РФ.

Понятие, принципы и функции правотворчества

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная

    1. на создание правовых норм, а также
    2. на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

    Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

    Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

    Сущность правотворчества:
      • это возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

      На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.

      Принципы правотворчества

      Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. К ним относятся:

        1. демократизм; ;
        2. гуманизм;
        3. научный характер;
        4. профессионализм;
        5. тщательность подготовки проектов;
        6. техническое совершенство принимаемых актов.

        Демократизм проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

        Законность предполагает, что нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

        Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

        Научный характер правотворчества подразумевает его максимально полное соответствие назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

        Профессионализм правотворчества - это участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

        Тщательность, скрупулезность подготовки проектов предполагает максимальное использование зарубежного и отечественного опыта, результатов социологических и иных исследований, разного рода справок и иных материалов. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

        Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

        Формы правотворчества

        В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

          1. принятие нормативных актов полномочными органами государства;
          2. принятие нормативных актов органами местного самоуправления;
          3. принятие нормативных актов народом путем референдума;
          4. заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

          Принятие нормативных актов органами государства является наиболее распространенной в Российской Федерации формой правотворчества. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные, автономной области, автономных округов, органы законодательной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.

          К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций (губернаторы), правительства, департаменты соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.

          Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.

          Принятие нормативных актов органами местного самоуправления (районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации) обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

          Референдум как вид правотворчества - один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

          Заключение нормативных соглашений , содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике российского государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, явившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами, между субъектами Федерации.

          Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания . В первую очередь, это касается регулирования трудовых отношений. Так, наряду с коллективным договором законом предусматривается также заключение разного рода соглашений - правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости от сферы регулируемых отношений заключаются соглашения генеральные, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, отраслевые (тарифные), которые определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), и, наконец, специальные, устанавливающие условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

          Правотворчество является правовой формой деятельности государства с участием гражданского общества (в законодательно установленных случаях) при установлении (санкционировании), изменении, отмене юридических норм. Правотворчество выражает формирование, систематизация, принятие и обнародование нормативно-правовых актов (НПА).

          Главным назначением правотворчества является установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм утверждает новые, входящие в состав правотворчества в качестве вспомогательных проявлений.

          Правотворчество характеризуют определенные особенности, среди которых следующие:

          • осуществление правотворчества непосредственно государством или народом;
          • создание новых норм права, изменение или отмена действующих норм;
          • правотворчество завершается письменным актом-документом (НПА);
          • процесс должен соответствовать правовому регламенту;
          • наличие конкретно-целевой и организационной направленности.

          Важно отметить, что правотворчество не сводится к законотворчеству.

          Законотворчество – это исключительная монополия высших представительных органов государства или гражданского общества в лице народа в законодательно закрепленных случаях.

          Как правило, законотворчество является важной составной частью правотворчества, которая заканчивается в виде принятия соответствующих законов. То есть, результатом правотворчества являются все принимаемые НПА (федеральные и региональные законы, указы Президента, распоряжения ведомств и пр.).

          Особенности правообразования

          Правообразование представляет собой все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в т.ч. и правотворчество.

          Готовые работы на аналогичную тему

          Таким образом, правообразование представлено всем процессом формирования права, проходящим в своем развитии следующие этапы:

          • Возникновение общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. Правотворчества на данном этапе отсутствует, но правообразование уже имеет место.
          • Осознание необходимости правового регулирования конкретных общественных отношений.
          • Этап правотворчества, устанавливаются необходимые нормы права, заключительный этап правообразования.

          Становится очевидным, что правотворчество является более узким понятием, нежели правообразование, составляет его часть в виде самостоятельной и решающей стадии (высшего уровня). Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта конкретного НПА.

          Главное отличие правотворчества от правообразования заключается в том, что правотворчество осуществляют государственные органы либо иные субъекты с их разрешения.

          Таким образом, правотворчество, в первую очередь, представляет форму властно-волевой деятельности государства, формальное нормативное закрепление меры свободы и справедливости, обязательно присутствует направленность на создание НПА.

          Правообразование, в свою очередь, является формой возникновения и бытия права в широком правовом поле. Оно происходит и вне правотворчества государства, в рамках гражданского общества (правосознание, конкретные правоотношения, правомерное поведение, правовые теории, судебные прецеденты и пр.).

          Правообразование дает правотворчеству новые правовые идеи, правила поведения, конкретные решения, соглашения, они подвергаются исследованию, обобщению, систематизации государством, далее оформляются в нормы права, которые внешне выражены в НПА.

          Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Таким образом, правотворчество и правообразование соотносятся как часть и целое.

          Правотворчество – деятельность, направленная на установление, изменение, отмену правовых норм. Правотворческая деятельность может осуществляться в самых различных формах и зависит от многих факторов: типа правовой системы общества, правовых традиций, степени развития демократии и культуры в целом. Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования. Ученые условно выделяют две фазы в процессе правообразования:

          1) возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений (объективный процесс), а именно объективные изменения в структуре общественных отношений, осознание новых потребностей, формирование правовых идей;

          2) правотворческая деятельность компетентных органов (сознательно-волевой процесс). Следовательно, правотворчество это финальная стадия процесса образования права. Такое понимание позволяет признать за государством роль не создателя права, а субъекта, который лишь оформляет, придает соответствующую юридическую форму нормам права, выработанным самим обществом.

          Классификацию правотворчества проводят по различным основаниям. В зависимости от субъекта правотворчества выделяют следующие виды. Правотворческая деятельность компетентных государственных органов – это наиболее распространенный и целесообразный вид правотворчества. Непосредственное правотворчество народа (референдум) является специфическим видом и осуществляется лишь по наиболее важным вопросам (например, принятие конституции). Делегированное правотворчество характеризуется передачей парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов на конкретный срок и при осуществлении контроля самим законодательным органом. Такая практика существует в Италии, Франции, Бразилии. В России к делегированному правотворчеству можно отнести правотворчество органов местного самоуправления. Локальное правотворчество осуществляется в учреждениях, организациях. В данном случае имеет место санкционированное (разрешенное, подтвержденное) правотворчество.

          В федеративных государствах правотворчество подразделяется также на общефедеральное и правотворчество субъектов федерации.

          В зависимости от формы права принято выделять принятие (изменение, отмену) нормативно-правовых актов; признание правовым сложившегося обычая; принятие решения по конкретному делу, которое послужит примером при последующем разрешении подобных дел (создание правового прецедента); заключение нормативного договора (договорное правотворчество).

          Наряду с этим выделяют также чрезвычайное правотворчество, представляющее собой принятие нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений в условиях режима чрезвычайного положения.

          Большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса имеют и другие лежащие в основе его организации и осуществления принципы. Однако особо следует выделить принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов в максимальной степени использовать выработанные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых нормативных актов, оптимального изложения их содержания и отвечающего общепринятым в мире стандартам технического их оформления. Для повышения качества и эффективности нормативных правовых актов законодательная техника порой имеет не меньшее значение, чем само содержание. Ведь от того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, имеются ли в нем или отсутствуют явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и определенно используется общепринятая юридическая терминология - от всего этого в огромной степени зависит не только уровень восприятия текста и содержания нормативного правового акта, но и эффективность его применения.

          Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

          Читайте также: