Право империи цинов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В период правления династии Цин применялись нормы обычного права, сформированного на принципах развития взаимоотношений первичных структур общества: деревенских общин, купеческих гильдий, семейных кланов.

При этом не имелось одинакового подхода к применению этих норм на территории всей страны: условия жизни в Южных и Северных районах были различными. Смены патриархального общего права на нормы более прогрессивных обществ китайскому государству не требовалось. В рамках империи с деспотическим правителем, зависимости крестьянства и развития натурального хозяйства Китай был словно законсервирован.

Особенность средневекового права Китая состояла в том, что императоры новой династии не стремились создавать новые правовые нормы, издавать новые тексты законов. Подданным лишь поручалось пересматривать уже имевшиеся сборники, корректировать их содержание в зависимости от веяний времени, не вносить устаревших законов. Одним из первых таких сборников стал свод законов Дацин хуэйдянь, который впоследствии применяли императоры многих поколений (появился еще в начале Средневековья). В нем предпринимались попытки систематизировать китайское законодательство. Свод законов Дацин хуэйдянь определял порядок формирования государственных органов, наименование должностей и прикрепление чиновников того или иного района государства.

В 1644 г. был составлен Дамин люй из законов люй. По мере издания новых законодательных актов создавались дополнительные постановления — ли. Свод законов Дацин люйли создан в рамках правления манчьжур-ских завоевателей. В нем подробно определен порядок правления, перечень привилегий манчьжуров по сравнению с коренными китайцами. Основная часть этих норм касалась системы наказаний за содеянные преступления, причем для манчьжурцев эти наказания могут быть заменены на более мягкие при определенных обстоятельствах.

Неуплата налогов наказывалась так же строго, как и серьезные преступления против жизни и здоровья людей. Преступлений насчитывалось несколько тысяч видов, и очень многие карались смертной казнью, публичным избиением, изгнанием из поселения. Все эти преступления были зафиксированы в сборнике в казуистичной форме, что очень затрудняло классификацию их по видам. В связи с этим очень длительное время этот правовой источник продолжал применяться в неизменном виде. В отношении брачно-семейного права сводом законов Дацин люйли была определена необходимость заключения брачного договора между родителями новобрачных. Помимо права собственности свод регламентирует разрешенные в Китае отношения по договору аренды. Законодательно закреплен перечень прав и полномочий так называемых коммерсантов, среди них: банкиры, торговые агенты, владельцы акционерных обществ.

Во времена Минской династии существовало пять видов наказаний:

  • порка тонкими палками (от 10 до 50 ударов),
  • удары толстыми палками (от 60 до 100 ударов),
  • ссылка на определенный срок,
  • ссылка на определённое расстояние,
  • смертная казнь удушением или обезглавливанием.

При этом осужденные к высылке и ссылке сперва подвергались порке:

  • высланному на год наносилось 60 ударов,
  • на полтора года – 70,
  • на два года – 80,
  • на два с половиной года – 90,
  • на три года – 100.

Одна степень наказания приравнивалась к десяти ударам тонкими или толстыми палками, изгнанию на шесть месяцев или ссылке на расстояние 500 ли (в то время 1 ли был эквивалентен примерно 600 м).

Готовые работы на аналогичную тему

Самым главным объектом поклонения императора были его предки и предшественники – правители предыдущих династий. Культ предков, защитников и покровителей живых потомков, восходящий к древнему культу мертвых, приобрел исключительное значение в Китае из-за влияния конфуцианства. Почитание умерших предков стало в некотором смысле продолжением благоговейного отношения младших к старшим, предписанного конфуцианским принципом сыновней почтительности.

Основная цель новых религиозных законов – обеспечить условия для проведения жертвоприношений в полном соответствии с установленными стандартами. При этом составители сборника останавливались как на материальных, так и на духовных и идеологических аспектах дела:

  • приготовление жертвоприношений соответствующего качества и количества;
  • недопущение к участию в ритуалах людей, душевное состояние или нравственное поведение которых не соответствует торжественности момента;
  • соблюдение четко установленной церемонии;
  • недопущение атаки на ритуальные прерогативы власти;
  • недопущение приносить неуместные жертвы.

Логическим следствием такого подхода стала охрана религиозных построек и их территории законом, а также элементов, необходимых для проведения религиозных церемоний.

В области экономики интересы авторов свода законов были сконцентрированы на сфере государственного хозяйства, и почти не касались частного производства (например, законы о соляной монополии, о гидротехнических сооружениях или государственном ремесле).

В своде законов присутствует свойственный китайскому законодательству принцип коллективной ответственности. Например, в ряде случаев, помимо самого преступника, за правонарушение были наказаны его соседи, не сообщившие властям о противоправных действиях, а также руководители соответствующих административно-территориальных единиц, муж или сыновья были наказаны за проступки жены и т. д.

Своды законов династии Цин

В Цинском Китае было два систематизированных свода законов:

  • один касался государственного и административного права,
  • второй – уголовного, гражданского и семейного права.

Первый набор законов (Дацин Хуэйдянь) содержал подробные правила, касающиеся функций всех государственных учреждений. Например, в нем были перечислены должности государственных служащих в каждом из 1293 уездов империи.

Тексты кодексов законов не составлялись каждой династией заново, они лишь вносили изменения в законы предыдущих династий. В 1644 г. Цинский двор назначил специальную комиссию для изучения минского свода законов Дамин люй с целью внесения в него поправок. Составление нового свода законов было завершено в 1646 году, а уже в 1647 году он был опубликован. По итогам работы Комиссии по кодификации абсолютное большинство законов династии Мин вошло в Свод законов Цин в качестве основных законов (люй).

Новые законы, принятые династией Цин, были включены туда в виде дополнительных указов (ли). По указу 1746 г. они должны были периодически пересматриваться, после чего эти правки производились каждые пять-десять лет. Второй набор законов именовался Дацин люйли. По нему маньчжурские завоеватели занимали привилегированное положение по сравнению с коренным населением. Маньчжуров наказывали менее сурово, чем китайцев. Они могли заменять тяжелое наказание более легким.

Именно при Цинской династии дополнительные статьи стали предпочтительной формой специальных региональных законов в централизованной правовой системе. Начиная с эпохи Цяньлун (1735-1796 гг.), оригинальные статьи Цинского кодекса больше не подвергались поправкам и пересмотрам. Поскольку эти статьи играли стабилизирующую роль основного закона, они содержат очень мало специальных правил, адаптированных к конкретным местным условиям.

В Правовой кодекс Великой Цин (или же Правовой кодекс Великой Цзин), [а] также известный как Код Цин (Код Цзин) или в Закон Гонконга, как Та Цин Леу Ли (大 清 律例), был правовой кодекс из Империя Цин (1644–1912). Код был основан на Мин правовой кодекс, Великий Кодекс Мин, который в основном сохранился без изменений. По сравнению с кодом Мин, в котором было не более нескольких сотен уставы и подзаконных актов, Цинский кодекс содержал 1907 статутов, которые более 30 раз пересматривались в период с 1644 по 1912 год. Одна из первых из этих поправок была внесена в 1660 году. Вэй Чжоуцзуо и Бахана. [1]

Кодекс Цин был последним юридическим кодексом имперский Китай. К концу династии Цин это был единственный правовой кодекс, который соблюдался в Китае почти 270 лет. Даже после падения имперского Цина в 1912 году конфуцианская философия социального контроля, закрепленного в кодексе Цин, остаются влиятельными в Немецкий-система республика Китай, а позже Советский-система Китайская Народная Республика.

Кодекс явился результатом сложной правовой культуры и занял центральное положение в правовой системе Цин. Он продемонстрировал высокий уровень преемственности с Танским Юридическим кодексом, что указывало на то, что на самом высоком уровне имперской китайской бюрократии существовала активная правовая традиция, существующая по крайней мере тысячу лет. [2]

Содержание

Структура

Великий Цинский кодекс состоит из 436 статей, разделенных на семь частей, которые затем делятся на главы. Первая часть (Имена и общие правила) является общей частью, аналогичной общей части BGB. Первая часть содержит общие правовые нормы, принципы и концепции, которые применяются к остальной части Кодекса. Остальные шесть частей названы в честь Шесть министерств правительства, и каждая часть содержит законы, которые считаются применимыми к каждому министерству. [3]

Пять наказаний

Пятью наказаниями в кодексе, содержащемся в статье 1, являются:

  • Наказание - избиение легким бамбуком.
  • Наказание избиением тяжелым бамбуком
  • Каторга
  • Наказание изгнанием
  • Наказание смертью. [5]

Природа Кодекса

Традиционная китайская правовая система в значительной степени существовала во времена династии Цин. Процесс слияния Конфуцианский мировоззрение и правовой кодекс сочли завершенными Код Тан 624 г. н.э. Кодекс считался образцом точности и ясности с точки зрения составления и структуры. Неоконфуцианство продолжал оставаться государственной ортодоксией при Песня, Мин и Цин династии. На протяжении веков конфуцианские основы Код Тан были сохранены с даже усилением некоторых аспектов.

Во времена династии Цин уголовное правосудие основывалось на чрезвычайно подробном уголовном кодексе. Одним из элементов традиционной китайской системы уголовного правосудия является представление о том, что уголовное право преследует моральную цель, одна из которых - заставить осужденного раскаяться и увидеть ошибочность своего пути. В традиционной китайской правовой системе человек не может быть признан виновным в преступлении, если он не сознается. Это часто приводило к использованию пытка, чтобы получить необходимое признание. Эти элементы до сих пор влияют на взгляды современного Китая на право. Все смертные приговоры были доложены в столицу и требовали личного одобрения император.

Не было гражданский кодекс отдельно от Уголовный кодекс, что привело к ныне дискредитировавшемуся убеждению, что традиционный китайский закон не имеет гражданского права. Более поздние исследования показали, что большая часть юридической работы магистратов связана с гражданскими спорами и что существует тщательно продуманная система разрешения споров. гражданский закон который использовал Кодекс Цин для установления деликты. [ нужна цитата ]

Кодекс Цин и Запад

В Правовой кодекс Великой Цин был первым письменным произведением на китайском языке, переведенным на английский. [6] Перевод, известный как Основные законы Китая был завершен сэр Джордж Томас Стонтон в 1810 году. Это был первый перевод кода Цин на европейский язык. Французский перевод был опубликован в 1812 году.

Перевод сыграл важную роль для европейцев в понимании китайской правовой системы. В связи с обострением конкуренции между европейскими державами в 18 веке понимание китайской правовой основы имело решающее значение для получения выгодного торгового доступа в Китай. Хотя Код Цин был по форме исключительно уголовным кодексом, Британский смогли использовать это в своих интересах для устранения торговых препятствий и сопротивления, например, возникающих в результате Первый и Вторая опиумная война. Именно это фундаментальное понимание китайского правового кодекса позволило Великобритании разработать ряд неравные договоры ориентированный на их преимущество [ нужна цитата ] .

В конце династии Цин предпринимались согласованные усилия по созданию юридических кодексов, основанных на Европейский модели в составе Самоусиливающееся движение. Из-за победы Германии в Франко-прусская война и потому что Япония был использован в качестве модели для политической и правовой реформы, принятый кодекс законов был тщательно смоделирован по образцу Германия.

Конец Кодекса Цин и его оставшееся влияние

республика Китай

Недавно основанный республика Китай принял существующие правовые кодексы Германии [ требуется разъяснение ] , но эти коды не сразу стали применяться на практике. После свержения династии Цин в 1912 году Китай попал под контроль соперничающих военачальников, и у него не было правительства, достаточно сильного, чтобы установить правовой кодекс, заменяющий кодекс Цин. Наконец в 1927 г. Чан Кай-шис Гоминьдан Правительство пыталось разработать правовую и уголовную системы западного образца. Однако некоторые коды Гоминьдана были внедрены в масштабах всей страны. Хотя лидеры правительства стремились к системе кодифицированного права, вдохновленной Западом, традиционное предпочтение китайцами коллективных социальных санкций безличному законничеству препятствовало конституционному и правовому развитию. Дух новых законов так и не проник до низов и не обеспечил долгожданной стабильности. В идеале люди должны были быть равны перед законом, но эта посылка оказалась скорее риторической, чем содержательной.

Закон Китайской Республики о Тайвань сегодня основана на немецкой правовой системе, которую Гоминьдан перенес на Тайвань. Влияние Кодекса Цин проявляется в форме исключительно подробного уголовного кодекса, в котором большое количество преступлений карается смерть. Например, помимо преступления пиратство, это также пиратство с причинением тяжких телесных повреждений (наказывается смертью или пожизненным заключением в соответствии с разделом 3 статьи 333 Уголовный кодекс Китайской Республики (中華民國 刑法)), а также пиратство, вызывающее смерть и пиратство с поджогом, изнасилованием, похищением или убийством (оба влекут за собой обязательную смертную казнь в соответствии с разделом 3 статьи 333 и статьей 334 Уголовный кодекс). Одно наследие тех ушедших времен - это преступление убийство члена семьи (например. отцеубийца и матереубийство). Преступление влечет за собой пожизненное заключение или смерть в соответствии с частью 1 статьи 272 Закона. Уголовный кодекс, даже для несовершеннолетних до 18 лет до отмены с 1 июля 2006 г. части 2 статьи 63 Закона Уголовный кодекс которая допускала пожизненное заключение или смертную казнь в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, предусмотренные разделом 1 статьи 272.

Китайская Народная Республика

Гонконг

В Гонконге после колонизации британская империя в 1841 году для местного населения Китая оставался в силе Великий Цинский Юридический кодекс. До конца XIX века нашей эры китайских преступников казнили обезглавливание, в то время как британцы были бы казнены висит. Даже в глубине 20-го века и после падения династии Цин в Китае китайские мужчины в Гонконге все еще могли практиковать многоженство в силу Кодекса Цин - ситуация, которая разрешилась только с принятием Постановления о реформе брака 1970 г. (Глава 178), вступившего в силу 7 октября 1971 г. Таким образом, Великий Юридический кодекс Цин фактически применялся в той или иной форме для всего 327 лет, с 1644 по 1971 год нашей эры.

Потому что есть еще живые наложницы вступили в брак до Постановления о реформе брака (глава 178), и их права (наследственные права и права наследования их сыновей и дочерей) уважаются правовой системой Гонконга (даже после 1997 года). сдавать) Правовой кодекс Великой Цин по-прежнему может использоваться в качестве доказательства при рассмотрении судебных дел, связанных с событиями, произошедшими до 1971 года.


Л.М. Гудошников, доктор юридических наук, профессор — гл. 6, 15, 23.

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с Н. А. Крашенинниковой), гл. 3 (§ 1, 2, 3, 5, 6), 7, 16, 18–21.

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с О. А. Жидковым), гл. 3 (§ 4), 4,5, 8, 11, 13, 14.

О. Л. Лысенко, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с В. А. Савельевым).

А. А. Мишин, доктор юридических наук, профессор — гл. 2.

В. А. Савельев, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с О. Л. Лысенко).

В.Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор — гл.12.

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент — гл. 1, 9, 10, 17.

Предлагаемая читателям книга является второй частью учебника для студентов-юристов, вышедшего в свет в издательстве 'Норма' в 1996 г. Первая его часть посвящена истории государства и права древнего мира и средних веков. Вторая часть учебника включает в себя историю государства и права нового и новейшего (XX в.) времени.

Структурно вторая часть распадается на три раздела. Первый раздел — история государства нового времени, второй раздел — история государства в XX в., третий — история права нового и новейшего времени.

Переход человечества от средневековья к новому времени берет свое начало еще в XV–XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения и Реформации. Именно в это время начинается переворот, прежде всего в политическом и правовом сознании людей и в экономике, которая все больше ориентируется на капиталистическое предпринимательство. Но применительно к предмету данного учебника, т. е. к той общественной сфере, которая непосредственно связана с политикой и государством, новое время исчисляется обычно с английской и французской революций XVII–XVIII вв.

Именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое принципиально отличается от рассматриваемой в первой части государственности предшествующих эпох. Это государство, несмотря на многочисленные препоны на его пути, в том числе и на попятные движения, определило магистральный путь развития цивилизации — путь к свободному предпринимательству, демократии, законности, к правовому государству, которое зиждется на гражданском обществе.

В это время было положено начало представительному правлению, которое по мере своего развития обеспечило участие все более широких слоев населения в государственной жизни. В передовых государствах человек и гражданин получил невиданные ранее в истории политические права и гражданские свободы, что сделало возможным более полную реализацию политического потенциала общества.

Второй раздел данного учебника посвящен развитию государственности в XX в. Такое структурное и хронологически определенное выделение XX в. имеет свой резон. Оно оправдано тем, что XX в. в результате научно-технической, информационной, демографической и т. п. революций был ознаменован крупными переменами в экономической и социальной жизни.

Этот век оставил особенно заметный след в политико-государственной сфере, причем не только благодаря развитию демократических институтов, но и благодаря двум кровопролитным мировым войнам, нацизму и военным диктатурам. Во многих странах, особенно в новых молодых государствах, можно видеть настоящий калейдоскоп форм государственного правления, военные и военно-гражданские диктатуры, превосходящие по своей жестокости все виданные ранее в истории. Все это свидетельствует о противоречивости исторического процесса, притом, что в XX в. доминировали идеи демократии, социальных компромиссов, господства права.

Выделение истории государства XX в. вызывается и небывалой ранее активностью государств, в том числе и демократических, во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, идеологии, в социальной сфере.

В XX веке, особенно во второй его половине, государство в развитых странах мира все больше берет на себя ответственность за общественный прогресс, за проведение сильной социальной политики, за предотвращение военной, термоядерной опасности, за меры, направленные на устранение угрозы человечеству экологической катастрофы.

Что касается последнего раздела учебника, посвященного истории права в новое и новейшее время, то следует заметить, что он не содержит в себе каких-либо существенных и четких внутренних хронологических рубежей. Современное право, утвердившееся в результате упомянутых выше революций, основанное на новых принципах, развивалось в отличие от государства более плавно, эволюционно.

Право в меньшей степени, чем государство, испытывает на себе последствия политических катаклизмов. Оно в большей мере сориентировано на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человеческого общения. Присущая праву преемственность делает нецелесообразным рассмотрение его раздельно по двум самостоятельным периодам.

Принципиальные методологические подходы авторского коллектива определены еще во введении к первой части учебника. Суть их сводится к тому, что государство и право рассматриваются не в формационном плане, а как составной элемент общецивилизационного процесса.

Этими подходами руководствовались авторы и во второй части учебника. Они поставили своей задачей показать читателям общемировой процесс развития государства и права как движение от менее сложных к более сложным политико-правовым формам. В этом процессе авторы отмечают как позитивный, так и негативный исторический опыт.

Исходя из того же общецивилизационного подхода, авторы на конкретном историко-правовом материале нового и новейшего времени показывают, что, несмотря на многочисленные проявления регресса в политической жизни, демократическое и правовое государство приобретает в наше время все большую общечеловеческую ценность, активно участвует в решении все новых и новых проблем, встающих перед обществом.

Во второй части учебника в большей степени, чем в первой, используется наряду с конкретно- историческим подходом также и метод сравнительного анализа. Этот метод становится особенно необходимым, поскольку политико-правовая география (по сравнению с древним миром и средними веками) значительно усложнилась. На политической карте мира появилось большое число новых государств, которые имеют свои самостоятельные политические и правовые системы.

Для того чтобы дать студентам представление о происходящих глобальных процессах развития государства и права, авторы, прибегая к этому методу, рассматривают историю не только отдельных государств, но и историю государств целых регионов или даже континентов. Что касается отдельных государств, то авторы, прежде всего выделяют так называемые великие державы, а также те государства, история которых оставила заметный след в развитии цивилизации.

Почему внешняя политика Китая в эпоху правления династии Цин негативно влияла на развитие экономики государства?


Почему завоеватели-­маньчжуры позаимствовали у китайцев опыт государственного управления, их верования, культурные достижения? С чем был связан переход Китая к политике самоизоляции? (История Нового времени, 7 класс)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 31-2. Цинская империя в Китае
Напечатано:: Гость
Дата: Пятница, 4 Март 2022, 09:49

Оглавление

1. Общество, государство и власть в цинском Китае

XVII в. стал для Китая временем больших исторических перемен. Огромная страна, насчитывавшая 150 млн жителей, была завоевана немногочисленными (не более 700 тыс. человек) маньчжурскими племенами. На протяжении 267 лет (1644–1912) она управлялась чужеземной династией Цин. Это была последняя императорская династия в истории Китая.

По политическому строю цинский Китай являлся неограниченной монархией. Верховная власть принадлежала самодержавному правителю (богдыхану). Он считался Сыном Неба и был фигурой священной. Под страхом смерти запрещалось произносить имя правителя. Даже видеть лицо государя было запрещено. Во время его передвижения окна и двери домов наглухо закрывались.

По китайским законам, сохранившимся и во время правления династии Цин, полноправными группами (сословиями) китайского населения считались шэньши (лица, выдержавшие экзамены на ученую степень), земледельцы, ремесленники и торговцы. Все они имели право участвовать в сдаче экзаменов на получение ученой степени. Однако шэньши принадлежали к правящей верхушке. Что же касается нетитулованных помещиков, то они не выделялись законом в особую группу населения, а рассматривались как часть сословия земледельцев. То же можно сказать и о состоятельных торговцах.


2. Интенсивное развитие городов, ремесел и торговли

К концу XVII в. китайская экономика оправилась от тяжелых потерь, произошедших в годы народного восстания и маньчжурского нашествия. В XVIII в. земледелие переживало период настоящего подъема. Государственный поземельный налог был умеренным, арендная плата держалась на приемлемом уровне.


Возрождались китайские города, между ними восстанавливались прерванные связи. Наблюдался подъем государственного и частного ремесленного производства. Широко распространено было изготовление хлопковых и шелковых тканей. Они производились даже на экспорт. Значительно увеличился объем выпуска фарфоровых изделий, славившихся на весь мир. Свидетельством экономического подъема был рост численности населения, которое к концу XVIII в. составляло около 300 млн человек.

Однако период социальной стабильности и экономического подъема был сравнительно недолгим. Уже в последней четверти XVIII в. стали заметны признаки кризиса и нарастания социальной напряженности. Во многом это было связано с завоевательной политикой государства, которая требовала огромных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. Около трети государственных налоговых поступлений уходило на охрану границ империи. В результате постепенно увеличивались налоги, которые взимались с земледельцев и ремесленников.

Рост численности населения в стране не сопровождался соответствующим увеличением посевных площадей. Земли стало не хватать, и это приводило к подъему цен на нее и ухудшению условий аренды. Деревенские низы нищали, становились безземельными тружениками, а то и бандитами. Дело дошло до того, что вокруг зажиточных деревень стали сооружаться оборонительные укрепления.


3. Внешняя политика

На протяжении XVII–XVIII вв. цинское правительство активно осуществляло агрессивную внешнюю политику, которая соответствовала интересам не только маньчжурских феодалов, но и китайской аристократии. Были завоеваны и присоединены к Китаю земли, населенные кочевыми народами: Монголия и степные территории на западе до Памира. На юго-западе цинских правителей привлекал Тибет, который в конце XVIII в. был насильственно включен в состав Цинской империи.

Менее удачными были завоевательные походы против стран Индокитая — ​Бирмы и Вьетнама. Оба государства признали сюзеренитет Китая. Однако зависимость была формальной и ограничивалась посылкой в Пекин подарков для богдыхана.

Завоевательная политика правителей из династии Цин привела к значительному увеличению территории Китая, но она истощала казну и постепенно подрывала экономику страны.

Однако в первой половине XVIII в. отношение к иностранцам решительно изменилось. Цинские правители, безусловно, испытывали страх перед далекой неведомой Европой. В то же время господствующий класс Китая экономически не был заинтересован в торговых отношениях с европейцами. Наконец, деятельность христианских миссионеров вызывала недовольство народа. В результате католические церкви были закрыты, а миссионеры высланы из страны.

4. Духовная жизнь и культура

Несмотря на последствия маньчжурского завоевания, китайская культура не утратила связь с традициями предыдущих эпох. Образование, искусство и литература процветали, как и во времена династии Мин.

Основой духовного воспитания и обучения в маньчжурском Китае являлись классические конфуцианские книги, в которых излагались взгляды Конфуция на различные вопросы морали, этики, управления государством, а также описывались всевозможные церемонии, обряды, правила поведения и содержались летописи исторических событий. К этим книгам китайцы относились с особым трепетом и благоговением. Считалось, что в них можно найти ответы на все вопросы и они представляют собой высшее достижение человеческой мысли.

Классические книги, по существу, являлись учебными пособиями для многих поколений китайцев. Однако их освоение было непростым делом, так как они были написаны сотни лет назад на языке, который современники плохо понимали. Изучение конфуцианской мудрости зачастую сводилось к обыкновенному зазубриванию малопонятных текстов.

За 7–8 лет обучения школьники зазубривали 2–3 тыс. иероглифов и получали минимальные знания по арифметике и китайской истории.

Образованные люди в Китае пользовались большим уважением. Овладение конфуцианской мудростью открывало дорогу к чиновничьей карьере, а значит, к обогащению.

В специальных трудах излагались лечебные свой­ства растений и основы медицины.

После первых контактов с европейцами китайцы проявляли неподдельный интерес к достижениям Запада. Некоторые китайские ученые даже начали изучать латынь. У христианских миссионеров было заимствовано искусство гравюры. Но в целом китайцы сохранили пренебрежительное отношение к европейской культуре и научно-­техническим достижениям Европы.


Оправившись от социально-­политических и экономических потрясений прошлой эпохи, к концу XVII в. Китай во главе с новой династией Цин вошел в период относительной стабильности и процветания. Однако уже к концу XVIII в. государство встало перед лицом новых проблем. Огромные военные расходы и рост численности населения обострили экономические проблемы, а политика самоизоляции лишила китайцев возможности использовать европейские достижения в области науки и техники. Богатые китайские литературные и живописные традиции продолжали развиваться преимущественно на местной культурной почве. На них временами негативно влияла политика маньчжурских властей.

Вопросы

2. Какие мероприятия привели к интенсивному развитию городов, ремесел и торговли в Китае в XVIII в.?

3. Назовите причины кризиса правления династии Цин.

4. Охарактеризуйте внешнюю политику цинского правительства с использованием примеров из учебного пособия.

Читайте также: