Право в византии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Александр Сосинович

Византийское право - право Восточной Римской империи (Византии) VI-XV вв. Основными источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Для византийского права характерна достаточно высокая степень кодификации. При императоре Юстиниане (527-565) был составлен свод римского права (Corpus juris civilis), называемый также Сводом законов Юстиниана. При царях Исаврийской династии (717-867) была издана Эклога, а также земледельческий закон. При императоре Македонской династии Василии I (867-886) издан Прохирон, заменивший Эклогу. Между 884-886 гг. было издано новое руководство для судей - Эпанагога. Последняя официальная кодификация византийского права - Базилики. В дальнейшем единственной формой правотворчества является издание новелл, отражающих развитие феодального права.
В X веке с возникновением крупного землевладения, закрепощением крестьянства и усилением власти феодалов возникает новый вид новелл, получивших название Хрисовул (грамот с золотыми печатями). Это были иммунитетные грамоты, даруемые духовным и светским феодалам. Византийское право содействовало укреплению феодальных отношений, феодальной земельной собственности, которая постепенно вытесняла остатки рабовладельческого землевладения и общинное землевладение свободных крестьян. В Византии, как и в Западной Европе, существовали бенефиции (пронии). Прониар осуществлял военные, судебные и административные функции на территории владения. Позже пронии превратились в наследственные владения.
Обязательственному праву Византии известны много разновидностей договоров, заключавшихся, как правило, в письменной форме и с участием свидетелей. В византийских договорах применялось соглашение о неустойке.
Уголовное право Византии за одно и то же преступление предусматривало различные наказания в зависимости от социального положения виновного и потерпевшего. Убийство собственного раба не считалось наказуемым деянием. Византийское право знает такие виды преступлений: политические (заговоры против царя, измена), религиозные (раскол, святотатство, лжеприсяга и др.), имущественные (кража, грабеж, разбой, поджог), против личности (убийство, телесные повреждения, продажа в рабство и др.), против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие и др.). В качестве наказания применялись смертная казнь (простая и квалифицированная), членовредительные и болезненные наказания, денежные штрафы, конфискация имущества, изгнание и др. (см.: Юридический словарь. - М., 1953).

Александр Сосинович

Свод законов Юстиниана (лат. Corpus juris civilis) - один из первых известных сводов законов. Время правления византийского императора Юстиниана (527-565) совпадает с расцветом восточноримской цивилизации. В ходе политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.
В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия обнародовала Кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам - "50 определений", в котором были систематизированы консультации правоведов. На этой основе началась более системная работа по кодификации римского права. В декабре 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и ученых) под руководством того же Трибониана, осуществившая грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. под названием "Дигесты" (Digesta), или "Пандекты" (Pandectae). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить самые общие принципы римского права - в целях как учебных, так и идейно-политических.
В ноябре 533 г. были опубликованы разработанные Трибонианом (совместно с двумя др. правоведами) "Институции" - по прежней традиционной схеме и во многом по образцу Институций Гая. Крупная юридическая работа сопровождалась формированием новой политико-правовой концепции власти. Под ее воздействием в ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. После выхода в свет Кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась, и все крупные изданные им акты позднее составили "Новеллы", систематизированные уже после смерти Юстиниана. С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все 4 элемента Свода законов Юстиниана получили обобщенное название Corpus juris civilis (Свод гражданского права); под этим названием они были впервые объединены в едином издании.
Подлинные тексты Свода законов Юстиниана не сохранились; наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI-XI вв. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени. Собственно кодификацией права можно считать лишь 3 первые составные части Свода законов Юстиниана. "Институции" (Institutiones) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Они подразделялись на 4 книги, разделенных на 98 титулов: а) общее учение о праве и учение о субъектах прав - лицах, б-в) общие институты вещного и обязательственного права, г) учение об исках и принципах правоприменения в суде.

Александр Сосинович

Александр Сосинович

Александр Сосинович

Византийское право - правовая система Византии (VI-XV вв.), основой которой был Свод Юстиниана. Сложилась путем преобразования и постепенного приспособления к нуждам Восточной империи римского права и характеризовалась дуализмом церковного и светского права. Преобладающими источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Заимствовано феодальным правом Армении, Грузии, некоторых стран Европы и Азии. В Греции нормы византийского права применялись до середины XX в.

Александр Сосинович

Эклога - краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исаврийским в 726. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т.д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Эклогу включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя Эклога по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Эклога оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов.

Александр Сосинович

Кодификация Юстиниана - систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права - Corpus juris civilis. Впервые кодификация Юстиниана была напечатана под этим названием в 1583. Цель кодификации Юстиниана заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529-534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.
Кодификация Юстиниана состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Дополнения и изменения, внесённые в кодификацию Юстиниана в 535-565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции - всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.
Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в кодификацию Юстиниана, так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к кодификации Юстиниана отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих кодификацию Юстиниана.
Кодификация Юстиниана послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена рецепция римского права в странах феодальной Европы.
Лит.: Перетерский И.С., Дигесты Юстиниана, М., 1956: Азаревич Д., История византийского права, т.1, Ярославль, 1876: Римское частное право, под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского, М., 1947.

Александр Сосинович

Прохирон (от греч. prócheiros - находящийся под рукой) - кодификация некоторых основных институтов византийского гражданского, уголовного и отчасти судебного и церковного права, осуществленная в 879 по приказу императора Василия I. Прохирон не был официальным сводом законов, а служил обязательным руководством для судей. Источник Прохирона - кодификация Юстиниана. Он оказал определённое влияние на последующее византийское законодательство (в том числе и Василики). Является (наряду с Эпанагогой) одним из источников православного церковного права.

Александр Сосинович

Василики, базилики (греч. Basiliká) - последняя кодификация византийского права, законченная в 890 г. н.э. при императоре Льве VI ("Мудром"). Состоит из 60 книг. В основе Василик лежит законодательство Юстиниана (кодификация Юстиниана), однако некоторые нормы этого законодательства (устаревшие или отмененные) не были включены в Василики: кроме того, в Василиках каждый правовой институт рассматривается только в одном месте, а не в разных книгах, как в своде законов Юстиниана. При составлении Василик был также использован Прохирон. В позднейших списках В. приводятся отрывки из сочинений византийских юристов 11-12 вв. По своей классовой направленности Василики отражали процесс угнетения крестьян, снова узаконили крепостничество, отменили ограничения по укрупнению частного землевладения и т.п.
Лит.: Basilicorum libri LX, t.1-6, ed. С.G.E.Heimbach, t.7, ed. E.G.Terriniet J.Mercati, Lipsiae, 1833-1897.
З.М.Черниловский.

Александр Сосинович

Эпанагога (греч. Epanagogé tú nómu) - сборник византийского права конца 9 в. (после 879 г.), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Эпанагоги носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги, которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения феодального государства и церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Александр Сосинович

Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточноримским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию Кодекса Феодосия предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения - конституции императоров с 196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы - титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были таким образом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителем Феодосия - западноримским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.
В Кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, то есть главным образом её феодализация.

Читайте также: