Право и общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие права в обществознании, возможно, не самый увлекательный предмет, но, однозначно, один из самых главных продуктов общественного развития.

Право – это система регулирования общественных отношений. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе. Система права состоит из источников права и норм права.

Наиболее распространенные современные признаки права:

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех без исключения);
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Норма права.

Норма права, или правовая норма, - это общеобязательное правило поведения, которое отражает уровень прав и свобод человека. Норма права – это один из элементов системы права. Самый простой пример правовой нормы – это любой закон.

Структура нормы права:

  1. Гипотеза. Отражает условие и адресата нормы.
  2. Диспозиция. Элемент, отражающий правило поведения.
  3. Санкция. Меры юридической ответственности при правонарушении.

Если гражданин (гипотеза) ограбит банк (диспозиция), то сядет в тюрьму (санкция).

Норма права не имеет личностный характер, она направлена на всех людей либо на какую-то конкретную группу людей (пенсионеры, студенты), также она рассчитана на неоднократное применение.

Источники права.

Источник права – также элемент системы права. Он представляет из себя то, в каком виде выражается норма права, ее внешняя форма:

  • нормативно-правовой акт (законы, указы, подзаконные акты и т.д.);
  • нормативный договор (соглашение – международное или в рамках одного государства);
  • правовая доктрина (научные работы по исследованию и трактовые права);
  • правовой обычай (традиционные, исторически сложившиеся правовые нормы; в наше время встречаются, как правило, в гражданском праве);
  • судебный прецедент (имеет силу источника права в некоторых странах, например, США и Великобритания; основан на решениях, вынесенных по аналогичному делу ранее, таким образом это решение имеет правовую силу).

Правовые нормы имеют исторически сложившиеся связи с моральными нормами. Это соотношение мы рассмотрим в следующей главе.

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, связанной с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государствоесть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Признаки государства – власть, территория, население, флаг, гимн, налоги, суверенитет.

1. Власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества, который опирается на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. Представляет собой группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве.

В современном обществе большое внимание уделяется разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила-нормы поведения людей и их объединений. Исполнительная – призвана к строгому соблюдению законов. Судебная – рассматривает правовые споры.

2. Взимание налогов и сборов. Т.к. государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества.

3. Разделение населения на территории, это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления.

4. Флаг и гимн – это атрибуты, которые отличают вообще одно государство от другого.

5. Государство обладает как внешним, так и внутренним суверенитетом. Т.е. независимостью от других государств в международных отношениях и независимостью от всякой иной власти внутри страны. (Т.е. государство это не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе, есть политические партии, профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д.).

Под функциями государствапонимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние(основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государствапоказывает особенности устроения и функционирования государства, включает в себя три элемента:

1. Форма правления – характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства – характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима – совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, антидемократический).

Россия – республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.




Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с 2 диаметрально противоположных точек зрения:

1. появление права связывается с появлением государства, признаются в качестве правовых норм те, которые фиксировались в нормативных правовых актах государственных органов и должностных лиц.

2. право существовало и существует до и вне деятельности государства, государство само является порождением права.

Суть третьего подхода заключается в том, что право и государство неразделимы, они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат– это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задачгосударственные органы подразделяются на следующие виды:

1. Законодательные органы.

2. Исполнительные органы.

3. Правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, агентства, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Лекция 1. общество, государство и право

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, связанной с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государствоесть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Признаки государства – власть, территория, население, флаг, гимн, налоги, суверенитет.

1. Власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества, который опирается на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. Представляет собой группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве.

В современном обществе большое внимание уделяется разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила-нормы поведения людей и их объединений. Исполнительная – призвана к строгому соблюдению законов. Судебная – рассматривает правовые споры.

2. Взимание налогов и сборов. Т.к. государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества.

3. Разделение населения на территории, это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления.

4. Флаг и гимн – это атрибуты, которые отличают вообще одно государство от другого.

5. Государство обладает как внешним, так и внутренним суверенитетом. Т.е. независимостью от других государств в международных отношениях и независимостью от всякой иной власти внутри страны. (Т.е. государство это не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе, есть политические партии, профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д.).

Под функциями государствапонимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние(основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государствапоказывает особенности устроения и функционирования государства, включает в себя три элемента:

1. Форма правления – характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства – характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима – совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, антидемократический).

Россия – республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с 2 диаметрально противоположных точек зрения:

1. появление права связывается с появлением государства, признаются в качестве правовых норм те, которые фиксировались в нормативных правовых актах государственных органов и должностных лиц.

2. право существовало и существует до и вне деятельности государства, государство само является порождением права.

Суть третьего подхода заключается в том, что право и государство неразделимы, они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат– это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задачгосударственные органы подразделяются на следующие виды:

1. Законодательные органы.

2. Исполнительные органы.

3. Правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, агентства, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

Право играет важную роль в организации общественной жизни, регулировании человеческого поведения и функционирования коллективов. Вопрос о понятии права является дискуссионным. Существуют разные определения права, которые дают и дают представители разных направлений прецедентного права.

Представители теории естественного права считают, что право содержит абсолютные, неизменные принципы справедливости, проистекающие из самой природы. После исторической школы право развивается органически: оно вытекает из того, как оно формируется исторической жизнью конкретного народа.

Школа психологии объясняет происхождение и функционирование права психологией личности. Они видят в этом продукт психологического отношения, опыта и институтов.

Марксистско-ленинская теория делает акцент на классовую сущность права — волю господствующего класса, возведенную в закон.

Право — это система юридических норм, регулирующих важнейшие общественные отношения на основе справедливости и свободы.

В юридической науке термин право используется в двух смыслах:

  • объективное право (закон как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе правовых норм);
  • субъективное право (право, принадлежащее определенному лицу).

Источники права

Источник (форма) права — это способ закрепления правовых норм.

Виды источников права

Первый источник права следует рассматривать как правовой обычай.

Различают происхождение права в материальном, идеологическом и формальном (правовом) смысле. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, т. е. материальные условия в обществе, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. д.

Источником права в идеологическом смысле является правовое сознание и правовая культура. Это означает как правовую осведомленность законодателей, так и правовую осведомленность людей, влияющих на формулирование права.

Правовой источник в формальном (правовом) смысле — это способ закрепления существующих правовых норм. Вы также можете говорить об источниках права в историческом и политическом плане: в историческом плане он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом плане мы понимаем источник права как государство.

Состав и система правовых источников, существующих в данной стране, определяют исторические характеристики и принадлежность правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Таким образом, в англосаксонской правовой системе, в отличие, например, от романо-германской, правовые прецеденты (судебные или административные) имеют важное значение. Доказательство древних обычаев, существующих в этом районе, часто требуется при разрешении юридических споров в английских судах. В религиозно-правовых семьях теологические доктрины могут иметь юридическое значение.

Теория формально определяет следующие правовые источники:

  • нормативный правовой акт;
  • основной нормативный правовой акт (включая конституцию, религиозные тексты);
  • закон;
  • подзаконный нормативный правовой акт;
  • нормативное соглашение (в том числе международные, межправительственные соглашения);
  • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  • юридические обычаи;
  • правовая доктрина (включая религиозные догмы);
  • принцип права (включая принципы международного права).

Основные черты и признаки права

  1. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.
  2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и являются обязательными для всех людей и организаций.
  3. Формальная уверенность. Правовые нормы изложены письменно и записаны в различных юридических источниках.
  4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, вытекают друг из друга и образуют единую правовую систему.
  5. Государственная гарантия. Реализация правовых норм обеспечивает принудительную силу государства.
  6. Многократность применения. Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Роль права в жизни государства и особенности

Право действует как регулятор общественных отношений, защищая права граждан и государства. Именно поэтому существование и функционирование государства невозможно представить без правовой системы, поскольку в противном случае общественные отношения не будут регулироваться должным образом.

Демократические страны, составляющие большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какую-либо деятельность вне системы общеобязательных правил. В задачи права входит регулирование внутренних отношений в государственном механизме и формирование структуры государства.

Форма правления, политический режим той или иной страны также определяются законом. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, представляющих государственные органы.

Право определяет, как должен быть организован государственный аппарат, а также общеобязательные права и обязанности граждан отдельного государства. Законодательная деятельность государства осуществляется посредством закона, определяющего необходимость регулирования (правовой характер) определенных отношений.

Таким образом, с помощью законодательной деятельности государства создаются законы, указы и другие рациональные правовые формы. С другой стороны, право регулирует деятельность государства — оно придает ему правовую форму и вводит в рамки требований права.

Это означает, что право закрепляет интересы наций и национальностей, населяющих многонациональное федеративное государство.

Государство через право выполняет как внешние, так и внутренние функции. И во многом успешность выполнения той или иной функции государства зависит от того, насколько полно это юридически прописано. Право выполняет свои функции с двух сторон: со стороны граждан и со стороны государства.

Право влияет на государство в его отношениях с населением, а само государство влияет через правовую систему (в пределах требований закона). И это право, который определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Различные отрасли права с характеристиками

Отрасль права — это элемент правовой системы, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль отличается оригинальностью предмета и способом правового регулирования.

  1. Предметом правового регулирования является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами соответствующей отрасли.
  2. Метод правового регулирования — это методы и способы, которыми нормы, составляющие отрасль, влияют на ее предмет.

Все отрасли права по назначению делятся на:

1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:

  • конституционное;
  • гражданское;
  • уголовное;
  • финансовое;
  • административное;
  • семейное;
  • трудовое.

2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:

  • уголовно-процессуальное;
  • гражданско-процессуальное право;
  • административно-процессуальное право.

Процессуальное право — это система правил, регулирующих судопроизводство при разрешении споров или установление ответственности за проступки. В России признается пять видов судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное.

По предметному единству отрасли делятся на:

  1. Базовые (также называемые первичными или базовыми) — они не могут включать нормы других отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного и т. д.).
  2. Вторичные — сформировалась в разные периоды внутри основных ветвей (семейное, отдельное от гражданского права, уголовно-исполнительное, отдельное от уголовного права).
  3. Комплексные — в юридической литературе с 1940-х гг. выражена идея дополнения правовой системы комплексными отраслями права.

По регулируемым отношениям (по сфере интересов) делятся на:

  1. Публичное право — это совокупность правовых отраслей, которые защищают общие (общественные) интересы на благо всей страны.
  2. Частное право — это совокупность правовых отраслей, обеспечивающих частный интерес отдельного человека, коллектива людей.

Конституция Российской Федерации является отправной точкой для всех отраслей права. В России правовая система охватывает около 30 отраслей.

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

В настоящее время роль права в жизни человека велика. Ведь если не считаться с правовыми нормами, то каждый из нас будет вести себя как ему захочется и это может привести к хаосу. Не во всех сферах нашей жизни применимо право.

Некоторые вопросы, например, личного плана, отношений, привычек, мы решаем, не обращаясь к праву.

Схематично место права в жизни человека выглядит так (рис. 1).

Роль права в жизни общества

Рисунок 1. Место права в жизни общества

Значение права

В связи с тем, что роль права в жизни общества трудно переоценить, и оно решает существенные вопросы (рис. 2), то и несоблюдение правовых норм влечет за собой вероятность наступления наказания. В случае применения правовых норм в основной массе вопросов, то наша жизнь могла бы стать похожей на жизнь при тоталитаризме.

На рисунке можно наглядно рассмотреть какие сферы в обществе решаются правовыми понятиями и насколько важно право в каждой из сфер.

Значение права

Рисунок 2. Роль права в различных сферах общественной жизни

Попробуем кратко проанализировать каждую из сфер нашей жизни на предмет применения права в ней.

  • Политическая сфера. В этой сфере право применимо в наибольшей степени, так как управление обществом сложный процесс и для создания стратегий его развития, формирования и регулирования работы правительства, отношений между государствами и людьми необходим четкий правовой контроль.
  • Экономическая сфера. Здесь имеет место самостоятельное упорядочение процессов в производстве, распределении, обмене и потреблении благ, поэтому роль права значительно меньше, чем в политической.
  • Социальная сфера. Данная сфера является сложной, так как связана с перераспределением материальных благ между работающими гражданами и теми, кто еще, пока или уже не может обеспечить себе достойное существование. Таким образом, применение права направлено на повышение благосостояния граждан.
  • Духовная сфера. Роль права незначительна, так как оно только лишь регулирует процессы создания норм образования, науки, культуры, величины направляемых ресурсов для развития и прочего.

Все вышеперечисленные сферы жизни являются системой и тесно связаны между собой. В политике право занимает наибольшую часть, но в основе жизни общества лежит экономика. Чем выше уровень экономики, тем проще наладить социальную сферу, а, следовательно, и профинансировать отрасль образования, культуры и науки.

Если обратиться к вопросу о влиянии права на жизнь общества, а именно на экономику, то необходимо уделить внимание тому, для чего и какую область экономику необходимо регулировать.

Тезисы права

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить следующие основные тезисы:

Читайте также: