Право публичной собственности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Право собственности граждан — это законодательно установленный объем правомочий и обязанностей физического лица в отношении принадлежащего ему имущества.

Что такое право собственности

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ предусматривают следующие виды собственности:

  • государственная (двух уровней — федеральная и субъектов РФ);
  • муниципальная;
  • частная собственность граждан и юридических лиц;
  • иные формы ( ст. 8 Конституции РФ , ст. 212 ГК РФ ).

Законодательством устанавливаются три правомочия, которые образуют право собственности граждан и юридических лиц, муниципальных образований, РФ и субъектов РФ: владение, пользование и распоряжение ( ст. 209 ГК РФ , ст. 35 Конституции РФ ). Иными словами, собственник вправе по своему усмотрению в рамках, предусмотренных законодательством, определять судьбу объектов, которые ему принадлежат. Конституция РФ провозглашает неприкосновенность прав частной собственности граждан и юридических лиц, лишить имущества допускается только по решению суда (ст. 35 Конституции РФ), а ограничения устанавливаются законами ( ст. 213 ГК РФ ).

Какими НПА регулируются имущественные вопросы граждан и юрлиц

Нельзя односложно ответить на вопрос, каким законом определяется права граждан на собственность, так как основное регулирование содержится в гражданском законодательстве, общие положения предусмотрены в Гражданском кодексе РФ (раздел II) . Отдельные виды и режимы имущества, правила учета и регистрации регулируются и специальными НПА, например:

  • земельные участки — Земельным кодексом РФ ;
  • водные объекты — Водным кодексом РФ ;
  • имущественные отношения супругов Семейным кодексом РФ .

Какими объектами вправе обладать граждане и юрлица

Какие объекты могут находиться в собственности граждан

Для владения некоторыми видами имущества требуется получение специального разрешения, это касается, например, приобретения оружия. Или предусматривается регистрация движимых объектов — транспортных средств.

По общему правилу на собственника возлагается бремя содержания его имущества, то есть обязанность по поддержанию объекта в исправном и безопасном для использования состоянии, уплата всех обязательных платежей и налогов, траты на его содержание и эксплуатацию.

Таким образом, правомочию собственника по определению судьбы своего имущества корреспондирует обязанность по обслуживанию объекта. Это объясняется тем, что то, каким образом собственник содержит имущество, влияет на права третьих лиц и предусматривает его ответственность перед ними.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

Право муниципальной собственности

Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью .

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Субъекты права публичной собственности

Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
    Субъекты права публичной собственности:
      1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
      2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
      3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

      Муниципальная собственность относится к публичной , ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

      Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

      Объекты права публичной собственности

      В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

      Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

      Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

      Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

      Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

        1. участки недр,
        2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
        3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
        4. земли особо охраняемых природных территорий.

      Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

      В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

      Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

      В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

      Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности . Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

      В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично-правовое образование - традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

      Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

      1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

      2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 Гражданского кодекса).

      Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса).

      От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).




      По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

      В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

      В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично-правовое образование - традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

      Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

      1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

      2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 Гражданского кодекса).

      Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса).

      От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

      По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

      В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

      Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

      Чем мы можем Вам помочь?


      Право государственной и муниципальной (публичной) собственности


      Субъекты права публичной собственности

      Особенностями правового положения государства и других субъ- ектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности2; во-вторых, осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

      Публичная собственность в соответствии с российским законо- дательством имеет две разновидности – государственную и муници- пальную собственность. Право государственной собственности харак- теризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю- щего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен- ность) (п. 3 ст. 214 ГК).
      Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни- ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэто му их положение как собственников строится по модели государственной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

      Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче- ски является именно государство или иное публично-правовое об- разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди- ческого лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

      Объекты права публичной собственности

      Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв- ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму- щества. Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.
      Объекты публичной собственности распределяются между Рос- сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова- ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде- ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста- навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16–19 ЗК1.

      Если же объекты государственной собственности прямо не упомя- нуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они пе- редаются в собственность соответствующих субъектов РФ после спе- циального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности).

      Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со- ответствующего субъекта. Такая передача неоднократно имела место на протяжении 90-х гг. по специальным постановлениям Правительства РФ. В свою очередь субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность. Такого рода передача осуществляется безвозмездно, будучи публично-правовым ак- том распоряжения государственным собственником своим имуществом. В дальнейшем же, после завершения разграничения публичной собст- венности, отчуждение публичного имущества, в том числе в пользу дру- гих публичных собственников, возможно только на гражданско-право- вых (чаще всего – договорных) началах, ибо имущественные отноше- ния равноправных собственников, в том числе публичных, составляют предмет гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК)1.

      К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресур- сы континентального шельфа, территориальных вод и морской эко- номической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняе- мые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целеб- ные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некото- рых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

      Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур- сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част- ной) собственности. К ним относятся участки недр, водные объекты (кроме обособленных – прудов и т.п.), природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Они, однако, могут передаваться другим ли- цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, су- щественно ограниченным в обороте.

      Вместе с тем в собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за- конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников1. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

      В собственности муниципальных образований теперь также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников2.
      Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му- ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе- ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево- го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра- вовых образований в экономической деятельности.

      Распределенное и нераспределенное государственное и муниципальное имущество

      Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за го- сударственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оператив- ного управления. Это распределенное публичное имущество составля- ет базу для участия в имущественном обороте данных организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обес- печения покрытия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим иму- ществом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) – этим имущест- вом они должны отвечать по собственным долгам перед своими креди- торами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предпри- ятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это иму- щество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК).

      Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собст- венности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взы- скания кредиторов соответствующего публично-правового образова- ния только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов.

      Приватизация государственного и муниципального имущества

      Приватизация представляет собой особый способ передачи иму- щества из публичной в частную собственность, связанный с отчуж- дением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосудар- ствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйст- ва и соответствующего ему имущественного оборота.

      Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел- ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму- щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего – до- говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за- ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза- ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

      Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) не- движимого имущества из государственной или муниципальной собст- венности в частную собственность граждан или определенных юриди- ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежа щих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об- ществ (удостоверенных ими прав).

      В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол- жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Зако- ну о приватизации функциями по приватизации по общему правилу об- ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го- сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу- ется приватизация государственного и муниципального имущества1.
      В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи- зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус- тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений – не- собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.
      В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

      1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со- вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, 27 и п. 2 ст. 28 Закона о приватизации);
      2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи- тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе- мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
      3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
      4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
      5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
      6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

      Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя- щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи- мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре- зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук- ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

      Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих аналогов ценных бумаг сви- детельствует о переходе корпоративных или обязательственных, а не вещных прав (тем более что акции существуют в бездокументарной форме, не будучи объектом вещных прав).
      Приватизация государственного и муниципального имущества осу- ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

      По окончании аукционных или конкурсных торгов с их победите- лем заключается договор купли-продажи приватизируемого имущества. При этом право собственности к покупателю объекта приватизации по конкурсу переходит только после полной оплаты имущества и вы- полнения условий конкурса (который не может превышать один год). Поэтому такой договор может считаться сделкой, заключенной под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК).

      Внесение государственного и муниципального имущества в устав- ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае- мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж- ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ- ственных корпораций, юридически являющихся частными собственни ками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют- ся нормы Закона о приватизации.
      Приватизация жилых помещений и земельных участков произво- дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель- ного законодательства.

      Читайте также: