Диагностика эффективности учебного исследования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Актуальность проблемы изучения эффективности процесса воспитания нахимовцев обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания. Ранее многие теоретические положения о воспитании основывались на марксистско-ленинской теории. Во-вторых, существенно изменилась практика воспитания. На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению воспитательного процесса пришла парадигма гуманистического, личностно-ориентированного воспитания. В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий.

В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Он определяется как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Необходимо соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов не с целями, а с прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Можно определить следующие положения условий эффективности воспитательного процесса:

1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

3. Диагностика результатов развития личности нахимовца является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

4. В основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса должна лежать диагностика изменений ситуации в течение нескольких лет.

5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства, формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности.

6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в учебном заведении должен обладать особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной среды, спецификой его типа.

7. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.

8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс.

9. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося.

На основе перечисленных положений, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания состоит из следующих позиций: определение цели и задач изучения; подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся; выбор методик изучения; подготовка диагностического инструментария; исследование испытуемых; обработка и интерпретация результатов исследования; анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. Чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения; выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность нахимовца и процесс его развития; определить степень удовлетворенности нахимовцев, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

Подбор критериев и показателей. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров. Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены на содействие развитию личности нахимовца, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность, либо сформированность основных потенциалов личности, либо интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность коллектива, удовлетворенность нахимовцев, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата.

Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:

Методики изучения эффективности воспитательной работы.

Сформирован-ность познавательного потенциала личности нахимовца.

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

3. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

Сформирован-ность нравственного потенциала личности.

3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

Сформирован-ность коммуникативного потенциала личности.

1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3. Педагогическое наблюдение

Сформирован-ность эстетического потенциала личности.

1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

2. Педагогическое наблюдение.

Сформирован-ность физического потенциала личности.

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки).

Удовлетворен-ность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Сформированность общешкольного коллектива.

3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе.

Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, психолог, методист по социальной работе, заместитель начальника училища по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

Завершая описание теоретических и технологических аспектов изучения эффективности воспитательной работы, необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности нахимовца, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе Л.В. Байбородова, М.И.Рожков. – Ярославль, 1997.

Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. – М., 1981

Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений И.П. Подласый. – М.,1996.

Степанова П.В. Мониторинг воспитательной системы школы: возможности и ограничения//Педагогическая диагностика. – 2006. - №4. С.33-38

Постоянная диагностика успеваемости, оценка работы учащихся является залогом постоянного прогресса в обучении.

Понятие и функции диагностики обучения

Давайте посмотрим, что представляет собой диагностика. И начнем мы с определения.

Диагностика обучения – это процесс оценки, который проводится на каждом из этапов обучения для определения эффективности учебного процесса, сопоставления достигнутых результатов с установленными требованиями.

Диагностика умений и навыков учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Она имеет ряд актуальных функций, к числу основных из которых можно отнести:

  • контролирующая, которая предполагает выявление достигнутого уровня знаний, умений и навыков учащихся с целью определения их готовности к последующему обучению или же к началу профессиональной деятельности;
  • обучающая, которая позволяет ученику не только выполнять задания и давать ответы на вопросы, но также осмысливать ответы других учеников и вносить в них собственные коррективы;
  • воспитывающая, которая подразумевает проведение регулярного контроля за работой ребенка, призванного повысить личную ответственность учащегося, приучить его самостоятельно решать поставленные задачи, адекватно оценивать свои возможности и результаты работы;
  • побуждающая, которая призвана стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся с целью получения более высоких оценок.

Принципы диагностики

Реализовать все перечисленные выше принципы на практике можно только в том случае, если учитывать значимые принципы процесса:

  • объективность : содержание учебного процесса должно быть научно обосновано, педагог должен относиться одинаково ко всем ученикам, оценка знаний должна быть объективной и честной;
  • систематичность: диагностика должна проводиться на всех этапах учебного процесса, начиная от исходного восприятия материала до его практического применения;
  • гласность: диагностика всех учащихся проводится открыто и по одинаковым критериям.

Виды диагностики и контроля

На вид проводимой диагностики оказывают влияние сразу несколько значимых факторов:

  • местно оценки знаний и навыков в учебном процессе;
  • размер заданий;
  • количество времени, которое отводится на диагностику;
  • количество учащихся.

В зависимости от перечисленных выше факторов выделяют следующие виды диагностики:

  • текущий контроль, который осуществляется учителем в процессе ежедневной учебной работы, как правило, во время занятий;
  • периодический контроль, который проводится после изучения темы или раздела;
  • итоговый контроль, который поводится в конце четверти или учебного года;
  • аттестационный контроль, который проводится на завершающем этапе обучения.

Формы диагностики различаются в зависимости от объема учебного материала и характера вопросов, которые могут быть заданы учащимся. На основе этих критериев выделяют:

В среднеспециальных и высших учебных заведениях зачеты проводятся после окончания семинарских и практических занятий по разделам учебного курса, или же после окончания производственной практики, серии лабораторных и расчетно-графических работ. Экзамены могут проводиться в конце семестра или учебного года. Они могут быть вступительными, текущими или выпускными.

Курсовая работа предполагает помимо оценки знаний формирование и развитие умений и навыков самостоятельной творческой учебной деятельности, углубленное изучение темы. Защита дипломной работы проводится на заседании экзаменационной комиссии средних и высших учреждений образования.

Формы диагностики обучения открывают только организационную сторону диагностики. Реализация диагностики в конкретных условиях определяется видо и уровне учебного учреждения и другими значимыми факторами.

Так, например, в условиях школы наиболее употребимыми способами диагностики являются устная проверка, контрольные и практические работы. Сейчас все чаще проводится машинная проверка, при которой учащимся предлагают выполнить тесты на компьютере.

Диагностика обучения предусматривает оценивание знаний и навыков учащихся как процесс и как результат обучения.

Читайте также: